Пояснительная записка
Программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе
1) Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 г. № 1089);
2) Примерной программы основного общего образования по обществознанию (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобразования науки России от 07.07.2005 №03-1263)
3) Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом от 09.03.2004г., №1312;
4) Федеральных перечней учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 31.03 2014г.№253.
5) С учетом Учебного плана муниципального образовательного учреждения Ширинской средней школы №18, приказ № 287 от 31.08.2016г.,
6) Приказа МБОУ Ширинской СШ № 18 об « Утверждении УМК для начальной, основной и средней школы на 2016-2017 учебный год», № 232 от 16.05.2016г.
Цели преподавания учебного предмета
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Общая характеристика курса
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Курс обществознания в 9 классе «Гражданин, мораль, право» — знакомит с системой социальных норм (прежде всего моральных и правовых), гражданских качеств личности. Отображение нормативных требований, социальных норм в сознании человека позволяет ему полнее и адекватнее осознать социальную действительность, ориентироваться в ней, вырабатывать стратегию и тактику, планы и цели деятельности, сознательно регулировать свое поведение. С помощью социальных норм человек формирует собственные оценки и отношение к себе и другим, к своему поведению и поведению других членов общности или группы, к партнерам в непосредственном общении, к обществу в целом. Они являются и условием, и продуктом, и средством познания социальной действительности. Овладевая ими, человек вырабатывает отношение к фактам и процессам социальной жизни, социальным условиям своего существования и поведения, благодаря им, оценивает эти условия и возможности. Только имея целостное представление о социальных нормах, и, следуя им, человек способен выработать высшие формы и средства регуляции поведения — ценностные системы и критерии, убеждения, идеалы, понимать взаимосвязь прав, свобод личности и ее гражданской ответственности.
Человек и человеческие отношения рассматриваются с точки зрения гармонизации жизненных установок и целей человека с требованиями, предъявляемыми ему со стороны тех природных и социальных образований, в которые он включен. Такой подход призван помогать гуманизации личности, ее отношений к природе, другим людям, к себе и вместе с тем ориентировать на гуманизацию всей социальной системы.
Курс состоит из двух тем.
В первой теме «Политика» учащиеся знакомятся с основами государства, правового государства и гражданского общества, получают представление об их взаимосвязи и взаимозависимости. Изучают основные документы о правах человека в стране и мире, приобретают навыки работы с официальными документами.
Во второй теме — «Право» — характеризуются важнейшие стороны частной и общественной жизни, которые раскрываются с позиций частного и публичного права, а также во взаимосвязи норм права и морали.
При изучении первой и второй тем привлекается текст Конституции Российской Федерации, как для конкретизации общих положений курса, так и для расширения знаний учащихся о правах и свободах граждан, о конституционном строе России.
Место предмета в учебном плане:
Рабочая программа по обществознанию предусматривает 35 часов учебного времени в соответствии с учебным планом Ширинской СШ № 18.
При изучении предмета реализуются межпредметные связи с курсом истории, географии, литературы и другими учебными дисциплинами.
Особенности этнокультурного содержания включены в содержание уроков, а также при изучении тем: 9 класс в разделе «Право».
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
Использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
• сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Содержание учебной дисциплины
№ п.п | Название темы | Содержание | Кол-во часов |
1 | Политика и государство | Политическая сфера. Власть и политика. Политическая власть и её роль в жизни общества. Политический лидер. Политические организации. Политическая партия. Плюрализм. Государство. Теории его происхождения. Основные и дополнительные признаки гос-ва. Формы государства. Монархия, республика, конфедерация, федерация, унитарное гос-во, тоталитаризм, авторитаризм, демократия. Функции государства. Сущность и основные принципы правового государства. Гражданин, гражданство и государство. Гражданин – человек свободный и ответственный. Высшие проявления гражданственности. Всеобщая декларация человека. Международное гуманитарное право. Частная и публичная жизнь гражданина. Политические партии и движения. | 17 часов |
2. | Право | Понятие права. «Обычное» и «истинное» право. Теории происхождения права. Признаки права. Нормы права. Отрасли права. Нормативные акты. Виды юридической ответственности. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление. Верховенство права. Принцип разделения властей. Незыблемость прав и свобод человека и гражданина. Гражданское общество и правовое государство. Конституция – основной закон страны. Структура Конституции. Основы конституционного строя. Права и свободы. Власть в РФ. Президент РФ. Федерация и её субъекты. Местное самоуправление. Власть на территории РХ. Труд и трудовые отношения. Безработица. Профсоюзы. Имущественные отношения. Собственность. Предпринимательство. Основы гражданского права. Семейное право. Брак. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей. Потребление. Личный и семейный бюджет. Справедливое распределение хозяйственных обязанностей в семье. Потребитель и его права. Социальная политика государства. Социальные права человека. Право на жилье. Здоровье под охраной закона. Право на социальное обеспечение. Социальное государство. Социальная политика. Гражданские и политические свободы. Свобода собраний. Свобода ассоциаций. Свобода слова. Правовые ограничения гражданских и политических свобод. Право на образование. Образование — сочетание интересов личности и общества. Гуманизация образования. Самообразование. Основные звенья системы образования России. Конституция РХ | 18 часов |
Контроль уровня обучения
№ | Дата по факту | Дата по плану | Тема урока | Вид контроля |
1 | | 26 дек | Контрольный урок по теме «Политика» | Контрольная работа |
2 | | 10 апр | Право на труд. Трудовые правоотношения. | Тестовая работа |
3 | | 22 мая | Обобщение и контрольный урок по теме «Право» | Обобщение и контрольный урок |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Оценка «5» ставится, если ученик
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых событий, фактов, дат, закономерностей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, выводы, обобщать. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с картой, историческими источниками.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученного материала; допускает незначительные ошибки и недочеты при его воспроизведении. Материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну – две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал.
Оценка выполнения тестовых работ по обществознанию
оценка | минимум | максимум |
5 | 90 % | 100 % |
4 | 71 % | 89 % |
3 | 51 % | 70 % |
2 | 0 % | 50% |
Источники информации и средства обучения
Обществознание: учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, А.И.Матвеев и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.И.Матвеева— М.: Просвещение, 2013. – 223с. (Академический школьный учебник)
Методическая литература
Обществознание 9 класс: поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова и др, под ред. Л.Н. Боголюбова/ автор-составитель С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2007.
Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание» /Под ред. Л. Н. Боголюбова.— М., 2002.
Литература для учащихся
Гуревич П. С. Обществознание: 9 кл.— М., 2000.
Гуревич П. С. Человек: Обществоведческий курс: 9 кл. — М., 1998.
Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы государства и права: Пособие для учащихся 9 кл. для доп. Образования.— М., 1998.
Кишенкова О. В. Основы гражданских знаний: 9 кл.— М., 1998.
Кравченко А. И. Обществознание: М., 1999.
Мушинский В. О. Азбука гражданина: 8—9 кл.— М., 1997.
Мушинский В. О. Обществознание: 9 кл.— Ч. 2.— М., 2000.
Мушинский В. О. Основы правоведения: 8—9 кл.— М., 1997.
Никитин А. Ф. Граждановедение: 8 кл.— М., 1998.
Никитин А. Ф. дополнительные материалы к пособию «Право и политика»: 9 кл.— М., 1998.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата по факту | Дата по плану | Тема раздела Тема урока | Форма контроля |
| | | Политика | |
1. | | 5 сент | Вводный урок. Основные сферы жизни общества. | |
2. | | 12 сент | Политическая сфера. Общая характеристика. (словарный диктант) | Проверочная работа |
3. | | 19 сент | Что такое политика. Власть и политическая власть. | |
4. | | 26 сент | Политические организации. Партия. | |
5 | | 3 окт | Что такое государство? Теории возникновения государства. (Словарный диктант) | Проверочная работа |
6 | | 10 окт | Признаки государства. Функции государства | |
7 | | 17 окт | Формы государства: форма правления. | |
8 | | 24 окт | Форма государственно-территориального устройства и форма политического режима. | |
9 | | 7 ноя | Форма полит режима. Демократия. | |
10 | | 14 ноя | Правовое государство и его признаки | Устный опрос |
11 | | 21 ноя | Гражданское общество и государство. | |
12 | | 28 ноя | Местное самоуправление. Общественная палата. | |
13 | | 5 дек | Участие граждан в политической жизни | |
14 | | 12 дек | Политические партии и движения | |
15 | | 19 дек | Обобщение «Политика» | |
16 | | 26 дек | Контрольный урок по теме «Политика» | Контрольная работа |
| | | Право | |
17 | | 9 янв | Право, его роль в жизни общества и государства | |
18 | | 16 янв | Что такое право. «Обычное» и «истинное» право. Теории происхождения права. | |
19 | | 23 янв | Признаки права. Функции права. | |
20 | | 30 янв | Отрасли права. Норма права. Нормативные акты. | |
21 | | 6 фев | Правоотношения и субъекты права | |
22 | | 13 фев | Правонарушения и юридическая ответственность | |
23 | | 20 фев | Правоохранительные органы | |
24 | | 27 фев | Конституция РФ | |
25 | | 6 мар | Основы конституционного строя РФ | |
26 | | 13 мар | Права и свободы человека и гражданина. История появления. | Устный опрос |
27 | | 20 мар | Права и свободы человека и гражданина. Виды прав. | |
28 | | 3 апр | Гражданские правоотношения | |
29 | | 10 апр | Право на труд. Трудовые правоотношения. | Тестовая работа |
30 | | 17 апр | Семейные правоотношения | |
31 | | 24 апр | Административные правоотношения и уголовно-правовые правоотношения. | |
32 | | 8 мая | Социальные права. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
| |
33 | | 15 мая | Правовое регулирование отношений в сфере образования | |
34 | | 22 мая | Обобщение и контрольный урок по теме «Право» | Обобщение и контрольный урок |
24