СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию. 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) (прика­з Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004  №1089),  примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) (письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263), авторской программы Л.Н.Боголюбов. Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев. Обществознание 6-9 классы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию. 9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22

имени генерала армии Черняховского И.Д.»


Согласовано на

заседании ШМО

протокол №1 от 27.08.2015г.


Рассмотрена на заседании МС

протокол №1 от 27.08.2015г.


Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 22

____________ Н.Н.Ломец

Приказ от 27.08.2015г. №229








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Обществознание (включая экономику и право)»

9 класс

2016-2017 учебный год








Составитель:

учитель истории и обществознания

Корнева О.А.









г. Воронеж 2016

1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) (прика­з Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089), примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) (письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263), авторской программы Л.Н.Боголюбов. Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев. Обществознание 6-9 классы.


2. Цели и задачи учебного предмета:

Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Задачи:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога; выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

  • на использование элементов причинно-следственного анализа;

  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

  • выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.


3. Общая характеристика учебного предмета

Содержание образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами предмета являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении де­лами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая — от­раслям права. Особое внимание уделено элементам конститу­ционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в опреде­лённой мере систематизированные знания о праве.


4. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).


5. Содержание учебного предмета


Наименование тем учебной программы


Название темы

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Политика

11

3.

Право

19

4.

Итоговое повторение

3


Всего

34



Характеристика основных содержательных линий


Тема 1. Введение (1 ч)


Введение. Структура и особенности учебника. Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом году. Как добиться успехов в работе в классе и дома.


Тема 2. Политика (11 ч)


Политика и власть. Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Государство. Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политические режимы. Политические режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

Правовое государство. Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество и государство. Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие граждан в политической жизни. Гражданская активность. Участие выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Обобщение и систематизация знаний по теме. Повторение понятий, терминов, определений.


Тема 3. Право (19 ч)


Роль права в жизни общества и государства. Право, его роль в жизни человека, общества, государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Правоотношения и субъекты права. Сущность и особенности правоотношений, различия в возможности осуществления действий участников правоотношений, мера дозволенного, субъекты правоотношений, правоспособность и дееспособность физических и юридических сил, юридические факты, юридические действия, события.

Правонарушения и юридическая ответственность. Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятия и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция Российской Федерации. Этапы развития Конституции. Закон высшей юридической силы. Главные задачи Конституции.

Основы Конституционного строя РФ. Конституционный строй. Основы государства. Основы статуса человека и гражданина. Основные принципы конституционного строя.

Права и свободы человека и гражданина. Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека – идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Гражданские правоотношения. Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Виды договоров. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителя.

Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудовые правоотношения. Трудовой кодекс РФ. Право на труд. Права, обязанности и взаимная ответственность работника и работодателя. Обязанности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.

Семейные правоотношения. Семейные правоотношения. Семейный кодекс РФ. Сущность и особенность семейных правоотношений. Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и детей.

Административные правоотношения. Административные правоотношения. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Виды административных наказаний.

Уголовно-правовые отношения. Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Социальная политика государства. Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

Правовое регулирование отношений в сфере образования. Законодательство в сфере образования. Получение образования - и право, и обязанность.

Обобщение и систематизация знаний по теме. Повторение понятий, терминов, определений.


Тема 4. Итоговое повторение (3 ч)

Итоговое повторение по теме «Политика». Повторение основных терминов, определений, понятий.

Итоговое повторение по теме «Право». Повторение основных терминов, определений, понятий.

Итоговое повторение. Повторение основных терминов, определений, понятий.


6. Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения обществознания ученик должен:

знать/понимать:

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь:

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.































7. Календарно-тематическое планирование. 9 «А»


Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

факт

Тема 1. Введение (1 ч)

1.

Введение

1



Тема 2. Политика (11 ч)

2.

Политика и власть

1



3.

Политика и власть

1



4.

Государство

1



5.

Политические режимы

1



6.

Политические режимы

1



7.

Правовое государство

1



8.

Гражданское общество и государство

1



9.

Участие граждан в политической жизни

1



10.

Политические партии и движения

1



11.

Обобщение и систематизация знаний по теме

1



12.

Обобщение и систематизация знаний по теме

1



Тема 3. Право (19 ч)

13.

Роль права в жизни общества и государства

1



14.

Правоотношения и субъекты права

1



15.

Правонарушения и юридическая ответственность

1



16.

Правоохранительные органы

1



17.

Конституция Российской Федерации

1



18.

Основы Конституционного строя РФ

1



19.

Права и свободы человека и гражданина

1



20.

Права и свободы человека и гражданина

1



21.

Гражданские правоотношения

1



22.

Право на труд. Трудовые правоотношения

1



23.

Семейные правоотношения

1



24.

Административные правоотношения

1



25.

Уголовно-правовые отношения

1



26.

Уголовно-правовые отношения

1



27.

Социальные права

1



28.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

1



29.

Правовое регулирование отношений в сфере образования

1



30.

Обобщение и систематизация знаний по теме

1



31.

Обобщение и систематизация знаний по теме

1



Тема 4. Итоговое повторение (3 ч)

32.

Итоговое повторение по теме «Политика»

1



33.

Итоговое повторение по теме «Право»

1



34.

Итоговое повторение

1






























7. Календарно-тематическое планирование. 9 «Б»


Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

факт

Тема 1. Введение (1 ч)

1.

Введение

1



Тема 2. Политика (11 ч)

2.

Политика и власть

1



3.

Политика и власть

1



4.

Государство

1



5.

Политические режимы

1



6.

Политические режимы

1



7.

Правовое государство

1



8.

Гражданское общество и государство

1



9.

Участие граждан в политической жизни

1



10.

Политические партии и движения

1



11.

Обобщение и систематизация знаний по теме

1



12.

Обобщение и систематизация знаний по теме

1



Тема 3. Право (19 ч)

13.

Роль права в жизни общества и государства

1



14.

Правоотношения и субъекты права

1



15.

Правонарушения и юридическая ответственность

1



16.

Правоохранительные органы

1



17.

Конституция Российской Федерации

1



18.

Основы Конституционного строя РФ

1



19.

Права и свободы человека и гражданина

1



20.

Права и свободы человека и гражданина

1



21.

Гражданские правоотношения

1



22.

Право на труд. Трудовые правоотношения

1



23.

Семейные правоотношения

1



24.

Административные правоотношения

1



25.

Уголовно-правовые отношения

1



26.

Уголовно-правовые отношения

1



27.

Социальные права

1



28.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

1



29.

Правовое регулирование отношений в сфере образования

1



30.

Обобщение и систематизация знаний по теме

1



31.

Обобщение и систематизация знаний по теме

1



Тема 4. Итоговое повторение (3 ч)

32.

Итоговое повторение по теме «Политика»

1



33.

Итоговое повторение по теме «Право»

1



34.

Итоговое повторение

1






























8. Учебно-методическое обеспечение


Нормативные документы


  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования. – http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p1/1287/

  2. Примерная программа основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право)


Авторская программа


  1. Программы общеобразовательных учреждений: Обществознание. 6-9 класс / под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой. – М. : Просвещение, 2009. – 46 с.


Учебники и учебные пособия


  1. Обществознание: учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.. — М. : Просвещение, 2014.


Методические материалы


  1. Боголюбов Л. Н. Учебно-методический комплекс по обществознанию / Л. Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2006. - № 4. — С. 17-24.

  2. Боголюбов Л.Н. Итоговая аттестация в форме дискуссии : [ на уроке обществознания ] / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова // Открытая школа. — М., 2008. — № 2. — С. 63-66.

  3. Боголюбов Л.Н. Многообразие форм и методов учебной работы : [преподавание обществознания] / Л. Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе. — М., 2013. — № 8. — С. 9-17.

  4. Боголюбов Л.Н. Основные компоненты содержания обществоведческого образования / Л. Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе. — М., 2009. — № 8. — С. 17-25

  5. Вяземский Е.Е. Методические рекомендации по изучению Конституции РФ в общеобразовательных учреждениях / Е. Е. Вяземский , Т. В. Болотина // Преподавание истории и обществознания в школе. — М., 2013. — № 9. — С. 37-39. 

  6. Методика преподавания обществознания в школе : Учеб. пособие для студ.пед.высш.учеб.заведений / под общ. ред. Л.Н. Боголюбова. — М. : Владос, 2002. — 304с. 

Дидактический материал


  1. Боголюбов Л.Н. Обществознание в тестах и заданиях: 7 кл. / Л.Н. Боголюбов. — М. : Просвещение, 2008

  2. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина.— М. : Просвещение, 2002.


Наглядные пособия


  1. Конституция Российской Федерации. — М. : РИПОЛ классик, 2007. —60 с.

  2. Всеобщая декларация прав человека –

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml

  1. Декларация прав ребенка-

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации - http://base.garant.ru/10164072/

  2. Уголовный кодекс Российской Федерации - http://base.garant.ru/10108000/

  3. Семейный кодекс Российской Федерации –

http://www.consultant.ru/popular/family/

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации –

http://www.consultant.ru/popular/tkrf/

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях - http://www.consultant.ru/popular/koap/


Интернет-ресурсы


Электронные библиотеки

  1. INFOLIO. Университетская электронная библиотека -http://www.infoliolib.info/

  2. Библиотека Гумер. Библиотека книг по гуманитарным наукам -http://www.gumer.info/

  3. Библиотека Машкова. Крупнейшая русскоязычная электронная библиотека. Художественная литература. Литература по истории, философии, социологии. - http://lib.ru/

  4. Библиотека портала «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» - http://window.edu.ru/window/library?p_rubr=2.2.73

  5. Библиотека философского портала - http://www.philosophy.ru

  6. Библиотека электронных ресурсов истфака МГУ -http://www.hist.msu.ru/ER/index.html

  7. Социально-гуманитарное и политологическое образование - http://humanities.edu.ru/

  8. Электронная библиотека учебной литературы - http://www.alleng.ru/


Ресурсы по обществознанию, экономике и праву

  1. «Президент России – гражданам школьного возраста» - сайт, где можно найти ответы на вопросы о президенте, конституции, государственных символах и о многом другом - http://www.uznay-prezidenta.ru/

  2. Конституция, кодексы и законы Российской Федерации - http://www.gdezakon.ru/

  3. Левада – Центр. Крупейший неправительственный центр изучения общественного мнения - http://www.levada.ru

  4. Международные документы по правам человека на сайте «Права человека в России» - http://www.hro.org

  5. Портал федеральных органов государственной власти РФ. Сайт Президента РФ, Правительства, Совета Федерации, Государственной Думы, ЦИК, высших органов судебной власти - www.gov.ru

  6. Правовая база данных «Гарант» - http://www.garant.ru

  7. Правовая база данных «Консультант-Плюс» - http://www.consultant.ru

  8. Сайт «Конституция Российской Федерации» - http://www.constitution.ru/

  9. Сайт Всероссийского Центра изучения общественного мнения -http://www.wciom.ru

  10. Сайт министерства образования и науки Российской Федерации - www.mon.gov.ru