Рабочая программа по учебному предмету «Обучение грамоте» (чтение)
в 1 классе на 2016-2017 уч.г.
Результаты изучения учебного предмета
Личностные:
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на ми в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Развитие доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сборах. Обработки, анализа, организации, передач интерпретации информации.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознано строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог. Признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Предметные:
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Понимания учащимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения.
Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) правил речевого этикета.
Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Добукварный период. 11 ч
«Азбука» - первая учебная книга. Правила поведения на уроке.
Речь устная и письменная.
Предложение. Первые школьные впечатления.
Пословицы и поговорки об учении.
Слово и предложение. Пословицы о труде и трудолюбии.
Слог. Дикие и домашние животные. Забота о животных.
Ударение. Семья. Взаимоотношения в дружной семье.
Звуки в окружающем мире и в речи. Игры и забавы детей.
Звуки в словах.
Природа Слог-слияние. Правила безопасного поведения в быту.
Повторение и обобщение пройденного материала.
Любимые сказки. Гласный звук [ а], буквы А, а. Пословицы и поговорки об азбуке и пользе чтения.
Гласный звук [ о], буквы О, о. Взаимопомощь.
Гласный звук [ и], буквы И, и. Дружба и взаимоотношения между друзьями.
Гласный звук [ ы], буква ы. Учение – это труд. Обязанности ученика.
Гласный звук [ у], буквы У, у. Учение – путь к уменью. Качества прилежного ученика.
Букварный период. 41 ч.
Согласные звуки [н], [н,], буквы Н, н. Любовь к Родине. Труд на благо Родины.
Согласные звуки [с], [с,], буквы С, с. В осеннем лесу. Бережное отношение к природе.
Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к. Сельскохозяйственные работы. Труженики села.
Согласные звуки [т], [т,], буквы Т, т. Животные и растения в сказках, рассказах и картинах художников.
Согласные звуки [т], [т,], буквы Т, т. Животные и растения в сказках, рассказах и картинах художников.
Согласные звуки [л], [л,], буквы Л, л. Досуг первоклассников. Правила поведения в гостях.
Согласные звуки [р], [р,], буквы Р, р. Уход за комнатными растениями.
Согласные звуки [в], [в,], буквы В, в. Физкультура. Спортивные игры. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья.
Гласные буквы Е, е. На реке. Речные обитатели.
Согласные звуки [п], [п,], буквы П, п. Профессии родителей.
Согласные звуки [м], [м,], буквы М, м. Москва – столица России.
Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з. В зоопарке.
Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».
Согласные звуки [д], [д,], буквы Д, д. Терпенье и труд все перетрут
Согласные звуки [д], [д,], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.
Гласные буквы Я, я. Россия – Родина моя.
Согласные звуки [г], [г,], буквы Г, г. Не делай другим того, что себе не пожелаешь.
Мягкий согласный звук [ч,], буквы Ч, ч. Делу время, а потехе час.
Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного. Красна птица опереньем, а человек уменьем.
Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Мало уметь читать, надо уметь думать.
Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
Гласные буквы Ё, ё. Люби все живое.
Звук [ј,], буквы Й, й. Жить – Родине служить.
Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х. Без труда хлеб не родится никогда.
Гласные буквы Ю, ю. С. Я. Маршак. «Сказка о глупом мышонке».
Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Делу время, потехе час.
Гласный звук [э], буквы Э, э. Как человек научился летать.
Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ, щ. Русская народная сказка «По щучьему велению».
Согласные звуки [ф], [ф,], буквы Ф, ф. Играют волны, ветер свищет…
Мягкий и твердый разделительные знаки. Бог не в силе, а в правде.
Русский алфавит.
Послебукварный период 15 ч.
Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить».
Одна у человека мать; одна и родина. К. Ушинский «Наше отечество». Анализ содержания текста. Определение главной мысли текста. Наблюдение над значением слов. Пословицы и поговорки о Родине.
История славянской азбуки. Работа над познавательным текстом. В. Куприн «Первоучители славянские». Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации.
В. Куприн «Первый букварь». Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации. Знакомство со старинной азбукой. Создание азбуки.
А.С. Пушкин. Сказки. Выставка книг
Л.Н. Толстой,
К.Д. Ушинский
Поучительные рассказы для детей.
К.И. Чуковский Сказки. Телефон. Инсценирование стихотворения
Рассказы В.В.Бианки
Произведения С.Я.Маршака
Произведения М.М.Пришвина
Стихи А.Л.Барто, В.Берестова, С.Михалкова
Проект «Живая Азбука» Прощание с азбукой.
Календарно-тематическое планирование по «Обучению грамоте (чтение)»
№ п/п | Содержание тем урока | Количество часов по темам |
| «Обучение грамоте (чтение)» (67 часов) | |
| Добукварный период ( 11 часов) |
1 | МПОМ «Учимся играя» «Азбука» – первая учебная книга. | 1ч. |
2 | Речь устная и письменная. Предложение. | 1ч. |
3 | Слово . Слог. Предложение. | 1ч. |
4 | Ударение. Ударный слог. | 1ч. |
5 | Звуки в окружающем мире и в речи. Звуки в словах. | 1ч. |
6 | Слог-слияние. | 1ч. |
7 | ВПОМ «В лесной школе» Гласный звук [а], буквы А, а. | 1ч. |
8 | Гласный звук [о], буквы О, о. | 1ч. |
9 | Гласный звук [и], буквы И, и. | 1ч. |
10 | Гласный звук [ы], буква ы. | 1ч. |
11 | Гласный звук [у], буквы У, у. | 1ч. |
| Букварный период ( 41 час) | |
12 | Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н. | 1ч. |
13 | Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с. | 1ч. |
14 | ВПОМ «Прогулка по летнему лугу» Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к. | 1ч. |
15 | Согласные звуки [т], [т], буквы Т, т. | 1ч. |
16 | Согласные звуки [л], [л], буквы Л, л. | 1ч. |
17 | Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р. | 1ч. |
18 | Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в. | 1ч. |
19 | Гласные буквы Е, е | 1ч. |
20 | Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п. | 1ч. |
21 | ВПОМ «Путешествие с Буквоедом по Москве»Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. | 1ч. |
22 - 23 | Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. | 2ч. |
24 - 25 | Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. | 2ч. |
26 | ВПОМ «Все работы хороши, выбирай на вкус»Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. | 1ч. |
27 | Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. | 1ч. |
28 - 29 | Гласные буквы Я, я. | 2ч. |
30 | Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. | 1ч. |
31 | Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. | 1ч. |
32 | Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. | 1ч. |
33 | ВПОМ «Делу время, а потехе час». Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. | 1ч. |
34 | Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков. | 1ч. |
35 | Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. | 1ч. |
36 | Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. | 1ч. |
37 | Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. | 1ч. |
38 - 39 | Гласные буквы Ё, ё. | 2ч. |
40 | Звук [j’], буквы Й, й. | 1ч. |
41 | ВПОМ «Жить – Родине служить»Звук [j’], буквы Й, й. | 1ч. |
42 | Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. | 1ч. |
43 - 44 | Гласные буквы Ю, ю. | 2ч. |
45 | Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. | 1ч. |
46 | ВПОМ «Лесное эхо» Гласный звук [э], буквы Э, э. | 1ч. |
47 | Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ. | 1ч. |
48 - 49 | Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф. | 2ч. |
50 | ВПОМ «Интересные буквы» Мягкий и твёрдый разделительные знаки. | 1ч. |
51 | Мягкий и твёрдый разделительные знаки. | 1ч. |
52 | Русский алфавит. | 1ч. |
| Послебукварный период ( 15 часов) | |
53 | Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву "р"». Герои произведения. Чтение по ролям. | 1ч. |
54 | Одна у человека мать – одна и родина. К. Ушинский «Наше Отечество». | 1ч. |
55 | История славянской азбуки. В. Крупин «Первоучители словенские». | 1ч. |
56 | В. Крупин «Первоучители словенские». | 1ч. |
57 | ВПОМ «Первый книгопечатник» В. Крупин «Первый букварь». | 1ч. |
58 | А.С. Пушкин «Сказки». Выставка книг. | 1ч. |
59 | Л.Н. Толстой «Рассказы для детей». Нравственный смысл поступка. | 1ч. |
60 | К.Д. Ушинский «Рассказы для детей». Поучительные рассказы для детей. | 1ч. |
61 | К.И. Чуковский «Телефон». Инсценирование стихотворения. Выставка книг К.И. Чуковский. «Путаница», «Небылица». К. Чуковского для детей. | 1ч. |
62 | В.В. Бианки «Первая охота». | 1ч. |
63 | ВПОМ « Веселое путешествие от «А» до «Я»С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два». | 1ч. |
64 | М.М. Пришвин «Предмайское утро». Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С.Маршак, А. Барто, В. Осеева. | 1ч. |
65 | Весёлые стихи Б. Заходера, В. Берестова«Песенка-азбука». Стихи В. Берестова «Песенка-азбука». | 1ч. |
66 | Проект «Живая Азбука». | 1ч. |
67 | Наши достижения. | 1ч. |
Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля «Загадочный мир звуков от А до Я»
в 1 классе на 2016-2017 уч.г.
Планируемые результаты освоения образовательного модуля
В результате освоении программы модуля «В стане АБВГДейки» формируются следующие умения:
Личностные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
· Осознавать значимость чтения для личного развития;
· Формировать потребность в систематическом чтении;
· Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
· Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
· Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
· Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
· Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
· Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
· Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
· Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
· Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
· Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
· Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
· Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
· Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
· Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
· Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
· Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
· Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
Содержание курса образовательного модуля
Раздел 1. В стране Букволанди (9ч)
«В лесной школе», «Прогулка по летнему лугу», «Путешествие с Буквоедом по Москве», «Все работы хороши, выбирай на вкус», «Делу время, а потехе час». «Жить – Родине служить», «Лесное эхо», «Интересные буквы», «Первый книгопечатник».
Раздел 2. Мир книг (2 ч)
Веселое путешествие от «А» до «Я». «Твоя библиотека».
Раздел 3. Литературные игры (5 ч)
«Как хорошо уметь читать», «Мудрость народа». «Мир поэзии», «В гости к детским поэтам», «Не надо звать. Не надо ждать, а можно взять и прочитать!»
Календарно-тематическое планирование модуля ВПОМ
№ п/п | Содержание тем урока | Количество часов по темам |
| В стране Букволандии | |
1 | «В лесной школе» | 1ч. |
2 | «Прогулка по летнему лугу» | 1ч. |
3 | «Путешествие с Буквоедом по Москве» | 1ч. |
4 | «Все работы хороши, выбирай на вкус» | 1ч. |
5 | «Делу время, а потехе час». | 1ч. |
6 | «Жить – Родине служить» | 1ч. |
7 | «Лесное эхо» | 1ч. |
8 | «Интересные буквы» | 1ч. |
9 | «Первый книгопечатник» | 1ч. |
| Мир книг | |
10 | Веселое путешествие от «А» до «Я» | 1ч. |
11 | «Твоя библиотека» | 1ч. |
| Литературные игры | |
12 | «Как хорошо уметь читать» | 1ч. |
13 | «Мудрость народа» | 1ч. |
14 | «Мир поэзии» | 1ч. |
15 | «В гости к детским поэтам» | 1ч. |
16 | «Не надо звать. Не надо ждать, а можно взять и прочитать!» | 1ч. |
5