муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Верхнедонского района Верхняковская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Верхняковской СОШ
Приказ от 2016 года № ____
______________ Е.Г. Яшкина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
Уровень общего образования (класс) начальное общее образование 1класс
Количество часов 132___
Учитель Сетракова Валентина Дмитриевна_________________
Программа разработана на основе примерной программы по литературному чтению Начальная школа. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения) и авторской программы по литературному чтению на основе авторской программы по литературному чтению для учащихся 1-го класса Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, Л.А. Виноградской, обеспечена учебно-методическим комплектом для 1-го класса утвержденной Министерством образования и науки РФ.
2016
Пояснительная записка
«Литературное чтение» как систематический предмет начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Верхнедонского района Верняковской средней общеобразовательной школы с учётом Примерной програмы начального общего образования по литературному чтению и авторской программы «Литературное чтение» 1-4 классы Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.,М.: Просвещение, 2011.
Рабочая программа ориентирована на учебник Литературное чтение. 1 класс. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. М.: «Просвещение» 2016.
Согласно учебному плану после 92 часов обучения грамоте на изучение предмета «Литературное чтение» отводится 40 часов.
Срок реализации программы 1 год.
Содержание учебного курса «Литературное чтение»
Характеристика основных содержательных линий
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.
Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.
Проект: «Составляем сборник загадок»
Проект «Живая буква»
Календарно-тематическое планирование
уроков обучения грамоте
Чтение 4ч в 1 неделю=92ч,
Чтение (92 часа) |
№ | Дата | Тема | Стр. |
1 | 1.09 | День знаний. Здравствуй школа. «Азбука» - первая учебная книга | 2 |
2 | 2.09 | Устная и письменная речь. Предложение | 4-5 |
3 | 5.09 | Предложение и слово | 6-7 |
4 | 6.09 | Предложение.Слово и слог | 8-9 |
|
5 | 8.09 | Слог, ударение. Ударные и безударные слоги | 10-11 |
6 | 9.09 | Звуки в окружающем мире и речи | 12-13 |
7 | 12.09 | Гласные и согласные звуки | 14-15 |
8 | 13.09 | Как образуется слог? | 16-17 |
|
9 | 15.09 | Закрепление знаний о звуках русского языка. Обозначение звуков на письме и при печатании | 18-19 |
10 | 16.09 | Звук /а/. Буквы А,а | 20-21 |
11 | 19.09 | Звук /а/. Буквы А,а (закрепление) | 22-23 |
12 | 20.09 | Звук /о/. Буквы О,о | 24-27 |
| | | |
13 | 22.09 | Звук /и/. Буквы И,и | 28-29 |
14 | 23.09 | Звук /и/. Буквы И,и (закрепление) | 30-31 |
15 | 26.09 | Звук /ы/. Буква ы, её функция в слоге-слиянии. | 32-35 |
16 | 27.09 | Гласный звук /у/. Буквы У,у | 36-39 |
| | | |
17 | 29.09 | Звуки [н], [н,]. Буквы Н,н | 40-41 |
18 | 30.09 | Чтение слов с буквами Н,н | 42-43 |
19 | 3.10 | Звуки [с], [с,]. Буквы С,с | 44-45 |
20 | 4.10 | Чтение слов с буквами С,с | 46-47 |
|
21 | 6.10 | Звуки [к], [к,]. Буквы К,к | 48-49 |
22 | 7.10 | Чтение слов с буквами К,к | 50-51 |
23 | 10.10 | Звуки [т], [т,]. Буквы Т,т | 52-54 |
24 | 11.10 | Согласные звуки [т], [т,]. Буквы Т,т | 55-57 |
|
25 | 13.10 | Звуки [л], [л,]. Буквы Л,л | 58-61 |
26 | 14.10 | Чтение слов с буквами Л,л | 62-63 |
27 | 17.10 | Согласные звуки [р], [р,]. Буквы Р,р | 64-66 |
28 | 18.10 | Чтение слов с буквами Р,р | 66-67 |
|
29 | 20.10 | Звуки [в], [в,]. Буквы В,в | 68-70 |
30 | 21.10 | Чтение слов с буквами В,в | 70-71 |
31 | 24.10 | Звуки [й,э], [,э]. Буквы Е, е | 72-75 |
32 | 25.10 | Чтение слов с буквами Е, е | 76-77 |
|
33 | 27.10 | Согласные звуки [п], [п,]. Буквы П, п | 78-80 |
34 | 28.10 | Чтение слов с буквами П, п | 81-83 |
35 | 31.10 | Звуки [м], [м,]. Буквы М,м | 84-86 |
36 | 1.11 | Звуки [м], [м,]. Буквы М,м. Обобщение изученного о буквах и звуках | 87-89 |
|
37 | 3.11 | Звуки [з], [з,]. Буквы З, з | 90-93 |
38 | 14.11 | Сопоставление слогов и слов с буквами з-с | 94-95 |
39 | 15.11 | Звуки [б], [б,]. Буквы Б, б | 96-98 |
|
40 | 17.11 | Сопоставление слогов и слов с буквами б-п | 99-103 |
41 | 18.11 | Звуки [д], [д,]. Буквы Д, д | 104-106 |
42 | 21.11 | Буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д-т | 107-109 |
43 | 22.11 | Звуки [й,а], [,а]. Буквы я, Я | 110-112 |
| | | |
44 | 24.11 | Чтение текстов с буквой я | 113-115 |
45 | 25.11 | Чтение текстов с буквой я |
46 | 28.11 | Звуки [г], [г,]. Буквы Г, г. | 118-120 |
47 | 29.11 | Сопоставление слогов и слов с буквами г-к. Смысловая связь слов в предложении | |
|
48 | 1.12 | Итоговый урок по I ч. «Азбуки». Звук [ч,]. Буквы ч, Ч. | 124-127 |
49 | 2.12 | Звук [ч,]. Буква Ч. Правописание сочетаний ЧА-ЧУ | Часть 2 4,5,7 |
50 | 5.12 | Буква Ч (закрепление.) Чтение текстов с буквой Ч. | 8-9 |
51 | 6.12 | Красна птица опереньем, а человек - уменьем. Буква Ь как показатель мягкости согласных звуков | 10-13 |
|
52 | 8.12 | Буква ь | 14-15 |
53 | 9.12 | Мало уметь читать, надо уметь слушать. Звук /ш/. Буквы Ш,ш | 16-18 |
54 | 12.12 | Чтение слов с буквами Ш,ш. Сочетание ши | 19-22 |
55 | 13.12 | Где дружбой дорожат, там враги дрожат. Звук [ж]. Буквы Ж, ж | 24-25 |
|
56 | 15.12 | Правописание с сочетаниями жи-ши | 26-29 |
57 | 16.12 | Звуки [й,о],[ ,о]. Буквы Ё, ё | 30-31 |
58 | 19.12 | Звуки [й,о],[ ,о]. Буквы Ё,ё (закрепление) | 32-33 |
59 | 20.12 | Звук [й,]. Буква Й. | 34-35 |
|
60 | 22.12 | Согласный звук [й,]. Букв Й, й | 36-37 |
61 | 23.12 | Звуки [х], [х,]. Буквы Х, х. | 38-39,42 |
62 | 26.12 | Звуки [х], [х,]. Буквы Х, х. | 40-45 |
63 | 27.12 | Звуки [й,у], [,у]. Буквы Ю, ю. | 46-47 |
|
64 | 29.12 | Буквы Ю, ю (закрепление) | 48-49 |
65 | 30.12 | Звук [ц], буквы Ц, ц | 50-52 |
| | | |
66 | 12.01 | Звук [ц], буквы Ц, ц (закрепление). | 53-55 |
67 | 13.01 | Звук [э]. Буквы Э, э. | |
68 | 16.01 | Гласный звук [э], буквы Э, э (закрепление) | 60-61 |
69 | 17.01 | Русская народная сказка «По щучьему велению». Звук [щ,]. Буквы Щ, щ. Правописание ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ | 62-64 |
| | | |
70 | 19.01 | Звук [щ,]. Буквы Щ, щ. (закрепление).Ю. Тувим «Овощи», Л.Н. Толстой «Два товарища» | 65-69 |
71 | 20.01 | Звуки [ф], [ф,]. Буквы Ф, ф | 70-72 |
72 | 23.01 | Звуки [ф], [ф,]. Буквы Ф, ф (закрепление) | 72-73 |
73 | 24.01 | Буквы ь, ъ | 74-77 |
| | | |
74 | 26.01 | Буквы ь, ъ (закрепление) | 77-81 |
75 | 27.01 | Алфавит. С. Маршак «Как хорошо уметь читать», В. Берестов «Читалочка» | 82-83 |
76 | 30.01 | Алфавит. Звуки и буквы. Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р» | 84-85 |
77 | 31.01 | К. Ушинский «Наше Отечество» | 86-87 |
78 | 2.02 | В. Куприн Первоучители словенские» | 88-89 |
79 | 3.02 | В. Куприн «Первый букварь» | 90-91 |
80 | 6.02 | А.С. Пушкин и его сказки | 92-93 |
81 | 7.02 | Л. Н. Толстой и его рассказы. | 94 |
82 | Великий педагог К. Д. Ушинский | 95 |
83 | 9.02 | К. Чуковский и его стихи для детей. | 96-97 |
84 | 10.02 | В.Бианки «Первая охота» | 98-99 |
85 | 20.02 | С.Я. Маршак и его стихи для детей. | 100-101 |
86 | 21.02 | М.М. Пришвин и его произведения | 102-103 |
87 | 27.02 | А.Л. Барто и её стихи | 104-105 |
88 | С.В. Михалков и его стихи | 106 |
89 | 28.02 | Б.В.Заходер и его произведения для детей | 107 |
90 | 2.03 | В.Д. Берестов и его стихи для детей | 108 |
91 | 3.03 | Проверим и оценим свои достижения. | 109 |
92 | Наш проект «Живая буква» | 110-111 |
Тематическое планирование курса «Литературное чтение» 40часов
№ уроков | Темы, раскрывающие основное содержание программы | Кол-во часов | Основные виды деятельности учащихся |
| 1 класс ( 40 час.) |
1 | Вводный урок Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. | 1 | Ориентироваться в учебнике. Находить нужную главу в содержании учебника. Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий. Предполагать на основе названия содержание главы. Находить в словаре непонятные слова |
2-8 | Жили – были буквы Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака. Тема стихотворения. Заголовок. Характер героев (буквы). Выразительное чтение с опорой на знаки препинания. Творческая работа: волшебные превращения. Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок». Литературная сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина. Главная мысль. Характер героя произведения. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой. Заголовок. Рифма. Звукопись как приём характеристики героя. Главная мысль произведения. Заучивание наизусть. Конкурс чтецов. | 7 | Прогнозировать содержание раздела. Расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Выбирать книгу по заданному параметру. Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт. Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев. Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Составлять план пересказа прочитанного: что произошло в начале, потом, чем закончился рассказ. Находить в стихах слова с созвучным окончанием. Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь. Использовать приём звукописи при изображении различных героев. Читать стихи наизусть. Участвовать в конкурсе чтецов; декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца. Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя) |
9-15 | Загадки. Сказки. Небылицы Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака». Сказки А. С. Пушкина. Произведения К. Ушинского и Л. Толстого. Герои сказки. Рассказывание сказки на основе картинного плана. Инсценирование. Главная мысль сказки. Сравнение народной и литературной сказок. Выразительные средства языка. Выразительное чтение диалогов из сказок. Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок. Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки. Герои песенок. Сравнение песенок. Настроение. Выразительное чтение песенок. Потешки. Герои потешки. Чтение по ролям. Небылицы. Сочинение небылиц. Оценка планируемых достижений | 7 | Прогнозировать содержание раздела. Подбирать книги на выставку в соответствии с темой раздела; рассказывать о ней в соответствии с коллективно составленным планом, обсуждать прочитанное. Выбирать нужную книгу по заданным параметрам. Читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении — читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение. Анализировать представленный в учебнике картинный план. Соотносить иллюстрацию с содержанием текста. Рассказывать сказку на основе картинного плана. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти. Сравнивать народную и литературную сказку. Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия. Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам. Работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание. Проверять чтение друг друга, работая в парах и самостоятельно оценивать свои достижения |
16-20 | Апрель, апрель! Звенит капель… Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака. Настроение. Развитие воображения, средства художественной выразительности: сравнение. Литературная загадка. Сочинение загадок. И. Токмакова. Е. Трутнева. Проект: «Составляем сборник загадок». Чтение наизусть стихотворений. Наблюдение за ритмическим рисунком стихотворного текста. Запоминание загадок. Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, выбор понравившихся, их выразительное чтение | 5 | Прогнозировать содержание раздела. Отбирать книги на выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения. Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные. Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений. Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему; на разные темы. Находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим; придумывать свои сравнения. Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки. Сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом |
21-27 | И в шутку и всерьёз Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме. Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, Т. Собакина. Авторское отношение к изображаемому. Звукопись как средство выразительности. Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского. Заголовок — «входная дверь» в текст. Подбор другого заголовка. Герой юмористического рассказа. Чтение по ролям. Заучивание наизусть. Рассказывание. Сравнение произведений на одну тему: сходство и различия. Оценка достижений | 7 | Прогнозировать содержание раздела. Подбирать книги к выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книгах с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Воспринимать на слух художественное произведение. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом. Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг. Отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста. Определять настроение автора. Объяснять смысл названия произведения. Придумывать свои заголовки. Находить слова, которые отражают характер героя. Передавать при чтении настроение стихотворения. Читать по ролям, отражая характер героя произведения. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Сравнивать произведения на одну и ту же тему; находить сходства и различия. Оценивать свои достижения |
28-34 | Я и мои друзья Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцков-ского. Заголовок — «входная дверь» в текст. План рассказа. Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивова-ровой, Я. Акима, Ю. Энтина. Тема произведений. Главная мысль. Нравственно-этические представления. Соотнесение содержания произведения с пословицами. Сравнение рассказа и стихотворения. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. Проект: «Наш класс — дружная семья». Создание летописи класса. Оценка достижений | 7 | Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула. Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Обсуждать с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем. Читать произведение, отражая настроение, высказывать своё мнение о прочитанном. Обсуждать варианты доброжелательного и необидного способа общения. Определять тему произведения и главную мысль. Соотносить содержание произведения с пословицами. Составлять план рассказа. Сравнивать рассказы и стихотворения. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом. Участвовать в работе группы; распределять работу в группе; находить нужную информацию в соответствии с заданием; представлять найденную информацию группе |
35-40 | О братьях наших меньших Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела. Выставка книг по теме. Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой. Выразительное чтение стихотворения. Рассказы В. Осеевой. Сказки — несказки Д. Хармса, Н. Сладкова. Художественный и научно-популярный тексты. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Событие рассказа. Поступок героя. Пересказ на основе иллюстрации. Оценка достижений | 6 | Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула. Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, проявлять внимание друг к другу. Читать произведение с выражением. Сравнивать художественный и научно-популярный текст. Определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя). Называть особенности сказок — несказок; придумывать свои собственные сказки — несказки; находить сказки — несказки, в книгах. Характеризовать героя художественного текста на основе поступков. Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
| Итого | 40ч | |
Результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение» и система их оценивания
Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшею развития и успешного обучения;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы;
эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются:
освоение приёмов поиска нужной информации;
овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения;
освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;
формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;
овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметными результатами обучения в начальной школе являются:
формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
умения самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;
умение пользоваться словарями и справочниками;
осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавая содержание текста по плану, составлять небольшие тексы повествовательного характера с элементами рассуждения и описания;
умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.
К концу 1 класса учащиеся должны знать:
автора и заглавие 3—4 прочитанных книг;
имена и фамилии 3—4 писателей, произведения которых читали в классе.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и к взрослым;
выслушать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддержать разговор репликами и вопросами;
читать небольшой текст плавно, целыми словами с элементами послогового чтения;
читать со скоростью не менее 30-35 слов в минуту небольшие тексты, соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого;
отвечать на вопросы к прочитанному тексту;
воспроизводить содержание эпизода или ситуацию из текста с опорой на вопросы и иллюстрации к нему;
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Используются следующие формы контроля:
В оценочной деятельности используются три вида оценивания:
Стартовая диагностика основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению.
Текущее оценивание использует субъективные методы (наблюдение, самооценку и самоанализ) и объективизированные методы, основанные на анализе устных ответов, письменных работ учащихся, деятельности учащихся, результатов тестирования.
Навык чтения.
I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.
II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита темпом 30-40 сл./мин. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.
Календарно – тематическое планирование по литературному чтению
№ урока | дата | Тема урока | Домашнее задание |
Введение – 1 ч. | |
1. | 06.03 | Вводный урок Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. | |
Жили-были буквы – 7 ч. | |
2. | 07.03 | В. Данько «Загадочные буквы» | |
3. | 09.03 | И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А» | |
4. | 10.03 | С. Чёрный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет» | |
5. | 13.03 | Г. Сапгир «Про медведя М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?» | |
6. | 14.03 | С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть» | |
7. | 16.03 | Из старинных книг | |
8. | 17.03 | Повторение и обобщение по теме «Жили-были буквы» | |
Сказки, загадки, небылицы – 7 ч. | |
9. | 20.03 | Е. Чарушин «Теремок» | |
10. | 21.03 | Русская народная сказка «Рукавичка» | |
11. | 23.03 | Загадки, песенки. Проверка навыков чтения | |
12. | 24.03 | Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни» | |
13. | 03.04 | Александр Сергеевич Пушкин | |
14. | 04.04 | Русская народная сказка «Петух и собака» | |
15. | 06.04 | Из старинных книг.Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы» | |
Апрель, апрель. Звенит капель! – 5 ч. | |
16. | 07.04 | А. Майков «Ласточка примчалась…», «Весна». А. Плещеев «Сельская песенка» | |
17. | 10.04 | Т. Белозёров «Подснежники», С. Маршак «Апрель» | |
18. | 11.04 | Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л. Яхнина, Е. Трутневой | |
19. | 13.04 | Стихотворения В. Берестова, Р. Сефа. Произведения из старинных книг | |
20. | 14.04 | Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель!» Проект: «Составляем сборник загадок» | |
И в шутку и всерьёз – 6 ч. + 1 ч. | |
21. | 17.04 | И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк», Г. Кружков «РРРЫ!» | |
22. | 18.04 | Н. Артюхова «Саша-дразнилка» | |
23. | 20.04 | К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет», О.Григорьев «Стук» | |
24. | 21.04 | И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка», И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», К. Чуковский «Телефон» | |
25. | 24.04 | М. Пляцковский «Помощник»Из старинных книг | |
26. | 25.04 | Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьёз» | |
Я и мои друзья – 5 ч. + 2 ч. | |
27. | 27.04 | Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок» | |
28. | 28.04 | В. Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны» | |
29. | 02.05 | Р. Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек», В. Орлов «Если дружбой дорожить…», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Я. Аким «Моя родня» | |
30. | 04.05 | С. Маршак «Хороший день» | |
31. | 05.05 | М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю. Энтин «Про дружбу» | |
32. | 11.05 | Из старинных книг. Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка» | |
33. | 12.05 | Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья» Проект: «Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса | |
О братьях наших меньших – 7ч. |
34. | 15.05 | С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак…» | |
35. | 16.05 | В. Осеева «Собака яростно лаяла», И. Токмакова «Купите собаку» | |
36. | 18.05 | М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка» | |
37. | 19.05 | В. Берестов «Лягушата», В. Лунин «Никого не обижай», С. Михалков «Важный совет» | |
38. | 22.05 | Итоговый контроль техники чтения | |
39 | 23.05 | Д. Хармс «Храбрый ёж», Н. Сладков «Лисица и Ёж», С. Аксаков «Гнездо» | |
40. | 25.05 | Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших» | |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
протокол заседания методического заместитель директора по УВР
МБОУ Верхняковской СОШ _____________Долгова Л.А
подпись
от _______________2016 год № ________________2016 года
________________Долгова Л.А. дата
подпись руководителя МС
Тексты по проверке техники чтения.
1 класс. 2 полугодие
В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно. Они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и сидят на завалинках. ( 43 слова) М.Пришвин.
Галка и голуби.
Галка увидала, что голубей хорошо кормят. Она выбелилась и влетела в голубятню. Голуби подумали, что она голубь, и пустили её. Но галка забылась и закричала по-галочьи. Тогда её голуби прогнали. Галка полетела назад к галкам. Но галки испугались и тоже прогнали её. ( 46 слов ) Л.Толстой.
Куница.
Живёт в густом лесу небольшой хищный зверёк — куница. Ростом куница меньше кошки. Она очень проворна и так хорошо лазает по деревьям, что даже ловкая белка не всегда от неё убежит. Охотится куница за мышами и другими мелкими зверушками. А наступит лето, поспеют в лесу ягоды — куница и ими будет лакомиться. ( 51 слово) В. Чаплина.