СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обучению грамоте УМК "Гармония"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Программа  разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования и авторской программы М. С. Соловейчик.

Просмотр содержимого документа
«обуч. грамоте»


Раздел VII. Календарно - тематическое планирование по обучению грамоте.


п/п


Тематика уроков чтения и письма.


Тип урока.


Страницы букваря.


Страницы прописей.


Элементы содержания


Требования к уровню подготовки учащихся


Дата

По плану

фактически

Добуквенный период (42ч.: 23 / 19)


Ч. 1


1



  • практическое знакомство с понятиями РЕЧЬ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, СЛОВО, СЛОГ как способ произношения звуков слова ; слогообразующей ролью гласных, ударением в словах;

  • знакомство с существенными признаками звуков гласных, согласных, согласных твердых – мягких, глухих – звонких;

  • развитие фонематического слуха;

  • знакомство с действиями звукового анализа: выделение последовательности, характеристика, обозначение звуков на схеме условными знаками;

  • знакомство с основными требованиями к речи, со стилевыми разновидностями речи в зависимости от условий и задач общения;

  • знакомство с гигиеническими правилами письма, с положением тетради, руки и ручки во время письма;

  • знакомство с правилами посадки при письме и чтении;

  • освоение названий и письма основных элементов букв рукописного шрифта;

  • знакомство с ориентировочной основой письма: нахождение точки начала и направления руки при письме;

  • развитие зрительно – пространственных представлений, умения вычленять основные элементы в рукописных буквах.




1

Знакомство с учителем, одноклассниками, первым учебником и прописями

УИПЗЗ

Обл.,

3 – 7


Обл.

Знать: слова приветствия, прощания;



2.


1.

Как мы здороваемся и прощаемся?

Знакомство с правильной посадкой, положением ручки

УИПЗЗ


УИПЗЗ

8 – 9



3

Знать: слова приветствия, прощания; правила правильной посадки, положения тетради, ручки



3.

2.

Зачем нам нужна речь?

Знакомство с разлиновкой прописи

УИПЗЗ

УИПЗЗ

10 – 11


4 – 5

Знать виды речи, их особенности.

Уметь различать письменную и устную речь.



4.

3.

Правила хорошей речи

Знакомство со штриховкой

УКИЗ

УИПЗЗ

14 – 15


6 – 7

Знать правила хорошей речи – быть понятной и вежливой.



5.


4.

Об одном и том же по-разному

Продолжение знакомства со штриховкой

УЗНЗВУ


УЗНЗВУ

16 – 17


8 – 9

Уметь соблюдать правила хорошей речи.



6.

Речь устная и письменная

УИПЗЗ

18 – 19


Уметь различать письменную и устную речь.



7.

5.

Предложение

Знакомство с секретом наклонного письма. Введение письма под диктовку (квази-письмо)

УИПЗЗ

УИПЗЗ

22 – 23




10 – 11

Знать правило оформления границ предложения при письме.



8.

6.

Слово

Знакомство с элементами букв: .Квази-письмо с делением на слова

УИПЗЗ

УИПЗЗ

24 – 25



12 – 13

Знать назначение слов в речи.

Уметь различать слово и то, что им названо.



9.

7.

Слог

Знакомство с элементами букв: Квази-письмо с указанием слогов в словах

УИПЗЗ

УИПЗЗ

26 – 27



14 – 15

Знать способ выявления слогов в словах.

Уметь им пользоваться.



10.

8.

Звуки вокруг нас. Звуки речи.

Знакомство с элементами букв:

УИПЗЗ

УИПЗЗ

28 – 29


16 – 17

Уметь различать звуки речи, выделять их в речи.



11.

9.

Звуки речи: закрепление.

Знакомство с элементами букв:

УЗНЗВУ

УИПЗЗ

30 – 31


18 – 19

Уметь различать звуки речи, вычленять их в слове.



12.

Совершенствование умения выделять звуки речи.

УЗНЗВУ

32 – 33


Уметь выделять звуки в слове.



13.

10.

Звуки гласные и согласные

Знакомство с элементами букв:

УИПЗЗ

УИПЗЗ

34 – 37


20 – 21

Знать особенности гласных и согласных звуков.

Уметь различать гласные и согласные звуки.



14.


11.

Звуки гласные и согласные: закрепление

Знакомство с элементами букв:

УЗНЗВУ


УИПЗЗ

38 – 39


22 – 23

Знать особенности гласных и согласных звуков. Уметь различать гласные и согласные звуки.



15.


12.

Ударение. Ударные и безударные гласные звуки

Знакомство с элементами букв:

УИПЗЗ


УИПЗЗ

40 – 41



24 – 25

Знать особенности ударного слога.

Уметь вычленять ударный слог в слове.



16.


13.

Ударные и безударные гласные звуки: закрепление

Знакомство с элементами букв:

УЗНЗВУ


УИПЗЗ


42 – 43



26 – 27

Уметь вычленять ударный слог в слове.



17.


14.

Согласные звуки: твердые и мягкие

Знакомство с нижним соединением элементов букв

УИПЗЗ


УИПЗЗ

46 – 47



28 – 29

Знать особенности твердых и мягких согласных звуков.

Уметь различать их в слове; проводить фонетический анализ слова.



18.

Твердые и мягкие согласные звуки: закрепление

УЗНЗВУ

48 – 49


Уметь различать твердые и мягкие согласные звуки; проводить фонетический анализ слова.



19.



15.

Ударные и безударные гласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки: закрепление

Знакомство со средним соединением элементов букв

УЗНЗВУ



УИПЗЗ


50 – 51




30 – 31

Уметь вычленять ударный слог в слове, проводить фонетический анализ слова.



20.


16.

Гласные и согласные звуки: обобщение

Знакомство с верхним соединением элементов букв

УОСЗ


УИПЗЗ

52 – 53



32 – 33

Уметь вычленять ударный слог в слове, проводить фонетический анализ слова.



21 .


16.

Согласные звуки: глухие и звонкие

Знакомство с верхним соединением элементов букв: продолжение

УИПЗЗ


УИПЗЗ

54 – 55



34 – 35

Знать особенности глухих и звонких согласных звуков.

Уметь их различать.



22 .


18.

Глухие и звонкие согласные звуки: закрепление.

Знакомство с верхним соединением элементов букв: продолжение

УЗНЗВУ


УЗНЗВУ


56 – 57



36 – 37

Уметь различать глухие и звонкие согласные; проводить фонетический анализ слова.



23.

19.

Звуки речи: обобщение. Обобщение: виды соединений элементов букв – нижнее, верхнее, среднее.

УОСЗ

УОСЗ

58



38 – 39

Знать правила речи; ее виды. Уметь слышать интонацию конца предложения, правильно передавать ее знаками.




Основной период (39ч.: 18 / 18 / 3)


2








1.

1.

Первые буквы гласных звуков: А а – О о, И и – ы, У у – Э э


Буквы А а – О о

Письмо букв о О




УИПЗЗ

УИПЗЗ



60 – 61




4 – 5



  • продолжение работы по формированию действия звукового анализа, закрепление понятий ГЛАСНЫЙ, УДАРНЫЙ, БЕЗУДАРНЫЙ, СОГЛАСНЫЕ ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ, СОГЛАСНЫЕ ГЛУХИЕ И ЗВОНКИЕ.

  • разграничение понятий ЗВУК и БУКВА. Знакомство с буквами для гласных и согласных звуков.

  • формирование механизма правильного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами.

  • закрепление гигиенических правил.

  • обучение письму малых и больших букв, их соединению в словах. Становление навыка письма слов, предложений.

  • формирование орфографической зоркости. Знакомство с признаками «опасных для письма» мест для гласных и парных по глухости – звонкости согласных. Обучение списыванию и письму под диктовку.

  • развитие устной и письменной речи, культуры речевого поведения учащихся.




Уметь находить буквы гласных «А а О о»;

писать буквы О о.



2.

2.

Буквы И и – ы

Письмо букв и И ы

УИПЗЗ

УИПЗЗ

62 – 63


6 – 7

Уметь находить буквы гласных «И и ы»;

писать буквы и И ы



3.

3.

Буквы У у – Э э

Письмо букв э Э

УИПЗЗ

УИПЗЗ

64 - 65


8 – 9

Уметь находить буквы гласных «У у Э э»;

писать буквы э Э



4.

4.

Закрепление

Письмо букв у У

УЗНЗВУ

УИПЗЗ

66 – 67


10 – 11

Уметь писать буквы у У



Рез.

Письмо букв а А

УИПЗЗ


12 – 13

Уметь писать буквы а А








5.

5.

Буквы непарных звонких (сонорных) согласных: Л л, М м, Н н, Р р


Буквы Л л – М м

Письмо букв л Л






УИПЗЗ

УИПЗЗ





70 – 71







14 – 15




Уметь характеризовать звуки согласных; находить буквы Л л М м; читать слоги и слова с ними; писать буквы и соединения с Л л



6.

6.

Закрепление

Письмо букв м М

УЗНЗВУ

УИПЗЗ

72 – 73


16 – 17

Уметь проводить фонетический анализ слова; находить буквы Л л М м; читать слоги и слова с ними; писать буквы и соединения с М м



7.

7.

Буквы Н н

Письмо букв н Н

УИПЗЗ

УИПЗЗ

74 – 75


18 – 19

Уметь проводить фонетический анализ слова; находить буквы Н н; читать слоги и слова с ними; писать буквы и соединения с Н н



8.

8.

Буквы Р р

Письмо букв р Р

УИПЗЗ

УИПЗЗ

78 – 79


20 – 21

Уметь характеризовать звуки согласных; находить буквы Р р; читать слоги и слова с ними; писать буквы и соединения с Р р



Рез.

Упражнение в чтении и письме

КУ



Уметь проводить фонетический анализ слова; читать слоги и слова с изученными буквами; писать буквы и соединения с ними



9.

9.

Закрепление

Закрепление

УЗНЗВУ

УЗНЗВУ

80 – 81


22 – 23







10.

10.

Буквы парных по глухости – звонкости согласных звуков: С с, К к, Т т, В в, П п, Шш


Буквы С с

Письмо букв сС





УИПЗЗ

УИПЗЗ





84 – 85






24 – 25


Уметь проводить фонетический анализ слова; находить буквы С с; читать слоги и слова с ними; писать буквы и соединения с буквами С с



11.

11.

Буквы К к

Письмо букв к К

УИПЗЗ

УИПЗЗ

86 – 87


26 – 27

Уметь проводить фонетический анализ слова; находить буквы К к; читать слоги и слова с ними; писать буквы и соединения с К к



12.

12.

Закрепление

Закрепление

УЗНЗВУ

УЗНЗВУ

88 – 89



28 – 29

Уметь проводить фонетический анализ слова; читать слоги и слова с изученными буквами; писать буквы и соединения с ними



Рез.

Упражнение в чтении и письме

КУ





13.

13.

Буквы Т т

Письмо букв т Т

УИПЗЗ

УИПЗЗ

90 – 91


30 – 31

Уметь проводить фонетический анализ слова; находить буквы Т т; читать слоги и слова с ними; писать буквы и соединения с Т т



14.

14

Буквы В в

Письмо букв в В

УИПЗЗ

УИПЗЗ

92 – 93


32 – 33

Уметь проводить фонетический анализ слова; находить буквы В в; читать слоги и слова с ними; писать буквы и соединения с В в



15.

15.

Закрепление

Закрепление

УЗНЗВУ

УЗНЗВУ

94 – 95


34 – 35

Уметь характеризовать звуки; читать слоги, слова, предложения с изученными буквами



16.

16.

Буквы П п

Письмо букв п П

УИПЗЗ

УИПЗЗ

98 – 99


36 – 37

Уметь характеризовать звуки; находить буквы П п; читать слоги и слова с ними; писать буквы и соединения с П п



17.

17.

Буквы Ш ш

Письмо букв ш Ш

УИПЗЗ

УИПЗЗ

100 – 101


38 – 39

Уметь характеризовать звуки; находить буквы Ш ш; читать слоги и слова с ними; писать буквы и слова с Ш ш



18.

18.

Закрепление

Закрепление

УЗНЗВУ

УЗНЗВУ

102 – 104


40 – 41

Уметь характеризовать звуки; читать и писать слова, предложения с изученными буквами



Основной период (61ч.: 27 / 27 / 7)

Ч. 2

3









1.

1.

Буквы, обозначающие мягкость согласных:

и, я, е, ё, ю, ь


Повторение: буквы ы – И и

Повторение






УИПЗЗ

УИПЗЗ





6 – 7




4 – 5




Уметь проводить фонетический анализ слова; определять «работу» гласных «ы И и»; читать, писать буквы, слова, предложения с ними.



2.

2.

Буквы А а – я

Письмо буквы я


УИПЗЗ

УИПЗЗ

8 – 9


6 – 7

Уметь проводить фонетический анализ слова; определять «работу» гласных «А а я»; читать, писать буквы, слова, предложения с «я»



Рез.

Упражнение в чтении и письме

КУ





3.

3.

Буквы Э э – е

Письмо буквы е

УИПЗЗ

УИПЗЗ

10 – 11


8 – 9

Уметь проводить фонетический анализ слова; определять «работу» гласных «Э э е»; читать,

писать буквы, слова, предложения с «е»



4.

4.

Закрепление

Закрепление

УЗНЗВУ

УЗНЗВУ

12 – 13


10 – 11

Уметь характеризовать звуки; читать и писать слоги, слова, предложения с изученными буквами



5.

5.

Буквы О о – ё

Письмо буквы ё

УИПЗЗ

УИПЗЗ

14 – 15


12 – 13

Уметь проводить фонетический анализ слова; определять «работу» гласных «Э э е»; читать,

писать буквы, слова, предложения с «е»



6.

6.

Буквы У у – ю

Письмо буквы ю


УИПЗЗ

УИПЗЗ

16 – 17


14 – 15

Уметь проводить фонетический анализ слова; определять «работу» гласных «У у ю»; читать, писать буквы, слова, предложения с «ю»



Рез.

Упражнение в чтении и письме

КУ





7.

7.

Закрепление

Закрепление

УЗНЗВУ

УЗНЗВУ

18 – 19


16 – 17

Уметь характеризовать звуки; читать и писать слоги, слова, предложения с изученными буквами



8.

8.

Буква ь

Письмо буквы ь

УИПЗЗ

УИПЗЗ

20 – 21


18 – 19

Знать два способа обозначения мягкости согласных. Уметь выбирать «ь» как показатель мягкости; читать и писать слова с Ь



9.

9.

Закрепление

Закрепление

УЗНЗВУ

УЗНЗВУ

22 – 23


20 – 21



10.


10.

«Опасности письма» на месте безударных гласных

«Опасности письма» на месте безударных гласных

УИПЗЗ


УИПЗЗ

26 – 27



22 – 23

Уметь находить «опасные» места на месте безударных гласных



Рез.

Упражнение в чтении и письме


КУ





11.

11.

Закрепление

закрепление

УЗНЗВУ

УЗНЗВУ

28 – 29


24 – 25

Уметь характеризовать звуки; находить «опасные» места на месте безударных гласных







12.

12.

Буква Й и обобщение: непарные по глухости – звонкости звонкие согласные звуки и их буквы


Буквы Й й

Письмо буквы й Й





УИПЗЗ

УИПЗЗ





30 – 31






26 – 27





Уметь различать звуки (и), (й); читать и писать слова с буквой Й.

Знать, что буква Й слога не образует.



13.

13.

Закрепление и обобщение

Закрепление и обобщение


УЗНЗВУ

УЗНЗВУ

32 – 33


28 – 29








14.

14.

Буквы парных по глухости – звонкости согласных звуков: З з – С с, Б б – П п, Г г – К к, Д д – Т т.

В в – Ф ф, Ж ж – Ш ш


Буквы З з – С с

Письмо букв з З






УИПЗЗ

УИПЗЗ






34 – 35






30 – 31




Знать особенности парных по глухости-звонкости согласных, как «опасных при письме местах».

Уметь читать, писать слова с парными З з С с.



Рез.

Упражнение в чтении и письме


КУ





15.

15.

Буквы Б б – П п

Письмо букв б Б

УИПЗЗ

УИПЗЗ

36 – 37


32 – 33

Знать особенности парных по глухости-звонкости согласных.

Уметь читать, писать слова с парными Б б П п.



16.

16.

Закрепление

Закрепление

УЗНЗВУ

УЗНЗВУ

38 – 39


34 – 35

Уметь характеризовать звуки; читать и писать слоги, слова, предложения с изученными буквами



17.

17.

Буквы Г г – К к

Письмо букв г Г

УИПЗЗ

УИПЗЗ

40 – 41


36 – 37

Знать особенности парных по глухости-звонкости согласных.

Уметь читать, писать слова с парными Г г К к.



18.

18.

Буквы Д д – Т т

Письмо букв д Д

УИПЗЗ

УИПЗЗ

42 – 43


38 – 39

Знать особенности парных по глухости-звонкости согласных.

Уметь читать, писать слова с парными Д д Т т.



Рез.

Упражнение в чтении и письме

КУ





19.

19.

Закрепление

Закрепление

УЗНЗВУ

УЗНЗВУ

44 – 45


40 – 41

Уметь характеризовать звуки; читать и писать слоги, слова, предложения с изученными буквами



20.




20.

«Опасности письма» на месте парных по глухости – звонкости согласных (на конце слова)

«Опасности письма» на месте парных по глухости – звонкости согласных (на конце слова)

УИПЗЗ




УИПЗЗ


48 – 49




42 – 43

Знать особенности парных по глухости-звонкости согласных.

Уметь читать, писать слова с парными



21.

21.

Буквы В в – Ф ф

Письмо букв ф Ф

УИПЗЗ

УИПЗЗ

50 – 51


44 – 45

Уметь характеризовать звуки; читать и писать слоги, слова, предложения с изученными буквами



22.

22.

Буквы Ж ж – Ш ш

Письмо букв ж Ж

УИПЗЗ

УИПЗЗ

52 – 53


46 – 47



Рез.

Упражнение в чтении и письме


КУ





23.

23.

Закрепление

Закрепление

УЗНЗВУ

УЗНЗВУ

54 – 55


48 – 49

Уметь характеризовать звуки; читать и писать слоги, слова, предложения с изученными буквами



24.


24.

Правописание ударных сочетаний ЖИ – ШИ

Правописание ударных сочетаний ЖИ – ШИ

УИПЗЗ


УИПЗЗ

56 – 57


50 – 51

Писать слова с данными сочетаниями, пользуясь правилом



25.


25.

Закрепление сведений об «опасностях письма»

Закрепление сведений об «опасностях письма»

УЗНЗВУ


УЗНЗВУ

58 – 59


52 – 53

Рассказывать об «опасностях письма» по таблице, находить их в отдельных словах и текстах.



26.

26.

Повторение изученного

Повторение изученного

УОСЗ

УОСЗ

60 – 61


54 – 55

Знать особенности парных по глухости-звонкости согласных.

Уметь читать, писать слова с парными



Рез.

Упражнение в чтении и письме


КУ





27.

27.

Читаем и рассказываем

Рассуждаем и пишем

УОСЗ

УОСЗ

62 – 65


56 – 57



Основной период (47ч.: 22 / 22 / 5)

4







1.

1.

Буквы непарных по глухости – звонкости глухих согласных звуков: Х х, Ц ц, Ч ч, Щ щ

Повторение изученного

Повторение изученного




УОСЗ

УОСЗ




66 – 67


4 – 5




2.




2.

«Опасности письма» на месте парных по глухости – звонкости согласных (перед другим согласным)

«Опасности письма» на месте парных по глухости – звонкости согласных (перед другим согласным)

УИПЗЗ




УИПЗЗ


68 – 69




6 – 7

Наблюдать за обозначением парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слов буквами, формулировать с помощью учителя вывод о наличии «опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слова. Находить в словах эти «опасные места».



3.

3.

Буквы Х х

Письмо букв х Х

УИПЗЗ

УИПЗЗ

70 – 71


8 – 9

Вычленять непарные по глухости-звонкости звуки из слов

читать с ними слова



4.

4.

Закрепление

Закрепление

УЗНЗВУ

УЗНЗВУ

72 – 73


10 – 11



5.

5.

Буквы Ц ц

Письмо букв ц Ц

УИПЗЗ

УИПЗЗ

76 – 77


12 – 13

Вычленять непарные по глухости-звонкости звуки из слов



Рез.

Упражнение в чтении и письме


КУ





6.

6.

Буквы Ч ч

Письмо букв ч Ч

УИПЗЗ

УИПЗЗ

78 – 79


14 – 15

Вычленять непарные по глухости-звонкости звуки из слов

читать с ними слова



7.

7.

Буквы Щ щ

Письмо букв щ Щ

УИПЗЗ

УИПЗЗ

80 – 81


16 – 17



8.

8.

Закрепление

Закрепление

УЗНЗВУ

УЗНЗВУ

82 – 83


18 – 19

Классифицировать буквы парных и непарных по глухости-звонкости согласных звуков, читать с ними слова



9.

9.

Читаем и обсуждаем

Закрепление


УЗНЗВУ

УЗНЗВУ

84 – 85


20 – 21



Рез.

Упражнение в чтении и письме


КУ





10.


10.

Правописание сочетаний ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ

«Опасности письма»: ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ

УИПЗЗ


УИПЗЗ

86 – 87


22 – 23

Писать слова с данными сочетаниями, пользуясь правилом



11.


11.

Закрепление: ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ

Закрепление: ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ

УЗНЗВУ


УЗНЗВУ

88 – 89


24 – 25

Писать слова с данными сочетаниями, пользуясь правилом



12.

12.

Повторение изученного

Повторение изученного

УО СЗ

УОСЗ

90 – 91


26 – 27


Писать и читать слова с данными сочетаниями, пользуясь правилом






13.


13.

Новая работа знакомых букв Е е, Ё ё, Ю ю, Я я


Буквы Ее, Ё ё, Ю ю, Я я в начале слова

Письмо букв Е, Ё




УИПЗЗ


УИПЗЗ



94 – 95



28 – 29





Наблюдать, сравнивать и делать обобщение о второй «работе» букв «е, ё, ю, я». Рассказывать по модели правила чтения. Читать слова с буквами «е, ё, ю, я» в разных позициях.



Рез.

Упражнение в чтении и письме


КУ





14.


14.

Буквы е, ё, ю, я после букв гласных

Письмо буквы Ю

УИПЗЗ


УИПЗЗ

96 – 97


30 – 31



15.

15.

Закрепление

Письмо буквы Я

УЗНЗВУ

УИПЗЗ

98 – 99


32 – 33



16.


16.

Обобщение: «работа» букв гласных

Закрепление написания букв Е, Ё, Ю, Я

УОСЗ


УОСЗ

100 – 101


34 – 35



17.

17.

Читаем и наблюдаем

Закрепление использования букв Е е, Ё ё, Ю ю, Я я для обозначения двух звуков

УОСЗ

УОСЗ

102 – 103



36 – 37



Рез.

Упражнение в чтении и письме


КУ





18.


18.

Сравниваем «работу» букв Й – Е, Ё, Ю, Я

Закрепление правильного использования букв Й – Е, Ё, Ю, Я

УИПЗЗ


УЗНЗВУ

104 – 105



38 – 39







19.

19.

Разделительные знаки – Ь и Ъ


Буква Ь (разделительный)

Письмо разделительного Ь




УИПЗЗ

УИПЗЗ




108 – 109




40 -41





Наблюдать за использованием разделительных «ь» и «ъ»; делать вывод об их «работе». Читать слова с разделительными знаками.



20.

20.

Разделительный Ъ

Письмо разделительного Ъ

УИПЗЗ

УИПЗЗ

110 – 111


42 – 43



21.

21.

«Работа» букв Ь и Ъ

Закрепление написания букв Ь и Ъ


УИПЗЗ

УЗНЗВУ

112 – 113


44 – 45



Рез.

Упражнение в чтении и письме


КУ





22.

22.

Читаем, наблюдаем, все повторяем

Обобщение: «опасные при письме места»

УПОКЗ

УПОКЗ

114 – 115


46 – 47

Рассказывать об «опасностях письма» по таблице, находить их в отдельных словах и текстах.







23.

23.


Завершающий период ( 5 ч.: 2 / 2 / 1)


Алфавит

Алфавит





УКИЗ

УКИЗ





116 – 117






48

  • вызвать удовлетворение, радость от приобретенных знаний и умений;

  • испытать гордость за себя и одноклассников, поздравить друг друга с преодолением трудного, но интересного этапа в жизни;

  • проверить себя, чтобы понять перспективы дальнейшего обучения





Называть буквы в алфавитном порядке; добавлять пропущенные буквы алфавита



24.

24.

Как хорошо уметь читать!

Закрепление умения писать

УОСЗ

УОСЗ

118 – 127


49 – 51



Рез.

Закрепление умения писать

УОСЗ


52 – 54







ТИПЫ УРОКОВ И ИХ СОКРАЩЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДАННОМ ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ:

1. урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ;

2. урок закрепления новых знаний и выработка умений – УЗНЗВУ;

3. урок комплексного использования знаний – УКИЗ;

4. урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ;

5. урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ

6. комбинированный урок - КУ


















5


Просмотр содержимого документа
«пояснительная записка»

Тарасовский район

х. Мартыновка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Курно- Липовская средняя общеобразовательная школа



«Утверждаю»

Директор МБОУ Курно – Липовской СОШ

Приказ от 31. 08. 2015 года №71

____________Сорокина Т.А.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по обучению грамоте

Уровень общего образования начальное общее образование

Класс: 1

Количество часов: 194

Учитель: Морозова Ольга Владимировна

Программа разработана

на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы по русскому языку

М. С. Соловейчик.

















Раздел I. Пояснительная записка

Программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы М. С. Соловейчик.

Преподавание предмета «Обучение грамоте» в 2015-2016 учебном году осуществляется в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

  1. П. 3 ст. 28 ФЗ от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области».

3. Письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 08. 08.2014 года №24/4.1.1 – 4851/м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ».

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03 2014г №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

5. Программы общеобразовательных учреждений. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык. Программа. 1 – 4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1 – 4 классы. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.




Раздел II. Общая характеристика учебного предмета

Данная программа составлена для реализации курса обучения грамоте в начальной школе. Период обучения грамоте является первой ступенью введения ребёнка в предметную область «Филология». На этом этапе делаются первые шаги на пути формирования у детей всех видов универсальных учебных действий: закладываются основы положительного отношения к учению, познавательного интереса, умения спрашивать, слушать, читать, понимать информацию, представленную в словесной, изобразительной, модельной форме; точно выполнять инструкции учителя, под его руководством вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свои мысли и т. д. В этот период, наряду с освоением техники чтения и каллиграфии, начинают формироваться и более общие предметные умения – читательские, языковые, речевые.

Особенностью курса обучения грамоте, соответствующего программе и реализованного в букваре и прописях авторов М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко и др., является его глубокая внутренняя связь с систематическим курсом русского языка. Так, именно на основе букваря и прописей с позиций фонемного принципа русской орфографии и, соответственно, серьёзного внимания к освоению фонетики начинается последовательное формирование у младших школьников орфографической зоркости. Курс обучения грамоте также создаёт предпосылки для осознанного освоения детьми норм русской графики, позволяет расширить языковой и речевой опыт ребёнка, чем обеспечивает готовность первоклассника к дальнейшему изучению систематического курса русского языка.

Обучение грамоте осуществляется по следующим взаимосвязанным направлениям:

  • знакомство учащихся с основными единицами языка и законами их употребления;

  • формирование механизма плавного правильного слогового чтения с постепенным переходом к чтению целыми словами;


  • освоение детьми графической системы языка и каллиграфических навыков;

  • развитие речи и лингвистических способностей детей;

  • начальное литературно-эстетическое развитие учащихся.


На основе букваря (на уроках чтения) в упот­ребление вводится понятие речь, выявляются её главные качества (быть понятной и вежливой), разновидности (деловая и «картинная», устная и письменная), начинают осваиваться правила обще­ния, в том числе на уроке. Происходит знакомство с понятиями предложение, слово, слог, звук; каж­дое из них ложится в основу формирования целого комплекса речевых, фонетико-графических и орфо­графических умений. Последние (орфографиче­ские) предполагают введение понятия «опасное при письме место» — пока применительно к границам предложений и слов, к использованию больших букв в именах людей, кличках животных и т. д.

Значительная часть уроков этого периода (14) отводится на фонетическую работу — знакомство со звуковой системой языка, с характеристикой зву­ков, освоение частичного, а затем и полного звуко­вого анализа слов.

На уроках письма в центре внимания находятся гигиенические правила, структура строки (наличие основных линий и дополнительных — линий-по­мощниц), элементы букв и способы их соединения. Дети учатся правильно сидеть, располагать тетрадь, держать ручку, ориентироваться в пространстве страницы, находить все необходимые элементы строки, выполнять различные движения рукой, а для этого они обводят бордюры, штрихуют рисун­ки и т. д., учатся писать элементы букв, узнают и осваивают различные виды соединений. Идёт раз­витие аналитических возможностей учащихся, их глазомера, руки, пространственных представлений. Широко используется квази-письмо («ненастоящее письмо» — запись слов и предложений чёрточками), что позволяет с первых дней начинать обучение письму под диктовку и в целом работу над пись­менной речью, над её правильным оформлением.

Центральная задача основного периода обу­чения грамоте понятна из его названия: «Узнаём буквы и учимся читать». Этот период занимает 147 часов.

Формы обучения:

Общеклассные формы организации: урок, смотр знаний.

Групповые формы обучения: групповая работа на уроке, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы работы в классе и дома: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий.


Методы обучения:

Словесные: рассказ, беседа.

Наглядные: таблицы, схемы, плакаты.

Практические: самостоятельная работа со справочниками и литературой, самостоятельные письменные упражнения,

Выбор методов стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы формирования интереса к учению; методы формирования долга и ответственности в учении.



Раздел III. Место предмета в учебном плане.

Программа курса обучения грамоте рассчитана на 200 часов за счет инвариантной части. В связи с праздничными днями 22.02, 23.02 рабочая программа по обучению грамоте составлена на 194 часа и включает три периода:

  • добуквенный период – 42 часа;

  • основной период – 147 часов;

  • завершающий период – 5 часов.

В добуквенный период проводится 5 уроков чтения и 4 урока письма, включая на первых из них схематическую запись предложений (квази-письмо), слоговой и звуковой анализ слов. В добуквенный период резервных уроков нет. В основной период проводится одинаковое количество уроков чтения и письма – по 4 в неделю. Еще один час, девятый, - резервный, рекомендуется проводить как комбинированный, соединяя работу над чтением и письмом, учитывается в учебном предмете «Русский Язык» (традиционно именуемый на этом этапе «Письмо»). На завершающем периоде обучения грамоте предназначены с. 116 – 127 букваря. На них отводится 2 обязательных урока и оставшиеся резервные.

Раздел IV. Описание ценностных ориентиров содержания обучения грамоте.

  1. Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно предполагать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.

  2. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества  важно для  духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию  в процессе общения следует   рассматривать как  компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его  гражданственности.

  3. Язык – это явление культуры,  поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи  являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент личностного развития  ребёнка, компонент становления его культурного облика.

  4. Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе  начального общего образования.



Раздел V. Содержание учебного предмета

Речь, практика речевой деятельности

Речь как способ общения людей. Понятность и вежливость как главные качества речи. Правила поведения во время общения; этикетные формулы приветствия, прощания, просьбы,

извинения.

Речь устная и письменная (общее представление); средства выразительности устной речи. Деловые сообщения и словесные рисунки как разновидности речи (общее знакомство).

Накопление опыта участия в диалоге, в общей беседе, опыта говорения и слушания других, точного ответа на вопросы, пользования правилами речи, средствами выразительности устной речи. Понимание смысла читаемых текстов (в том числе при восприятии на слух). Элементарные умения работать с текстом: понимать его тему (без термина), соотносить его название с темой, главной мыслью, осознавать роль последовательности предложений в тексте. Составление небольших рассказов по картинкам, по серии картинок, о себе и своей жизни. Коллективное построение простых деловых сообщений по изучаемым вопросам курса, в том числе на основе графических моделей.


Предложение и слово

Предложение как способ выражения мысли. Оформление предложений в устной и письменной речи.

Слово как название чего-либо; разграничение слов и называемых ими явлений действительности. Значение слов, смысловые связи, родственные отношения, вопросы к словам, изменение слов в соответствии с вопросами (общее знакомство, накопление опыта наблюдений).

Различение слова и предложения; выделение слов, конструирование, преобразование и составление предложений.


Фонетика

Слог как минимальная произносительная единица. Способ выделения слогов, деление слов на слоги.

Звуки речи, их отличие от звуков окружающего мира. Единство звукового состава слова и его значения. Приёмы интонационного выделения звуков. Установление последовательности и количества звуков в слове.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных; приём выявления ударного гласного звука. Гласный звук как основа слога, смыслоразличительная роль звуков и ударения.

Различение согласных звуков: твёрдых и мягких, звонких и глухих; общее представление о согласных парных и непарных по твёрдости-мягкости и глухости-звонкости.


Графика

Буквы как знаки для обозначения звуков в письменной речи. Различение звуков и букв. Позиционный способ обозначения звуков буквами (практическое освоение применительно к чтению и письму): буквы гласных для обозначения твёрдости или мягкости предшествующего согласного, буква ь как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Буква й, а также буквы е, ё, ю, я как способы обозначения звука [й,]. Разделительные ь и ъ как показатели наличия звука [й,] (общее знакомство, освоение чтения слов с этими знаками).

Правильные названия букв и общее знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса.


Чтение

Формирование слогового чтения. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами (слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов) со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу речи ребёнка; понимание читаемого. Соответствие при чтении предложений, текстов интонации и пауз знакам препинания; элементарная выразительность чтения, в том числе диалогов, стихотворений. Первоначальное знакомство с миром детских книг.

Письмо: каллиграфия

Гигиенические требования к посадке, положению тетради, руки, ручки при письме (практическое овладение). Освоение необходимых при письме движений, развитие мелкой мускулатуры руки, глазомера, ориентировки в пространстве страницы, координации движений.

Начертание и название основных элементов букв, письменных строчных и прописных букв. Овладение способами соединения элементов букв и букв при письме, знакомство с правилом выбора соединения. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических требований, правил оформления записей. Формирование элементов самооценки написанного с точки зрения качества письма.

Письмо: орфография и пунктуация

Письмо под диктовку и списывание с печатного текста (по предусмотренной технологии). Проверка написанного.

Освоение орфографических правил: прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных (без термина); раздельное написание слов; обозначение гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу под ударением; перенос слов по слогам; освоение пунктуационного оформления конца предложения.

Знакомство с признаками «опасных при письме мест»: места, требующие применения названных правил; буквы на месте безударных гласных, парных по глухости-звонкости согласных на конце слова и перед другими парными согласными. Первоначальное обучение нахождению орфограмм («опасных при письме мест») по освоенным признакам; становление орфографической зоркости.

Раздел VI. Тематическое планирование.

На подготовительный период (будем называть его добуквенным) в букваре отведены с. 358, работа над которыми занимает 23 урока. Материал этих уроков объединен в четыре тематических блока.

1-я четверть

Тематика уроков

Кол-во

уроков

Основные виды деятельности ученика

Знакомство с учителем, одноклассниками и первым учебником

1

Знакомиться с одноклассниками, рассматривать условные обозначения букваря, прописей, находить их на страницах, понимать смысл. Слушать рекомендации учителя, выполнять их, отвечать на вопросы, выпол-

няют рекомендации.

Назначение речи, её разновидности; правила речевого поведения

5

Понимать информацию, представленную картинками букваря, создавать высказывания, соотносить этикетные формы с рисунками. Анализировать речевые ситуации, сравнивать средства языка, выбирать их. Моделировать речь с помощью учителя, анализировать модель, находить неточности в условных обозначениях, исправлять их, выводить (вместе с учителем) правила речи. Разыгрывать речевые ситуации. Наблюдать за речью учителя, одноклассников, оценивать выполнение правил речи, высказывать своё мнение, советы. Пользоваться этикетными словами, правилами речи в общении со взрослыми и сверстниками. Создавать и поддерживать порядок на своём рабочем месте. Обводить рисунки по контуру серого цвета. Анализировать картинки, определяя направления движения персонажей: вверх, вниз, вправо, влево, вокруг. Анализировать подпись под картинкой, узоры на разлиновке, определяя назначение каждой линии, начало и направление письма на строке. Обводить узоры, контурные картинки, самостоятельно дорисовывать узоры. Штриховать рисунки и геометрические фигуры, выбирать соответствующее направление штрихов. Оценивать выполненную работу, выбирая одну из схем (доволен – не доволен своей работой).

Понятия предложение, слово, слог

3

Наблюдать за оформлением границ предложения в устной речи, оценивать речь как понятную и непонятную, выявлять средства оформления предложений в устной речи. Определять на слух границы предложений, различать интонацию конца предложения, выбирать нужный знак препинания. Произносить и сравнивать предложения с разной интонацией. Строить предложения по схеме. Анализировать образцы элементов букв, подбирать сравнения, запоминать названия элементов. Сравнивать новые элементы с уже изученными, находить в них сходство и различие. Называть элементы букв, выполнять нужные движения при их письме. Сравнивать модели предложений, соотносить предложение со схемой (моделью). Выводить (вместе с учителем) действия, выполняемые при письме под диктовку, и самостоятельно «записывать» предложения (в том числе с делением на слова) в виде схем (моделировать). Скандировать слова, «озвучивая» картинки букваря. Наблюдать за делением слова на части, осознавать приём скандирования как способ деления слова на слоги. Делить слова на слоги путём скандирования. Моделировать слоговой состав слов с помощью слоговых схем. Соотносить слоговые схемы и слова, подбирать слова к схемам; группировать слова в зависимости от их слогового строения. Проверять правильность деления на слоги. Вслушиваться в звуки окружающего мира, вычленять их. Подражая учителю, протяжно или многократно произносить отдельные звуки речи, составлять из них слова. Вычленять первый (последний) звук слова; по модели слова определять звук, подлежащий анализу. Обозначать звук слова условным значком. Вычленять всю последовательность звуков слова и моделировать его звуковой состав., отражая в модели количество звуков. Сравнивать звуки и значения слов, выявлять и называть смыслоразличительные звуки; объяснять смыслоразличительную роль звуков. Соотносить слова со звуковыми моделями; группировать, подбирать слова в соответствии с моделями. Понимать фонетические задания, представ-ленные в схеме, и выполнять их. Контролировать процесс и результат звукового анализа слов одноклассниками.

Звуки речи; звуковой анализ

14

Вычленять и сопоставлять звуки в слове, наблюдать за особенностями их произнесения. Формулировать (совместно с учителем) вывод об особенностях произнесения гласных и согласных звуков и способе их различения. Различать гласные и согласные звуки, обозначать их соответствующими условными значками. Группировать звуки в зависимости от их характеристики. Моделировать звуковой состав слова, отражая последовательность и характеристику звуков как гласных и согласных. Соотносить слова со звуковыми моделями; классифицировать слова в зависимости от характеристики звуков. Контролировать процесс звукового анализ и оценивать его правильность. Анализировать записи и находить в них изученные соединения элементов. Обводить по серому шрифту элементы букв с рассмотренными соединениями.


На этом этапе планируется проведение 5 уроков по букварю и 4 урока по прописям, вынося и на первые из них схематическую запись предложений (квази-письмо), слоговой и звуковой анализ слов. Работа, проводимая в этот период на основе букваря, готовит детей к изучению русского языка, что даёт основание считать отводимыми на предмет «Русский язык» (традиционно именуемый на этом этапе «Письмо») 5 часов в неделю, а на подготовку к обучению чтению – 4 часа.

Основной период обучения грамоте, как ясно из названия этой части букваря («Узнаём буквы и учимся читать»), предполагает знакомство с буквами и их работой, становление первоначального умения читать. Он охватывает значительную часть первой четверти, вторую и почти все уроки третьей до февральских каникул.

Несколько последних уроков перед каникулами составляют завершающий период обучения грамоте.

В основной период на уроки чтения и письма отводится одинаковое количество часов – по 4 в неделю. Ещё один час, девятый, условно назван резервным. Поскольку на таком уроке в том или ином объёме всегда присутствует подготовка к изучению русского языка и обучение письму, в классном журнале урок фиксируется как час, отводимый на освоение русского языка (письма). Этот урок будет комбинированным, соединяя работу над чтением и письмом.

Процесс знакомства с буквами можно представить как 10 этапов; они охватывают 67 планируемых уроков на основе букваря и 17 еженедельно проводимых резервных. (Резервные уроки включены в число уроков письма)


Знакомство с буквами в основной период обучения грамоте

Тематика уроков

Кол-во

уроков

Основные виды деятельности ученика

1-я четверть

Первые буквы гласных звуков:

А а–О о, И и–ы, У у–Э э1

Буквы непарных звонких (сонорных) согласных: Л л–М м, Н н, Р р

Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков:

С с, К к, Т т, В в2, П п, Ш ш

18

4



5



9

Различать звуки и буквы. Вычленять ударные гласные звуки из слов и обозначать соответствующей буквой. Называть изученные буквы, читать их ряды, осознано перемещать ударение, интонировать в зависимости от стоящего в конце знака. Соотносить рисунки и звуковые модели слов. Выделять гласные звуки и обозначать буквами ударные. Понимать и словесно формулировать задания, представленные в букваре условными обозначениями. Вычленять в словах твёрдые и мягкие согласные звуки, Слушать и воспроизводить названия букв. Наблюдать за использованием букв, выводить правило чтения и читать, твёрдо или мягко, буквы согласных перед буквами гласных. Читать слоги, опознавать среди них слова. Классифицировать буквы в зависимости от обозначаемых ими звуков. Сравнивать слова по звучанию и значению; объяснять различия в значении слов, отличающихся ударением, одной буквой; сравнивать по значению слова-омонимы. Соотносить прочитанные слова с картинками, находить несоответствия, задавать вопросы о значении слов, выявлять среди предлагаемых слов подходящие по смыслу для текста; изменять, конструировать слова, предложения. Оценивать правильность чтения слогов, слов. Понимать информацию, представленную в моделях, схемах, таблицах, с помощью учителя словесно формулировать её. Участвовать в обсуждении прочитанного; соблюдать правила речевого поведения; оценивать соблюдение этих правил всеми участниками общения.

2-я четверть

Буквы, обозначающие мягкость согласных:

и, я, е, ё, ю; ь

Буква й и обобщение: непарные по глухости-звонкости звонкие согласные звуки и их буквы

Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков:

З з–С с, Б б–П п, Г г–К к, Д д–Т

т, В в–Ф ф, Ж ж–Ш ш

27

11





2



14


Сравнивать использование букв «ы» – «и» после букв согласных звуков; с опорой на модель формулировать правило чтения прямых слогов; при чтении соблюдать правило позиционного чтения. Выделять из слов звуки, определять их положение в слове, характеризовать предыдущий согласный. Выявлять в каждой паре букв новую, воспринимать информацию о работе этой буквы, понимать дополнения, вносимые в модель правила позиционного чтения; воспроизводить информацию по модели. Выполнять правило чтения. Сравнивать по звучанию и обозначению звуков буквами слова в парах, столбиках. Соотносить слова, предложения с рисунками, критически оценивать, находя несоответствия; конструировать предложения, договаривая слова. По заголовкам предполагать содержание текста, проверять предположение при чтении. Разыгрывать диалоги. Сравнивать слова по значению, различать слова-омонимы; понимать значения, вносимые приставками, окончаниями (без терминов); понимать значения фразеологических сочетаний. Сравнивать безударные гласные звуки и буквы на их месте, моделировать результаты наблюдений; делать вывод о наличии «опасности письма» на месте безударных гласных. Читать слова, сравнивать звуки и буквы безударных гласных, проверять правильность сделанного вывода. Анализировать новые буквы, выделять в них неизвестные элементы, обводить их по серому шрифту. Конструировать буквы, узнавать начало письма буквы, обводить буквы по серому шрифту и писать самостоятельно. Оценивать написанные буквы, сравнивая их с образцом в прописи. Определять вид соединения букв, устанавливать его зависимость от начала письма следующей буквы. Понимать информацию о правилах письма, представленную в моделях, соблюдать это правило при письме. Выбирать способ обозначения твёрдости-мягкости согласных звуков на основе правила письма. Регулировать свои действия при списывании и письме под диктовку. Разграничивать ударные и безударные звуки, сравнивать звуки и буквы на месте безударных гласных; обозначать вывод в модели; выяснять правильные буквы и конструировать слова. Действовать по намеченному плану при списывании и письме под диктовку. Анализировать звуковой состав слов, выделять звук [й,], определять его место в слове и обозначать его буквой «й». Читать слова с буквой «й», сравнивать их по значению, выявлять противоположные по значению, устанавливать родственные связи слов. Делать обобщение о буквах непарных звонких согласных звуков. Понимать классификацию букв, представленную в модели (ленте букв); строить на основе модели сообщение о буквах.

Наблюдать за обозначением звука [й,] буквой й. Анализировать начертание буквы, сравнивать её с другими изученными буквами. Самостоятельно писать слова с изученной буквой. Оценивать свою работу.

3-я четверть

Буквы непарных по глухости-звонкости глухих согласных звуков: Х х, Ц ц, Ч ч, Щ щ

Новая «работа» знакомых букв: Е е, Ё ё, Ю ю, Я я

Разделительные знаки – ь и ъ

Обобщение, повторение

22

12



6



3

1

Вычленять непарные по глухости-звонкости звуки из слов, слушать информацию учителя, запоминать название букв. Классифицировать буквы парных и непарных по глухости-звонкости согласных звуков, читать с ними слова, составлять и выразительно произносить предложения. Читать тексты, объяснять значения слов, наблюдать за их строением, самостоятельно готовиться к чтению трудных по структуре слов; осознавать связь между строением и значением слова. Проверять правильность и беглость своего чтения. Наблюдать за обозначением парных по глухости-звонкости согласных звуков перед буквами согласных, распространять сделанный вывод о наличии «опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных на конце слова на положение перед другим согласным звуком. Рассказывать об «опасностях письма» по таблице, находить их в отдельных словах и текстах. Наблюдать, сравнивать и делать обобщение о второй «работе» букв «е, ё, ю, я». Рассказывать по модели правила чтения. Читать слова с буквами «е, ё, ю, я» в разных позициях. На основе моделей обобщать знания о звуках и буквах, о способах обозначения твёрдости и мягкости согласных, звука [й,], с опорой на модели строить связные высказывания. Выразительно читать предложения, сравнивать слова по значению, звуковому составу и строению, находить «лишнее», объяснять различия слов.



Для завершающего периода обучения грамоте предназначены с. 116–127 букваря. На них отводится 2 обязательных урока и оставшиеся резервные.

На предпоследнем из указанных уроков вводится понятие «опасное при письме место» применительно к безударным гласным звукам и их буквам.

Перед изучением двух последних пар букв понятие «опасное место» распространяется на парные по глухости-звонкости согласные звуки и их буквы в положении на конце слова. На завершающих уроках блока первоклассники знакомятся с правилом написания ударных сочетаний жи–ши.

Перед знакомством с новыми буквами сведения об «опасных местах» для парных по глухости-звонкости согласных распространяются на положение парных перед другими парными, а на последних уроках учащиеся осваивают правописание ударных сочетаний ча–ща, чу–щу.

Работа по букварю заканчивается в конце февраля.




















Раздел VIII. Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение



  1. Программы общеобразовательных учреждений. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык. Программа. 1 – 4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1 – 4 классы. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.

  2. Соловейчик М. С., Н. М. Бетенькова, Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е. Букварь «Мой первый учебник». В 2 ч. – 2012.

  3. Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М. Прописи «Хочу хорошо писать» в 4 ч. – 2014.

  4. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М., Курлыгина О. Е. Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать» – 2012 г.


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Основные Internet-адреса:

  • http://www.mon.gov.ru – Министерство образования и науки;

  • http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений;

  • http://www.probaege.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»;

- http:www.Nachalka.com.

- http:www.viku.rdf.ru.


Печатные пособия:

- наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в стандарте образования по обществознанию и в программе обучения (в том числе в цифровой форме);

- репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме);

- художественные книги разных типов и жанров.


Технические средства обучения:

-мультимедийный проектор, компьютер, сканер, принтер.




Раздел IX. Результаты освоения учебного курса и система их оценки.


Ученик научится:

В области речи, речевой деятельности:

• читать правильно и плавно по слогам, в простых случаях целыми словами, понимать читаемое (приблизительный темп чтения вслух – 25 слов в минуту);

• по заданию учителя, выделяя слоги, готовиться к чтению слов, трудных по слоговой структуре;

• спрашивать о значении незнакомых слов;

• соблюдать основные правила общения на уроке, пользоваться типовыми этикетными формулами (в ситуациях приветствия, извинения, просьбы, благодарности);

• понимать вопросы и задания, инструкции учителя, адекватно реагировать на них;

• под руководством учителя создавать короткие устные высказывания на основе различных источников, в том числе деловые на основе моделей букваря.


В области освоения языка (фонетики, графики, грамматики):

• слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесённых предложений; выделять из предложения слова, определять их количество;

• разграничивать звуки и буквы, правильно называть их;


• различать звуки гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; слышать наличие в слове звука [й,];

• выделять и характеризовать отдельные звуки слова, определять их последовательность, обозначать звуковой состав слова в виде модели;

• выделять слоги, различать ударные и безударные;

• различать буквы гласных, обозначающие твёрдость или мягкость согласных; различать позиции, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или один.


В области письма (каллиграфии, графики, орфографии):

• соблюдать правила посадки, положения тетради, ручки в руке;

• правильно, аккуратно, разборчиво и, по возможности, красиво писать буквы и оформлять их соединение; сравнивать с образцом и оценивать каллиграфическую сторону своей записи;

• осознанно обозначать при письме твёрдость и мягкость согласных, а также звук [й,];

• обнаруживать по освоенным признакам имеющиеся в слове, в предложении «опасные при письме места»;

• применять при письме правила оформления границ предложений, раздельного написания слов, а также написания букв гласных в ударных слогах жи–ши, ча–ща, чу–щу;

• различать два вида чтения: «как говорим» (орфоэпическое) и «как написано» (орфографическое);

• под руководством учителя писать под диктовку и списывать с печатного текста слова и короткие предложения (по освоенной технологии), проверять написанное.

Ученик получит возможность научиться:

В области речи, речевой деятельности:

читать правильно и плавно целыми словами, в трудных случаях по слогам, в темпе, близком к темпу устной речи;

понимать читаемое преимущественно по ходу чтения;

самостоятельно готовиться к чтению слов, трудных по слоговой структуре;

при повторном чтении использовать некоторые средства создания выразительности, в частности окраску голоса (интонацию), мимику;

под руководством учителя выбирать заголовок текста с учётом его темы или главной мысли (без терминов), восстанавливать нарушенную последовательность предложений;

участвовать в коллективном устном общении, вступать в диалог, соблюдая при этом основные правила речевого поведения: слушать говорящего, смотреть на него, обращаться к собеседнику по имени (имени и отчеству) и т. п.;

строить небольшие монологические высказывания на основе картинок букваря, собственных впечатлений;


В области освоения языка (фонетики, графики, грамматики):

выделять из потока устной речи отдельные предложения, различать интонацию, с которой каждое произносится, определять нужный знак препинания для её обозначения;

различать парные и непарные по глухости-звонкости согласные, для парных – определять их место в слове (на конце, перед гласным, перед другим парным);


В области письма (каллиграфии, графики, орфографии):

при письме букв выбирать их соединение с учётом начертания следующей буквы;

в целом оценивать качество своего письма;

различать буквы твёрдых или мягких согласных и буквы, указывающие на их твёрдость или мягкость;

применять освоенные правила переноса слов;

самостоятельно действовать при списывании и письме под диктовку по освоенной технологии, проверять написанное.


Личностное развитие первоклассников:

  • появление у детей интереса к первой учебной книге, желание с её помощью учиться, приобретать знания и умения;

  • осознание новой социальной роли – ученика;

  • зарождение элементов самооценки, стремления преодолевать учебные затруднения;

  • формирование любознательности, а для её удовлетворения – стремления научиться хорошо читать, узнать мир книг и войти в него;

  • возникновение интереса к фактам языка и, как следствие, – к самому языку и его дальнейшему изучению;

  • ориентацию на соблюдение морально-этических норм, на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, заботы о близких, на участие в совместных делах, на помощь сверстникам и т. п.


Метапредметные учебные действия:

регулятивные:

  • по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать, принимать и удерживать учебную задачу;

  • осознавать границы собственных знаний; на основе созданных в букваре ситуаций «открытого незнания» понимать перспективы дальнейшей учебной работы;

  • выполнять различные учебные действия, пользоваться при этом разными способами помощи, оценивать правильность выполнения действий другими, вносить необходимые коррективы; контролировать и оценивать свои действия;

познавательные:

  • разграничивать факты реальной действительности и слова как их названия;

  • осознавать звуки, соотношение звуков и букв, слова, речь (устную и письменную), речевое поведение как объекты специального наблюдения, выполнять применительно к ним операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подводить факты языка под освоенные понятия;

  • воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации; осваивать техническую сторону чтения как условие понимания читаемого;

  • осознанно читать, критически оценивать полученную информацию, соотносить её с собственным опытом, с ранее полученными знаниями;

  • понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, модельной; сравнивать информацию, представленную разными способами; переводить информацию, принятую в изобразительной и модельной формах в словесную;

коммуникативные:

  • осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей, в том числе чтение как способ общения с автором книги;

  • участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи; задавать вопросы, слушать собеседников, стремиться сделать свою речь понятной, стараться понять мысль другого;

  • понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания с учётом речевых задач;

  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.





Методы контроля и самоконтроля в ходе обучения:

Методы устного контроля: фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Методы письменного контроля: контрольная работа; выполнение письменных тестовых заданий;

Методы самоконтроля: самоконтроль путем устного воспроизведения изученного; самоконтроль путем письменного воспроизведения изученного.






РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО

на заседании методического объединения Заместитель директора по УВР

________ Костюкова Е.А.

Протокол 28.08. 2015 года

от 27.08 2015 года № 1

____________/________________/