СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОБЖ 8 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 8 классов разработана на основе программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5 – 11 классов общеобразовательных учреждений В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М. , Дрофа, 2010 и рабочей программы по основам безопасности жизнедеятельности человека/сост.: Чуриков В.В., Болмасов В.И. Челябинск, 2012.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ 8 класс»


Структура рабочей программы:

  1. Пояснительная записка

  2. Общая характеристика учебного предмета

  3. Реализация практической части программы

  4. Требования к подготовке выпускников

  5. Поурочное планирование

  6. Характеристика контрольно – измерительных материалов

  7. Литература



















Пояснительная записка

рабочей программы по курсу ОБЖ

8 класс

Рабочая программа курса основ безопасности жизнедеятельности в 8 классах общеобразовательной школы составлена на основании нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г., № 164, от 31 августа 2009 г. № 320, от 19 октября 2009 г. № 427, от 10 ноября 2011 г. № 2643, от 24 января 2012 г. № 39, от 31 января 2012 г. № 69);

  • Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253

  • О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548

  • Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;

  • Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839 с приложением «Областной базисный учебный план общеобразовательных организаций Челябинской области» основного общего образования, «Областной базисный учебный план общеобразовательных организаций Челябинской области» среднего общего образования с пояснительной запиской;

  • Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 03-02/4959 об обеспечении методическими рекомендациями по преподаванию учебных предметов областного базисного учебного плана в 2014-2015 учебном году (в электронном виде);

  • Приказ Управления по делам образования города Челябинска от 09.0.2014 № 16-02/2825 «О формировании учебных планов на 2014-2015 учебный год для общеобразовательных учреждений города Челябинска, реализующих программы основного общего и среднего общего образования»;

  • Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2015 № 03-02/4938 об обеспечении методическими рекомендациями по преподаванию учебных предметов областного базисного учебного плана в 2015-2016 учебном году (в электронном виде);

  • Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов областного базисного учебного плана в 2015-2016 учебном году: русский язык и литература, математика, иностранный язык, история, обществознание, экономика, право, география, физика, химия, биология, информатика и ИКТ, искусство, технология, ОБЖ, ОДНКР, МХК, музыка, ИЗО, начальная школа;

  • Устав МБОУ СОШ _________ и запросов субъектов образовательного процесса.

  • Положение «О разработке рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ № _______».

  • Школьный учебный план _______________ на 2015-2016 учебный год.


Рабочая программа для 8 классов разработана на основе программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5 – 11 классов общеобразовательных учреждений В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М. , Дрофа, 2010 и рабочей программы по основам безопасности жизнедеятельности человека/сост.: Чуриков В.В., Болмасов В.И. Челябинск, 2012.

В программе, реализованы требования Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности дорожного движения», «О радиационной безопасности населения», «О пожарной безопасности», «Об экологической безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», а также Концепции национальной безопасности Российской Федерации.


Задачи:

  • освоение учащимися знаний о здоровом образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

  • развитие качеств личности школьников, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • воспитания у учеников чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

  • обучение учащихся умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

В программе представлены два раздела, в каждом из которых выделены образовательные линии.

Радел I «Безопасность и защита человека в среде обитания» включает темы «Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде», «Правила безопасного поведения в природной среде», «Правила безопасного поведения в социальной среде», «Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях», «Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения».

Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предусматривает изучение тем: «Основы медицинских знаний» и «Основы здорового образа жизни».

Предлагаемый в программе объём материала является достаточным для формирования у учащихся 5 – 9 классов основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.

Ситуации, связанные с воздействием на личность угроз и опасностей, в психологическом и практическом отношении всегда трудны для человека, так как сопряжены с повышенными, предельными и даже запредельными нагрузками, ответственностью, разного рода рисками, которые чреваты нежелательными последствиями. Успех действий человека в таких ситуациях возможен только при условии его полноценной и высокой подготовленности. Поэтому главной функцией программы общего образования является его ориентация на личную безопасность человека в среде обитания путём выработки у него навыков и умений применять правила (алгоритмы) безопасного поведения в условиях угроз и опасностей. Ориентация курса ОБЖ на личную безопасность отвечает букве и духу Федерального закона РФ «О безопасности», который ставит на первое место особенности безопасности личности. В связи с эти логика построения программы заключается в том, чтобы школьники научились правильно оценивать обстановку и умело действовать в системе следующих понятий: опасностьпричина опасности – последствие опасности – действие.

Под опасностью здесь понимается ситуация, в которой возможно возникновение явлений или процессов, способных поражать людей, наносить материальный ущерб, разрушительно действовать на окружающую среду. Причина опасности – это событие, предупреждающее и вызывающее другое опасное событие, явление или процесс, именуемый следствием. Последствие опасности – негативное изменение, вызванное причиной. Действие - это то, что надо или не надо делать в ситуации, когда существует угроза жизни или здоровью.

При изучении предмета школьники получают знания об опасных или экстремальных ситуациях в бытовой (городской), природной и социальной среде, о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и экологического характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения.

Большое внимание в программе уделено формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, изучению приёмов оказания первой медицинской помощи.

Программа рассчитана на 35 учебных часов в каждом классе. В ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объёме одного урока, который можно использовать для закрепления знаний по наиболее сложным темам.

Программа предусматривает формирование у обучающихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций по следующим направлениям:

  • формирование способностей к предвидению ситуаций, опасных для человека, общества и окружающей среды, и правильного поведения в случае их возникновения;

  • ознакомление с необходимыми мерами безопасности в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера, с мероприятиями, проводимыми государством по защите населения;

  • освоение правил и навыков защиты, позволяющей минимизировать возможный ущерб личности, обществу и окружающей среде в типовых опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • понимание причин возникновения и развития новых опасностей для человечества от собственной жизнедеятельности;

  • формирование знаний о тесной взаимосвязи сознания и жизнедеятельности личности и общества;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и др.;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, оценка своего поведения, черт своего характера, физического и эмоционального состояния;

  • формирование знаний о правах и обязанностях члена общества и учебного коллектива.

Реализация указанной программы предусматривает использование учебно-методического комплекта, включающего учебные программы, учебники и учебные пособия, методические и учебно-методические пособия, учебные наглядные и электронные пособия.



Распределение учебного материала

(в учебных часах)


Наименование разделов и тем

8

класс

Раздел I. Безопасность и защита человека в среде обитания.

21

Правила безопасного поведения чрезвычайных ситуациях.

18

Правила поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

16

Психологические аспекты выживания в опасных и чрезвычайных ситуациях.

2

Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения.

3

Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

3

Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

13

Основы медицинских знаний.

6

Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях.

3

Первая медицинская помощь при острых состояниях.

3

Основы здорового образа жизни.

7

Факторы, укрепляющие здоровье человека.

5

Факторы, разрушающие здоровье человека.

2

Обобщающий урок

1

ИТОГО

35





ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ОБЖ В 8 КЛАССЕ



№ п/п

№ урока

Тема урока

Количество часов

1

5

Пожары и паника

1

2

7

Правила безопасного поведения при взрывах

1

3

10

Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества

1

4

13

Действия учащихся по сигналу «Радиационная опасность»

1

5

15

Правила безопасного поведения при гидродинамических авариях

1

6

21

Средства защиты от ЧС техногенного характера

1

7

23

Оказание первой медицинской помощи при закрытом переломе

1

8

24

Оказание первой медицинской помощи при открытом переломе

1

9

25

ПМП при отравлениях опасными химическими веществами

1

10

26

ПМП при ожогах опасными химическими веществами

1

11

27

ПМП при отравлении минеральными удобрениями и другими химикатами

1

12

32

Средства развития физических качеств

1













Требования к уровню подготовки выпускников.


В результате изучения программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности ученик должен:

а) знать /понимать:

  • основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

  • правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

  • способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды, пищи, сооружение временного укрытия;

б) уметь:

  • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

  • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

  • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях;

  • пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

  • вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

  • действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;

в) использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

  • с целью соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;

  • при пользовании бытовыми приборами и инструментами;

  • с целью повышения бдительности и при угрозе террористического акта;

  • при обращении в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.





Тематическое планирование по ОБЖ

8 класс

раздел

дата

темы,

занятия


Наименование темы и

занятия

Количество

часов

Форма

занятия,

коррекция


Цели и задачи
НРЭО
Домашнее задание

1



Безопасность и защита человека в среде обитания


21 ч

1







Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.


18 ч








Т.1

Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера


16 ч








1.1.1


Производственные аварии и катастрофы.


1 ч

Рассказ беседа

Понятие об авариях, производственной катастрофе, чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Промышленные предприятия г. Челябинска


1.1




1.1.2


Опасности аврий и катастроф


1 ч


Рассказ, беседа

Понятие о потенциально опасном объекте. Обеспечение личной безопасности при техногенных авариях.

Потенциально опасные объекты г. Челябинска.


1.2, 1.3




1.1.3


Пожары и взрывы.



1 ч


Рассказ, беседа

Основные поражающие факторы пожара. Классификация и характеристика пожаров, их причины и последствия.

Пожаро- и взрывоопасные объекты г. Челябинска.


2.1




1.1.4

Характеристика пожаров и взрывов


1 ч


Рассказ, беседа

Процессы горения и его условия. Группы возгораемости веществ и материалов. Стадии развития пожаров. Условия, способствующие распространению пожаров.



2.3, 2.4




1.1.5


Возможные последствия пожаров и взрывов


1 ч


Практика

Характеристика взрывов, их причины и последствия. Основные поражающие факторы взрыва. Действия взрыва на здания, сооружения, оборудование.



2.5 – 2.6




1.1.6


Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах


1 ч


Практика.

Правила безопасного поведения при пожарах. Средства пожаротушения и их применение. Действие взрыва на человека.

Правила эвакуации из здания школы.




2.1; 2.2




1.1.7


Аварии с выбросом АХОВ


1 ч

Рассказ, беседа

Понятие об опасном химическом веществе, химически опасном объекте, химической аварии.



2.7




1.1.8

АХОВ и их характеристика


1 ч


Рассказ, беседа

Аварийно химически опасные вещества (АХОВ). Характеристика и поражающие факторы аварийно опасных химических веществ.

Химически опасные предприятия г.Челябинска.



3.1, 3.2




1.1.9


Возможные последствия при авариях



Рассказ, беседа

Причины химических аварий и их возможные последствия. Понятие об очаге химического поражения и зонах химического заражения, их характеристика.

Анализ аварий произошедших на химически опасных объектах г. Челябинска


3.3




1.1.10


Оказание первой медицинской помощи при аварии с выбросом опасного химического вещества.


1 ч


Практическое.

Основные способы защиты населения и правила поведения при авариях на железнодорожных и автомобильных магистралях при перевозке опасных грузов.

Проведение герметизации здания.







1.1.11

Правила безопасного поведения и действия населения при авариях с выбросом АХОВ




1 ч

Рассказ, беседа

Радиоактивное (ионизирующее) излучение и его воздействие на людей и животных. Свойства радиоактивных веществ. Естественные и искусственные источники ионизирующих излучений. Внешнее и внутреннее облучение человека. Основные гигиенические нормативы облучения.


3.4, 3.5



1.1.12

Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Радиационно опасные объекты.


1 ч

Рассказ, беседа

Аварии на радиационно опасных объектах, их классификации и причины. Характеристика очагов поражения при радиационных авариях. Последствия радиационных аварий.

Радиационно опасные предприятия Челябинской области.


4.1, 4.2, 4.3; 4.4



1.1.13


Характер поражения людей и животных. Действия учащихся по сигналу «Радиационная опасность».


1 ч

Рассказ, практическое.

Особенности радиоактивного загрязнения местности при авариях на радиационно опасных объектах. Основные способы защиты населения и правила безопасного поведения при авариях на радиационно опасных объектах. Герметизация окон,

-изготовление ватно-марлевых повязок


Радиоактивный след Южного Урала.

4.5; 4.6, 4.7; 4.8



1.1.14


Гидродинамические аварии.


1 ч


Рассказ, беседа

Причины и последствия гидродинамических аварий. Поражающие факторы гидродинамических аварий. Классификация гидродинамических аварий. Гидродинамические опасные объекты. Понятие о зоне затопления, зоне катастрофического затопления и их характеристика.


Гидродинамические объекты г. Челябинска и их характеристика.

5.1; 5.2




1.1.15

Правила безопасного поведения при гидродинамических авариях.


1 ч

Рассказ, беседа, практика

Мероприятия по уменьшению последствий аварий на гидродинамических опасных объектах. Правила поведения при авариях на гидродинамических объектах.

Водохранилища в Челябинске



5.3; 5.4




1.1.16


Транспортные аварии.


1 ч


Рассказ, беседа

Правила поведения на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Характеристика железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Правила безопасного поведения пассажиров при авариях, пожарах и других бедствиях.

Транспортные средства в Челябинске.





Т 2

Психологические аспекты выживания в опасных и чрезвычайных ситуациях.


2 ч







1.2.1

Особенности психологических процессов в чрезвычайных ситуациях.


1 ч

Рассказ, беседа

Особенности психологических процессов в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.






1.2.2

Действия в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.


1 ч

Рассказ, беседа

Рекомендации по психологической подготовке к действиям в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.






Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения


3 ч






Т 3

Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций


3 ч







1.3.1

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.


1 ч


Рассказ, беседа

Речевая информация, передаваемая по радиотрансляционной сети, радиоприёмникам, телевидению о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Оповещение населения в Челябинске. О ЧС техногенного характера.




1.3.2

Эвакуация населения.


1 ч

Рассказ, беседа, показ видио- фильма

Эвакуация населения при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Порядок эвакуации населения Челябинска.






1.3.3


Средства защиты от ЧС техногенного характера.


1 ч


Практика

Использование населением средств индивидуальной защиты при ЧС техногенного характера. Инженерная, радиационная и химическая защита населения при ЧС техногенного характера.


Защитные сооружения г.Челябинска.



11


Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.


13 ч








Основы медицинских знаний

6 ч








Т.1

Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях


3 ч






2.1.1


Переломы костей.


1 ч


Рассказ, беседа

Понятие о переломах. Открытые и закрытые переломы. Признаки переломов.





2.1.2

Оказание первой медицинской помощи при закрытом переломе.


1 ч

Практика

Общие принципы оказания первой медицинской помощи при закрытом переломе.



2.1.3

Оказание первой медицинской помощи при открытом переломе.


1 ч

Практика

Общие принципы оказания первой медицинской помощи при открытом переломе.






Т. 2

Первая медицинская помощь при острых состояниях.


3 ч








2.2.1


Первая медицинская помощь при отравлении опасными химическими веществами.


1 ч


Рассказ, практика

Пути попадания ядовитых веществ в организм человека. Наиболее характерные и общин признаки химического отравления. Общие правила оказания первой медицинской помощи при отравлении химическими веществами.





2.2.2


Первая медицинская помощь при ожогах химическими веществами.


1 ч


Рассказ, практика

Причины и последствия химических ожогов. Оказание первой медицинской помощи при ожоге кислотой или щёлочью.






2.2.3


Первая медицинская помощь при отравлении минеральными удобрениями и другими химикатами.

1 ч


Рассказ, практика

Причины, последствия и признаки отравления минеральными удобрениями и другими химикатами. Оказание первой медицинской помощи при отравлении минеральными удобрениями.





Основы здорового образа жизни.


7 ч








3

Факторы укрепляющие здоровье человека.


5 ч








2.3.1


Движение.


1 ч


Рассказ, беседа

Движение – естественная потребность организма человека. Избыток и недостаток движения как причина многих заболеваний.





2.3.2


Физическая культура.


1 ч


Рассказ, беседа

Влияние физических упражнений на развитие растущего организма. Воспитание необходимых физических качеств.






2.3.3


Составляющие хорошей физической формы.



1 ч


Рассказ, показ видио фильма.

Развитие сердечно-дыхательной выносливости, мышечной силы, гибкости и скоростных качеств.






2.3.4


Средства развития физических качеств.


1 ч

Рассказ, показ, практика

Принципы поддержания хорошей физической формы и правила безопасности при выполнении физических упражнений. Выполнение элементов физической зарядки.






2. 3.5


Закаливание организма.


1 ч


Рассказ беседа.

Понятие о закаливании. Принципы закаливания. Роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. Правила использования факторов окружающей среды для закаливания организма.






Т.4

Факторы, разрушающие здоровье человека..


2 ч








2.4.1


Понятие наркомании


1 ч

Лекция, беседа

Действия наркотических веществ на организм человека. Признаки наркомании. Развитие физической зависимости от наркотика. Признаки наркотического отравления. оказание первой медицинской помощи при отравлении

Статистические данные о распространении наркомании в Челябинске.





2.4.2


Понятие токсикомании


1 ч

Лекция, беседа

Действия токсических веществ на организм человека. Признаки токсикомании. Признаки отравления лекарственными препаратами. Оказание первой медицинской помощи при отравлении

Статистические данные о развитии токсикомании среди подростков в Челябинске





Обобщающий урок

Беседа, практика

Проверить знания учащихся по пройденным темам


















Учебно – методический комплекс предмета основы безопасности жизнедеятельности

на 2015-2016 учебный год


Класс

Учитель,

категория

Учебная программа

Методическое пособие для учителя

Учебник для учащихся

Дидактические пособия для учащихся инструментарий для отслеживания результатов

8

Санатина ОА,

Высшая категория

Программы для учащихся общеобразовательных учреждений: Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 класс – В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010.

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности/сост. В.В. Чуриков, В.И. Болмасов. Челябинск, 2012.

Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5-11 класс: учеб.- метод. пособие. – М.: Дрофа, 2006.

Латчук В.Н., Марков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: Методическое пособие.


Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс.: Учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Поляков, М.И. Кузнецов, В.В. Марков, В.Н. Латчук – М.: Дрофа, 2012.

Латчук В.Н. Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 8 класс / В.Н. Латчук, Марков В.В., С.К. Миронов.-М.: Дрофа, 2011.





Характеристика контрольно-измерительных материалов


1. Г.А. Колодницкий, В.Н. Латчук, В.В. Миронов и др. «Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности – М. Дрофа, 2002.

Сборник адресован преподавателям основ безопасности жизнедеятельности общеобразовательных учебных заведений и содержит программно- нормативные материалы, требования к уровню подготовки выпускников, образцы и варианты заданий. Пособие поможет организовать текущий и итоговый контроль.

2. В.Н. Латчук, С.К.Миронов «Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности 8 класс» М. «Дрофа» 2011г.

Тетрадь содержит разнообразные задания, соответствующие учебной программе для 8 класса, которые направлены на проверку теоретических знаний и практических умений учащихся. Она предназначена для проведения текущего и итогового контроля по всем темам курса.

3. В.Н. Латчук, В.В. Марков, А.Г. Маслов «Основы безопасности жизнедеятельности» Методическое пособие 8 класс М. «Дрофа» 2013г.

В пособии даются варианты контрольных работ по курсу ОБЖ в 8 классе. Пособие предназначено для преподавателей, работающих по учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс» (авторы С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук, В.В. Марков).

4. С.С. Соловьев «ОБЖ тесты 8 класс» М. «Экзамен» 2010г.

Пособие включает комплект тестов по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 классов общеобразовательных учреждений. Предлагаемые тесты помогут организовать тематический и итоговый контроль знаний учащихся на уроке, а также подготовиться к экзамену по предмету.

Пособие предназначено преподавателям курса «Основы безопасности жизнедеятельности», а также может быть полезно учащимся и их родителям.

5. В.Н. Латчук, В.В. Марков, М.П. Фролов «Основы безопасности жизнедеятельности. Дидактические материалы 5-9 класс» М. «Дрофа», 2000г.

Пособие включает контрольные и проверочные работы, тесты, а также терминологический словарь по ОБЖ в 5-9 классах. Проверочные работы и тесты предназначены для текущего контроля и носят обучающий характер. Контрольные работы служат для итоговой проверки знаний, их следует проводить в конце изучения темы. Пособие может быть использовано учащимися при самостоятельной подготовке и проверке своих знаний.

6. Латчук В.Н. Электронное учебное издание по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», 8 класс. – М.: Кирилл и Мефодий, 2005.

7. Наследухов А.В. «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 – 9 класс. Электронная библиотека наглядных пособий. – М.: Дрофа, 2004.






Контрольная работа № 1.

Тема: Производственные аварии и катастрофы.

Вариант 1.

1. Как классифицируются чрезвычайные ситуации техногенного характера по масштабу распространения?

2. Дайте определение потенциально опасному объекту. Какие предприятия относятся к потенциально опасным объектам?

3. В каких органах государственного управления или местного самоуправления можно узнать о степени потенциальной опасности своего места жительства? Назовите признаки потенциальной опасности возникновения ЧС.

Вариант 2.

1. Дайте определение аварии и катастрофы. Какое различие существует между ними?

2. Назовите причины аварий и катастроф техногенного характера.

3. Общие рекомендации по обеспечению личной безопасности при техногенных авариях в местах проживания.

 Контрольная работа № 2.

Тема: Пожары и взрывы.

Вариант 1.

1. Дайте определение пожаро-взрывоопасному объекту. Какие предприятия относятся к пожаро-взрыво-опасным объектам?

 2. Действие взрыва на здания, сооружения. Классификация разрушений при взрывах и их характеристика.

3. Классификация пожаров по внешним признакам горения, по месту возникновения.

4. Основные причины пожаров на промышленных предприятиях и в жилом секторе. Поражающие факторы пожара.

5. Правила безопасного поведения во время пожара при опасной концентрации дыма и повышении температуры: если вы не можете выйти к лестничной клетке (выходу); если есть балкон (лоджия).

6. Как оказать помощь человеку, на котором загорелась одежда?

Вариант 2.

1. Какими особенностями характеризуется взрыв? Назовите и дайте характеристику зонам взрыва.

2. Сущность процесса горения. Условия возникновения и прекращения процесса горения.

3. Стадии развития пожара и их характеристика. Условия, способствующие распространению пожаров.

4. Основные причины взрывов на промышленных предприятиях и в жилом секторе. Поражающие факторы взрыва.

5. Правила безопасного поведения при пожаре в общественном или жилом здании, в том числе при эвакуации через задымленный коридор.

6. Правила безопасного поведения при панике во время пожара в общественном месте.

 Контрольная работа № 3

Тема: Аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ.

Вариант 1.

1. Дайте определение опасному химическому веществу. В каких отраслях промышленности применяются опасные химические вещества?

2. Назовите группы сильнодействующих ядовитых веществ по характеру воздействия на человека.

3. Дайте определение зоны химического заражения. Назовите и охарактеризуйте зоны опасности при авариях на химически опасных объектах.

4. Назовите основные способы защиты населения от сильнодействующих ядовитых веществ при авариях на химически опасных объектах. Какие мероприятия по защите населения от СДЯВ проводятся заблаговременно?

5. Правила безопасного поведения при движении по зараженной местности и при выходе из зоны заражения.

6. Действия населения в случае аварии на железнодорожных и автомобильных магистралях при перевозке опасных грузов.

Вариант 2.

1. Дайте определение химически опасному объекту. Какие предприятия относятся к химически опасным?

2. Дайте определение сильнодействующему ядовитому веществу. Какую опасность для людей представляет СДЯВ?

3. Причины и последствия аварий на химически опасных объектах.

4. Герметизация жилых помещений и ее последовательность. Особенности распространения СДЯВ в зданиях в зависимости от времени года.

5. Правила безопасного поведения при проживании вблизи химически опасных объектов и при оповещении об аварии с выбросом СДЯВ.

6. Правила безопасного поведения при подозрении на поражение СДЯВ.

 Контрольная работа № 4

Тема: Аварии с выбросом радиоактивных веществ.

Вариант 1.

1. Какую опасность для здоровья человека представляют: альфа-излучение, бета-излучение, гамма-излучение?

2. Какие образуются районы радиоактивного заражения местности при авариях на радиационно-опасных объектах? Охарактеризуйте радиоактивное заражение местности при авариях наАЭС.

 3. Последствия радиоактивных аварий. Какие специфические свойства имеют радиоактивные вещества?

4. Особенности радиоактивного загрязнения местности при авариях на АЭС.

5. Однократное и многократное облучение, их последствия. Какие дозы облучения могут вызвать лучевую болезнь?

6. Действия населения при оповещении об аварии на радиационно-опасном объекте: при эвакуации; при отсутствии убежища и средств защиты.

Вариант 2.

1. Назовите источники естественного и искусственного облучения.

2. Основные причины аварий на радиационно-опасных объектах.

3. Назовите фазы аварий на радиационно-опасных объектах и охарактеризуйте их.

4. Дайте определение понятию «критические органы». Группы критических органов человека.

5. Правила безопасного поведения при эвакуации по зараженной местности и по прибытии в район размещения эвакуируемых.

6. Проведение йодной профилактики. Для чего она нужна и как проводится? Как приготовить водный раствор йода?

Вариант 3.

1. Внутреннее и внешнее облучение организма человека.

2. Дайте определение радиационно-опасному объекту. Что можно отнести к радиационно-опасным объектам?

3. Какие виды радиационного воздействия на людей и животных возможны в результате выброса радиоактивных веществ в атмосферу?

4. Как радиоактивные вещества попадают в продукты питания, воду? Какую опасность такие продукты представляют для организма человека?

5. Правила безопасного поведения при проживании на загрязненной местности.

6. Что понимается под режимом радиационной защиты? Мероприятия, проводимые по защите населения в зависимости от складывающейся радиационной обстановки.

 Контрольная работа № 5

Тема: «Гидродинамические аварии».

Вариант 1.

1. Дайте определение гидродинамической аварии. Назовите виды гидродинамических аварий.

2. Причины аварий, сопровождающихся прорывом гидротехнических сооружений. Волна прорыва и ее поражающее действие.

3. Мероприятия, направленные на предотвращение или ограничение масштабов катастрофического затопления.

4. Правила безопасного поведения: при оповещении об опасности разрушения плотины; при перемещении по местности, подвергшейся затоплению; после схода воды.

Вариант 2.

1. Дайте определение зоне катастрофического затопления. Какие образуются зоны затопления при гидродинамических авариях и чем они характеризуются?

2. Основные поражающие факторы и последствия гидродинамических аварий.

3. Мероприятия по защите населения от поражения при авариях на гидродинамически опасных объектах.

4. Правила безопасного поведения при внезапном затоплении до прибытия помощи и при вынужденной самоэвакуации.

 Контрольная работа № 6

Тема: «Нарушение экологического равновесия».

Вариант 1.

1. Назовите источники загрязнения окружающей среды и дайте им характеристику.

 2. Назовите основной источник загрязнения атмосферы в крупных городах. Какое влияние на изменение климата оказывает хозяйственная деятельность человека?

3. Какое значение имеет озон для биологической жизни на Земле? Какие факторы влияют на разрушение озонового слоя Земли?

4. Наличие каких веществ в почве оказывает существенное влияние на здоровье человека? Какие биологические факторы загрязняют почву? Как можно сохранить почву и почему это важно для человека?

5. Для чего нужны нормативы качества окружающей природной среды? Какие вы знаете показатели качества атмосферы, воды и почвы?

Вариант 2.

1. Назовите формы воздействия человека на биосферу и дайте им характеристику.

2. Какие газы относят к парниковым? В чем заключается сущность «парникового» эффекта?

3. Что такое сточные воды? Дайте характеристику бытовым, атмосферным и производственным сточным водам. Какую опасность они представляют для здоровья человека?

4. Почему бытовые и промышленные отходы считаются факторами загрязнения почвы? Назовите состав твердых отходов.

5. Что такое предельно допустимая концентрация применительно: к атмосферным загрязнениям; к водной среде; к почве?

Контрольная работа № 7

Тема: «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

Вариант 1.

1. Пути проникновения химических веществ в организм человека.

2. Общие мероприятия первой медицинской помощи при поступлении СДЯВ через дыхательные пути.

3. Признаки поражения сероуглеродом. Первая медицинская помощь.

4. Первая медицинская помощь при отравлении солями тяжелых металлов и мышьяка.

5. Признаки отравления минеральными удобрениями. Первая медицинская помощь до приезда скорой помощи; при попадании химикатов в дыхательные пути;

при заражении кожных покровов; при попадании химикатов в глаза.

Вариант 2.

1. Характерные и общие признаки химического отравления.

2. Общие мероприятия первой медицинской помощи при попадании СДЯВ на кожу.

3. Признаки отравления синильной кислотой. Первая медицинская помощь.

4. Признаки отравления сероуглеродом. Первая медицинская помощь.

5. Признаки отравления СДЯВ нейротропного действия. Первая медицинская помощь.

6. Первая медицинская помощь при отравлении бытовыми инсектицидами и уксусной эссенцией.

Вариант 3.

1. Общие принципы неотложной помощи при отравлении опасными химическими веществами.

2. Общие мероприятия первой медицинской помощи при поступлении сильнодействующими ядовитыми веществами через рот.

3. Признаки отравления оксидом углерода. Первая медицинская помощь.

4. Признаки поражения СДЯВ удушающего и общеядовитого действия. Первая медицинская помощь.

5. Признаки отравления аммиаком. Первая медицинская помощь.

6. Первая медицинская помощь при ожогах химическими веществами. Особенности первой медицинской помощи при ожогах кислотами и щелочами.

 Контрольная работа № 8

Тема: «Физическая культура и закаливание».

Вариант 1.

1. Какие физические качества необходимо развивать подросткам для обеспечения хорошего уровня здоровья?

2. Назовите основные принципы закаливания организма.

3. Основные правила и способы закаливания водой.

Вариант 2.

1. Как влияют физические упражнения и занятия спортом на развитие организма подростка?

2. Для чего необходимо закаливание организма? Какое положительное влияние на здоровье человека оказывает регулярное закаливание?

3. Правила закаливания воздухом и приема солнечных ванн.

 Контрольная работа № 9

Тема: «Основы репродуктивного здоровья подростков».

Вариант 1.

1. Назовите три аспекта ответственности, возникающих в любых социальных отношениях.

2. Назовите предположительные, вероятные и несомненные признаки беременности.

3. Питание грудных детей. Режим кормления и сон ребенка.

Вариант 2.

1. Объясните, с вашей точки зрения, понятие «желанный ребенок». В чем, по-вашему, мнению, заключается ответственность родителей перед будущим ребенком?

2. Назовите и охарактеризуйте признаки начавшихся родов и периоды родов.

3. Что включает в себя понятие «повседневный уход за грудным ребенком»?