| Муниципальное бюджетное образовательное учреждение городская гимназия города Димитровграда Ульяновской области | |
| | УТВЕРЖДАЮ_________ подпись Директор И.И.Бегинина. Ф.И. О. |
| Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса на 2013-2014 учебный год преподаватель С.М.Балашов. | |
РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО на заседании МО учителей ОБЖ Протокол №1 от 26.08.2013 года Руководитель МО______ Подпись В.Н.Тафеев. Ф.И.О. | 2013-2014 учебный год город Димитровград Ульяновской области | СОГЛАСОВАНО_______ подпись заместитель директора по УВР Н.Ю.Осипова Ф.И.О. Дата год 2013 |
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и правил поведения на дорогах;
• формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание важности семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
• стремление к совершенствованию речевой культуры в целом;
• формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
• развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
• стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
• готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию;
• готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
• сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции; сформированность основ гражданской идентичности.
Метапредметные результаты
• целеполагание в учебной деятельности: умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
• умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
• умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
• владение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности; готовность и способность противостоять трудностям и помехам;
• осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, сериации и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
• умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, использовать способ взаимодействия учащихся и общие методы работы;
• умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции);
• развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение;
• развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
• развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
• развитие смыслового чтения, включая умение выделять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
• осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.
Предметные результаты
классификация и характеристика условия экологической безопасности;
использование знаний о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве;
использование знаний о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов;
классификация и характеристика причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
безопасное использование бытовых приборов контроль качества окружающей среды и продуктов питания;
безопасное использование средств бытовой химии;
безопасное использование средств коммуникации;
классификация и характеристика опасных ситуаций криминогенного характера, предвидение причин возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
безопасное поведение и применение способов самозащиты в криминогенной ситуации на улице, в подъезде, в лифте, в квартире, при карманной краже;
безопасное поведение и применение способов самозащиты при попытке мошенничества;
адекватная оценка ситуаций дорожного движения;
адекватная оценка ситуаций и безопасное поведение при пожаре;
безопасное использование средств индивидуальной защиты при пожаре;
безопасное использование первичных средств пожаротушения;
соблюдение правил безопасности дорожного движения пешехода;
соблюдение правил безопасности дорожного движения велосипедиста;
соблюдение правил безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;
адекватная оценка ситуаций и безопасное поведение у воды и на воде;
использование средств и способов само- и взаимопомощи на воде;
классификация и характеристика причин и последствий опасных ситуаций в туристических походах;
подготовка к туристическим походам;
адекватная оценка ситуацию и безопасное поведение в туристических походах;
адекватная оценка ситуации и ориентировка на местности;
добывание и поддерживание огня в автономных условиях;
добывание и очищение воды в автономных условиях;
добывание и готовка пищи в автономных условиях; сооружение (обустройство) временного жилища в автономных условиях;
подача сигналов бедствия и ответ на них;
характеристика причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства;
предвидение опасности и правильные действия в случае чрезвычайных ситуаций природного характера;
классификация мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера;
безопасное использование средств индивидуальной защиты;
характеристика причини последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства;
предвидение опасности и правильные действия в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
классификация мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
безопасные действия по сигналу «Внимание всем!»;
безопасное использование средств индивидуальной и коллективной защиты;
комплектование минимально необходимого набора вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;
классификация и характеристика явлений терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства;
классификация мероприятий по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
адекватная оценка ситуации и безопасные действия при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников;
классификация характеристика основных положений законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;
классификация и характеристика опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
предвидение причин возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
адекватная оценка ситуации и безопасные действия в местах массового скопления людей;
оповещение (вызов) экстренных служб при чрезвычайной ситуации;
характеристика безопасного и здорового образа жизни, его составляющих и значения для личности, общества и государства;
классификация мероприятий и факторов, укрепляющих и разрушающих здоровье;
планирование профилактических мероприятий по сохранению и укреплению своего здоровья;
адекватная оценка нагрузки и профилактические занятия по укреплению здоровья; планирование распорядока дня с учетом нагрузок;
выявление мероприятий и факторов, потенциально опасных для здоровья;
безопасное использование ресурсов интернета;
анализ состояния своего здоровья;
определение состояния оказания неотложной помощи;
использование алгоритма действий по оказанию первой помощи;
классификация средств оказания первой помощи;
оказание первой помощи при наружном и внутреннем кровотечении;
извлечение инородного тела из верхних дыхательных путей;
оказание первой помощи при ушибах, растяжениях, вывихах, переломах, ожогах, отморожениях и общем переохлаждении, отравлениях, тепловом (солнечном) ударе, укусе насекомых и змей.
безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
безопасное ведение и применение прав покупателя;
осознание роли семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека;
классификация и характеристика основных положений законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;
использование для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;
усвоение приемов действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
исследование различных ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвижение предположения и проведение несложных экспериментов для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
творческие решения моделируемых ситуаций и практических задач в области безопасности жизнедеятельности.
Содержание учебного курса для 8 класса
Раздел I. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (11 часов)
Тема 1. Пожарная безопасность
Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные последствия. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
Тема 2. Безопасность на дорогах
Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
Тема 3. Безопасность на водоёмах
Особенности состояния водоёмов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само - и взаимопомощь терпящих бедствие на воде.
Тема 4. Экология и безопасность
Загрязнение окружающей природной среды. Понятия о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Раздел II. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения (12 часов)
Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Потенциально опасные объекты. Аварии на радиационно-опасных, химически опасных, взрывопожароопасных объектах, на гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия. Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуациях. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
Тема 6. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Эвакуация населения. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Раздел III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11 часов)
Тема 7. Основы здорового образа жизни
Общие понятия о здоровье человека как основной ценности человека. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность. Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и профилактика основных инфекционных заболеваний. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности.
Тема 8. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение. Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами. Первая медицинская помощь при травмах. Первая медицинская помощь при утоплении.
Информационно – методическое обеспечение.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника “Основы безопасности жизнедеятельности” для учащихся 8 кл. общеобразовательных учреждений / Составитель: Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Москва Издательство «Просвещение»2010г.; а также дополнительных пособий:
для учащихся:
- Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений, Составитель: Смирнов А.Т., Литвинов Е.А., Москва Издательство АСТ 2000г.
- Основы медицинских знаний и охрана здоровья “Основы безопасности жизнедеятельности”: учебник для 6-7-8 кл., Е.Л. Вишневская, Н.К. Барсукова, Т.И. Широкова, Москва, Русское слово 1995г.
для учителя:
- Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений, Составитель: Смирнов А.Т., Литвинов Е.А., Москва Издательство АСТ 2000г.
- Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005г.
- Латчук В.Н., Марков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: Методическое пособие – 2-е издание – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2000г.
- Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе “Основы безопасности жизнедеятельности”: учебник для 5 – 9 кл. – 3-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2006г.
- Основы медицинских знаний и охрана здоровья “Основы безопасности жизнедеятельности”: учебник для 6-7-8 кл., Е.Л. Вишневская, Н.К. Барсукова, Т.И. Широкова, Москва, Русское слово 1995г.
- И.К. Топоров “Основы безопасности жизнедеятельности”: учебник для учащихся 5 – 9 кл., общеобразовательных учреждений Москва Просвещение 1996г.
- Дидактические материалы “Основы безопасности жизнедеятельности”: 5 – 9 кл., В.Н. Латчук, В.В. Марков, М.П. Фролов, Дрофа 2000г.
- Основы медицинских знаний, Учебное пособие для 8 – 10 кл. В.Г.Бубнов, Н.В. Бубнова, АСТ – Астрель Москва 2005г.
- Справочник И.Ф. Богоявленский, Оказание первой медицинской, первой реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций, Санкт-Петербург 2005г.
3. Тематическое планирование
№п/п | Наименование темы | Количество часов по гос.программе | Количество часов по рабочей программе |
-
| Пожарная безопасность | 3 | 3 |
-
| Безопасность на дорогах | 3 | 3 |
-
| Безопасность на водоёмах | 3 | 3 |
-
| Экология и безопасность | 2 | 2 |
-
| ЧС техногенного характера и их последствия | 5 | 5 |
-
| ЧС техногенного характера и защита населения | 3 | 3 |
-
| Организация защиты населения от ЧС | 3 | 3 |
-
| Основы здорового образа жизни и его составляющие. | 8 | 8 |
-
| Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | 4 | 4 |
-
| Итоговое занятие | 1 | 1 |
-
| ИТОГО | 35 | 35 |
Календарно-тематический план
№ урока | Наименование темы и занятия | Время и дата прове-дения | Учебные вопросы | Учебные и воспитательные задачи | Метод проведе-ния | Учебно – материальное обеспечение | Контрол-ный цикл | Примечание |
I раздел. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Тема 1. Пожарная безопасность Задачи - познакомить учащихся с основными причинами пожаров, прививать учащимся элементарные навыки борьбы с огнём и умения правильно действовать в случае обнаружения пожара. |
1. | Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия | 1 час | 1. Пожары в жилых и общественных зданиях, их последствия. 2. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. | 1. Объяснить учащимся причины и последствия возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. | Рассказ – беседа | плакаты, видеофильм «Сам себе МЧС» | | |
2. | Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения | 1 час | 1. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. 2. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. | Формировать умение действовать в условиях возникновения пожара. | Рассказ – беседа | плакаты, видеофильм «Сам себе МЧС» | | |
3. | Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре. | 1 час | 1. Какими правами и обязанностями пользуются граждане в области пожарной безопасности. 2. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом и общественном здании. | Рассказать учащимся о правах и обязанностях граждан, а также об их ответственности в области пожарной безопасности. | Рассказ - беседа | плакаты, видеофильм «Сам себе МЧС» | Само-стоят. работа | |
№ урока | Наименование темы и занятия | Время и дата прове-дения | Учебные вопросы | Учебные и воспитательные задачи | Метод проведе-ния | Учебно – материальное обеспечение | Контрол-ный цикл | Примечание |
Тема 2. Безопасность на дорогах. Задачи – воспитание безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах города и в микрорайоне проживания. |
4. | Причины дорожно – транспортных происшествий и травматизм людей. | 1 час | 1. Причины дорожно – транспортных проис-шествий и их послед-ствия. 2. Дорожно – транспор-тный травматизм. | Ознакомить с причи-нами дорожно – тран-спортных происшес-твий и их последс-твиями для участни-ков дорожного движе-ния. | Рассказ – беседа | Пособие для учителя «Уро – ки по прави – лам дорожного движения» | | |
5. | Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров. | 1 час | 1. Организация дорожного движения. 2. Обязанности участников дорожного движения. | Объяснить организа-цию дорожного движения и мерах по его улучшению в России. | Рассказ – беседа | Пособие для учителя «Уро – ки по прави – лам дорожного движения» | | |
6. | Водитель, формирование качеств безопасного водителя | 1 час | 1. Общие обязанности водителя. 2. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда. | Формировать умение безопасного поведе-ния на улицах и дорогах пешеходов, велосипедистов и водителей мопедов. | Рассказ - беседа | Пособие для учителя «Уро – ки по прави – лам дорожного движения» | Само-стоят. работа | |
Тема 3. Безопасность на водоёмах. Задачи – выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения на водоёмах в различное время года |
7. | Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях. | 1 час | 1. Особенности состояния водоёмов в различное время года. 2. Правила безопасного поведения на водоёмах и вблизи их летом и зимой. 3. Правила переправы по льду водоёмов. | Рассказать об опас – ностях водоёмов в различное время года и правилах поведения. | Рассказ - беседа | Справочник школьника «Основы безопасности жизнедеятель – ности» | | |
№ урока | Наименование темы занятия | Время и дата прове-дения | Учебные вопросы | Учебные и воспитательные задачи | Метод проведе-ния | Учебно – материальное обеспечение | Контрол-ный цикл | Примечание |
8. | Безопасный отдых у воды. | 1 час | 1. Безопасный отдых у воды. 2. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудован- ных и необорудован- ных местах. | Формировать пра-вильное поведение учащихся при прове-дении купания в обо-рудованных и необо-рудованных местах. | Рассказ – беседа | Справочник школьника «Основы безопасности жизнедеятель – ности» | | |
9. | Оказание помощи терпящим бедствие на воде. | 1 час | 1. Оказание само – и взаимопомощи терпя – щим бедствие на воде. 2. Основные и подруч – ные спасательные средства на воде. 3. Правила пользования спасательным кругом. | Учить правильному применению средств спасения, а также оказания первой медицинской помощи пострадавшим на воде или на льду. | Рассказ - беседа | Справочник школьника «Основы безопасности жизнедеятель – ности» | Само-стоят. работа | |
Тема 4. Экология и безопасность. Задачи – формировать у учащихся необходимые требования к повышению грамотности в вопросах защиты биосферы от антропогенного воздействия |
10. | Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека. | 1 час | 1. Окружающая среда и её влияние на здоровье человека. 2. Загрязнение воды, почвы и воздуха. 3. Предельно допусти – мая концентрация загрязняющих веществ | Дать определение экологии и экологи – ческой безопасности. Рассказать о предель-но допустимой кон-центрации загрязня-ющих веществ. | Рассказ – беседа | Учебник ОБЖ (2005 год) стр. 139 – 159 | | |
11. | Правила безопасного пове – дения при неблагоприятной экологической обстановке. | 1 час | 1. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах неблагоприят – ной экологической обстановки. | Объяснить необходимость поддержания чистоты окружающей среды для укрепления здоровья человека. | Рассказ – беседа | Учебник ОБЖ (2005 год) стр. 159 – 166 | Тест | |
№ урока | Наименование темы занятия | Время и дата прове-дения | Учебные вопросы | Учебные и воспитательные задачи | Метод проведе-ния | Учебно – материальное обеспечение | Контрол-ный цикл | Примечание |
II раздел. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения. Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия. Задачи – освоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях техногенного характера |
12. | Классификация чрезвычай – ных ситуаций техногенного характера. | 1 час | 1. Промышленные аварии и катастрофы. 2. Понятие об аварии, производственной ката-строфе, ЧС техногенно-го характера. 3. Классификация и характеристика техно-генных аварий. 4. Понятие о потенци-ально опасном объекте. | Дать определение аварии и катастрофы, а также рассказать о классификации и характеристике техногенных аварий. Разъяснить понятие потенциально опасного объекта. | Рассказ - беседа | Учебник ОБЖ (2005 год) стр. 8 – 20 | | |
13. | Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия | 1 час | 1. Аварии с выбросом радиоактивных в-в. 2. Ионизирующее излучение. 3. Внутреннее и внеш-нее облучение человека. 5.Аварии на РОО, их классификация и при –чины, характеристика очагов поражения . | Рассказать об опасно- сти для здоровья человека при авариях на РОО, их классифи-кации и вероятных причинах аварий, а также о поражающих факторах аварий на РОО и ионизирующем излучении. | Рассказ - беседа | Учебник ОБЖ (2005 год) стр. 79 – 96 | | |
14. | Обеспечение радиационной безопасности населения. | 1 час | 1. Особенности р/а загрязнения местности при авариях на РОО. 2. Основные способы защиты населения и правила безопасного поведения при авариях на РОО. | Формировать умение действовать в условиях загрязнения местности при авариях на радиа-ционно опасных объектах | Рассказ – беседа | Учебник ОБЖ (2005 год) стр. 96 – 122 | Тест | |
№ урока | Наименование темы занятия | Время и дата прове-дения | Учебные вопросы | Учебные и воспитательные задачи | Метод проведе-ния | Учебно – материальное обеспечение | Контрол-ный цикл | Примечание |
15. | Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. | 1 час | 1. АХОВ, их характери-стика и поражающие факторы. 2. Классификация ава-рий с выбросом АХОВ. 3.Причины химических аварий, их возможные последствия. 4. Понятие об очаге химического поражения, зонах химического зара-жения, их хар-ки. | Дать возможность учащимся самостояте-льно объяснить причи-ны химических аварий. Помочь найти опреде-ление очага химиче-ского поражения и зон химического зараже-ния. | Рассказ - беседа | Учебник ОБЖ (2005 год) стр. 46 – 61 | | |
16. | Обеспечение химической безопасности населения. | 1 час | 1. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества. 2. Средства индивидуа-льной защиты. | Формировать умение действовать в усло-виях нахождения в зонах заражения при авариях на химически опасных объектах. | Рассказ - беседа | Учебник ОБЖ (2005 год) стр. 62 – 78 | Тест | |
17. | Пожары на взрывопожаро – опасных объектах экономики и их возможные последствия | 1 час | 1. Пожары и взрывы, пожаро - и взрывоопас-ные объекты. 2.Классификация аварий на пожаро – и взрыво-опасных объектах. 3. Основные поражаю-щие факторы пожара и взрыва. 4. Классификация и характеристика пожа-ров, их причины и последствия. 5. Характеристика взрывов, их причины и последствия. | Рассказать об опаснос-тях пожаров и взрывов, их поражающих факто-рах, о классификации и характеристике аварий на пожаро – и взрывоопасных объектах | Рассказ - беседа | Учебник ОБЖ (2005 год) стр. 21 – 34 | | |
№ урока | Наименование темы занятия | Время и дата прове-дения | Учебные вопросы | Учебные и воспитательные задачи | Метод проведе-ния | Учебно – материальное обеспечение | Контрол-ный цикл | Примечание |
18. | Обеспечение защиты насе – ления от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. | 1 час | 1. Правила безопасного поведения при пожарах в жилых и обществен-ных зданиях. 2. Пожары и паника. 3. Правила безопасного поведения при взрывах. | Формирование пра-вильного поведения в местах возникновения пожаров и вероятно-сти взрывов. | Рассказ - беседа | Учебник ОБЖ (2005 год) стр. 35 – 45 | Тест | |
19. | Аварии на гидротехничес-ких сооружениях и их последствия. | 1 час | 1. Гидродинамические аварии, их классифи -кация, причины и последствия. 3. Гидродинамически опасные объекты. 4. Понятие о зоне зато-пления, зоне катастро-фического затопления и их характеристика. | Объяснить учащимся особенности гидроди-намической аварии, её классификацию. Рассмотреть вероят-ность зоны затопле-ния и катастрофи-ческого затопления | Рассказ - беседа | Учебник ОБЖ (2005 год) стр. 123 – 130 | | |
20. | Обеспечение защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях. | 1 час | 1. Мероприятия по уменьшению послед-ствий аварий на гидро-динамически опасных объектах. 2. Правила безопасного поведения при авариях на гидродинамически опасных объектах. | Формировать умение учащихся принимать необходимые меры при авариях на гидротехнических сооружениях. | Рассказ - беседа | Учебник ОБЖ (2005 год) стр. 130 – 138 | Тест | |
№ урока | Наименование темы занятия | Время и дата прове-дения | Учебные вопросы | Учебные и воспитательные задачи | Метод проведе-ния | Учебно – материальное обеспечение | Контрол-ный цикл | Примечание |
Тема 6. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Задачи – воспитание личностных качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера. |
21. | Оповещение о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. | 1 час | 1. Единая система опо-вещения о ЧС. 2. Локальные системы оповещения. 3. Речевая информация. | Ознакомить учащихся с существующей системой оповещения населения о чрезвы – чайных ситуациях и организацией опове-щения в помещениях школы | Рассказ - беседа | Мультимедий- ный учебник ОБЖ, «Гражданская оборона», плакаты | | |
22. | Эвакуация населения. | 1 час | 1. Классификация меро-приятий по эвакуации населения из зон ЧС. 2. Экстренная эвакуация. 3. Заблаговременные мероприятия, проводи-мые при подготовке к эвакуации. | Объяснить практичес-кую необходимость проведения эвакуации населения из районов чрезвычайных ситуа-ций и как это прово-дится в школе. | Рассказ- беседа | Мультимедий-ный учебник ОБЖ, «Гражданская оборона», плакаты | | |
23. | Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 1 час | 1. Мероприятия по защите населения при авариях на радиационно и химически опасных объектах. | Воспитывать уверен – ность учащихся в обеспечении сохране-ния жизни и здоровья в условиях ЧС. | Рассказ -беседа | Мультимедий-ный учебник ОБЖ, «Гражданская оборона» | Само-стоят. работа | |
III раздел. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни . Тема 7. Основы здорового образа жизни. Задачи – освоение основополагающих знаний о здоровье и здоровом образе жизни |
24. | Общие понятия о здоровье как основной ценности человека | 1 час | 1. Здоровье человека и его составляющие. 2. Основные критерии здоровья человека. | Дать определение здо-ровью и его составля-ющим. Разъяснить основные критерии здоровья человека. | Рассказ – беседа | Учебник «Осно-вы медицинских знаний и здоро-вого образа жизни» | | |
№ урока | Наименование темы занятия | Время и дата прове-дения | Учебные вопросы | Учебные и воспитательные задачи | Метод проведе-ния | Учебно – материальное обеспечение | Контрол-ный цикл | Примечание |
25. | Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность. | 1 час | 1. Индивидуальное здоровье человека. 2. Факторы, укрепляю-щие здоровье человека. | Объяснить значение укрепляющих факто-ров для индивидуа-льного здоровья человека. | Рассказ-беседа | Учебник «Осно-вы медицинских знаний и здоро –вого образа жизни» | Само-стоят. работа | |
26. | Репродуктивное здоровье – составная часть здоровья человека и общества. | 1 час | 1. Репродуктивное здоровье и его влияние на здоровье человека и общества. 2. Демографическая проблема России. | Рассказать о сути репродуктивного здоровья. Познакомить с социально – демогра-фической ситуацией в России. | Рассказ – беседа | Учебник «Осно-вы медицинских знаний и здоро – вого образа жизни» | | |
27. | Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. | 1 час | 1. Здоровый образ жизни – что это такое? 2. Основные составля-ющие вашей индивиду-альной системы поведе-ния. | Рассмотреть необхо- димость сохранения и укрепления здоровья человека и общества как составной части здорового образа жизни. | Рассказ – беседа | Учебник «Осно-вы медицинских знаний и здоро – вого образа жизни» | Само-стоят. работа | |
28. | Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний. | 1 час | 1. Основные неинфек – ционные заболевания и здоровый образ жизни. 2. Профилактика фак - торов риска основных неинфекционных заболеваний. | Познакомить с основ-ными неинфекцион-ными заболеваниями и их влиянием на здоровый образ жизни человека. | Рассказ - беседа | Мультимедий-ный учебник ОБЖ | | |
29. | Вредные привычки и их влияние на здоровье. | 1 час | 1. Алкоголь. 2. Курение. 3. Наркомания и токсикомания. | Объяснить опасность влияния вредных привычек на здоровье человека. | Рассказ – беседа | Мультимедий-ный учебник ОБЖ | | |
30. | Профилактика вредных привычек. | 1 час | 1. Профилактика вредных привычек. | Рассмотреть систему профилактических мероприятий против вредных привычек. | Рассказ – беседа | Мультимедий-ный учебник ОБЖ | | |
№ урока | Наименование темы занятия | Время и дата прове-дения | Учебные вопросы | Учебные и воспитательные задачи | Метод проведе-ния | Учебно – материальное обеспечение | Контрол-ный цикл | Примечание |
31. | Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности | 1 час | 1. ЗОЖ как условие сохранения и укреп-ления здоровья челове-ка и общества и обеспе-чения их безопасности | Формировать умение учащихся создавать и укреплять свой здоро-вый образ жизни как необходимое условие жизнеобеспечения | Рассказ -беседа | Журнал ОБЖ и учебник ОБЖ | Тест | |
Тема 8. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. Цель – научить основам оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях. |
32. | Первая медицинская помощь пострадавшим и её значение | 1 час | 1. Что такое первая ПМП? 2. Чем обуславливается её необходимость? 3. Средства оказания ПМП. 4. Перевязочные и ле – карственные средства. | Рассказать о необходимости оказания первой медицинской помощи пострадавшему | Рассказ – беседа | Библиотечка «Военные знания», | | |
33. | Первая медицинская помощь при отравлениях АХОВ | 1 час | 1. ПМП при отравлении опасными химическими веществами. 2. Наиболее характер-ные и общие признаки химического отравления | Познакомить учащихся с порядком оказания ПМП при отравлении опасными химически-ми веществами. | Практи-ческое занятие | Библиотечка «Военные знания», | | |
34. | Первая медицинская помощь при травмах. | 1 час | 1. Общие сведения о травмах и повреждении-ях организма человека. 2. Открытые и закры-тые раны. 3. Общие признаки травм и ранений. 4. Правила оказания ПМП при незначитель-ных открытых ранах. | Формировать уверен-ность практически выполнять правила первой медицинской помощи при незначительных открытых травмах. | Практи-ческое занятие | Библиотечка «Военные знания» | Само-стоят. работа | |
№ урока | Наименование темы занятия | Время и дата прове-дения | Учебные вопросы | Учебные и воспитательные задачи | Метод проведе-ния | Учебно – материальное обеспечение | Контрол-ный цикл | Примечание |
35. | Первая медицинская помощь при утоплении. | 1 час | 1. Схема оказания первой медицинской помощи при истинном ( синем ) утоплении. 2. Схема оказания первой медицинской помощи при бледном утоплении. | Формировать уверен-ность практически оказать первую медицинскую помощь при утоплении | Практи-ческое занятие | Библиотечка «Военные знания», | Само-стоят. работа | |
Итого : Рассказ – беседа - 32
Практическая работа - 3
Самостоятельная работа - 8
Тест - 6
Преподаватель – организатор ОБЖ МБОУ городская гимназия С.М.Балашов.