МКОУ «Благодатенская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена Протокол заседания МО учителей начальных классов Протокол от «27» августа 2014 г. №1 Руководитель МО ______Громенко В.В. | Согласована Заместитель директора по УВР: __________Раздобарова В.А. «30» августа 2014г | Принята Решение педагогического совета от 30.08. 2014г. протокол №1 Утверждена Приказ от 1.09.2014г. №1- 55 директор школы _____________ Лобанова Т.Ф. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
1 класс
Количество часов 66
Базовый уровень
Учитель начальных классов: Пилипович Нина Павловна
Программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Поглазовой О.Т: «Окружающий мир»
2014- 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» в 1 классе составлена на основе Примерной программы начального общего образования образовательной области «Обществознание и естествознание» (Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2014) и авторской программы общеобразовательных учреждений Поглазовой О.Т. по курсу «Окружающий мир» для 1-4 классов. (О.Т. Поглазова. – Смоленск: Издательство «Ассоциация XXI век, 2014). Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по окружающему миру и авторской программой учебного курса. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и последовательность изучения тем с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Содержание программы курса «Окружающий мир» 1 класса рассчитано на 66 часов (2 часа в неделю).
В курсе «Окружающий мир» интегрированы знания о природе, человеке и обществе, об истории России, что представляет младшим школьникам широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.
Основными целями образовательного процесса являются:
• создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении;
• последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира;
• создание содержательной пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественнонаучных и гуманитарных курсов;
• формирование предметных умений, универсальных учебных действий и информационной культуры;
• выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром;
• создание условий для самопознания и саморазвития младших школьников.
При этом решаются следующие развивающие, образовательные, воспитательные задачи:
– развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;
– ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества;
– усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира;
– освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности;
– формирование умений добывать информацию из различных источников и представлять её в разных формах;
– воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей,
уважения к прошлому своих предков; формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе выделяется 66 учебных часов, из расчёта два часа в неделю. Изменений в содержательной части авторской программы нет.
Учебно-тематическое планирование.
№ | Тема раздела | Количество часов |
1. | Твои первые уроки | 14 |
2. | Окружающий мир и его изучение | 8 |
3. | Разнообразие и красота растений | 15 |
4. | Разнообразие грибов | 3 |
5. | Разнообразие и красота животных | 18 |
6. | Творения людей вокруг тебя | 8 |
Содержание программы
«Окружающий мир»
1 класс (66 часа)
Твои первые уроки (14 ч)
Изменения, произошедшие в жизни детей с приходом в школу. Знакомство с классом, рабочим местом, школьными принадлежностями, со школой и пришкольным участком. Правила поведения в классе, в школе, на пришкольном участке. Учебный труд, обязанности ученика. Режим дня и правила личной гигиены школьника.
Разнообразие уроков и их расписание. Особенности урока «Окружающий мир».
Правила безопасного поведения на улице, в транспорте; культурного поведения в общественных местах; экологически грамотного поведения в природе. Условные знаки как источник информации о правилах поведения (сигналы светофора, дорожные знаки, знаки «места для пожилых», «не курить» и др).
Дидактическая игра: освоение правил поведения.
Экскурсия по школе и на пришкольный участок.
Окружающий мир и его изучение (8 ч)
Наблюдения — источник знаний об окружающем мире. Свойства предметов, определяемые с помощью зрительных, слуховых, вкусовых, осязательных ощущений. Простейшие школьные приборы и приспособления для проведения наблюдений и опытов. Качества, необходимые для успешного познания окружающего мира: любознательность, воображение, фантазия.
Объекты окружающего мира: живая, неживая природа, изделия, созданные человеком.
Разнообразие и красота растений (15 ч)
Многообразие растений. Значение растений в жизни человека. Дикорастущие и культурные растения; их отличительные признаки. Разнообразие растений поля, сада, огорода. Хлебные растения. Труд хлебороба. Уважительное отношение к хлебу.
Деревья, кустарники, травянистые растения; их отличительные признаки. Хвойные, лиственные деревья и кустарники. Растения родного края: растения пришкольного участка, парка, леса. Разнообразие и красота цветковых растений. Декоративные и комнатные растения. Ягодные кустарники и кустарнички; ядовитые ягоды. Правила сбора ягод. Лекарственные растения. Необходимость сохранения видового многообразия растений. Красная книга растений. Растения родного края, занесенные в Красную книгу.
Практические и творческие работы: дидактическая игра «Узнай растение»; зарисовка растений и их раскрашивание; уход за комнатными растениями.
Экскурсия на пришкольный участок (в парк, в сквер).
Разнообразие грибов (3 ч)
Значение грибов. Многообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Опасность отравления ядовитыми грибами. Строение шляпочного гриба: грибница, плодовое тело (шляпка, ножка). Пластинчатые и трубчатые грибы. Правила сбора шляпочных грибов. Другие виды грибов (дрожжевые, кефирные, пенициллиновые), их использование человеком.
Практические и творческие работы: рассматривание муляжей грибов; лепка, рисование или моделирование грибов.
Разнообразие и красота животных (18 ч)
Многообразие животных: внешний вид, среда обитания. Значение животных в жизни человека. Домашние и дикие животные. Наиболее распространенные дикие и домашние животные родного края.
Группы животных: млекопитающие, птицы, насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные. Существенные признаки групп животных: строение тела, кожный покров, размножение. Видовое разнообразие: особенности строения тела, размеры, окраска, образ жизни, среда обитания. Наиболее распространенные животные разных групп, обитающие в родном крае.
Правила безопасного поведения при встрече с разными животными.
Причины исчезновения некоторых видов животных. Бережное отношение к животным и забота человека о сохранении многообразия животных. Заповедники, заказники, зоопарки. Красная книга животных. Животные родного края, занесенные в Красную книгу.
Отличительные признаки живого. Растения, грибы, животные — живые существа.
Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдения за повадками и образом жизни диких и домашних животных; уход за животными живого уголка.
Экскурсии: в зоологический музей (в зоопарк, в цирк зверей, в зоомагазин).
Творение людей вокруг тебя (8 часов)
Результаты изучения курса «Окружающий мир» в 1 классе
Личностные универсальные учебные действия
У ученика начнут формироваться:
• положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;
готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
понимание важности бережного отношения к своему здоровью;
бережное отношение к природе, культуре родного края.
У ученика могут быть сформированы:
желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать;
стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности;
эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
• осознание важности сохранять своё здоровье
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик начнёт учиться:
• организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.);
принимать (с помощью учителя, сорегуляция) учебно-познавательную задачу;
планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками, сорегуляция) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, задачами;
действовать согласно плану, составленному учителем;
оценивать (с помощью учителя, сорегуляция) результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
оценивать своё знание и незнание, умение и неумение (с помощью учителя, сорегуляция);
попробует проявлять инициативу (с помощью учителя, или на интуативном уровне) в постановке задач, предлагать собственные способы решения.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик начнёт учиться:
осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради (из рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения и др.), собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов;
подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных объектов;
целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки;
использовать готовые модели для изучения строения природных объектов;
пользоваться простыми условными обозначениями.
Ученик получит возможность научиться:
• осмысливать познавательные и практические задачи, цель наблюдений;
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, понимать информацию, представленную в вербальной и наглядной формах;
классифицировать объекты окружающего мира на основе внешних существенных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик начнёт учиться:
строить речевое высказывание в устной форме;
кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы;
адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Ученик получит возможность научиться:
Предметные результаты
Ученик начнёт учиться:
выполнять правила культурного поведения в школе, в общественных местах, в транспорте; правила безопасного перехода улиц, поведения у водоёма, при встрече с опасными животными; правила экологически грамотного поведения в природе;
различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
определять с помощью наблюдений отличительные признаки предметов окружающего мира (цвет, размер, форма и др.);
сравнивать, находить сходства и различия предметов, объединять их в группы;
различать объекты природы и изделия человека; объекты живой и неживой природы; дикорастущие, культурные,
комнатные растения; деревья, кустарники и травянистые растения; хвойные и лиственные деревья; домашних и диких животных, млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся; наиболее распространенные растения и животных своей местности, ядовитые растения, грибы;
называть признаки живых существ; существенные признаки (внешние) изучаемых групп объектов окружающего мира, растений, грибов, животных;
различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, словесного описания представителей различных групп растений, грибов, животных;
приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (млекопитающих, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);
описывать, характеризовать изученные группы растений, грибов, животных, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (по плану, предложенному учителем и на примере своей местности);
сравнивать растения, грибы, животных, предметы окружающего мира, называя их сходства и различия;
различать внешние части дерева, цветкового растения, тел млекопитающих, птиц, насекомых, рыб;
называть части тела человека;
характеризовать признаки времён года;
объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.);
находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;
оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу;
участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
вести наблюдения за растениями и животными, сезонными изменениями в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
• ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах; правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;
соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
выполнять режим дня;
рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий о достопримечательностях родного города (села);
объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;
классифицировать растения, грибы, животных по существенным признакам, выявлять их сходства и различия, распределять на группы по выделенным (учителем) основаниям;
объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.;
анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;
интерпретировать значение используемых условных знаков для обозначения природных объектов;
осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью (одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.);
осознать, что многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать, распределять на группы по существенным признакам;
создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения);
понимать, что в окружающем мире огромное разнообразие живых существ, и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку; что среди растений, грибов, животных есть опасные для жизни человека; что важно сохранить разнообразие растений, грибов, животных, бережно и заботливо относиться к ним.
определения наиболее распространённых в своей местности ядовитых растений, грибов и опасных животных;
обеспечения безопасности своей жизни;
ухода за комнатными растениями и растениями пришкольного участка, домашними животными, животными живого уголка;
проведения наблюдений объектов живой природы, за деятельностью людей с целью оценки их положительного и отрицательного воздействия на природу;
выполнения правил культурного поведения в школе, в общественных местах, в транспорте; правила безопасного перехода улиц, поведения у водоёма, при встрече с опасными животными; безопасного и экологически грамотного поведения в природе, укрепления своего здоровья, охраны природы.
Чтобы он понимал:
в окружающем мире огромное разнообразие живых существ, и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку; среди растений, грибов, животных есть опасные для жизни человека;
важно сохранять разнообразие растений, грибов, животных, бережно и заботливо относиться к ним;
многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать, распределять на группы по существенным признакам;
можно создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения);
надо оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывать свои суждения, предположения, аргументы.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате усвоения содержания курса «Окружающий мир» в 1 классе ученик должен:
Знать:
правила культурного поведения в школе, общественных местах, транспорте; правила безопасного перехода улиц, поведения у водоёмов, при встрече с опасными животными; правила экологически грамотного поведения в природе;
растения, грибы, животные – живые существа, свойства живых существ, условия, необходимые им для жизни, приспособляемость к среде обитания;
существенные признаки (внешние) изучаемых групп объектов окружающего мира, растений, грибов, животных;
2-4 представителя изучаемых групп объектов живой и неживой природы, изделий человека, растений, грибов, животных, наиболее распространённых растений и животных родного края;
представителей лекарственных и ядовитых растений, грибов, опасных животных, обитающих в родном крае;
способы сохранения многообразия живых существ, представителей растений и животных, обитающих в родном крае, занесённых в Красную книгу.
Понимать:
в окружающем мире огромное разнообразие живых существ, и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку; среди растений, грибов, животных есть опасные для жизни человека;
важно сохранить разнообразие растений, грибов, животных, бережно и заботливо относиться к ним;
многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать, распределять на группы по существенным признакам;
Уметь:
различать объекты природы и изделия человека; объекты живой и неживой природы; дикорастущие, культурные, комнатные растения; деревья, кустарники и травянистые растения; хвойные и лиственные деревья; домашних и диких животных, млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся; наиболее распространенные растения и животных своей местности, ядовитые растения, грибы;
описывать растения, грибы, животных, называя их отличительные признаки, особенности их внешнего вида, среду обитания и приспособленность к ней;
сравнивать растения, грибы, животных, предметы окружающего мира, называя их сходства и различия;
определять принадлежность растений, грибов, животных к конкретным систематическим группам по существенным признакам;
наблюдать объекты окружающего мира, выделяя их внешние отличительные признаки: форму, размер, цвет, особенности строения, среду обитания; вести простейшие наблюдения за животными и растениями;
осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, рисунка, учебного текста, литературного произведения, модели и др.;
представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, рисунок, условное обозначение, простая модель, описание изучаемого предмета по предложенному плану, в дидактической игре);
формулировать и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе и обществе;
создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения);
оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывать свои суждения, предположения, аргументы.
Использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для:
определения наиболее распространённых в своей местности ядовитых растений, грибов и опасных животных;
обеспечения безопасности своей жизни;
ухода за комнатными растениями и растениями пришкольного участка, домашними животными, животными живого уголка;
проведения наблюдений объектов живой природы, за деятельностью людей с целью оценки их положительного и отрицательного воздействия на природу;
выполнения правил безопасного и экологически грамотного поведения в природе и обществе, укрепления своего здоровья, охраны природы.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Для ученика:
Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 1 класс. Учебник, Часть 1 и 2, 2011 г.
Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 1 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2, 2013 г.
Для учителя:
Поглазова О. Т., Миронова М. В. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 1 класса, 2012 г.
Поглазова О. Т. Программы для 1–4 классов, 2013 г.
Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 1 класс. Тестовые задания. – 2013
Миронова М.В. Поглазова О.Т. Наглядные пособия для 1–4 классов. – 2013.
Электронное приложение к учебникам и рабочим тетрадям. – 2013.
http://www.umk-garmoniya.ru/ooprogrammy/
http://www.umk-garmoniya.ru/about/index.php
http://www.umk-garmoniya.ru/electronic_support/
http://www.umk-garmoniya.ru/about/present.php
Типы уроков и их сокращения
УФНЗ – урок формирования новых знаний
УОиКЗ - Урок обобщения и контроля знаний
УОУиН - Урок обучения умениям и навыкам
УП иО - Урок повторения и обобщения
КУ - Комбинированный урок
УП – Урок-практикум
№п\п | Название раздела | Тема | Кол-во часов | Тип урока | Вид контроля | Дата | Примечание |
план | факт |
1 | Твои первые уроки 14ч | День знаний | 1 | УФНЗ | Текущий | | | |
2 | | Путешествие по школе | 1 | УФНЗ | Текущий | | | |
3 | | Школьные принадлежности | 1 | УОУиН | Текущий | | | |
4 | | Правила поведения в школе | 1 | УОУиН | Текущий | | | |
5 | | Условные знаки | 1 | УФНЗ | Текущий | | | |
6,7 | | Безопасный путь | 2 | УФНЗ | Текущий | | | |
8 | | Экскурсия (прогулка на пришкольный участок) | 1 | УП | Текущий | | | |
9 | | Уроки общения | 1 | УОУиН | Текущий | | | |
10 | | Классный коллектив | 1 | УФНЗ | Текущий | | | |
11 | | Уроки вежливости | | УФНЗ | Текущий | | | |
12,13 | | Уроки здоровья | 2 | УОУиН | Текущий Самостоятельная работа | | | |
14 | | Режим дня школьника | 1 | УФНЗ | Текущий | | | |
15 | Окружающий мир и его изучение 8ч | Признаки предметов | 1 | УФНЗ | Текущий | | | |
16 | | Сходства и различия предметов. Объединение предметов в группы | 1 | УП | Итоговый | | | |
17 | | Органы чувств -наши помощники | 1 | УОУиН | Текущий | | | |
18 | | Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты | 1 | КУ | Текущий | | | |
19 | | Способы изучения окружающего мира | 1 | КУ | Текущий | | | |
20 | | Живая и неживая природа. Свойства живых существ . | 1 | УП иО | Текущий | | | |
21 | | Обобщающий урок (Как изучают окружающий мир) | 1 | УП иО | Итоговый | | | |
22 | | Экскурсия (на пришкольный участок, ближайший сквер) | 1 | УОУиН | | | | |
23 | Разнообразие и красота растений 15ч | Многообразие растений. Условия их жизни | 1 | УФНЗ | Текущий | | | |
24 | | Строение растений (на примере цветкового травянистого растения) | 1 | УОУиН | Текущий | | | |
25 | | Какими бывают растения. | 1 | УФНЗ | Самостоятельная работа | | | |
26 | | Дерево и его строение | 1 | УФНЗ | Текущий | | | |
27 | | Кустарники и травы, их отличие от деревьев | 1 | УФНЗ | Текущий | | | |
28 | | Лиственные деревья, разнообразие их листьев | 1 | УФНЗ | Текущий | | | |
29 | | Хвойные деревья, их разнообразие | 1 | УОУиН | Текущий | | | |
30 | | Разнообразие ягодных растений. Ядовитые ягоды | 1 | УП иО | Текущий | | | |
31 | | Удивительные растения мира.Экскурсия | 1 | КУ | | | | |
32 | | Контрольный урок(что мы узнали об окружающем мире в 1 полугодии) | 1 | УФНЗ | Итоговый | | | |
33 | | Культурные растения | 1 | УФНЗ | Текущий | | | |
34 | | Растения сада и огорода | 1 | УФНЗ | Текущий | | | |
35 | | Растения поля. Зерновые культуры | 1 | УОиКЗ | Текущий | | | |
36 | | Декоративные растения. Комнатные растения | 1 | УФНЗ | Текущий | | | |
37 | | Обобщающий урок (Что мы узнали о растениях) | 1 | УП | Итоговый тест | | | |
38 | Разнообразие грибов 3ч | Шляпочные грибы и их строение | 1 | УФНЗ | Текущий | | | |
39 | | Разнообразие шляпочных грибов(съедобные и несъедобные, трубчатые и пластинчатые) | 1 | УП | Текущий | | | |
40 | | Другие виды грибов | 1 | УП иО | Текущий | | | |
41 | Разнообразие и красота животных 18ч | Животные и их разнообразие | 1 | УФНЗ | Текущий | | | |
42 | | Млекопитающие, их существенные признаки. Многообразие млекопитающих | 1 | УП | Текущий | | | |
43 | | Птицы, их существенные признаки. Строение тела птиц | 1 | КУ | Текущий | | | |
44 | | Размножение птиц | 1 | УФНЗ | Текущий | | | |
45 | | Удивительные птицы | 1 | УОУиН | Текущий | | | |
46 | | Насекомые, их существенные признаки, строение тела | 1 | УФНЗ | Текущий | | | |
47 | | Общественные насекомые | 1 | УП иО | Текущий | | | |
48 | | Разнообразие насекомых. Жуки и бабочки | 1 | УФНЗ | Текущий | | | |
49 | | Рыбы, их существенные признаки, строение тела | 1 | УП иО | Текущий | | | |
50 | | Разнообразие рыб. Аквариумные рыбы | 1 | УФНЗ | Текущий | | | |
51 | | Земноводные, их разнообразие | 1 | УОУиН | Текущий | | | |
52 | | Пресмыкающиеся, их разнообразие | 1 | УФНЗ | Текущий | | | |
53 | | Древние пресмыкающиеся | 1 | УОУиН | Текущий | | | |
54 | | Домашние животные, их значение в жизни человека | 1 | УОУиН | Текущий | | | |
55 | | Домашние питомцы | 1 | УП иО | Текущий | | | |
56 | | Обобщающий урок("Что мы узнали о животных") | 1 | УФНЗ | Фронтальный | | | |
57 | | Экскурсия | 1 | УОУиН | | | | |
58 | | Красная книга растений и животных | 1 | УОУиН | Текущий | | | |
59 | Творение людей вокруг тебя 8ч | Что делают из древесины. Как можно сохранять деревья | 1 | УФНЗ | Текущий | | | |
60 | | Народное творчество | 1 | УП иО | Текущий | | | |
61 | | Национальные традиции в изделиях разных народов | 1 | УФНЗ | Текущий | | | |
62 | | Мир увлечений людей. Коллекционирование | 1 | УОУиН | Текущий | | | |
63 | | Среда обитания -наш общий дом. Твой дом и двор | 1 | УП иО | Текущий | | | |
64 | | Родной город (село, край), его памятные места | 1 | УФНЗ | Текущий | | | |
65 | | Памятники культуры. Бережное отношение к ним | 1 | УП иО | Текущий | | | |
66 | | Экскурсия в музей прикладного искусства. Итоговый контрольный урок | 1 | УОиКЗ | | | | |