Багаевский район, хутор Елкин
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Елкинская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Елкинской СОШ
Приказ от 1 сентября 2016 г. № 7
______________ Крамаренко Е.Г.
(подпись)
М П
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
Уровень общего образования (класс): начальное общее образование,
2 класс
Количество часов (план): 67
Учитель: Богданец Анна Владимировна
Программа разработана в соответствии с УМК для изучения курса окружающий мир во 2 классе, выпускаемом издательством «Планета знаний», состоит из следующих элементов: Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов – 2. Часть 1.Учебник;Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов – 2. Часть 2.Учебник.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения
учителей начальных классов ______________(подпись)
МБОУ Елкинской СОШ Янченкова Т.В.
от 30 августа 2016 года № 1 « 31 » августа 2016 года
_________________________
(подпись рук. МО)
Богданец А.В.
РАЗДЕЛ 1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Ценностные ориентиры учебного курса:
Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся осваивают основы адекватного природного и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Данный курс наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно – нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно–ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм. Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества. Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально – культурного многообразия России и мира. Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно – нравственной консолидации российского общества. ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально – нравственное. Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Личностные результаты:
Изучение окружающего мира во 2 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов в личностном направлении:
• положительное отношение и интерес к изучению природы и человека;
• осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями; » способность к самооценке; • осознание себя как гражданина России, чувство гордости за свою родину;
• знание основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение; .понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения;
• чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
• понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье. У учащихся могут быть сформированы: .устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны;
• умение оценивать трудность предлагаемого задания; адекватная самооценка;
• чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе; установка на здоровый образ жизни и ее реализация в своем поведении;
• осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;
• основы экологической культуры;
• осознанное положительное отношение к культурным ценностям.
Метапредметные результаты
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | УУД |
регулятивные | познавательные | коммуникативные |
1 | Как люди познают мир | 16 | -понимать свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса; -проводить наблюдения и опыты по предложенному плану; -оценивать правильность выполнения заданий. -развивать и тренировать свою наблюдательность; -ставить цели проведения наблюдений и опытов; -осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов; -планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради). | -фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков; -понимать информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника; -понимать значение справочников, словарей, энциклопедий; -пользоваться справочником, помещенным в учебнике; -понимать значение знаков и символов в жизни общества. | -сотрудничать с одноклассниками при выполнении игровых заданий; -осуществлять взаимопроверку при выполнении игровых заданий; -ставить вопросы друг другу. -высказывать свое мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций, возникающих в обществе; -выполнять основные правила этикета (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять). |
2 | Мы живём на планете Земля | 15 |
3 | Природа вокруг нас | 22 |
4 | Мир вокруг нас | 14 |
Предметные результаты:
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
1 | Как люди познают мир | 16 | -понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира; -давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю; -приводить примеры приборов и инструментов; -пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, воды и тела человека; -различать тела природы и изделия; -приводить примеры тел и веществ; -приводить примеры источников энергии; -рассказывать об исследованиях глубин морей и океанов; -рассказывать об исследованиях космоса; -называть планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Марс; -рассказывать о нашей планете — Земле, нашей звезде — Солнце о спутнике Земли — Луне; -рассказывать о значении камня в жизни человека; -называть условия, необходимые для жизни растений и животных; -приводить примеры растений и животных разных мест обитания (опушки леса, березового леса, ельника, соснового леса, озера или пруда); -различать времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению Солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных); -сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года. -выполнять правила безопасного обращения с электроприборами; -понимать значение науки и труда в жизни общества; -рассказывать о некоторых знаменитых путешественниках, значении их открытий в жизни общества. | -рассказывать о некоторых ученых и изобретателях; -приводить примеры источников звука и объяснять вред шума; -рассказывать о путешествии как способе познания мира, о великих географических открытиях; -называть планеты Солнечной системы; -отличать планету от звезды; -показывать на глобусе материки и океаны; -приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком, газообразном); -рассказывать об использовании электрической энергии; -рассказывать о значении звука, света и цвета в жизни человека; -понимать, что такое окружающая среда; -приводить примеры разнообразия условий жизни растений и животных (опушка леса, березовый лес, ельник, сосновый лес, озеро или пруд); -приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе; -рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу; -проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов. -понимать, что человек — часть общества и часть природы; -понимать значение общества в жизни человека; -осознавать то, что в обществе люди зависят друг от друга; -рассказывать об условиях, необходимых для полноценного развития человека (общение, познание); -понимать значение искусства как способа познания мира. |
2 | Мы живём на планете Земля | 15 |
3 | Природа вокруг нас | 22 |
4 | Мир вокруг нас | 14 |
РАЗДЕЛ 2.
Содержание учебного предмета
Содержание обучения:
Как люди познают мир.
Первые представления о науке как способе познания мира. Люди науки — учёные, разнообразие их профессий.
Наблюдения, опыты, измерения, фиксация результатов. Общее представление о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра, определение времени по часам. Организация наблюдений за сезонными изменениями в природе.
Знакомство с источниками информации: энциклопедии, словари, справочники. Значение и использование символов и знаков человеком.
Искусство как способ познания мира.
Мы живём на планете Земля.
Первые представления о космосе: звёзды, созвездия, планеты. Солнечная система.
Наша планета Земля. Первые представления о форме Земли. Спутник Земли — Луна.
Глобус — модель Земли. Материки и океаны. Вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи.
Космические исследования: наблюдения за планетами и звёздами с помощью приборов; искусственные спутники Земли; первый полёт человека в космос.
Как человек изучал земной шар: некоторые географические открытия, исследование морей и океанов.
Природа вокруг нас.
Первые представления о телах и веществах: твёрдых, жидких и газообразных; энергии, свете, цвете и звуке в природе и жизни человека.
В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота камня.
Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде.
Растения и животные — обитатели суши, их приспособленность к условиям жизни на примере леса.
Растения и животные — обитатели водоёмов, признаки их приспособленности к условиям жизни.
Общее представление о взаимосвязях между растениями и животными в природе. Влияние человека на живую природу, необходимость бережного отношения к природе.
Люди вокруг нас.
Первые представления о человеке как социальном существе: человек — член общества. Роль общения с другими людьми в развитии человека. Роль труда в жизни человека и общества. Значение совместного труда в обществе. Ознакомление с жизнью людей в первобытном обществе.
Семья — ячейка общества. Состав семьи, бюджет, деньги. Распределение обязанностей в семье. Посильная помощь детей другим членам семьи.
Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе.
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Проекты |
1 | Как люди познают мир | 16 | Проект "Неживая природа осенью." Проверочная работа по теме «Как люди познают мир». |
2 | Мы живём на планете Земля | 15 | Проект "Исследование космоса." Проверочная работа по теме «Мы живём на планете Земля |
3 | Природа вокруг нас | 22 | Проект "Берегите лес." Проверочная работа по теме «Природа вокруг нас». |
4 | Мир вокруг нас | 14 | Проект " Моя семья" Проверочная работа по теме «Люди вокруг нас» |
Место предмета в учебном плане:
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение окружающего мира во 2 классе отводится 68 часов из расчета 2 ч в неделю. Но в соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Ёлкинской СОШ на 2016-2017 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2016-2017 учебном году (01.05. 2016 г.) расписанием учебных занятий МБОУ Ёлкинской СОШ в условиях пятидневной рабочей недели для учащихся, данная программа по окружающему миру в 2016-2017 уч.году во 2 классе будет реализована в объёме 67 часов.
РАЗДЕЛ 3.
Тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
(2 часа в неделю, всего 67 часов)
№ п/п | дата | Тема урока | Кол-во часов |
план | факт |
Iчетверть (18 часов) |
1 | 2.09 | | Что такое наука | 1 |
2 | 7.09 | | Науки бывают разные | 1 |
3 | 9.09 | | Учёные России | 1 |
4 | 14.09 | | Человек – изобретатель | 1 |
5 | 16.09 | | Экскурсия в лес | 1 |
6 | 21.09 | | Экскурсия к водоёму | 1 |
7 | 23.09 | | Как учёные изучают мир | 1 |
8-9 | 28.09 30.09 | | Умей видеть | 2 |
10 | 05.10 | | Приборы и инструменты | 1 |
11 | 07.10 | | Измерение температуры | 1 |
12 | 12.10 | | Измерение времени | 1 |
13-14 | 14.10 19.10 | | Неживая природа осенью. Растения и животные осенью. | 2 |
15 | 21.10 | | Проверочная работа по теме «Как люди познают мир». | 1 |
16-17 | 26.10 28.10 | | Справочники, словари, энциклопедии | 2 |
18 | 02.11 | | Об искусстве | 1 |
II четверть (14 часов) |
19-20 | 11.11 16.11 | | Что такое космос. | 2 |
21-22 | 18.11 23.11 | | Солнечная система | 2 |
23-24 | 25.11 30.11 | | Голубая планета Земля | 2 |
25 | 02.12 | | Спутник Земли - Луна. | 1 |
26 | 07.12 | | Исследование космоса. | 1 |
27 | 09.12 | | Что такое глобус | 1 |
28 | 14.12 | | Почему день сменяет ночь | 1 |
29-30 | 16.12 21.12 | | Как изучали земной шар. | 2 |
31 | 23.12 | | Исследование глубин морей и океанов. | 1 |
32 | 28.12 | | Проверочная работа по теме «Мы живём на планете Земля | 1 |
III четверть (21 час) |
33-34 | 11.01 13.01 | | Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей. | 2 |
35-36 | 18.01 20.01 | | Тела и вещества | 2 |
37-38 | 25.01 27.01 | | Значение энергии для жизни. Источники энергии | 2 |
39 | 01.02 | | Источники световой энергии | 1 |
40 | 03.02 | | Зеркала. | 1 |
41 | 08.02 | | Отчего зависит цвет предмета | 1 |
42-43 | 10.02 15.02 | | В мире звука. | 2 |
44 | 17.02 | | В мире камня. | 1 |
45-46 | 22.02 24.02 | | В мире живой природы. На опушке. | 2 |
47 | 01.03 | | В берёзовой роще. | 1 |
48 | 03.03 | | В низине. Влаголюбивые растения. | 1 |
49 | 10.03 | | В ельнике | 1 |
50 | 15.03 | | У лесного озера | 1 |
51 | 17.03 | | В сосновом лесу. | 1 |
52 | 22.03 | | Берегите лес. | 1 |
53 | 24.03 | | Обобщение наблюдений за весенними изменениями в природе и труде людей | 1 |
IV четверть (18 часов) |
54 | 07.04 | | Проверочная работа по теме «Природа вокруг нас». | 1 |
55-56 | 12.04 14.04 | | Человек в обществе | 2 |
57 | 19.04 | | Труд в жизни человека | 1 |
58 | 21.04 | | Семья | 1 |
59-60 | 26.04 28.04 | | Бюджет семьи | 2 |
61-62 | 03.05 05.05 | | Кого называют вежливыми. Правила поведения за столом. Как правильно разговаривать по телефону. | 2 |
63 | 10.05 | | О друзьях товарищах | 1 |
64 | 12.05 | | О привычках. Как избавиться от плохих привычек | 1 |
65-66 | 17.05 19.05 | | Неживая и живая природа летом. Растения и животные летом | 2 |
67 | 24.05 | | Проверочная работа по теме «Люди вокруг нас» | 1 |