Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе примерной авторской программы по предмету «Окружающий мир», Г. Г. Ивченковой, И. В. Потапова под ред.И.А. Петровой УМК «Планета Знаний» (М.: Астрель -2012 г.) (УМК Окружающий мир. В 2-х частях. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов.М.: АСТ, Астрель. 2014). Программа предполагает изучение предмета на базовом уровне во 2 классе из расчета 2 часа в неделю (68 часов за год) в соответствии с учебным планом и образовательной программой школы.
При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы развития, гуманитаризации, целостности образа мира, культуросообразности, вариативности.
-пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, воды и тела человека;
-рассказывать о нашей планете — Земле, нашей звезде — Солнце о спутнике Земли — Луне;
-приводить примеры растений и животных разных мест обитания (опушки леса, березового леса, ельника, соснового леса, озера или пруда);
-различать времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению Солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных);
-сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года.
-рассказывать о путешествии как способе познания мира, о великих географических открытиях;
-приводить примеры разнообразия условий жизни растений и животных (опушка леса, березовый лес, ельник, сосновый лес, озеро или пруд);
-приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;
-проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов.
-рассказывать о некоторых знаменитых путешественниках, значении их открытий в жизни общества.
-рассказывать об условиях, необходимых для полноценного развития человека (общение, познание);
-понимать значение искусства как способа познания мира.
Первые представления о науке как способе познания мира. Люди науки — учёные, разнообразие их профессий.
Наблюдения, опыты, измерения, фиксация результатов. Общее представление о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра, определение времени по часам. Организация наблюдений за сезонными изменениями в природе.
Знакомство с источниками информации: энциклопедии, словари, справочники. Значение и использование символов и знаков человеком.
Искусство как способ познания мира.
Первые представления о космосе: звёзды, созвездия, планеты. Солнечная система.
Наша планета Земля. Первые представления о форме Земли. Спутник Земли — Луна.
Глобус — модель Земли. Материки и океаны. Вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи.
Космические исследования: наблюдения за планетами и звёздами с помощью приборов; искусственные спутники Земли; первый полёт человека в космос.
Как человек изучал земной шар: некоторые географические открытия, исследование морей и океанов.
Первые представления о телах и веществах: твёрдых, жидких и газообразных; энергии, свете, цвете и звуке в природе и жизни человека.
В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота камня.
Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде.
Растения и животные — обитатели суши, их приспособленность к условиям жизни на примере леса.
Растения и животные — обитатели водоёмов, признаки их приспособленности к условиям жизни.
Общее представление о взаимосвязях между растениями и животными в природе. Влияние человека на живую природу, необходимость бережного отношения к природе.
Первые представления о человеке как социальном существе: человек — член общества. Роль общения с другими людьми в развитии человека. Роль труда в жизни человека и общества. Значение совместного труда в обществе. Ознакомление с жизнью людей в первобытном обществе.
Семья — ячейка общества. Состав семьи, бюджет, деньги. Распределение обязанностей в семье. Посильная помощь детей другим членам семьи.
Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе.
-Фронтальная форма обучения. Словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми.
Организация парной работы или выполнение. Дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек, классной доски)
Работа с учебником, выполнение самостоятельных или контрольных заданий, устный ответ у доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации (мини-доклад.)
- Коллективная форма организации обучения.
№/п | № урока | Наименования разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки (и/или коррекция) |
| | КАК ЛЮДИ ПОЗНАЮТ МИР (16 часов) | | |
-
| -
| О науке. Что такое наука. | Рассказывать о значении науки в жизни людей; приводить примеры разных наук. | 02.09 | |
-
| -
| О науке. Науки бывают разные. | Рассказывать о значении науки в жизни людей; приводить примеры разных наук. Рассказывать о наблюдениях, проведённых во время летних каникул над телами живой и неживой природы. | 07.09 | |
-
| -
| О науке. Ученые России. Человек – изобретатель. | Рассказывать о значении науки в жизни людей; приводить примеры разных наук. Рассказывать о наблюдениях, проведённых во время летних каникул над телами живой и неживой природы. | 09.09 | |
-
| -
| Экскурсия в лес (в парк.). | Совместно проводить опыты в малых группах, распределять работу по измерению температуры и фиксации результатов наблюдений, обсуждать свои наблюдения. Оценивать свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников. Оценивать красоту окружающей природы. Фантазировать и составлять устные или письменные сочинения на заданную и свободную тему. | 14.09 | |
-
| -
| Экскурсия к водоему. | Наблюдать за объектами и явлениями природы; фиксировать результаты наблюдений; рассказывать о наблюдаемых объектах и явлениях. Проводить наблюдения за погодой, природой и трудом людей, фиксировать их результаты в дневнике наблюдений (в рабочей тетради). | 16.09 | |
-
| -
| Как ученые изучают мир. | Пользоваться схемами и рисунками для получения информации. Составлять собственный словарь с объяснением значения незнакомых слов. Планировать своё участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради). Готовить устные и письменные сообщения о какой-либо науке, изобретении или об учёном России, участвовать в коллективной подготовке выставки творческих работ (проектная деятельность по выбору) | 21.09 | |
-
| -
| Методы научного познания (наблюдение, эксперимент). | Готовить устные и письменные сообщения о какой-либо науке, изобретении или об учёном России, участвовать в коллективной подготовке выставки творческих работ (проектная деятельность по выбору) | 23.09 | |
-
| -
| Умей видеть. Тренируй свою наблюдательность. | Пользоваться схемами и рисунками для получения информации. Составлять собственный словарь с объяснением значения незнакомых слов. Планировать своё участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради). Готовить устные и письменные сообщения о какой-либо науке, изобретении или об учёном России, участвовать в коллективной подготовке выставки творческих работ (проектная деятельность по выбору) | 28.09 | |
-
| -
| Дневник наблюдений и правила работы с ним. | Составлять собственный словарь с объяснением значения незнакомых слов. Планировать своё участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради). | 30.09 | |
-
| -
| Приборы и инструменты. | Познакомить учащихся с назначением различных приборов и инструментов; показать, как различные технические приспособления облегчают труд учёных. Самостоятельно проводить простейшие опыты. | 05.10 | |
-
| -
| Измерение температуры. | Объяснять назначение приборов и инструментов. Измерять температуру воды, воздуха и тела человека; записывать результаты измерения температуры воздуха в дневнике наблюдений | 07.10 | |
-
| -
| Измерение времени. Осень. Признаки осени в природе. Экскурсия. | Составлять собственный словарь с объяснением значения незнакомых слов. Планировать своё участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради). Пользоваться часами и рассказывать о строении часов. Рассказывать о наблюдениях осенью. Наблюдать за объектами и явлениями природы. | 19.10 | |
-
| | Контрольная работа №1 теме : « Наука. Методы научного познания» | Умение систематизировать полученные знания. Работа с информацией, представленной в виде таблицы. Объяснять назначение приборов и инструментов. Измерять температуру воды, воздуха и тела человека. | 21.10 | |
-
| -
| Справочники, словари, энциклопедии. Древняя библиотека. | Пользоваться специализированными изданиями справочников, словарей, энциклопедий для детей (с помощью взрослых). Рассказывать о значении библиотек, Интернета и возможностях их использования. | 26.10 | |
-
| -
| Справочники, словари, энциклопедии. Правила работы с ними. | Составлять собственный словарь с объяснением значения незнакомых слов. Планировать своё участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради) | 28.10 | |
-
| -
| Искусство как наука. Значение искусства в жизни человека. | Рассказывать о назначении искусства; приводить примеры различных видов искусства; характеризовать своё отношение к различным видам искусства. Определять время по часам. | 09.11 | |
| | МЫ ЖИВЁМ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ (15 часов) | | |
-
| -
| Что такое космос. | Объяснять, почему Солнце кажется нам больше других звёзд, почему Луну называют спутником Земли, почему Солнце и Луна кажутся нам почти одинаковой величины. | 11.11 | |
-
| -
| Первые научные представления о космосе, звёздах, созвездиях. | Называть 2-3 созвездия, узнавать их очертания на рисунках-схемах, на небе. Рассказывать о составе Солнечной системы; объяснять различие между Солнцем-звездой и планетами; находить планеты на рисунке-схеме. | 16.11 | |
-
| -
| Солнечная система. | Пересказывать своими словами небольшую часть текста учебника с опорой на иллюстрации, рисунки-схемы; рассказывать об исследовании космоса, искусственных спутниках Земли, использовать информацию, полученную из дополнительных источников. | 18.11 | |
-
| -
| Солнечная система. «Падающие звезды». Кометы. | Рассказывать, как изменялись состояние неба, о метеоритах, астероидах, кометах. | 30.11 | |
-
| -
| Голубая планета Земля. | Знакомство с первыми представлениями о Земле. Объяснять, что такое модель, почему глобус — модель Земли. Называть и показывать на глобусе материки и океаны, столицу России. | 02.12 | |
-
| -
| Голубая планета Земля. Как древние люди представляли себе Землю. Как устроена Земля. | Знакомство с первыми представлениями о Земле. Объяснять, что такое модель, почему глобус — модель Земли. Называть и показывать на глобусе материки и океаны, столицу России. | 07.12 | |
-
| -
| Обобщение наблюдений за осенними изменениями в природе и труде людей. | Рассказывать, как изменялись состояние неба, температура воздуха и осадки в течение осени; называть характерные признаки осени; приводить примеры взаимосвязей между неживой и живой природой и трудом людей. Называть основную причину осеннего похолодания и сокращения продолжительности дня — изменение положения Солнца на небосклоне; использовать пословицы, поговорки, стихи и загадки, характеризуя осенние изменения в природе. | 09.12 | |
-
| -
| Спутник Земли - Луна. | ; выполнять опыт, демонстрирующий смену дня и ночи на Земле. Объяснять различие в исследованиях учёными земного шара в прошлом и настоящем; рассказывать о знаменитых путешественниках; объяснять значение исследований глубин морей и океанов для человечества. | 14.12 | |
-
| -
| Исследование космоса. | Придумывать истории на тему «Полёт на Луну» совместно с другими учащимися. Оценивать результаты своей работы и работу одноклассников в рабочих тетрадях. Участвовать в совместных практических работах (находить на глобусе материки, океаны, сравнивать их по величине). Оценивать свои достижения по усвоению знаний, выполняя задания рубрики «Мозаика заданий» и заданий проверочных работ. | 16.12 | |
-
| -
| Контрольная работа № 2 по теме: «Солнечная система. Планета Земля». | Систематизировать полученные знания. Объяснять, почему происходит смена дня и ночи на Земле. . Объяснять, что такое модель, почему глобус — модель Земли. определять, как изменялись состояние неба, температура воздуха и осадки в течение осени; называть характерные признаки осени; приводить примеры взаимосвязей между неживой и живой природой и трудом людей. Называть основную причину осеннего похолодания и сокращения продолжительности дня — изменение положения Солнца на небосклоне. | 21.12 | |
-
| -
| Что такое глобус. Почему день сменяет ночь. | Объяснять, что такое модель, почему глобус — модель Земли. Называть и показывать на глобусе материки и океаны. Объяснять, почему происходит смена дня и ночи на Земле; выполнять опыт, демонстрирующий смену дня и ночи на Земле. Объяснять различие в исследованиях учёными земного шара в прошлом и настоящем; рассказывать о знаменитых путешественниках; объяснять значение исследований глубин морей и океанов для человечества. | 23.12 | |
-
| -
| Как изучали земной шар. Путешествия. | Самостоятельно проводить наблюдения за звёздами, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради. Моделировать путешествие «Москва—Владивосток» на глобусе, обсуждать и выбирать маршрут. | 28.12 | |
-
| -
| Как изучали земной шар. Знаменитые путешественники. | Иметь представление о знаменитых путешественниках (А. Никитин, Х. Колумб, Ф. Магеллан, Р. Амундсен). Уметь объяснять в чем заключалась ошибка Колумба; Называть достижения знаменитых путешественников; показывать на глобусе, как пролегал путь Колумба; объяснять символы викингов. | 11.01 | |
-
| -
| Исследование глубин морей и океанов | Находить дополнительную информацию о подводном мире. | 13.01 | |
-
| -
| Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей. Экскурсия. | Рассказывать, как изменялись состояние неба, температура воздуха и осадки в течение зимы; называть характерные признаки зимы; приводить примеры взаимосвязей между неживой и живой природой и трудом людей. | 18.01 | |
| | ПРИРОДА ВОКРУГ НАС (25 часов) | | |
-
| -
| Тела и вещества. Первые представления о телах и веществах. | Различать естественные и искусственные тела и вещества; приводить примеры тел и веществ, живых и неживых тел природы и изделий; сравнивать и классифицировать тела и вещества. | 20.01 | |
-
| -
| Тела, изделия и вещества. Их разнообразие и различие. | Различать естественные и искусственные тела и вещества; приводить примеры тел и веществ, живых и неживых тел природы и изделий; сравнивать и классифицировать тела и вещества | 25.01 | |
-
| -
| Об энергии. Значение энергии. | Объяснять значение энергии для жизни; приводитъ примеры источников энергии. | 27.01 | |
-
| 4. | Об энергии. От костра до котла. | Правильно обращаться с различными источниками энергии (газовыми плитами, электрическими приборами и т.п.). | 01.02 | |
-
| 5. | Свет. Первые представления о свете. | Приводить примеры природных и искусственных источников света, прозрачных и непрозрачных предметов; объяснять причину образования тени от предметов. | 03.02 | |
-
| 6. | Свет. Различные источники световой энергии. | Приводить примеры природных и искусственных источников света, прозрачных и непрозрачных предметов; объяснять причину образования тени от предметов. | 08.02 | |
-
| 7. | Зеркала. Свойства зеркал. | Знать устройство зеркал; что в зеркале правая и левая стороны меняются местами. Уметь сравнивать портрет и отражение человека в зеркале; читать зашифрованные записи с помощью зеркала; рассказывать, в каких приборах используются свойства зеркал. | 10.02 | |
-
| 8. | Свет и цвет. Представление о свете и цвете в жизни человека. | Приводить примеры природных и искусственных источников света, прозрачных и непрозрачных предметов; объяснять причину образования тени от предметов. | 15.02 | |
-
| 9. | В мире звука. Причины возникновения звука. | Объяснять причину возникновения звука. Объяснять, почему шум вредит здоровью человека; рассказывать о мерах по охране окружающей среды от шумового загрязнения. | 17.02 | |
-
| 10. | В мире звука. Шум вредит здоровью. О музыке. | Объяснять причину вреда шума для здоровья человека. Рассказывать о музыкальных инструментах и произведениях. | 01.03 | |
-
| 11. | В мире камня. Коллекция камней. | Иметь представление о производстве стекла, фарфора, кирпича, бетона.Уметь производить примеры использования природных и искусственных камней из коллекции; называть съедобный камень коллекции. | 03.03 | |
-
| 12. | В мире камня. Камни-самоцветы. | Знать понятие «коллекция»; природные камни (кремень, яшма, гранит, каменный уголь, мел, каменная соль , пемза, янтарь, песок, глина) и искусственные камни (фарфор, стекло, керамика, кирпич, бетон). Драгоценные камни. | 10.03 | |
-
| 13. | Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей. | Характеризовать зиму, выделяя существенные признаки; использовать пословицы, стихи, поговорки и загадки при характеристике зимы. Приводить примеры влияния изменений условий жизни на живые существа, используя текст учебника. | 15.03 | |
-
| 14. | В мире живой природы. На опушке. | Описывать окружающую среду конкретных живых объектов, выделять некоторые признаки их приспособленности к среде. Объяснять значение слов: светолюбивый, тене-выносливый, влаголюбивый, засухоустойчивый и правильно их применять при описании объектов. Обсуждать правила поведения в природе, объясняя их необходимость и выполнять их; участвовать в коллективных мероприятиях по охране природы. | 17.03 | |
-
| 15. | В мире живой природы. О насекомых. Бабочки и жуки. | Рисовать плакаты, подбирать стихи, рассказы, сказки, песни на заданную тему. Оценивать результаты своей работы и работы других учащихся при работе в парах. Сотрудничать в постановке эксперимента, распределять обязанности при подготовке эксперимента и его проведении. | 22.03 | |
-
| 16. | В мире живой природы. В березовой роще. | Знать и уметь объяснять термины «светолюбивое», «тенелюбивое», «влаголюбивое», «засухоустойчивое», «теплолюбивое», «холодостойкое»; растительный и животный мир березовой рощи. | 24.03 | |
-
| 17. | В мире живой природы. В низине. | Уметь описывать березу; объяснять , почему в березовом лесу растут такие же травянистые растения, как и на опушке; описывать окружающую среду иволги; сравнивать веточки крушины и орешника (по форме, окраске, на ощупь); определять приспособления крота для жизни на земле. | 29.03 | |
-
| 18. | В мире живой природы. В ельнике. | Знать растительный и животный мир елового леса. Уметь узнавать и называть съедобные и ядовитые грибы; сравнивать окружающую среду кислицы и колокольчика, растущего на опушке леса; сравнивать птиц, живущих в еловом лесу; устанавливать связи между растениями и животными елового леса. | 31.03 | |
-
| 19. | В мире живой природы. Лиственница. | Знать хвойные деревья; отличительные признаки лиственницы. Уметь описывать лиственницу; доказывать, что лиственница -светолюбивое растение; сравнивать ветки ели и лиственницы (по размеру, цвету, расположению хвои); сравнивать шишки хвойных деревьев. | 05.04 | |
-
| 20. | В мире живой природы. У лесного озера. | Знать растительный и животный мир лесного озера. Уметь рассказывать о растениях и животных лесного озера; определять , как растения и животные приспособлены к жизни в воде; сравнивать окружающую среду жука- плавунца и водомерки; называть рыб; определять водоплавающих птиц по их лапам; сравнивать клювы птиц. Знать признаки земноводных. | 07.04 | |
-
| 21. | В мире живой природы. У лесного озера. Лягушка. | Уметь называть приспособления лягушки к жизни в воде и на суше; сравнивать лягушку и жабу; описывать окружающую среду лягушки. | 19.04 | |
-
| 22. | В мире живой природы. В сосновом лесу. | Знать растительный и животный мир соснового леса. Уметь описывать сосну; сравнивать условия жизни в сосновом и еловом лесу; сравнивать внешний вид сосны, выросшей в лесу, и сосны, выросшей на опушке леса; выполнять простейшие практические задания по плану. | 21.04 | |
-
| 23. | Контрольная работа № 3 по теме: «Природа вокруг нас». | Умение применить на практике полученные знания и умения. | 26.04 | |
-
| 24. | Анализ проверочной работы. Берегите лес! | Оценивать своё поведение и поведение других детей в природе. Проводить опыты самостоятельно и в группах (определение прозрачности предметов, зависимость температуры воздуха от расстояния до источника энергии, изменение тени в зависимости от расстояния до источника света, связь звука с колебаниями предметов и воздуха). Экспериментировать с различными предметами (телами и веществами), сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, делать выводы об их свойствах, фиксировать получаемые результаты в таблице.Использовать справочник для получения новых сведений. | 28.04 | |
-
| 25. | Весна. Признаки весны. | Определять весенние признаки в природе. Изменения в неживой природе, жизни растений и животных весной. | 28.04 | |
| | ЛЮДИ ВОКРУГ НАС (13 часов) | | |
-
| 1. | Человек в обществе. | Доказывать, что человек часть природы и часть общества (с опорой на текст учебника). Сравнивать жизнь людей в первобытном обществе и в наши дни. Ценить значение семьи; рассказывать, как члены семей учащихся заботятся друг о друге; обмениваться информацией о семейных традициях. Рассказывать о жизни людей в первобытном обществе. | 03.05 | |
-
| 2. | Человек в обществе. Значение общества в жизни человека. Труд в жизни человека. | Иметь представление о жизни людей в первобытном обществе. Уметь пользоваться справочной литературой; сравнивать оружие и орудия труда древних и современных людей. Рассказывать о значении труда в жизни человека. Доказывать, что человек часть природы и часть общества (с опорой на текст учебника). | 03.05 | |
-
| 3. | Контрольная работа №4 по теме : «Люди вокруг нас». | Умение применить на практике полученные знания, умения и навыки. Работа с информацией | 05.05 | |
-
| 4. | Семья. | Знать понятие «семья». Уметь рассказывать о своей семье, как отдыхает семья, как заботятся друг о друге в семье; определять опасности при Ирах во дворе. | 10.05 | |
-
| 5. | Распределение обязанностей в семье. | Знать понятие «семья». Уметь рассказывать о своей семье, как отдыхает семья, как заботятся друг о друге в семье; определять опасности при Ирах во дворе. | 10.05 | |
-
| 6. | Бюджет семьи. Знакомство с понятием «бюджет». | Объяснять, что такое бюджет; значение слов «доходы», «расходы», «пенсия», «стипендия»; обсуждать необходимость правильного распределения доходов в семье. | 12.05 | |
-
| 8. | Будем вежливы. Кого называют вежливыми. | Знать понятие «этикет». Уметь рассказывать о правилах поведения на улице, в транспорте, в школе и дома; находить ответы в тексте учебника; анализировать поведение и поступки людей; работать со справочной литературой; выполнять правила поведения в гостях. | 17.05 | |
-
| 9. | Будем вежливы. Знакомство с правилами этикета. | Знать понятие «этикет». Уметь рассказывать о правилах поведения на улице, в транспорте, в школе и дома; находить ответы в тексте учебника; анализировать поведение и поступки людей; работать со справочной литературой; выполнять правила поведения в гостях. | 19.05 | |
-
| 10. | О друзьях- товарищах. Что может помешать дружбе. Вредные привычки. | Уметь выделять полезные и вредные привычки; анализировать поступки детей; работать с оглавлением справочниками учебника; анализировать полученную информацию. | 24.05 | |
-
| 11. | О друзьях- товарищах. Что может помешать дружбе. Вредные привычки. | Знать понятие «дружба». Уметь выделять полезные и вредные привычки; анализировать поступки детей; работать с оглавлением справочниками учебника; анализировать полученную информацию. | 24.05 | |
-
| 12. | Итоговая проверочная работа за год. | Умение применить на практике полученные знания, умения и навыки. Работа с информацией. | | |
-
| 13. | Обобщение наблюдений за весенними изменениями в природе и труде людей. Экскурсия. | Знать признаки весны. Уметь обобщать наблюдения за весенними изменениями в природе и труде людей; устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; работать в группе(умение договариваться, распределять работу, получать общий результата, оценивать) | | |