СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ".Окружающему миру"2014-2015уч.год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ".Окружающему миру" 4кл.

2014-2015уч.год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ".Окружающему миру"2014-2015уч.год»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1»



УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Гимназия № 1»

_______________ / Елисеев А.В./

«______» августа 2013г.

Приказ№ ____ от______




Рабочая программа

учебного предмета (курса) «Окружающий мир»

(базовый уровень)

для 4 класса

Составитель

Крупнова Л. В., учитель начальных классов

первой квалификационной категории






г. Воскресенск

2014- 2015уч.год





Пояснительная записка


Рабочая учебная программа предмета «Окружающий мир» составлена на основе авторской учебной программы курса «Окружающий мир» 1-4 классах, разработанной авторами: Н. Я. Дмитриевой,А. Н. Казаковым., в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образованияи психологл-педагогическими основами развивающей системы обучения( Л. В. Занкова).

Содержание курса окружающего мира разработано на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие учащихся, и является составной частью целостной дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова.

Стержнем курса является логика истори­ческого развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаи­мопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогаща­ются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добы­тыми человеком на каждом этапе его исто­рического развития.

Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно-исследова­тельскую деятельность школьников, вклю­чая в непосредственные наблюдения, опы­ты, эксперименты, в непосредственное об­щение друг с другом и другими людьми. В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.

Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения це­лого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движе­ния содержания» (Л.В. Занков. Обучение и развитие. С. 101). В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осу­ществляется на основе сочетания мироведе- ния и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целост­ность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизи­рует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.

В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии. Все естественные науки выросли из челове­ческой практики. Чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к мест­ным условиям. При этом у него возникало много вопросов: почему сменяются день и ночь, почему идет снег и дождь, почему бывает холодно и тепло, почему разнообра­зен растительный и животный мир Земли, почему так отличается в других странах жизнь людей и их культура и т.д. Посте­пенно человек накапливал достаточно зна­ний, чтобы отвечать на возникающие воп­росы.

Взаимозависимость теоретического и эм­пирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содер­жании следующих линий: 1) история отк­рытия и познания природы Земли; 2) раз­витие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедших в истори­ческую память народа

Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме. Отбор и структурирование содержания курса «Окружающий мир», организация процесса освоения этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной) позволит к концу начального обучения достичь тех результатов в формировании универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены представленной ниже программой.

Важнейшие задачи образования в начальной школе формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному рациональному постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.

Цели курса окружающего мира в начальной школе:

-- осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира;

- ознакомление с окружающим миром, каким он является сегодня;

- развитие умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

-освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе;

-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;

-формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

-формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;

-на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

-в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

-формировать общеучебные умения , воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ,ориентироваться в пространстве и времени; ,работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;

-освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);

-воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; --воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию..

Ценностные ориентиры содержания курса

Ценностные ориентиры содержания курса отра­жены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства в начальной школе и имеют следующие целевые уста­новки:

— формирование основ гражданственности;

— формирование психологических условий раз­вития общения, сотрудничества;

— развитие ценностно-смысловой сферы личнос­ти на основе общечеловеческих принципов нравст­венности и гуманизма;

— развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;

— развитие самостоятельности, инициативы и от­ветственности личности как условия ее самоакту­ализации.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» в четвёртом классе отводится 68часов (2 часа в неделю)


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (68 часов)

Содержание рабочей программы соответствует авторской без внесения изменений.

  1. Тема

Из них

Деятельность учащихся

УУД

Человек и окружающий мир (21 час)

Человек и природа




Человек и общество






















Мир человека в Новое время (27 часов)

Человек и природа




Человек и общество











Человек и природа




































Современная Россия (10 часов)


Человек и общество










































Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком. Энергия – источник движения.

Человек познает самого себя. Клетка – основа строения

и роста живых организмов. Рост и развитие человека. Ваша

родословная. Тело человека: опорно-двигательная система.

Изобретение микроскопа, открытие микроорганизмов. Кожа.

Младший школьник. Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт.

Лекарственные растения. Первая помощь при переломах

и порезах.

Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии

и борьба с ними. Расширение знаний о Земле. Открытие

Америки Христофором Колумбом. Кругосветное плавание

Фернана Магеллана. Представление о странах мира, о разных народах, об их культуре и особенностях быта.

Практические работы. Осенние работы на пришкольном

участке; составление комплекса упражнений утренней гимнастики; составление режима дня; определение своего роста

и веса; наблюдение за работой мышц и их утомляемостью;

рассматривание клетки под микроскопом; оказание первой

помощи при ушибах и порезах; изучение внешнего вида лекарственных растений при рассматривании гербарных образцов; работа с картами: контурной, физической, природных зон.

Исследовательская работа. История развития транс_

портных средств. Транспорт будущего. Открытие Америки,

ее природа, население.

Экскурсии в планетарий, в политехнический музей (при

возможности).






Открытие новых земель: северные земли России, Антарктида, Австралия, Уссурийский край. Особенности природы

России в сравнении с природой других материков. Природные зоны гор.


События в России в начале ХХ века. Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР.

Великая Отечественная война (1941–1945). Государства –

участники войны. Герои Великой Отечественной войны.

Судьба родного края в этот период.

Развитие науки и техники.

Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство.

Выращивание овощных и цветковых культур на пришкольном участке. Особенности сельского хозяйства родного края.

Отношения между городом и селом.


Экологические проблемы России и вашей местности. Положительное и отрицательное влияние человека на природу

(в т.ч. на природу родного края). Охрана природы. Заповедники и национальные парки. Красная книга России.

Новые знания о человеке. И.П. Павлов. Открытие нерв_

ной системы (как нервная система управляет работой всех

органов организма). Нервная система и органы чувств. Система кровообращения. Первая помощь при кровотечениях.

Дыхательная система. Болезни дыхательных путей и их профилактика. Пищеварительная система. Правильное питание

и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов. Выделительная система и ее значение для организма. Правила здорово_

го образа жизни: правильное питание, полезные и вредные

привычки. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровье окружающих его людей.

Внимательное и уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Практические работы. Сбор материала о судьбе края

в обозначенный исторический период; оказание первой по_

мощи при легких травмах; подсчет ударов пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений; определение количества дыхательных движений в минуту; составление меню с учетом содержания необходимых для организма

веществ; весенние работы на пришкольном участке; работа

с картами: физической, политической, природных зон Рос_

сии и мира, с контурными картами.

Исследовательская работа. Как работают органы чувств.

Витамины в жизни человека.

Экскурсии в политехнический, зоологический музеи,

в дендрарий, в краеведческий, исторический музеи (с учетом

возможностей

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятия «Родина» («Отечество»,«Отчизна»). Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской

Федерации. Права ребенка. Государственное устройство.

Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно_

нравственное благополучие граждан. Обязанности граждан,

их права. Нравственные нормы жизни.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения

Духовно-нравственной связи между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День Весны и Тру_

да, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.

Россия на карте, государственная граница России. Москва – столица государства. Святыни Москвы – святыни Рос_

сии. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Герб Москвы. Расположение

Москвы на карте. Государства – соседи России.

Россия – многонациональное государство. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважение к культуре, языку, религии, истории народов России. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества. Выдающиеся люди разных эпох как носители национальных ценностей.

Краеведение. Родной край – часть России. Областные

(краевые, республиканские) органы власти. Областная (краевая, республиканская) символика. Родной край в изучаемый исторический период: особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры. Выдающиеся земляки.

Исследовательская работа. Наши соседи на планете

Земля: Беларусь, Англия, Франция, Германия, Китай, Египет… (по выбору школьников).

Экскурсии в краеведческий музей, художественную галерею, музей прикладного искусства (с учетом возможностей).







Личностные УУД

У обучающихся будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные

моменты школьной действительности и принятие образца

«хорошего ученика»;

– широкая мотивационная основа учебной деятельности;

– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата,

на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей,

товарищей, родителей и других людей;

– способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

– осознание своей гражданской идентичности: «Я» как

гражданин России, этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

– осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей, в т.ч. исторических лиц;

– основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;

– этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;

– понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов

поступков исторических лиц, сопереживание им;

– принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

– принятие установки на здоровый образ жизни;

– чувство прекрасного на основе знакомства с миром

природы и лучшими образцами мировой и отечественной

культуры

Выпускник получит возможность для формирования:

– внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании

Учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– учебно-познавательного интереса к нахождению различных способов решения учебной задачи;

– адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности;

– адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

– компетенции в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

– морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– осознанных устойчивых эстетических представлений

и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

– эмпатии как осознанного понимания чувств других

людей и сопереживания им, выражающейся в поступках,

направленных на помощь и обеспечение благополучия.


Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия

в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем,

одноклассниками;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане;

– следовать установленным правилам в планировании

и контроле способа решения;

– адекватно воспринимать предложения и оценку учите_

лей, товарищей, родителей и других людей;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

– вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

– различать способ и результат действия;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Выпускник получит возможность научиться:

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном,

Словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном

сотрудничестве;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем

ориентиры действия в новом учебном материале;

– осуществлять констатирующий и предвосхищающий

контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность

выполнения действия и вносить необходимые коррективы

в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце

действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве сети

Интернет;

– осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью

инструментов ИКТ;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– использовать знаково-символические средства, приведенные в учебной литературе;

– ориентироваться на разнообразие способов решения

учебных задач;

– воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на

основе выделения сущностной связи;

– подводить анализируемые изучаемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения на основе рас_

познавания объектов, выделения существенных признаков

и их синтеза;

– устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной

и письменной форме;

– выбирать наиболее эффективные способы решения

учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

– строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей;

– произвольно и осознанно владеть общими приемами

решения учебных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч.

при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– договариваться и приходить к общему решению в сов_

местной деятельности и в ситуации столкновения интересов;

– задавать вопросы;

– контролировать действия партнера;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно воспринимать и передавать информацию

в заданном формате.

Выпускник получит возможность научиться:

– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

– продуктивно содействовать разрешению конфликтов

на основе учета интересов и позиций всех участников;

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– аргументировать свою позицию и координировать ее

с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке

общего решения в совместной деятельности;

– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую

информацию как ориентир для построения действия;

– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

– осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Тематическое планирование (2 часа в неделю)



































ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ 4 КЛАССА

1. Универсальные учебные действия

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

интерес к познанию окружающего мира;

ориентация на анализ соответствия результатов требо­ваниям конкретной учебной задачи;

предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

осознание ответственности человека за общее благопо­лучие, осознание своей этнической принадлежности;

осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;

ориентация в поведении на общепринятые моральные нормы;

сопереживание другим людям, в том числе историчес­ким лицам;

понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;

принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;

понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Обучающийся получит возможность для формиро­вания:

внутренней позиции на уровне положительного отно­шения к образовательному учреждению, понимания необ­ходимости учения;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мо­тивации учения;

учебно-познавательного интереса к нахождению раз­ных способов решения учебной задачи;

способности к самооценке на основе критериев успеш­ности учебной деятельности;

ориентации на реализацию основ гражданской иден­тичности в поступках;

следования в поведении моральным нормам и этичес­ким требованиям;

установки на здоровый образ жизни;

ориентации на искусство как значимую сферу челове­ческой жизни;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим ма­териалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

отбирать адекватные средства достижения цели дея­тельности;

вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Обучающийся получит возможность научиться:

самостоятельно находить несколько вариантов реше­ния учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, сло­весно-образным и словесно-логическим материалом;

на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объек­тов.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осуществлять поиск нужного иллюстративного и текс­тового материала в дополнительных изданиях, рекомендуе­мых учителем;

осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграм­мами, моделями, схемами, приведенными в учебной литера­туре;

строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

находить в содружестве с одноклассниками разнообраз­ные способы решения учебной задачи;

воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текс­тов) в соответствии с учебной задачей;

анализировать изучаемые объекты с выделением суще­ственных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение, сериацию и классификацию изу­ченных объектов по самостоятельно выделенным основани­ям (критериям) при указании количества групп;

устанавливать причинно-следственные связи в изучае­мом круге явлений;

понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);

подводить анализируемые объекты (явления) под поня­тия разного уровня обобщения (природа; природа живая - неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных и др.);

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации в со­ответствии с заданиями учителя с использованием ресур­сов библиотек, медиаресурсов;

записывать, фиксировать информацию об окружаю­щем мире с помощью инструментов ИКТ;

создавать и преобразовывать модели и схемы по за­даниям учителя;

строить сообщения в устной и письменной форме;

находить разнообразные способы решения учебной за­дачи;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным осно­ваниям (критериям) без указания количества групп;

строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать другие мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению (при ра­боте в группе, в паре);

контролировать действия партнера;

адекватно использовать средства устной речи для реше­ния различных коммуникативных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

строить монологическое высказывание (при возмож­ности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), вла­деть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собствен­ной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

стремиться к координации различных позиций в со - трудничестве;

строить понятные для партнера высказывания, учи­тывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать языковые средства для реше­ния различных коммуникативных задач;

понимать ситуацию возникновения конфликта, содей­ствовать его разрешению;

оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

использовать речь для планирования своей деятель­ности.

2. Предметные результаты

Человек и природа

Обучающийся научится:

устанавливать связи между неживой природой и живы­ми организмами; взаимосвязи в живой природе: между рас­тениями и животными, между разными группами животных;

осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указа­нии и без указания количества групп);

использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

использовать различные справочные издания для поис­ка необходимой информации;

использовать готовые модели (глобус) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять место­нахождение крупных природных объектов на физической карте России;

проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ);

оценивать свое поведение и поведение других людей в природе;

сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы);

сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва); приводить примеры растений и животных, характерных для того или иного природного сообщества;

выделять характерные признаки сезонов года на приме­ре природы родного края;

узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных;

соблюдать правила поведения в природе, правила безо­пасности в лесу и во время отдыха у водоема;

узнавать по внешнему виду изученные растения: хвой­ные, цветковые;

фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять ее устную характеристику.

Обучающийся получит возможность научиться:

узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые;

оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необхо­димости) таблиц, графиков, простейших столбчатых ди­аграмм, рисунков, кратких выводов;

моделировать экологические ситуации, в которых че­ловек оказывает существенное влияние на природные сооб­щества, оценивать их последствия;

планировать, контролировать и оценивать учебно - познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной зада­чей и условиями ее реализации.

Человек и общество

Обучающийся научится:

различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на ленте време­ни; пользоваться историческими картами;

используя дополнительные источники информации, на­ходить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и ве­рованиям своих предков; на основе имеющихся знаний от­личать исторические факты от вымыслов;

оценивать характер взаимоотношений людей в различ­ных социальных группах (семья, общество сверстников, эт­нос), в том числе с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им;

устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах;

выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).

Обучающийся получит возможность научиться:

оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказатель­ность;

оформлять результаты исследовательской работы («Человек и общество») с использованием (в случае необхо­димости) таблиц, графиков, простейших столбчатых ди­аграмм, рисунков, кратких выводов;

осознавать существующую связь между человеком и разнообразными окружающими социальными группами;

ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;

наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц, лите­ратурных героев и современников);

проявлять уважение и готовность выполнять совме­стно установленные договоренности и правила, участво­вать в коллективной коммуникативной деятельности;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, о путях достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Обучающийся получит возможность узнать:

о древнейшей истории человека, о первых государствах;

об истории Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны в изучаемые исторические периоды;

об особенностях быта, труда, о духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды;

имена выдающихся российских государственных деяте­лей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Муд­рый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский; связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества;

об истории и выдающихся людях родного края.



ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ


НОРМЫ ОЦЕНОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ


Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.

Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.

Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется останавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.

Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Оценка тестов

Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания:

"ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно; "СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями; "НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.

Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.


Базовый уровень 0-60% 60- 77% 77- 90% 90- 100%

«2» «3» «4» «5»



Материально – техническое обеспечение учебного предмета


1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: учеб­ник для 4 класса: в 2 ч. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 4 класса к учебнику «Окружающий мир». - Самара: Изда­тельство «Учебная литература»: Издательский дом «Федо­ров». (28эк)

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекоменда­ции к курсу «Окружающий мир». 3 класс. - Самара: Изда­тельство «Учебная литература»: Издательский дом «Федо­ров». (1 эк)

Галяшина П.А., Плотникова А.Ю. Поурочно-тематичес­кое планирование к учебнику Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Каза­кова «Окружающий мир». 3-4 классы. - Самара: Издатель­ство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с темами, предусмотренными программой для 3 класса.

2. Специфическое оборудование:

Наглядные пособия:

а) натуральные: гербарии, коллекции, чучела, любые возможные натуральные природные объекты;

б) изобразительные:

физический глобус Земли, компас, теллурий, му­ляжи;

атлас для начальных классов;

настенные карты: «Физическая карта полуша­рий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Природа России», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России»;

таблицы классификации растений и животных, картин объектов природы;

рисунки, слайды, диафильмы;

в) аудиовизуальные: кинофильмы, видеофильмы;

г) самодельные наглядные пособия;

д) магнитная доска могут использовать­ся для моделирования процессов, явлений природы.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.












Календарно-тематический план

по окружающему миру

на2014-2015 учебный год






Номера уроков по порядку

урока в разделе,теме

Тема урока


Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Основные виды деятельности

обучающихся.
























1


1

Человек и мир, созданный им – 5 часов.

Сфера разумной жизни. Условия современной жизни.


01-05/09


Описывать изученные объекты и явления, выделять их

существенные признаки; узнавать лекарственные растения,

строение и функции клетки, зависимость особенностей роста

развития организма от условий окружающей среды и влияние

режима дня на организм.


2

2

Первопроходцы в науке. Техника и человек.



3

3

Клетка – основа строения и роста живых организмов.

8-12/09


4

4

Режим в жизни человека.



5

5

Лекарственные растения.

15-19/09



6


1

Наши соседи на Западе – 16 часов.

Где и как жили рыцари.



Иметь представление о жизни в средние века; об

исследовании Земли; определять характер взаимоотношений

человека и природы; находить примеры влияния этих отношений

на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

необходимость соблюдения правил личной гигиены Знакомство

с градусной сеткой. Ориентирование по космическим телам и карте.

Работа с физической и контурной картами, обзор природных зон,




Их сравнение. Работа с микроскопом, зарисовка клеток

одноклеточных

. Вакцинация, современные болезни и борьба с ними

Правила гигиены в современном обществе. Строение и значение

кожи.

Отношение к гигиене в древних государствах .Рассматривание

кожи через лупу.


7

2

Почему осанка выделяла рыцаря.

22-26/09


8

3

Скелет. Позвоночник.



9

4

Череп. Грудная клетка.

29-03/10


10

5

Живые рычаги.



11

6

Мышцы и движение.( Практ.работа)

06-10/10


12

7

«Черная смерть»



13

8

На подступах к Новому времени.

13-17/10


14

9

Расширение знаний о Земле.(Практ.работа) Экскурсия.



15

10

Великие мореплаватели. Кругосветное плавание Магеллана.


20-24/10


16

11

Природа Нового Света.



17

12

Развитие науки.

27-31/10


18

13

Открытие невидимого мира.(Практ.работа).



19

14

Победа над эпидемиями. Гигиена.

10-14/11


20

15

Особенности кожного покрова.(Практ.работа).



21

16


Кожа- сторожевая башня организма.







Преобразования в России.(10часов)




Различать прошлое, настоящее и будущее. Соотносить исторические события с датами, иметь представления о преобразованиях в России во времена Петра1. Познакомиться с жизнью и деятельность царя Петра 1.

Достопримечательности Северной столицы.

22

1

Россия при Петре1.

17-21/11



23

2

Выход к морю.





24

3

Петр I, царь и человек.



об Отечественной войне 1812

Года ,различать полезные ископаемые

понимать их значение. Познакомиться с

рудами чёрных и цветных металлов, их

25

4

Становление российской науки. М.В. Ломоносов.(Практ. работа)

24-28/11


26

5

Горные породы. Полезные ископаемые.



добычей и использованием, уметь

определять свойства железа .

27

6

Каменное царство. Руда.(Практ.работа)

01-05/12


28

7

Горючие полезные ископаемые. Геологи.



..Знакомство с реформами Петра1,с великими полководцами Суворовым А. В. ,Ушаковым Ф. Ф

29

8

Русское военное искусство .Ни разу не побежденный.

08-12/12


30

9

Отечественная война 1812 года.




31

10

План местности. ( Практ. работа)

15-19/12



32


1

Разнообразие природы Земли – 7 часов.

Северные земли России.



Иметь представление об особенностях

разных природных зон России, о влиянии человека на

природу; использовать глобус, карту для объяснения и описания

явлений

Современные научные открытия в Антарктиде.

Охрана заповедных земель.

Ознакомление с расами и многонациональным

населением Земли.

33

2

Самый маленький материк.

22-26/12


34

3

Русские на шестом континенте.



35

4

Дальний Восток России.



36

5

Дальний Восток России. (Практ. раб.)

12-16/01


37

6

Особенности природы гор.



38

7

Человеческие расы.

19-23/01



39


1

События XIX – XX веков – 10 часов.

Развитие науки и техники.



Лента времени. Основные события в России в этот

период. Современные достижения Использовать

знания о строении и функционировании организма

человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Иметь представление о событиях и участниках

Второй мировой войны, о её последствиях,

главных сражениях, героизме людей на фронте

и в тылу, подвигах детей, достижениях в науке

и технике.

Загрязнения окружающей среды.

Значение питания ,витаминов.

Правила гигиены ротовой полости.








40

2

Новые знания о человеке.

26-30/01


41

3

Строение и работа нервной системы.



42

4

Значение кровеносной системы. ( Практ. работа)

02-06/02


43

5

Путь крови. ( Практ. работа)



44

6

Россия в ХХ веке. События начала века.

09-13/02


45

7

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.



46

8

Страны – участники Второй мировой войны.

16-20/02


47

9

Век научных открытий.



48

10

Экологические проблемы.

23-27/02



49


1

Человек и природа – 10 часов.

Охрана природы.




Понимать необходимость бережного отношения к

природе; иметь представление о сельском хозяйстве

родного края; осознавать связь между городом и

деревней, промышленностью и сельским хозяйством.

Формирование экологической культуры, защита и

укрепление здоровья ,работать над понятиями о

культуре питания и значении витаминов,

познакомиться с национальной кухней

народов России и мира. Соблюдение.

правил гигиены ротовой полости Витамины

и их значение. Обобщение полученных знаний.



50

2

Заповедники России.

02-06/03


51

3

Заповедники России.

52

4

Дыхание человека.

09-13/03


53

5

Сельское хозяйство. Животноводство.



54

6

Растениеводство. ( Практ .работа)

16-20/03


55

7

Зачем человек ест.



56

8

Органы пищеварения.

30-03/04


57

9

Органы пищеварения.

58

10

Длинная дорога бутерброда.


06-10/04


59

1

Современная Россия – 10 ч.

Человек и общество.



Узнавать государственную. символику; находить

на карте мира свою страну, столицу, свой город

и область; оценивать характер взаимоотношений

людей в различных социальных группах; проявлять

уважение к народам, их истории.

Знакомство с Конституцией и правами

ребёнка,с2-3 государствами ,их географическом

положении и столицами, с великими

достижениями российских путешественников,

учёных, писателей, художников.

60

2

Россия – наша Родина.

13-17/04


61

3

Москва – столица России.



62

4

Устройство государственной власти.

20-24/04


63

5

Символы и праздники России.



64

6

Наши национальные праздники.

27-30/04


65

7

Человек в современных условиях.



66

8

Нравственные нормы жизни.

04-08/05


67

9

«Есть еще порох в пороховницах»



68

10

Итоговый урок.

11-18/05


Итого

часов

уроков повторения

контрольных работ

практических работ

по программе

68



11

выполнено



















СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

___________/Микрюкова И.Н.

«_____» август 2014г.

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

протокол №________ от «_____» август 2014г.

___________/ Бардадимова Н.В.

___________/ Семенникова Т.В.