СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру УМК Перспектива 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составлена в соответствии с ФГОС. Учебник Плешакова, Новицкой

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру УМК Перспектива 1 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа разработана на основе федерального государственного образо­вательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, плани­руемых результатов начального общего образования.

В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём че­ловека на основе единства рационально-научного познания и эмоциональ­но-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российс­кого общества.

Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он. имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материа­лом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целост­ного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:

  • уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к ре­гиону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;

  • понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;

  • модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в раз­личных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • психологической культуры и компетенции для обеспечения эффектив­ного и безопасного взаимодействия в социуме.

Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых устано­вок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжела­тельного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участво­вать в созидательной деятельности на благородной страны и мира вокруг.

Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе началь­ного общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, приро­де и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружа­ющем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирова­ния у младших школьников фундамента экологической и культурологичес­кой грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного пове­дения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими пред­метами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном раз­витии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными тради­циями духовности и нравственности.

Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физичес­кой культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмо­ционально-ценностного постижения мира вокруг.

Знакомство с основами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязи помогает ученику осмыслить личный опыт, де­лая явления окружающего мира понятными и предсказуемыми, гармонично соотносить свои личные интересы с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как личное, так и социальное благополу­чие. «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной шко­ле этот материал будет изучаться дифференцированно: на уроках физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и дру­гих дисциплин. Благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний в рамках данного предмета успешно в полном соот­ветствии с возрастными особенностями младших школьников решаются задачи экологического образования и воспитания, формирования у детей системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекуль­турное единство российского общества как важнейшее национальное достоя­ние России. Таким образом, предмет «Окружающий мир» создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.


Общая характеристика курса

Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естествен­но-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как созда­тель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.

Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, цен­ность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом, дети получают возможность со­здать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жиз­ненно важной сфере человеческого бытия.

В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изу­чения младшими школьниками окружающего мира:

  • природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внут­реннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;

  • природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;

  • мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.

Благодаря культурологической установке программа выполняет интегри­рующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Прак­тически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно со­четаются с данной программой факультативы А.А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е.П. Левитана «Твоя Все­ленная». Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с ра­ботой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдель­ной тетради ОБЖ. В соответствии с программным материалом по «Окружа­ющему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продлённого дня, система работы школы полно­го дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в со­держании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной ра­боты» с примерной тематикой; любой учитель может преобразовать её со­гласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа.

Используемый в программе подход к структурированию учебного матери­ала позволяет год от года выявлять отдельные стороны (аспекты) в тех обоб­щённых формулировках, которые представлены в разделе «Содержание кур­са». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхо­да и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предста­ют в их единстве и тесной взаимной связи:

  • природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жиз­ни человека и общества;

  • культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;

  • наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к ис­тине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;

  • искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;

  • человечество как многообразие народов, культур, религий;

  • семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания лич­ности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов Рос­сии от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;

  • труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно раз­витой личности;

  • здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;

  • нравственный выбор и ответственность человека в отношении к приро­де, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.


Результаты изучения курса

Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются лич­ностные, метапредметные и предметные результаты.


Личностные результаты

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонацио­нального российского общества, становление гуманистических и демократи­ческих ценностных ориентации.

  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяю­щемся и развивающемся мире.

  5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие моти­вов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступ­ки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других лю­дей.

  9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в раз­ных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить вы­ходы из спорных ситуаций.

  10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, на­личие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному от­ношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

  3. Формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

  5. Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.

  6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.

  7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

  9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

  10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.


Предметные результаты

  1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

  2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природы нашей страны, ее современной жизни.

  3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

  4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

  5. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.




ПРОГРАММНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА


Класс

Кол-во часов в неделю согласно учебному

плану





Реквизиты программы





УМК обучающегося











УМК учителя

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент


1 кл

2 ч



«ПЕРСПЕКТИВА» Сборник рабочих программ. 1-4 классы. Москва «Просвещение» 2011

  • Плешаков А.А.,
    Новицкая М.Ю.
    Окружающий мир. Учебник.
    1 класс. В 2 ч.

  • Плешаков А.А.,
    Новицкая М.Ю.
    Окружающий мир. Рабочая тетрадь.
    1 класс. В 2 ч.

Плешаков А.А.,
Новицкая М.Ю.
Уроки по окружающему миру. 1 класс (http://prosv.ru/ebooks/

Plewakov_Uroki_po_

okrujauwemu_miru/

index.html)




Дата

Тема

Характеристика деятельности учащихся


Мы и наш мир (11ч).


02-07.09

  1. Что такое окружающий мир. Правила повеления пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Безопасный маршрут от дома до школы. Режим дня. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю.

Рассказывать о мире, опираясь на материалы учебника и собственные представления.

Ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради для 1 класса.

Обсуждать правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Моделировать и изображать безопасный маршрут от дома до школы.

Запомнить домашний адрес и адрес школы.

Составлять распорядок дня, определять в нем время ухода в школу и возвращения домой.

  1. Природа (экскурсия). Природа — это то, что нас окружает, но не создано руками человека. Природные объекты и предметы, созданные человеком.

Высказывать предположения о том, что можно отнести к природе. Различать объекты природы и предметы, созданные человеком. Приводить примеры природных объектов. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в природном окружении то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке.

09-14.09

  1. Неживая и живая природа. Человек – часть природы. Особое место человека в мире живой природы. Связи между неживой и живой природой.

Различать и называть объекты живой и неживой природы. Приводить примеры объектов неживой и живой природы (по своим наблюдениям).

Обнаруживать связи между неживой и живой природой.

Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в неживой и живой природе то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке.

  1. Культура. Объекты культуры. Предметы культуры, созданные из природных материалов, и произведения культуры, созданные человеком. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена.


Различать объекты природы и культуры. Определять природный материал, из которого сделаны предметы культуры.

Различать предметы культуры и произведения культуры.

Сравнивать предметы культуры и располагать их на мысленной шкале «раньше – теперь, давно – недавно».

Сравнивать древние и современные способы хранения и передачи произведений культуры, находить общее и особенное.

Сравнивать и находить отличительные черты в старинных и современных предметах и произведениях культуры народов своего края. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия старинных и современных предметов и произведений культуры народов своего края.

16-21.09

  1. Культура. Древние и современные способы хранения и передачи произведений культуры. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.

  1. Природа в творчестве человека. Виды природных материалов, из которых делают объекты культуры. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека.

Систематизировать виды природных материалов, из которых сделаны объекты культуры.

Узнавать и устно описывать образы живой природы, в том числе народов своего края.

Читать схему изготовления игрушек, изготавливать игрушки по схеме.

23-28.09

  1. Мы – люди. Человек – член общества. Многообразие и красота внешнего облика людей разного возраста, этнической принадлежности. Наиболее яркие особенности традиционного костюма.

Подбирать подходящие слова для определения привлекательных черт в облике человека.

Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия традиционного костюма, музыкально-поэтического творчества народов России, в том числе – своего края. Выявлять и перечислять из особенности.

  1. Как мы общаемся с миром. Восприятие человеком красоты и своеобразия окружающего мира с помощью пяти чувств. Роль органов чувств в восприятии особенностей и красоты окружающего мира.


Определять и называть органы чувств.

Подбирать подходящие слова для передачи ощущений, воспринятых собственными органами чувств.

Характеризовать ощущения от восприятия окружающего мира персонажами картин отечественными художниками.

Оценивать мастерство художников в передаче особенностей и красоты окружающего мира.

Называть признаки, отличающие человека от других живых существ.

Характеризовать предложенные картины и стихотворения, оценивать свои впечатления от их восприятия, определять своими словами самое главное в картине, контролировать собственную речь, ее четкость, правильность.

30.09-05.10

  1. Как мы общаемся с миром. Признаки, отличающие человека от других живых существ (человеческая речь, память, мышление). Произведения отечественных художников и А.С. Пушкина как отражение красоты окружающего мира.

  1. Люди – творцы культуры. Человек - носитель и создатель культуры. Добрые дела на общую пользу: подготовка подарков для детского сада, детского дома. Красота человеческого труда.

Определять своими словами красоту человеческого труда, радость творчества и общения друг с другом. Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда.

Фиксировать при помощи фотосъемки важнейшие моменты совместной работы, результаты труда.

07-12.10

  1. Обобщающий урок «Мы и наш мир».

Различать объекты природы и предметы, созданные человеком. Приводить примеры природных объектов. Обнаруживать связи между неживой и живой природой.

Различать предметы культуры и произведения культуры.

Подбирать подходящие слова для передачи ощущений, воспринятых собственными органами чувств.

Называть признаки, отличающие человека от других живых существ.

Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда.

Наш класс (13ч).


  1. Наш класс в школе. Объекты природы и предметы культуры в классной комнате. Классная комната и письменные принадлежности в старину.

Различать, определять и называть объекты природы и предметы культуры.

Сравнивать современную и старинную классную комнату.

Различать старинные и современные школьные принадлежности. Моделировать ситуацию обучения в старинной школе. В том числе школе недавнего ХХ века.

14-19.10

  1. Мы – дружный класс. Отношения в классе между одноклассниками, учащимися и учителем. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Характеризовать совместные и индивидуальные способы работы на предыдущих уроках. Отмечать яркие подробности сотрудничества, взаимопомощи, взаимного понимания.

Придумывать и делать подписи к фотографиям из жизни класса (с 1 сентября до предыдущего урока).

Сравнивать эти фотографии, определять и описывать изменения в отношениях друг к друг к за месяц учебы в школе. Составлять предложения со словами «мы», «я», «дружный класс».

Оценивать сложившиеся отношения в классе, выявлять положительные, предлагать изменения негативных ситуаций. Оказывать посильную помощь одноклассникам, плохо владеющих русским языком, в учебной и внеклассной деятельности.

  1. Учитель – наставник и друг. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Образ учителя в искусстве и жизни.

Описывать своими словами образ учителя в картине.

Обсуждать рассказ учителя о персонаже картины. Подбирать пословицы к репродукции картины и к рассказу в учебнике «Учитель – что родитель».

Пересказывать рассказы родителей о своих учителях. Характеризовать их облик по фотографиям из семейного альбома.

21-26.10

  1. Природа в классе. Комнатные растения. Их роль в классе, школе. Разнообразие комнатных растений.

Рассуждать о целях выращивания комнатных растений.

Определять комнатные растения класса (2-3 названия) с помощью атласа-определителя.

Узнавать на фотографии, рисунке и в натуральном виде знакомое комнатное растение и называть их. Сравнивать похожие по внешнему виду комнатные растения, находить отличительные признаки.

Рисовать и (или) фотографировать комнатные растения своего класса.

Применять полученные знания и умения при исследовании разнообразия комнатных растений школьного зимнего сада (вместе со взрослыми).

  1. Как ухаживать за комнатными растениями. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Способы и средства ухода за комнатными растениями.


Сравнивать иллюстрации учебника и выявлять условия, необходимы для жизни комнатных растений.

Рассказывать об известных способах ухода за комнатными растениями.

Называть средства ухода за комнатными растениями, осваивать приемы их использования (в ходе практической работы).

28.10-02.11

  1. Что растет у школы (экскурсия). Деревья, кустарники, травы. Наиболее распространенные представители этих групп растений, встречающихся возле школы. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.


Анализировать и сравнивать фотографию и схему, с их помощью высказывать предположения об отличительных признаках групп растений (деревьев, кустарников и трав), осуществлять самопроверку.

Различать в природном окружении школы деревья, кустарники, травянистые растения, определять их с помощью атласа-определителя.

Классифицировать растения по изученным признакам.

Изображать с помощью схемы дерево, кустарник, травянистое растение.

Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в природном окружении школы наиболее красивое растение (по субъективным впечатлениям), рисовать и (или) фотографировать его.

  1. Мир за стеклянным берегом. Аквариум и его роль в классе, школе. Условия, необходимые для жизни обитателей аквариума. Способы и средства ухода за аквариумом. Разнообразие обитателей аквариума (растения, рыбы, улитки).


Рассуждать о целях создания аквариумов.

Выявлять условия, необходимые для жизни обитателей аквариума. Рассказывать о способах и средствах ухода за аквариумом, осваивать приемы ухода (в ходе практической работы).

Различать среди обитателей аквариума растения, рыб, улиток. Определять обитателей школьного аквариума с помощью атласа-определителя. Соотносить изображения аквариумных рыбок и их названия.

Наблюдать за жизнью аквариума, фиксировать наблюдения в виде рисунков и (или) фотографий.

Объяснять на примере аквариума связь неживой и живой природы.

11-16.11

  1. Кто еще у нас живет. Живой уголок школы и его обитатели. Условия, необходимые для жизни обитателей живого уголка, уход за ними. Ответственность человека за жизнь и благополучие обитателей живого уголка.


Рассуждать о целях создания живых уголков в школах.

Выявлять условия, необходимы для жизни обитателей живого уголка. Объяснять смысл высказывания «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Узнавать на рисунках известных обитателей живого уголка, осуществлять самопроверку. Определять животных живого уголка с помощью атласа-определителя. Наблюдать за жизнью живого уголка, фиксировать наблюдения в виде рисунков и (или) фотографий.

Рассказывать об известных способах и средствах ухода за обитателями живого уголка, осваивать приемы ухода (в ходе практической работы). Подбирать корм для животных живого уголка.

  1. Какие бывают животные. Животные, их разнообразие. Группы животных: насекомые, рыбы, птицы, звери, их существенные признаки.


Узнавать и называть животных на рисунках учебника.

Подбирать обобщающие названия для животных каждой группы, выявлять их существенные признаки, осуществлять самопроверку.

Приводить примеры животных разных групп (самостоятельно и с помощью атласа-определителя).

Классифицировать животных по изученным признакам.

Рассказывать о животных разных групп по своим наблюдениям.

18-23.11

  1. Делу – время. Важность организации труда в классе. Необходимость порядка в работе. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня. Проведение дидактической игры, моделирующей безуспешный и успешный ход работы игровых персонажей.

Анализировать смысл первой части пословицы «Делу – время, потехе – час». Давать характеристику школьному распорядку занятий.

Обобщать знания о знакомых уже правилах организации урока и общение на уроке со сверстниками и учителем.

Подбирать к рисункам в учебнике подходящие пословицы. Объяснять их смысл. Моделировать ситуация безуспешной работы, корректировать ее ход. Приводить примеры успешной работы на уроках русского языка, математики, технологии, физкультуры и др.

  1. Книга – друг и наставник. Первоначальное знакомство с историей книгопечатания, с внешним образом старинных книг, с фрагментами их содержания. Роль и место книги в жизни человека и человечества.

Групповая работа: составлять текст с помощью самодельных литер из поролона или картофеля. Организовывать выставку любимых книг, презентовать одноклассникам любимую книгу. Отгадывать загадки о книгах. Перечислять главные правила обращения с книгами. Делать общий коллаж «Любимые герои наших книг».

25-30.11

  1. Потехе – час. Игры – наше культурное богатство; роль игры в сохранении здоровья. Детские игрушки и детский фольклор – школа развития и общения. Правила игрового поведения – залог успешной совместной игры, способ дружеского общения, метод физического, умственного, эстетического и этического развития.

Обсуждать вторую часть пословицы «Делу – время, потехе – час». Объяснять необходимость соблюдения правил игрового поведения. Приводить примеры развивающих игр, в том числе игр народов своего края. Участвовать в игре и контролировать свое поведение в игровых ситуациях. Рассказывать правила игр, в которые играли старшие члены семьи. Дополнять выставку старинных игрушек своего края игрушками своими, родителей, бабушек и дедушек. Сравнивать и располагать игрушки, как предметы культуры на мысленной шкале «раньше – теперь, давно – недавно».

  1. Обобщающий урок «Наш класс в школе».

Характеризовать совместные и индивидуальные способы работы. Отмечать яркие подробности сотрудничества, взаимопомощи, взаимного понимания. Оказывать посильную помощь одноклассникам.

Рассуждать о целях выращивания комнатных растений.

Классифицировать животных по изученным признакам.

Обобщать знания о знакомых уже правилах организации урока и общение на уроке со сверстниками и учителем.

02-07.12

Наш дом и семья (14ч).


  1. Мы в семье. Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Термины ближайшего родства. «Волшебные слова» семейного счастья (любовь, уважение, дружба, нежность и др.).

Называть с опорой на собственный опыт термины родства. Определять с их помощью свои отношения с каждым из членов семьи. Подсчитывать количество терминов родства в применении к себе со стороны родных. Характеризовать с помощью ключевых слов эмоциональные отношения между членами семьи. Перечислять «волшебные слова» семейного счастья. Оценивать с помощью этих слов свои отношения в семье.

  1. Моя семья – часть моего народа. Схема родословного древа. Пословицы и поговорки о семье и ее членах. Старинные семейные традиции народов своего края, предметы быта, народные сказки, былины, предания в семье.

Заполнять по образцу схему родословного древа семьи.

Приводить примеры пословиц и поговорок о семье, в том числе из творчества народов своего края. Называть ласкательные формы терминов родства. Представлять (в любой форме) колыбельную песню своего народа. Находить и называть ласковые слова в тексте колыбельной. Иллюстрировать текст. Называть старинные предметы быта на языке своего народа. Называть имена героев любимых в семье народных сказок, былин, преданий. Подбирать пословицы, передающие смысл данного произведения.

  1. Природа в доме. Растения и животные в нашем доме. Их разнообразие и значение в нашей жизни. Наше отношение к домашним растениям и животным.


Сравнивать рисунки в учебнике, оценивать красоту и уют изображенных комнат, объяснять причины различий.

Рассказывать о предметах природы в своем доме (квартире, комнате), обсуждать их роль в своей жизни, жизни семьи., оценивать свое отношение к ним.

Узнавать на фотографиях растения и животных, выделять те из них, которые есть в доме.

Работать со взрослыми: определять растения и животных своего дома с помощью атласа-определителя, рисовать и (или) фотографировать их.

  1. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество: их значение в нашем доме. Путь воды в дом из подземных и поверхностных источников. Добыча и доставка в наш дом газа. Производство электричества. Основные правила безопасности при обращении с водой, газом, электричеством в быту.

Обсуждать значение в доме воды, газа, электричества.

Устанавливать зависимость жизни человека от неживой природы.

Анализировать рисунки учебника и рабочей тетради, прослеживать по ним и объяснять путь воды, газа, электричества в наш дом.

Выявлять потенциальную опасность воды, газа, электричества в доме. Предлагать и запоминать простейшие меры безопасности при обращении с ними. Узнавать на фотографиях электроприборы, рассказывать о мерах безопасности при их использовании.

16-21.12

  1. Красивые камни в нашем доме. Камни – часть неживой природы. Разнообразие и красота камней и изделий из них.


Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия образцов камней (на фотографиях в учебнике и в натуральном виде). Определять (с помощью учебника и атласа-определителя) названия красивых камней, узнавать изученные камни на иллюстрациях и в натуральном виде.

Рассказывать о значении красивых камней и изделий из них в нашем доме.

Соотносить изделия и природные камни, их которых они изготовлены, осуществлять самопроверку.

Оценивать свое отношение к изделиям из камня; предлагать собственные варианты подобных изделий, рисовать их эскизы.

  1. Комнатные растения у нас дома. Разнообразие комнатных растений. Комнатные растения в нашем доме, их названия, особенности внешнего вида. Помощь взрослым в уходе за комнатными растениями.

Определять (с помощью учебника и атласа-определителя) названия комнатных растений, узнавать изученные растения на иллюстрациях и в натуральном виде.

Узнавать комнатные растения по характерным признакам (размер, формы, окраска листьев), осуществлять самопроверку.

Рассказывать о своих действиях по уходу за комнатными растениями своего дома.

Работать со взрослыми: определять комнатные растения у себя дома (1-2 растения), рисовать и (или) фотографировать их.

23-28.12

  1. Выйдем в сад. Разнообразие растений сада. Садовые деревья, кустарники, травянистые растения. Фрукты и ягоды нашего сада. Овощи нашего огорода. Как мы помогаем взрослым работать в саду (огороде).

Узнавать растения сада на иллюстрациях в учебнике, классифицировать их (деревья, кустарники, травы), осуществлять самопроверку.

Узнавать и называть по иллюстрациям и в натуральном виде фрукты, ягоды, овощи.

Соотносить плоды и растения, на которых они созревают.

Рассказывать о своем саде (огороде), о помощи взрослым в садовых (огородных) работах.

Рисовать фрукты, овощи своего сада, огорода.

  1. Овощи и фрукты на нашем столе. Овощи и фрукты – кладовая витаминов. Разнообразие овощей и фруктов. Фрукты из жарких стран на нашем столе и у себя на родине.

Различать овощи и фрукты.

Оценивать свое отношение к различным овощам и фруктам, выделять среди них любимые, объяснять, что в них особенно нравится (вкус, запах, цвет и т.д.).

Раскрывать полезные свойства овощей и фруктов.

Соотносить плоды из жарких стран с растениями, на которых они созревают у себя на родине.

Работать со взрослыми: учиться готовить овощной и (или) фруктовый салаты, записывать рецепт блюда.

13-18.01

  1. Про хлеб и кашу, про чай и кофе. Важнейшие продукты питания и растения, которые нас кормят. Народная традиция особого отношения к хлебу.

Прослушивать и обсуждать В.И.Даля, раскрывать символический смысл панно, представленного в учебнике, делать вывод о народной традиции особого отношения к хлебу (работа с учителем).

Рассказывать (из жизненного опыта), откуда берутся хлеб, каша, чай, кофе.

Соотносить растения и получаемые из них продукты питания.

Практическая работа: определять крупы, кофейные зерна, чай по фотографиям в учебнике и натуральным образцам, осуществлять самопроверку.

Фантазировать, придумывая и рисую то, что можно испечь из теста.

Работать со взрослыми: распознавать крупы, кофе и чай на ощупь и по запаху (с закрытыми глазами), рассказывать об освоенном способе распознавания.

  1. Дикорастущие и культурные растения. Что такое дикорастущие растения, культурные растения. Как появились культурные растения. Зависимость жизни человека от природы.

Конструировать определения понятий «дикорастущие растения», «культурные растения», сравнивать свои предложения с приведенным в учебнике эталоном.

Опираясь на иллюстрации учебника, объяснять, как появились культурные растения.

Приводить примеры дикорастущих и культурных растений на основе собственных наблюдений.

Классифицировать растения по известному признаку (дикорастущие – культурные) с использованием символических обозначений, осуществлять самопроверку.

20-25.01

  1. Собака в нашем доме. История появления радом с человеком домашней собаки. Породы собак. Способы и средства ухода за собакой. Наши взаимоотношения с собаками.

Опираясь на материалы учебника, рассказывать об истории появления собаки рядом с человеком.

Описывать выставку собак по фотографиям в учебнике и собственным впечатлениям.

Определять породы собак (с помощью атласа-определителя), узнавать на рисунках изученные породы.

Приводить примеры пород собак (самостоятельно или с помощью атласа-определителя).

Называть предметы ухода за собакой и характеризовать их назначение.

Рассказывать о своей собаке, о взаимоотношениях с ней, об уходе за собакой.

Работать со взрослыми: написать рассказ о своей собаке, нарисовать или сфотографировать ее.

  1. Кошка в нашем доме. История появления радом с человеком домашней кошки. Породы кошек. Способы и средства ухода за кошкой. Наши взаимоотношения с кошками.

Опираясь на материалы учебника, рассказать об истории появления кошки рядом с человеком, о взаимоотношениях людей и кошек в прошлом и теперь.

Знакомиться по учебнику с породами кошек, узнавать на рисунках изученные породы. Называть предметы ухода за кошкой и характеризовать их назначение.

Рассказывать о своей кошке и уходе за ней.

Составлять по фотографиям в учебнике рассказ о жизни кошки.

Работать со взрослыми: написать рассказ о своей кошке, нарисовать или сфотографировать ее.

Проектное задание: составить фоторассказ (или сочинить вымышленную историю, сказку) о своей кошке или другом домашнем питомце, оформить его на страницах рабочей тетради.

27.01-01.02

  1. Дикие и домашние животные. Что такое дикие животные, домашние животные. Как появились домашние животные. Роль животных в жизни людей. Зависимость жизни человека от природы.

Обобщать имеющиеся представления о диких и домашних животных, объяснять, каких животных называют дикими, а каких – домашними, как появились домашние животные.

Классифицировать животных по известному признаку (дикие или домашние), осуществлять самопроверку.

Приводить примеры домашних животных, рассказывать о целях их выращивания. Прослеживать «историю» продуктов питания и вещей, полученных благодаря домашним животным.

Рассказывать о домашних животных своей семьи и уходе за ними.

Знакомиться с разворотом «Моя коллекция» в учебнике, сравнивать реальных животных и их изображения в виде фигурок, игрушек, обсуждать, почему люди собирают подобные коллекции, рассказывать о своей коллекции (если она есть) и о своих игрушках в виде животных.

Работать со взрослыми: рисовать или фотографировать домашних животных своей семьи.

  1. С утра до вечера. Устойчивый распорядок семейных дел. Домашние обязанности. Личная гигиена, правильное питание, правила общения с домашней утварью и бытовыми электроприборами. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи.

Рассказывать об устойчивом распорядке дел в течение дня.

Определять свое место в круге домашних обязанностей. С помощью условных знаков представлять объем домашнего труда каждого члена семьи. Представлять способы самоконтроля за соблюдением домашнего распорядка дня.

Подбирать пословицы о семье, о необходимости бережного отношения к времени. Обсуждать правила здорового образа жизни, обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами, как способа проявления личной ответственности перед самим собой и своими близкими.

03-08.02

  1. Обобщающий урок «Наш дом и семья».

Приводить примеры пословиц и поговорок о семье, в том числе из творчества народов своего края.

Рассказывать о предметах природы в своем доме, о своих действиях по уходу за комнатными растениями своего дома.

Обобщать имеющиеся представления о диких и домашних животных, объяснять, каких животных называют дикими, а каких – домашними, как появились домашние животные.

Город и село (14ч).


  1. Мы в городе. Дидактическая игра-путешествие в прошлое старинных российских городов, знакомство с их жителями. Старинные и современные занятия и дела горожан.

Определять значение слов «земляки», «горожане» путем сравнения однокоренных с ними слов; находить в этих словах общее и особенное.

Сравнивать старинные и современные городские занятия и дела, необходимые для поддержания порядка, удобства, красоты жизни людей в городе. Находить общее и различное. Образовывать названия жителей определенных городов от названия, в том числе от названия родного или близлежащего города.

10-15.02

  1. Мы в селе. Дидактическая игра-путешествие в прошлое старинных российских сел, знакомство с их жителями. Старинные и современные занятия и дела сельских жителей. Жители сел – хранители непосредственной связи человека с природой, землей-кормилицей.

Определять значение слова «односельчанин»; сравнивать его со словом «земляк»; находить в этих словах общее и особенное.

Сравнивать старинные и современные сельские занятия и дела, необходимые для поддержания порядка, удобства, красоты жизни людей в селе. Находить общее и различное. Образовывать названия жителей определенных городов от названия, в

том числе от названия родного или близлежащего города.

  1. Красота любимого города. Облик российских городов, значение и происхождение их названия. Связь названия с особенностями окружающей природы, с памятью о соотечественниках. Ландшафт и достопримечательности городов, их архитектурные доминанты. Знакомство с родным городом, его ландшафтом, значением и происхождением названия, с архитектурной доминантой.

Различать названия городов, связанные с особенностями окружающей природы, либо с памятью о знаменитых соотечественниках. Характеризовать облик города, называть его достопримечательности, соотносить их с особенностями природы, деятельности людей.

Фиксировать с помощью фотосъемки красивые ландшафты города для выставки в классе.

17-22.02

  1. Красота родного села. Облик российских сел, значение и происхождение их названия. Связь названия с особенностями окружающей природы, с памятью о соотечественниках. Ландшафт и достопримечательности сел, их архитектурные доминанты.

Различать названия сел, связанные с особенностями окружающей природы, либо с памятью о знаменитых соотечественниках. Характеризовать облик села, называть его достопримечательности, соотносить их с особенностями природы, деятельности людей.

Фиксировать с помощью фотосъемки красивые ландшафты села для выставки в классе.

  1. Природа в городе. Чем представлена природа в городе (сквер, парк, зоопарк, памятник природы, ботанический сад и др.). Природа в городе – источник красоты, здоровья, хорошего настроения.

Сравнивать фотографии в учебнике, оценивать эмоционально-эстетические впечатления от их восприятия, сопоставлять их с впечатлениями от наблюдений в своем городе.

Обсуждать, для чего нужна природа в городе.

Определять по иллюстрации в рабочей тетради объекты природы в городе, осуществлять самопроверку, соотносить полученную информацию с наблюдением в своем городе.

Рассказывать о природе своего города.

Фантазировать, выполняя рисунок необычной клумбы.

Проектное задание: составить подборку фотографий или выполнить рисунок на тему «Природа в городе», оформить их на страницах рабочей тетради.

03-07.03

  1. Что растет в городе. Деревья и кустарники в зеленых насаждениях города. Лиственные и хвойные деревья.

Знакомиться по материалам учебника с разнообразием растений в городе, классифицировать растения по известным признакам (деревья и кустарники).

Различать лиственные и хвойные деревья, сравнивать их по существенным признакам, фиксировать результаты сравнения в виде зарисовок в рабочей тетради.

Приводить примеры деревьев и кустарников своего города.

Определять деревья и кустарники своего города (2-3 представителя) с помощью атласа-определителя.

Работать со взрослыми: участвовать в озеленении родного города, рисовать деревья или кустарники, посаженные собственными руками.

  1. Чудесные цветники. Роль цветников в жизни города. Разнообразие растений цветника. Цветник нашего города.

Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия цветников, клумб, обсуждать роль цветников в городе. Знакомиться по материалам учебника с растениями цветника. Рассказывать о цветниках своего города.

Определять растения цветника (2-3 представителя) с помощью атласа-определителя.

Организовывать соревнования «Кто запомнит больше растений цветника».

Узнавать известные растения цветника на рисунке в натуральном виде, осуществлять самопроверку.

Выделять среди растений цветника те, которые особенно нравятся (любимые растения), отображать свои предпочтения в рисунке.

Работать со взрослыми: участвовать в создании цветников, клумб, рисовать растения цветника, высаженные собственными руками.

10-15.03

  1. В ботаническом саду. Ботанический сад – живой музей для всех, кто интересуется растениями. Разнообразие растений ботанического сада. Правила поведения в ботаническом саду.

Знакомиться по материалам учебника с разнообразием растений ботанического сада.

Рассказывать о личных впечатлениях от посещения ботанического сада.

Узнавать на рисунке известные растения ботанического сада, раскрашивать рисунок, осуществлять самопроверку.

Предлагать и обосновывать правила поведения в ботаническом саду.

Фиксировать свои наблюдения в ботаническом саду в форме рисунков или фотографий.

Фантазировать, рисуя эскиз оформления входа в ботанический сад.

  1. Кто живет в парке. Разнообразие животных парка. Роль животных парка в нашей жизни. Как мы можем помочь обитателям парка.

Анализировать иллюстрации учебника, называть животных, обитающих в парке, классифицировать их по известным признакам (насекомые – птицы – звери), осуществлять самопроверку.

Рассказывать о собственных встречах с животными в парке, оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от этих встреч, обсуждать роль животных парка в жизни людей.

Предлагать способы помощи животным парка (устройство кормушек, домиков для птиц и т.д.)

Работать со взрослыми: наблюдать за животными парка, фиксировать свои наблюдения в форме рисунков, фотографий, рассказов.

17-22.03

  1. В зоопарке. Зоопарк – живой музей для всех, кто любит животных, интересуется их жизнью. Разнообразие животных зоопарка. Правила поведения для посетителей зоопарка.

Анализировать иллюстрации учебника, называть животных зоопарка, классифицировать их по известным признакам (обитают в нашей стране – живут в других уголках Земли), осуществлять самопроверку.

Рассказывать о собственных встречах с животными в зоопарке, оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от этих встреч, обсуждать цели создания зоопарков.

Рассказывать о зоопарке своего города.

Предлагать и обосновывать правила поведения в зоопарке.

Фантазировать, рисуя эскиз оформления входа в зоопарк, сравнивать рисунок с эскизом входа в ботанический сад, объяснить различия.

Работать со взрослыми: наблюдать за животными зоопарка, фиксировать свои наблюдения в любой освоенной детьми форме.

  1. Войдем в музей (экскурсия). Роль музеев и библиотек в нашей жизни. Музейные экспозиции. Читальные залы и хранилища книг в библиотеках. Дидактические игры «Мы – в музее, ты – экскурсовод», «Я - читатель».

С опорой на собственный опыт организовывать заочную экскурсию в музей по материалам учебника, проводить экскурсию в качестве экскурсовода. Описывать внешний облик предметов, представленных в экспозиции для мальчиков и для девочек. Выявлять характерные черты предметов в экспозиции и высказывать мотивированное суждение об их особенностях. Контролировать и оценивать поведение посетителей в музее. Сообща формулировать правила поведения в музее и в библиотеке.

В школьной библиотеке задавать вопросы библиотекарю о способах выбора и получения книг, ориентироваться в читальном зале со свободным доступом к книжным полкам.

01-05.04

  1. Мы помним наших земляков. Понятия: памятные места, реликвия. Названия улиц, площадей – наша общая память о прошлом. Ритуалы и знаки памяти: возложение венков, цветов, салют, минута молчания.

Рассказывать о старинных и современных жителях своего города, как о своих земляках. Рассказывать о памятном посещении площадей, улиц, памятников, посвященных прославленным землякам и согражданам. Презентовать свой фрагмент выставки «Мы помним!»

  1. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Обобщать известные по предыдущим урокам сведения о профессиях. Устанавливать зависимость между качествами человека и профессией земледельца. По рисункам описывать способы и наблюдать этапы выращивания хлеба в старину. Называть любимые виды выпечки.

Перечислять известные профессии и соотносить их особенности с необходимыми для них качествами характера.

Моделировать ситуацию «интервью»: выбрать будущую профессию и соотнести с оценкой своего характера, способностей, интересов. Формулировать вопросы родителям об особенностях их профессий.

07-12.04

  1. Обобщающий урок «Город и село».

Сравнивать старинные и современные городские занятия и дела, необходимые для поддержания порядка, удобства, красоты жизни людей в городе. Находить общее и различное. Образовывать названия жителей определенных городов от названия, в том числе от названия родного или близлежащего города.

Обобщать известные по предыдущим урокам сведения о профессиях.

Родная страна (8ч).


  1. Россия – наша Родина. Россия на глобусе и на карте мира. Государственная символика России: герб, флаг, гимн; правила поведения при исполнении Государственного гимна, при подъеме Государственного флага. Пословицы о Родине. Малая Родина: родной дом, родные люди, земляки; родная речь. Карта своего края.

Обсуждать пословицы о Родине, родной стране.

Исследовать понятия «малая родина»: перечислить признаки родной земли. Находить на карте края обозначение своего города (села, области, района). На карте России находить и показывать свой край в соотнесении с уже известными по учебнику городами России. В Интернете рассматривать снимок своего места жительства из космоса.

Моделировать с помощью глобуса ситуацию полета космонавта над Землей и его возвращении из космоса: находить место России на земном шаре, встреча на космодроме, звучание Государственного гимна России, изображение герба, флага России. Подбирать ключевые слова и оценивать чувства космонавта при звучании гимна Родины.

14-19.04

  1. Москва — столица России. Достопримечательности Москвы (виртуальная экскурсия). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.


Показывать расположение Москвы на карте России.

Обсуждать присловья о Москве и соотносить их с изображением Красной площади и зданий Московского Кремля на старинных летографиях и современных фотографиях. Сравнивать их внешний облик, соотносить по силуэтам, находить изменения. Подбирать ключевые слова для выражения впечатления от прослушивания записи колокольного звона и боя часов на Спасской башне Кремля. Определять символический смысл Московского герба. Называть его главные цвета. Определять их символический смысл.

  1. Мы – семья народов России. Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта, традиционная кухня. Пословицы народов России: чему они учат?

Обобщать уже изученный за год этнографический материал. Описывать традиционные костюмы разных народов по рисункам в учебнике. Выделять их отдельные характерные детали. Называть блюда традиционной кухни народов России и мира. Сравнивать их рецепты, находить общее и различное. Устанавливать связь оленьей упряжки с природными условиями Севера. Слушать и сравнивать плясовую музыку разных народов России, находить общее и различное, подбирать ключевые слова для выражения впечатлений от нее. Находить общее и различное в игрушках разных народов России. Сравнивать пословицы разных народов России о качествах человека, находить общее и различное. Изготавливать рукотворные игрушки народов своего края, организовать выставку.

21-26.04

  1. Природа России. Разнообразие и красота народов России. Природа родной страны – основа нашей жизни, великое богатство, которое надо хранить.

Совершать воображаемое путешествие по родной стране, опираясь на материалы учебника (анализировать, сравнивать устно, описывать иллюстрации, обобщать информацию).

Отображать полученные представления в форме свободного рисунка на фоне контурной карты России.

Рассказывать о своих личных впечатлениях от посещения тех или иных уголков страны.

Сравнивать природу разных районов России с природой своего края.

Работа со взрослыми: написать, в каких местах России уже удалось побывать, а в каких хотелось бы побывать.

  1. Охрана природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Посильное участие в охране природы. Правила поведения в природе.

Анализировать рисунок – схему, рассказывать с его помощью об отрицательном воздействии человека на природу.

Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей и состоянием природы.

Оценивать поступки человека по отношению к природе, рассказывать о них по своим наблюдениям.

Обсуждать меры охраны природы и возможности своего участия в этой деятельности. Выражать свое отношение к деятельности по охране природы.

Работать со взрослыми: участвовать в посильной природоохранной деятельности, отображать ее в виде рисунков и (или) фотографий.

28.04-03.05

  1. Красная книга России, её значение. Растения и животные из Красной книги России. Причины сокращения их численности и меры охраны.

Объяснить, что такое Красная книга.

Знакомиться по материалам учебника с растениями и животными, занесенными в Красную книгу России.

Обсуждать причины сокращения численности и меры охраны растений и животных из Красной книги России.

Выражать свое отношение к редким растениям и животным.

Характеризовать отдельных представителей красной книги на основании полученной информации.

Узнавать изученных представителей Красной книги га рисунках, соотносить изображения и названия.

Работать со взрослыми: находить информацию о других растениях и животных, занесенных в красную книгу России, рисовать их или подбирать фотографии.

  1. Заповедные тропинки. Заповедники – особо охраняемые природные территории. Приокско-террасный заповедник – знаменитый заповедник России. Заповедники родного края. Правила поведения в заповеднике.









Совершать воображаемую экскурсию в Приокско-террасный заповедник, знакомиться с ним по материалам учебника.

Обсуждать какими качествами должны обладать люди, работающие в заповедниках.

Рассказывать о заповеднике родного края, выражать свое отношение к нему.

Осмысливать старинные народные правила охраны природы, объяснить, почему они стали законами современных заповедников.

Анализировать иллюстрации рабочей тетради, оценивать показанное на них поведение детей, формулировать правила поведения в заповедниках.

Работать со взрослыми: найти дополнительную информацию о заповеднике родного края, написать рассказ о нем, проиллюстрировать рассказ рисунком или фотографией.

05-10.05

  1. Обобщающий урок «Родная страна».

Находить на карте края обозначение своего города. Показывать расположение Москвы на карте России.

Обсуждать причины сокращения численности и меры охраны растений и животных из Красной книги России. Характеризовать отдельных представителей красной книги на основании полученной информации.

Рассказывать о заповеднике родного края, выражать свое отношение к нему.

Человек и окружающий мир (5ч).


  1. Взгляни на человека. Человек – это целый мир. Внешний облик человека. Внутренний мир человека. Влияние внутреннего мира на внешний облик, внешнего облика на внутренний мир.

Участвовать в дидактической игре с использованием характерных масок; различать понятия: внешний облик – внутренний мир человека. Определять по выражению лица, позе, жестам людей (на старинных и современных фотографиях), их настроение, желания, мысли, интересы в соответствии с возрастом. Подбирать ключевые слова для определения внутреннего мира человека, его душевного состояния (строгий, мечтательный, веселый, грустный и т.п.). Подбирать ключевые слова для определения характера сверстников (застенчивый, озорной, смешливый, внимательный, непоседливый и т.п.). Анализировать по отражению в зеркале свое внутреннее состояние, устно описывать себя в третьем лице.

12-17.05

  1. Всему свой черед. Ритм человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни, отражение этих изменений в изобразительном искусстве.

Рассматривать в учебнике портреты мужчин и женщин разного возраста, приблизительно определять возраст. Соотносить возрастные признаки внешности человека (выражение лица, жесты, позы и др.) с признаками, характерными для природы весной (утром), летом (в полдень), осенью (вечером), зимой (в ночные сумерки).

  1. У каждого времени свой плод. Сопоставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы в творчестве разных народов мира.

Называть ключевые слова, общие для возрастного этапа жизни (детство, молодость, зрелость, старость) и определенных периодов в сутках и временах года. Находить в творчестве народов своего края пословицы об отце и матери, о достоинствах мужчин и женщин разного возраста. Определять период суток и времени года, соответственно своему возрасту. Сообща составлять устный рассказ о жизни мужчины или женщины от детства до старости, условившись, что на портретах изображен один человек (мужчина или женщина) на разных возрастных этапах.

19-24.05

  1. Я – часть мира. Каждый из нас – целое и часть мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир – это красота и добро в жизни природы и человека.

Выражать личное восприятие окружающего мира и свое настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов. Определять степень соответствия своего внешнего облика и поведения национально-культурной норме (идеалу).

  1. Обобщающий урок «Человек и окружающий мир».

Определять по выражению лица, позе, жестам людей (на старинных и современных фотографиях), их настроение, желания, мысли, интересы в соответствии с возрастом. Подбирать ключевые слова для определения внутреннего мира человека, его душевного состояния (строгий, мечтательный, веселый, грустный и т.п.).

Выражать личное восприятие окружающего мира и свое настроение.


РЕЗЕРВ 6 часов распределен как обобщающие уроки по всем разделам.