Ростовская область, Верхнедонской район, х. Поповка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЕРХНЕДОНСКОГО РАЙОНА ПОПОВСКАЯ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Утверждаю»
Директор МБОУ Поповской ООШ
Приказ от ________ №__
__________________Д.И. Бирюлин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
_________ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ___
(наименование учебного предмета (курса)
Уровень общего образования( класс)
__начальное общее образование _ 3класс________
(уровень образования, класс)
_________________________2017-2018 уч.год_________________________
(срок реализации программы учебный год или период)
Количество часов общее: 68, в неделю 2
Учитель :___Серова Надежда Васильевнаа
Программа разработана на основе примерной программы:
для общеобразовательных учреждений Начальная школа 1-4 классы УМК «Планета знаний», курса «Окружающий мир»
и авторской программы И.В. Потопова, Г.Г. Ивченковой, Е.В. Саплиной, А.И. Саплина. «Окружающий мир».
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г. № 373;
Примерная программа начального общего образования и авторская программа УМК «Планета знаний» курса «Окружающий мир» 1-4 классы И.В. Потопава, Г.Г. Ивченковой, Е.В. Саплиной, А.И. Саплина
Устав школы, утвержденный Постановлением Администрации Верхнедонского района от 31.12.2014 года №1423;
Основная образовательная программа МБОУ Поповской ООШ;
Учебный план МБОУ Поповской ООШ на 2017 – 2018 учебный год;
Годовой учебный календарный график МБОУ Поповской ООШ на 2017-2018 учебный год.
Целью данного курса является:
формирование представлений о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Задачи:1)систематизировать имеющиеся у детей представления об окружающем мире;
2)формировать элементарные представления о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
3)знакомить с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
4)социализировать ребенка;
5)развивать познавательные процессы (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
6)воспитывать внимательность, наблюдательность и любознательность;
7)формировать самостоятельную познавательную деятельность;
8)воспитывать бережное отношение к природе и продуктам труда людей.
Настоящий курс ориентирован на обновление содержания и методов преподавания окружающего мира в начальной школе в направлении интеграции знаний, воспитание гармонически развитой личности, ориентированной на общечеловеческие и гуманистические ценности.
Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 летнего возраста целостного представления о мире и месте человека в нём.
. Планируемые результаты освоения программы по курсу окружающий мир к концу 3 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
• ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы;
• ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме человека;
• осознание своей этнической принадлежности;
• восприятие историко-географического образа России;
• чувство гордости за свою Родину. могут быть сформированы:
• осознание себя как гражданина России;
• уважение к истории и культуре народов, населяющих Россию;
• понимание влияния эмоций на здоровье человека и необходимости управлять своими эмоциями.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Человек и природа
Учащиеся научатся:
• приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;
• объяснять, что такое экология;
• понимать, что такое горизонт, линия горизонта;
• называть основные и промежуточные стороны горизонта;
• находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;
• объяснять, что такое явление природы, приводить примеры явлений природы;
• рассказывать о трёх состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое, круговороте воды в природе;
Человек и общество
Учащиеся научатся:
• характеризовать территории расселения народов нашей страны на основе исторической карты;
• рассказывать, используя карту, о природных условия, в которых живут народы нашей страны;
• описывать устройство города, жизнь и быт горожан;
• различать символы государства;
• показывать на политической карте РФ столицу России —город Москву;
• описывать государственные награды, рассказывать об их происхождении;
• характеризовать главный закон страны;
• рассказывать об устройстве нашего государства;.
Учащиеся получат возможность научиться:
• узнавать об обычаях и традициях своего народа; приводить примеры традиций и обычаев;
• устанавливать связи между традициями народа и хозяйственной деятельностью региона;
• рассказывать об истории возникновения своего города (села); рассказывать о памятниках культуры своего города, села, края;
• рассказывать о символах своего города; раскрывать взаимосвязь символики с хозяйственной, политической и культурной жизнью города;
• объяснять историю происхождения и развития основных символов государства;
• приводить примеры подвигов и личных поступков людей, которые отмечены государственными наградами.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• понимать цель познавательной деятельности;
• планировать свои действия при выполнении заданий учебника;
• осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.
Учащиеся могут научиться:
• самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;
• самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
• ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать её (в рамках проектной деятельности).
Познавательные
Учащиеся научатся:
• доказывать то или иное свойство изучаемого объекта путём постановки несложных опытов;
• сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
• находить необходимую информацию в учебнике;
• получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
• моделировать процессы развития растений и животных по заданиям учебника и рабочих тетрадей;
• понимать информацию, представленную на исторической карте.
Учащиеся могут научиться:
• получать дополнительную информацию по изучаемой теме, пользуясь справочной литературой;
• самостоятельно моделировать некоторые природные процессы;
• ориентироваться на «ленте времени»; указывать хронологические рамки и периоды основных исторических процессов;
Учебно-тематический план
Разделы рабочей программы | Кол-во часов | Темы разделов рабочей программы | Кол-во часов | Контрольные мероприятия |
Природа вокруг нас | 8 ч | Что нас окружает Экскурсии Что такое горизонт Ориентирование по компасу и местным признакам Явления природы Свойства тел и веществ | 1 ч 3 ч 1 ч 1 ч 1ч 1 ч | Практическая работа Проверочная работа по теме «Природа вокруг нас» |
Вода, воздух, горные породы и почва | 16 ч | Свойства воды Вода в природе Круговорот воды в природе Использование и охрана воды Состав и свойства воздуха Явления природы. Воздух Охрана воздуха Горные породы Полезные ископаемые Использование, добыча и охрана полезных ископаемых Почва Проектная деятельность | 3 ч 3 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч | Тест «Свойства воды. Вода в природе» Тест «Воздух» Проверочная работа по теме «Вода, воздух, горные породы и почва» Практическая работа |
О царствах живой природы | 16 ч | Четыре царства живой природы Растения: разнообразие, части растения, дикорастущие и культурные растения, условия, необходимые для жизни Охрана растений Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания Охрана животных Грибы | 1 ч 5 ч 1 ч 7 ч 1 ч 1 ч | Практическая работа Тест «Растения» Практическая работа Практическая работа Проверочная работа по теме «О царствах живой природы» |
Человек | 10 ч | Человек – часть живой природы Общее представление о строении и основных функциях организма человека Эмоции и темперамент Проектная деятельность | 1 ч 8 ч 1 ч 1 ч | Практическая работа Проверочная работа по теме «Человек» Практическая работа |
Человек в обществе | 18 ч | Народы нашей страны Путешествие по ленте времени Города России Кремль – центр города Улицы города Герб – символ города Памятные места городов Экскурсия «Улицы и памятные места родного города (села)» Современный город Москва – столица России Что такое государство. Человек – член общества Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте | 1 ч 1 ч 2 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 3 ч 4 ч | Практическая работа Проектная деятельность «как жили наши предки» Самостоятельная работа Практическая работа Проектная деятельность «Мой родной край» Тест Проверочная работа по теме «Наше государство» |
- . Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока |
| |
| | 1 четверть Природа вокруг нас (8 ч.) |
1 | 01.09 | Что нас окружает |
2 | 04.09 | Экскурсия«Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы» |
3 | 08.09 | Экскурсия«Изучение влияния деятельности человека на природу» |
4 | 11.09 | Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу |
5 | 15.09 | Ориентирование по компасу и местным признакам |
6 | 18.09 | Экскурсия«Ориентирование на местности» |
7 | 22.09 | Свойства тел и веществ. Практическая работа |
8 | 25.09 | Явления природы. Проверочная работа |
Вода, воздух, горные породы и почва(16 ч.) |
9 | 29.09 | Свойства воды в жидком состоянии. Практическая работа |
10 | 02.10 | Вода-растворитель. Практическая работа |
11 | 06.10 | Свойства льда, снега и пара |
12 | 09.10 | Родники. Водоемы и водотоки (река, озеро, море, пруд, водохранилище) |
13 | 13.10 | Облака, роса, туман, иней, изморозь |
14 | 16.10 | Круговорот воды в природе. Использование и охрана воды |
15 | 20.10 | Проверочная работа по теме «Вода и ее свойства» |
16 | 23.10 | Значение воздуха для жизни. Состав воздуха |
17 | 27.10 | Свойства воздуха. Практическая работа |
18 | 30.10 | Ветер. Охрана воздуха 2 четверть |
19 | 10.11 | Почва. Охрана почвы |
20 | 13.11 | Горные породы |
21 | 17.11 | Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк) |
22 | 20.11 | Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк) |
23 | 24.11 | Использование, добыча и охрана полезных ископаемых. Проверочная работа |
24 | 27.11 | Использование, добыча и охрана полезных ископаемых. Проверочная работа |
25 | 01.12 | Четыре царства живой природы |
26 | 04.12 | Строение растений. Практическая работа |
27 | 08.12 | Разнообразие растений |
28 | 11.12 | Дикорастущие и культурные растения |
29 | 15.12 | Жизнь растений |
30 | 18.12 | Размножение и развитие растений |
31 | 22.12 | Развитие растения из семени. Охрана растений |
32 | 25.12 | Строение животных. Практическая работа 3 четверть |
33 | 12.01 | Разнообразие животных |
34 | 15.01 | Домашние и дикие животные |
35 | 19.01 | Как животные воспринимают мир |
36 | 22.01 | Передвижение и дыхание животных |
37 | 26.01 | Питание животных |
38 | 29.01 | Размножение и развитие животных |
39 | 02.02 | Охрана животных. Проверочная работа по теме «Растения и животные» |
40 | 05.02 | Грибы и бактерии |
Человек (10 ч.) |
41 | 09.02 | Человек — часть живой природы |
42 | 12.02 | Кожа — первая «одежда». Практическая работа |
43 | 16.02 | Скелет. Практическая работа |
44 | 19.02 | Мышцы. Практическая работа |
45 | 26.02 | Кровеносная система. Практическая работа |
46 | 02.03 | Дыхание |
47 | 05.03 | Питание и выделение |
48 | 12.03 | Органы чувств. Практическая работа |
49 | 16.03 | Нервная система |
50 | 19.03 | Эмоции и темперамент. Проверочная работа. |
Человек в обществе(18 ч.) |
51 | 23.03 | Народы нашей страны 4 четверть |
52 | 02.04 | Традиции народов нашей страны |
53 | 06.04 | Путешествие по ленте времени |
54 | 09.04 | Города и села |
55 | 13.04 | Названия городов |
56 | 16.04 | Кремль — центр города |
57 | 20.04 | Улицы города |
58 | 23.04 | Герб — символ города |
59 | 27.04 | Памятные места городов |
60 | 30.04 | Экскурсия «Улицы и памятные места родного города» |
61 | 04.05 | Современный город |
62 | 07.05 | Москва — столица России. Проверочная работа |
63 | 11.05 | Что такое государство |
64 | 14.05 | Конституция – основной закон нашей страны |
65 | 18.05 | Права ребенка. Символы государства. Государственный герб России. Государственный флаг России |
66 | 21.05 | Итоговая проверочная работа |
67 | 25.05 | Работа над ошибками. Скоро лето! |
68 | | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического объединения МБОУ Поповской ООШ от _________№ Председатель ШМО __________Серова Н.В.. 29.08.2017 | | СОГЛАСОВАНО Директор школы _________Бирюлин Д.И.29.08.2017 |