СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру. Школа 21 века.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру .»




Пояснительная записка

Рабочая программа по «Окружающему миру» для 4 класса составлена  в соответствии с основными требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования второго поколения, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями основной образовательной программы МБОУ гимназии г. Гурьевска, программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

Содержание программы

  Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Программы начального общего образования по окружающему миру, Программы «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой (окружающий мир – автор Н.Ф. Виноградова), предусматривающей 68 ч.

На обучение в 4 классе выделяется 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.

Основные содержательные линии четвёртого класса (Человек как биологическое существо, человек и другие люди, человек и мир природы, человек и общество, история родной страны) реализуются в рамках содержательных блоков:

Человек — живое существо (организм) (16 ч)

Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и  системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора  больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме. Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме.  Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной  системы. Движения и физкультура.

Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение  пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное   питание как условие здоровья.

Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение  дыхательной системы.  Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и  др.).

Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный  орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний  сердца и кровеносных сосудов.

Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный  орган выделения — почки.Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и  правила ухода за ней.Закаливание.

Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение  в жизни человека.Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость  благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.

Твое здоровье. (12 ч.)

Человек и его здоровье. Знание своего организма —  условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.  Вредные привычки.

ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на  дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.  Детские болезни (общее представление о гриппе, аллергии и др.).

Человек — часть природы. (2 ч.)

Чем человек отличается от животных.  Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости.  

Детство.  Отрочество. Взрослость. Старость.  Условия роста и развития ребенка:  значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой  деятельности ребенка.

Человек среди людей. (5 ч.)

Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества  культурного человека. Правила культурного общения.  ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

Расширение кругозора школьников.

Предшественники человека. Отличие  человека от животного (прямохождение, речь, сознание, деятельность,творчество). Передача отношения человека к природе в верованиях,искусстве, литературе. Детские болезни, их причины и признаки  заболевания. Правила поведения во время болезней.

Родная страна от края до края (10 ч.)

Природные зоны России:  Арктика,  тундра, тайга,  смешанные леса, степь, пустыня, влажные  субтропики  (растительный и животный мир, труд и быт людей).

Почвы России. Почва — среда обитания растений и животных.  Плодородие почв. Охрана почв.

Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская  равнина (особенности, положение на карте).

Как развивались и строились города.Особенности расположения древних  городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий.

Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности  географического положения, природы, труда и культуры народов).

Человек — творец культурных ценностей. (12 ч.)

Что такое культура. Ценности культуры. Школы,  книги, библиотеки как часть культуры в разные времена (исторические   эпохи). О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые  печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во  второй половине ХVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов. Школа и образование в ХIХ веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела.

Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники  архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси.  Древнерусский театр. Искусство России ХVIII века. Памятники архитектуры.  Творения В.И.  Баженова. Изобразительное искусство  ХVIII века. Возникновение публичных театров.

Искусство России ХIХ века. «Золотой век» русской культуры. А.С.

Пушкин — «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества).

Творчество  поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, Л.Н. Толстой, А.П.  Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).  Искусство России ХХ века. Творчество архитекторов, художников,   поэтов, писателей.

Известные  сооружения советского периода (Мавзолей,  МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России  (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.).

Поэты ХХ века  (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т.  Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак  и др.). Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович).

Современный театр.

Человек — защитник своего Отечества (5ч.) 

Борьба  славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и  немецкими рыцарями. Борьба русских людей с Золотой ордой за  независимость Родины.  Куликовская битва. Дмитрий Донской.  Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.  Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с  фашистами. Помощь тыла фронту.

Расширение кругозора школьников

Литературные памятники Древней  Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха.  Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими  захватчиками в  ХVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская  война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за  свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального  искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные  костюмы разных эпох.

Гражданин и государство (3 ч.)

Россия – наша Родина. Русский язык – государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символы государства.

Экскурсии.

В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учётом местных условий)

Практические работы.

Составление режима дня школьника для будней  и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических  нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран,  наложение повязок, компрессов и пр.).

Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и  рабочей тетради).

 Предметные результаты:

В результате изучения разделов «Человек-живое существо (организм)», «Твоё здоровье», «Человек – часть природы» обучающиеся научатся:

  • характеризовать человека как живое существо, организм:

  • раскрывать особенности деятельности различных органов;

  •  объяснять роль нервной системы в организме;

  • характеризовать человека как живое существо, организм:

раскрывать особенности деятельности различных органов;

  •  объяснять роль нервной системы в организме;

  • рассказывать о вреде курения, наркотиков, алкоголя;

  •  конструировать в учебных и игровых ситуациях правила  безопасного поведения в среде обитания;

  •  характеризовать человека как часть природы: выделять общее и  отличное от организма животного;

  • устанавливать последовательность возрастных этапов развития  человека;

  • характеризовать условия роста и развития ребенка;

  • различать положительные и отрицательные качества человека,

  • приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты,  справедливости и др.

В результате изучения разделов «Родная страна: от края до края», «Человек – творец культурных ценностей», «Человек – защитник Отечества» обучающиеся научатся:

  • описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон;

  •  моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв;

  • находить на карте равнины и горы России (своего края);

  • выделять особенности кремлевских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям);

  •  составлять рассказ-описание о странах-соседях России;

  •  ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его  характеристику конкретными примерами;

  •  составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства;

  • называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена);

  •  называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов  разных исторических эпох;

  • называть имена наиболее известных правителей Древней и Руси и  России разных  исторических эпох, рассказывать об их вкладе в развитие  общества и его культуры;

  •  узнавать символы царской власти;

  • знать имя Президента современной России;

  •  составлять рассказ-повествование об основных событиях,  связанных с освободительными войнами Руси и России, называть даты их   протекания.

При помощи реальных объектов и информационных технологий, формируются умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию:

  • «Чтение» информации, представленной в видеофильмах (слайдах), в видеоматериалах

  • Подготовка презентации по изученной теме, подготовка иллюстративной презентации

  • «Чтение» информации, представленной в графическом виде (карта), в иллюстративном виде

  • Умение безопасного использования средств информационно-коммуникативных технологий и сети Интернет


Планируемые результаты обучения

В результате освоения учебного предмета будут формироваться личностные, регулятивные,познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты представлены двумя  группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника.

 Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир.

Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;  

  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:  

  • осознание целостности окружающего мира, расширение  знаний о разных его сторонах и объектах;

  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;  

  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только  рационально,  но  и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению  метапредметных  результатов  естественно-научного и обществоведческого образования.

Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают

познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование,  рассуждение,  описание  и др.).

Универсальные учебные действия:

  •  описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон;

  •  моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв;

  • находить на карте равнины и горы России (своего края);

  • выделять особенности кремлевских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям);

  •  составлять рассказ-описание о странах-соседях России;

  •  ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его  характеристику конкретными примерами;

  •  составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства;

  • называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена);

  •  называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов  разных исторических эпох;

  • называть имена наиболее известных правителей Древней и Руси и  России разных  исторических эпох, рассказывать об их вкладе в развитие  общества и его культуры;

  •  узнавать символы царской власти;

  • знать имя Президента современной России;

  •  составлять рассказ-повествование об основных событиях,  связанных с освободительными войнами Руси и России, называть даты их   протекания.


Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом

учебника.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и

проблемно-диалогическая технология.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся будут учиться

воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использоватьзнаково-символические средства, в том числе будут учиться действиям моделирования, а такжешироким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

Познавательные УУД:

· Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях).

· Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

· Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать

небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методическийаппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыковработы с информацией).

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий дети приобретут уменияучитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество икооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию,отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшимикомпонентами которых являются тексты.

Коммуникативные УУД:

· Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения илинебольшого текста).

· Слушать и понимать речь других.

· Выразительно читать и пересказывать текст.

· Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и

следовать им.

п\п

Тема практической работы

1

Подсчет пульса после физических нагрузок и в спокойном состоянии.

2

Составление режима дня школьника

3

Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях

4

Практическая работа с картой

· Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)


Практическая часть




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 4 КЛАСС

п/п

Дата

план

Дата

факт

Тема

Тип урока

Основное содержание урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты






Человек – живое существо (организм)




1








Организм человека.

Комбинированный урок

Повторение общих признаков живых существ Закрепление понятия организм.

С.6-7

Знать общее представление о строении организма человека.

Уметь называть признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных)

П:Характеризовать функции нервной системы. Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

К:Умение слушать и вступать в диалог.

Р:Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию


Готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;


текущий

2



Нервная система. Головной и спинной мозг

Комбинированный урок

Головной и спинной мозг.

С.8-10

Знать основные органы и системы органов человека, их функции.




П:Умение характеризовать явления, описывать устно и отражать в схеме.

Подведение под понятие- распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. К:Уметь вести диалог. Р:Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

текущий

3



Двигательная система.

Комбинированный урок

Скелет и мышцы. Значение опорно-двигательной системы. Осанка.

С.11-17



Раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека.

П: Умение давать устное описание и отражать в схеме.

К: Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Р: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно

Формирование способности к саморазвитию и самообучению




текущий

4



Пищеварительная система. Значение пищеварительной системы

Тестовая проверочная работа «Двигательная система»

Комбинированный урок

Знакомство со строением пищеварительной системы, ее органами.

С.18-20

Объяснять значение понятий «человек – живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки».

Различать полезные и вредные привычки; эмоциональные состояния и чувства окружающих.


П: Умение давать устное описание и отражать в схеме.

К: Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.

Р: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.


текущий

5



Дыхательная система. Значение дыхательной системы.

Комбинированный урок

Знакомство с системой органов дыхания.


С.21-24

Знать и уметь применять в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни

П: Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета

К: Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.

Р: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями.

текущий

6



Кровеносная система. Кровь и ее значение

Комбинированный урок

Органы кровеносной системы. Кровь, ее функции.

С.24-27

Уметь:

– называть основные органы кровеносной системы и их функции;

– раскрывать значение кровеносной системы человека

П: Уметь проводить опыт по измерению давления. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы.

Р: В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки.





текущий

7



Сердце – главный орган кровеносной системы


Практическая работа №1 «Подсчёт пульса в спокойном состоянии и после физической нагрузки»

Комбинированный урок

Сердце.

С.27-28

Строение кровеносной системы

Знать:

-роль кровеносной системы в жизни организма


П: Обсуждение проблем. Сравнение и синтез

К: Договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности. Использовать речь для текущий регуляции своего действия.

Р: Учитывать выделенные учителем ориентиры в новом учебном материале.

Формирование адекватной и позитивной самооценки.

текущий

8



Органы выделения. Их роль в организме.

Комбинированный урок

Почки – главный орган выделения.

С.29-30








Иметь представление о строении кожи.

Уметь:

– называть органы выделения;

– раскрыть значение органов человека

П: Строить речевые высказывания в устной форме, работать с рисунком-схемой.

К: Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Р: Получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Осваивать правила поведения: как вести себя во время болезни.

текущий

9



Кожа. Ее строение и значение.

Тест «Как устроен организм человека»

Комбинированный урок

Кожа, ее роль в организме.

С.30-33



П: Умение составлять рассказы по рисункам, схемам.

К: Учиться работать в группах.

Строить понятные для партнёров высказывания.

Р: Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Осваивать правила поведения: как вести себя во время болезни.

текущий

10



Зрение. Гигиена зрения

Комбинированный урок

Органы чувств, их значение в жизни человека.

С.34-37

Ознакомить с органом зрения.

Знать правила гигиены органов зрения.

Уметь самостоятельно применять знания



П:Формирование адекватной и позитивной самооценки.

К: Поиск и выделение нужной информации.

Р:. Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы

формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

текущий

11



Слух. Гигиена слуха

Комбинированный урок

Гигиена органов слуха.

С.38-40

Знать правила гигиены органов слуха.


Уметь самостоятельно применять знания

П:Формирование адекватной и позитивной самооценки.

К: Поиск и выделение нужной информации.

Р: Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

текущий

12



Обоняние, вкус, осязание, их роль в жизни человека






Комбинированный урок

Органы обоняния в жизни человека.

Органы осязания в жизни человека.

С.40-45

Знать о роли органов обоняния и осязания в жизни человека.

Уметь самостоятельно применять знания

П:Формирование универсального логического действия-синтеза

К: Поиск и выделение нужной информации. Формирование универсального логического действия-синтеза(

Р: Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

текущий

13



Урок обобщения. Проверочная работа по теме: «Как человек воспринимает окружающий мир»

Комбинированный урок

Уметь самостоятельно применять знания.

Уметь самостоятельно применять знания


П:Формирование адекватной и позитивной самооценки.

К: Поиск и выделение нужной информации. Формирование универсального логического действия-синтеза(

Р: Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы

Готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки

текущий

14





Органы чувств, их значение в жизни человека.

Эмоции.

Комбинированный урок

Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев.

С.47-52










Знать о значении эмоций в общении людей.

Уметь:

– различать эмоциональные состояния и чувства окружающих;

– видеть и понимать чувства в музыке, живописи, поэзии

П:Формирование универсального логического действия-синтеза(составление из частей целого, самостоятельно достраивая детали).

К: Использовать речь для регуляции своего действия.

Задавать вопросы.

Р: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно

формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.


текущий

15




Условия развития внимания.


Комбинированный урок

Внимание. Условия его развития.

С.53-54





Знать о психологических особенностях человека, индивидуальных чертах.


П: Умение работать со схемой, конструировать схему, проводить наблюдения, опыты

К: Использовать речь для регуляции своего действия.

Р: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.


Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки.

текущий

16



Условия развития памяти.


Комбинированный урок

Память. Условия его развития.

С.55-56

Уметь выполнять упражнения по тренировке памяти, внимания. Знать отличия человека от других объектов живой природы. Знать об этапах развития человека.



П: Умение составлять небольшой научный рассказ «Что такое память».

К: Использовать речь для регуляции своего действия.

Р: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.










текущий







Твоё здоровье. 12ч.



17



Правила здоровой жизни.


Комбинированный урок

Человек и его здоровье. Правила здорового образа жизни.

С.58-66


Знать правила сохранения и укрепления здоровья, правила здорового образа жизни. Соблюдать режим дня.


П: Уметь выделять основную и дополнительную информацию. Работать с иллюстрациями, научными текстами.

К: Строить понятные для партнёров высказывания. Моделировать ситуацию разных этапов режима дня

Р: В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

текущий

18



Режим дня школьника. Практическая работа №2. «Составление режима дня».


Комбинированный урок

Составление режима дня школьника.

Выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения.




П: Уметь выделять основную и дополнительную информацию. Работать с иллюстрациями, научными текстами.

К: Строить понятные для партнёров высказывания.

Р: В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

текущий

19



Закаливание организма.


Комбинированный урок

Польза закаливания для организма человека. Правила закаливания.

Можно ли снять усталость

С.67-71

Знать правила сохранения и укрепления здоровья

Знать, что такое здоровье, компоненты его составляющие, о влиянии вредных привычек на организм человека.


П: Умение сочинять и рассказывать истории на заданную тему, анализировать иллюстративный материал.

К: Использовать речь для регуляции своего действия.

Задавать вопросы.

Р: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Осознание необходимости беречь своё здоровье.

текущий

20



Вредные привычки.


Комбинированный урок

Вредные привычки: курение, употребление алкоголя, наркотиков .Их вред для организма и предупреждение

С.72-75

Уметь выполнять правила здорового образа жизни Знать об угрожающих здоровью вредных привычках.


П: Умение анализировать текст «Можно ли снять усталость?». Оформление вывода.

К: Строить понятные для партнёров высказывания. Моделировать ситуацию снятия усталости.

Р: В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

текущий

21



Поговорим о вредных привычках. Защита проектов


Комбинированный урок

Вредные привычки

Пропагандировать здоровый образ жизни.


П: Умение анализировать текст «Можно ли снять усталость?». Оформление вывода.

К: Строить понятные для партнёров высказывания. Моделировать ситуацию снятия усталости.

Р: В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

проект

22



Опасные ситуации в доме. Причины их возникновения.

Проверочная работа по теме : «Правила здоровой жизни»

Комбинированный урок

Поведение во время пожара. Огонь- друг и враг.

Как уберечь себя от ожогов. Как дышать, если кругом дым.

Острые предметы - это опасно.

Как пользоваться газовой плитой. Работа на компьютере

С.76-83

Знать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах).

Знать, как уберечь себя от опасности

Знать и соблюдать правила дорожного движения

Уметь работать с дополнительной литературой



П: Уметь выделять основную и дополнительную информацию.

К: Использовать речь для регуляции своего действия.

Задавать вопросы.

Р: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;


Проверочная работа

23



Правила поведения на дороге.

Комбинированный урок

Правила дорожного движения. Сигналы регулировщика.

С.84-87

Знать правила поведения в чрезвычайных ситуациях

Уметь:

Устно описывать объект природы

П: Поиск и выделение нужной информации.

К: Обсуждение жизненных ситуаций «Улица полна неожиданностей»

Р: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

текущий

24



Первая помощь при несчастных случаях.

Комбинированный урок

ОБЖ Помощь при травме. Перелом.

С.88-92

Наблюдать объекты окружающего мира, находить изменения, происходящие с объектом.

жизни

Знать правила сохранения и укрепления здоровья

П: Выбор доказательств.

Игры- упражнения по оказанию первой помощи. Составление памяток поведения в природе.

К: Использовать речь для регуляции своего действия.

Задавать вопросы.

Р: В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки.

текущий

25



Ядовитые грибы и растения.




Комбинированный урок

Съедобные и ядовитые грибы. Ядовитые растения.

С.92-96

Знать съедобные и ядовитые грибы, ядовитые растения.

Уметь отличить ядовитые грибы.


П: Выбор доказательств.

Игры- упражнения по оказанию первой помощи. Составление памяток поведения в природе.

К: Использовать речь для регуляции своего действия.

Задавать вопросы.

Р: В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки.

текущий

26



Правила поведения во время грозы.

Тест « Ядовитые грибы»

Комбинированный урок

Если гроза застала тебя на прогулке, как поступить.


С.96-98

Уметь работать с дополнительной литературой.

Устно описывать объект природы

Наблюдать объекты окружающего мира, находить изменения, происходящие с объектом

П: Выбор доказательств.

Игры- упражнения по оказанию первой помощи. Составление памяток поведения в природе.

К: Использовать речь для регуляции своего действия.

Задавать вопросы.

Р: В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи8

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

текущий

27



Если случилась беда.

Практическая работа « №3. «Оказание первой помощи при несчастных случаях»

Комбинированный урок

Поведение во время нестандартной ситуациию

Знать правила сохранения и укрепления здоровья



П: Выбор доказательств.

Игры- упражнения по оказанию первой помощи. Составление памяток поведения в природе.

К: Использовать речь для регуляции своего действия.

Задавать вопросы.

Р: В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Формирование адекватной и позитивной самооценки.

текущий







Человек – часть природы. (3ч)





28



Отличие человека от животных.

Комбинированный урок

Отличие человека от животных: умение думать и говорить

С.100-104

Знать отличия человека от других объектов живой природы.


П: Уметь выделять основную и дополнительную информацию.

К: Строить понятные для партнёров высказывания. Моделировать ситуацию общения с людьми разного возраста.

Р: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;


текущий

29





Развитие человека от рождения до старости.


Комбинированный урок

Развитие человека от рождения до старости.

С.105-107

Знать об этапах развития человека.




П: Составление рассказа-повествования с опорой на иллюстрацию. Самооценка жизненных ситуаций.

К: Использовать речь для регуляции своего действия.

Задавать вопросы.

Р: В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.


Умение соотносить поступки и события. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

текущий

30



Условия роста и развития ребенка.

Комбинированный урок

Детство. Отрочество.

Взрослость. Старость.

С.108-112

Знать об этапах развития ребёнка..


П: Составление рассказа-повествования с опорой на иллюстрацию. Самооценка жизненных ситуаций.

К: Использовать речь для регуляции своего действия.

Задавать вопросы.

Р: В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

текущий







Человек среди людей.






31



Нравственные нормы человека (доброта)


Комбинированный урок

Качества человека: внимательность, неравнодушие. Отзывчивость



С.114-118

Знать правила нравственного поведения

Уметь работать с дополнительной литературой


П: Строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Обсуждение жизненных ситуаций с нравственных позиций.

К: Задавать вопросы. Формировать собственное мнение и позицию.

Р: Планировать своё действие, возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

текущий

32



Нравственные нормы человека (справедливость)


Комбинированный урок

Понятие о справедливости.

С.118-124

Знать правила нравственного поведения




П: Оценка жизненных ситуаций. Составление плана ответа по теме «Что такое справедливость»

К: Использовать речь для регуляции своего действия.

Задавать вопросы.

Р: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки.

текущий

33





Нравственные нормы человека (трудолюбие. смелость)

Комбинированный урок

Труд. Виды трудовой деятельности. Смелость. Что значит быть смелым?

С.125-127




Знать правила общения

Уметь писать письма.


П: Обсуждение проблемы «Смелость – это отсутствие страха или умение его преодолевать»

К: Строить понятные для партнёров высказывания. Моделировать ситуацию общения с людьми разного возраста.

Р: В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Умение соотносить поступки и события. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

текущий

34



Нравственные нормы человека (общение, письма)


Комбинированный урок

Учимся вести беседу

Сравнение писем. Адресат. Учимся писать письма.

С.128-136

Знать правила общения,

правила нравственного поведения


П: Оценка жизненных ситуаций

Строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: Использовать речь для регуляции своего действия.

Р: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

текущий

35



Правила общения с незнакомыми людьми.

Комбинированный урок

Общение с незнакомыми людьми.

С.136-138

Знать правила общения,

правила нравственного поведения


П: Оценка жизненных ситуаций

К: Использовать речь для регуляции своего действия.

Задавать вопросы. Р: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

текущий






Родная страна: от края до края.




36



Природные зоны России. Арктика.


Комбинированный урок

Понятие- природные зоны. Природные зоны России: Арктика.

С.6-10



Знать, что такое природные зоны. Знать особенности каждой зоны.




П: Строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: Строить понятные для партнёров высказывания. Анализ своего отношения к природе.

Р: В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Умение соотносить поступки и события. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

текущий

37



Природные зоны России. Тундра.


Комбинированный урок

Ледяная зона, зона тундры.

С.11-17

.











Уметь характеризовать природные зоны России по плану:

Расположение природной зоны.

Климатические условия.

Растительный и животный мир.

Занятия населения.


П: Умение составлять описательный рассказ. Умение работать с картой.

К: Использовать речь для регуляции своего действия.

Задавать вопросы.

Р: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

текущий

38



Природные зоны России. Тайга.

Комбинированный урок

Тайга.






Уметь работать с картой.






П: Умение составлять описательный рассказ. Умение работать с картой.

К: Использовать речь для регуляции своего действия.

Задавать вопросы.

Р: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

текущий

39



Природные зоны России. Смешанные леса.

Комбинированный урок

Зона смешанных лесов.

С.26-29

Уметь работать с дополнительной литературой


П: Умение составлять описательный рассказ. Умение работать с картой.

К: Использовать речь для регуляции своего действия.

Задавать вопросы.

Р: Целеполагание как постановка учебной текущий задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

текущий

40



Природные зоны России. Зона степей.

Комбинированный урок

Зона степей.

С.30-31




Уметь:

Устно описывать объект природы



П: Строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Подготовка вывода.

К: Строить понятные для партнёров высказывания. Моделировать ситуацию общения с людьми разного возраста.

Р: В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

текущий

41



Природные зоны России. Зона пустынь.

Комбинированный урок

Пустыни.

32-33






Наблюдать объекты окружающего мира, находить изменения, происходящие с объектом

П: Строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Подготовка вывода.

К: Строить понятные для партнёров высказывания..

Р: В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Формирование адекватной и позитивной самооценки.


текущий

42



Природные зоны России. Влажные субтропики.

Тест «Природные зоны России»

Комбинированный урок

Влажные субтропики.

С35-36

Наблюдать объекты окружающего мира, находить изменения, происходящие с объектом

П: Строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Подготовка вывода.

К: Строить понятные для партнёров высказывания. Моделировать ситуацию общения с людьми разного возраста.

Р: В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

тест

43



Почва – среда обитания растений и животных. Почвы России.






Комбинированный урок

Почва, ее значение для жизни человека.

Почва. Охрана природных богатств

Плодородие как главное свойство почвы.

С.37-39

Знать значение почвы в природе и в жизни людей.

Знать, как охраняются природные богатства

Наблюдать объекты окружающего мира, находить изменения, происходящие с объектом. Описывать объекты наблюдения.

П:

Обсуждать проблему «Есть ли в природе вредные существа»

К: Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Р: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

текущий

44



Рельеф России.

Практическая работа №4 работа с картой: «Рельеф России»




Комбинированный урок

Что такое рельеф. Равнины: Восточно - Европейская, Западно-Сибирская. Урал - каменный пояс.

С.40-50

Уметь работать с картой. Показывать на карте, глобусе равнины.

Уметь работать с картой


П: Строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: Использовать речь для регуляции своего действия.

Задавать вопросы.

Р: В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

Формирование адекватной и позитивной самооценки.


текущий

45






Возникновение и строительство городов.


Комбинированный урок

Что означает слово город. Как выбиралось место для строительства города.

«Кремлёвские» города

С.51-58

Знать, как возникали и строились города, как появились улицы.


П: Высказывание предположений. Установление причин исторического факта.

К: Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Р: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

текущий

46



Россия и её соседи. Япония, Китай.


Комбинированный урок

Границы России.

Границы соседних стран.

Знакомство с Японией - Страной восходящего солнца, Китаем- страной природных контрастов.

С.59-63

Уметь работать с картой.

Уметь работать с дополнительной литературой






П: Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. Выполнение творческих заданий.

К: Работать в группах. Использовать речь для регуляции своего действия.

Р: Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

текущий

47



Россия и её соседи. Финляндия, Дания.


Комбинированный урок

Границы России.

Границы соседних стран.

Знакомство с Финляндией - нашим северным соседом, Королевством Дания.

С.64-68

. Уметь показывать на карте, глобусе границы России, некоторые города России (столицу, родной город). Знать Границы соседних стран.

П: Умение составлять рассказ по воображаемой ситуации.

К: Умение высказывать предположения и аргументировать их.

Р: Получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

текущий







Человек – творец культурных ценностей



48



Возникновение письменности. Культурное наследие.

Комбинированный урок

Человек и культура. Беседа «Памятники культуры нашего города»

С.70-75









Называть основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры).

Различать год и век, соотносить арабские и римские цифры.


П: Уметь работать с иллюстративным материалом, классифицировать по признакам, составлять рассказ «Чем я люблю заниматься».

К: Использовать речь для регуляции своего действия.

Задавать вопросы.

Р: В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

текущий

49



Образование- часть культуры общества.


Комбинированный урок

Знакомство с понятием «грамота», «летопись», «очевидец». Расширение знаний об истории создания летописей и творчестве летописцев. Первые школы на Руси. Первые печатные книги.

С.76-80

Различать события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Российское государство, Российская Федерация)

Уметь работать с дополнительной литературой


П: Уметь работать с иллюстративным материалом, классифицировать по признакам, составлять рассказ «Чем я люблю заниматься».

К: Использовать речь для регуляции своего действия.

Задавать вопросы.

Р: В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

текущий

50



Просвещение в России при Петре I и

во второй половине XVIII века. Михаил Ломоносов.


Комбинированный урок

Просвещение в России при Петре I во второй половине XVIII века. Знакомство с реформами в образовании. Первые университеты в России

М.В.Ломоносов и его заслуги.

Школа в 19 веке.

С.81-85


Уметь:

– различать события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе;

– составлять связный рассказ на темы раздела;

Знать М.В.Ломоносова и его заслуги.


П: Умение строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К: Использовать речь для регуляции своего действия.

Задавать вопросы.

Р: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

текущий

51



Русское искусство

до 18 века.








Комбинированный урок

Русские иконы.

Художественные ремёсла в Древней Руси.

Знакомство с фольклорным творчеством русского народа.

С.86-95

Знать особенности русского искусства до 18 века.

Знать особенности музыки Древней Руси.

Обрядовые праздники

Уметь работать с дополнительной литературой

П: Строить речевые высказывания в устной форме. Работать с иллюстрациями.

К: Использовать речь для регуляции своего действия.

Задавать вопросы.

Р: В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.






текущий

52




Искусство


России 18века. Архитектура. Живопись.






Комбинированный урок

Архитектура. Живопись.

С.96-101






Иметь представление

об архитектуре, живописи 18 века.

Уметь работать с дополнительной литературой

П: Строить речевые высказывания в устной форме. Работать с иллюстрациями.

К: Использовать речь для регуляции своего действия.

Задавать вопросы.

Р: В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.


текущий

53



Искусство России 18века. Государственный публичный театр.


Комбинированный урок

Государственный публичный театр.

С.102-103

Знать:

-какие архитектурные сооружения, картины появились в 18 век.

П: Представление об особенностях архитектуры того времени, о необходимости бережного отношения к историческим памятникам.

К: Работать в группах по составлению правил. Р: Моделировать и оценивать различные ситуации поведения.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

текущий

54



Золотой век русской культуры 19 века. Поэты и писатели 19 века. А.С. Пушкин.


Комбинированный урок

Расцвет в литературе, музыке, архитектуре, живописи.

А.С.Пушкин- «солнце русской поэзии».

С.104-106







Поэты , писатели , композиторы 19 века

Знать:

-почему 19 век называют « золотым веком русской культуры».








П: Представление об особенностях архитектуры того времени, о необходимости бережного отношения к историческим памятникам.

К: Работать в группах по составлению правил. Р: Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.






текущий

55



Поэты и писатели 19 века. Н.А.Некрасов. Л.Н.Толстой.


Комбинированный урок

Творчество отечественных писателей и поэтов: Н.А. Некрасова, Л.Н.Толстого.

Работа с дополнительной литературой.

С.107-112

Знать:

-почему 19 век называют « золотым веком русской культуры».




П: Умение составлять сообщение о поэте, писателе, композиторе, художнике.

К: Использовать речь для регуляции своего действия.

Задавать вопросы.

Р: В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

текущий

56



Композиторы 19 века. М.И.Глинка.

П.И.Чайковский.


Комбинированный урок

Музыка, музыканты и композиторы XIX века. Великие композиторы М. И. Глинка и П. И. Чайковский

С.113-116

Знать: творчество композиторов: М.И.Глинка.

П.И.Чайковский.



П: Умение составлять сообщение о поэте, писателе, композиторе, художнике.

К: Использовать речь для регуляции своего действия.

Задавать вопросы.

Р: В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

текущий

57



Искусство России 20 века.

Работа над проектом с.132

Комбинированный урок

Достопримечательности.

Художники, писатели, музыканты 20 века.

С.126-132

Знать художников, композиторов, писателей 20 века.

Уметь работать с дополнительной литературой

П: Поиск и выделение нужной информации.

К: Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Р: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.


Формирование адекватной и позитивной самооценки.


текущий

58.



Искусство России 20 века.

Защита проектов.

Комбинированный урок

Архитектура, живопись, литература в 20 веке..


Знать:

- о особенностях произведений живописи 20 века;

-об архитектурных памятниках






П: Поиск и выделение нужной информации.

К: Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Р: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно .

Формирование адекватной и позитивной самооценки.


проект









Человек – защитник своего Отечества.





59



Героические страницы истории нашей Родины.

Комбинированный урок

Человек – воин. Почему люди воюют. Борьба славян с половцами. Представление о кочевниках, половцах.

С.134-135





Уметь:

Описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.

– раскрыть причины отдельных событий в жизни страны и даты основных войн в истории России;

П: Уметь выделять основную и дополнительную информацию. Работать с иллюстрациями, художественными и научными текстами

К: Использовать речь для регуляции своего действия.

Задавать вопросы.

Р: В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

текущий

60








Шведские захватчики. Битва на Чудском озере.






Комбинированный урок

Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины.


С.135-137

узнавать по тексту, к какому времени относится это событие;
– составлять связный рассказ на темы

раздела;

– работать с географической и исторической картами;

П: Уметь выделять основную и дополнительную информацию. Работать с иллюстрациями, художественными и научными текстами

К: Использовать речь для регуляции своего действия.

Задавать вопросы.

Р: В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

текущий

61



Куликовская битва.



Комбинированный урок

Куликовская битва. Дмитрий Донской.

С138-140




выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради.

П: Уметь выделять основную и дополнительную информацию. Работать с иллюстрациями, художественными и научными текстами

К: Использовать речь для регуляции своего действия.

Задавать вопросы.

Р: В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

текущий

62



Отечественная война 1812 года.

Комбинированный урок

С.140-143

Знать:

- о событиях войны 1812 года

П: Поиск и выделение нужной информации. Формирование универсального логического действия

К: Работать в группах. Использовать речь для регуляции своего действия. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Р: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

текущий

63



Итоговая комплексная работа за 4 класс

Контроль знаний

Контроль качества знаний

Уметь:

применять знания на практике.

П: Поиск и выделение нужной информации.

К: Использовать речь для регуляции своего действия.

Задавать вопросы.

Р: ставить новые учебные задачи.

готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

текущий

64








Великая Отечественная война 1941-1945 годов.



Комбинированный урок

Великая Отечественная война, борьба русского народа с фашистскими захватчиками.

С.144-148

Уметь:

Описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.


П: Создание летописи Великой Отечественной войны.

К: Использовать речь для регуляции своего действия.


Р: В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.



текущий

65



Сталинградская битва.








Комбинированный урок

Главные сражения советской армии с фашистами. Памятники Славы в нашем селе и районе. Ордена и медали ВОВ

С.148-155

Знать о героических фактах и примерах отечественной истории, о борьбе русского народа за независимость.

Уметь рассказывать о событиях, подвигах, сражениях русского народа в разные периоды.

П: Уметь выделять основную и дополнительную информацию

К: Использовать речь для регуляции своего действия.

Задавать вопросы.

Р: В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

текущий









Гражданин и государство.





66




Российское государство. Права и обязанности граждан России.



Комбинированный урок

Гражданин и государство. Права и обязанности граждан

России. Государственная символика – герб, флаг, гимн родной страны.

С.156-160

Знать: государственные праздники

Уметь:

– называть права и обязанности гражданина России;

– составлять связный рассказ


П: Уметь выделять основную и дополнительную информацию

К: Использовать речь для регуляции своего действия.

Задавать вопросы.

Р: В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

текущий

67



Символы нашего государства.


Комбинированный урок

Символы нашего государства.

Герб, флаг, гимн.

С.160-164



Находить дополнительную информацию о родном крае, одной стране


П: Уметь выделять основную и дополнительную информацию

К: Использовать речь для регуляции своего действия.

Задавать вопросы.

Р: В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

текущий

68



Повторение и обобщение. Россия 18-20 век.

Комбинированный урок

Повторение и систематизация знаний

Уметь описывать отдельные события из истории Отечества.

Знать государственную символику России. . Герб, флаг, гимн.

П: Уметь выделять основную и дополнительную информацию

К: Использовать речь для регуляции своего действия.

Задавать вопросы.

Р: В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

текущий













8