
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2017– 2018 учебный год составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования по окружающему миру, примерной программы общеобразовательных учреждений, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир; учебного плана МБОУ Тайнинская ООШ, положения о рабочей программе МБОУ Тайнинская ООШ.
Согласно базисному (образовательному) плана МБОУ Тайнинская ООШ всего на изучение предмета «Окружающий мир» во 2 классе выделяется 2 ч в неделю, (34 учебные недели), 68 часов в год.
Цели курса Изучение окружающего мира в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:
развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи курса:
Формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
Воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине.
Формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде.
Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира.
Раздел 2. Содержание тем учебного курса
Где мы живём? (2 часа)
Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, название нашего посёлка, что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух. Вода, растения. Животные- всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (21 час)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце- источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья , кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и их родина. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.
Сезонные изменения в природе(осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка. Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Отрицательное влияние людей на растения и животных(сбор букетов, обламывание ветвей. Вырубка лесов, вылов красивых насекомых. Неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников.)Охрана растений и животных своего края.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными . Меры их охраны. Правила поведения в природе.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями
Жизнь города и села (12 часов)
Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский .Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность. сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля- составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах. Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины посёлка. Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры , их охрана.
Профессии людей , занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования. Сезонные изменения в природ: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений природе; знакомство с достопримечательностями посёлка.
Здоровье и безопасность (10 часов)
Строение тела человека. Здоровье человека- его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог)
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающем двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (5 часов)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношениями между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости(дома, в школе, на улице).Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом..Культура поведения в общественных местах( в магазине, кинотеатре, транспорте)
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (17 часов)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток). Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности. Знакомство с другими городами нашей страны. Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля – общий дом всех людей.
Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.
Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.
Заключение (1)
Раздел 3. Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС)
Личностные результаты: формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир; воспитание уважительного отношения к своей стране; умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию; способность в связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира; способность успешно осуществлять учебную деятельность; умение проводить опыты, наблюдения; способность успешно осуществлять взаимодействие с участниками в учебной деятельности; владение методами представления полученной информации (моделирование, рассуждение, описание и др); понимание роли человека в обществе; принятие норм нравственного поведения в природе; готовность и способность к саморазвитию и самообучению; воспитание любви к своей семье; воспитание гуманного отношения к людям; умение соотносить информацию с имеющимися знаниями; формирование основ экологической культуры; формирование основ экологической культуры; понимание особой роли России в мировой истории; воспитание чувства гордости за национальные достижения; принятие норм нравственного поведения в природе.
Метапредметные УУД
Познавательные УУД: умение различать государственные символы, ориентироваться в понятиях; умение различать город и село; воспитание любви к родному краю; способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ); умение классифицировать объекты по существенным признакам; ориентироваться в разнообразии способов решения задач: экологически сообразные правила поведения в природе; умение классифицировать объекты по существенным признакам; владение способами организации, планирования различных видов деятельности
( исследовательской, поисковой и др.), понимание специфики каждой; владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, чтение и др.); строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связи; воспитание любви к родному краю;
Регулятивные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; умение принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста иллюстрации; умение собирать информацию из иллюстраций, собственных наблюдений, рассуждать и проверять свои выводы; умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связи; установление причинно-следственных связей, выполнение действий по алгоритму; умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки; умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос; умение моделировать различные ситуации, опасные для детей; умение моделировать различные ситуации в школе и дома; умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира; умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников.
Коммуникативные УУД: способность в связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира; владение способами организации, планирования различных видов деятельности (творческой, поисковой и др.); владение рассуждением, описанием, сравнением; способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ и др.); владение методами представления полученной информации (моделирование, рассуждение, описание и др.); умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.
Раздел 4. Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
| «Где мы живем» | |
-
| Родная страна. | 1 |
-
| Город и село. Проект «Родной город». | 1 |
-
| Природа и рукотворный мир. | 1 |
-
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Где мы живём». | 1 |
-
| Неживая и живая природа. | 1 |
-
| Явления природы. | 1 |
-
| Что такое погода. | 1 |
-
| Экскурсия «В гости к осени» | 1 |
-
| В гости к осени. | 1 |
-
| Звёздное небо. | 1 |
-
| Заглянем в кладовые Земли. | 1 |
-
| Про воздух… | 1 |
-
| … И про воду. | 1 |
-
| Какие бывают растения. | 1 |
-
| Какие бывают животные. | 1 |
-
| Невидимые нити. | 1 |
-
| 2 четверть Дикорастущие и культурные растения. | 1 |
-
| Дикие и домашние животные. | 1 |
-
| Комнатные растения. | 1 |
-
| Животные живого уголка. | 1 |
-
| Про кошек и собак. | 1 |
-
| Красная книга. | 1 |
-
| Будь природе другом. Проект « Красная книга, или возьмём под защиту». | 1 |
-
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». | 1 |
| «Жизнь города и села» | 1 |
-
| Что такое экономика? | 1 |
-
| Из чего что сделано. | 1 |
-
| Как построить дом. | 1 |
. | Какой бывает транспорт. | 1 |
-
| Культура и образование. | 1 |
-
| Все профессии важны. Проект «Профессии». | 1 |
-
| Экскурсия « В гости к зиме» | 1 |
-
| В гости к зиме. | 1 |
-
| 3 четверть Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | 1 |
| «Здоровье и безопасность» | |
-
| Строение тела человека. | 1 |
-
| Если хочешь быть здоров. | 1 |
-
| Берегись автомобиля! | 1 |
-
| Домашние опасности. | 1 |
-
| Пожар! | 1 |
-
| На водоёме и в лесу | 1 |
-
| На водоёме и в лесу | 1 |
-
| Опасные незнакомцы. | 1 |
-
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Здоровье и безопасность». | 1 |
| «Общение» | |
-
| Наша дружная семья. | 1 |
-
| Проект «Родословная». | 1 |
-
| В школе. | 1 |
-
| Правила вежливости. | 1 |
-
| Ты и твои друзья. | 1 |
-
| Мы – зрители и пассажиры. | 1 |
-
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». | 1 |
| «Путешествия» | |
-
| Посмотри вокруг. | 1 |
-
| 4 четверть Ориентирование на местности по компасу | 1 |
-
| Ориентирование на местности. | 1 |
-
| Формы земной поверхности | 1 |
-
| Водные богатства | 1 |
-
| Экскурсия «В гости к весне». | 1 |
-
| В гости к весне. | 1 |
-
| Россия на карте. | 1 |
-
| Как читать карту. | 1 |
-
| Проект «Города России». | 1 |
-
| Путешествие по Москве. | 1 |
-
| Московский Кремль. | 1 |
-
| Город на Неве. | 1 |
-
| Путешествие по Оке. Краеведение | 1 |
-
| Путешествие по планете. | 1 |
- 66 | Путешествие по материкам. Страны мира. Проект «Страны мира». | 2 |
67- 68 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». Заключение. Обобщающий урок | 2 |