Муниципальное образовательное учреждение
«Ореховская средняя школа».
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей начальных классов. Протокол № 1 от 30.08.17г. Руководитель МО __________ Р.Н.Рында | «Согласовано» Зам. директора по УРВ __________ Г.А.Федорина 31.08.17г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Ореховская СШ» __________ И.В.Сундукова Пр. №____от 01.09.17г. |
Рабочая программа
Уроков окружающего мира
Класс -1
Учитель – Сибилева Т.В.
Количество часов
Всего 66 часов; в неделю 2 часа
Плановых контрольных работ - 1
Рабочую программу составила ____________Т.В.Сибилева
2017 – 2018 учебный год
Рабочая программа по окружающему миру для 1-го класса МОУ «Ореховская СШ» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. (Стандарты второго поколения.
Плешаков А.А, Окружающий мир. Учебник. 1 класс, в 2-х частях М.: Просвещение, 2015
Плешаков А.А, Окружающий мир, Рабочая тетрадь. 1 класс,в 2-х частях М., Просвещение, 2016г
1.Планируемые результаты освоения учебного курса «Окружающий мир». 1 класс.
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
2. Содержание учебного предмета «Окружающий мир» 1 класс.
В 1 классе на изучение предмета «Окружающий мир» отводится 66 часов (из расчета 2 часа в неделю).
Введение 1ч
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы.
ЧТО И КТО? (20 ч)
Что можно увидеть на небе днем и ночью? Солнце, его форма. Облака, их состав; красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно.увидеть под ногами? Камни, их разнообразие (по форме, размерам, цвету) и красота. Гранит, кремень, известняк.Что растет на подоконнике и клумбе? Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево? Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян (по усмотрению учителя).
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери? Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома? Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение изучается по усмотрению учителя).
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина — Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Наш город (село) — часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус — модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
КАК, ОТКУДА И КУДА? (12 ч)
Река и море. Куда текут реки? Пресная и соленая вода.
Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения. эоль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество? Правила безопасного обращения с электроприбора-1И. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед?
Как живут растения и животные? Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо? Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания (например, шоколад, изюм, мед) и другие?
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду? Как сделать Землю чище?
ГДЕ И КОГДА? (11 ч)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом?
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры — удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров?
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать? Каким может быть окружающий мир в будущем? Зависит ли это от тебя?
ПОЧЕМУ И ЗАЧЕМ? (22 ч)
Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна — естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди?
Почему идет дождь и дует ветер? Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо? Как беречь уши?
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная?
Объяснение названий растений и животных (медуница, недотрога, жук-носорог и др.— по усмотрению учителя). Что эти названия «рассказывают» о своих хозяевах?
Почему в лесу нужно соблюдать тишину? Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть? Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
Зачем мы спим ночью? Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили? Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего?
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос? Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
Экология — наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля — День Земли.
3.Тематическое планирование по курсу «Окружающий мир». 1 класс. Всего 66 часов.
№п/п | Название темы | Количество часов | Дата |
По плану | Факт |
Раздел: введение 1ч |
1 | Интегрированный урок с русским языком. Задавайте вопросы! | 1ч | 5.09 | |
Раздел «Что и кто?»20ч |
1 | Интегрированный урок с физической культурой. Что такое Родина? (Постановка и решение учебной задачи) | 1ч | 7.09 | |
2 | Что мы знаем о народах России? | 1ч | 12.09 | |
3 | Интегрированный урок с физической культурой. Что мы знаем о Москве? | 1ч | 14.09 | |
4 | Проект «Моя малая Родина» | 1ч | 19.09 | |
5 | Интегрированный урок с физической культурой. Что у нас над головой? | 1ч | 21.09 | |
6 | Что у нас под ногами? | 1ч | 26.09 | |
7 | Интегрированный урок с физической культурой Что общего у разных растений? | 1ч | 28.09 | |
8 | Что растет на подоконнике? | 1ч | 3.10 | |
9 | Интегрированный урок с физической культурой. Что растет на клумбе? | 1ч | 5.10 | |
10 | Что это за листья? | 1ч | 10.10 | |
11 | Интегрированный урок с физической культурой. Что такое хвоинки? | 1ч | 12.10 | |
12 | Кто такие насекомые? | 1ч | 17.10 | |
13 | Интегрированный урок с физической культурой. Кто такие рыбы? | 1ч | 19.10 | |
14 | Кто такие птицы? | 1ч | 24.10 | |
15 | Интегрированный урок с физической культурой. Кто такие звери? | 1ч | 26.10 | |
16 | Что окружает нас дома? | 1ч | | |
17 | Что умеет компьютер? | 1ч | | |
18 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1ч | | |
19 | На что похожа наша планета? | 1ч | | |
20 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто»Презентация проекта «Моя малая Родина» | | | |
Раздел «Как, откуда и куда?» 12 ч |
1 | Как живет семья? Проект «Моя семья» | 1ч | | |
2 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1ч | | |
3 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1ч | | |
4 | Как путешествует письмо?(Решение частных задач) | 1ч | | |
5 | Куда текут реки? | 1ч | | |
6 | Откуда берутся снег и лёд? | 1ч | | |
7 | Как живут растения? | 1ч | | |
8 | Как живут животные? | 1ч | | |
9 | Как помочь птицам? | 1ч | | |
10 | Куда девается мусор? | 1ч | | |
11 | Откуда в снежках грязь? | 1ч | | |
12 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «моя семья» | 1ч | | |
Раздел «Где и когда?»11ч |
1 | Когда учиться интересно? | 1ч | | |
2 | Проект «Мой класс и моя школа». | 1ч | | |
3 | Когда придет суббота? | 1ч | | |
4 | Когда наступит лето? | 1ч | | |
5 | Где живут белые медведи? | 1ч | | |
6 | Где живут слоны? | 1ч | | |
7 | Где зимую птицы? | 1ч | | |
8 | Когда появилась одежда? | 1ч | | |
9 | Когда изобрели велосипед? | 1ч | | |
10 | Когда мы станем взрослыми? | 1ч | | |
11 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа». | 1ч | | |
Раздел «Почему и зачем?» 22 ч |
1 | Почему Солнце светит днем, а звезды ночью? | 1ч | | |
2 | Почему Луна бывает разной? | 1ч | | |
3 | Почему идет дождь и дует ветер? | 1ч | | |
4 | Почему звенит звонок? | 1ч | | |
5 | Почему радуга разноцветная? | 1ч | | |
6 | Почему мы любим кошек и собак? | 1ч | | |
7 | Проект «Мои домашние питомцы» | 1ч | | |
8 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1ч | | |
9 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину | 1ч | | |
10 | Зачем мы спим ночью? | 1ч | | |
11 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1ч | | |
12 | Почему нужно мыть руки и чистить зубы? | 1ч | | |
13 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1ч | | |
14 | Зачем нужны автомобили? | 1ч | | |
15 | Зачем нужны поезда? | 1ч | | |
16 | Зачем строят корабли? | 1ч | | |
17 | Зачем строят самолеты? | 1ч | | |
18 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1ч | | |
19 | Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? | 1ч | | |
20 | Зачем люди осваивают космос? | 1ч | | |
21 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1ч | | |
22 | Проверим себя и оценим свои достижения. По разделу «Почем уи зачем» Презентация проекта « Мои домашние питомцы» | 1ч | | |