СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование составлено на основе учебника "Окружающий мир 3 класс" В.А.Самкова, Н.И.Романова

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Марий Эл «Лицей-интернат п.Ургакш Советского района»




УТВЕРЖДАЮ ____________

Директор лицея Х.Г.Газизова
«____» _____________ 20__ год





Рабочая программа
по окружающему миру
для 3 класса








Составитель: учитель начальных классов Фёдорова Татьяна Анатольевна














2016 год

Программа разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.


Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 3 класса и реализуется на основе следующих документов:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29. 12. 2012 года.

  2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования.

  3. Авторская программа «Окружающий мир.1-4 класс» для начальной школы под редакцией Самковой В. А., Романовой Н. И.

  4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования УМК «Начальная инновационная школа»/ автор - сост. С.А.Болотова — М.:ООО «Русское слово», 2011 год.

  5. Учебный план образовательного учреждения на 2016- 2017учебный год.


Для реализации программного содержания используется УМК по образовательной системе «Начальная инновационная школа»:

  1. Программа курса «Окружающий мир. 1-4 класс » Самкова В. А. М.: ООО «Русское слово», 2011.

  2. Учебник: Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир. 3 класс. М.: ООО «Русское слово- учебник», 2013.

  3. Зелеева С.Г., Гринева Е.А., Самкова В.А. Рабочая тетрадь, к учебнику Самковой В.А., Романовой Н.И. Окружающий мир. 3класс. М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013.


Пояснительная записка


Изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе предусматривает обращение младших школьников за помощью в познании мира к различным источникам информации (словари, справочники, энциклопедии, различные электронные издания, Интернет и др.). Школьники усваивают элементарные навыки работы с информацией: поиск, оценка, преобразование, представление информации и ее практическое применение. Системообразующая идея программы 3 класса — «Разнообразие». В содержании раскрывается разнообразие природного мира, многообразие растений и животных.


Цель изучения предмета «Окружающий мир» — приобщение учащихся к культурному опыту человечества, отражающему различные стороны взаимодействия человека с его социальным и природным окружением. Данная цель достигается благодаря систематизации и расширению знаний о многообразии, взаимосвязях и универсальной ценности объектов и явлений окружающей действительности; формированию элементов исследовательской деятельности по изучению ближайшего природного и социального окружения; развитию устойчивого познавательного интереса к объектам и явлениям окружающего мира.


Задачами реализации содержания учебного предмета являются:

  • формирование уважительного отношения к семье, школе, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;

  • осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Программа предусматривает проведение практических работ и опытов, экскурсий, а также участие учащихся в уходе за растениями и животными в своем ближайшем окружении.


Общая характеристика учебного предмета


Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Отбор содержания осуществлен на основе следующих ведущих идей:

1.идея многообразия мира;

2.идея целостности мира;

3.идея уважения к миру;

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1)распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем;

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил.

Основной особенностью содержания предмета «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином предмете объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства и соседних стран. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином предмете знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль предмета для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе. Интегративный подход даёт возможность ученику воспринять окружающий мир как единое целое, в котором все компоненты связаны, осознать богатство и сложность этого мира, узнать разные способы взаимодействия с ним. Между тем, при отборе содержания соблюдается и разумная дезинтеграция, выделение крупных самостоятельных содержательных блоков, материал которых предоставляет ученику возможность глубже и конкретнее изучить закономерности и качественное своеобразие различных его структур (природы, человека, общества, истории государства), что способствует подготовке учащихся к изучению в основной школе дифференцированных курсов.

Предмет «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира.


Описание места учебного предмета в учебном плане.

В федеральном базисном учебном плане на изучение окружающего мира в 3 классе отводится 2 час в неделю, всего —68 часов в год.


Ценностные ориентиры содержания учебного материала

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

  • Искусство(живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества

  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.

  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле

  • Патриотизм как одно проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

  • Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества,

свободы совести и вероисповедования, национально-культурного многообразия России и мира.

  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности. Культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

  • Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.

  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета


Результаты изучения предмета в 3 классе «Окружающий мир» проявляются на личностном, метапредметном и предметном уровнях.

Личностные результаты.

Ученик научится:

• проявлять устойчивый интерес к изучению объектов и явлений социоприродного окружения;

• повышать уровень своих интеллектуальных и творческих способностей;

• осознавать необходимость соблюдения этических норм и правил, составляющих основу самовоспитания.

• уважительно относиться к семье, школе, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

• осознавать ценность, целостность и многообразие окружающего мира, своё место в нем;

• формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

• формировать психологическую культуру и компетенцию для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

•установка на здоровый образ жизни;

•основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;


Регулятивные УУД:

•оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной •оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

•адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

•различать способ и результат действия;

•понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определенном этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

  • планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств),

предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценки предложенная учителем.


Познавательные УУД:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи

  • информации;

  • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

  • использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

  • анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

  • сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

  • осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков,

подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

  • моделировать различные явления природы (смена дня и ночи, смена времен года).


Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

•включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

  • высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

  • поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);

  • готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

  • составлять небольшие рассказы на заданную тему.


Метапредметные результаты.

Ученик научится:

•понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

•соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

•составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

•создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;

•размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;

• ставить цели и планировать личную учебную деятельность;

• оценивать собственный вклад в деятельность группы;

• проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

• владеть элементами исследовательской деятельности: формулировать цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составлять его план, фиксировать результаты, использовать простые измерительные приборы, формулировать выводы по результатам исследования;

• работать с информацией в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией: поиск и систематизация информации; понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.; развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.


Предметные результаты.

Ученик научится:

• в ценностно-ориентационной сфере — формировать представления о целостности окружающего мира, о важнейших способах его познания человеком;

• в познавательной сфере — расширять и систематизировать знания о многообразии объектов и явлений окружающего мира; формировать представления о взаимосвязи природы, человека и общества, об изменениях природной среды под воздействием человека; осваивать важнейшие элементы естественно - научных и обществоведческих знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов; формировать элементарные исследовательские умения; применять полученные знания и умения для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;

• в эстетической сфере — развивать эколого-эстетическое восприятие окружающего мира; приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства;

• в сфере правил безопасности жизни — иметь представление о здоровом образе жизни, овладевать простейшими приемами самоконтроля своего физического состояния, оказывать первую помощь при легких травмах; соблюдать правила безопасного поведения в городе и на природе;


В течение учебного года ученик получит возможность научиться:

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора; • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, социума, этноса, страны;

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорѐнности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

определять общую цель в совместной деятельности и пути еѐ достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

использовать формальные элементы текста (например,подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

сопоставлять различные точки зрения;


Содержание учебного предмета
.

Человек и природа:
Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Географическая карта и план. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Водоемы, их разнообразие( океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Лес, луг, водоем – единство живой и не живой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные- распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (1-2 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, природных ископаемых, растительного и животного мира.


Человек и общество:
Общество-совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.

Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми.


Правила безопасной жизни:
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья.

Виды транспорта (наземный, водный, воздушный). Дневник путешественника (о чем говорят дорожные знаки?). Дорога о дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в природе (в лесу, на водоеме в разное время года).

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков

обучающихся по окружающему миру

Особенности организации контроля


Специфичность содержания предметов, со­ставляющих образовательную область «Окру­жающий мир», оказывает влияние на содержа­ние и формы контроля. Основная цель контро­ля - проверка знания фактов учебного матери­ала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приво­дить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, мо­делями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа–полилог (групповое общение), в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом,моделью,рисунком-схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.


Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, за­мена существенной характеристики понятия несущественной;

  • нарушение последовательности в описа­нии объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

  • неправильное раскрытие (в рассказе-рас­суждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

  • ошибки в сравнении объектов, их классифи­кации на группы по существенным признакам;

  • незнание фактического материала, неуме­ние привести самостоятельные примеры, под­тверждающие высказанное суждение;

  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не­ умение подтвердить свой ответ схемой, рисун­ком, иллюстративным материалом;

  • ошибки при постановке опыта, приводя­щие к неправильному результату;

  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изу­ченных объектов (природоведческих и истори­ческих).
    Недочеты:

  • преобладание при описании объекта не­существенных его признаков;

  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

  • отдельные нарушения последовательнос­ти операций при проведении опыта, не приво­дящие к неправильному результату;

  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

  • неточности при нахождении объекта на карте.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок






















Календарно-тематическое планирование




Тема урока


Кол-во
часов

Дата

План

Факт

Раздел I. Как устроена наша планета.

1

Путешествие к центру Земли.




2

«Земная твердь» - литосфера.




3

Водная оболочка.




4

Что такое рельеф.




5

Водоёмы, водотоки и их разнообразие.




6

Воздушная оболочка.




7

Живая оболочка Земли -биосфера.




8

Самая тонкая оболочка Земли - почва.




9

Стороны горизонта. Ориентирование на местности.




10

Поверхность Земли -взгляд с высоты.




11

Какие бывают карты.

Контроль знаний учащихся.




Раздел II.Как взаимосвязаны природа и климат.

12

Что такое «Природная зона».




13

Ледяное безмолвие: арктическая пустыня.




14

В краю вечной мерзлоты: тундра.




15

Бескрайняя тайга.




16

Зона смешанных и широколиственных лесов.




17

Степные просторы Подготовка к проекту «Природные зоны России».




18

В жарких субтропиках. Подготовка к проекту «Природные зоны России».




19

Пустыни и полупустыни. Подготовка к проекту «Природные зоны России».




20

Ядовитые растения различных природных зон. Защита проекта «Природные зоны России».




Раздел III. Как взаимосвязаны живые организмы и среда обитания.

21

Среды жизни на планете.




22

Что и кто окружает живой организм.




23

Обитатели наземно-воздушной среды.




24

Как организмы приспособились к жизни в водной среде. Подготовка к проекту «Распространение организмов в биосфере».




25

Обитатели подземных лабиринтов: как организмы приспособились к жизни в почве. Подготовка к проекту «Распространение организмов в биосфере».




26

Что такое «летающий зоопарк»- обитатели четвёртой среды? Защита проекта «Распространение организмов в биосфере».




Раздел IV. Разнообразие экосистем.

27

Что такое «система»?




28

От кочки до оболочки: экологические системы.




29

Компоненты экосистемы.




30

Цепи и сети: кто кого ест.




31

Вместе - безопаснее.




32

Контрольная работа за 1 полугодие.




33

И вместе не тесно, и врозь - скучно.




34

Как животные обмениваются информацией.




35

Самая распространённая экосистема суши: леса.




36

Водные экосистемы: ручей.




37

Между сушей и водой: экосистемы болот.




38

Жизнь без воды: экосистемы пустынь.




39

Город как экосистема.




40

Когда бессильны рога, клыки и быстрые ноги. Контроль знаний учащихся.




Раздел V. Человек в окружающей среде.

41

Может ли человек существовать без природы.




42

Мой дом - моя крепость.




43

«Что нам стоит дом построить…»Подготовка к проекту «Мой дом - моя крепость».




44

«А у нас в квартире газ, а у вас?» Защита проекта «Мой дом - моя крепость».




45

О кувшинах, выросших на грядке и не только. Практическая работа: «Домашняя инвентаризация»




46

На плохую одежду- плохая надежда.




47

Какая обувь самая удобная.




48

Экономика домашнего хозяйства. Контроль знаний учащихся.




Раздел VI. Город и человек.

49

Дом тянется к дому - получается город.




50

Как «растёт» город.




51

Как «живёт» город.




52

Как город влияет на человека.




53

Будущее города - город будущего.




54

Самые чистые города мира. Проектная работа.




Раздел VII. По странам и континентам.

55

Сколько стран нашей планете.




56

Наши ближайшие соседи: с кем граничит Россия.




57

Норвегия-страна фьордов и троллей. Подготовка к проекту” По странам и континентам”.




58

Греция: наследники Древней Эллады. Подготовка к проекту « По странам и континентам».




59

Путешествие через океан: Соединённые Штаты Америки.




60

Защита проекта «По странам и континентам».




Раздел VIII. Человек преодолевает расстояния.

61

Зачем нужен транспорт.




62

Транспорт в городе.




63

Водный транспорт.




64

Человек покоряет воздушные просторы. Проектная работа «Транспорт-средство передвижения».




65

Итоговая контрольная работа.




66

Средства связи и информации.




67

О чём говорят дорожные знаки.




68

Защита проектов на свободную тему.






ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ


Основные источники: тематическое планирование по окружающему миру к учебникам:

1. Самкова В. А., Романова Н. И., Учебник, Окружающий мир, 3 класс. В 2 ч. Ч.1

2. Самкова В. А., Романова Н. И., Учебник, Окружающий мир, 3класс. В 2 ч. Ч.2.

Дополнительные источники:

Пособия для обучающихся

Самкова В. А., Романова Н. И., Окружающий мир 3 класс. В 2 ч. , рабочая тетрадь

Интернет- ресурсы:

1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2.Презентация уроков « Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

3.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru

4.Рудченко Л.И. «Окружающий мир. 1-4 классы. Нестандартные уроки», год: 2008.Режим доступа:http://schoolguide.ru/index.php/progs/nach-innov-fgos/ucheb/293.html.

5.Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki/ru





СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей

от «___»_________ 20__ №____.


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР __________/_______________/

«___»_________ 20__