МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ С. МЕСЯГУТОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДУВАНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Рассмотрено на Согласовано: Утверждаю:
заседании ШМО Зам. директора по УВР: Директор МБОУ
Протокол № 1 _____________ лицея с. Месягутово
от 22.08. 2017 г. Н.Ю. Насибуллина _________________
Руководитель ШМО: 28.08.2017 г. А. Л. Неустроев
____________ Приказ № 177-а
А.Е. Шакирова от 31.08.2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
для 2в класса
на 2017-2018 учебный год
Составлена на основе:
-Федерального государственного стандарта начальногообщего образования.(приказ МО и Н РФ № 373 от 06.10.2009 г; № 1241 от 26.11.2010г.; № 1576 от 31.12.2015г.)
- примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением Федерального учебно- методического объединения по общему образованию, протокол № 1/15 от 08.04.2015г.);
-учебного плана начального общего образования МБОУ лицея с. Месягутово на 2017-2018 учебный год;
-примерной программы по окружающему миру. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
-авторской программы для общеобразовательных учреждений по окружающему миру для 1-4 классов А. А. Плешаков. М.: Просвещение 2012.
Рабочую программу составила:
Тукачёва Мария Владимировна
учитель начальных классов
Месягутово – 2017
Пояснительная записка
Рабочая программа для 2в класса МБОУ лицея с. Месягутово по окружающему миру составлена на основеФедерального государственного стандарта начального общего образования (приказ МО и Н РФ № 373 от 06.10.2009 г; № 1241 от 26.11.2010г.; № 1576 от 31.12.2015г.), примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением Федерального учебно - методического объединения по общему образованию, протокол № 1/15 от 08.04.2015г.); учебного плана начального общего образования МБОУ лицея с. Месягутово на 2017-2018 учебный год, примерной программы по окружающему миру. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения), авторской программы для общеобразовательных учреждений по окружающему миру для 1-4 классов. А. А. Плешаков. М.: Просвещение 2012.
Программа реализована в учебнике А.А. Плешакова«Окружающий мир» 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч. М.: Просвещение, 2017. А.А. Плешаков: Рабочая тетрадь: 2 класс: В 2 ч.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план начального общего образования предусматривает изучение окружающего мира во 2в классе в объёме 68 часов (2 часа в неделю). Учебный план МБОУ лицея с. Месягутово отводит на изучение окружающего мира во 2в классе 68 часов, 2 часа в неделю.1 четверть – 16 ч, 2 четверть –16 ч, 3 четверть – 20 ч, 4 четверть – 16ч.Срок реализации: 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа по окружающему миру представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; планируемые результаты освоения учебного предмета к концу 2 класса; основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса; календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:1) идея многообразия мира;2) идея целостности мира;3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир» к концу 2 класса
Личностные результаты: -формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; -становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; -формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; -формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; -формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания исопереживания чувствам других людей;-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; -формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметныерезультаты: -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; -освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; -формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельностии способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; -освоение начальных форм познавательной и личной рефлексии; -использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;-активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;-использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;-определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; -овладение начальными сведениями о сущностии особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; -овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; -умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие
предметные результаты:-понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;-сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; -осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей,норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;-освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); -развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Раздел «Человек и природа». Обучающийся научится: -различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; дикорастущие и культурные растения; деревья, кустарники, травы; диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;-описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;-сравнивать объекты живой и неживой природы, объекты природы и предметы, созданные человеком, на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;-проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;-использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;-использовать различные справочные издания (атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», атлас карт) для поиска необходимой информации;-использовать готовые модели (глобус, карта, план, муляжи) для объяснения явлений или выявления свойств объектов, изучения основных форм земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоёмов; части реки;использовать приборы (компас) для определения основных сторон горизонта; -обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;-определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;-понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Обучающийся получит возможность научиться:-осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;-пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;-выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
Раздел «Человек и общество».
Обучающийся научится:-различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы, Санкт-Петербурга, родного края и некоторых других городов России; находить на карте Российскую Федерацию, Москву –столицуРоссии, Санкт-Петербург, свой регион и его главный город, некоторые другие города России, страны мира;-используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;-оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);-использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;-соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
Обучающийся получит возможность научиться:-проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Практические работы | Проверочные работы |
1 | Где мы живём? | 4 | | 1 |
2 | Природа | 20 | 2 | 1 |
3 | Жизнь города и села | 10 | | 1 |
4 | Здоровье и безопасность | 9 | 2 | 1 |
5 | Общение | 7 | | 2 |
6 | Путешествия | 16 | 3 | 1 |
7 | Повторение | 2 | | 1 |
Итого | 68 | 7 | 8 |
Где мы живем - 4 часа
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.Экскурсия: Что нас окружает?
Природа - 20 часов
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и водыот загрязнения.Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села - 10 часов
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность - 9 часов
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение - 7 часов
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия - 16 часов
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
Повторение - 2 часаЗакрепление полученных знаний за год. Подготовка и защита проектов «Страны мира».
Учебно-методическое обеспечение:
Для учителя:
1. Примерная программа по окружающему миру. 2. Окружающий мир: рабочие программы 1-4 классы: / Плешаков А.А. - М.: Просвещение, 2012. – 128 с.3. Окружающий мир. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: / Плешаков А.А. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2017. – 128 с.: ил.4.Окружающий мир: Рабочая тетрадь 2 класс: В 2 ч. /Плешаков А.А.– М.: Просвещение, 2017. - 96 с.: ил.5. Окружающий мир: Атлас-определитель для начальной школы 2 класс: /Плешаков А.А.– М.: Просвещение, 2014. - 224 с.: ил.6. Окружающий мир: Тесты 2 класс: / Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. .– М.: Просвещение, 2017. - 64 с.: ил.7. Окружающий мир: Методические рекомендация: 2 класс: / Плешаков А.А.,– М.: Просвещение, 2014. - 160 с.: ил.
Для обучающегося:
1. Окружающий мир. 2класс: учебник для общеобразовательных учреждений: / Плешаков А.А. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2017. – 128 с.: ил.2. Окружающий мир: Рабочая тетрадь 2 класс: В 2 ч. /Плешаков А.А.– М.: Просвещение, 2017. - 96 с.: ил.3. Окружающий мир: Атлас-определитель для начальной школы 2класс: /Плешаков А.А.– М.: Просвещение, 2014. - 224 с.: ил.4. Окружающий мир: Тесты2 класс: / Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. .– М.: Просвещение, 2017. - 64 с.: ил.Интернет – ресурсы:1.Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».2.http:www.Nachalka.com.3.http:www.viku.rdf.ru.4.http://fcior.edu.ru/ 5.http://school-collection.edu.ru/6.Интернет-портал «ProШколу.ru»
Тематическое планирование уроков окружающего мира во 2 в классе на 2017- 2018 учебный год
(2 часа в неделю, 68 часов в год)
№п/п | Тема урока | Кол- во часов | Дата |
план | факт |
| І четверть | 16ч | | |
| Где мы живём? | 4ч | | |
1 | Родная страна. | 1 | 04.09 | |
2 | Город и село. Проект «Родной город (село)». | 1 | 07.09 | |
3 | Природа и рукотворный мир. | 1 | 11.09 | |
4 | Проверочная работа по разделу « Где мы живём». | 1 | 14.09 | |
| Природа | 20ч | | |
5 | Неживая и живая природа. | 1 | 18.09 | |
6 | Явления природы. | 1 | 21.09 | |
7 | Что такое погода? | 1 | 25.09 | |
8 | В гости к осени (экскурсия). | 1 | 28.09 | |
9 | В гости к осени. | 1 | 03.10 | |
10 | Звёздное небо. | 1 | 05.10 | |
11 | Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа. | 1 | 09.10 | |
12 | Про воздух… | 1 | 12.10 | |
13 | …И про воду. | 1 | 16.10 | |
14 | Какие бывают растения? Практическая работа. | 1 | 19.10 | |
15 | Какие бывают животные? | 1 | 23.10 | |
16 | Невидимые нити. | 1 | 26.10 | |
| ІІ четверть | 16ч | | |
17 | Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа. | 1 | 06.11 | |
18 | Дикие и домашние животные. | 1 | 09.11 | |
19 | Комнатные растения. Практическая работа. | 1 | 13.11 | |
20 | Животные живого уголка. Практическая работа. | 1 | 16.11 | |
21 | Про кошек и собак. Практическая работа. | 1 | 20.11 | |
22 | Красная книга. | 1 | 23.11 | |
23 | Будь природе другом! | 1 | 27.11 | |
24 | Проверочная работа по разделу «Природа». Тест. | 1 | 30.11 | |
| Жизнь города и села | 10ч | | |
25 | Что такое экономика? | 1 | 04.12 | |
26 | Из чего что сделано? | 1 | 07.12 | |
27 | Как построить дом? | 1 | 11.12 | |
28 | Какой бывает транспорт? | 1 | 14.12 | |
29 | Культура и образование. | 1 | 18.12 | |
30 | Все профессии важны. Проект «Профессии». | 1 | 21.12 | |
31 | В гости к зиме. Экскурсия | 1 | 25.12 | |
32 | В гости к зиме. | 1 | 28.12 | |
| ІІІ четверть | 20ч | | |
33 | Проверочная работа по разделу «Жизнь города и села» Тест. | 1 | 15.01 | |
34 | Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или возьмём под защиту», «Профессии». | 1 | 18.01 | |
| Здоровье и безопасность | 9ч | | |
35 | Строение тела человека. | 1 | 22.04 | |
36 | Если хочешь быть здоров. | 1 | 25.01 | |
37 | Берегись автомобиля! Практическая работа. | 1 | 29.01 | |
38 | Школа пешеходов. Практическая работа. | 1 | 01.02 | |
39 | Домашние опасности. | 1 | 05.02 | |
40 | Пожар! | 1 | 08.02 | |
41 | На воде и в лесу. | 1 | 12.02 | |
42 | Опасные незнакомцы. | 1 | 15.02 | |
43 | Проверочная работа по разделу «Здоровье и безопасность». Тест. | 1 | 19.02 | |
| Общение | 7ч | | |
44 | Наша дружная семья. | 1 | 22.02 | |
45 | Проект «Родословная». | 1 | 26.02 | |
46 | В школе. | 1 | 01.03 | |
47 | Правила вежливости. | 1 | 05.03 | |
48 | Ты и твои друзья. | 1 | 08.03 | |
49 | Мы - зрители и пассажиры. Проверочная работа. | 1 | 12.03 | |
50 | Проверочная работа по разделу «Общение». Тест. | 1 | 15.03 | |
| Путешествия | 16ч | | |
51 | Посмотри вокруг. | 1 | 19.03 | |
52 | Ориентирование на местности. Практическая работа. | 1 | 22.03 | |
| ІV четверть | 16ч | | |
53 | Ориентирование на местности. Практическая работа. | 1 | 02.04 | |
54 | Формы земной поверхности. | 1 | 05.04 | |
55 | Водные богатства. | 1 | 09.04 | |
56 | В гости к весне. Экскурсия. | 1 | 12.04 | |
57 | В гости к весне. | 1 | 16.04 | |
58 | Россия на карте. | 1 | 19.04 | |
59 | Проект «Города России». Практическая работа. | 1 | 23.04 | |
60 | Путешествие по Москве. | 1 | 26.04 | |
61 | Московский Кремль. | 1 | 03.05 | |
62 | Город на Неве. | 1 | 07.05 | |
63 | Путешествие по планете. | 1 | 10.05 | |
64 | Путешествие по материкам. | 1 | 14.05 | |
65 | Страны мира. Проект «Страны мира». | 1 | 17.05 | |
66 | Впереди лето. Проверочная работа по разделу «Путешествия». | 1 | 21.05 | |
| Повторение | 2ч | | |
67 | Итоговая проверочная работа. | 1 | 24.05 | |
68 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | 1 | 28.05 | |