СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса Школа России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса Школа России

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса Школа России»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ С. МЕСЯГУТОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДУВАНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН


Рассмотрено на Согласовано: Утверждаю:

заседании ШМО Зам. директора по УВР: Директор МБОУ

Протокол № 1 _____________ лицея с. Месягутово

от 22.08. 2017 г. Н.Ю. Насибуллина _________________

Руководитель ШМО: 28.08.2017 г. А. Л. Неустроев

____________ Приказ № 177-а

А.Е. Шакирова от 31.08.2017 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

для 2в класса

на 2017-2018 учебный год


Составлена на основе:

-Федерального государственного стандарта начальногообщего образования.(приказ МО и Н РФ № 373 от 06.10.2009 г; № 1241 от 26.11.2010г.; № 1576 от 31.12.2015г.)

- примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением Федерального учебно- методического объединения по общему образованию, протокол № 1/15 от 08.04.2015г.);

-учебного плана начального общего образования МБОУ лицея с. Месягутово на 2017-2018 учебный год;

-примерной программы по окружающему миру. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)

-авторской программы для общеобразовательных учреждений по окружающему миру для 1-4 классов А. А. Плешаков. М.: Просвещение 2012.




Рабочую программу составила:

Тукачёва Мария Владимировна

учитель начальных классов




Месягутово – 2017

Пояснительная записка

Рабочая программа для 2в класса МБОУ лицея с. Месягутово по окружающему миру составлена на основеФедерального государственного стандарта начального общего образования (приказ МО и Н РФ № 373 от 06.10.2009 г; № 1241 от 26.11.2010г.; № 1576 от 31.12.2015г.), примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением Федерального учебно - методического объединения по общему образованию, протокол № 1/15 от 08.04.2015г.); учебного плана начального общего образования МБОУ лицея с. Месягутово на 2017-2018 учебный год, примерной программы по окружающему миру. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения), авторской программы для общеобразовательных учреждений по окружающему миру для 1-4 классов. А. А. Плешаков. М.: Просвещение 2012.

Программа реализована в учебнике А.А. Плешакова«Окружающий мир» 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч. М.: Просвещение, 2017. А.А. Плешаков: Рабочая тетрадь: 2 класс: В 2 ч.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план начального общего образования предусматривает изучение окружающего мира во 2в классе в объёме 68 часов (2 часа в неделю). Учебный план МБОУ лицея с. Месягутово отводит на изучение окружающего мира во 2в классе 68 часов, 2 часа в неделю.1 четверть – 16 ч, 2 четверть –16 ч, 3 четверть – 20 ч, 4 четверть – 16ч.Срок реализации: 2017-2018 учебный год.

Рабочая программа по окружающему миру представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; планируемые результаты освоения учебного предмета к концу 2 класса; основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса; календарно-тематическое планирование.

Общая характеристика учебного предмета

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:1) идея многообразия мира;2) идея целостности мира;3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир» к концу 2 класса

Личностные результаты: -формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; -становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; -формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; -формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; -формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания исопереживания чувствам других людей;-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; -формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметныерезультаты: -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; -освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; -формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельностии способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; -освоение начальных форм познавательной и личной рефлексии; -использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;-активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;-использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;-определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; -овладение начальными сведениями о сущностии особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; -овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; -умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие

предметные результаты:-понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;-сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; -осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей,норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;-освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); -развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Раздел «Человек и природа». Обучающийся научится: -различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; дикорастущие и культурные растения; деревья, кустарники, травы; диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;-описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;-сравнивать объекты живой и неживой природы, объекты природы и предметы, созданные человеком, на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;-проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;-использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;-использовать различные справочные издания (атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», атлас карт) для поиска необходимой информации;-использовать готовые модели (глобус, карта, план, муляжи) для объяснения явлений или выявления свойств объектов, изучения основных форм земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоёмов; части реки;использовать приборы (компас) для определения основных сторон горизонта; -обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;-определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;-понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Обучающийся получит возможность научиться:-осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;-пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;-выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

Раздел «Человек и общество».

Обучающийся научится:-различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы, Санкт-Петербурга, родного края и некоторых других городов России; находить на карте Российскую Федерацию, Москву –столицуРоссии, Санкт-Петербург, свой регион и его главный город, некоторые другие города России, страны мира;-используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;-оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);-использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;-соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

Обучающийся получит возможность научиться:-проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.

Содержание учебного предмета

п/п

Тема раздела

Количество часов

Практические работы

Проверочные

работы

1

Где мы живём?

4


1

2

Природа

20

2

1

3

Жизнь города и села

10


1

4

Здоровье и безопасность

9

2

1

5

Общение

7


2

6

Путешествия

16

3

1

7

Повторение

2


1

Итого

68

7

8

Где мы живем - 4 часа

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.Экскурсия: Что нас окружает?

Природа - 20 часов

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и водыот загрязнения.Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические  связи  между растениями  и  животными: растения – пища   и   укрытие   для   животных;   животные – распространители  плодов  и  семян растений  (изучается по усмотрению учителя).Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

Жизнь города и села - 10 часов

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и   т. д. (по выбору учителя).Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.

Здоровье и безопасность - 9 часов

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.

Общение - 7 часов

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Путешествия - 16 часов

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.

Повторение - 2 часаЗакрепление полученных знаний за год. Подготовка и защита проектов «Страны мира».

















Учебно-методическое обеспечение:

Для учителя:

1. Примерная программа по окружающему миру. 2. Окружающий мир: рабочие программы 1-4 классы: / Плешаков А.А. - М.: Просвещение, 2012. – 128 с.3. Окружающий мир. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: / Плешаков А.А. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2017. – 128 с.: ил.4.Окружающий мир: Рабочая тетрадь 2 класс: В 2 ч. /Плешаков А.А.– М.: Просвещение, 2017. - 96 с.: ил.5. Окружающий мир: Атлас-определитель для начальной школы 2 класс: /Плешаков А.А.– М.: Просвещение, 2014. - 224 с.: ил.6. Окружающий мир: Тесты 2 класс: / Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. .– М.: Просвещение, 2017. - 64 с.: ил.7. Окружающий мир: Методические рекомендация: 2 класс: / Плешаков А.А.,– М.: Просвещение, 2014. - 160 с.: ил.

Для обучающегося:

1. Окружающий мир. 2класс: учебник для общеобразовательных учреждений: / Плешаков А.А. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2017. – 128 с.: ил.2. Окружающий мир: Рабочая тетрадь 2 класс: В 2 ч. /Плешаков А.А.– М.: Просвещение, 2017. - 96 с.: ил.3. Окружающий мир: Атлас-определитель для начальной школы 2класс: /Плешаков А.А.– М.: Просвещение, 2014. - 224 с.: ил.4. Окружающий мир: Тесты2 класс: / Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. .– М.: Просвещение, 2017. - 64 с.: ил.Интернет – ресурсы:1.Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».2.http:www.Nachalka.com.3.http:www.viku.rdf.ru.4.http://fcior.edu.ru/ 5.http://school-collection.edu.ru/6.Интернет-портал «ProШколу.ru»














Тематическое планирование уроков окружающего мира во 2 в классе на 2017- 2018 учебный год

(2 часа в неделю, 68 часов в год)

п/п

Тема урока

Кол- во часов

Дата

план

факт


І четверть

16ч




Где мы живём?



1

Родная страна.

1

04.09


2

Город и село. Проект «Родной город (село)».

1

07.09


3

Природа и рукотворный мир.

1

11.09


4

Проверочная работа по разделу « Где мы живём».

1

14.09



Природа

20ч



5

Неживая и живая природа.

1

18.09


6

Явления природы.

1

21.09


7

Что такое погода?

1

25.09


8

В гости к осени (экскурсия).

1

28.09


9

В гости к осени.

1

03.10


10

Звёздное небо.

1

05.10


11

Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа.

1

09.10


12

Про воздух…

1

12.10


13

…И про воду.

1

16.10


14

Какие бывают растения? Практическая работа.

1

19.10


15

Какие бывают животные?

1

23.10


16

Невидимые нити.

1

26.10



ІІ четверть

16ч



17

Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа.

1

06.11


18

Дикие и домашние животные.

1

09.11


19

Комнатные растения. Практическая работа.

1

13.11


20

Животные живого уголка. Практическая работа.

1

16.11


21

Про кошек и собак. Практическая работа.

1

20.11


22

Красная книга.

1

23.11


23

Будь природе другом!

1

27.11


24

Проверочная работа по разделу «Природа». Тест.

1

30.11



Жизнь города и села

10ч



25

Что такое экономика?

1

04.12


26

Из чего что сделано?

1

07.12


27

Как построить дом?

1

11.12


28

Какой бывает транспорт?

1

14.12


29

Культура и образование.

1

18.12


30

Все профессии важны. Проект «Профессии».

1

21.12


31

В гости к зиме. Экскурсия

1

25.12


32

В гости к зиме.

1

28.12



ІІІ четверть

20ч



33

Проверочная работа по разделу «Жизнь города и села» Тест.

1

15.01


34

Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или возьмём под защиту», «Профессии».

1

18.01



Здоровье и безопасность



35

Строение тела человека.

1

22.04


36

Если хочешь быть здоров.

1

25.01


37

Берегись автомобиля! Практическая работа.

1

29.01


38

Школа пешеходов. Практическая работа.

1

01.02


39

Домашние опасности.

1

05.02


40

Пожар!

1

08.02


41

На воде и в лесу.

1

12.02


42

Опасные незнакомцы.

1

15.02


43

Проверочная работа по разделу «Здоровье и безопасность». Тест.

1

19.02



Общение



44

Наша дружная семья.

1

22.02


45

Проект «Родословная».

1

26.02


46

В школе.

1

01.03


47

Правила вежливости.

1

05.03


48

Ты и твои друзья.

1

08.03


49

Мы - зрители и пассажиры. Проверочная работа.

1

12.03


50

Проверочная работа по разделу «Общение». Тест.

1

15.03



Путешествия

16ч



51

Посмотри вокруг.

1

19.03


52

Ориентирование на местности. Практическая работа.

1

22.03



ІV четверть

16ч



53

Ориентирование на местности. Практическая работа.

1

02.04


54

Формы земной поверхности.

1

05.04


55

Водные богатства.

1

09.04


56

В гости к весне. Экскурсия.

1

12.04


57

В гости к весне.

1

16.04


58

Россия на карте.

1

19.04


59

Проект «Города России». Практическая работа.

1

23.04


60

Путешествие по Москве.

1

26.04


61

Московский Кремль.

1

03.05


62

Город на Неве.

1

07.05


63

Путешествие по планете.

1

10.05


64

Путешествие по материкам.

1

14.05


65

Страны мира. Проект «Страны мира».

1

17.05


66

Впереди лето. Проверочная работа по разделу «Путешествия».

1

21.05



Повторение



67

Итоговая проверочная работа.

1

24.05


68

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».

1

28.05