СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. УМК "Начальная инновационная школа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа. Окружающий мир. 3 класс. УМК "Начальная инновационная школа".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. УМК "Начальная инновационная школа"»

Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); авторской программы курса к учебникам В.А.Самковой, Н.И.Романовой, «Окружающий мир». 1 – 4 классы / авт. – сост.В.А.Самкова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. - (ФГОС. Начальная инновационная школа).

Согласно учебному плану МБОУ СШ №6 предмет «Окружающий мир» относится к области «Обществознание и естествознание» и на его изучение в 3 классе отводится 68 часов (34 учебных недели), из расчета 2 часа в неделю.


1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные планируемые результаты представляют собой систему ценностных отношений младших школьников к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам:

- устойчивый интерес к изучению объектов и явлений социоприродного окружения;

- повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей младших школьников;

- осознание младшими школьниками необходимости соблюдения этических норм и правил, составляющих основу самовоспитания.

- осмысленности и осознанности ценностно-смысловых установок, благодаря которым ребенок приобщается к системе социальных норм и ценностей:

- уважительное отношение к семье, школе, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

- осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

У обучающихся будут сформированы:

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; осознания ответственности человека за общее благополучие; осознания своей этнической принадлежности;

- общее представление об окружающем мире в его природном, социальном, культурном многообразии и единстве;

- понимание чувств других людей и сопереживание им;

- толерантное отношение и уважение к культуре других народов;

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образа «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и окружающих людей;

- развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

- установка на здоровый образ жизни.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

- основ устойчивых эстетических предпочтений и ориентации;

- отношения к искусству как значимой сфере человеческой жизни;

- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков других людей;

- внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании и предпочтении социального способа оценки знаний;

- выраженной устойчивой учебно – познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно – познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности;

- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

- дифференциации моральных и конвенциональных норм; развития морального сознания как переходного от доконвенциального к конвенциальному уровню;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.


Метапредметные планируемые результаты должны отражать:

В области регулятивных УУД:

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

- работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;

- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Обучающиеся научатся:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


В области познавательных УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем справочников, энциклопедий;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация);

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно – научного текста;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на развитие умения объяснять мир.

Обучающиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно- следственные связи;

- строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать;

- устанавливать аналогии;

- владеть общим приемом решения задач, осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.


В области коммуникативных УУД:

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология проблемного (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и работа в малых группах.

Обучающиеся научатся:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы;

- контролировать действия партнера;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.


Предметные планируемые результаты должны отражать:

- формирование представлений о целостности окружающего мира, о важнейших способах его познания человеком;

- расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений окружающего мира; формирование представлений о взаимосвязи природы, человека и общества, об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение важнейших элементов естественно – научных и обществоведческих знаний; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде; при оказании простейших видов первой медицинской помощи;

- развитие эколог – эстетического восприятия окружающего мира; умение приводить при меры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства;

- расширение представлений о здоровом образе жизни, овладение простейшими приемами самоконтроля физического состояния, оказания первой помощи при легких травмах, знание и соблюдение правил безопасного поведения в городе и в природе.


Человек и природа.

Обучающиеся научатся:

- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

- описывать на основе предложенного плана объекты живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

- использовать естественно – научные тексты с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

- использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации;

- использовать готовые модели (карта, глобус, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора,

экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

-планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.


Человек и общество.

Обучающиеся научатся:

- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира

Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город;

- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

- использовать дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические события от вымыслов;

- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и отзывчивости, понимания чувств;

- использовать различные справочные издания и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных и письменных высказываний.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего;

- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, нации, страны;

- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

- определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


2. Содержание учебного предмета.


Тема 1. Как устроена наша планета. – 12 часов


Земля — планета. Общие представле­ния о строении Земли. Оболочки (сфе­ры) Земли: твердая (литосфера), водная (гидросфера), воздушная (атмосфера). Живая оболочка Земли — биосфера. Формы земной поверхности: равнина, горы, холмы, овраги. Условные обоз­начения равнин и гор на карте. Осо­бенности земной поверхности родного края (краткая характеристика на осно­ве наблюдений).

Водоемы, водотоки, их разнообразие: океан, море, река, озеро, пруд. Ис­пользование водоемов человеком. Во­доемы и водотоки родного края (на­звания и краткая характеристика на основе наблюдений).

Стороны горизонта. Ориентирование на местности. Компас. Правила безо­пасного поведения в лесу, у водоема в разное время года.


Тема 2. Как взаимо­связаны при­рода и климат. – 9 часов


Основные природные зоны (общее представление): арктическая пустыня, тундра, тайга, зона смешанных и ши­роколиственных лесов, степи, пустыни и полупустыни, субтропики. Климат природных зон. Растительный и жи­вотный мир. Особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон. Охрана природы.


Тема 3. Как взаимо­связаны жи­вые организ­мы и среда обитания. – 6 часов


Среды жизни на планете. Что и кто ок­ружает живой организм. Окружающая среда — совокупность всех тел и явле­ний, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотноше­ниях. Наземно-воздушная среда и ее обитатели.

Водная среда обитания. Приспособ­ленность организмов к обитанию в водной среде.

Обитатели подземных лабиринтов: как организмы приспособились к жизни в почве.

Организм как среда обитания.


Тема 4. Разнообразие экосистем. – 15 часов


Элементарные представления о сис­темном строении природы. Живые (биологические) и экологические сис­темы (экосистемы). Экология — на­ука, исследующая взаимосвязи живых организмов и окружающей их среды, «наука о доме».

Экосистема как единство сообщества живых организмов и неживой приро­ды (солнечный свет, воздух, вода, поч­ва, растения, животные). Компонен­ты экосистемы. Круговорот веществ в экосистеме. Природные (естествен­ные) и искусственные экосистемы. Простейшая классификация экологи­ческих связей: связи между живыми существами и неживой природой; свя­зи между организмами (внутри одного вида и между различными видами). Общение животных. Способы передачи информации: окраска, звуковые

сигналы, запахи, язык поз и движений. Передача информации от взрослых животных потомству. Подражание и обучение. Игра — один из способов ус­воения навыков поведения, необходи­мых в дальнейшей жизни.

Влияние человека на природные экосистемы. Положительные и от­рицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека. Правила безопасного поведения в при­роде.


Тема 5. Человек в окружающей среде. – 8 часов


Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и жилищ. Элементарные представле­ния об экологии жилища. Обеспечение городского дома водой и электроэнер­гией. Увеличение потребления воды и электроэнергии — одна из причин воз­никновения экологических проблем. Домашняя обстановка. Предметы до­машнего обихода. Чистота, порядок и уют в доме. Семейные традиции и се­мейные праздники. Одежда и обувь, их назначение. Стремление украшать себя и свое жилище — одна из древнейших

Потребностей человека. Экономное использование ресурсов – одно из условий сохранения окружающей среды.


Тема 6. Город и чело­век. – 6 часов


Кочевой образ жизни древних племен. Переход некоторых племен к оседлой жизни, возникновение первых поселе­ний. Появление городов. Принципы выбора места для основания города: безопасность, близость к источникам пресной воды, необходимые запасы строительных материалов (камень, глина, древесина и т.п.), возможность торговли и др. Города-государства. Изменение естественной (природной) среды в городе. Рост городов за счет прилегающих к нему природных тер­риторий.

Влияние города на образ жизни, харак­тер, настроение, культурный уровень его жителей. Проекты городов будуще­го. Правила безопасного поведения в городе.


Тема 7. По странам и континентам. – 5 часов


Общее представление о многообразии стран и народов нашей планеты. Страны, с которыми граничит Россия. Страны ближнего и дальнего зарубежья. Знакомство с некоторыми странами, наиболее контрастными по своим при­родно-климатическим и культурным особенностям. Норвегия. Расположе­ние на карте. Столица Норвегии — го­род Осло. Главные достопримечатель­ности. Страницы истории, культурные связи с Россией.

Греция. Расположение на карте. Сто­лица Греции — город Афины. Главные достопримечательности. Общие стра­ницы истории, культурные связи с Рос­сией.

Соединенные Штаты Америки (США). Столица США — город Вашингтон. Главные достопримечательности.

Тема 8. Человек пре­одолевает расстояния. – 6 часов


Общественный транспорт. Городской и сельский транспорт. Наземный, воз­душный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.

Средства связи: почта, телефон, теле­граф.

Средства массовой информации: ра­дио, телевидение, пресса, Интернет.


Учебные часы распределены следующим образом:

п/п

Название раздела

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

1.

Как устроена наша планета.

12


12

2.

Как взаимо­связаны при­рода и климат.

9

9

3.

Как взаимо­связаны жи­вые организ­мы и среда обитания.

6

6

4.

Разнообразие экосистем.


15


15

5.

Человек в окружающей среде.


8

8

6.

Город и чело­век.


6

6

7.

По странам и континентам.


5

5

8.

Человек пре­одолевает расстояния.

6

6


Итоговый урок

1

1


Итого:

68

68

Количество часов по авторской программе совпадает с количеством часов по рабочей программе.


















































Календарно – тематическое планирование



№ урока

Тема

Дата проведения

План

Факт

Тема 1. Как устроена наша планета. – 12 ч

1.

Путешествие к центру Земли.

05.09


2.

Земная твердь – литосфера.

06.09


3.

Водная оболочка.

12.09


4.

Что такое рельеф.

13.09


5.

Водоемы и водотоки, их разнообразие.

19.09


6.

Воздушная оболочка.

20.09


7.

Живая оболочка Земли – биосфера.

26.09


8.

Самая тонкая оболочка Земли – почва.

27.09


9.

Стороны горизонта. Ориентирование на местности.

03.10


10.

Поверхность Земли – взгляд с высоты.

04.10


11.

Какие бывают карты.

10.10


12.

Как не заблудиться в лесу. Тест № 1 «Как устроена наша планета»

11.10


Тема 2. Как взаимосвязаны природа и климат.– 9 ч

13.

Что такое природная зона.

17.10


14.

Ледяное безмолвие: арктическая пустыня.

18.10


15.

В краю вечной мерзлоты: тундра.

24.10


16.

Тайга.

25.10


17.

Зона смешанных и широколиственных лесов.

31.10


18.

Степные просторы.

01.11


19.

В жарких субтропиках.

07.11


20.

Пустыни и полупустыни.

08.11


21.

Ядовитые растения различных природных зон. Тест № 2 «Как взаимосвязаны природа и климат»

14.11


Тема 3. Как взаимо­связаны жи­вые организ­мы и среда обитания. – 6 ч

22.

Среды жизни на планете.

15.11


23.

Кто и что окружает живой организм.

28.11


24.

Обитатели наземно – воздушной среды.

29.11


25.

Как организмы приспособились к жизни в водной среде.

05.12


26.

Обитатели подземных лабиринтов: как организмы приспособились к жизни в почве.

06.12


27.

Что такое «летающий зоопарк»: обитатели четвертой среды жизни. Тест № 3 «Как взаимо­связаны жи­вые организ­мы и среда обитания»

12.12


Тема 4. Разнообразие экосистем. – 15 ч

28.

Что такое «система».

13.12


29.

От кочки до оболочки: экологические системы.

19.12


30.

Компоненты экосистемы.

20.12


31.

Цепи, сети и пирамиды: кто кого ест.

26.12


32.

Вместе – безопаснее.

27.12


33.

И вместе тесно – и врозь – скучно.

09.01


34.

Как животные обмениваются информацией.

10.01


35.

Самая распространенная экосистема суши: леса.

16.01


36.

Водные экосистемы: изучаем ручей.

Тест № 4 «Разнообразие экосистем»

17.01


37.

Между сушей и водой: экосистемы болот.

23.01


38.

Жизнь без воды: экосистема пустынь.

24.01


39.

Город как экосистема.

30.01


40.

Человек изменяет экосистемы.

31.01


41.

Когда бессильны рога, клыки и быстрые ноги.

06.02


42.

Животные нападают и защищаются.

Тест № 5 «Разнообразие экосистем»

07.02


Тема 5. Человек в окружающей среде. – 8 ч

43.

Может ли человек существовать без природы.

13.02


44.

Мой дом – моя крепость.

14.02


45.

«Что нам стоит дом построить…»

20.02


46.

«А у нас в квартире газ, а у вас?»

Тест № 6 «Человек в окружающей среде»

21.02


47.

О кувшинах, выросших на грядке и не только…

27.02


48.

На плохую одежу плохая надежа.

28.02


49.

Какая обувь самая удобная.

06.03


50.

Экономика домашнего хозяйства.

Тест № 7 «Человек в окружающей среде»

07.03


Тема 6. Город и чело­век. – 6 ч

51.

Дом тянется к дому – получается город.

13.03


52.

Как «растет» город.

14.03


53.

Как «живет» город.

20.03


54.

Как город влияет на человека.

21.03


55.

Будущее города – город будущего.

27.03


56.

Самые чистые города мира.

Тест № 8 «Город и человек»

28.03


Тема 7. По странам и континентам. – 5ч

57.

Сколько стран на нашей планете.

03.04


58.

Наши ближайшие соседи: с кем граничит Россия.

04.04


59.

Норвегия – страна фьордов и …троллей.

17.04


60.

Греция: наследники Древней Эллады.

24.04


61.

Путешествие через океан: Соединенные Штаты Америки.

Тест № 9 «По странам и континентам»

25.04


Тема 8. Человек пре­одолевает расстояния. – 6 ч

62.

Зачем нужен транспорт.

08.05


63.

Транспорт в городе.

15.05


64.

О чем говорят дорожные знаки.

16.05


65.

Воздушный транспорт.

17.05


66.

Человек покоряет воздушные просторы.

23.05


67.

Средства связи и информации.

Тест № 10 «Человек пре­одолевает расстояния»

24.05


68

Итоговый урок.

30.05







Приложение.


Тесты

Цель проведения тестов: отработка практических навыков обучающихся по подготовке к итоговой аттестации и контроль знаний.

Оценивание проводится по балльной системе. Каждый тест включает в себя 8 вопросов и 4 варианта ответов, где только один - правильный. Максимальное количество баллов за отдельный тест – 8 баллов, за все десять тестов – 80 баллов. Можно проводить тестирование после изучения каждого раздела, либо использовать тесты как итоговый контроль знаний. Выбор остаётся за учителем.

За каждый тест: За все тесты:

4 – 5 б. – отметка «3» 50 - 64 б. – отметка «3»

6 – 7 б. - отметка «4» 65 - 74 б. – отметка «4»

8 б. - отметка «5» 75 - 80 б. – отметка «5»


Тест № 1

«Как устроена наша планета»


1. Укажи, кто из древнегреческих учёных первым доказал, что наша планета имеет форму шара?

1) Аристотель 3) Пифагор

2) Геродот 4) Киренский

2. Отметь, на основе чего древнегреческий учёный сделал вывод о том, наша планета имеет форму шара?

1) наблюдений за собой 3) наблюдений за тенью

2) наблюдений за солнцем 4) наблюдений за ленью

3. Вспомни, центр нашей Земли (внутренний слой планеты) – это

1) орех 3) мантия

2) ядро 4) начинка

4. Каменная оболочка Земли называется …

1) биосферой 3) атмосферой

2) гидросферой 4) литосферой

5. Водная оболочка Земли называется …

1) биосферой 3) атмосферой

2) гидросферой 4) литосферой

6. Воздушная оболочка Земли называется …

1) биосферой 3) атмосферой

2) гидросферой 4) литосферой

7. «Живая» оболочка Земли называется …

1) биосферой 3) атмосферой

2) гидросферой 4) литосферой

8. Укажи, сколько основных сторон у горизонта?

1) три 3) восемь

2) четыре 4) шесть


Тест № 2

«Как взаимосвязаны природа и климат»


1. Продолжи высказывание. Участок земного пространства с одинаковыми условиями называется …

1) сплошная зона 3) историческая зона

2) красивая зона 4) природная зона

2. Охарактеризуй лето Арктики.

1) длинное и жаркое 3) длинное и тёплое

2) короткое и холодное 4) короткое и тёплое

3. Определи, какое животное не относится к животным тундры?

1) северный олень 3) белка - летяга

2) лемминг 4) заяц - беляк

4. Укажи, как называется зона, где находятся бескрайние густые леса.

1) тайга 3) тундра

2) дебри 4) валежник

5. Зона смешанных и широколиственных лесов находится …

1) в Африке 3) в средней полосе России

2) на Крайнем Севере 4) в Азии

6. Охарактеризуй почву в степи.

1) народная 3) свободная

2) суглинистая 4) плодородная

7. Самая маленькая по площади природная зона России – это…

1) Арктика 3) пустыня

2) субтропики 4) тундра

8. Вспомни, какое животное называют «кораблём пустыни»?

1) осла 3) песчанку

2) тушканчика 4) верблюда


Тест № 3

«Как взаимосвязаны живые организмы и среда обитания»

1. Дополни предложение. Среду обитания живого организма составляет…


1) всё, что его окружает 3) неживая природа

2) живая природа 4) всё, что сделано руками человека

2. Подумай, что приводит к сокращению численности некоторых животных.

1)посадка деревьев 3) поедание хищниками

2)смена времён года 4) незаконная вырубка леса

3. Выбери неверный ответ. К обитателям наземно-воздушной среды относятся …

1) растения 3) хищники

2) рыбы 4) птицы

4. Вспомни, какое животное не относится к животным – «планеристам».

1) белка-летяга 3) ящерица летучий дракон

2) яванская лягушка 4) жаба – Ага

5. Отметь неверный ответ. Многие водные животные активно передвигаются …

1) с помощью ресничек 3) с помощью жгутиков

2) нитей паутины 4) реактивным способом

6. Найди «лишнее» животное.

1) крот 3) дождевой червь

2) многоножка 4) мышь

7. Укажи неверный вариант ответа. Организмы-паразиты, живущие внутри хозяина, приспособились к необычному образу жизни следующим образом …

1) у них нет конечностей 3) отсутствуют органы чувств

2) нет ротовой полости 4) имеются органы для прикрепления

к телу хозяина (присоски, крючочки и т.п.)

8. Вспомни, какой медведь ведёт полуводный образ жизни.

1) грызли 3) белый

2) бурый 4) гималайский



Тест № 4

«Разнообразие экосистем»


1. Выбери правильный ответ. Все организмы – растения, животные, грибы, бактерии – это …

1) неживые системы 3) живые системы

2) механические системы 4) системы организма

2. Вставь пропущенное слово. Различные живые организмы и окружающая их неживая природа – это составные части …

1) организации 3) группы

2) коллектива 4) экосистемы

3. Определи, на какие группы делятся экосистемы по способу образования.

1) природные и водные 3) большие и маленькие

2) естественные и искусственные 4) плохие и хорошие

4. Определи, на какие группы делятся компоненты экосистем.

1) живые и неживые 3) кислые и сладкие

2) тёплые и холодные 4) искусственные и натуральные

5. Живые организмы, объединённые пищевыми взаимоотношениями, образуют цепочки. Укажи, как они называются.

1) дружные 3) пищевые

2) хищные 4) смешанные

6. Подумай, зачем пингвины собираются плотной группой – колонией.

1) вместе веселее 3) чтобы не упасть

2) прячут птенцов 4) чтобы питаться

7. Укажи неверный вариант ответа. Животные передают информацию друг другу при помощи…

1) речи 3) окраски

2) звуковых сигналов 4) запахов

8. Укажи верхний ярус леса.

1) травы 3) кустарники

2) мхи 4) деревья


Тест № 5

«Разнообразие экосистем»


1. Укажи неверный вариант ответа. Болота бывают …

1) верховые 3) запасливые

2) низинные 4) переходные

2. Выбери правильный ответ. Болота – это:

1) наземные экосистемы 3) водные экосистемы

2) воздушные экосистемы 4) переходные экосистемы

3. Подумай, что способствует сохранению предметов, попавших в болото.

1) густая масса 3) непроходимость

2) недостаток кислорода 4) наличие «нечисти»

4. Отметь, как называется небольшой участок земли в пустыне, где подземные воды подходят близко к поверхности почвы, и есть условия для растительности.

1) оазис 3) мираж

2) пруд 4) озеро

5. Выбери правильный ответ. В горбе верблюда хранятся запасы…

1) мышц и пищи 3) воды и пищи

2) жира и воды 4) сала и мышц

6. Подумай, как называется список вымерших видов растений и животных нашей планеты.

1) «Зелёная книга» 3) «Красная книга»

2) «Красный список» 4) «Чёрный список»

7. Подумай, почему моржи стали редкими.

1) не хватает пищи 3) в Арктике холодно

2) уничтожили люди 4) их съели хищники

8. Укажи главную причину сокращения численности многих видов животных и растений.

1) разрушение природных экосистем 3) сбор лекарственных трав

2) приручение животных 4) вырубка леса


Тест № 6

«Человек в окружающей среде»


1. Выбери неверный ответ. К материальным потребностям человека относится:

1) одежда 3) общение с природой

2) пища 4) книги

2. Выбери неверный ответ. Общение с природой делает нас …

1) добрее 3) отзывчивее

2) здоровее 4) злее

3. Укажи, какой вид жилища не относится к людям.

1) вигвам 3) иглу

2) нора 4) чум

4. Подумай, что люди сделали для того, чтобы на ограниченном участке земли построить больше квартир.

1) увеличили этажность дома 3) уменьшили площадь квартир

2) уменьшили рождаемость 4) объединились в группы

5. Обозначь причину расточительного отношения людей к воде.

1) доступность воды 3) безнадёжность положения

2) чистоплотность людей 4) непригодность воды

6. Отметь, благодаря чему работают различные приборы (настольная лампа, утюг, телевизор и т.п.)

1) солнцу 3) энергии человека

2) огню 4) электроэнергии

7. Где вырабатывается электроэнергия, поступающая в наши дома.

1) в воде 3) на ветру

2) на электростанциях 4) в водопадах

8. Подумай, экономя воду и электроэнергию, мы помогаем …

1) маме 3) сохранить нашу планету

2) своему здоровью 4) соседям


Тест № 7

«Человек в окружающей среде»


1. Укажи, как раньше назывались предметы домашнего обихода.

1) изделия 3) творения

2) утварь 4) сосуды

2. Выбери неправильный ответ. Из чего изготавливалась посуда.

1) из глины 3) из керамики

2) из плодов деревьев 4) из пластилина

3. Отметь, что являлось обязательной частью одежды у русских земледельцев (у мужчин и женщин).

1) пояс 3) косынка

2) сапоги 4) фартук

4. Вспомни, какой цвет одежды был праздничным у славян.

1) белый 3) зелёный

2) красный 4) синий

5. Назови наиболее распространённую обувь на Руси.

1) кеды 3) лапти

2) сапоги 4) тапки

6. Укажи, какая обувь в наибольшей степени соответствует гигиеническим требованиям.

1) из дерева 3) из резины

2) из пластика 4) из кожи

7. Какую обувь лучше использовать для занятий физкультурой.

1) кеды 3) туфли

2) сандалии 4) мокасины

8. Выбери правильный ответ. Из чего складывается бюджет семьи.

1) из приходов и уходов 3) из доходов и расходов

2) из продуктов и мебели 4) из оплаты и зарплаты


Тест № 8

«Город и человек»


1. Укажи, как жили первые люди на Земле.

1) строили города 3) летали в космос

2) работали на компьютерах 4) кочевали

2. Как называется город, в котором находится правительство государства.

1) граница 3) столица

2) Кремль 4) город - герой

3. Определи, что общего у города с живым существом.

1) растёт 3) вьётся

2) дышит 4) колышется на ветру

4. Выбери неправильный ответ. Существуют такие города, как …

1) город - государство 3) город - герой

2) город - мираж 4) город - гигант

5. Обозначь, как называют людей, которые живут в городе.

1) городчане 3) городничие

2) горожане 4) городовые

6. Выбери неверный ответ. От того, в каком городе мы живём, зависит…

1) образ жизни 3) характер

2) здоровье 4) естественные нужды

7. Что не является положительным фактором для людей, живущих в твоём городе.

1) кругом лес 3) много автомашин

2) малочисленность 4) нет рядом заводов

8. Обозначь, что ты можешь сделать для своего города, чтобы он стал чище.

1) посадить деревья

2) уменьшить количество машин

3) построить фильтры для очистки воздуха

4) почистить все улицы от мусора


Тест № 9

«По странам и континентам»


1. Обозначь, сколько в настоящее время в мире стран.

1) около 400 3) около 50

2) около 200 4) больше 700

2. Подумай, на каком материке расположено больше всего стран.

1) Америка 3) Австралия

2) Африка 4) Евразия

3. На каком материке нет ни одной страны.

1) Америка 3) Антарктида

2) Африка 4) Евразия

4. Вспомни, на каком материке находится наша страна.

1) Австралия 3) Америка

2) Евразия 4) Африка

5. Кто является Главой Российской Федерации в настоящее время.

1) царь 3) президент

2) граф 4) король

6. Укажи название самой большой по площади страны в мире.

1) США 3) Канада

2) Россия 4) Китай

7. Укажи название самой маленькой по площади страны в мире.

1) Ватикан 3) Канада

2) Индия 4) Чили

8. Определи, флаг какой страны здесь отсутствует.

1) США 3) Норвегии

2) Казахстана 4) Греции


Тест № 10

«Человек преодолевает расстояния»


1. Укажи, какой вид транспорта не существует.

1) наземный 3) воздушный

2) подземный 4) полевой

2. Вспомни, что в качестве транспортного средства использовал Емеля, герой русской народной сказки «По щучьему велению».

1) печь 3) велосипед

2) корыто 4) сани

3. С чего началась история наземного транспорта.

1) с быков 3) с автомобиля

2) с изобретения колеса 4) с паровой машины

4. Выбери правильный ответ. От чего получал энергию первый в мире автомобиль.

1) от воздуха 3) от пара

2) от керосина 4) от бензина

5. Укажи, что с французского означает слово «шофёр».

1) «рулевой» 3) «ездок»

2) «кочегар» 4) «управляющий»

6. Определи, в какой стране был разработан в конце XIX (19) века первый автомобиль, работающий от бензинового двигателя.

1) в Германии 3) в Дании

2) в Румынии 4) во Франции

7. Укажи, какой вид транспорта в твоём городе является основным.

1) водный 3) наземный

2) воздушный 4) подземный

8. Продолжи высказывание. Первыми аппаратами, поднявшими человека в воздух, были …

1) аэроплан с бензиновым двигателем 3) самолёт «Русский витязь»

2) вертолёт 4) воздушные шары и аэростаты





Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков

обучающихся по окружающему миру

Особенности организации контроля

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа–полилог( групповое общение), в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком - схемой. 
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно -научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

- неточности при нахождении объекта на карте.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.



























Список используемой литературы.


Рабочая программа ориентирована на использование следующих информационных и электронных ресурсов:


1. Программа курса к учебникам В.А. Самковой, Н.И. Романовой «Окружающий мир» 1 — 4 классы - М.: ООО» Русское слово- учебник», 2013 (ФГОС. Начальная инновационная школа).

2. Рабочая программа к учебникам Самковой ВА, Романовой НИ «Окружающий мир». -М.: ООО»Русское слово- учебник», 2013 (ФГОС. Начальная инновационная школа).

3. Методические рекомендации к учебнику Самковой ВА., Романовой НИ «Окружающий мир». - М.: ООО» Русское слово- учебник», 2013 (ФГОС. Начальная инновационная школа).

4. Окружающий мир: учебник для 3 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. / В.А.Самкова, Н.И.Романова. – 2 – е изд.- М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013 (ФГОС. Начальная инновационная школа).

5. Основная образовательная программа начального общего образования для общеобразовательных учреждений, работающих по системе «Начальная инновационная школа» / авт. – сост Н.Е.Скрипова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – (ФГОС. Начальная инновационная школа)

6. Рабочая тетрадь к учебнику В.А.Самковой, Н.И.Романовой «Окружающий мир» для 3 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. / В.А.Самкова, Н.И.Романова, Д.Д.Назаренко. - 4 - е изд. - М.: ООО «Русское слово- учебник», 2016 (Начальная инновационная школа).

7. Энциклопедия «Кругосвет» http://www.krugosvet.ru.

8. Жизнь растений http://plant.geoman.ru.

9. Мир животных http://animal.geoman.ru.

10. Редкие и исчезающие животные России http://www.nature.ok.ru.

11. FlorAnimal: портал о растениях и животных http://www.floranimal.ru.

12. BioDat: информационно-аналитический сайт о природе России и экологии http://www.biodat.ru.

13. Планета Земля http://www.rgo.ru.

14. Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город» http://www.mojgorod.ru