СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа для 2 класса (Школа России), где есть календарное и тематическое планирование.
Ростовская область Неклиновский район х. Новолакедемоновка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ново-Лакедемоновская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Ново- Лакедемоновской СОШ
Приказ от_____________№______
Подпись руководителя
__________В.С. Максименко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Окружающему миру
Уровень общего образования (класс)
Начальное общее, 4 класс
Количество часов___66_________
Учитель Капелька Светлана Владимировна
Программа разработана на основе:
Плешаков А. А. Окружающий мир: Рабочие программы. 1- 4 классы - М.: Просвещение, 2011
Программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:
Плешаков А. А. Окружающий мир: учебники для 1 - 4 классов: в 2 частях – М.: Просвещение, 2015
Плешаков А. А. Рабочие тетради «Окружающий мир» для 1 - 4 классов в 2 частях - М.: Просвещение, 2016
Плешаков А. А. Тесты «Окружающий мир» для 1 - 4 классов - М.: Просвещение, 2016
Плешаков А. А. Окружающий мир: Рабочие программы. 1- 4 классы - М.: Просвещение, 2011
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» во 2 классе.
Раздел «Человек и природа».
Второклассник научится:
различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; дикорастущие и культурные растения; деревья, кустарники, травы; диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы, объекты природы и предметы, созданные человеком, на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», атлас карт) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карта, план, муляжи) для объяснения явлений или выявления свойств объектов, изучения основных форм земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоёмов; части реки;
использовать приборы (компас) для определения основных сторон горизонта;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Второклассник получит возможность научиться:
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
Раздел «Человек и общество».
Второклассник научится:
различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы, Санкт-Петербурга, родного края и некоторых других городов России; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, Санкт-Петербург, свой регион и его главный город, некоторые другие города России, страны мира;
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях;
осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.
Тематическое планирование составлено в соответствии с первым (исходным) вариантом Примерной программы начального общего образования, разработанной на основе Концепции стандарта второго поколения.
Базовый вариант тематического планирования не только обеспечивает достаточную для продолжения образования предметную подготовку, но и расширяет представления обучающихся об отношениях и закономерностях окружающего мира.
Основное содержание раскрывается через конкретные разделы:
№ | Название раздела | Элементы содержания | Экскурсии | Практические работы |
1 | Где мы живём - 2ч. | Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна — Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. |
|
|
2 | Природа – 21 ч. | Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях (по усмотрению учителя). Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе (осенние явления). Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны. | Наблюдение осенних изменений в природе.
| 1.Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. 2.Знакомство с горными породами и минералами. 3.Распознавание деревьев, кустарников и трав. 3.Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. 4.Отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка.
|
3 | Жизнь города и села – 11 ч. | Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах (например, от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. по усмотрению учителя). Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе). Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя). .Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя). Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. | 1.Наблюдение зимних явлений в природе. 2.Знакомство с достопримечательностями родного города (села).
|
|
4 | Здоровье и безопасность – 10 ч. | Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение. Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог и др.). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Правила экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе и др. (по усмотрению учителя). |
| Отработка правил перехода улицы.
|
5 | Общение – 5ч. | Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте и т. д.). |
| Отработка основных правил этикета.
|
6 | Путешествие - 18ч. | Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и друтие достопримечательсти. Знакомство с другими городами нашей страны (по выбору учителя и учащихся). Карта мира. Материки и океаны. Страны и народы мира. Земля — общий дом всех людей. | 1. Наблюдение весенних изменений в природе. 2. Знакомство с достопримечате-льностями своего города (села). 3. Ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края. | 1.Определение сторон горизонта по компасу. 2.Освоение основных приемов чтения карты.
|
7 | Заключение – 1ч. | Что мы узнали и чему научились за год.
|
|
|
Календарно-тематическое планирование, 2 кл ( ч.)
№ Дата
| Тема урока | Проблема | Элементы содержания | Требования | Характеристика деятельности | Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные | |
Где мы живём ( 3 ч.) | |||||||
№1. 02.09
| Твой адрес в мире. (урок-путешествие) К (ч.1):стр. 6-9 Т № 1: стр.3-4 | Где я живу?
| Название нашей планеты. планеты – Земля. Россия – многонациональное государство. Знакомство с государственной символикой (герб, гимн, флаг). Карта, глобус | Узнает: - название нашей планеты; - родной страны и ее столицы; - региона, где живут учащиеся. - называть свой адрес в мире: (планета Земля, страна Россия, область, город, улица, дом, квартира); - давать устное описание объектов окружающего мира. | Познакомиться с особенностями Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага, узнавание российского флага среди флагов других стран). Работать с текстом и иллюстрациями учебника: находить нужную информацию и иллюстрации. Работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее государственные границы. | Л: адекватная мотивация учебной деятельности Р: знать основные правила в окружающей среде. П: использовать общие приёмы решения задач К: ставить вопросы, обращаться за помощью
| |
№2. 07.09 | Родная страна. Семья народов России. Город и село. Проект « Родной город» К: стр. 10-13 | Что я хочу знать о своей стране? | Россия – многонациональное государство. Знакомство с государственной символикой (герб, гимн, флаг). Карта, глобус | Узнает: - о достопримечатель-ностях Ивантеевки; - о знаменитых людях города; - о возникновении города; Научится: -объяснять характерные особенности города; собирать информацию, касающуюся истории города. | Познакомиться с особенностями Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага, узнавание российского флага среди флагов других стран). Показывать на глобусе и карте территорию России, её границы. | Л: адекватная мотивация учебной деятельности Р: знать основные правила в окружающей среде. П: использовать общие приёмы решения задач К: ставить вопросы, обращаться за помощью
| |
| | | |
|
|
| |
№3. 09.09 | Природа и рукотворный мир. (урок-игра) К: стр. 14-17 Т: стр. 5-6 | Что меня окружает? | Объекты живой и неживой природы: люди, животные, здания, машины и т.д. Отличие объектов природы от созданных человеком. | Узнает: что нас окружает; предметы живой и неживой природы. понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. | Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства. Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности. Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. | Л: экологическая культура: ценностное отношение к природному миру; готовностьследовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения. Р: применять установленные правила в планировании способа решения. П: использовать общие приёмы решения задач. К: ставить вопросы, обращаться за помощью | |
| |||||||
.
| |||||||
Природа ( 21 ч.) | |||||||
№4 14.09. | Неживая и живая природа. (открытие новых знаний) К: стр.20-23 Т: стр. 7-8 | Какие объекты относятся к живой природе? Какие к неживой? | Солнце, воздух, вода, растения, животные – окружающая нас природа. Первоначальные представления о живой и неживой природе. Явления природы | Узнает: - названия времён года; - основные свойства воздуха и воды; -общие условия, необходимые для жизни растений и животных. - различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы. | | Л: Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. Р: уметь действовать по плану. П: умение распознавать объекты, выделяя существенные признаки. К: умение работать в парах, обучение сотрудничеству
| |
№5. 16.09 | Явления природы. (групповая работа) К: стр. 24-25 Т: стр. 9-10 | Какие явления природы относятся к сезонным? | Природные явления. Сезонные изменения в природе. | Узнает: - понятие «явления природы»; - основные свойства воздуха и воды. - различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы; - определять признаки сезонных изменений в природе; | Составлять рассказы о природе по иллюстрациям учебника и наблюдениям. Пересказывать и понимать тексты о природе. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. | Л: мотивация учебной деятельности. Р: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения. П: рефлексия способов и условий действий. К: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | |
№6 21.09. | Как измеряют температуру? Практическая работа №1. (урок- практикум) К: стр. 26-27 Т: стр. 11 | Для чего мне нужен термометр? | Знакомство с различными видами термометров. Правила пользования ими. Уметь измерять и записывать температуру. Опыты с природными объектами, простейшие измерения температуры воздуха и воды. Осадки. | Узнает: - понятие «температура»; - правила измерения температуры; - названия времён года. Научится: - определять температуру воздуха, воды и тела человека; | Проводить измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Наблюдать за изменением температуры при изменении условий. Описывать проводимые измерения. | Л: мотивация учебной деятельности, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. Р: составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для регуляции своих действий, П: использовать общие приёмы решения задач, использовать знаково-символические средства. К: ставить вопросы, обращаться за помощью. | |
№7 23.09. | Что такое погода? (урок-исследование) К: стр. 28-31 Т: стр. 12 | Какая бывает погода? Как предсказывают погоду? | Что такое окружающий мир. Как человек познаёт общество, природу и самого себя. Погода, пасмурно, ясно, переменная облачность | Узнает: - понятие «погода»; - названия времён года; - названия осенних месяцев; - основные свойства воздуха и воды. - отмечать погоду в дневнике наблюдений; - определять признаки сезонных изменений в природе; - определять температуру воздуха, | Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. | Л: Мотивация учебной деятельности. Р: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения
| |
№8. 28.09 | В гости к осени. (урок-экскурсия № 1) | Почему осенью холодает? | Особенности времён года (на основе наблюдений). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов живой и неживой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Характерные признаки осени в неживой природе. Осень, осадки, дожди, слякоть. | Узнает: -правила поведения на экскурсии. Научится: - устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; - выполнять правила поведения в природе. | Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. | Л: внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. Р: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки Навыки сотрудничества в разных ситуациях. П: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера К:. ставить вопросы, обращаться за помощью
| |
№9. 30.09 | В гости к осени. (групповая работа) К: стр. 32-37 Т: стр. 13-14 | Почему птицы осенью улетают? | Особенности времён года (на основе наблюдений). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов живой и неживой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Характерные признаки осени в неживой природе. | Узнает: - признаки осени; - названия осенних месяцев; - основные свойства воздуха и воды. Научится: устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе | Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. | Л: внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. Р: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей , родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок, П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К: использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы, обращаться за помощью. Рефлексия способов и условий действий. | |
№10 05.10. | Звёздное небо. ( работа с атласом-определителем) К: стр. 38-41 Т: стр. 15 | Что можно увидеть на небе? Что такое Зодиак? | Земля – планета. Звёзды, Созвездия, Вселенная, Орион, Кассиопея, Лебедь, Знаки Зодиака. | Узнает: - понятия «звездное небо»; «созвездие». Научится: - работать с картой звездного неба; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для обогащения жизненно го опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о нашей планете. | Характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли. Работать с готовыми моделями, картой звёздного неба. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждать полученные сведения. | Л: ценностное отношение к природному миру, мотивация учебной деятельности. Р: преобразовать практическую задачу в познавательную. П: ставить и формулировать проблемы. К: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | |
№11. 07.10 | Заглянем в кладовые земли. Практическая работа №2. (урок-практикум) К: стр. 42-45 Т: стр. 16 | Что полезного можно найти в земле? | Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов живой и неживой природы, отличие от изделий). Понимание связи живой и неживой природы. Горные породы, минералы, состав гранита. | Узнает: - понятия «горная порода» и «минералы»; - названия и отличия горных пород от минералов (3 минерала); - состав гранита. Научится: у человеком, объекты живой и неживой природы. | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых. Различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности). | Л: ценностное отношение к природному миру. Р: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи. П: использовать общие приёмы решения задач. К: ставить вопросы. | |
№12. 12.10 | Про воздух. Опыт №1. (урок-открытие новых знаний) К: стр. 46-49 Т: стр. 17 | Зачем мне нужен воздух? | О чистом воздухе и его необходимости для жизни людей и растений. Загрязнение воздуха отравляющими веществами. | Узнает: -основные свойства воздуха и воды; - общие условия, необходимые для - определять свойства воздуха; - определять признаки сезонных изменений в природе; - определять температуру воздуха. | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха. Характеризовать свойства воздуха. Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние. Измерять температуру воздуха с помощью термометра. | Л: ценностное отношение к природному миру. Р: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи. П: использовать общие приёмы решения задач. К: ставить вопросы. | |
№13. 14.10 | И про воду. Опыт №2. (урок-открытие новых знаний) К: стр. 50-53 | Отчего загрязняется вода? | Твёрдые, жидкие и газообразные вещества. Разные состояния воды. Вода в природе. Охрана воды. | Узнает, где используется вода, как и почему она загрязняется. - называть свойства воды; - роль воды для живой природы; - называть очистительные сооружения. | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды. Измерять температуру воды с помощью термометра. | Л: мотивация учебной деятельности, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. Р: составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для регуляции своих действий, П: использовать общие приёмы решения задач, использовать знаково-символические средства. К: ставить вопросы, обращаться за помощью. | |
№14. 19.10 | Какие бывают растения? Практическая работа №3. (урок-практикум) Т: стр. 19-20 | На какие группы я могу разделить растения? | Растения: разнообразие, части растений, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдение в ближайшем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения. Ярусы леса, отличительные признаки. | Узнает: - чем отличаются друг от друга деревья, кустарники, травы; - лиственные и хвойные деревья; - 2-3 вида растений, занесённых в Научится: - определять растения; - называть дикорастущие и культурные растения родного края (различие). | Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности). Определять части цветкового растения. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности). Выращивать растения в группе (из семян, побегов, листа). | Л: мотивация учебной деятельности, целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы. Р: формировать умение работать в группе. П: развитие первоначального умения практического исследования природных объектов. К: использовать речь для регуляции своего действия | |
№15. 21.10 | Какие бывают животные? (урок-исследование) К: стр. 58-61 Т: стр. 21-22 | Как я могу животных разделить по группам? | Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери, пресмыкающиеся); особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности). Взаимосвязь растений и животных. Дикие, домашние животные | Узнает: - общие условия, необходимые для - особенности внешнего вида животных. | Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Характеризовать диких и домашних животных (на примере своей местности). Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние, дикие животные. Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе. | Л: экологическая культура: ценностное отношение к природному миру. Р: формулировать и удерживать учебную задачу. П: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием учебного предмета К: формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество, строить понятные для партнёра высказывания.
| |
№16 26.10. | Невидимые нити. (урок-наблюдение) К: стр. 62-65 Т: стр. 23-24 | Как связана между собой живая и неживая природа? Что может случиться, если я не буду беречь природу? | Связь между живой и неживой природой. Связи человека с окружающей природой. Экология, экологический баланс, экологические связи. Особенности времён года (на основе наблюде-ний). Правила поведения в природе. | Узнает: -понятие «невидимые нити в природе». Научится: - устанавливать связи между: а) растениями и животными; б) грибами и животными; в) грибами и растениями. | Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения. | Л: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач К: определять общую цель и пути её достижения | |
№17. 28.10 | Дикорастущие и культурные растения. (урок-открытие) К: стр. 66-69 | Зачем мне нужны растения? | Растения: разнообразие, части растений, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдение в ближайшем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения. | Узнает: - дикорастущие и культурные растения. Научится: - делить растения на дикорастущие (деревья, кустарники, травы) и культурные (овощные, плодовые, зерновые, декоративные прядильные); - различать части растений, отображать их на рисунке; - оценивать воздействие человека на природу, выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране. | Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, (на примере своей местности). Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные, дикорастущие растения.
| Л: мотивация учебной деятельности, целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы. Р: формировать умение работать в группе. П: развитие первоначального умения практического исследования природных объектов. К: использовать речь для регуляции своего действия | |
№18. 02.11 | Дикие и домашние животные. (групповая работа) К: стр. 70-73 Т: стр. 26-27 | Кого я могу назвать дикими животными, а кого домашними? | Деление на диких и домашних животных. Особенности жизни, питания, ухода, выращивания детёнышей. | Узнает: - общие условия, необходимые для - особенности внешнего вида животных и растений; -особенности ухода за домашними - меры безопасности при общении с Научится: - раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2-3 примера- меры безопасности при общении с | Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние, дикие животные. | Л: экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения. Р: формулировать и удерживать учебную задачу. П: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием учебного предмета К: формулировать своё мнение и позицию | |
№19. 11.11 | Комнатные растения. Практическая работа №4. (урок-практикум) К: стр. 74-77 Т: стр. 28-29 | Для чего мне нужны растения в моей комнате? Как за ними ухаживать? | Растения: разнообразие, части растений, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдение в ближайшем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения. Герань, кактус, фиалка – комнатные растения. | Узнает: -особенности выращивания комнатных растений. - выполнять практическую работу по уходу и пересадке комнатных растений. | Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности). Выращивать растения в группе (из семян, побегов, листа). | Л: мотивация учебной деятельности, целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы. Р: применять установленные правила в планировании способа решения. П: узнавать , называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием предмета. К: задавать вопросы. Просить о помощи. Формулировать свои затруднения. | |
№20. 16.11 | Животные живого уголка. (урок-проект) К: стр. 78-81 Т: стр. 30-31 | Зачем в живом уголке заводят рыбок, птичек, хомячков? | Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности). Взаимосвязь растений и животных. Живой уголок: кошка, собака. | Узнает: - представителей живого уголка; - правила ухода за животными живо- Научится: - правильно ухаживать за животными живого уголка | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения.
| Л: экологическая культура: ценностное отношение к природному миру. Р: формулировать и удерживать учебную задачу. П: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием учебного предмета К: формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество, строить понятные для партнёра высказывания.
| |
№21. 18.11 | Про кошек и собак. Практическая работа №5. (урок-практикум) К: стр. 82-85 Т: стр. 32 | Как я ухаживаю за кошкой и собакой? | Ответственность за животных, бережное отношение к ним. Наиболее распространённые породы кошек и собак. Отработка приёмов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка. | Узнает: - породы кошек и собак; - правила ухода за животными живого уголка. Научится: - называть редкие породы кошек и -характеризовать условия жизни | Рассказывать правила ухода за животными живого уголка. Характеризовать условия жизни
| Л: ценностное отношение к природному миру. Мотивация учебной деятельности. Р: формулировать и удерживать учебную задачу. П: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием учебного предмета К: формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество, строить понятные для партнёра высказывания.
| |
№22. 23.11 | Красная книга. (урок-проект) К: стр.86-89, 94-95 Т: стр. 33-34 | Что такое Красная книга? | Правила поведения в природе. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Красная книга, редкие растения и животные. | Узнает: - историю создания Красной книги; - 2-3 вида растений и животных, занесённых в Красную книгу. выполнять правила поведения в | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных, занесённых в Красную книгу. Обсуждать в группах и составлять рассказ об экскурсии в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края). | Л: ценностное отношение к природному миру. Р: формулировать и удерживать учебную задачу. П: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием учебного предмета К: формулировать своё мнение и позицию | |
№23 25.11 | Будь природе другом! (урок-конференция) Проект « Красная книга, или возьмём под защиту». К: стр.90-92 Т: стр. 34-35 | Чего я не должен делать , чтобы сохранить природу? | Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. | Узнает: -2-3 вида растений и животных, занесённых в Красную книгу. - объяснять экологические знаки; - выполнять правила поведения в | Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. | Л: ценностное отношение к природному миру. Р: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи. П: использовать общие приёмы решения задач. К: ставить вопросы. | |
№24. 30.11 | Город и село. (урок –экскурсия №2) К: стр.98-103 Т: стр. 36 | Что я знаю о своём городе? | Родной город (село, деревня, посёлок), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности. | Узнает: - понятия «город» и «село»; - названия строительных машин; - примеры различных видов транспорта; - составные части экономики; - названия товаров; - понятия: «торговля», «гастроном», «культурное учреждение», «образовательное учреждение». - первоначальным представлениям о жизни города и села, об отдельных производственных процессах. | Проводить наблюдения в группах во время экскурсии по своему району или городу (путь домой). Называть основные достопримечательности своего города (села). Описывать жизни города и села, отдельные производственные процессы. | Л: экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения. Р: применять установленные правила в планировании способа решения. П: использовать общие приёмы решения задач. К: ставить вопросы, обращаться за помощью, строить понятные для партнёра высказывания. | |
Жизнь города и села ( 10 ч.) | |||||||
№25. 02.12 | Что такое экономика? (урок-открытие новых знаний) К: стр.104-107 Т: стр. 37-38 | Для чего все люди трудятся? | Человек – член общества. Составные части экономики. Деньги. Современные деньги разных стран. Экономика, промышленность, сельское хозяйство. Строительство, транспорт, торговля. | Узнает: - понятие «экономика»; - названия строительных машин; - примеры различных видов транс- - составные части экономики; - названия товаров. Научится: - первоначальные представления об экономике города и села, об отдельных производственных процессах. | Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей. Характеризовать составные части экономики Оценивать реальные и игровые ситуации общения. Анализировать ситуации использования различных денежных единиц. | Л: мотивация учебной деятельности. Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач К: определять общую цель и пути её достижения | |
№26. 07.12 | Из чего что сделано. (урок-исследование) К: стр. 108-111 Т: стр. 39-40 | Что такое рукотворный мир? | Это всё из глины. Как рождается книга? Как делают шерстяные вещи? Чудеса из глины. Как дерево стало бумагой. Глина, карьер, керамические изделия. | Узнает: — материалы и объекты труда; - составные части экономики; - названия товаров; - названия профессий. Научится: - определять материалы, из которых изготовлены товары. | Анализировать материалы и продукты труда. Классифицировать и группировать материалы и товары, которые из них сделаны. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждать полученные сведения. | Л: экологическая культура: ценностное отношение к природному миру. Р: сличать способ действия. П: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. К: формулировать свои затруднения, формулировать свою собственную позицию. | |
№27. 09.12 | Как построить новый дом. (урок-наблюдение) К: стр. 112-115 Т: стр. 41 | Что мне нужно знать и уметь, чтобы построить дом? | Этапы строительства дома. Названия профессий и строительных машин. Строительство в городе и селе. Рабочие, коммуникации. | Узнает: — материалы и объекты труда; - составные части экономики; - названия товаров; - названия профессий. Научится: - определять материалы, из которых изготовлены товары. | Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время строительства. Называть строительные профессии и характеризовать деятельность людей. | Л: ценностное отношение к природному миру. Р: знать основные правила в окружающей среде. П: использовать общие приёмы решения задач. К: ставить вопросы, обращаться за помощью, оказывать помощь и сотрудничество. | |
№28. 14.12 | Какой бывает транспорт. (урок-игра) К: стр. 116-119 Т: стр. 42-45 | Зачем нужны машины, поезда, самолёты, корабли? | Человек – член общества. Понятие «транспорт». Виды транспорта: наземный, подземный, пассажирский, воздушный, водный, грузовой, специальный, личный, общественный. Как человек научился плавать и летать. | Узнает: - понятие «транспорт»; - виды транспорта. Научится: - приводить примеры различных видов транспорта | Приводить примеры различных видов транспорта. Характеризовать и описывать их деятельность.
| Л: задавать вопросы, мотивация учебной деятельности. Р: сличать способ действия. П: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. К: формулировать свои затруднения, формулировать свою собственную позицию.
| |
№29. 16.12 | За покупками. (урок-игра) К: стр. 120-123 Т: стр. 45-47 | Что мне надо купить в магазине? | Классификация и названия товаров. Характеристика процесса «купли-продажи». Магазин, продавец, товар, покупатель, спрос, цена, предложение. | Узнает: - понятие «торговля», «товар»; Научится: - характеризовать процесс «купли-продажи». | Моделировать ситуации, описывающие процесс «купли-продажи». | Л: задавать вопросы, мотивация учебной деятельности. Р: применять установленные правила П: использовать общие приёмы задач К: ставить вопросы, обращаться за помощью, оказывать помощь и сотрудничество | |
№30. 21.12 | Культура и образование. (учебная игра) К: стр. 124-127 Т: стр. 48-49 | Где мне надо учиться, чтобы быть образованным? | Понятие о культурных и образовательных учреждениях. Названия профессий в сфере культуры и образования. Цирк, театр, кружки- культура. Образование- д/с, школа, колледж, институт. | Узнает: - понятия «культура», «образование», «культурное учреждение», - названия профессий. Научится: - называть профессии в сфере | Участвовать в учебной игре, связанной со знакомством с профессиями в сфере культуры и образования. Готовить рассказы о профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями. Приводить примеры профессий в сфере культуры и образования. | Л: мотивация учебной деятельности. Начальные навыки адаптации в динамично-изменяющемся мире. Р: составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для регуляции своих действий, П: использовать общие приёмы решения задач, использовать знаково-символические средства. К: ставить вопросы, обращаться за помощью | |
№31. 23.12 | Все профессии важны. (урок-праздник) К: стр. 128-133 Т: стр. 49-50 | Кем я буду, когда вырасту? | Названия профессий. Особенности труда людей родного края. Важность и значимость каждой профессии. | Научится: - названия профессий. Уметь: - называть профессии людей родного края. | Участвовать в учебной игре, связанной со знакомством с профессиями родного края. Готовить рассказы о профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями. Приводить примеры профессий жителей родного города (села). | Л: мотивация учебной деятельности. Р: применять установленные правила П: использовать общие приёмы задач К: ставить вопросы, обращаться за помощью, оказывать помощь и сотрудничество | |
№32. 28.12 | В гости к зиме. (урок-экскурсия №3) К: стр. 134-137 Т: стр. 51-52 | Что меняется в природе с приходом зимы? | Особенности времён года (на основе наблюдений). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов живой и неживой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Характерные признаки зимы в неживой природе. Жизнь птиц зимой. Природные явления. | Узнает: - признаки осени; - названия осенних месяцев; - основные свойства воздуха и воды. Научится: - устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе. | Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. | Л: экологическая культура: ценностное отношение к природному миру. Р: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. Навыки сотрудничества в разных ситуациях. П: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера К:.ставить вопросы, обращаться за помощью
| |
№33. 11.01 | В гости к зиме. (групповая работа) К: стр. 138-139 Т: стр. 52-53 | Как разные животные зимуют? | Характерные признаки зимы в неживой природе. Установление связей между сезонными изменениями в неживой и живой природе. | Узнает: - признаки осени; - названия осенних месяцев; - основные свойства воздуха и воды. Научится: - устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе. | Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года
| Л: экологическая культура: ценностное отношение к природному миру. Р: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки Навыки сотрудничества в разных ситуациях. П: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера К:. ставить вопросы, обращаться за помощью | |
№34. 13.01 | Невидимые нити в зимнем лесу. (урок-рефлексия) К: стр. 138-139 Т: стр. 54 | Как я могу зимой помочь птицам? | Природное сообщество елового леса. Особенности ели и жизни животных, связанных с этим деревом. | Узнает: - понятие «невидимые нити». Научится: - устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе. | Участие младших школьников в природоохранительной деятельности. Оценка своего и чужого поведения в природе. | Л: ценностное отношение к природному миру. Р: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения. П: рефлексия способов и условий действий. К: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | |
Здоровье и безопасность ( 9 ч.) | |||||||
№35. 18.01 | Строение тела человека. (урок-презентация) К(ч. 2) : стр.6-9 Т № 2: стр. 3-5 | Из каких частей состоит моё тело снаружи и внутри? | Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Здоровый образ жизни. Строение человека: внешнее, внутреннее. | Узнает: - основные системы органов человека, их роль в организме; - правила сохранения и укрепления здоровья; - понятие «здоровый образ жизни». Научится: - определять органы человека; - рассказывать о функции основных систем органов строения человека. | Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела. Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. | Л: задавать вопросы, мотивация учебной деятельности. Р: составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для регуляции своих действий, П: использовать общие приёмы решения задач, использовать знаково-символические средства. К: ставить вопросы, обращаться за помощью. | |
№36. 20.01 | Если хочешь быть здоров. (урок-праздник) К: стр. 10-13 Т: стр. 5-7 Поговорим о болезнях. (урок-открытие) К: стр. 14-17 Т: стр. 8-9 | Зачем я мою руки, чищу зубы, соблюдаю режим? Как правильно лечиться ? | Режим дня школьника. Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоёме, при пожаре). Правила организации домашней учебной работы. Спорт, здоровые привычки. | Узнает: - правила сохранения и укрепления здоровья; - понятие «здоровый образ жизни»; - режим дня, режим питания, профилактику болезней. Научится: - выполнять режим дня, режим питания; - вести здоровый образ жизни; -проводить профилактику болезней. | Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях. Измерять температуру тела, вес и рост человека. Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Записывать телефоны экстренной помощи. | Л: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. Р: составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для регуляции своих действий, П: использовать общие приёмы решения задач, использовать знаково-символические средства. К: ставить вопросы, обращаться за помощью. | |
№37. 25.01 | Берегись автомобиля! (урок-игра) К: стр. 18-21 Т: стр. 9-10 | Что означают сигналы светофора? | Правила движения на загородной дороге. Правила поведения в транспорте. Дорожные знаки ПДД. | Узнает: - правила поведения на дороге, в транспорте; дорожные знаки ПДД. Научится: - выполнять правила дорожного движения | Анализировать ситуации во время экскурсии по своему району или городу (безопасное поведение на дороге). Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону. Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом. | Л: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. Р: сличать способ действия. П: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. К: формулировать свои затруднения, формулировать свою собственную позицию | |
№38. 27.01 | Школа пешехода. Практическая работа № 6. (урок-практикум) К: стр. 22-25 Т: стр. 11 | Как правильно вести себя на дороге? | Правила движения на загородной дороге. Правила поведения в транспорте. Дорожные знаки ПДД. | Узнает: - правила поведения на дороге, в транспорте; дорожные знаки ПДД. Научится: - выполнять правила дорожного движения | Анализировать ситуации во время экскурсии по своему району или городу (безопасное поведение на дороге). Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону. Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом. | Л: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Р: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи. П: использовать общие приёмы решения задач. К: ставить вопросы. | |
№39. 01.02 | Домашние опасности. (урок-открытие) К: стр. 26-29 Т: стр. 12-13 | Какие правила безопасности надо соблюдать дома? | Меры безопасности в домашних условиях. Опасности: колкие предметы, режущие, спички и т. д. | Узнает: - правила обращения с электро и газооборудованием, колющими и режущими предметами, лекарствами. - выполнять правила безопасного поведения дома. | Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощь. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества. Осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, в лесу, на дороге, в лифте, подъезде. Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Записывать телефоны экстренной помощи. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону.
| Л: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. Р: знать основные правила в окружающей среде. П: использовать общие приёмы решения задач. К: ставить вопросы, обращаться за помощью, оказывать помощь и сотрудничество.
| |
№40. 03.02 | Пожар. (урок-интервью) К: стр. 30-33 Т: стр. 13-14 | Отчего может возникнуть пожар? | Противопожарная безопасность. Правила поведения в специальной среде: подъезде, лифте, квартире. | Узнает: - правила безопасности, которые надо соблюдать дома; - правила противопожарной безопасности; лесные и водные опасности; - правила поведения в социальной - выполнять правила безопасного поведения дома -правильно вести себя на природе: в лесу, у водоёма. | Л: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Р: знать основные правила в окружающей среде. П: использовать общие приёмы решения задач. К: ставить вопросы, обращаться за помощью, оказывать помощь и сотрудничество.
| ||
№41. 08.02 | Опасности на воде и в лесу. (урок-открытие новых знаний) К: стр. 34-37 Т: стр. 15-20 | Какие опасности ждут меня в лесу? Как правильно вести себя на водоёме? | Съедобные и несъедобные грибы, ягоды, растения. Правила экологической безопасности. Насекомые. Правила поведения у водоёмов. | Л: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. Р: знать основные правила в окружающей среде. П: использовать общие приёмы решения задач. К: ставить вопросы, обращаться за помощью, оказывать помощь и сотрудничество.
| |||
№42. 10.02 | Очень подозрительный тип. (комбинированный) К: стр. 38-41 Т: стр. 20 | Как нужно себя вести, если останешься дома или на улице без взрослых? | Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми. Правила поведения в социальной среде, как вести себя с незнакомыми людьми. Полиция, подозрительный тип. | Узнает: -правила поведения в социальной среде, как вести себя с неизвестными людьми. Научится: - выполнять правила безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми. | Л: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. Р: знать основные правила в окружающей среде. П: использовать общие приёмы решения задач. К: ставить вопросы, обращаться за помощью, оказывать помощь и сотрудничество.
| ||
№43. 15.02 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Здоровье и безопасность». | Что я узнал и чему научился? | Ориентация в опасных ситуациях
| Узнает: -правила поведения в социальной среде, как вести себя с неизвестными людьми. Научится: - выполнять правила безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми. | | Л: навыки ориентирования на местности по природным признакам Р: уметь действовать по плану. П: умение распознавать объекты, выделяя существенные и признаки. К: умение работать в парах, обучение сотрудничеству
| |
Общение ( 7 ч.) | |||||||
№44. 17.02 | Наша дружная семья. (урок-праздник) К: стр. 46-51 Т: стр. 21 | Сколько человек в моей семье? | Ввести понятие «культура общения» (в семье). Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Семья, родственники.
| Узнает: - понятия «культура общения», «семья». Научится: - выполнять элементарные нормы общения в семье, школе. | Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности. Оценивать реальные и игровые ситуации общения. Моделировать правила пользования телефоном; культура разговора по телефону.
| Л: осознать ценность традиций своей семьи. Р: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения. П: использовать общие приёмы решения задач. К: задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | |
№45. 22.02
| Проект «Родословная» К: стр. 50-51
| Кто мои родственники?
| Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи.
| Узнает: - понятия «культура общения», «семья». Научится: - выполнять элементарные нормы общения в семье, школе. |
| Л: навыки ориентирования на местности по природным признакам Р: уметь действовать по плану. П: умение распознавать объекты, выделяя существенные и признаки. К: умение работать в парах, обучение сотрудничеству | |
№46 01.03. | В школе. (урок-игра) К: стр. 52-54 Т: стр. 22 | Какие правила поведения в школе надо знать? | Правила поведения и культура общения Школьные товарищи, друзья. Совместные игры, учёба, отдых. Инсценировка школьных ситуаций. | Узнает: - о роли школы в своей жизни; -о правилах поведения в школе. Научится: - делать выводы из изученного материала | Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности. Оценивать реальные и игровые ситуации общения. Моделировать правила пользования телефоном; культура разговора по телефону.
| Л: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. Р: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, адекватно воспри-нимать предложения учителей, товарищей , родитлей и других людей по исправлению допущенных ошибок, П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К: использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы, обращаться за помощью. | |
| |||||||
№47. 03.03 | Правила вежливости. (урок-игра) К: стр. 56-59 Т: стр. 23-24 | Для чего нужны вежливые слова? | Взаимоотношения мальчиков и девочек. Вежливые слова. Культура телефонного разговора. Встречи, расставания. | Узнает: - понятие «культура общения»; - правила вежливости. - выполнять эле-ментарные нормы - выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в общественных местах. | | Л: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Р: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей , родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок, П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К: использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы, обращаться за помощью | |
|
|
|
|
| |
| |
№48. 10.03 | Ты и твои друзья. День рождения. Практическая работа №7. (урок-практикум) К: стр. 60-63 Т: стр. 24-25 | Как вести себя в гостях? За столом? | Правила поведения в гостях и приём гостей. Как вести себя за столом. Выбор подарка. | Узнает: понятие «культура общения» - выполнять элемен-тарные нормы общения в семье, в школе; - выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в общественных местах. | Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности. Оценивать реальные и игровые ситуации общения. Моделировать ситуации общения с людьми в транспорте, театре. | Л: осознать необходимость культурного поведения в гостях, соблюдение правил этикета. Р: знать основные правила в окружающей среде. П: использовать общие приёмы решения задач. К: ставить вопросы, обращаться за помощью, оказывать помощь и сотрудничество.
| |
№49. 15.03 | Мы – зрители и пассажиры. (групповая работа) К: стр. 64-67 Т: стр. 26 | Как я должен вести себя в общественных местах? | Культура поведения в общественных местах. | Узнает: -понятия«зрители», «пассажиры», «культура общения». - выполнять основные правила поведения и элементарные нормы | Л: мотивация учебной деятельности Р: сличать способ действия. П: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действитель- ности в соответствии с содержанием учебных предметов. К: формулировать свои затруднения, формулировать свою собственную позицию.
| ||
№50. 17.03 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Общение». | Что я узнал и чему научился? | Закрепление пройденного | Научится: -обобщать и закреплять пройденный материал | | Л: мотивация учебной деятельности Р: уметь действовать по плану К: формулировать свою позицию П: использовать общие приёмы решения задач | |
Путешествия ( 18 ч.) | |||||||
№51. 22.03 | Посмотри вокруг… (урок-наблюдение) К: стр. 70-73 Т: стр. 27-28 | Как я ищу дорогу домой? | Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса. Горизонт. Линии горизонта. | Узнает: - понятие «горизонт»; - условные обозначения сторон горизонта. Научится: - ориентироваться на местности - показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, - различать по карте и показывать раз- | Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии.
| Л: ценностное отношение к природному миру. Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач К: определять общую цель и пути её достижения | |
№52. 05.04 | Для чего нужен компас? Практическая работа №87. (урок-практикум) К: стр. 74-77 Т: стр. 29-3 | Зачем нужен компас? | Определение сторон горизонта по компасу Ориентирование. | Узнает: - правила определения сторон гори- - условные обозначения сторон горизонта. Научится: - ориентироваться на местности - показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки. | Л: навыки ориентирования по компасу Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач К: определять общую цель и пути её достижения. | ||
№53. 07.04 | Формы земной поверхности. (урок-экскурсия №4) К: стр. 78-81 Т: стр. 32-33 | Какая поверхность местности, в которой я живу? | Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте) | Узнает: - формы земной поверхности; - условные обозначения сторон горизонта. Научится: - ориентироваться на местности - показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, - различать по карте и показывать | Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны; находить и определять географические объекты на физической карте' России с помощью условных знаков. Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности). Находить на физической карте России равнины и горы и определять их названия. Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина. | Л: навыки ориентирования на местности по природным признакам Р: уметь действовать по плану. П: умение распознавать объекты, выделяя существенные и признаки. К: умение работать в парах, обучение сотрудничеству
| |
№54. 12.04 | Водоёмы. (урок-путешествие) К: стр. 82-85 Т: стр. 34-35 | Какие части реки я знаю? | Разнообразие водоемов: река, пруд, озеро, море, болото, и т. д. | Узнает: - понятие «водоем»; - правила поведения у водоемов. - ориентироваться на местности с помощью компаса; - показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки; - различать по карте и показывать различные водоемы | Сравнивать и различать разные формы водоемов. Находить на физической карте России разные водоемы и определять их названия. Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоемов своей местности. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных зонах и обсуждать полученные сведения. | Л: ценностное отношение к природному миру. Мотивация учебной деятельности. Р: составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для регуляции своих действий, П: использовать общие приёмы решения задач, использовать знаково-символические средства. К: ставить вопросы, обращаться за помощью. | |
№55. 14.04 | В гости к весне. (групповая работа) | Как изменилась погода весной? | Особенности времен года (на основе наблюдений). Признаки весны. | Узнает: - признаки весны Научится: -устанавливать связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе | Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. | Л: экологическая культура: ценностное отношение к природному миру. Р: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки Навыки сотрудничества в разных ситуациях. П: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера К:. ставить вопросы, обращаться за помощью | |
№56. 19.04 | В гости к весне. (урок-экскурсия №5) К: стр. 86-91 Т: стр. 36-39 | Что изменилось весной в жизни растений и животных? | |||||
№57. 21.04 | Путешествие по родной стране. (урок-экскурсия №6) К: стр. 94-95 Т: стр. 39-41 | Что я знаю о своей стране? | Изображение нашей страны на карте. Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Россия - наша Родина. Города России (2-3): названия, достопримечательности, расположение на карте. Столица, страна. | Узнает: - название родной страны; - условные обозначения сторон горизонта; - Ф. И. О. первого космонавта, 2-3 Научится: - показывать на карте, глобусе: мате- | Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны; находить и определять географические объекты на физической карте' России с помощью условных знаков. Находить на физической карте России разные водоемы и определять их названия. | Л: освоить приёмы чтения карты Р: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки Навыки сотрудничества в разных ситуациях. П: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера К:. ставить вопросы, обращаться за помощью
| |
№58. 26.04 | Что такое карта и как её читать? Практическая работа №9. (урок-практикум) К: стр. 92-93, 96-99 Т: стр. 41-43 | Как читать карту страны? | Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Карта, условные обозначения, масштаб. | Узнает: - понятие «карта»; - условные обозначения на карте. - показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, - различать по карте и показывать - показывать на карте город Москву - столицу России, границы России, | Работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее государственные границы. Участвовать в практической работе с картой: определять местонахождение Москвы и других крупнейших городов (2-3) на карте России. | Л: освоить приёмы чтения карты Р: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки Навыки сотрудничества в разных ситуациях. П: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера К:. ставить вопросы, обращаться за помощью
| |
№59 28.04 | Путешествие по Москве. (урок-открытие) К: стр. 100-103 Т: стр. 43-46 | Какие достопримечательности Москвы я знаю? | Москва - столица России. | Узнает: - столицу России; - правила работы с картой. - показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, - различать по карте и показывать различные формы земной поверхности; - показывать на карте город Москву - столицу России, границы России, | Работать с иллюстрациями, видеокадрами достопримечательностей Москвы. Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России на основе дополнительной информации. Работать с иллюстрациями, видеокадрами герба столицы, достопримечательностей городов России.
| Л: находить Москву на карте Р: сличать способ действия. П: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. К: формулировать свои затруднения, формулировать свою собственную позицию.
| |
№60. 03.05 | Московский Кремль. (заочное путешествие) К: стр. 104-109 Т: стр. 46-49 | Какие достопримечательности есть в Кремле и на Красной площади? | Москва - столица России. Работа с готовыми моделями (глобус, карта) Кремль, Красная площадь, Собор Василия Блаженного. | Узнает: достопримечательности Москвы. Научится: — показывать на карте город Москву - столицу России; - называть 2-3 достопримечательности. | Л: осознать значение Кремля для жителей России Р: сличать способ действия. П: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. К: формулировать свои затруднения, формулировать свою собственную позицию. | ||
№61. 05.05 | Город на Неве. Путешествие по Оке. (заочное путешествие) К: стр. 110-115, 116-119 Т: стр. 49-52, 52-53 | Почему Санкт-Петербург называют северной столицей? Какие города расположены на реке Оке? | Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте. Нева, Петербург, Петроград, Санкт- Петербург. Ока. | Узнает: достопримечательности города на Неве. Научится: - показывать на карте город на Неве; - называть 2-3 достопримечатель- ности. | Работать с иллюстрациями, видеокадрами достопримечательностей Санкт-Петербурга.. Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России на основе дополнительной информации. Работать с иллюстрациями, видеокадрами герба столицы, достопримечательностей городов России. | Л: находить Санкт-Петербург на карте Р: сличать способ действия. П: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. К: формулировать свои затруднения, формулировать свою собственную позицию.
| |
№62. 10.05 | Путешествие по планете. (заочное путешествие) К: стр. 120-123 Т: стр. 53 | Зачем для путешест вия нужна карта? | Познакомить с некоторыми странами мира. Работа с готовыми моделями (глобус,карта)
Планета Земля, части света, страны, материки. | Узнает: - страны мира. Научится: — ориентироваться на местности с помощью компаса; - показывать на карте, глобусе мате- рики, океаны, горы, равнины, моря, реки, 1-3 страны, столицу | Работать с иллюстрациями, видеокадрами достопримечательностей стран и городов разных государств. Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов Европы на основе дополнительной информации. Работать с иллюстрациями, видеокадрами герба столицы, достопримечательностей разных стран. | Л: научить находить на глобусе и карте материки и океаны Р: сличать способ действия. П: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. К: формулировать свои затруднения, формулировать свою собственную позицию.
| |
№63 12.05 | Путешествие по материкам. (заочное путешествие) К: стр. 124-129 Т: стр. 54-58 | Какие есть материки на нашей планете? | Л: готовить сообщения Р: сличать способ действия. П: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. К: формулировать свои затруднения, формулировать свою собственную позицию. | ||||
№64. 17.05 | Страны мира. (урок-открытие) К: стр. 130-135 Т: стр. 59-61 | В каких странах мира я бывал? Как называются карты с изображением гор, морей, рек, равнин….? | Познакомить с некоторыми странами мира. Работа с готовыми моделями (глобус,карта) Планета Земля, части света, страны, материки. | Узнает: - страны мира. Научится: — ориентироваться на местности с помощью компаса; - показывать на карте, глобусе мате- рики, океаны, горы, равнины, моря, реки, 1-3 страны, столицу | Работать с иллюстрациями, видеокадрами достопримечательностей стран и городов разных государств. Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов Европы на основе дополнительной информации. Работать с иллюстрациями, видеокадрами герба столицы, достопримечательностей разных стран. | Л: готовить сообщения Р: сличать способ действия. П: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. К: формулировать свои затруднения, формулировать свою собственную позицию.
| |
№65 19.05 | Путешествие в космосе. (заочное путешествие) | Какие космические объекты я могу увидеть в небе? | Земля – планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. Карта звёздного неба. Космос, космонавт, корабль, спутник. | Узнает: -фамилию первого космонавта, 2-3 созвездия. Научится: -работать с картой звездного неба | Характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли.
| Л: показывать на политической карте свою страну Р: сличать способ действия. П: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. К: формулировать свои затруднения, формулировать свою собственную позицию. | |
№66 24.05 | Впереди лето. Что мы узнали и чему научились за год? (урок обобщения знаний) | Что нового я узнал на уроках окружающего мира? | Проверка знаний по важнейшим вопросам курса. Обобщение изученного материала. | | | Л: адекватная мотивация учебной деятельности Р: формировать умение работать в группе.П: развитие первоначального умения практического исследования природных объектов. К: использовать речь для регуляции своего действия |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета ______________Меняйлова И.П.
МБОУ Ново-Лакедемоновской СОШ _______________20____года
от________20___года №_______
_____________ руководитель МС
Пантузенко И.В.