СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 2 класса (Школа России), где есть календарное и тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса»

Ростовская область Неклиновский район х. Новолакедемоновка


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ново-Лакедемоновская средняя общеобразовательная школа



«Утверждаю»

Директор МБОУ Ново- Лакедемоновской СОШ

Приказ от_____________№______

Подпись руководителя

__________В.С. Максименко







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по Окружающему миру


Уровень общего образования (класс)

Начальное общее, 4 класс

Количество часов___66_________


Учитель Капелька Светлана Владимировна






Программа разработана на основе:

Плешаков А. А. Окружающий мир: Рабочие программы. 1- 4 классы - М.: Просвещение, 2011








Программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:

Плешаков А. А. Окружающий мир: учебники для 1 - 4 классов: в 2 частях – М.: Просвещение, 2015

Плешаков А. А. Рабочие тетради «Окружающий мир» для 1 - 4 классов в 2 частях - М.: Просвещение, 2016

Плешаков А. А. Тесты «Окружающий мир» для 1 - 4 классов - М.: Просвещение, 2016

Плешаков А. А. Окружающий мир: Рабочие программы. 1- 4 классы - М.: Просвещение, 2011

Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» во 2 классе.

Раздел «Человек и природа».

Второклассник научится:

  • различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; дикорастущие и культурные растения; деревья, кустарники, травы; диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;

  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;

  • сравнивать объекты живой и неживой природы, объекты природы и предметы, созданные человеком, на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

  • проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

  • использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

  • использовать различные справочные издания (атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», атлас карт) для поиска необходимой информации;

  • использовать готовые модели (глобус, карта, план, муляжи) для объяснения явлений или выявления свойств объектов, изучения основных форм земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоёмов; части реки;

  • использовать приборы (компас) для определения основных сторон горизонта;

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

  • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;

  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Второклассник получит возможность научиться:

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

  • выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

Раздел «Человек и общество».

Второклассник научится:

  • различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы, Санкт-Петербурга, родного края и некоторых других городов России; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, Санкт-Петербург, свой регион и его главный город, некоторые другие города России, страны мира;

  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;

  • соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях;

  • осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;

  • установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

  • осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);

  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;

  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.

Тематическое планирование составлено в соответствии с первым (исходным) вариантом Примерной программы начального общего образования, разработанной на основе Концепции стандарта второго поколения.

Базовый вариант тематического планирования не только обеспечивает достаточную для продолжения образования предметную подготовку, но и расширяет представления обучающихся об отношениях и закономерностях окружающего мира.

Основное содержание раскрывается через конкретные разделы:


Название раздела

Элементы содержания

Экскурсии

Практические работы

1

Где мы живём - 2ч.

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна — Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.



2

Природа – 21 ч.

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях (по усмотрению учителя).

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе (осенние явления). Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений.

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Наблюдение осенних изменений в природе.


1.Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека.

2.Знакомство с горными породами и минералами.

3.Распознавание деревьев, кустарников и трав.

3.Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений.

4.Отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка.


3

Жизнь города и села – 11 ч.

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах (например, от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

.Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

1.Наблюдение зимних явлений в природе.

2.Знакомство с достопримечательностями родного города (села).



4

Здоровье и безопасность – 10 ч.

Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.

Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение.

Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог и др.).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Правила экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе и др. (по усмотрению учителя).


Отработка правил перехода улицы.


5

Общение – 5ч.

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте и т. д.).


Отработка основных правил этикета.


6

Путешествие - 18ч.

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и друтие достопримечательсти.

Знакомство с другими городами нашей страны (по выбору учителя и учащихся).

Карта мира. Материки и океаны. Страны и народы мира. Земля — общий дом всех людей.

1. Наблюдение весенних изменений в природе.

2. Знакомство с достопримечате-льностями своего города (села).

3. Ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края.

1.Определение сторон горизонта по компасу.

2.Освоение основных приемов чтения карты.


7

Заключение – 1ч.

Что мы узнали и чему научились за год.






Календарно-тематическое планирование, 2 кл ( ч.)


п/п


Дата




Тема урока

Проблема

Элементы содержания

Требования
к уровню подготовки
обучающихся

Характеристика

деятельности

Личностные, познавательные,

коммуникативные, регулятивные

Где мы живём ( 3 ч.)

№1.




02.09













Твой адрес в мире.

(урок-путешествие)


К (ч.1):стр. 6-9

Т № 1: стр.3-4

Где я живу?


Название нашей

планеты.

планеты – Земля. Россия – многонациональное государство. Знакомство с государственной символикой (герб, гимн, флаг).

Карта, глобус

Узнает:

- название нашей планеты;

- родной страны и ее столицы;

- региона, где живут учащиеся.
Научится:

- называть свой адрес в мире: (планета Земля, страна Россия, область, город, улица, дом, квартира);

- давать устное описание объектов

окружающего мира.

Познакомиться с особенностями Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага, узнавание рос­сийского флага среди флагов дру­гих стран).

Работать с текстом и иллюстрация­ми учебника: находить нужную информацию и иллюстрации.

Работать с глобусом и картой: по­казывать территорию России, ее государственные границы.

Л: адекватная мотивация учебной деятельности

Р: знать основные правила в окружающей среде.

П: использовать общие приёмы решения задач

К: ставить вопросы, обращаться за помощью


№2.

07.09

Родная страна. Семья народов России.

Город и село.

Проект

« Родной город»

К: стр. 10-13

Что я хочу знать о своей стране?

Россия – многонациональное государство. Знакомство с государственной символикой (герб, гимн, флаг).

Карта, глобус

Узнает:

- о достопримечатель-ностях Ивантеевки;

- о знаменитых людях города;

- о возникновении города;

Научится:

-объяснять характерные особенности города; собирать информацию, касающуюся истории города.

Познакомиться с особенностями Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага, узнавание рос­сийского флага среди флагов дру­гих стран). Показывать на глобусе и карте территорию России, её границы.

Л: адекватная мотивация учебной деятельности

Р: знать основные правила в окружающей среде.

П: использовать общие приёмы решения задач

К: ставить вопросы, обращаться за помощью









№3.

09.09

Природа и рукотворный мир.

(урок-игра)


К: стр. 14-17

Т: стр. 5-6

Что меня окружает?

Объекты живой и неживой природы: люди, животные, здания, машины и т.д. Отличие объектов природы от созданных человеком.

Узнает:

что нас окружает; предметы живой и неживой природы.
Научится:

понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличи­тельные свойства.

Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом мате­риале), характеризовать их осо­бенности.

Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой при­роды по отличительным призна­кам.

Л: экологическая культура: ценностное отношение к природному миру; готовностьследовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.

Р: применять установленные правила в планировании способа решения.

П: использовать общие приёмы решения задач.

К: ставить вопросы, обращаться за помощью

 

.


Природа ( 21 ч.)

№4

14.09.

Неживая и живая природа.

(открытие новых знаний)


К: стр.20-23

Т: стр. 7-8

Какие объекты относятся к живой природе?

Какие к неживой?

Солнце, воздух, вода, растения, животные – окружающая нас природа. Первоначальные представления о живой и неживой природе.

Явления природы

Узнает:

- названия времён года;

- основные свойства воздуха и воды;

-общие условия, необходимые для жизни растений и животных.
Научится:

- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы.


Л: Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Р: уметь действовать по плану.

П: умение распознавать объекты, выделяя существенные признаки.

К: умение работать в парах,

обучение сотрудничеству



№5.

16.09

Явления природы.

(групповая работа)


К: стр. 24-25

Т: стр. 9-10

Какие явления природы относятся к сезонным?

Природные явления. Сезонные изменения в природе.

Узнает:

- понятие «явления природы»;

- основные свойства воздуха и воды.
Научится:

- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы;

- определять признаки сезонных изменений в природе;


Составлять рассказы о природе по иллюстрациям учебника и наблюдениям.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».

Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состо­яние.

Описывать сезонные изменения в природе.

Характеризовать признаки времен года.

Исследовать (на основе непосред­ственных наблюдений) связи жиз­недеятельности растений, живот­ных и времени года.

Л: мотивация учебной

деятельности.

Р: удерживать учебную задачу,

применять установленные правила в планировании способа решения.

П: рефлексия способов и условий

действий.

К: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

№6

21.09.

Как измеряют температуру?

Практическая работа №1.

(урок- практикум)


К: стр. 26-27

Т: стр. 11

Для чего мне нужен термометр?

Знакомство с различными видами термометров. Правила пользования ими. Уметь измерять и записывать температуру. Опыты с природными объектами, простейшие измерения температуры воздуха и воды. Осадки.

Узнает:

- понятие «температура»;

- правила измерения температуры;

- названия времён года.

Научится:

- определять температуру воздуха, воды и тела человека;

Проводить измерение температуры воздуха, воды, тела человека.

Наблюдать за изменением температуры при изменении условий.

Описывать проводимые измерения.

Л: мотивация учебной

деятельности, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Р: составлять план и последовательность действий,

адекватно использовать речь для регуляции своих действий,

П: использовать общие приёмы решения задач,

использовать знаково-символические средства.

К: ставить вопросы, обращаться за помощью.

№7

23.09.

Что такое погода?

(урок-исследование)


К: стр. 28-31

Т: стр. 12

Какая бывает погода?

Как предсказывают погоду?

Что такое окружающий мир. Как человек познаёт общество, природу и самого себя.

Погода, пасмурно, ясно, переменная облачность

Узнает:

- понятие «погода»;

- названия времён года;

- названия осенних месяцев;

- основные свойства воздуха и воды.
Научится:

- отмечать погоду в дневнике наблюдений;

- определять признаки сезонных изменений в природе;

- определять температуру воздуха,
воды и тела человека

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».

Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состо­яние.

Описывать сезонные изменения в природе.

Характеризовать признаки времен года.

Исследовать (на основе непосред­ственных наблюдений) связи жиз­недеятельности растений, живот­ных и времени года.

Л: Мотивация учебной деятельности.

 Р: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

К: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения



№8.

28.09

В гости к осени.

(урок-экскурсия № 1)

Почему осенью холодает?

Особенности времён года (на основе наблюдений). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов живой и неживой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Характерные признаки осени в неживой природе.

Осень, осадки, дожди, слякоть.

Узнает:

-правила поведения на экскурсии.

Научится:

- устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

- выполнять правила поведения в природе.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».

Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состо­яние.

Описывать сезонные изменения в природе.

Характеризовать признаки времен года.

Исследовать (на основе непосред­ственных наблюдений) связи жиз­недеятельности растений, живот­ных и времени года.

Л: внутренняя позиция

школьника на основе

положительного отношения

к школе.

Р: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

П: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

К:. ставить вопросы, обращаться за помощью


№9.

30.09

В гости к осени.

(групповая работа)


К: стр. 32-37

Т: стр. 13-14

Почему птицы осенью улетают?

Особенности времён года (на основе наблюдений). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов живой и неживой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Характерные признаки осени в неживой природе.

Узнает:

- признаки осени;

- названия осенних месяцев;

- основные свойства воздуха и воды. Научится:

устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе

Описывать сезонные изменения в природе.

Характеризовать признаки времен года.

Л: внутренняя позиция

школьника на основе

положительного отношения

к школе.

Р: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей , родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок,

П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

К: использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы, обращаться за помощью. Рефлексия способов и условий действий.

№10

05.10.

Звёздное небо.

( работа с атласом-определителем)


К: стр. 38-41

Т: стр. 15

Что можно увидеть на небе?

Что такое Зодиак?

Земля – планета.

Звёзды, Созвездия, Вселенная, Орион, Кассиопея, Лебедь, Знаки Зодиака.

Узнает:

- понятия «звездное небо»; «созвездие». Научится:

- работать с картой звездного неба;

- использовать приобретенные зна­ния и умения в практической деятельности для обогащения жизненно го опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, удовле­творения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о нашей планете.

Характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли.

Работать с готовыми моделями, картой звёздного неба.

Извлекать (по заданию учителя) не­обходимую информацию из учеб­ника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждать полученные сведения.



Л: ценностное отношение к природному миру, мотивация учебной деятельности.

Р: преобразовать практическую задачу в познавательную.

П: ставить и формулировать проблемы.

К: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

№11.

07.10

Заглянем в кладовые земли.

Практическая работа №2.

(урок-практикум)


К: стр. 42-45

Т: стр. 16

Что полезного можно найти в земле?

Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов живой и неживой природы, отличие от изделий). Понимание связи живой и неживой природы. Горные породы, минералы, состав гранита.

Узнает:

- понятия «горная порода» и «минералы»;

- названия и отличия горных пород от минералов (3 минерала);

- состав гранита.

Научится:

у человеком, объекты живой и неживой природы.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных иско­паемых.

Характеризовать свой­ства изученных полезных ископа­емых.

Различать изученные по­лезные ископаемые.

Описывать их применение в хозяйстве че­ловека (на примере своей мест­ности).


Л: ценностное отношение к природному миру.

Р: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи.

П: использовать общие приёмы решения задач.

К: ставить вопросы.

№12.

12.10

Про воздух.

Опыт №1.

(урок-открытие новых знаний)


К: стр. 46-49

Т: стр. 17


Зачем мне нужен воздух?

О чистом воздухе и его необходимости для жизни людей и растений. Загрязнение воздуха отравляющими веществами.

Узнает:

-основные свойства воздуха и воды;

- общие условия, необходимые для
жизни растений и животных.
Научится:

- определять свойства воздуха;

- определять признаки сезонных изменений в природе;

- определять температуру воздуха.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха.

Харак­теризовать свойства воздуха.

Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состо­яние.

Измерять температуру воздуха с помощью термометра.


Л: ценностное отношение к природному миру.

Р: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи.

П: использовать общие приёмы решения задач.

К: ставить вопросы.

№13.

14.10

И про воду.

Опыт №2.

(урок-открытие новых знаний)


К: стр. 50-53
Т: стр. 18

Отчего загрязняется вода?

Твёрдые, жидкие и газообразные вещества. Разные состояния воды. Вода в природе. Охрана воды.

Узнает,

где используется вода, как и почему она загрязняется.
Научится:

- называть свойства воды;

- роль воды для живой природы;

- называть очистительные сооружения.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды.

Характеризовать свойства воды.

Измерять температуру во­ды с помощью термометра.

Л: мотивация учебной деятельности, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Р: составлять план и последовательность действий,

адекватно использовать речь для регуляции своих действий,

П: использовать общие приёмы решения задач, использовать знаково-символические средства.

К: ставить вопросы, обращаться за помощью.

№14.

19.10

Какие бывают растения?

Практическая работа №3.

(урок-практикум)

К: стр. 54-57

Т: стр. 19-20

На какие группы я могу разделить растения?

Растения: разнообразие, части растений, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдение в ближайшем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения.

Ярусы леса, отличительные признаки.

Узнает:

- чем отличаются друг от друга деревья, кустарники, травы;

- лиственные и хвойные деревья;

- 2-3 вида растений, занесённых в
Красную книгу.

Научится:

- определять растения;

- называть дикорастущие и культурные растения родного края (различие).

Различать растения и животных, используя информацию, получен­ную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей мест­ности).

Определять части цветкового рас­тения.

Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.

Анализировать примеры использо­вания человеком богатств приро­ды.

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.

Сравнивать и различать дикорас­тущие и культурные растения, ха­рактеризовать их роль в жизни человека (на примере своей мест­ности).

Выращивать растения в группе (из семян, побегов, листа).

Л: мотивация учебной деятельности, целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.

Р: формировать умение работать в группе.

П: развитие первоначального умения практического исследования природных объектов.

К: использовать речь для регуляции своего действия

№15.

21.10

Какие бывают животные?

(урок-исследование)


К: стр. 58-61

Т: стр. 21-22

Как я могу животных разделить по группам?

Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери, пресмыкающиеся); особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности). Взаимосвязь растений и животных. Дикие, домашние животные

Узнает:

- общие условия, необходимые для
жизни животных;

- особенности внешнего вида животных.

Различать растения и животных, используя информацию, получен­ную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Характеризовать диких и домашних животных (на примере своей местности).

Описывать внешний вид, характер­ные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности).

Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние, дикие животные.

Анализировать примеры использо­вания человеком богатств приро­ды.

Обсуждать в группах и объяс­нять правила поведения в различ­ных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере).

Оценивать конкрет­ные примеры поведения в при­роде.

Л: экологическая культура: ценностное отношение к природному миру.

Р: формулировать и удерживать учебную задачу.

П: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием учебного предмета

К: формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество, строить понятные для партнёра высказывания.


№16

26.10.

Невидимые нити.

(урок-наблюдение)


К: стр. 62-65

Т: стр. 23-24

Как связана между собой живая и неживая природа?

Что может случиться, если я не

буду беречь природу?

Связь между живой и неживой природой. Связи человека с окружающей природой. Экология, экологический баланс, экологические связи. Особенности времён года (на основе наблюде-ний). Правила поведения в природе.

Узнает:

-понятие «невидимые нити в природе».

Научится:

- устанавливать связи между:

а) растениями и животными;

б) грибами и животными;

в) грибами и растениями.

Обсуждать в группах и объяс­нять правила поведения в различ­ных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере).

Оценивать конкрет­ные примеры поведения в при­роде.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источ­ников знаний (словарей, энцикло­педий, справочников) о растениях и животных своего региона и об­суждать полученные сведения.

Л: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную

П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач

К: определять общую цель и пути её достижения

№17.

28.10

Дикорастущие и культурные растения.

(урок-открытие)


К: стр. 66-69
Т: стр. 25


Зачем мне нужны растения?

Растения: разнообразие, части растений, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдение в ближайшем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения.

Узнает:

- дикорастущие и культурные растения.

Научится:

- делить растения на дикорастущие (деревья, кустарники, травы) и культурные (овощные, плодовые, зерновые, декоративные прядильные);

- различать части растений, отображать их на рисунке;

- оценивать воздействие человека на природу, выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране.

Характеризовать особенности ди­корастущих и культурных расте­ний, (на примере своей местности).

Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные, дикорастущие растения.


Л: мотивация учебной деятельности, целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.

Р: формировать умение работать в группе.

П: развитие первоначального умения практического исследования природных объектов.

К: использовать речь для регуляции своего действия

№18.

02.11

Дикие и домашние животные.

(групповая работа)


К: стр. 70-73

Т: стр. 26-27

Кого я могу назвать дикими животными, а кого домашними?

Деление на диких и домашних животных. Особенности жизни, питания, ухода, выращивания детёнышей.

Узнает:

- общие условия, необходимые для
жизни животных;

- особенности внешнего вида животных и растений;

-особенности ухода за домашними
животными;

- меры безопасности при общении с
животными.

Научится:

- раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2-3 примера- меры безопасности при общении с
животными.

Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние, дикие животные.

Л: экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Р: формулировать и удерживать учебную задачу.

П: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием учебного предмета

К: формулировать своё мнение и позицию

№19.

11.11

Комнатные растения.

Практическая работа №4.

(урок-практикум)


К: стр. 74-77

Т: стр. 28-29

Для чего мне нужны растения в моей комнате? Как за ними ухаживать?

Растения: разнообразие, части растений, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдение в ближайшем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения. Герань, кактус, фиалка – комнатные растения.

Узнает:

-особенности выращивания комнатных растений.
Научится:

- выполнять практическую работу по уходу и пересадке комнатных растений.

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.

Сравнивать и различать дикорас­тущие и культурные растения, ха­рактеризовать их роль в жизни человека (на примере своей мест­ности).

Выращивать растения в группе (из семян, побегов, листа).

Л: мотивация учебной деятельности, целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.

Р: применять установленные правила в планировании способа решения.

П: узнавать , называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием предмета.

К: задавать вопросы. Просить о помощи. Формулировать свои затруднения.

№20.

16.11

Животные живого уголка.

(урок-проект)


К: стр. 78-81

Т: стр. 30-31

Зачем в живом уголке заводят рыбок, птичек, хомячков?

Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности). Взаимосвязь растений и животных. Живой уголок: кошка, собака.

Узнает:

- представителей живого уголка;

- правила ухода за животными живо-
го уголка.

Научится:

- правильно ухаживать за животными живого уголка

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источ­ников знаний (словарей, энцикло­педий, справочников) о растениях и животных своего региона и об­суждать полученные сведения.


Л: экологическая культура: ценностное отношение к природному миру.

Р: формулировать и удерживать учебную задачу.

П: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием учебного предмета

К: формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество, строить понятные для партнёра высказывания.


№21.

18.11

Про кошек и собак. Практическая работа №5.

(урок-практикум)


К: стр. 82-85

Т: стр. 32

Как я ухаживаю за кошкой и собакой?

Ответственность за животных, бережное отношение к ним. Наиболее распространённые породы кошек и собак. Отработка приёмов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка.

Узнает:

- породы кошек и собак;

- правила ухода за животными живого уголка.

Научится:

- называть редкие породы кошек и
собак;

-характеризовать условия жизни
кошек и собак.

Рассказывать правила ухода за животными живого уголка.

Характеризовать условия жизни
кошек и собак.


Л: ценностное отношение к природному миру. Мотивация учебной деятельности.

Р: формулировать и удерживать учебную задачу.

П: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием учебного предмета

К: формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество, строить понятные для партнёра высказывания.


№22.

23.11

Красная книга.

(урок-проект)


К: стр.86-89,

94-95

Т: стр. 33-34

Что такое Красная книга?

Правила поведения в природе. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Красная книга, редкие растения и животные.

Узнает:

- историю создания Красной книги;

- 2-3 вида растений и животных, занесённых в Красную книгу.
Научится:

выполнять

правила поведения в
природе

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источ­ников знаний (словарей, энцикло­педий, справочников) о растениях и животных, занесённых в Красную книгу.

Обсуждать в группах и составлять рассказ об экскурсии в краевед­ческий музей (ознакомление с природой родного края).

Л: ценностное отношение к природному миру.

Р: формулировать и удерживать учебную задачу.

П: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием учебного предмета

К: формулировать своё мнение и позицию

№23

25.11

Будь природе другом!

(урок-конференция)

Проект

« Красная книга, или возьмём под защиту».


К: стр.90-92

Т: стр. 34-35

Чего я не должен делать , чтобы сохранить природу?

Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств.

Узнает:

-2-3 вида растений и животных, занесённых в Красную книгу.
Научится:

- объяснять экологические знаки;

- выполнять правила поведения в
природе.

Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей лю­дей от природы.

Анализировать влияние современ­ного человека на природу, оцени­вать примеры зависимости благо­получия жизни людей от состояния природы.

Моделировать ситуации по сохра­нению природы и ее защите.

Л: ценностное отношение к природному миру.

Р: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи.

П: использовать общие приёмы решения задач.

К: ставить вопросы.

№24.

30.11

Город и село.

(урок –экскурсия №2)


К: стр.98-103

Т: стр. 36

Что я знаю о своём городе?

Родной город (село, деревня, посёлок), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности.

Узнает:

- понятия «город» и «село»;

- названия строительных машин;

- примеры различных видов транспорта;

- составные части экономики;

- названия товаров;

- понятия: «торговля», «гастроном»,

«культурное учреждение», «образовательное учреждение».
Научится:

- первоначальным представлениям о жизни города и села,

об отдельных производственных процессах.

Проводить наблюдения в группах во время экскурсии по своему району или городу (путь домой).

Называть основные достопримечательности своего города (села).

Описывать жизни города и села, отдельные производственные процессы.

Л: экологическая культура:

ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного,

здоровьесберегающего поведения.

Р: применять установленные правила в планировании способа решения.

П: использовать общие приёмы решения задач.

К: ставить вопросы, обращаться

за помощью, строить понятные для партнёра высказывания.

Жизнь города и села ( 10 ч.)

№25.

02.12

Что такое экономика?

(урок-открытие новых знаний)


К: стр.104-107

Т: стр. 37-38

Для чего все люди трудятся?

Человек – член общества. Составные части экономики. Деньги. Современные деньги разных стран.

Экономика, промышленность, сельское хозяйство.

Строительство, транспорт, торговля.

Узнает:

- понятие «экономика»;

- названия строительных машин;

- примеры различных видов транс-
порта;

- составные части экономики;

- названия товаров.

Научится:

- первоначальные представления об экономике города и села, об отдельных производственных процессах.

Приводить примеры культуры об­щения во взаимоотношениях лю­дей.

Характеризовать составные части экономики

Оценивать реаль­ные и игровые ситуации общения.

Анализировать ситуации использования различных денежных единиц.

Л: мотивация учебной деятельности.

Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную

П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач

К: определять общую цель и пути её достижения

№26.

07.12

Из чего что сделано.

(урок-исследование)


К: стр. 108-111

Т: стр. 39-40

Что такое рукотворный мир?

Это всё из глины. Как рождается книга? Как делают шерстяные вещи? Чудеса из глины. Как дерево стало бумагой. Глина, карьер, керамические изделия.

Узнает:

— материалы и объекты труда;

- составные части экономики;

- названия товаров;

- названия профессий.

Научится:

- определять материалы, из которых изготовлены товары.

Анализировать материалы и продукты труда.

Классифицировать и группировать материалы и товары, которые из них сделаны.

Извлекать (по заданию учителя) не­обходимую информацию из учеб­ника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждать полученные сведения.

Л: экологическая культура: ценностное отношение к природному миру.

Р: сличать способ действия.

П: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

К: формулировать свои затруднения, формулировать свою собственную позицию.

№27.

09.12

Как построить новый дом.

(урок-наблюдение)


К: стр. 112-115

Т: стр. 41

Что мне нужно знать и уметь, чтобы построить дом?

Этапы строительства дома. Названия профессий и строительных машин. Строительство в городе и селе. Рабочие, коммуникации.

Узнает:

— материалы и объекты труда;

- составные части экономики;

- названия товаров;

- названия профессий.

Научится:

- определять материалы, из которых изготовлены товары.

Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время строительства.

Называть строительные профессии и характеризовать деятельность людей.


Л: ценностное отношение к природному миру.

Р: знать основные правила в окружающей среде.

П: использовать общие приёмы решения задач.

К: ставить вопросы, обращаться за помощью, оказывать помощь и сотрудничество.


№28.

14.12

Какой бывает транспорт.

(урок-игра)


К: стр. 116-119

Т: стр. 42-45

Зачем нужны машины, поезда, самолёты,

корабли?

Человек – член общества. Понятие «транспорт». Виды транспорта: наземный, подземный, пассажирский, воздушный, водный, грузовой, специальный, личный, общественный. Как человек научился плавать и летать.

Узнает:

- понятие «транспорт»;

- виды транспорта.

Научится:

- приводить примеры различных видов транспорта

Приводить примеры

различных видов транспорта.

Характеризовать и описывать их деятельность.


Л: задавать вопросы, мотивация учебной деятельности.

Р: сличать способ действия.

П: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

К: формулировать свои затруднения, формулировать свою собственную позицию.


№29.

16.12

За покупками.

(урок-игра)


К: стр. 120-123

Т: стр. 45-47

Что мне надо купить в магазине?

Классификация и названия товаров. Характеристика процесса «купли-продажи». Магазин, продавец, товар, покупатель, спрос, цена, предложение.

Узнает:

- понятие «торговля», «товар»;

Научится:

- характеризовать процесс «купли-продажи».

Моделировать ситуации, описывающие процесс «купли-продажи».

Л: задавать вопросы, мотивация учебной деятельности.

Р: применять установленные правила

П: использовать общие приёмы задач

К: ставить вопросы, обращаться за помощью, оказывать помощь и сотрудничество

№30.

21.12

Культура и образование.

(учебная игра)


К: стр. 124-127

Т: стр. 48-49

Где мне надо учиться, чтобы быть образованным?

Понятие о культурных и образовательных учреждениях. Названия профессий в сфере культуры и образования. Цирк, театр, кружки- культура. Образование- д/с, школа, колледж, институт.

Узнает:

- понятия «культура», «образование», «культурное учреждение»,
«образовательное учреждение»;

- названия профессий.

Научится:

- называть профессии в сфере
образования и культуры.

Участвовать в учебной игре, связанной со знакомством с профессиями в сфере культуры и образования.

Готовить рассказы о профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, мест­ными жителями.

Приводить примеры профессий в сфере культуры и образования.

Л: мотивация учебной

деятельности. Начальные навыки адаптации в динамично-изменяющемся мире.

Р: составлять план и последовательность действий,

адекватно использовать речь для регуляции своих действий,

П: использовать общие приёмы решения задач, использовать знаково-символические средства.

К: ставить вопросы, обращаться за помощью

№31.

23.12

Все профессии важны.

(урок-праздник)


К: стр. 128-133

Т: стр. 49-50

Кем я буду, когда вырасту?

Названия профессий. Особенности труда людей родного края. Важность и значимость каждой профессии.

Научится:

- названия профессий.

Уметь:

- называть профессии людей родного края.

Участвовать в учебной игре, связанной со знакомством с профессиями родного края.

Готовить рассказы о профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, мест­ными жителями.

Приводить примеры профессий жителей родного города (села).

Л: мотивация учебной деятельности.

Р: применять установленные правила

П: использовать общие приёмы задач

К: ставить вопросы, обращаться за помощью, оказывать помощь и сотрудничество

№32.

28.12

В гости к зиме.

(урок-экскурсия №3)


К: стр. 134-137

Т: стр. 51-52

Что меняется в природе с приходом зимы?

Особенности времён года (на основе наблюдений). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов живой и неживой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Характерные признаки зимы в неживой природе. Жизнь птиц зимой.

Природные явления.

Узнает:

- признаки осени;

- названия осенних месяцев;

- основные свойства воздуха и воды.

Научится:

- устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе.

Описывать сезонные изменения в природе.

Характеризовать признаки времен года.

Л: экологическая культура: ценностное отношение к природному миру.

Р: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

П: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

К:.ставить вопросы, обращаться за помощью


№33.

11.01

В гости к зиме.

(групповая работа)


К: стр. 138-139

Т: стр. 52-53

Как разные животные зимуют?

Характерные признаки зимы в неживой природе. Установление связей между сезонными изменениями в неживой и живой природе.

Узнает:

- признаки осени;

- названия осенних месяцев;

- основные свойства воздуха и воды.

Научится:

- устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе.

Описывать сезонные изменения в природе.

Характеризовать признаки времен года


Л: экологическая культура: ценностное отношение к природному миру.

Р: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

П: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

К:. ставить вопросы, обращаться за помощью

№34.

13.01

Невидимые нити в зимнем лесу.

(урок-рефлексия)


К: стр. 138-139

Т: стр. 54

Как я могу зимой помочь птицам?

Природное сообщество елового леса. Особенности ели и жизни животных, связанных с этим деревом.

Узнает:

- понятие «невидимые нити».

Научится:

- устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе.

Участие младших

школьников в природоохранительной

деятельности.

Оценка своего и чужого поведения в природе.

Л: ценностное отношение к природному миру.

Р: удерживать учебную задачу,

применять установленные правила в планировании способа решения.

П: рефлексия способов и условий

действий.

К: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Здоровье и безопасность ( 9 ч.)

№35.

18.01

Строение тела человека.

(урок-презентация)


К(ч. 2) : стр.6-9

Т № 2: стр. 3-5

Из каких частей состоит моё тело снаружи и внутри?

Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Здоровый образ жизни. Строение человека: внешнее, внутреннее.

Узнает:

- основные системы органов человека, их роль в организме;

- правила сохранения и укрепления здоровья;

- понятие «здоровый образ жизни». Научится:

- определять органы человека;

- рассказывать о функции основных систем органов строения человека.

Характеризовать основные функ­ции систем органов человеческого тела.

Моделировать в ходе практиче­ской работы ситуации по примене­нию правил сохранения и укрепле­ния здоровья.

Л: задавать вопросы, мотивация учебной деятельности.

Р: составлять план и последовательность действий,

адекватно использовать речь для регуляции своих действий,

П: использовать общие приёмы решения задач, использовать знаково-символические средства.

К: ставить вопросы, обращаться за помощью.

№36.

20.01

Если хочешь быть здоров.

(урок-праздник)


К: стр. 10-13

Т: стр. 5-7

Поговорим о болезнях.

(урок-открытие)


К: стр. 14-17

Т: стр. 8-9

Зачем я мою руки, чищу зубы, соблюдаю режим?

Как правильно лечиться ?

Режим дня школьника. Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоёме, при пожаре). Правила организации домашней учебной работы. Спорт, здоровые привычки.

Узнает:

- правила сохранения и укрепления здоровья;

- понятие «здоровый образ жизни»;

- режим дня, режим питания, профи­лактику болезней.

Научится:

- выполнять режим дня, режим пита­ния;

- вести здоровый образ жизни;

-проводить профилактику болезней.

Моделировать в ходе практиче­ской работы ситуации по примене­нию правил сохранения и укрепле­ния здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях.

Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях.

Измерять температуру тела, вес и рост человека.

Объяснять основные правила об­ращения с газом, электричеством, водой.

Записывать телефоны экстрен­ной помощи.

Л: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Р: составлять план и последовательность действий,

адекватно использовать речь для регуляции своих действий,

П: использовать общие приёмы решения задач, использовать знаково-символические средства.

К: ставить вопросы, обращаться за помощью.

№37.

25.01

Берегись автомобиля!

(урок-игра)


К: стр. 18-21

Т: стр. 9-10

Что означают сигналы светофора?

Правила движения на загородной дороге. Правила поведения в транспорте. Дорожные знаки ПДД.

Узнает:

- правила поведения на дороге, в транспорте; дорожные знаки ПДД.

Научится:

- выполнять правила дорожно­го движения

Анализировать ситуации во время экскурсии по своему району или городу (безопасное поведение на дороге).

Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону.

Участвовать в учебной игре о пра­вилах пользования транспортом.

Л: самостоятельность и

личная ответственность

за свои поступки.

Р: сличать способ действия.

П: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

К: формулировать свои затруднения, формулировать свою собственную позицию

№38.

27.01

Школа пешехода. Практическая работа № 6.

(урок-практикум)


К: стр. 22-25

Т: стр. 11

Как правильно вести себя на дороге?

Правила движения на загородной дороге. Правила поведения в транспорте. Дорожные знаки ПДД.

Узнает:

- правила поведения на дороге, в транспорте; дорожные знаки ПДД. Научится:

- выполнять правила дорожно­го движения

Анализировать ситуации во время экскурсии по своему району или городу (безопасное поведение на дороге).

Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону.

Участвовать в учебной игре о пра­вилах пользования транспортом.

Л: самооценка на основе

критериев успешности учебной деятельности.

Р: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи.

П: использовать общие приёмы решения задач.

К: ставить вопросы.

№39.

01.02

Домашние опасности.

(урок-открытие)


К: стр. 26-29

Т: стр. 12-13

Какие правила безопасности надо соблюдать дома?

Меры безопасности в домашних условиях.

Опасности: колкие предметы, режущие, спички и т. д.

Узнает:

- правила обращения с электро и газооборудованием,

колющими и режущими предметами, лекарствами.
Научится:

- выполнять правила безопасного поведения дома.

Моделировать в ходе практиче­ской работы ситуации по примене­нию правил сохранения и укрепле­ния здоровья, по оказанию первой помощь.

Выявлять потенциально опасные си­туации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения лич­ного и общественного имущества.

Осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, в лесу, на дороге, в лифте, подъезде.

Объяснять основные правила об­ращения с газом, электричеством, водой.

Записывать телефоны экстрен­ной помощи.

Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону.


Л: самостоятельность и

личная ответственность

за свои поступки.

Р: знать основные правила в окружающей среде.

П: использовать общие приёмы решения задач.

К: ставить вопросы, обращаться за помощью, оказывать помощь и сотрудничество.


№40.

03.02

Пожар.

(урок-интервью)


К: стр. 30-33

Т: стр. 13-14

Отчего может возникнуть пожар?

Противопожарная безопасность. Правила поведения в специальной среде: подъезде, лифте, квартире.

Узнает:

- правила безопасности, которые надо соблюдать дома;

- правила противопожарной безопасности; лесные и водные опасности;

- правила поведения в социальной
среде: подъезде, лифте, квартире.
Научится:

- выполнять правила безопасного поведения дома

-правильно вести себя на природе: в лесу, у водоёма.

Л: самооценка на основе

критериев успешности учебной деятельности.

Р: знать основные правила в окружающей среде.

П: использовать общие приёмы решения задач.

К: ставить вопросы, обращаться за помощью, оказывать помощь и сотрудничество.


№41.

08.02

Опасности на воде и в лесу.

(урок-открытие новых знаний)


К: стр. 34-37

Т: стр. 15-20

Какие опасности ждут меня в лесу?

Как правильно вести себя на водоёме?

Съедобные и несъедобные грибы, ягоды, растения. Правила экологической безопасности. Насекомые.

Правила поведения у водоёмов.

Л: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.

Р: знать основные правила в окружающей среде.

П: использовать общие приёмы решения задач.

К: ставить вопросы, обращаться за помощью, оказывать помощь и сотрудничество.


№42.

10.02

Очень подозрительный тип.

(комбинированный)


К: стр. 38-41

Т: стр. 20

Как нужно себя вести, если останешься дома или на улице без взрослых?

Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми. Правила поведения в социальной среде, как вести себя с незнакомыми людьми. Полиция, подозрительный тип.

Узнает:

-правила поведения в социальной среде, как вести себя с неизвестными людьми.

Научится:

- выполнять правила безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми.

Л: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.

Р: знать основные правила в окружающей среде.

П: использовать общие приёмы решения задач.

К: ставить вопросы, обращаться за помощью, оказывать помощь и сотрудничество.


№43.

15.02

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

« Здоровье и безопасность».

Что я узнал и чему научился?

Ориентация в опасных ситуациях




Узнает:

-правила поведения в социальной среде, как вести себя с неизвестными людьми.

Научится:

- выполнять правила безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми.


Л: навыки ориентирования на местности по природным признакам

Р: уметь действовать по плану.

П: умение распознавать объекты, выделяя существенные и признаки.

К: умение работать в парах,

обучение сотрудничеству


Общение ( 7 ч.)

№44.

17.02

Наша дружная семья.

(урок-праздник)


К: стр. 46-51

Т: стр. 21

Сколько человек в моей семье?

Ввести понятие «культура общения» (в семье). Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Семья,

родственники.






Узнает:

- понятия «культура общения», «семья».

Научится:

- выполнять элементарные нормы общения в семье, школе.

Приводить примеры культуры об­щения во взаимоотношениях лю­дей.

Моделировать ситуации об­щения с людьми разного возраста, национальности.

Оценивать реаль­ные и игровые ситуации общения.

Моделировать правила пользования телефо­ном; культура разговора по телефону.


Л: осознать ценность традиций своей семьи.

Р: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения.

П: использовать общие приёмы решения задач.

К: задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

№45.

22.02









Проект

«Родословная»

К: стр. 50-51







Кто мои родственники?







Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи.




Узнает:

- понятия «культура общения», «семья».

Научится:

- выполнять элементарные нормы общения в семье, школе.


Л: навыки ориентирования на местности по природным признакам

Р: уметь действовать по плану.

П: умение распознавать объекты, выделяя существенные и признаки.

К: умение работать в парах,

обучение сотрудничеству

№46

01.03.

В школе.

(урок-игра)


К: стр. 52-54

Т: стр. 22


Какие правила поведения в школе надо знать?

Правила поведения и культура общения Школьные товарищи, друзья. Совместные игры, учёба, отдых. Инсценировка школьных ситуаций.

Узнает:

- о роли школы в своей жизни;

-о правилах поведения в школе.

Научится:

- делать выводы из изученного материала

Приводить примеры культуры об­щения во взаимоотношениях лю­дей.

Моделировать ситуации об­щения с людьми разного возраста, национальности.

Оценивать реаль­ные и игровые ситуации общения.

Моделировать правила пользования телефо­ном; культура разговора по телефону.


Л: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.

Р: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, адекватно воспри-нимать предложения учителей, товарищей , родитлей и других людей по исправлению допущенных ошибок,

П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

К: использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы, обращаться за помощью.


№47.

03.03

Правила вежливости.

(урок-игра)


К: стр. 56-59

Т: стр. 23-24

Для чего нужны вежливые слова?

Взаимоотношения мальчиков и девочек. Вежливые слова. Культура телефонного разговора. Встречи, расставания.

Узнает:

- понятие «культура общения»;

- правила вежливости.
Научится:

- выполнять эле-ментарные нормы
общения в семье, в школе;

- выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в общественных местах.


Л: самооценка на основе

критериев успешности учебной деятельности.

Р: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей , родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок,

П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

К: использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы, обращаться за помощью








№48.

10.03

Ты и твои друзья.

День рождения.

Практическая работа №7.

(урок-практикум)


К: стр. 60-63

Т: стр. 24-25

Как вести себя в гостях?

За столом?

Правила поведения в гостях

и приём гостей.

Как вести себя за столом. Выбор подарка.

Узнает:

понятие «культура общения»
Научится:

- выполнять элемен-тарные нормы общения в семье, в школе;

- выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в общественных местах.

Приводить примеры культуры об­щения во взаимоотношениях лю­дей.

Моделировать ситуации об­щения с людьми разного возраста, национальности.

Оценивать реаль­ные и игровые ситуации общения.


Моделировать ситуации об­щения с людьми в транспорте, театре.


Л: осознать необходимость культурного поведения в гостях, соблюдение правил этикета.

Р: знать основные правила в окружающей среде.

П: использовать общие приёмы решения задач.

К: ставить вопросы, обращаться за помощью, оказывать помощь и сотрудничество.


№49.

15.03

Мы – зрители и пассажиры.

(групповая работа)


К: стр. 64-67

Т: стр. 26

Как я должен вести себя в общественных местах?

Культура поведения в общественных местах.
Правила для пассажиров. Театр, представление, зрительный зал, антракт.

Узнает:

-понятия«зрители»,

«пассажиры», «культура общения».
Научится:

- выполнять основные правила поведения и элементарные нормы
общения в транспорте и театре.

Л: мотивация учебной деятельности

Р: сличать способ действия.

П: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действитель-

ности в соответствии с содержанием учебных предметов.

К: формулировать свои затруднения, формулировать свою собственную позицию.


№50.

17.03

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

« Общение».

Что я узнал и чему научился?

Закрепление пройденного

Научится:

-обобщать и закреплять пройденный материал


Л: мотивация учебной деятельности

Р: уметь действовать по плану

К: формулировать свою позицию

П: использовать общие приёмы решения задач

Путешествия ( 18 ч.)

№51.

22.03

Посмотри вокруг…

(урок-наблюдение)


К: стр. 70-73

Т: стр. 27-28

Как я ищу дорогу домой?

Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса.

Горизонт. Линии горизонта.
Основные стороны горизонта. Промежуточные стороны
горизонта.

Узнает:

- понятие «горизонт»;

- условные обозначения сторон горизонта.

Научится:

- ориентироваться на местности
с помощью компаса;

- показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря,
реки;

- различать по карте и показывать раз-
личные формы земной поверхности.

Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и кар­ты, по местным признакам во вре­мя экскурсии.






























Л: ценностное отношение к природному миру.

Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную

П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач

К: определять общую цель и пути её достижения

№52.

05.04

Для чего нужен компас?

Практическая работа №87.

(урок-практикум)


К: стр. 74-77

Т: стр. 29-3

Зачем нужен компас?

Определение сторон горизонта по компасу

Ориентирование.

Узнает:

- правила определения сторон гори-
зонта с помощью компаса;

- условные обозначения сторон горизонта.

Научится:

- ориентироваться на местности
с помощью компаса;

- показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки.

Л: навыки ориентирования по компасу

Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную

П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач

К: определять общую цель и пути её достижения.

№53.

07.04

Формы земной поверхности.

(урок-экскурсия №4)


К: стр. 78-81

Т: стр. 32-33

Какая поверхность местности, в которой я живу?

Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте)

Узнает:

- формы земной поверхности;

- условные обозначения сторон горизонта.

Научится:

- ориентироваться на местности
с помощью компаса;

- показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря,
реки;

- различать по карте и показывать
различные формы земной поверхности

Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте ма­терики и океаны; находить и опре­делять географические объекты на физической карте' России с по­мощью условных знаков.

Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности).

Находить на физической карте России равнины и горы и опреде­лять их названия.

Моделировать формы поверхнос­ти из песка, глины или пласти­лина.

Л: навыки ориентирования на местности по природным признакам

Р: уметь действовать по плану.

П: умение распознавать объекты, выделяя существенные и признаки.

К: умение работать в парах,

обучение сотрудничеству


№54.

12.04

Водоёмы.

(урок-путешествие)


К: стр. 82-85

Т: стр. 34-35

Какие части реки я знаю?

Разнообразие водоемов: река, пруд, озеро, море, болото, и т. д.
Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края)

Узнает:

- понятие «водоем»;

- правила поведения у водоемов.
Научится:

- ориентироваться на местности с помощью компаса;

- показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки;

- различать по карте и показывать различные водоемы

Сравнивать и различать разные формы водоемов.

Находить на физической карте России разные водоемы и опреде­лять их названия. Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной по­верхности и водоемов своей мест­ности.

Извлекать (по заданию учителя) не­обходимую информацию из учеб­ника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных зонах и обсуждать полученные сведения.

Л: ценностное отношение к природному миру.

Мотивация учебной деятельности.

Р: составлять план и последовательность действий,

адекватно использовать речь для регуляции своих действий,

П: использовать общие приёмы решения задач, использовать знаково-символические средства.

К: ставить вопросы, обращаться за помощью.

№55.

14.04

В гости к весне.

(групповая работа)

Как изменилась погода весной?

Особенности времен года (на основе наблюдений). Признаки весны.
Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой
и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Характерные признаки
весны в неживой природе

Узнает:

- признаки весны

Научится:

-устанавливать связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе

Описывать сезонные изменения в природе.

Характеризовать признаки времен года.

Л: экологическая культура: ценностное отношение к природному миру.

Р: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

П: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

К:. ставить вопросы, обращаться за помощью

№56.

19.04

В гости к весне.

(урок-экскурсия №5)


К: стр. 86-91

Т: стр. 36-39

Что изменилось весной в жизни растений и животных?

№57.

21.04

Путешествие по родной стране.

(урок-экскурсия №6)


К: стр. 94-95

Т: стр. 39-41

Что я знаю о своей стране?

Изображение нашей страны на карте.

Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Россия - наша Родина.

Города России (2-3): названия, достопримечательности, расположение на карте. Столица, страна.

Узнает:

- название родной страны;

- условные обозначения сторон горизонта;

- Ф. И. О. первого космонавта, 2-3
созвездия.

Научится:

- показывать на карте, глобусе: мате-
рики, океаны, горы, равнины, моря,
реки.

Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте ма­терики и океаны; находить и опре­делять географические объекты на физической карте' России с по­мощью условных знаков.

Находить на физической карте России разные водоемы и опреде­лять их названия.

Л: освоить приёмы чтения карты

Р: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

П: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

К:. ставить вопросы, обращаться за помощью


№58.

26.04

Что такое карта и как её читать?

Практическая работа №9.

(урок-практикум)


К: стр. 92-93, 96-99

Т: стр. 41-43

Как читать карту страны?

Работа с готовыми моделями (глобус, карта).
Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы
чтения плана, карты (без масштаба).

Карта, условные обозначения, масштаб.

Узнает:

- понятие «карта»;

- условные обозначения на карте.
Научится:

- показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря,
реки;

- различать по карте и показывать
различные формы земной поверхности;

- показывать на карте город Москву

- столицу России, границы России,
1-2 города, столицу России, родной
город.

Работать с глобусом и картой: по­казывать территорию России, ее государственные границы.

Участвовать в практической работе с картой: определять местонахожде­ние Москвы и других крупнейших городов (2-3) на карте России.


Л: освоить приёмы чтения карты

Р: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

П: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

К:. ставить вопросы, обращаться за помощью


№59

28.04

Путешествие по Москве.

(урок-открытие)


К: стр. 100-103

Т: стр. 43-46

Какие достопримечательности Москвы я знаю?

Москва - столица России.
Работа с готовыми моделями (глобус, карта) Москва, Кремль, столица.

Узнает:

- столицу России;

- правила работы с картой.
Научится:

- показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря,
реки;

- различать по карте и показывать различные формы земной поверхности;

- показывать на карте город Москву

- столицу России, границы России,
1-2 города, столицу России, родной
город

Работать с иллюстрациями, видео­кадрами достопримечательностей Москвы.

Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России на основе допол­нительной информации.

Работать с иллюстрациями, видеокадрами гер­ба столицы, достопримечательнос­тей городов России.



Л: находить Москву на карте

Р: сличать способ действия.

П: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

К: формулировать свои затруднения, формулировать свою собственную позицию.


№60.

03.05

Московский Кремль.

(заочное путешествие)


К: стр. 104-109

Т: стр. 46-49

Какие достопримечательности есть в Кремле и на Красной площади?

Москва - столица России.

Работа с готовыми моделями (глобус, карта) Кремль, Красная площадь, Собор Василия Блаженного.

Узнает:

достопримечательности Москвы.

Научится:

— показывать на карте город Москву - столицу России;

- называть 2-3 достопримечательности.

Л: осознать значение Кремля для жителей России

Р: сличать способ действия.

П: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

К: формулировать свои затруднения, формулировать свою собственную позицию.

№61.

05.05

Город на Неве. Путешествие по Оке.

(заочное путешествие)


К: стр. 110-115, 116-119

Т: стр. 49-52, 52-53

Почему Санкт-Петербург называют северной столицей?

Какие города расположены на реке Оке?

Работа с готовыми моделями (глобус, карта).

Города

России (2-3): название,

достопримечательности, расположение на карте. Нева, Петербург, Петроград,

Санкт- Петербург.

Ока.

Узнает:

достопримечательности города на Неве.

Научится:

- показывать на карте город на Неве;

- называть 2-3 достопримечатель-

ности.

Работать с иллюстрациями, видео­кадрами достопримечательностей Санкт-Петербурга..

Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России на основе допол­нительной информации.

Работать с иллюстрациями, видеокадрами гер­ба столицы, достопримечательнос­тей городов России.

Л: находить Санкт-Петербург на карте

Р: сличать способ действия.

П: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

К: формулировать свои затруднения, формулировать свою собственную позицию.


№62.

10.05

Путешествие по планете.

(заочное путешествие)

К: стр. 120-123

Т: стр. 53

Зачем для путешест

вия нужна карта?

Познакомить с некоторыми странами мира. Работа с готовыми моделями (глобус,карта)


Планета Земля, части света, страны, материки.

Узнает:

- страны мира.

Научится:

— ориентироваться на местности с

помощью компаса;

- показывать на карте, глобусе мате-

рики, океаны, горы, равнины, моря,

реки, 1-3 страны, столицу

Работать с иллюстрациями, видео­кадрами достопримечательностей стран и городов разных государств.

Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов Европы на основе допол­нительной информации.

Работать с иллюстрациями, видеокадрами гер­ба столицы, достопримечательнос­тей разных стран.

Л: научить находить на глобусе и карте материки и океаны

Р: сличать способ действия.

П: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

К: формулировать свои затруднения, формулировать свою собственную позицию.


№63

12.05

Путешествие по материкам.

(заочное путешествие)

К: стр. 124-129

Т: стр. 54-58

Какие есть материки на нашей планете?

Л: готовить сообщения

Р: сличать способ действия.

П: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

К: формулировать свои затруднения, формулировать свою собственную позицию.

№64.

17.05

Страны мира.

(урок-открытие)

К: стр. 130-135

Т: стр. 59-61

В каких странах мира я бывал?

Как называются карты с изображением гор, морей, рек, равнин….?

Познакомить с некоторыми странами мира. Работа с готовыми моделями (глобус,карта)

Планета Земля, части света, страны, материки.

Узнает:

- страны мира.

Научится:

— ориентироваться на местности с

помощью компаса;

- показывать на карте, глобусе мате-

рики, океаны, горы, равнины, моря,

реки, 1-3 страны, столицу

Работать с иллюстрациями, видео­кадрами достопримечательностей стран и городов разных государств.

Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов Европы на основе допол­нительной информации.

Работать с иллюстрациями, видеокадрами гер­ба столицы, достопримечательнос­тей разных стран.

Л: готовить сообщения

Р: сличать способ действия.

П: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

К: формулировать свои затруднения, формулировать свою собственную позицию.






№65

19.05

Путешествие в космосе.

(заочное путешествие)

Какие космические объекты я могу увидеть в небе?

Земля – планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. Карта звёздного неба.

Космос, космонавт, корабль, спутник.

Узнает:

-фамилию первого космонавта,

2-3 созвездия.

Научится:

-работать с картой звездного неба

Характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли.


Л: показывать на политической карте свою страну

Р: сличать способ действия.

П: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

К: формулировать свои затруднения, формулировать свою собственную позицию.

№66

24.05

Впереди лето.

Что мы узнали и чему научились за год?

(урок обобщения знаний)

Что нового я узнал на уроках окружающего мира?

Проверка знаний по важнейшим вопросам курса.

Обобщение изученного материала.



Л: адекватная мотивация учебной деятельности

Р: формировать умение работать в группе.П: развитие первоначального умения практического исследования природных объектов.

К: использовать речь для регуляции своего действия


СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического совета ______________Меняйлова И.П.

МБОУ Ново-Лакедемоновской СОШ _______________20____года

от________20___года №_______

_____________ руководитель МС

Пантузенко И.В.