Пояснительная записка
Рабочая программа па предмету «Окружающий мир » разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, образовательной программы ООП НОО МКОУ «Становская средняя общеобразовательная школа» на 2016 – 2017 учебный год; примерной программы по предмету «Окружающий мир», авторской программы А.А. Плешакова УМК «Школа России» 4 класс
Цели изучения курса:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основные задачи содержания курса:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Планируемые результаты
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*;
представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;
эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов*;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные - обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
-
Познавательные - обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные - обучающийся научится:
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты - обучающийся научится:
1-я линия развития – уметь объяснять мир.
приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
понимать особую роль России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
по году определять век, место события в прошлом;
отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
Содержание тем учебного курса
4 класс (68 ч)
Земля и человечество – 9ч.
.Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая книга природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на Земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Природа России- 10ч.
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенных в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край – часть большой страны -15ч.
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные т.д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания. Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). породы домашних животных.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории-5ч.
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Географические открытия Нового времени. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX веке. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории Отечества – 20ч.
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII-XV в.в. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII-XV в.в.
Наше Отечество в XVI-XVII в.в. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI-XVII в.в.
Россия в XVIII в. Петр I – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков. культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И.Кутузов. Царь-освободитель Александр II. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II – последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е годы. Великая Отечественная война 1941-1945 г.г. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945-1991 г.г. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю.А.Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е г.г. XXв.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия- 9ч.
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, север Европейской России, юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
График проведения практических и проверочных работ
Период обучения | Кол-во часов | Практические работы | Проверочные работы | Диагностические работы | Тесты |
1 четверть | 18 | 10 | 1 | 1 | 1 |
2 четверть | 14 | 9 | - | 1 | 1 |
3 четверть | 20 | - | 1 | - | 2 |
4 четверть | 16 | - | - | 1 | 1 |
Итого: | 68 | 19 | 2 | 3 | 5 |
Виды контрольно – измерительных материалов
№ урока | Вид работ | Тема |
1 | Стартовая диагностическая работа | Остаточные знания за 3 класс |
2 | Практическая работа №1 | Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца |
3 | Практическая работа №2 | Знакомство с картой звёздного мира |
4 | Практическая работа №3 | Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и карте |
6 | Практическая работа №4 | Знакомство с историческими картами |
10 | Тест №1 | Земля и человечество |
11 | Практическая работа №5 | Поиск и показ на карте равнин и гор России |
12 | Практическая работа №6 | Поиск и показ на карте морей, озёр и рек России |
13 | Практическая работа №7 | Поиск и показ на карте природных зон России |
14 | Практическая работа №8 | Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их |
15 | Практическая работа №9 | Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их |
16 | Практическая работа №10 | Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их |
18 | Проверочная работа №1 | Качество усвоения программного материала за 1 четверть |
19 | Практическая работа №11 | Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их |
20 | Практическая работа №12 | Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их |
21 | Практическая работа №13 Тест №2 | Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их. Природа России |
23 | Практическая работа №14 | Знакомство с картой родного края |
26 | Практическая работа № 15 | Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств |
28 | Практическая работа №16 | Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание |
29 | Практическая работа №17 | Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание |
30 | Практическая работа №18 | Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание |
31 | Практическая работа №19 | Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание |
32 | Промежуточная диагностическая работа | Итоговая работа за 1 полугодие |
34 | Тест №3 | Родной край – часть большой страны |
39 | Тест №4 | Страницы всемирной истории |
52 | Проверочная работа №2 | Качество усвоения программного материала за 3 четверть |
59 | Тест №5 | Страницы истории России |
64 | Итоговая диагностическая работа | Качество усвоения программного материала за 4 класс |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | |
1 четверть (18 часов) |
Раздел «Земля и человечество» (9 часов) + 1 природная экскурсия из раздела «Родной край – часть большой страны» (по усмотрению учителя*) |
1 | | Мир глазами астронома. Стартовая диагностика | |
2 | | Планеты Солнечной системы. Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца» | |
3 | | Звёздное небо – Великая книга Природы. Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира» | |
4 | | Мир глазами географа. Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте» | |
5 | | Мир глазами историка | |
6 | | Когда и где? Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами» | |
7 | | Мир глазами эколога | |
8* | | Природное сообщество «Водоем». Экскурсия №1 | |
9 | | Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие | |
10 | | Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга. Тест № 1 | |
Раздел «Природа России» (10 часов) + 1 природная экскурсия из раздела «Родной край – часть большой страны» (по усмотрению учителя*) |
11 | | Равнины и горы России. Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России» | |
12 | | Моря, озёра и реки России. Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России» | |
13 | | Природные зоны России. Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России» | |
14 | | Зона арктических пустынь. Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике» | |
15 | | Тундра. Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре» | |
16 | | Леса России. Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов» | |
17* | | Растения и животные леса. Экскурсия № 2 | |
18 | | Лес и человек. Проверочная работа №1 | |
|
19 | | Зона степей. Практическая работа №11 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей» | |
20 | | Пустыни. Практическая работа №12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь» | |
21 | | У Чёрного моря. Практическая работа №13 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков». Тест № 2 | |
Раздел «Родной край – часть большой страны» (15 часов) ( - 2 часа) две экскурсии проведены ранее в соответствии с климатическими условиями региона* |
22 | | Родной край – часть большой страны. Экскурсия №3 | |
23 | | Наш край. Практическая работа №14 «Знакомство с картой родного края» | |
24 | | Поверхность нашего края | |
25 | | Водные богатства нашего края | |
26 | | Наши подземные богатства. Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств» | |
27 | | Земля - кормилица | |
28 | | Жизнь леса. Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание» | |
29 | | Жизнь луга. Практическая работа №17 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание» | |
30 | | Жизнь в пресных водах. Практическая работа №18 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание» | |
31 | | Растениеводство в нашем крае. Практическая работа №19 «Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание» | |
32 | | Проверим себя и оценим свои достижения. Промежуточная диагностическая работа | |
|
33 | | Животноводство в нашем крае | |
34 | | Презентация проектов. Тест № 3 | |
|
35 | | Начало истории человечества | |
36 | | Мир древности: далёкий и близкий | |
37 | | Средние века: время рыцарей и замков | |
38 | | Новое время: встреча Европы и Америки | |
39 | | Новейшее время: история продолжается сегодня. Тест № 4 | |
|
40 | | Жизнь древ них славян | | |
41 | | Во времена Древней Руси | |
42 | | Страна городов | |
43 | | Из книжной сокровищницы Древней Руси | |
44 | | Трудные времена на Русской земле | |
45 | | Русь расправляет крылья | |
46 | | Куликовская битва | |
47 | | Иван Третий | |
48 | | Мастера печатных дел | |
49 | | Патриоты России | |
50 | | Пётр Великий | |
51 | | Михаил Васильевич Ломоносов | |
52 | | Екатерина Великая. Проверочная работа №2 | |
|
53 | | Отечественная война 1812 года | |
54 | | Страницы истории XIX века | |
55 | | Россия вступает в XX век | |
56 | | Страницы истории 1920 – 1930-х годов | |
57 | | Великая война и великая Победа | |
58 | | Великая война и великая Победа | |
59 | | Страна, открывшая путь в космос. Тест № 5 | |
|
60 | | Основной закон России и права человека | |
61 | | Мы – граждане России | |
62 | | Славные символы России | |
63 | | Такие разные праздники | |
64 | | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Итоговая диагностическая работа | |
65 | | Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири) | |
66 | | Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России) | |
67 | | Путешествие по России (по Волге, по югу России) | |
68 | | Презентация проектов | |