СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

 

– Федерального  закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897;

– Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в текущем учебном году;

–  Образовательной программы МКОУЭзекеевская НШ;

– Учебного плана МКОУ Эзекеевская НШ;

– Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года № 189;

–Программы курса «Окружающий мир».1-4 классы. Авторы: И.В.Потапов, Г.Г.Ивченкова, Е.В.Саплина, А.И.Саплин.«Программы   общеобразовательных учреждений. Начальная школа.1-4 классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний».М.:АСТ:: Астрель,2015.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 4 класс»






Календарно – тематическое планирование по окружающему миру

4 класс «Планета знаний»

Раздел

Тема

урока

Кол-во

часов

Основные

виды

учебной деятельности

Виды контроля

(к/р, с/р, тест, мониторинг:

IX/II/ V)

Планируемые результаты освоения материала

Дата

Примечание

предметные

метапредметные

личностные

Наш край (22 ч)

Что такое погода. Как погода зависит от ветра.

1

Наблюдение за погодой, определение погоды, работа с учебником

Фронтальный опрос


Уметь:

использовать ранее полученные знания при характеристике погоды;

проводить наблюдения за погодой в группе и фиксировать результаты в таблице.

Уметь:

объяснять, как изменяется температура воздуха с высотой, как образуются ветер и осадки.

Знать:

как погода зависит от ветра;

местные признаки предсказания погоды; значение научных предсказаний погоды.

Уметь:

характеризоватьпогоду по результатам наблюдений за неделю и за месяц.

Знать:

что такое план, карта, условные обозначения;

историю создания карт;

виды поверхностей земли и их основные черты.

Уметь:

объяснять значение плана и карты в жизни человека;

приводитьпримеры из истории создания карт;

характеризоватьформы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги). Знать:

как Солнце, вода, ветер и деятельность человека изменяют поверхность суши;

основные полезные ископаемые

Уметь:

характеризовать значение и использование горючих полезных ископаемых, железных и цветных руд, удобрений;

доказыватьнеобходимость бережного использования полезных ископаемых и приводить примеры их рационального использования.

Знать:

основные виды почв.

Уметь:

объяснять причины разнообразия почв.

Познавательные:

проводить наблюдения за объектами природы в группе и индивидуально, используя план, собирать природный материал, делать зарисовки, фото и видео съемку;

читатьплан и карту с помощью условных знаков, применяя масштаб;изображать путь от дома до школы;составлять описание местности;

моделировать формы поверхности суши из песка, глины или пластилина;

исследовать на основе опытов свойства некоторых полезных ископаемых и почв


Регулятивные:

обобщать результаты наблюдений, делать выводы;


Коммуникативные:

сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.




Личностные:

правильно вести себя во время грозы, метели, гололеда, жары, сильных морозов;

участвовать в природоохранительной деятельности по предупреждению образования и роста оврагов;

положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;

способность к самооценке;



Часть 1

С. 6 – 14

вопросы

Предсказание погоды


1

Работа с учебником и доп. литературой

Взаимоконтроль


С. 14—17 – подобрать приметы погоды

Экскурсия в смешанный лес

1

Наблюдение за живым и неживым миром леса.

Работа в группах


Сочинить рассказ об управлении погодой

Экскурсия на луг или в поле

1

Наблюдение за живым и неживым миром поля.

Фронтальный опрос


Заполнить таблицу

Наша местность на плане и карте


1

Работа с картой и планом. Составление плана.

Составление плана местности


С. 18—20 вопросы 1-3 (работа с планом)

План местности


1

Составление плана, используя условные знаки.

Составление плана местности


С. 21—25 вопросы 1-3 (определить масштаб)

Географическая карта


1

Работа с картой, с учебником, учатся читать и понимать карту.

Работа с картой России


С. 25—29 вопросы, знать основные понятия

Равнины


1

Знакомство с особен-ностями равнины и ее сообществом. Работа с картой, с учебником

Работа с картой России


С. 30—33 вопросы 1-7

8-9 (дополн.)

Горы


1

Знакомство с горами. Наблюдение над изменением раститель-ности при подъем в горы. Работа с картой, с учебником.

Работа с картой России


С. 33—36

Пересказ

Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши

1

Наблюдение над видами поверхности, определение с помощью чего они так изменились. Работа с учебником. Выполнение опыта.

Работа в группах


С. 36—41

Пересказ, в.1 (рисунок)

Как деятельность человека изменяет поверхность суши.

1

Работа с учебником.

Фронтальный опрос


С. 41—45

Пересказ, вопросы 6,

1-2

Богатства недр


1

Работа с картой и учебником, коллекцией полезных ископаемых

Работа в парах


С. 45—49

Вопросы, вырастить кристаллы

Разнообразие почв.


1

Работа с учебником, с коллекцией «виды почвы»

Тест




С. 50—52

Пересказ, выполнить опыт с 52 в.6

Что такое природное сообщество. Какие растения растут на лугу.

1

Составление сообществ, работа с учебником, с гербарием.

Работа в группах

Знать:

что такое природное сообщество;

основные признаки приспособленности растений и животных к условиям жизни в сообществах.

Уметь:

приводить примеры взаимосвязей между обитателями природных сообществ;

характеризовать роль каждого из компонентов природного сообщества.

Знать:

основные моменты влияния человека на состояние природных сообществ.

Уметь:

сравнивать условия жизни в различных природных сообществах и на этой основе объяснять разнообразие их обитателей.

Знать:

отличие искусственных сообществ от природных.

Уметь:

прогнозировать изменения в природных и искусственных сообществах в результате исчезновения отдельных компонентов.

Знать:

мероприятия по использованию и мероприятия по охране природных и искусственных сообществ.

Уметь:

характеризовать особенности природы своего края: погоду, формы поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почву, природные и искусственные сообщества.

Познавательные:

читать схемы, характеризующие круговорот веществ в природе;моделировать цепи питания;

проводить наблюдения за организмами в природных сообществах, выделяя признаки их приспособленности к условиям жизни и взаимосвязи;

работать с таблицами, текстами, картами, схемами, справочной литературой по теме раздела и в реализации проектной деятельности


Регулятивные:

планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

осуществлять пошаговый и итоговый контроль;



Личностные:

понимание необходимости соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе;

чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;


распределять обязанности при работе в группе;

учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.


С. 53—58 вопросы, составить 3 цепи питания

Животные — обитатели луга. Луг

в жизни человека

1

Работа с учебником, с дополнительной литературой. Знакомство с обитателями луга.

Фронтальный опрос Наблюдение


С. 59—64

Вопросы, рисунок

Какие растения растут в лесу

1

Сравнивают, наблюдают, работа с гербарием.

Работа в парах



С. 64—68

Доп. мат. О животных леса.

Животные — обитатели леса. Лес

в жизни человека

1

Работа с книгой, наблюдение.

Фронтальный опрос


С. 69—73, составить правила поведения человека в лесу

Водоём.

Водоемы нашего края.


1

Работа с гербарием, наблюдение, сравнение, работа с книгой, гербарием

Работа в группах


С. 74—80

Пересказ, составить 3 цепи питания

Искусственные сообщества. Поле

1

Работа с гербарием, наблюдение, сравнение, работа с книгой.

Взаимоконтроль


С. 81—85

вопросы

Животные — обитатели полей


1

Работа с книгой, выбор информации.

Взаимоконтроль


С. 85—87

Доп. матер.о любом обитателе полей.

Сад


1

Работа с книгой и раздаточным материалом.

Работа в группах


С. 88—93

повторить основные понятия.

Проверочная работа №1 по теме «Наш край»

1

Выполнение проверочной работы, работа самостоятельно.

Проверочная работа



Внеклассная деятельность учащихся С. 94—95


Наша Родина на планете Земля (12 ч)

Какую форму

имеет Земля. Карта полушарий.


1

Работа с готовыми моделями

(глобус, карта и др.); создание

несложных моделей. Элементар-

ные приемы чтения плана, карты (без масштаба)

Фронтальный опрос, работа с картой

Знать:

определения:материк, океан, меридиан, параллель, карта, план.

Уметь:

показывать на карте полушарий материки и океаны, Северный и Южный полюс, экватор, параллели, меридианы;обозначать на контурной карте материки и океаны, полюса, экватор.

Знать:

причины смены дня и ночи, времен года.

Уметь:

находить и показывать на карте и глобусе различные географические объекты (горы, равнины, моря, реки, границы государств, города и др.).

Знать:

разнообразие условий жизни на Земле.

Уметь:

выявлять влияние разнообразие условий жизни на Землена растительный и животный мир, жизнь людей на примере пустынь Африки, экваториальных лесов Южной Америки, Антарктиды;

находить и показывать на карте России основные формы поверхности, моря, реки, полезные ископаемые, границы России, столицу, некоторые города, обозначать их на контурной карте.

Знать:

основные природные зоны России;

условия жизни, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей основных природных зон России.

Уметь:

показывать на карте основные природные зоны России;

характеризовать условия жизни, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей основных природных зон России;

оценивать влияние человека на природу каждой из изучаемых природных зон, характеризовать меры по их охране.

Знать:

особенности природы в разных природных зонах, называть причины различий.

Уметь:

характеризовать экологические проблемы России, своего края и своей местности;

приводить примеры международного сотрудничества по охране природы;доказывать, что люди планеты Земля в ответе за ее будущее.

Познавательные:Доказывать опытным путем, что Земля имеет шарообразную форму;

демонстрировать движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях;

находить дополнительную информацию об изучаемых объектах, используя различные источники и отражать ее в разнообразной форме: сочинениях, фотоальбомах, видеофильмах и др;

проводить исследование, как деятельность человека влияет на природу.Регулятивные:

сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.



Личностные:

участвовать в мероприятиях по охране природы своей местности;

отражать красоту природы и богатство Родины в различных творческих работах;


Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении мер по охране природы своей местности, выдвигать предложения по улучшению природоохранной деятельности;

участвовать в проектной деятельности по изучению природы России




С. 98—105

пересказ

Движение Земли


1

Работа с готовыми моделями

(глобус, карта и др.); создание

несложных моделей. Элементар-

ные приемы чтения плана, карты (без масштаба)

Фронтальная беседа


С. 106—109

вопросы

В пустынях

Африки


1

Элементарные приемы чтения карты

(без масштаба).

Работа с учебником.

Практическая работа с картой


С. 110—113

Вопросы 1-8, вопрос7 – дополнит.

Экваториальные леса Южной

Америки


1

Элементарные

приемы чтения

карты (без мас-

штаба). Знакомство с растительным и живот-ным миром экваториаль-ных лесов Южной

Америки.

Тест


С. 114—117

Доп. мат. об обитателях Антарктиды или Австралии.

Антарктида. Австралия. Евразия

1

Элементарные приемы чтения карты

(без масштаба).

Работа с учебником.

Фронтальный опрос


С. 117—123

вопросы

Карта России. Кавказские горы.


1

Элементарные приемы чтения карты

(без масштаба).

Работа с учебником.


Работа с картой


С. 123—128

Уметь ориен-тироваться на карте, доп. матер.о живот-ных разных пр. зон (распр.)

Зона арктических пустынь


1

Элементарные приемы чтения карты

(без масштаба).

Работа с учебником.

Самостоятельная работа, сообщения


С. 129—134

Описание зоны аркт. пустынь по плану. Доп. матер.

Тундра


1

Элементарные приемы чтения карты

(без масштаба).

Работа с учебником. Наблюдение, сравнение.

Творческие работы, сообщения


С. 134—139

Описание тундры по плану. Доп. матер.

Зона лесов


1

Элементарные приемы чтения карты

(без масштаба).

Работа с учебником.

Сообщения


С. 139—145

Описание зоны лесов по плану. Доп. матер.

Степи


1

Элементарные приемы чтения карты

(без масштаба).

Работа с учебником. Выполнение теста.

Тест, сообщения


С. 145—150

Описание степи по плану. Доп. матер.

Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы.


1

Работа с учебником, составление вопросов. Поддержание дискуссии.

Творческая работа в группах


С. 98 – 153

Знать основные понятия, уметь описывать природные зоны по плану.

Проверочная работа №2 по теме «Наша Родина на планете Земля»

1

Выполнение проверочной работы.

Проверочная работа



Внеклассная деятельность учащихся С. 94—95

Наши верные помощники (1 ч)

История

на карте. Исторические источники


1

Работа с готовыми

моделями; создание

несложных моделей

Фронтальный опрос

Знать:

понятия: историческая карта, вещественные, письменные, устные исторические источники.

Уметь:

отличать историческую карту от географической;

работать с исторической картой: читать легенду карты, отличать историческую карту от географической, описывать сведения, полученные из карты.

различатьвещественные, письменные, устные исторические источники.

Познавательные:

преобразовать знаково-графическую информацию в текстовую при работе с картой; извлекать

информацию из любых исторических источников

(письменных, устных, вещественных); строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;

находить дополнительную информацию в словарях, энциклопедиях,справочниках;сравнивать тексты на одну тему, находить ошибки в тексте (рабочая тетрадь).

Личностные:

составлять летопись своей семьи


Часть 2

С. 3—11 пересказ

Древняя Русь (5 ч)

Древнерусское государство (3 ч)

Первые русские князья


1

Работа с текстом, сравнение, знакомство с наиболее яркими и важными историческими событиями.

Работа в группах

Знать:

имена основных исторических личностей, их заслуги;

памятники культуры;

исторические события и даты.

Уметь:

пересказывать часть текста учебника;находить в тексте ответы на вопросы; сравнивать высказывания с текстом учебника, оценивать их правильность (рабочая тетрадь);

описывать памятники культуры на основе иллюстраций и наблюдений;

обсуждать значение памятников культуры и необходимости их охраны.

давать оценку исторической личности на основе текста учебника;показывать на исторической карте основные события, извлекать информацию из карты

Познавательные:

находить исторические сведения в литературных произведениях;сравнивать литературные и исторические источники;

работать со словарем в конце учебника, искать информацию в дополнительных источниках, готовить на ее основе сообщения

Регулятивные:

планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

осуществлять пошаговый и итоговый контроль;





С. 12—16

вопросы

Князь Владимир. Крещение Руси


1

Работа с учебником, с дополнительными источниками.

Фронтальная беседа

объяснять исторический смысл устойчивых выражений русского языка (рабочая тетрадь);

составлять логический рассказ о посещении исторических, краеведческих музеев;

наблюдать и сравнивать различные объекты культуры;



С. 17—21

пересказ

Культура

Древней Руси


1

Описывают и рассказывают о первой книге.

Индивидуальный опрос


С. 21—24

Пересказ, вопрос 1

Монгольское завоевание (2 ч)

Борьба с иноземными захватчиками. Александр Нев­ский


1

Знакомятся с помощью учебника и учителя с Историей Отечества:

отдельными, наиболее важными и яркими

историческими событиями, картинами быта,

труда, традициями

людей в разные исторические времена

Текущий контроль


С. 25—29

Уметь рассказать про ист. события

Куликовская битва. Дмитрий Донской


1

Работа с картой. Знакомятся с помощью учебника и учителя с Историей Отечества:

отдельными, наиболее важными и яркими

историческими событиями, картинами быта,

труда, традициями

людей в разные исторические времена

Фронтальная беседа

выдвигать свои предложения по охране местных памятников культуры.



С. 30—33

вопросы


Московское царство (6 ч)

Московское государство (2 ч)

Первый русский царь. Преобразования

в государстве


1

Знакомятся с помощью учебника и учителя с Историей Отечества:

отдельными, наиболее важными и яркими

историческими событиями, картинами быта,труда, традициями

людей в разные исторические времена

Индивидуальный опрос

Знать:

имена основных исторических личностей, их заслуги;

памятники культуры;

исторические события и даты

Уметь:

описывать исторические события на основе текста учебника, сравнивать события, делать обобщения.определять длительность событий, определять век по дате, устанавливать хронологию событий (рабочая тетрадь).показывать на исторической карте основные события,

извлекать информацию из карты;

находить в тексте слова для характеристики исторической личности, делать обобщение и выводы.


Познавательные:

составлять рассказ по иллюстрации, извлекать информацию из иллюстративного материала;

устанавливать причинно-следственные связи между событиями и последствиями событий;классифицировать имена, названия, понятия (рабочая тетрадь);составлять вопросы по теме;

самостоятельно изучать тексты из вариативной части учебника, находить

дополнительную информацию, готовить сообщения; моделировать путешествие купца в старину (прокладывать по карте маршрут, составлять описание товаров, прогнозировать трудности путешествия).

Регулятивные:оценивать результаты своей

деятельности;

выбирать форму участия в проектной деятельности (создание рукописной книги, макет храма); предлагать свои проекты, самостоятельно распределять роли и планировать свое участие.


Личностные:

умение оценивать трудность предлагаемого задания;

чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;

осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие.


Коммуникативные

выражать свои мысли и чувства по поводу исторических событий;

обсуждать с товарищем ответы на

предложенные вопросы, вырабатывать

общую точку зрения;

представлять результаты своей деятельности.


С. 36—40

осн. преобразования

Как жили люди на Руси

в XIV—XVI веках.

1

Знакомятся с бытом людей, которые жили на Руси. Работа с книгой, доп. литературой.

Фронтальный опрос


С. 40—44

Пересказ,

Россия в XVII в. (4 ч)

Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский


1

Знакомятся с помощью учебника и учителя с Историей Отечества:

отдельными, наиболее важными и яркими

историческими событиями, картинами быта,труда, традициями

людей в разные исторические времена

Творческие работы


С. 44—47

вопросы


Русское государство при первых Романовых


1

Знакомятся с помощью учебника и учителя с Историей Отечества:

отдельными, наиболее важными и яркими

историческими событиями, картинами быта, труда, традициями

людей в разные исторические времена

Тест


С. 47—50

Составить рассказ (с.50 №1)

Расширение границ России в XVII веке.


1

Знакомятся с помощью учебника и учителя с историей Отечества:

отдельными, наиболее важными и яркими

историческими событиями, картинами быта, труда, традициями

людей в разные исторические времена. Работа с картой.

Практическая работа


С. 36 – 53

Повторить основные события, даты и ист. деятелей.

Повторительно-обобщающий урок. Проверочная работа №3 по теме «Московское царство»

1

Выполняют проверочную работу.



С. 54—55

Подготовить сообщения о Петре 1

Внеклассная деятельность учащихся С. 56—57

Российская империя (9 ч)

Эпоха преобразований (1 ч)

Пётр I. Реформы в Российском государстве.

1

Работа с учебником, сравнение и обобщение преобразований. Заполнение таблицы.

Сообщения

Знать:

имена основных исторических личностей, их заслуги;

памятники культуры;

развитие науки;

изменения в быту;

исторические события и даты.

Уметь:

описывать исторические события на основе текста учебника, сравнивать события, делать обобщения;определять длительность событий, определять век по дате, устанавливать хронологию событий; показывать на исторической карте основные события, извлекать информацию из карты;

находить в тексте слова для характеристикиисторической личности, делать обобщение и выводы.


Познавательные:

составлять рассказ по иллюстрации, извлекатьинформацию из иллюстративного материала;

устанавливать причинно-следственные связи между событиями и последствиями событий;вспоминать известные факты, связывать их с изученными;

знакомиться с краеведческими материалами, связанными с изучаемой эпохой, описывать их, делиться впечатлениями, высказывать свое отношение к истории края;

сравнивать вооружение русских воинов разных эпох. сравнивать одежду разных эпох;связывать впечатления от произведений искусства на исторические темы с историческими событиями.

Регулятивные:

выбирать форму участия в проектной деятельности (костюмированный бал, макет города XIX века), предлагать свои проекты,самостоятельно распределять роли и планировать свое участие;

Личностные:

оценивать результаты своей деятельности; осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие. Коммуникативные:

представлятьрезультаты своей деятельности; участвовать в коллективном обсуждении полученных результатов



С. 58—65

Вопросы 1 вар. – с.62

2 вар. – с.65


Век Екатерины (2 ч)

Изменения в Российском государстве. Императрица Екатерина II

1

Работа с учебником, сравнение и обобщение преобразований. Заполнение таблицы.

Фронтальный опрос


С.66—69

Пересказ, доп. мат. о М.В. Ломоносове или И.П. Кулибине

Образование и наука

в XVIII веке.

1


Сообщения


С. 69—73

вопросы

XIX век: победы и открытия (6 ч)

Война 1812 года.


1

Работа с учебником, картой. Изображение с помощью карандашей дружинника, его вооружение.

Текущий опрос


С. 73—76

Пересказ + работа с картой

Отмена

крепостного права.


1

Работа с учебником, картой.

Фронтальная беседа


С. 77—79
пересказ, доп. мат. о первой железной дороге, фотографии и, кинематограф, паровозе.

Наука и техника

в XIX веке.


1

Сравнивают современ-ный транспорт и конку; рассказывают, какие новые детали появились в женском костюме; описы-вают, какие изменения произошли в мужском и женском костюме в XIX веке

Сообщения


С. 80—83

вопросы

Город и горожане.

Мода XIX века.


1

Находят дополнительные сведения об изобретении фотографии и кинемато-графе; рассказывают о значении изобретений;

Творческая работа


С. 83—88

вопросы

Культура XIX века

1

Работа с учебником.

Фронтальный опрос


С. 88—93

Повторить основные события, достижения в науке и технике.

Проверочная работа №4 по теме«Российская империя»

1

Выполняют проверочную работу.

Проверочная работа


С. 94—95

Внеклассная деятельность учащихся С. 96—97

Российское государство (13 ч)

Россия в начале XIX века (5 ч)

Революция в России


1

Работают с лентой времени, учебником.

Фронтальная беседа

Знать:

имена основных исторических личностей, их заслуги;

памятники культуры;

научные достижения;

изменения в быту;

исторические события и даты;

названия и основняе достопримечательности городов России.

Уметь:

описывать исторические события на основе текста учебника и дополнительной информации;

сравнивать события, делать обобщения;определять длительность событий, определять век по дате, устанавливать хронологию событий; показывать на исторической карте основные события, извлекать информацию из карты;

давать оценку исторической личности, аргументировать свои высказывания, делать обобщение и выводы;

обсуждать использование атомной энергии в военных и мирных целях, высказывать свое отношение к вопросу.



Познавательные:

составлять рассказ по иллюстрации, извлекать информацию из иллюстративного материала;устанавливать причинноследствен-ные связи между собы-тиями и последствиями событий; определять местоположениегородов на карте России, названия стран, граничащих с Россией;

описывать города России по аналогии с описанием в учебнике, находить дополнитель-ную информацию в разных источниках, использовать при характеристике города информацию как исто-рическую так и геогра-фическую; собирать краеведческий материал о родном городе (областном центре), узнавать о местополо-жении достопримеча-тельностей города, архитектурных памят-ников, посещать их, а также места историчес-ких событий.

Регулятивные:

выбирать форму участия в проектной деятельности (фотоальбом «По местам боевой славы», вечер памяти), предлагать свои проекты, самостоятельно распределять роли и планировать свое участие.


Личностные:

умение оценивать трудность предлагаемого задания;

чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;

осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие. Коммуникативные:

интервьюировать родственников о жизни членов семьи в течение XX века (об участии в военных действиях, работе в тылу, других жизненных обстоятельствах);представлять результаты своей деятельности



С. 98—103

вопросы.

Подготовить сообщение о деятельности Красного креста

Россия в годы Советской власти


1

Сравнивают герба СССР и РСФСР, работают с картой, находят крупные предприятия. Графически изображают гербы.

Фронтальная беседа, сообщения


С. 103—107

Вопросы, подготовить сообщения

Великая Отечественная война.


1

Знакомятся с помощью учебника и учителя с историей Отечества:

отдельными, наиболее важными и яркими исто-рииическими событиями, картинами быта,труда, традициями людей в разные исторические времена. Работа с картой.

Сообщения


С. 107—113

Вопросы, основные даты

Тыл в годы войны. Победа над фашизмом.

1

Работа с учебником, изображение орденов, выполнение творческих работ.

Творческие работы


С. 113—118

Вопросы, допол. мат. с. 117 №1

Восстановление народного хозяйства. Научные достижения XX века

1

Работа с учебником. Рассказывают о достижениях русского народа.

Тест


С. 118—123

пересказ, основные даты

Современная Россия (8 ч)

По северным

городам России


1

Знакомятся с городами России (Архангельск, Вологда, Великий Устюг, Карго-Поль) и описывают их по плану: название,

достопримечательности, расположение на карте.

Индивидуальный опрос


С. 124—126

Вопросы, доп. мат. про города России.

По городам Центральной России


1

Знакомятся с городами России (Тула, Воронеж, Владимир, Суздаль, Казань)и описывают их по плану: название,

достопримечательности, расположение на карте.

Творческая работа, сообщения


С. 126—129

Пересказ, доп. мат. про города России.

Города Урала

и Сибири


1

Знакомятся с городами России (Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Уфа, Новосибирск, Братск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток) и описы-вают их по плану: название, достопримеча тельности, расположение на карте.

Фронтальный опрос, сообщения


С. 130—136 Пересказ, доп. мат. про города России.

Дальний Восток.


1

Знакомятся с городами России (Ростов-на-Дону, Ставрополь, Пятигорск, Кисловодск, Невинно-мысск, Дербент)

и описывают их поплану: название,достопримеча-тельности, расположение на карте.

Фронтальная беседа, сообщения


С. 136—141 повторить основные события, даты, знать достопримечательности изученных городов.

Проверочная работа №5 по теме «Российское государство»

1

Выполняют проверочную работу.

Проверочная работа



Россия в мировом сообществе

1


Текущий контроль


С. 141—145

Прочитать, вопросы

Жизнь современного человека.

1

Рассказывают онациональ ной одежде разных народов; изображают их на бумаге; объясняют выражение «экологи-ческое равновесие»; обсуждают экологические проблемы.

Сообщения


С. 145—149

Повторительно-обощающий урок

1

Работа над творческим заданием.

Творческая работа


С. 152—154