СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОПК 5-11 классы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России».      Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы православной культуры  для 6 - 9 классов. Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы православной культуры» для 10-11 классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОПК 5-11 классы»

Муниципальное Казенное общеобразовательное учреждение

«Вишневская средняя общеобразовательная школа»

Беловского района Курской области



Рассмотрена на заседании методического объединения Протокол № _________

_______________________

Председатель:__________

Каськов А.В.

Согласована

с заместителем директора

по УВР

____________________

Бабичева Н.И.________

Утверждена

Приказом № 51

От 31.08. 2017 г.

Директор школы: _______ П.И. Сасин







Рабочая программа

по основам духовно-нравственной

культуры народов России


для 5 класса


(срок реализации – 1 год)






Составитель: учитель православной культуры Бабичева Л.С.









Вишнево – 2017




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (модуль «Основы мировых религиозных культур») для 5 класса составлена на основе: федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ; федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», программы курса к учебнику А.Н.Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». 5класс. - М.: «Русское слово», 2012г с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования Вишневской СОШ, устава Вишневской СОШ, учебного плана Вишневской СОШ на 2017-2018 учебный год, положения о рабочей программе педагога (Приказ №22 от 31.03.2016 года).

Рабочая программа рассчитана в 5 классе на 34 часа в год, по 1 часу в неделю.

Для реализации программного содержания используется учебник:

- основы духовно-нравственной культуры России. Основы религиозных культур народов России: учебник для 5 класса / А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров, Р.М. Мухаметшин; под общ. Ред. А.Н. Сахарова. - М.: «Русское слово», 2016.


























ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА


5 класс

Результатом изучения предмета в 5 классе  является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. 

Предметные результаты –   овладение целостными  представлениями  о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и  вероисповеданию;

-овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в  духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;

-  умение различать основные религии народов России,  описывать памятников  культуры,  используя основные и дополнительные источники информации.

Метапредметные результаты - способность планировать и организовывать свою учебную и  коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета,  видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные  взгляды и оценки, вести конструктивный диалог; работать в коллективе;

- умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать  её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы;

- способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;

- развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам.  

Личностные результаты – становление внутренней установки личности учащихся на то, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками;

- воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и традициям, бережное отношение к своей  родной культуре.

В результате обучения в рамках этого модуля у учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений, знания истории Отечества, истории православной культуры и культур традиционных религий России, адекватная оценка собственного поведения и поведения товарищей.

Учащиеся 5 класса научатся:

- проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

- определять общую цель и пути её достижения, уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

- знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, традиции - как основы культурной истории многонационального народа России;

- познакомятся с основными нормами светской и религиозной морали, научатся понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимать значения нравственности в жизни человека и общества;

- осознавать ценности человеческой жизни.

Учащиеся 5 класса получат возможность научиться:

- соотносить опыт православной традиции и свой собственный опыт;

- делать осознанный нравственный выбор;

- связывать мир духовной и социальной жизни русского народа с миром русской

природы;

- обнаруживать тесную связь духовной жизни конкретного человека и жизни всего

человечества.

-строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.









































СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

5 класс

п/п

Тема раздела

Количество часов

1

Христианство


7

2

Католичество


1

3

Ислам


3

4

Иудаизм


3

5

Буддизм


3

6

Традиционные религии


1

7

Православие на Руси и современной России


6

8

История Ислама в России


3

9

Появление и развитие иудаизма в России


3

10

Появление и развитие буддизма в России.


3

11

Повторительно- обобщающий урок.


1

Итого

34





















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5 класс

I. Христианство (7ч.). Древние предания христиан. Возникновение христианства . Христианская церковь. Христианство на Руси и в России. Христианские святые. Православный храм. Христианские праздники и таинства Возникновение первобытных религий. Представления древних людей о загробном мире. Обожествление сил природы. Понятие души. Язычество. Ветхий Завет – часть Библии. Сотворение Богом мира и человека. Адам и Ева. Грехопадение первых людей и их изгнание из рая. Первородный грех. Понятие греха. Дьявол (сатана). Свобода выбора человека. Всемирный потоп.

Вавилонская башня. Новый Завет – часть Библии. Евангелие – благая весть. Рождение Иисуса Христа. Проповедь Иисуса. Любовь к Богу и к ближнему – основа христианского учения. Апостолы – ученики Иисуса Христа. Гонения на первых христиан в Римской империи. Катакомбы – место, где укрывались первые христиане. Церковь. Появление

священников. Распространение и утверждение христианства в Римской империи в качестве государственной религии. Император Константин. Русь и Византия. Владимир – креститель Руси. Посольства о вере. Крещение Руси, его значение для русской истории и культуры. Возникновение Русской православной церкви. Появление иконописи. Роль Русской православной церкви в истории России. Сергий Радонежский и победа на Куликовом поле. Ликвидация патриаршества

при Петре Великом. Гонения на Церковь при советской власти. Церковь в современной России. Почитание святых в христианстве. Мощи – нетленные останки святых. Первые русские святые Борис и Глеб. Серафим Саровский – один из самых почитаемых святых Русской православной церкви. Храм, его место в жизни христианина.

Первые христианские храмы на Руси. Фреска и мозаика. Название храма. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Устройство храма. Икона Владимирской Божией Матери. Правила поведения в храме. Церковное богослужение, его распорядок и связь с событиями земной жизни Иисуса Христа. Церковные праздники. Рождество Христово и Рождественский пост. Крещение Господне и Благовещение Пресвятой Богородицы. Пасха – главный христианский праздник. Вербное воскресенье. Подвижные и не - подвижные праздники. Христианские таинства.

II. Католичество (1 ч.). Крестовые походы. Уния и униатская церковь. Протестанты. Реформация .Пастор, кальвинисты. Католичество – самое распространенное христианское учение на Земле. Рим – главный город для католиков всего мира. Ватикан.Римский папа – глава Католической церкви. Кардиналы. Понятие чистилища. Франциск Ассизский. Мать Тереза. Уния и униатская церковь. Понятия протестантизма и реформации. Мартин Лютер. Основные положения протестантского вероучения. Борьба между католиками и протестантами. Распространение протестантизма в Европе и Америке. Община протестантов. Пастор. Течения протестантизма .

III. Ислам (3ч.). Возникновение ислама. Во что верят мусульмане. Коран – священная книга мусульман. Мусульманские обычаи. Детство и юность Мухаммада. Первое откровение Аллаха, ниспосланное Мухаммаду. Начало проповеди ислама. Хиджра – уход Мухаммада из Мекки в Медину. Распространение ислама среди арабских племен. Возникновение мусульманского государства. Понятие шариата. Смерть Мухаммада . Аллах – творец и повелитель мира. Ангелыи демоны. Пророки – посланники Аллаха. Судный день. Намаз, закят, хадж Мусульманский календарь и мусульманское летосчисление. Месяц Рамадан в жизни мусульман. Мусульманские праздники: Рождение пророка Мухаммада, Ночь прощения, Ночь могущества, Праздник разговения, Праздник жертвоприношения (Курбан-байрам). Пятница – самый почитаемый день недели у мусульман. Устройство мечети: михраб и минбар. Минарет.

IV.Иудаизм (3 ч.) – древняя религия евреев. История иудаизма. Распространение религии. Во что верят иудеи. Священные книги иудеев. Обычаи иудеев. Обряды иудеев. Иудаизм – вера одного народа (евреев). Легендарное происхождение

еврейского народа. Завет, заключенный Авраамом с Богом. Земля Ханаанская. Рождение Исаака. Иосиф и переселение еврейского народа в Египет. Порабощение евреев египетскими фараонами. Иегова (Яхве) – единый Бог для иудеев. Десять заповедей в жизни иудея. Заповеди Ноя. Галаха – свод иудейских религиозных норм и заповедей. Вера иудеев в избранничество еврейского народа. Вера в мессию. Иудейский календарь. Почитание субботы иудеями. Иудейские праздники: Рош-ашана, Песах, Шавуот. Иудейская община. Раввин – наиболее авторитетный иудей, хорошо знающий тексты священных книг. Синагога – место собрания членов иудейской общины Иегова (Яхве) – единый Бог для иудеев. Десять заповедей в жизни иудея. Заповеди Ноя. Галаха – свод иудейских религиозных норм и заповедей. Вера иудеев в избранничество еврейского народа. Вера в мессию. Иудейский календарь. Почитание субботы иудеями. Иудейские праздники: Рош-ашана, Песах, Шавуот. Иудейская община. Раввин – наиболее авторитетный иудей, хорошо знающий тексты священных книг. Синагога – место собрания членов иудейской общины.

V. Буддизм (3 ч.). Во что верят буддисты. Направления буддизма и обряды Буддизма. Сиддхартха Гаутама – основатель буддизма. Четыре встречи царевича Сиддхартхи и его уход из дома. Странствия Сиддхартхи. Понятие медитации.

Просветление Сиддхартхи. Нирвана. Будда. Четыре благородные истины буддизма. Понятия сансары и кармы. Счастливые и несчастливые перерождения. Правильная речь, правильное поведение и правильное сосредоточение в буддизме. Йога. Основные направления буддизма – махаяна, хинаяна и ваджраяна. Бодхисатва и шесть качеств в махаяне. Тантры – священные тексты ваджраяны. Мантры – магические заклинания ваджраяны. Монастыри и монашество в буддизме. Буддийский календарь. Буддийские праздники: Новый год, Рождение Будды.

VI. Традиционные религии (1 ч.). Неиссякаемый источник духовного богатства для каждого россиянина.

Историко-географического образа России. Религия, традиция, традиционная религия – определять понятия.

VII. Православие на Руси и современной России (6 ч.). Крещение Руси и дохристианские традиции русского народа. Киев — центр православия в Древней Руси. Значение Киева для православных России. Русское монашество. Митрополит Иларион. Антоний и Феодосий Печерские. Киево-Печерская лавра. Владимир Мономах — православный христианин. «Поучение» Мономаха и его христианский нравственный идеал. Нашествие на Русь монголов, разорение Киева и его православных святынь. Перенос митрополичьего престола из Киева во Владимир, а оттуда в Москву. Митрополит Петр. Русская Церковь и Золотая Орда. Русская Православная Церковь — оплот единства русских земель. Помощь Церкви московским князьям в укреплении государства и собирании русских земель. Митрополит Алексий и его заветы православным. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской Церкви. Иосифляне и нестяжатели. Отношение христианина к богатству Учреждение в России патриаршества. Митрополит Филипп и царь Иван Грозный. Гражданский и христианский подвиг патриарха Гермогена. Стремление царской власти ограничить влияние Церкви. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. Ликвидация патриаршества при Петре I. Ограничение церковного землевладения Екатериной II. Сохранение роли христианства в духовном просвещении народа. Старцы. Амвросий Оптинский и его заветы православным христианам. Заповедь «не судите и не будете судимы». Революция и гонения на Церковь. Восстановление патриаршества. Святой епископ Лука и его духовный подвиг. Патриотизм и жертвенность во имя Отечества Русской Церкви в ходе Великой Отечественной войны. Патриотизм — обязательное качество православного христианина. Крах коммунистической системы и прекращение гонений на Церковь. Русская Православная Церковь в современной России, ее участие в общественной жизни и проповедь христианской нравственности. Русская Пра вославная Церковь Заграницей и ее воссоединение с РПЦ. Патриарх Кирилл о важности сохранения в современном обществе идеалов добра и справедливости. Православие в повседневной жизни русского человека. Крещение и крестные родители. Именины. Обряд отпевания усопшего. Традиционные занятия населения России и христианские праздники. Преображение Господне (Яблочный Спас). Пословицы и поговорки религиозного характера. Православная вера — основа культурной и гражданской самоидентификации в древности. Афанасий Никитин. Верность другу и дружбе в православии. Милосердие в православии. Ульяна Осорьина. Почитание дома у православных. Красный угол и забота о нем хозяев дома. Почитание брака и семьи у православных. Любовь к детям и почитание родителей. Святые Петр и Феврония — образец супружеской верности и покровители семьи и брака. День памяти святых Петра и Февронии — Всероссийский день семьи, любви и верности.

VIII. История ислама в России (3 ч.). Проникновение ислама в Россию. Появление ислама в Среднем Поволжье. Посольство булгарского царя Алмуша и обращение его в ислам. Веротерпимость в Золотой Орде. Утверждение в Орде ислама. Ислам в государствах — наследниках Золотой Орды: Казанском, Астраханском, Сибирском и др. ханствах. Вхождение мусульманских народов в состав России. Терпимость русского правительства по отношению к исламу. Появление в России мусульманских организаций и медресе. «Союз мусульман». Борьба с исламом в СССР. Мусульманские народы России. Возрождение ислама в нашей стране после 1991 г. Мусульманское религиозное образование. Мусульманские организации в современной России. Роль ислама в развитии благотворительности, пропаганде здорового образа жизни, сохранения межэтнического и межконфессионального мира и согласия в российском обществе. Мусульманские народы России. Возрождение ислама в нашей стране после 1991 г. Мусульманское религиозное образование. Мусульманские организации в современной России.

Роль ислама в развитии благотворительности, пропаганде здорового образа жизни, сохранения межэтнического и межконфессионального мира и согласия в российском обществе.

IX. Появление и развитие иудаизма в России (3 ч.). Появление иудейских общин в Древней Руси. Расселение иудеев на западных землях Российской империи. Их отношения с властями. Религиозное образование у иудеев. Ограничение иудеев в правах и постепенное ослабление этих ограничений. Московская хоральная синагога в Москве. Революция 1917 г. и отмена ограничений для иудеев. Репрессии против них в СССР. Иудеи Советского Союза и Великая Отечественная война. Трагедия Холокоста. Возрождение иудаизма после 1991 г. Современные иудейские организации России. Роль иудейского духовенства в утверждении веротерпимости и взаимопонимания различных культур в российском обществе. Роль иудаизма в сохранении культуры и традиций еврейского народа. Почитание семьи в иудаизме. Отношение иудеев к браку и семье. Любовь к детям и почитание родителей. Взаимная поддержка и помощь в иудейской общине. Милосердие — основная черта иудея.

X.Появление и развитие буддизма в России (3 ч.). Тибетский буддизм (школа гэлуг) — направление махаяны. Лама в тибетском буддизме. Далайлама — духовный лидер буддистов Тибета. Распространение тибетского буддизма в России. Принятие буддизма калмыками. Хурул — буддийский храм у калмыков. Хошеутовский хурул — памятник воинской славы российского народа. Буддизм в Бурятии. Даган — буддийский храм у бурят. Дацан — буддийский монастырь у бурят. Буддизм в Туве. Хурэ — буддийский храм тувинцев. Агван Доржиев — выдающийся лидер российских буддистов. Революция 1917 г. и реформы российских буддистов во главе с Агваном Доржиевым. Гонения на буддизм в СССР. Патриотическая позиция российских буддистов в годы Великой Отечественной войны. Современные буддийские организации России. Роль российских буддистов в утверждении в российском обществе добросердечия, милосердия и любви к ближнему. Роль буддизма в сохранении и развитии культурных традиций коренных народов России. Буддизм и семья. Роль лам у буддистских народов России. Белый месяц — важный праздник российских буддистов и связанные с ним обычаи и предания. Обряд сжигания магического конуса — сора. Праздник тысячи лампад в память о Цзонхаве — основателе школы гэлуг. Роль праздника в семейных и народных традициях калмыков, бурят и тувинцев. Цам праздничная мистерия.

XI. Повторение (1 ч). Роль традиционных религий России в утверждении в нашей стране идеалов добросердечия,

справедливости, правды, мира и согласия, любви к ближнему, уважения к семье, патриотизма, верности долгу и дружбе.




















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата проведения

Прим.

По плану

Факти-чески

Христианство (7 часов)

1

Введение в предмет. Язычество.

1




2

Древние предания христиан.

1




3

Возникновение христианства.

1




4

Христианская церковь.

1




5

Христианство на Руси и России.

1




6

Христианские Святые Православный храм.

1




7

Христианские праздники и таинства.

1




Католичество (1 час)

8

Католики. Протестанты.

1




Ислам (3 часа)

9

Ислам. Пророк Мухаммад. Возникновение

ислама.

1




10

Во что верят мусульмане.

1




11

Мусульманские обряды и обычаи.

1




Иудаизм (3 часа)

12

Иудаизм –древняя религия евреев.

1




13

Во что верят иудеи.

1




14

Обычаи Иудеев и обряды.

1




Буддизм (3 часа)

15

Кто такой Будда.

1




16

Во что верят буддисты.

1




17

Направления буддизма и обряды буддизма.

1




Традиционные религии (1 час)

18

Традиционные религии.

1




Православие на Руси и современной России (6 часов)

19

Православие в Древней Руси.

1




20

Православие В Московской Руси.

1




21

Православие при царях и императорах России.

1




22

От Советской России до современности.

1




23

Православие в традициях русского народа.

1




24

Дом и семья в православии.

1




История Ислама в России (3 часа)

25

История ислама в России.

1




26

Ислам в современной России.

1




27

Дом и семья в исламе.

1




Появление и развитие иудаизма в России (3 часа)

28

Появление и развитие иудаизма в России.

1




29

Иудаизм в СССР и современной России.

1




30

Иудаизм в культуре и традициях еврейского

народа.

1




Появление и развитие буддизма в России (3 часа)

31

Появление и развитие буддизма в России.

1




32

Буддизм в СССР и современной России.

1




33

Буддизм в культуре и традициях народов

России.

1




34

Повторительно- обобщающий урок.

1




Муниципальное Казенное общеобразовательное учреждение

«Вишневская средняя общеобразовательная школа»

Беловского района Курской области



Рассмотрена на заседании методического объединения Протокол № 1

от 24.08.2016 г.

Председатель:______КаськовА.В.

Согласована

с заместителем директора по УВР

24.08.2016 г.

Бабичева Н.И.________

Утверждена

Приказом № 44

От 31.08. 2016 г.

Директор школы: _______ П.И. Сасин







Рабочая программа

по основам православной

культуры


для 6го – 9го классов


(срок реализации – 4 года)






Составитель: учитель православной культуры Бабичева Л.С.









Вишнево – 2016




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы православной культуры для 6 - 9 классов составлена на основе: федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,  основной образовательной программы основного общего образования Вишневской СОШ, устава Вишневской СОШ, положения о рабочей программе педагога (Приказ №22 от 31.03.2016 года).

Рабочая программа рассчитана в 6 – 9 классах на 136 часов, по 1 часу в неделю, по 34 часа в год.

Преподавание основ православной культуры в 6 - 9 м классах направлено на достижение следующих целей:
- духовно-нравственное развитие ребенка посредством его приобщения к ценностям православной культуры;

- создание воспитательной и образовательной среды для формирования гражданских ценностей как средства материализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- раскрытие нравственного смысла общечеловеческих ценностей, отраженных в разных конфессиях;
- приобщение детей к нравственным идеалам, ценностям, нормам православной культуры;
- развитие чувства толерантности, способности к сопереживанию, умению жить бесконфликтно;
- освоение традиционного православного образа жизни;
- формирование рефлексивных качеств личности как создание основы для самовоспитания и самосовершенствования;
- расширение и углубление этических и эстетических понятий христианского мировоззрения и мироощущения.

Для реализации программного содержания используются учебники:

- основы православной культуры, звезда Рождества: учебник для 6 класса/ В.М.Меньшиков, Н.Н. Гатилова, А.Б. Хохлова, В.Митрополу, Курск 2014.

- основы православной культуры, Рождение и развитие христианской цивилизации: учебник для 7 класса/ В.М.Меньшиков, Н.Н. Гатилова, А.Б. Хохлова, В.Митрополу, Курск 2014,

- основы православной культуры, от Руси языческой до Руси святой: учебник для 8 класса/ С.В.Переверзенцев, Епископ Зиновий, В.М. Меньшиков, Курск 2011, в курсе также рассматривается развитие религий мира,

- основы православной культуры, история Русской Православной Церкви: учебник для 9 класса/ С.В.Переверзенцев, Епископ Зиновий, В.М. Меньшиков, Курск 2011.










ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Результатом изучения предмета в 6 - 9 классах  является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. 

Предметные результаты –   овладение целостными  представлениями  о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и  вероисповеданию;

-овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в  духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;

-  умение различать основные религии народов России,  описывать памятников  культуры,  используя основные и дополнительные источники информации.

Метапредметные результаты - способность планировать и организовывать свою учебную и  коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета,  видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные  взгляды и оценки, вести конструктивный диалог; работать в коллективе;

- умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать  её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы;

- способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;

- развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам.  

Личностные результаты – становление внутренней установки личности учащихся на то, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками;

- воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и традициям, бережное отношение к своей  родной культуре.

В результате обучения в рамках этого модуля у учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений, знания истории Отечества, истории православной культуры и культур традиционных религий России, адекватная оценка собственного поведения и поведения товарищей.


6 класс

В результате изучения основ православной культуры ученик должен

знать/понимать

- проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

- определять общую цель и пути её достижения, уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

- познакомится с историей Ветхого и Нового Завета, развитием главных мировых религий и христианских церквей;

- раскрывать содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы;
- познакомятся с основными нормами светской и религиозной морали, научатся понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимать значения нравственности в жизни человека и общества;

- осознавать ценности человеческой жизни.

Учащиеся 6 класса получат возможность научиться:

- соотносить опыт православной традиции и свой собственный опыт;

- делать осознанный нравственный выбор;

- связывать мир духовной и социальной жизни русского народа с миром русской

природы;

- обнаруживать тесную связь духовной жизни конкретного человека и жизни всего

Человечества;

-строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

- раскрывать несовместимость тоталитарных сект с подлинной религией; 

- способствовать формированию интереса к истории Православия, к образцам личного подвига благочестия;

- воспитывать любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, святыням. 

7 класс


В результате изучения основ православной культуры ученик должен

знать/понимать

термины, перечислять , указывать, раскрывать содержание , описывать лица, предметы, события, явления, понятия;

- (Священное Писание Нового Завета. Четвероевангелие. Начало Новозаветной истории; - Земная жизнь Иисуса Христа. Рождество Иисуса Христа и Его жизнь до начала общественного служение);

- сопоставлять и сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношение, общее и существенные различия;

- (Великая среда. Великий четверг. Предательство Иуды. Великая Пятница:

- Иисус Христос на Голгофе. Воскресение Христово. Явление Иисуса Христа Марии Магдалине;

- Беседы Иисуса Христа с учениками. Восхождение на гору Елеонскую.);

- объяснять и раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры;

- (Соотношение Ветхого и Нового Завета. Основные положения христианской этики: любовь к личным врагам, милостыня, пост, не осуждение ближнего. Нагорная проповедь. Евангельские притчи и их значение. Состав книги « Апостол».)



8 класс

В результате изучения основ православной культуры ученик должен

знать/понимать


• термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия;

• сопоставлять и сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношение, общее и существенные различия;

  • объяснять и раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры;

  • называть, характеризовать (термины, события, явления, понятия);

• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.



9 класс


В результате изучения основ православной культуры ученик должен

знать/понимать

1. По содержательной линии: «Раздел I. История Русской Православной Церкви (XVIII–XIX) вв»: Называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия).

Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношение, общее и существенные различия).

Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры).

2. По содержательной линии: «История Русской Православной Церкви. XXв- начало ХХI века»: Называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия).

Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношения, общее и существенные различия). Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры).

3.По содержательной линии: «Православный образ жизни»: Называть,
характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать
содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия).

Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношения, общее и существенные различия).

Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры)..

4.По содержательной линии: «Нравственная культура православия»:
Называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать
содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия).

Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношения, общее и существенные различия). Ветхий Завет в нравственном отношении к Новому Завету; Закон и Благодать. Особенности нравственной культуры воина-христианина. Соотношение личных усилий, помощи ближних и Церкви в нравственном очищении.

Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры).

5. По содержательной линии: «Художественная культура православия»:
Называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать
содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия)..

Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношения, общее и существенные различия).

Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры).

6. По содержательной линии: «Православие - традиционная религия русского народа»:

Называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия).

Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношения, общее и существенные различия).

Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры).

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА



6 класс

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

1

Земля Обетованная. Палестина. Святая Земля.


1

2

Рождество Иисуса Христа и Его жизнь до начала общественного служения.


5

3

Общественное служение и учение Господа Иисуса Христа спасению человеческого рода.


12

4

Крестные страдания и крестная смерть Иисуса Христа. Воскресение Христово. Богоявление.


8

5

Рождение Святой Соборной и Апостольской церкви. Начало проповеди Евангелия святыми апостолами.


8

Итого:

34



7 класс

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

1

Становление христианской религии


7

2

Рождение христианской цивилизации


12

3

Развитие православной цивилизации


15

Итого

34



8 класс

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

1

Становление русской святости

7

2

Православие на Руси в 12,13-х веках. Духовно – культурный взлет Руси в 14-15 веках

14

3

Православная Русь в конце 15 начале 16 века

11

4

Региональный компонент

2

Итого


34





9 класс

п\п

Наименование раздела, темы

Количество часов

1

Раздел I. История Русской Православной Церкви (XVIII–XIX) вв

19 ч

2

Раздел II. История Русской Православной Церкви. XXв- начало ХХI века

12ч

3

Раздел II. Региональный компонент

3 ч

Итого

34 ч.














































СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

6 класс

Земля Обетованная. Палестина. Святая Земля. (1 ч.).

Земля Обетованная. Палестина. Святая Земля.

Рождество Иисуса Христа и Его жизнь до начала общественного служения (5 часов) Пресвятая Богородица. Рождение Иоанна Крестителя. Рождество Христово. Детство и отрочество Иисуса Христа.

Общественное служение и учение Господа Иисуса Христа спасению человеческого рода (12 часов) Общественное служения Иисуса Христа людям. Пророческое служение. Исповедание Петра. Помощь нуждающимся. Нравственное врачевание людей. Исцеление больных и воскрешение мертвых. Чудесное насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами. Учения Иисуса Христа о Царстве Божием, о любви Бога к людям, о служении Богу, о человеке, о семье. Нагорная проповедь, о служении ближнему.

Воскрешение Лазаря. Торжественный вход Господень в Иерусалим.

Крестные страдания и крестная смерть Иисуса Христа. Воскресение Христово. Богоявление. (8 часов) Страстная неделя. Великий понедельник. Великий вторник. Великая среда. Великий четверг. Предательство Иуды. Великая Пятница: Иисус Христос на Голгофе. Воскресение Христово. Явление Иисуса Христа Марии Магдалине. Беседы Иисуса Христа с учениками. Восхождение на гору Елеонскую. Последняя беседа и вознесение Господне. Схождение Духа Святого на апостолов. Создание Церкви. Семья как малая Церковь. Обновление ветхозаветной семьи в христианстве.

Рождение Святой Соборной и Апостольской церкви. Начало проповеди Евангелия святыми апостолами. (8 часов) Рождение Святой Соборной и Апостольской Церкви. Начало проповеди Евангелия святыми апостолами. Апостолы и евангелисты Матфей, Лука, Марк, Иоанн Богослов. Святое служение апостола Петра. Обращение ко Христу Савла. Миссионерское путешествие и завершение апостольского служения апостола Павла. О новом небе и новой земле.



7 класс

Становление христианской религии 7 (ч.).

Рождение христианской цивилизации 12 (ч.).

Развитие православной цивилизации 15( ч.).

Рождение христианства. Апостолы, их чудеса и деяния. Распространение христианства и гонения. Апостол Иаков. Богослужебная культура православия. Богослужение Всенощного бдения. Литургия, её происхождение и центральное значение в православной богослужебной культуре. Богослужебное пение. Значение церковного пения. Миссионерская деятельность святых апостолов. Жизнеописание и учение апостола Павла. Апостол любви – Иоанн Богослов. Жизнеописание Андрея Первозванного. Смерть апостолов. Христианство в первые века. Гонения на христиан. Святой император Константин. Монастырская культура православия. Монастырская культура православия. Вселенские соборы, их решения и роль в истории Церкви. Первый Вселенский собор в Никее (325). Символ веры как краткое и точное изложение главных христианских истин. Происхождение и назначение Символа  веры. Учение о Святой Троице. Тайна воплощения Сына Божия. Учение о Вокресении  Христовом. Вознесение Христово как одно из важнейших событий нашего искупления. Учение о Святом Духе.Учение о Церкви. Таинства Православной церкви. Отцы Церкви. Василий Великий и Григорий Богослов. Иоанн Златоуст и его нравственное учение. Литургия Иоанна Златоуста. Развитие  Православия в Ромейской империи.    (Византии) в V-VII вв.Вселенские Соборы. Собор Софии. Православный храм и его устройство. Развитие православия в Ромейской империи (Византиии) В VIII-X вв. Борьба иконоборцев и иконопочитателей православия. Преодоление ереси иконоборчества. Церковная иконография. Икона – окно в духовный мир. Развитие церкви в XI веке. Постепенное отделение Римской Поместной церкви от других Поместных церквей. Окончательный разрыв в 1054 году.



8 класс

Становление русской святости (7 ч.).

Православие на Руси в 12,13-х веках. Духовно – культурный взлет Руси в 14-15 веках (14 ч.).

Православная Русь в конце 15 начале 16 века (11 ч.).

Региональный компонент (2 ч.).


Становление русской святости от древнего мира до XVIII века.

Славянские племена на территории нашей страны. Язычество древних славян, его влияние на древнерусскую культуру. Приход православия на Русь. Путешествие апостола Андрея Первозванного в северный удел. Христиане в славянских государствах. Деятельность св.Кирилла и Мефодия. Первые христиане - мученики на Руси: варяги Федор и Иоанн. Выбор веры. Деятельность св. Владимира. Крещение Руси. Распространение православия в XI в. Первые святые русской земли - благоверные князья – Борис и Глеб. Их канонизация. Расцвет русской культуры и образования в XI веке. Политическая раздробленность Древней Руси – главная причина крушения древнерусского государства. Монгольское нашествие и роль Церкви в сохранении русского народа. Политическая раздробленность и Русская православная Церковь. Борьба против монгольского ига: преподобный Сергей Радонежский и святой князь Дмитрий Донской. Значение Православия в жизни русского общества в XV-XVI вв. Роль Церкви в формировании государственной идеологии. Преподобные – освоители новых земель. Основание Белозерской обители, Соловецкого и других монастырей. Святые преподобные Андрей Рублев, Феофан Грек, Епифаний Премудрый и их роль в развитии русской культуры. Значение церкви в деле строительства русской семьи. История «Домостроя» и его содержание. Митрополит Макарий. Митрополит Филипп. Книгопечатание. Введение патриаршества на Руси. Православие в XVII веке. Смутное время и роль Православной Церкви в преодолении смуты. Деятельность св. патриарха Гермогена. Роль патриарха Филарета в строительстве русского государства. Раскол в Русской Православной церкви и начало старообрядства. Предпосылки и корни раскола. Патриарх Никон, протопоп Аввакум. Особенности вероучения и культ старообрядцев. Последствия раскола для русской истории.

История становления православия в Курском крае  XI – начала XШ вв. История православия в Курском крае XI – начала XШ вв.



9 класс

Раздел I. История Русской Православной Церкви (XVIII–XIX) вв. (19 ч.).

Новое время - возникновение понятия и его духовное содержание. Ознакомления детей с историей православной культуры России с 18 века по настоящее время.

Государственно-религиозные отношения в России в первой половине XVIII века. Двойственный характер реформ Петра I. Петр I и Русская Православная Церковь. Проникновение протестантизма в Россию. Упразднение патриаршества, учреждение Духовной коллегии сената (Святейший Правительствующий синод).

Развитие православия в XVIII веке. Святые Русской православной церкви в XVIIIвеке: Димитрий Ростовский, Митрофаний Воронежский, Тихон Задонский и другие. Просветительская деятельность Церкви: Феофан (Прокопович), митрополит Платон (Левшин).

Политика государства по отношению к Церкви во второй половине XVIII века. Православие и русская культура в XVIII веке. Значение православия в жизни российского государства и русских людей. Православные воины: Ф.Ушаков, А.Суворов.

XIX век и православие в России. Отношение государства и церкви в XIX веке. Личная вера русских императоров.

Святые земли русской XIX в.: прп. Серафим Саровский, митрополит Филарет. Миссионерская деятельность церкви: митрополит Иннокентий и др. Епископ Феофан Затворник, епископ Игнатий Брянчанинов.

Монастыри России в XIX веке. Оптина Пустынь как один из центров духовной жизни в России. Старчество как феномен русской религиозной жизни. Св. прп. Амвросий Оптинский.

Отношения народа к церкви. Отношение интеллигенции к Церкви. Развитие атеизма. В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский и др.

Православная интеллигенция XIX века: Н.В. Гоголь, А.С. Хомяков, 
Ф.М. Достоевский, К.Д. Ушинский, К.П. Победоносцев, В.С. Соловьев, Д.И. Менделеев и др.

История православия в Курском крае XVIII веке.

Раздел II. История Русской Православной Церкви. XXв- начало ХХI века (12ч.).

Русская Православная Церковь на рубеже XIX – начала XX вв.:Обоснование идеологии необходимости возвращения к православию в трудах крупнейших русских мыслителей XX в.: Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.Б. Струве, С.Л. Франка, В.И. Вернадского и др. Молодежное православное движение.

Общая характеристика.

Поместный Собор Русской православной церкви в 1917 году.

Раздел III: Региональный компонент (3 ч.).

Развитие православной церкви в Курской губернии XIX – начала XX вв.

Русская православная церковь при Советской власти. Начало гонений и массовых репрессий православных христиан, русского народа.


















































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


6 КЛАСС

п/п

Тема урока

Количество

часов

Дата

проведения

Прим.

по плану

факти-чески.

Земля Обетованная. Палестина. Святая Земля. (1 час)

1

Земля Обетованная. Палестина. Святая Земля.

1





Рождество Иисуса Христа и Его жизнь

до начала общественного служения (5 часов)

2

Пресвятая Богородица. Рождение Иоанна Предтечи.

1




3

Рождество Христово.

1




4

Детство и отрочество Иисуса Христа.

1




5

Подготовка Господа к общественному служению.

1




6

Призвание апостолов.

1




Общественное служение и учение Господа Иисуса Христа

спасению человеческого рода (12 часов)

7

Служение Иисуса Христа людям. Пророческое служение. Исповедание Петра.

1




8

Служение Иисуса Христа людям. Помощь нуждающимся.

1




9

Служение Иисуса Христа людям. Нравственное врачевание людей.

1




10

Служение Иисуса Христа людям. Исцеление больных. Воскрешение мертвых.

1




11

Учение Иисуса Христа. О царстве Божием.

1




12

Учение Иисуса Христа. О любви Бога к людям.

1




13

Учение Иисуса Христа. О служении Богу.

1




14

Учение Иисуса Христа. О человеке. О семье.

1




15

Учение Иисуса Христа. Нагорная проповедь.

1




16

Учение Иисуса Христа. О служении ближнему.

1




17

Завершение земного служения Господа Иисусу Христа.

1




18

Воскрешение Лазаря. Вход Иисуса Христа в Иерусалим.

1




Крестные страдания и крестная смерть Иисуса Христа. Воскресение Христово. Богоявление.

(8 часов)

19

Страстная неделя. Великий понедельник. Великий вторник. Великая среда.

1




20

Страстная неделя. Великий четверг.

1




21

Страстная неделя. Великий четверг (продолжение)

1




22

Страстная неделя. Взятие под стражу Иисуса Христа.

1




23

Страстная неделя. Великая пятница

1




24

Крестные страдания и крестная смерть Иисуса Христа.

1




25

Воскресение Христово.

1




26

Явление воскресшего Господа.

1




Рождение Святой Соборной и Апостольской церкви. Начало проповеди Евангелия святыми апостолами. (9 часов)

27

Рождение Святой Соборной и Апостольской церкви.

1




28

Начало проповеди Евангелия святыми апостолами.

1




29

Апостолы и евангелисты Матфей, Лука и Марк.

1




30

Апостол и евангелист Иоанн Богослов.

1




31

Святое служение апостола Петра.

1




32

Обращение ко Христу Савла.

1




33

Миссионерские путешествия апостола Павла.

1




34

Завершение апостольского служения Павла. О новом небе и новой земле

1



































7 КЛАСС

п/п

Тема урока

Количество

часов

Дата

Примеч.

По плану

Фактически

Становление христианской религии 7 часов

1

Что несло христианство людям?

1




2

Церковь – институт спасения человека и человечества.

1




3

Устроение христианской церкви.

1




4

Христианское учение: Новый Завет. Предание. Богословие.

1




5

Период гонение. Мученический путь христианской Церкви

1




6

Период гонение. Мученический путь христианской Церкви (продолжение)

1




7

Период гонение. Мученический путь христианской Церкви (продолжение)

1




Рождение христианской цивилизации 12 часов

8

Цивилизация. Религиозные основы цивилизации.

1




9

Становление христианской цивилизации.

1




10

Вселенский подвиг императора Константина.

1




11

Церковь в условиях создания новой цивилизации.

1




12

Монашество как фундамент христианской веры.

1




13

Становление христианского общества.

1




14

Становление и развитие христианской культуры.

1




15

Вселенские соборы – высший орган определения жизни христианской церкви. Первый Вселенский собор. Борьба церкви за сохранение истинной веры.

1




16

Великие Божии угодники: Николай Мирликийский, Спиридон Тримифунтский. Афанасий Великий, Ефрем Сирин.

1




17

Попытка восстановления язычества при Юлиане Отступнике и окончательная победа христианства.

1




18

Феодосий IВеликий и провозглашение христианства официальной государственной религий. Второй Вселенский собор.

1




19

Вселенские учителя церкви: святитель Василий Великий. Святитель Григорий Богослов. Святитель Иоанн Златоуст.

1




Развитие православной цивилизации 15 часов

20

Становление Византии.

1




21

Византия – православная цивилизация.

1




22

Христианская церковь в V в. Развитие Восточной римской империи при династии Феодосия Великого. Падение Западной Римской империи.

1




23

Развитие православия в VI в. Юстиниан Великий. Его преемники.

1




24

Развитие христианства в VII в. Правление династии Ираклия.

1




25

Христианство в VIII в. Исаврийская династия. Иконоборческая ересь.

1




26

Появление католической ереси.

1




27

Развитие Византии в IX в. Преодоление иконоборчества. Начало правления Македонской династии. Патриарх Константинопольский Фотий. Христианизация славянских народов.

1




28

Развитие Византии в X в. Христианизация Руси.

1




29

Византия в XI в. Начало правления династии Комниных.

1




30

Развитие Византии в XII в. Крестовые походы. Правление династии Комниных и Ангелов.

1




31

Захват Константинополя крестоносцами и разрушение Византийской империи.

1




32

Восстановление Византии во второй половине XIIIв. Династия Палеологов.

1




33

Политическое угасание и духовный подъем Византии в XIV – первой половине XV в. Гуманизм и исихазм.

1




34

Духовная драма Византии. Светский и христианский гуманизм. Исихазм. Последний культурный подъем Византии. Последние годы существования Византии.












































8 класс

урока

Тема урока

Количествочасов

Дата

Примеч.

По плану

Фактически

Становление русской святости (7 часов)

1

Князь Владимир. Поиск истинной веры. Языческий выбор.

1





2

Князь Владимир. Поиск истинной веры. История Христианства на Руси.

1





3

Князь Владимир. Поиск истинной веры. История Христианский выбор.

1




4

Становление русской святости

1




5

Становление русской святости (продолжение)

1




6

Митрополит Илларион. «Слово о законе и благодати.»

1




7

Монастыри и монашеское служение.

1




Православие на Руси в 12-13 веках (14 часов)

8

Значение православия для развития Руси

1




9

Великие святые 12-13 х веков.

1




10

Идеи единства Руси в период политической раздробленности Русской земли.

1




11-12

Россия - дом Пресвятой Богородицы

2




13

Монгольское нашествие и Православная Церковь

1




14

Святой князь Александр Невский и его деятельность по спасению русской земли

1




15

Русская Православная Церковь в годы ордынского ига. Начало объединения Руси.

1




16

Преподобный Сергий Радонежский и его роль в духовном и нравственном возрождении русского народа.

1




17

Святой князь Дмитрий Донской. Ефросиния Московская

1




18

Великие духовные подвижники второй половины 14 начала 15 вв. Взлет русской святости.

1




19

Строительство монастырей как крепостей духовной жизни.

1




20-21

Духовно- культурный взлет Руси в 14-15 веках.

2




Православная Русь в конце 15 начале 16 века (11 часов)

22

Обретение церковной и государственной независимости. Византийское наследство.

1




23

Великие подвижники конца 15 начало 16 веков.

1




24

Утверждение идеала Святой Руси во второй половине 16 века

1




25

Значение православной церкви в деле строительства русской семьи. «Домострой»

1




26

Введение патриаршества на Руси – результат святости жизни русского народа.

1




27

Русская культура в 16 веке.

1




28-29

Русская православная церковь в годы Смуты.

2




30

Преодоление смуты. Восстановление страны

1




31-32

На пути к вселенскому православному царству

2




Региональный компонент (2 часа)

33-34

История становления православия в Курском крае

2































9 класс


урока

Тема урока

Количествочасов

Дата

Примеч.

По плану

Фактически

Раздел I. История Русской Православной Церкви (XVIII–XIX) вв (19 часов)

1

Вводный урок. Коренные реформы России в начале 18 века.

1





2

Религиозная политика Петра Первого.

1





3

Русская Православная Церковь в эпоху Петpa Первого.

1




4

Религиозная политика Российского государства с 1730 по 1795 год.

1




5

Святые русской православной Церкви второй половины 18 века.

1




6

Православие в русской жизни 18 века.

1




7

Коренные изменения государственно религиозной политики. России конца 18 первой половины 19века.

1




8

Формирование традиционной русской идеологии.

1




9

Государство и Русская Православная Церковь во второй половине 19 в.

1




10

Духовный подвиг Преподобного Серафима Саровского.

1




11

Монастыри России в XIX веке. Старчество как феномен русской религиозной жизни.

1




12

Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви.

1




13

Богословская мысль России 19 в.

1




14

Раскол в отношении к православию внутри российской интеллигенции.

1




15

Православие и культура России 19 века. Путь к Богу.

1




16

Православие и культура России 19 века. Художественная литература. Путь к Богу (Продолжение).

1




17

Православие и русская культура 19 века. Музыка. Путь к Богу (Продолжение).

1




18

Православие и культура России 19 века. Изобразительное искусство (Продолжение)

1




19

Святой праведный Иоанн Кронштадский.

1




История Русской Православной Церкви. XXв- начало ХХI века 12ч.

20

Русская православная церковь в конце 19 - начале XX века.

1




21

Разрушение монархии. Жертвенный подвиг императора Николая 2.

1




22

Русская Православная Церковь в годы гражданской войны.

1




23

Исповеднический путь и подвиг, и подвиг Патриарха Тихона.

1




24

Новый этап борьбы советского государства с русской православной церковью в 1920 годы.

1




25

Попытка осуществления идеи полной ликвидации Русской Православной Церкви в конце 1920-х 1930-е голы.

1




26

Мученики и исповедники Русской Православной Церкви.

1




27

Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы.

1




28

Последний этап борьбы советского государства против русской православной церкви (1950-е 1970-е г.г.)

1




29

Эпоха исповедничества.

1




30

Старчество как святое служение Богу, церкви и людям.

1




31

К восстановлению идеала традиционной России: к единству Великой России и Святой Руси.

1




Региональный компонент 3 часа

32

История Православия в Курском крае.

1




33

Развитие православной церкви в Курской губернии XIX начала XX вв.

1




34

История Православной Церкви в Курской области при советской власти.

1










Муниципальное Казенное общеобразовательное учреждение

«Вишневская средняя общеобразовательная школа»

Беловского района Курской области



Рассмотрена на заседании методического объединения Протокол №

___________________________

Председатель:______КаськовА.В.

Согласована

с заместителем директора

по УВР

__________________

Бабичева Н.И.________

Утверждена

Приказом № 51

От 31.08. 2017 г.

Директор школы: _______ П.И. Сасин







Рабочая программа

по основам православной

культуры


для 10 - 11го классов


(срок реализации – 2 года)






Составитель: учитель православной культуры Бабичева Л.С.









Вишнево – 2017




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы православной культуры» для 10-11 классов составлена на основе: федерального компонента государственного образовательного стандарта (ФКГОС), на основе учебной программы разработанной КГУ под руководством доктора педагогических наук В.М. Меньшикова, утвержденной постановлением коллегии Комитета образования Курской области от 9 июня 2006 г., основной образовательной программы основного общего образования Вишневской СОШ, Устава Вишневской СОШ, Положения о рабочей программе педагога (Приказ №22 от 31.03.2016 года)

Изучение православной культуры способствует реализации практически всех этих требований, особенно – обеспечения самоопределения личности в системе образования, создания условий для ее самореализации, формирования у обучающегося адекватной современ­ному уровню знаний картины мира, интеграции личности в национальную и мировую культуру. Последнее требование, выражающее одну из основных за­дач деятельности российской общеобразовательной школы – задачу социализа­ции учащихся в современном российском обществе и интеграцию в пространст­во российской культуры, не может быть адекватно реализовано без изучения православной культуры. Приобщение детей и молодежи к православным куль­турным ценностям, имеющим общенациональную значимость, яв­ляется необходимым условием формирования человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество.

Основы православной культуры в 10-11 классах изучаются по 9 содержательным линиям:

- «Православная христианская картина мира»;

- «Православие и религии мира»;

- «История православной религии и культуры»;

- «Письменная культура православия (православная словесность)»;

- «Православный образ жизни»;

- «Нравственная культура православия»;

- «Художественная культура православия»;

- «Православие – традиционная религия русского народа»;

- «Региональный (национально-региональный) компонент образования».

Рабочая программа в 10-11 классах рассчитана на 68 часов в год, из них:

10 класс- 34 часа в год, 1 час в неделю;

11 класс- 34 часа в год, 1 час в неделю





















ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

10 - 11 класса

В результате изучения основ православной культуры, получив соответствующее возрастным возможностям учащегося старшего возраста знания умение использовать полученные знания в рамках других учебных дисциплин, желание и потребность учащихся в формировании своей жизни согласно нравственным заповедям христианства, ученик должен

знать/понимать

1. По содержательной линии: «Православная христианская картина мира»: иметь понятие о православном видении мира, истории человечества и человеке.

2. По содержательной линии: «Православие и религии мира»: иметь целостное представление о главных религиях мира, о сектах и опасностях деятельности деструктивных сект для общества и человека.

3. По содержательной линии: «История православной религии и культуры»: иметь целостное представление об основных библейских событиях, истории православия и православной культуры.

4. По содержательной линии: «Письменная культура православия (православная словесность)»: иметь целостное представление о главных линиях развития духовной художественной литературы.

5. По содержательной линии: «Православный образ жизни»: иметь целостное представление о православном образе жизни человека, семьи, общества; об умении и желании жить в соответствии с этими нормами.

6. По содержательной линии: «Нравственная культура православия»: иметь целостное представление о мире этики, в том числе знать основные этические понятия: духовность, благодать, смирение, послушание, милосердие и т.д., знать о путях духовно-нравственного совершенствования.

7. По содержательной линии: «Художественная культура православия»: иметь целостное видение развития мировой и русской православной художественной культуры.

8. По содержательной линии: «Православие – традиционная религия русского народа»: иметь целостное представление о главных исторических событиях в России в контексте православного понимания русской истории. Уяснить ведущую роль православия в духовной жизни русского народа.

9. По содержательной линии: «Региональный (национально-региональный) компонент образования»: иметь целостное видение истории развития православия в Курском крае и его современное состояние

















СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА





10 класс

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

1

Введение

4

2

Святая Библия – Книга книг

15

3

Православие и религии мира (сравнительное религиоведение)


5

4

Православное учение о человеке

4

5

Православие – как основа бытия семьи

5

6

Итоговый урок

1

Итого

34




11 класс

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

1

Православие и российское общество

11

2

Православие и нравственность

4

3

Православие и наука

2

4

Православие и российская культура

16

5

Православие и современное общество

1

Итого


34


















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

10 класс

Раздел 1. Тема: Введение 4 ч

Духовный мир: фантазия или реальность? Религия, атеизм, оккультизм. Религия как основа человеческой цивилизации. Религия и философия, наука, искусство

Раздел ІІ. Святая Библия – Книга книг 15ч

Понятие о Библии Единство Библии в христианском понимании. Состав и структура Библии. Основные этапы истории Библии. Проблема толкования Библии. Сотворение мира и человека. «Образ и подобие Божие» в человеке. Религиозный и нравственный смысл узловых тем Ветхого Завета. Пророк Моисей и его миссия. Десять заповедей и их практическое применение в жизни. Давид. Псалтирь Давида. Книги пророков. Религиозный и нравственный смысл их учения. Книга Премудрости Соломона. Книга Иова. Возвращение евреев из вавилонского плена. Проблема зла в мире. Восстановление храма. Ожидание Мессии.

Терминология и структура Нового Завета. Содержание Священного Евангелия. Историчность личности Иисуса Христа. Значение крестной жертвы Иисуса Христа для спасения человечества. Церковь Христова как ковчег спасения человека и человечества. Нагорная проповедь. Заповеди Блаженства как исполнение Закона. Евангельские притчи.

Терминология и структура Нового Завета. Содержание Священного Евангелия. Историчность личности Иисуса Христа. Значение крестной жертвы Иисуса Христа для спасения человечества. Церковь Христова как ковчег спасения человека и человечества. Нагорная проповедь. Заповеди Блаженства как исполнение Закона. Евангельские притчи.Содержание Апостола. Значение служения. Книга Откровения Иоанна Богослова: содержание, символика и религиозно-нравственный смысл.

Раздел ІІІ. Православие и религии мира (сравнительное религиоведение) 5 ч

Религии мира. Основные черты, культы, традиции. Православные Поместные Церкви. Православие и римское католичество: догматические, канонические и обрядовые различия. Православие и протестантизм. Догматические, канонические и обрядовые различия. Деструктивные секты. Оккультизм. Их опасность для человека и общества

Раздел ІV. Православное учение о человеке 4 ч

Понятие о христианской антропологии. Взгляды религии и науки на происхождение человека. Взгляд современной науки на строение человека. Православная антропология о трехсоставности природы человека: тело, душа, дух. Святоотеческое учение о смерти и спасении. Три состояния души, составляющие ее вечную жизнь Человеческая жизнь, ее цель и смысл. Святой преподобный Серафим Саровский о смысле жизни

Раздел V. Православие – как основа бытия семьи 5 ч

Христианский брак как Таинство. Цель христианского брака. Требования к браку, предъявляемые в Православии Семья как малая Церковь «Домострой» – книга об устроении русской семьи. Обязанности детей по отношению к родителям. Обязанности родителей по отношению к детям. Разрушительные последствия девальвации норм христианского брака. Целомудрие – основа православной семьи. Православие как основа создания прочной и счастливой семьи

Итоговый урок 1ч











11 класс


Раздел 1. Православие и российское общество 11 часов

Православие как мировоззренческая основа бытия российского народа. Принятие православия и становление русской идеологии. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона как духовно-мировоззренческая основа русской жизни. Богословско-религиозные поиски как ответы на коренные вопросы общественно-государственной жизни России.

Раздел ІІ. Православие и нравственность 4 часа

Православная этика как учение об отношении человека к Богу, природе, обществу. Отношение Бога и человека – центральная проблема христианской этики. Отношение к человеку как образу Божию. Отношение человека к обществу. Зло как грех. Духовная сущность греха и его последствия для телесной, душевной и духовной жизни человека и общества.


Раздел ІІІ. Православие и наука 2 часа

Проблема взаимоотношения веры и науки в Древней Руси и России Нового времени. Религиозные поиски в трудах великих российских ученых.


Раздел ІV. Православие и российская культура 16 часов

Византия и Русь. Россия как преемница православной культуры Византии. Начало славянской письменности. Значение просветительского подвига святых Кирилла и Мефодия. Кирилло-Мефодиевская культурная традиция и ее значение для современной культуры России. Храмы на Руси. Роль православных храмов на Руси. Храм как средоточие церковно-общественной жизни. Принципы храмовой архитектуры и украшения храмов на Руси. Основные виды и стили храмового зодчества на Руси. Символика православного храма. Этапы развития храмоздания на Руси.

Декоративно-прикладное искусство в облачении и украшении богослужебных книг, священных сосудов, окладов икон. Живопись как средство выражения духовно-нравственных, эстетических и философских исканий человека. Связь русской живописи с православной традицией. Христианство в творчестве великих русских художников. Православная икона. История русских икон. Духовная сторона и смысл икон.

Древнерусское знаменное пение. История многоголосного или партесного пения в России. Колокольный звон в церковно-общественной жизни Руси. Колокольный звон как составная часть церковного богослужения. Искусство колокольного звона на Руси.

Духовное содержание и нравственное значение древнерусской литературы. Связь русской литературы XVIII–XX вв. с древнерусской литературой и православием.


Раздел V. Православие и современное общество 1 час

Возвращение российского народа к православию как подлинной основе духовной и культурной жизни России. Православие и современная российская культура: духовные поиски. Современное социальное служение Русской Православной Церкви.














КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


10 КЛАСС

п/п

Тема урока

Количество

часов

Дата

Примеч.

По плану

Фактически

Введение 4 часа

1

Духовный мир: фантазия или реальность?

1




2

Религия, атеизм, оккультизм

1




3

Религия как основа человеческой цивилизации

1




4

Религия и философия, наука, искусство

1




Святая Библия – Книга книг 15часов

5-6

Понятие о Библии

2




7

Бог и Вселенная в библейской картине мира

1




8

Религиозный и нравственный смысл узловых тем Ветхого Завета.

1




9

Пророк Моисей и его

миссия. Десять заповедей и их практическое применение в жизни.

1




10

Давид. Псалтирь Давида. Книги пророков. Религиозный и нравственный смысл их учения.

1




11

Книга Премудрости Соломона. Книга Иова.

1




12

Возвращение евреев из вавилонского плена. Проблема зла в мире

Восстановление храма. Ожидание Мессии.

1




13

Терминология и структура Нового Завета.

1




14

Содержание Священного Евангелия. Историчность личности Иисуса Христа

1




15

Значение крестной жертвы Иисуса Христа для спасения человечества

1




16

Церковь Христова как ковчег спасения человека и человечества

1




17

Нагорная проповедь. Заповеди Блаженства как исполнение Закона. Евангельские притчи.

1




18

Содержание Апостола. Значение служения.

1




19

Книга Откровения Иоанна Богослова: содержание, символика и религиозно-нравственный смысл.

1




Православие и религии мира (сравнительное религиоведение) 5 часов

20

Религии мира.

1




21

Православные Поместные Церкви.

1




22

Православие и римское католичество: догматические, канонические и обрядовые различия.

1




23

Догматические, канонические и обрядовые различия.

1




24

Деструктивные секты. Оккультизм.

1




Православное учение о человеке 4 часа

25

Взгляды религии и науки на происхождение человека.

1




26

Взгляд современной науки на строение человека.

1




27

Святоотеческое учение о смерти и спасении.

1




28

Человеческая жизнь, ее цель и смысл. Святой преподобный Серафим Саровский о смысле жизни

1




Православие – как основа бытия семьи 5 часов

29

Христианский брак как Таинство.

1




30

Семья как малая Церковь.

1




31

«Домострой» – книга об устроении русской семьи.

1




32

Брак и семья в православном понимании.

1




33

Целомудрие – основа православной семьи.

1




34

Итоговый урок

1



















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


11 КЛАСС


п/п

Тема урока

Количество

часов

Дата

Примеч.

По плану

Фактически

Православие и российское общество 11 часов

1

Церковь общество. Церковь как организация духовной жизни общества. Фундаментальное значение духовности в жизни общества. Религиозная жизнь светского человека.

1




2

Православие как мировоззренческая основа бытия российского народа. Принятие православия и становление русской идеологии. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона как духовно-мировоззренческая основа русской жизни. Богословско-религиозные поиски как ответы на коренные вопросы общественно-государственной жизни России.

1




3

Церковь и общество. Церковный ритм жизни общества и человека.

1




4

Православие и российский народ. Религиозная жизнь народа. Крестные ходы. Молебны.

1




5

Монастырская культура на Руси. Монашество – особый путь духовного восхождения. Значение монашества и монастырей в развитии культуры России.

1




6

Современные монастыри России. Возрождение монастырей (с 1988 г.). Монастыри как центр духовного возрождения: просветительская, благотворительная и миссионерская деятельность.

1




7

Церковь и государство.

1




8

Война и мир. Защита Отечества. Отношение Церкви к войне: война как проявление скрытого духовного недуга человечества – братоубийственной ненависти и греховного злоупотребления благодатной свободы. Православные традиции воинского служения Отечеству.

1




9

Труд и его плоды. Христианское понимание труда. Проблемы экологии. Решение проблем экологии в свете православия.

1




10

Религиозные искания русской интеллигенции в XIX веке – следствие разрыва связи с живой православной традицией. Религиозно-философские взгляды славянофилов: А. С. Хомякова, И. В. Киреевского.

1




11

К. Д. Ушинский о роли Православия в жизни русского общества, его культуры и образования. Ф. М. Достоевский и его мысли о Православии. Религиозные искания В. С. Соловьева. Крупные русские философы начала XX века о православии, как духовной основы русского народа: Н. А. Бердяев,
С. Л. Франк, В. В. Розанов, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, И. А. Ильин,
Б. П. Вышеславцев, Г. П. Федотов и др.

1




Православие и нравственность 4 часа

12

Православная этика как учение об отношении человека к Богу, природе, обществу. Отношение Бога и человека – центральная проблема христианской этики. Отношение к человеку как образу Божию. Отношение человека к обществу. Зло как грех. Духовная сущность греха и его последствия для телесной, душевной и духовной жизни человека и общества.

1




13

Стадии развития греха в душе человека. Наши убеждения, противоречащие злу и направленные на преодоление его.

1




14

Христианин как воин Христов, ведущий брань (битву) с личными недостатками и грехами. Опыт противостояния греху в жизни аскетов подвижников.

1




15

Нравственное бытие человека. Основные обязанности человека по отношению к обществу: соблюдение законов, юридических и нравственных.

1




Православие и наука 2 часа

16

Проблема взаимоотношения веры и науки в Древней Руси и России Нового времени.

1




17

Религиозные поиски в трудах великих российских ученых: В. С. Соловьев, Д. И. Менделеев и др.

1




Православие и российская культура 16 часов

18

Термин «культура» и его происхождение. Различные определения термина «культура». Взгляд выдающихся философов и священников С. Н. Булгакова и П. А. Флоренского на происхождение культуры. Соотношение понятий «культ» и «культура». О связи понятий «культура» и «память». Наша память о прошлом и будущем России.

1




19

Византия и Русь. Россия как преемница православной культуры Византии. Начало славянской письменности. Значение просветительского подвига святых Кирилла и Мефодия. Кирилло-Мефодиевская культурная традиция и ее значение для современной культуры России.

1




20

Храмы на Руси. Роль православных храмов на Руси. Храм как средоточие церковно-общественной жизни. Принципы храмовой архитектуры и украшения храмов на Руси. Основные виды и стили храмового зодчества на Руси. Символика православного храма. Этапы развития храмоздания на Руси.

1




21

Шедевры храмового зодчества России. Храм Покрова на Нерли – вершина древнерусского зодчества. Храм Христа Спасителя (арх. К. А. Тон) – знаменитый храм России.

1




22

Православная икона. История русских икон. Духовная сторона и смысл икон. История иконостаса в России. Ярусы. Ряды икон. Виды иконостасов.

1




23

Изобразительные законы и художественные средства иконописного искусства. Типы икон. Преподобный Алимпий – первый из известных по имени иконописцев. Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий, Симон Ушаков – великие православные иконописцы. Исторические судьбы известнейших русских икон. Чудотворные иконы на Руси. Значение икон в жизни русского государства, общества и человека.

1




24

История фрески в России. Смысловое размещение фресок в храме. Использование мозаики в храме.

1




25

Декоративно-прикладное искусство в облачении и украшении богослужебных книг, священных сосудов, окладов икон.

1




26

Живопись как средство выражения духовно-нравственных, эстетических и философских исканий человека. Связь русской живописи с православной традицией. Христианство в творчестве великих русских художников:
А. А. Иванова, Н. Н. Ге, И. Н. Крамского, В. Д. Поленова, И. Я. Репина,
В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, П. Д. Корина и др.

1




27

Церковно-певческое искусство на Руси, основные этапы его развития. Древнерусское знаменное пение. История многоголосного или партесного пения в России.

1




28

Православие и русская музыка. Использование элементов православной музыки в творчестве великих композиторов XIX–XX вв. Духовное содержание музыки: С. В. Рахманинов. Г. В. Свиридов – крупнейший русский православный композитор XX века.

1




29

Колокола в России. Колокольный звон в церковно-общественной жизни Руси. Колокольный звон как составная часть церковного богослужения. Искусство колокольного звона на Руси. Виды колокольного звона.

1




30

Принятие православия и становление русской литературы. Древнерусская литература как образец мировой литературы. Духовное содержание и нравственное значение древнерусской литературы.

1




31

Связь русской литературы XVIII–XX вв. с древнерусской литературой и православием. Основные линии взаимодействия: содержательные, смысловые, композиционные, формообразующие и т. д.

1




32

Православная культура в творчестве А. С. Пушкина. Духовный смысл пушкинских сказок. Духовный свет пушкинской поэзии. Проблема зла и его преодоления в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Религиозно-нравственный смысл «Капитанской дочки».

1




33

Православная культура в творчестве Н. В. Гоголя. Изображение человеческих пороков в романе «Мертвые души». О духовном смысле комедии «Ревизор». Публицистические статьи и письма. Творчество Ф. М. Достоевского как проявление глубокого христианского сознания. Христианское содержание русской литературы XX века. А. Блок, С. Есенин, М. Шолохов и др.

1




Православие и современное общество 1 час

34

Духовно-нравственные и религиозные поиски последних десятилетий. Возвращение российского народа к православию как подлинной основе духовной и культурной жизни России. Православие и современная российская культура: духовные поиски. Современное социальное служение Русской Православной Церкви.

1