СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе: 

1.Авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики».

А.Я.Данилюк «Просвещение», 2010.

 2.      Учебника для учащихся 4-5-х классов: А. В.Кураев«Основы православной культуры» Москва Просвещение 2013г.

3.Основной образовательной программы МБОУ Новобатайской СОШ № 9

4.Требований ФГОС НОО

5.Базисного учебного плана  МО  РФ, по которому выделен 1 час в неделю,  34 часа  в год; в соответствии с учебным планом, годовым календарным графиком   МБОУ Новобатайской СОШ  № 9 на  2014-2015 год _____ часов в год.

Просмотр содержимого документа
«+2.Пояснит записка»

Основы православной культуры


Пояснительная записка

  1. Цель: - создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания младшего подростка посредством его приобщения к российской духовной традиции и ознакомления школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства


  1. Задачи: создать условия для:


  • приобщения младших подростков к традиционным морально-нравствен­ным идеалам, ценностям, моральным нормам;

  • развития представлений младшего подростка о значении нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества;


  • формирования начальных представлений о российской духовной тра­диции, включающей знание, понимание и принятие обучающимися общего, осо­бенного и уникального в каждой из традиционных религий и этике, основанное на отечественных культурных традициях;


  • формирования представлений о традиционных религиях в России, их ис­тории, современном состоянии, значении для жизни человека, общества, народа, России;


  • укрепления ценностно-смысловой, содержательной, методической преем­ственности между ступенями начального и основного общего образования;


  • смягчения негативных последствий кризиса младшего подросткового
    возраста.


Нормативно-правовая база.

Рабочая программа составлена на основе:


  1. Авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики».

А.Я.Данилюк «Просвещение», 2010.


  1. Учебника для учащихся 4-5-х классов: А. В.Кураев«Основы православной культуры» Москва Просвещение 2013г.


  1. Основной образовательной программы МБОУ Новобатайской СОШ № 9


  1. Требований ФГОС НОО


  1. Базисного учебного плана МО РФ, по которому выделен 1 час в неделю, 34 часа в год; в соответствии с учебным планом, годовым календарным графиком МБОУ Новобатайской СОШ № 9 на 2014-2015 год _____ часов в год.










6. Материально – технического обеспечения


№ п/п

Наименования учебного оборудования

Отдельные замечания


Книгопечатная продукция

1.

Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы/А.Я.Данилюк.- М.: Просещение, 2010.


Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2010.


Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений/ [Б.Х.Бгажноков, О.В. Воскресенский, А.В. Глоцер и др.]; под ред. В.А. Тишкова, т.д. Шапошниковой.- М.: Просвещение, 2010.

Учебник знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей - в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни

Печатные пособия

2.

Таблицы по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);Портреты выдающихся людей России. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

Таблицы пред­ставляют собой важный компонент УМК, призванный обеспечить на уроке разнообразную, прежде всего коллективную, деятельность школьников под руководством учителя по освоению всех разделов курса. Таблицы позволяют выстроить эффектный зрительный ряд, который поможет решению целого ряда задач: развитию у школьни­ков интереса к предмету, освоению школьниками предметных и метапредметных универсальных учебных действий


Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

3.

Электронное пособие к модулю курса «Основы православной культуры»;

- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

4 класс.

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования отмечено, что современная ИОС представляет собой систему разнообразных образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих высокую эффективность учебно-воспитательного процесса. Один из ключевых компонентов, входящих в состав со­временной информационно-образовательной среды, — учебные электронные издания.

Электронные приложения дополняют и обогащают материал учеб­ников мультимедийными объектами, видеоматериалами, справочной информацией, проверочными тестами разного типа и уровня слож­ности


Технические средства обучения (ТСО)

4.

Экспозиционный экран

Телевизор

Видеоплейер (видеомагнитофон)

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

Размер экрана не менее 150 х 150 см.

Телевизор с диагональю не менее 72 см.


Экранно-звуковые пособия

5.

Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме)

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)

Использование фрагментов музыкальных произведений, записи голосов птиц и др.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

6.

- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

- документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);

- энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);

- религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);

- художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;


Оборудование класса

7.

Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Подставки для книг, держатели для карт и т. п.

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами




Просмотр содержимого документа
«3. +Содержание курса»

п/п

Разделы программы

Планируемые предметные результаты

Формируемые УУД

базовый уровень

повышенный уровень

личностные

познавательные

коммуникативные

регулятивные

1

Раздел I. Введение в православную духовную традицию (18 часов).

Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.

Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.

Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.

Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.

Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.

Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.

Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.

Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.

Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.

Знать основные понятия: Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции.

Уметь:

Объяснить, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября).

Знать: Что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие.

Уметь: Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века

Знать: Кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди

Уметь: Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом.

Знать: Что такое молитва, и чем она отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Что значит «благодать». Кто такие святые.

Уметь: Рассказать, что значит «молиться», и чем отличается молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем людям посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш».

Знать: Кто такой христианин. Кто такие пророки и апостолы. Что такое Библия и Евангелие.

Что такое Откровение Божие.

Уметь: Объяснить, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснить связь слов Христос – христианство – христианин. Объяснить, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказать об апостолах Христовых.

Знать: Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему.

Уметь: Объяснить, чему учил Христос. Объяснить, что является духовными сокровищами. Рассказать, какое богатство христиане считают истинным и вечным.

Знать: Что такое «воплощение» («Боговоплоще-

ние»), Голгофа. Кто такой Богочеловек.

В чём состояла жертва Иисуса Христа.

Уметь: Рассказать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, почему Христос не уклонился от распятия. Объяснить, почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот символ.

Знать: Что такое Пасха (Воскресение).

Как празднуют Пасху.

Как звучит пасхальное приветствие. Как звучит пасхальный гимн. Что такое христианский пост.

Уметь: Объяснить, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснить, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна. Рассказать, в чём состоит смысл христианского поста.

Знать: Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души. христианина.

Уметь: Объяснить выражение «внутренний мир» человека. Составить рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу». Объяснить выражение «болезни души». Объяснить, в чём заключается свобода для христианина.

Знать: Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние

Уметь: Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках.

Объяснить выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» и «мёртвая душа». Рассказать, почему покаяние называют «лекарством души».

осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства;


развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем - осознание ответственности за сохранение культурно - исторического наследия России;


знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;


осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;


умение следить за своими словами и делами;

способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;


настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

как результат преданности и уважения к традициям своего народа - уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.


Метапредметные:

развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;


любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;


умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;


Предметные:

развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;


знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;


умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории;

приобщение к духовно - нравственным ценностям своего народа;


усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;


приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро - зло, правда - ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;


формирование потребности в нравственном совершенствовании.



2

Раздел II. Православие в России (16 часов).

Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.

Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.

Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.

Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.

Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.

Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.

Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.

Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

Знать: Что такое «заповедь», «скрижали». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея.

Уметь: Рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея». Рассказать, что общего у воровства и убийства. Рассказать, как зависть гасит радость. Отличать 10 заповедей Моисея от заповедей блаженств Иисуса Христа.

Знать: Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям. Что такое «милосердие», «милостыня».

Уметь: Объяснить, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия

Знать: Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. Что такое «неосуждение».

Уметь: Объяснить, почему главное правило этики называется «золотое». Сформулировать своё мнение: как уберечься от осуждения других людей. Рассказать по картине В.Поленова «Грешница», как Христос защитил женщину.

Знать: Для чего людям нужен храм, что они там делают. Как устроен православный храм.

Что такое «алтарь», «Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение». Что такое «церковно-славянский язык».

Уметь: Рассказать, как устроен православный храм. Рассказать, что такое иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно. Рассказать, может ли православный христианин молиться без иконы. Отличать на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей Матери Объяснить значение выражения «Казанская Богоматерь».

Рассказать правила поведения в храме, и для чего они нужны.

Знать: В чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины, и почему. Зачем христианам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир.

Уметь: Объяснить, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик»

Знать: Как готовится творческая работа, какие существуют виды творческих работ. Как пользоваться литературой и другими источниками информации, как правильно отобрать нужную информацию и сделать выводы. выступление.

Уметь: Искать требующуюся литературу.
Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст. Оформить работу в соответствии с требованиями. Подготовить устное выступление.

Уметь: Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ.

Знать: Что такое Евангелие, Пасха, храм и икона. Кто такой Иисус Христос.

Узнать: что такое Церковь и крещение.

Как Русь стала христианской страной.

. Уметь: Отличать православный храм от других, узнавать изображение Иисуса Христа и Пасхи на иконах.

Рассказать историю проникновения христианства в древнерусские земли и крещения Руси.

Знать: Что такое подвиг, что такое жертвенность.

Пример подвижнической жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого.

Уметь: Объяснить слово «подвижник», «жертвенность» и употреблять их в речи. Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью Рассказать о герое

Знать: Что такое «заповедь», «блаженство», что делает христианина счастливым.

Уметь: Объяснить, почему христиане благодарны Иисусу Христу. Читать текст Заповедей Блаженства с полным пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами.

почему христиане подражают Христу, чему радуются святые

Уметь: Нарисовать кресты Иисуса Христа, апостолов Петра и Андрея.

Правильно употреблять в речи слово «смирение». Объяснить выражение «Даром приняли – даром давайте».

Знать: В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются

Уметь: Отличать на иконе изображение Святой Троицы. Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках

Знать: В чём состоит представление христиан о Божием суде. Почему христиане верят в бессмертие. творению добра.

Уметь: Рассказать, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. Перечислить мотивы, поощряющие христиан к творению добра.

Знать: Что такое Причастие, что такое церковное Таинство.

Что происходит в храме во время Литургии.

Уметь: Рассказать, чем отличается история Ветхого Завета от истории Нового. Объяснить, как главная надежда христиан связана с Литургией. Рассказать, в чём главное назначение Церкви.

Знать: Кто такой монах, и почему люди идут в монахи. Что представляет собой монастырь. Какие монастыри и лавры существуют на территории России.

Уметь: Объяснить, что приобретает человек, став монахом, и от чего он отказывается. Рассказать, какие крупные и известные монастыри действуют на территории России.

Знать: Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным.

заботится о нём.

Уметь: Вести диалог на тему «Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?».

Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём.

Знать: Почему заключение брака в церкви называется «венчание». Что означает венец над молодожёнами. Что означает обручальное кольцо.

Уметь: Рассказать, какие традиции есть в семье обучающегося. Объяснить, какое поведение называется хамским. Обсудить вопрос: «Позволяет ли совесть бросать постаревшего или заболевшего супруга?»

Знать: Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы.

Уметь: Объяснить, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказать, какие слова вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве.

Знать: Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину.

Уметь: Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины

Знать: Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура.

Уметь: Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины

Знать: Как готовится творческий проект. Какие виды творческих проектов существуют.

Уметь: Искать нужную информацию, систематизировать её, сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект.

Знать: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся.

Уметь: Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;


формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;


развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;


воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;


развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;


развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;


наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

-формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

-адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать поведение свое и окружающих.

Предметные результаты:

-знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

-знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.


Просмотр содержимого документа
«4. + Кален. темат. планир.»

3. Календарно-тематическое планирование курса Окружающий мир 4 класс


п/п

Дата


Тема урока


Характеристика деятельности

Методы оценки достижений учащихся


план

факт


1



Россия – наша Родина



2



Культура и религия

Читать наизусть, петь Государственный Гимн России.

Находить в тексте учебного пособия ответы на вопросы, находящиеся в конце урока.


3



Человек и бог в православии

Рассказывать о том, что изображено на иллюстрациях в учебном пособии.

Отвечать на вопросы учителя (с опорой на текст учебного пособия и иллюстрации)


4



Православная молитва

Сопоставлять наименования и признаки священных событий и предметов.


5



Библия и Евангелие.

Выстраивать логичный рассказ по теме урока.

Сравнивать исторические и литературные источники (например, летопись и стихотворение).


6



Проповедь Христа

Сопоставлять достопамятные события церковной и гражданской истории России


7



Христос и Его Крест.

Объяснять назначение памятников православной культуры России, свидетельствующих о достопамятных событиях Древней Руси.


8



Пасха.

Устанавливать хронологию событий, определять даты по юлианскому и григорианскому календарям (старому и новому стилям).


9



Православное учение о человеке (Душа).

Участвовать в коллективном обсуждении темы урока.



10



Совесть и раскаяние

Рассказывать о памятниках православной культуры России на основе текста и иллюстраций учебного пособия.


11



Заповеди

Различать вещественные, устные и письменные исторические источники.


12



Милосердие и сострадание

Сопоставлять информацию, полученную из текста учебного пособия и из других источников.


13



Золотое правило этики

Строить логическую цепь рассуждений на основании сведений, полученных из исторических и литературных источников.


14



Храм.

Показывать на исторической карте места важнейших событий истории Отечества, извлекать другую информацию из исторической карты.


15



Икона.

Составлять хронологические ряды исторических событий истории России (с именами и датами).


16



Творческие работы учащихся

Приводить примеры патриотического служения Русской Православной Церкви в истории России.


17



Подведение итогов

Приводить примеры достопамятных сказаний


18



Как христианство пришло на Русь.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по темам: «Священные страницы родной истории», «Святые люди Русской земли».


19



Подвиг

Отвечать на вопросы, расположенные в конце урока-беседы, а также на вопросы учителя по рассматриваемой теме.


20



Заповеди блаженств

Задавать вопросы учителю и одноклассникам по изучаемой теме. Видеть примеры благодарного поведения человека в окружающей жизни.


21



Зачем творить добро?

Оценивать поступки, характеризуемые как нравственные (помощь, взаимопомощь), и отличать их от безнравственных поступков (обман, списывание).


22



Чудо в жизни христианина

Адекватно оценивать свои поступки с учётом понятий «нравственность», «доброе дело».


23



Православие о Божием суде

Приводить примеры добрых дел.

Учиться замечать добрые дела окружающих


24



Таинство Причастия.

Находить примеры правдивого поведения человека в окружающей жизни, в истории, в классической литературе.

Подбирать и объяснять пословицы и поговорки о правде и лжи.

Участвовать в дискуссии на тему «Выгодна ли правда?»


25



Монастырь

Приводить примеры благодарного поведения, описанные в произведениях классической литературы.


26



Отношение христианина к природе.

Подбирать и объяснять пословицы и поговорки о благодарности.

Называть признаки поведения благодарного человека.


27



Христианская семья.

Приводить примеры настоящей (подлинной) дружбы.

Подбирать и объяснять пословицы и поговорки о дружбе.


28



Защита Отечества.

Объяснять взаимосвязь понятий «верность» и «дружба». Отвечать на вопрос: «Что скрепляет дружбу — трудности или удовольствия?»


29



Христианин в труде.

Осознавать необходимость осторожного поведения в повседневной жизни (осторожность в общении с товарищами, осторожность на улице, на транспорте, в потреблении информации).

Видеть связь между осторожностью и надёжностью.

Подбирать и объяснять пословицы и поговорки на тему об осторожности и неосторожности.


30



Любовь и уважение к отечеству

Задумываться над своей ответственностью за

Подбирать и объяснять пословицы и поговорки об ответственности, дисциплине, послушании.

Объяснять взаимосвязь понятий


31



Выступление учащихся со своими творческими работами

Видеть и уметь объяснять взаимосвязь между понятиями «старание», «усердие», «трудолюбие».

Замечать в окружающей жизни примеры проявления трудолюбия.

Подбирать и объяснять пословицы и поговорки на тему о трудолюбии, лени и праздности.


32



Выступление учащихся со своими творческими работами

Видеть и уметь объяснять взаимосвязь между понятиями «жалость», «сочувствие», «сострадание», «милосердие», «жертвенность».

Подбирать и объяснять пословицы и поговорки о милосердии.

Быть готовым незамедлительно оказать помощь тому, кто в ней нуждается.


33



Выступление учащихся со своими творческими работами

Устанавливать причинно-следственную связь между событиями и нравственным поведением участников событий.

Участвовать в проектной деятельности по теме «Нравственные основы поведения человека», а также в коллективном обсуждении результатов проектной деятельности.


34



Презентация творческих проектов

Оценивать результаты своего поведения (самоанализ), прислушиваясь к голосу совести и вспоминая об изученных добродетелях.



Просмотр содержимого документа
«5 . +Контр.-измер матер»

Итоговые задания по курсу

«Основы православная культура»


  1. Темы для исследовательских работ

Как христианство пришло на Русь.

Христианское отношение к природе.

Святые в отношении к животным.

Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Димитрия Донского, праведного Феодора Ушакова, Александра Суворова или других)

Святой, прославившийся в нашем крае.


Возможные баллы за исследовательскую работу: от 30 до 50.


  1. Темы сочинений

Крещение Руси как начало великой русской культуры.

Кого мы называем хамом? Происхождение понятия.

Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?

Какие есть особые убеждения христиан, укрепляющие их в делании добра?

Возможен ли подвиг в мирное время?

Как вы понимаете заповедь «Блаженны плачущие»?

В каком случае солдат может быть назван миротворцем? Приведите примеры такого миротворчества.


Возможные баллы за сочинение: от 5 до 15.


За каждое остальное задание начисляется 1 балл. Для зачета нужно набрать не менее 15 баллов.


Закончите предложение

Год крещения Руси - _______

Русь крестил _____________

Преподобного Герасима Иорданского обычно изображают на иконе с (название животного) ________

Преподобный Сергий Радонежский кормил около своей кельи (название животного) ____________

На месте пропуска вставьте слово

Вставьте слово в названия монастырей или мест, где они находятся:

_______________ пустынь

_______________Посад

Киево-_________лавра

_______-Невская Лавра



Тестовые задания


  1. Что движет героем, совершающим истинный подвиг? Вычеркните лишнее

- бескорыстие

- любовь к Отечеству

- защита близких

- восстановление справедливости

- нажива

2. О чем молятся христиане во время войны? (выбери два варианта)

- чтобы было убито побольше врагов

- чтобы была взята большая добыча

- чтобы меньше людей погибло

- о победе

3. Два необходимых и достаточных условия для причащения христиан:

- личное покаяние

- подаяние нищим

- совершение только хороших дел

- вера во Христа

4. Что бывает только у монахов?

- четки

- клобук

- постриг

- обет

- молитва

5. Венцы в таинстве венчания символизируют:

- вечность

- богатство

- долгую жизнь

- единство любви и испытаний

6. Отметьте слова, обозначающие общие ценности христиан и людей других убеждений?

- любовь ко Христу

- молитва ко Христу

- защита природы

- защита Отечества

- милосердие

- честный труд

7. Заповедей блаженства

- пять

- восемь

- девять

8. Какая заповедь блаженства пропущена в стихотворении Льва Мея «Слепорожденный»

… истое блаженство

Себе наследует лишь тот,

Кто духом нищ, кто слезы льет,

Кто правды алчет, правды жаждет,

Кто кроток был и незлобив,

Кто сердцем чист, миролюбив…

9. О ком говорится в отрывке из стихотворения Алексея Константиновича Толстого

Любовью к ближним пламенея,

Народ смиренью Он учил,

Он все законы Моисея

Любви закону подчинил


- о Христе

- об Андрее Первозванном

- о Петре 1

10. Знакомство с каким произведением искусства повлияло на решение князя Владимира принять христианство?

- болгарские танцы

- греческая икона

- немецкий орган

11. О каких делах Христос будет спрашивать с людей на Своем суде? Допишите фразы из его притчи:

Я был голоден -

Я жаждал -

Я был в темнице -

Я был болен -

Я был странником -

Я был наг -