6
«Рассмотрено» Руководитель МО _____ /Г.Р.Хафизова / Протокол № 1 от « » августа 2016г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МБОУ «СОШ № 2» _____ / И.Н.Гимазетдинова / « » августа 2016г. | «Утверждено» Руководитель МБОУ «СОШ №2» _____ / Т.С.Андерзянов/ Приказ № от « » августа 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
в 4 классе
Созоновой Елены Васильевны
учителя высшей квалификационной категории
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка к рабочей программе
по основе религиозных культур и светской этики 4 класс.
Рабочая программа по основе религиозных культур и светской этики 4 класса составлена на основе государственного образовательного стандарта и реализуется на основе следующих документов:
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования – 2004г.
Учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Менделеевск на 2016-2017 учебный год.
Приказ МО и Н РФ от 28 декабря 2011 г. №2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных ( допущенных ) к использованию в образовательных учреждениях реализующих образовательные программы общего образования, на 2016-2017 уч.год.»
Используемый учебно-методический комплекс:
Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России: учебник для 4 класса общеораз. учр. / А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров; под общ. Ред. Чл.-корр. РАН А.Н. Сахарова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. – 144 с.
Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеораз. учр. / М.Т. Студеникин. – (ФГОСТ. Начальная инновационная школа). – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 200 с.: ил.
На изучение основ религиозных культур и светской этики 4 класса отводится 35 часов в год, т. е. 1 час в неделю. В программе сочетаются 2 курса – Основы религиозных культур народов России и основы светской этики
В курсе основы религиозных культур и светской этики контрольных работ отводится 2 часа, которые распределены по разделам следующим образом:
1.Основы религиозных культур народов России - 1
2.Основы светской этики - 1
Федеральный государственный стандарт начального общего образования, среди прочего, направлен на обеспечение:
• духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
• сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа
России.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.
Среди личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования на первом месте находится «формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества».
В связи с необходимостью реализации очерченных стандартом целей, задач и основного содержания начального образования в него включена специальная обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Данная область, среди прочего, должна отражать:
• знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории
и современности России;
• первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской
государственности;
• воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.
Кроме того, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющаяся методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, определяет систему базовых национальных ценностей, к которым относятся религиозные традиции многонационального народа Российской Федерации. Носителями базовых национальных ценностей, согласно концепции, являются традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские). Концепция отмечает большую роль христианских (и прежде всего православных) ценностей в формировании и развитии национального воспитательного идеала, который, например, «в средневековой Руси был… представлен для православных христиан, прежде всего в образе Иисуса Христа». При этом современный воспитательный идеал определяется в том числе и исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох.
А духовно-нравственное развитие гражданина России должно осуществляться в процессе восприятия и принятия «культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии».
Таким образом, для реализации целей и задач Стандарта начального общего образования в части духовно-нравственного воспитания (базирующегося, в свою очередь, на Концепции духовно-нравственного развития) обучающихся очевидна необходимость изучения основ традиционных религиозных культур России в средних общеобразовательных учреждениях вообще и в начальной школе в частности.
Без знакомства обучающихся с основами традиционных религий России, их ролью в развитии российской государственности и культуры, с основами религиозной морали и нравственности реализация целей программы Духовно-нравственного развития (и соответствующей предметной области стандарта) невозможна. Поэтому курс под обобщенным названием «Основы религиозных культур народов России» может и должен быть включен в вариативную часть Базисного учебного (образовательного) плана образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования.
К изучению курса можно приступать после того, как обучающиеся уже овладели (либо овладевают параллельно с изучением данного курса) основными разделами программы «Окружающий мир» и обладают основами знаний о природе, человеке и обществе, пространстве и историческом времени.
Концепция учебника базируется на следующих принципах:
• расположение учебного материала в порядке, соответствующем роли и месту той или иной религии
в истории и культуре народов России;
• комплексное освещение исторических, культурологических и нравственных аспектов истории религий;
• общеобразовательный, светский характер курса.
В методическом плане при создании учебника основополагающими были следующие положения:
• раскрытие исторических, культурологических и нравственных аспектов курса через конкретно-исторические и личностно значимые для обучающихся примеры (так, идеал христианской нравственности представлен на примере житий конкретных святых);
• отказ от изложения и интерпретации сложных богословских и религиоведческих вопросов;
• объяснение сложных понятий и терминов в контексте описательно-повествовательного изложения
его сути в тексте учебника, а не путем введения отдельных определений;
• стремление избегать негативных оценок любой религии или обсуждения имевших в прошлом процессов религиозных противостояний и конфликтов.
Место курса в учебном плане
На изучение курса предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
в 4 классе начальной школы в Базисном учебном плане отводится 35 часов.
Планируемые результаты на выходе 4 класса
К результатам освоения программы курса следует отнести:
Личностные результаты
• Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• формирование отношения к иному мнению, истории, религии и культуре других народов;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Предметные результаты
• Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
• знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании
конструктивных отношений в семье и обществе;
• понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России;
• первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
• становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России;
• осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты
• Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Учебно-тематический план
Распределение учебного материала по курсу |
№ | Наименование раздела | Кол-во часов |
1 | Основы религиозных культур народов России | 18 |
2 | Основы светской этики | 17 |
| Итого | 35 |
Учебно-методическое обеспечение:
Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России: учебник для 4 класса общеораз. учр. / А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров; под общ. Ред. Чл.-корр. РАН А.Н. Сахарова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. – 144 с.
Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеораз. учр. / М.Т. Студеникин. – (ФГОСТ. Начальная инновационная школа). – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 200 с.: ил.
№ | Тема урока | Кол-во час-ов | Тип урока | Элементы обязательного минимума содержания | Виды контроля, измерители | Основные требования к уровню подготовки учащихся | Дата проведение | примечание |
План | Факт |
Основы религиозных культур народов России ( 18 часов) |
1 | Введение в предмет | 1 | Вводный | Душа, религия, язычество, пророк, монотеизм, заповеди, спасение души | Вопросы | Понимать причины возникновения религиозных верований. Уметь характеризовать понятие «душа». Объяснять смысл Возникновения монотеистических религий в связи с выходом человечества на новый уровень нравственного развития | 05.09 | | |
2 | Древние предания христиан | 1 | Комбинированный | Ветхий Завет, Библия, древо познания добра и зла, запретный плод, первородный грех, грех, свобода выбора, ковчег, Десять заповедей, Мессия | Вопросы на стр. 16 | Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с возникновением первых людей, Всемирным потопом, Вавилонской башней, дарованием Моисею Десяти заповедей на горе Синай. | 12.09 | | |
3 | Возникновение христианства | 1 | Комбинированный | Новый Завет, Евангелие, апостол, таинство, искупительная жертва Христа, второе пришествие | Вопросы на стр. 26 | Знать основные события земной жизни Иисуса Христа. Понимать и принимать нравственную суть христианства, выраженную в заповедях Христа. Объяснять смысл искупительной жертвы Христа | 19.09 | | |
4 | Христианская церковь | 1 | Комбинированный | Мученик, священник, церковь, патриарх – патриархат, епископ – епархия, митрополит –митрополия, монах – монастырь, римский папа | Вопросы на стр. 34 | Знать основные события, связанные с жизнью и деятельностью первых христиан и распространением христианства. Иметь представления об устройстве Церкви. Характеризовать основные различия между православием и католичеством | 26.09 | | |
5 | Христианство на Руси и в России | 1 | Комбинированный | Крещение Руси, иконопись | Вопросы и задания на стр. 42 | Знать основные этапы появления и развития христианства на Руси. Осознавать важную роль Русской православной церкви в становлении и развитии русской государственности. Понимать важность христианской веры в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков. | 03.10 | | |
6 | Христианские святые. Православный храм | 1 | Комбинированный | Святой, мощи | Вопросы на стр. 53 | Знать основные факты, связанные с жизнью и деятельностью преподобного Серафима Саровского, благоверных Бориса и Глеба. Осознавать важную роль храма в жизни христианина. Уметь правильно вести себя в православном храме | 10.10 | | |
7 | Христианские праздники и таинства | 1 | Комбинированный | Храм, собор, фреска, алтарь, иконостас, царские врата, амвон, Пасха, крестный ход, крещение, покаяние, венчание, причастие | Вопросы и задания на стр. 62 | Понимать суть церковного богослужения. Знать основные праздники и особенности церковного календаря. Понимать смысл основных христианских таинств и осознавать их важность в жизни христианина | 17.10 | | |
8 | Католики и протестанты | 1 | Комбинированный | Католики, чистилище, Крестовые походы, уния, униатская церковь, протестанты, реформация, пастор, кальвинисты, пресвитер | Вопросы и задания | Иметь представление об устройстве Католической церкви и ее распространении в мире, унии и униатской церкви. Знать обрядовые и другие отличия католичества от православия. | 24.10 | | |
9 | Пророк Мухаммед | 1 | Комбинированный | Кааба, мусульмане, | Вопросы на стр. 68 | Знать основные события жизни и деятельности пророка Мухаммада. | 07.11 | | |
10 | возникновение ислама | 1 | Комбинированный | Коран, Хиджра, шариат | Вопросы на стр. 76 | Осознавать значение Хиджры и важную роль этого события в истории ислама | 14.11 | | |
11 | Во что верят мусульмане | 1 | Комбинированный | Божественное откровение, Сунна, намаз, закят, хадж, Рамадан | Вопросы и задания | Знать содержание основных норм шариата. Иметь представления о воззрениях мусульман на устройство мира, на суть борьбы добра и зла в мире. | 21.11 | | |
12 | Мусульманские Обряды и обычаи | 1 | Комбинированный | Ночь прощения, Ночь могущества, Курбан- байрам, мечеть, михраб, минбар, минарет, муэдзин | Вопросы и задания | Характеризовать основные особенности мусульманского календаря. Знать основные мусульманские праздники. Иметь представление об устройстве мечети | 28.11 | | |
13 | Иудаизм – Древняя религия евреев | 1 | Комбинированный | Святая земля (Земля обетованная), казни египетские, Песах, манна небесная, скрижали, Ковчег Завета | Вопросы на стр. 113 | Знать основные сюжеты ветхозаветных преданий иудаизма. Понимать значение дарования десяти заповедей пророку Моисею и их роль в истории иудаизма. | 05.12 | | |
14 | Во что верят иудеи | 1 | Комбинированный | Галаха, богоизбранность, Танах, Талмуд | Вопросы на стр. 116 | Иметь представление об основных взглядах иудеев на мир. Понимать суть и нравственное значение основных норм иудейского вероучения. | 12.12 | | |
15 | Обычаи и обряды иудеев | 1 | Комбинированный | Шабат, Рош-ашана, шофар, Йом-Кипур, Шавуот, раввин, синагога | Вопросы на стр. 123 | Знать основные иудейские праздники. Характеризовать особенности иудейского календаря. Иметь представление об иудейской общине и роли в ней раввина, о синагоге | 19.12 | | |
16 | Кто такой Будда. Во что верят буддисты | 1 | Комбинированный | Нирвана, четыре благородные истины, карма, сансара, счастливые и несчастливые перерождения, три драгоценности буддизма | Вопросы и задания | Знать основные этапы деятельности Будды. Иметь представление о медитации. Понимать значение просветления Будды в истории буддизма. Понимать суть и нравственное значение основных норм буддийского вероучения | | | |
17 | Направления и Обряды буддизма | 1 | Комбинированный | Махаяна, бодхисатва, хинаяна, ваджраяна, ступа, лама | Вопросы и задания на стр. 142 | Знать основные праздники и обряды буддизма. Характеризовать основные направления буддизма и их особенности. | | | |
18 | Повторение и обобщение по теме: | 1 | Контрольный урок | Письменный опрос | Контрольная работа | Обобщить и систематизировать знания учащихся по основе религиозных культур | | | |
Основы светской этики ( 16 часов) |
19 | Введение. | 1 | Урок усвоения нового материала | Этика, этикет, светский народ, национальность, нравственность | Вопросы | Ознакомление с основными общечеловеческими нормами поведения, правилами, принятыми в обществе | | | |
20 | Россия – Родина моя | 1 | Комбинированный | Родина, народ, раса, Русь, Россия, Российская Федерация, предки | Вопросы и задания на стр. 13 | Расширение представлений о Родине, родном крае, патриотизме | | | |
21 | Этика и этикет | 1 | Комбинированный | Этика, этикет,манеры, мораль, тактичность | Вопросы и задания на стр. 29 | Овладение навыками культурного поведения, формирования нравственной культуры учащихся; отработка практических ситуаций проявления этикета в обыденной жизни. | | | |
22 | Вежливость | 1 | Комбинированный | Вежливость, тактичность, скромность, грубость, уважение | Вопросы и задания на стр. 39 | Воспитание вежливого поведения, доброжелательного отношения к окружающим, потребности не формального соблюдения правил вежливости и этикета | | | |
23 | Добро и зло | 1 | Комбинированный | Добро, доброта, забота, щедрость, зло | Вопросы и задания на стр. 53 | Формирование представлений о нравственной ответственности человека за содеянное. Воспитание доброты и милосердия, доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела | | | |
24 | Дружба и порядочность | 1 | Комбинированный | Дружба, бескорыстие, порядочность, друг, приятель, товарищ | Вопросы и задания на стр. 68 | Формировать нравственные качества личности: умение дружить, беречь дружбу, дружески общаться в коллективе. Воспитывать среди учащихся доброжелательность, уважение друг к другу | | | |
25 | Честность и порядочность | 1 | Комбинированный | Честность, искренность, репутация, закон | Вопросы и задания на стр. 81 | Формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться сравнивать, сопоставлять, анализировать | | | |
26 | Гордость и гордыня | 1 | Комбинированный | Гордость, гордыня, гордец, самоуважение, тщеславие, скромность | Вопросы и задания на стр. 93 | Формирование эмоционально положительной концепции развития личности: «Я могу, способен, значу»; умение раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нем этические понятия гордость и гордыня | | | |
27 | Обычаи и обряды Русского народа | 1 | Комбинированный | Обычай, обряд, венчание, помолвка, икона, молитва, бракосочетание, Благовещение | Вопросы и задания на стр. 106 | Раскрытие межпредметных связей с литературным чтением, музыкой. Пробуждение у учащихся интереса к народным Праздникам | | | |
28 | Терпение и труд | 1 | Комбинированный | Труд, терпение, отдых, лентяй | Вопросы и задания на стр. 117 | Реализация межпредметных связей с музыкой, технологией, литературным чтением | | | |
29 | Семья | 1 | Комбинированный | Род, родословие, семья, фамилия, христианство, христиане | Вопросы и задания на стр. 130 | Формирование умения соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи. Разыгрывая жизненные ситуации, усваивать образцы поведения членов семьи | | | |
30 | Семейные традиции | 1 | Комбинированный | Традиция, семья, любовь, забота | Вопросы и задания на стр. 139 | Подводить учеников к мысли о важности сохранения дружеских взаимоотношений в семье. Продолжить работу по изучению семей классного коллектива | | | |
31 | Сердце матери | 1 | Комбинированный | Семья, любовь, счастье, забота, терпение | Вопросы и задания на стр.150 | Обучение детей ценить и дорожить великим даром общения. Воспитание у учащихся чуткого, внимательного и уважительного отношения к своим близким, к маме | | | |
32 | Правила твоей жизни | | Комбинированный | Правила, дисциплина, вежливость | Вопросы и задания на стр.160 | Развитие умения замечать, кому нужна помощь, не дожидаясь подсказки взрослых. | | | |
33 | Праздники народов России | 1 | Комбинированный | Праздники светские и религиозные, религия, христианство, мусульманство, буддизм, Масленица, Рождество, Курбан- байрам, день Сангхи, обряды народов, свобода совести | Вопросы и задания на стр.177 | Активизация межпредметных связей с окружающим миром, литературным чтением. Воспитание желания узнавать новое о жизни разных народов, уважительно относиться к любой религии. | | | |
34 | Защитники Отечества | 1 | Комбинированный | Отечество, защитник, патриотвоин, отчизна | Вопросы и задания на стр.186 | Реализация межпредметных связей с окружающим миром, музыкой, литературным чтением, изобразительным искусством | | | |
35 | Урок обобщения | 1
| | | | | | | |