СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОРКСЭ для 4-го класса по программе "Школа России".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ОРКСЭ для 4-го класса по программе "Школа России"сосоставлена в соответствии с требованиями ФГОС.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОРКСЭ для 4-го класса по программе "Школа России".»

6



«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____ /Г.Р.Хафизова /

Протокол № 1 от

« » августа 2016г.



«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МБОУ «СОШ № 2»

_____ / И.Н.Гимазетдинова /

« » августа 2016г.


«Утверждено»

Руководитель МБОУ «СОШ №2»

_____ / Т.С.Андерзянов/

Приказ № от

« » августа 2016г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

в 4 классе

Созоновой Елены Васильевны

учителя высшей квалификационной категории
















2016-2017 учебный год

Пояснительная записка к рабочей программе

по основе религиозных культур и светской этики 4 класс.

Рабочая программа по основе религиозных культур и светской этики 4 класса составлена на основе государственного образовательного стандарта и реализуется на основе следующих документов:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования – 2004г.

  2. Учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Менделеевск на 2016-2017 учебный год.

  3. Приказ МО и Н РФ от 28 декабря 2011 г. №2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных ( допущенных ) к использованию в образовательных учреждениях реализующих образовательные программы общего образования, на 2016-2017 уч.год.»


Используемый учебно-методический комплекс:

  • Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России: учебник для 4 класса общеораз. учр. / А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров; под общ. Ред. Чл.-корр. РАН А.Н. Сахарова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. – 144 с.

  • Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеораз. учр. / М.Т. Студеникин. – (ФГОСТ. Начальная инновационная школа). – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 200 с.: ил.

На изучение основ религиозных культур и светской этики 4 класса отводится 35 часов в год, т. е. 1 час в неделю. В программе сочетаются 2 курса – Основы религиозных культур народов России и основы светской этики

В курсе основы религиозных культур и светской этики контрольных работ отводится 2 часа, которые распределены по разделам следующим образом:

1.Основы религиозных культур народов России - 1

2.Основы светской этики - 1

Федеральный государственный стандарт начального общего образования, среди прочего, направлен на обеспечение:

• духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

• сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа

России.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.

Среди личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования на первом месте находится «формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества».

В связи с необходимостью реализации очерченных стандартом целей, задач и основного содержания начального образования в него включена специальная обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Данная область, среди прочего, должна отражать:

• знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории

и современности России;

• первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской

государственности;

• воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

Кроме того, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющаяся методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, определяет систему базовых национальных ценностей, к которым относятся религиозные традиции многонационального народа Российской Федерации. Носителями базовых национальных ценностей, согласно концепции, являются традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские). Концепция отмечает большую роль христианских (и прежде всего православных) ценностей в формировании и развитии национального воспитательного идеала, который, например, «в средневековой Руси был… представлен для православных христиан, прежде всего в образе Иисуса Христа». При этом современный воспитательный идеал определяется в том числе и исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох.

А духовно-нравственное развитие гражданина России должно осуществляться в процессе восприятия и принятия «культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии».

Таким образом, для реализации целей и задач Стандарта начального общего образования в части духовно-нравственного воспитания (базирующегося, в свою очередь, на Концепции духовно-нравственного развития) обучающихся очевидна необходимость изучения основ традиционных религиозных культур России в средних общеобразовательных учреждениях вообще и в начальной школе в частности.

Без знакомства обучающихся с основами традиционных религий России, их ролью в развитии российской государственности и культуры, с основами религиозной морали и нравственности реализация целей программы Духовно-нравственного развития (и соответствующей предметной области стандарта) невозможна. Поэтому курс под обобщенным названием «Основы религиозных культур народов России» может и должен быть включен в вариативную часть Базисного учебного (образовательного) плана образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования.

К изучению курса можно приступать после того, как обучающиеся уже овладели (либо овладевают параллельно с изучением данного курса) основными разделами программы «Окружающий мир» и обладают основами знаний о природе, человеке и обществе, пространстве и историческом времени.

Концепция учебника базируется на следующих принципах:

• расположение учебного материала в порядке, соответствующем роли и месту той или иной религии

в истории и культуре народов России;

• комплексное освещение исторических, культурологических и нравственных аспектов истории религий;

• общеобразовательный, светский характер курса.


В методическом плане при создании учебника основополагающими были следующие положения:

• раскрытие исторических, культурологических и нравственных аспектов курса через конкретно-исторические и личностно значимые для обучающихся примеры (так, идеал христианской нравственности представлен на примере житий конкретных святых);

• отказ от изложения и интерпретации сложных богословских и религиоведческих вопросов;

• объяснение сложных понятий и терминов в контексте описательно-повествовательного изложения

его сути в тексте учебника, а не путем введения отдельных определений;

• стремление избегать негативных оценок любой религии или обсуждения имевших в прошлом процессов религиозных противостояний и конфликтов.

Место курса в учебном плане

На изучение курса предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

в 4 классе начальной школы в Базисном учебном плане отводится 35 часов.

Планируемые результаты на выходе 4 класса

К результатам освоения программы курса следует отнести:

Личностные результаты

• Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

• формирование отношения к иному мнению, истории, религии и культуре других народов;

• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Предметные результаты

• Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

• знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании

конструктивных отношений в семье и обществе;

• понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;

• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России;

• первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

• становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России;

• осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты

• Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.











Учебно-тематический план

Распределение учебного материала по курсу

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Основы религиозных культур народов России

18

2

Основы светской этики

17


Итого

35



Учебно-методическое обеспечение:

  • Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России: учебник для 4 класса общеораз. учр. / А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров; под общ. Ред. Чл.-корр. РАН А.Н. Сахарова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. – 144 с.

  • Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеораз. учр. / М.Т. Студеникин. – (ФГОСТ. Начальная инновационная школа). – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 200 с.: ил.













Тема

урока

Кол-во час-ов

Тип урока

Элементы обязательного минимума содержания

Виды

контроля, измерители

Основные требования к уровню подготовки учащихся

Дата проведение

примечание

План

Факт

Основы религиозных культур народов России ( 18 часов)

1

Введение в предмет

1

Вводный

Душа, религия, язычество, пророк,

монотеизм, заповеди,

спасение души

Вопросы

Понимать причины возникновения религиозных верований. Уметь характеризовать понятие «душа». Объяснять смысл

Возникновения монотеистических религий в связи с выходом человечества на новый уровень нравственного развития

05.09



2

Древние предания христиан

1

Комбинированный

Ветхий Завет, Библия, древо познания добра и зла, запретный плод, первородный грех, грех, свобода выбора, ковчег, Десять заповедей,

Мессия

Вопросы на стр. 16

Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с возникновением первых людей, Всемирным потопом,

Вавилонской башней, дарованием Моисею Десяти заповедей на горе Синай.

12.09



3

Возникновение

христианства

1

Комбинированный

Новый Завет, Евангелие, апостол, таинство, искупительная

жертва Христа, второе пришествие

Вопросы на стр. 26

Знать основные события земной жизни Иисуса Христа.

Понимать и принимать нравственную суть христианства, выраженную в заповедях Христа. Объяснять смысл искупительной жертвы

Христа

19.09



4

Христианская

церковь

1

Комбинированный

Мученик, священник,

церковь, патриарх –

патриархат, епископ – епархия, митрополит –митрополия, монах – монастырь, римский

папа

Вопросы на стр. 34

Знать основные события, связанные с жизнью и деятельностью первых христиан и распространением христианства. Иметь представления об устройстве Церкви. Характеризовать

основные различия между православием и католичеством

26.09



5

Христианство

на Руси и в России

1

Комбинированный

Крещение Руси, иконопись

Вопросы и задания на стр. 42

Знать основные этапы появления и развития христианства на Руси.

Осознавать важную роль Русской православной церкви в становлении и развитии русской государственности.

Понимать важность

христианской веры в

повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков.

03.10



6

Христианские

святые. Православный храм

1

Комбинированный

Святой, мощи

Вопросы на стр. 53

Знать основные факты, связанные с жизнью и деятельностью преподобного Серафима Саровского, благоверных Бориса и Глеба.

Осознавать важную роль храма в жизни христианина.

Уметь правильно вести себя в православном храме

10.10



7

Христианские праздники и таинства

1

Комбинированный

Храм, собор, фреска,

алтарь, иконостас, царские врата, амвон, Пасха, крестный ход,

крещение, покаяние,

венчание, причастие

Вопросы и задания на стр. 62

Понимать суть церковного богослужения. Знать основные праздники и особенности церковного

календаря. Понимать смысл

основных христианских таинств и осознавать их важность в жизни христианина

17.10



8

Католики и протестанты

1

Комбинированный

Католики, чистилище,

Крестовые походы,

уния, униатская

церковь, протестанты, реформация, пастор, кальвинисты, пресвитер

Вопросы и задания

Иметь представление об устройстве Католической церкви и ее распространении в мире, унии и униатской церкви. Знать обрядовые и

другие отличия католичества от православия.

24.10



9

Пророк Мухаммед

1

Комбинированный

Кааба, мусульмане,


Вопросы на стр. 68

Знать основные события жизни и деятельности пророка Мухаммада.

07.11



10

возникновение

ислама

1

Комбинированный

Коран, Хиджра, шариат

Вопросы на стр. 76

Осознавать значение

Хиджры и важную роль этого события в истории ислама

14.11



11

Во что верят мусульмане

1

Комбинированный

Божественное откровение, Сунна,

намаз, закят, хадж, Рамадан

Вопросы и задания

Знать содержание основных норм шариата. Иметь представления о воззрениях мусульман на устройство

мира, на суть борьбы добра и зла в мире.

21.11



12

Мусульманские

Обряды и обычаи

1

Комбинированный

Ночь прощения, Ночь

могущества, Курбан-

байрам, мечеть, михраб, минбар,

минарет, муэдзин

Вопросы и задания

Характеризовать основные особенности мусульманского

календаря. Знать основные мусульманские праздники.

Иметь представление об устройстве мечети

28.11



13

Иудаизм –

Древняя религия

евреев

1

Комбинированный

Святая земля (Земля

обетованная), казни

египетские, Песах, манна небесная,

скрижали, Ковчег Завета

Вопросы на стр. 113

Знать основные сюжеты ветхозаветных преданий иудаизма. Понимать значение дарования десяти

заповедей пророку Моисею и их роль в истории иудаизма.

05.12



14

Во что верят иудеи

1

Комбинированный

Галаха, богоизбранность, Танах, Талмуд

Вопросы на стр. 116

Иметь представление

об основных взглядах иудеев на мир. Понимать суть и

нравственное значение основных норм иудейского вероучения.

12.12



15

Обычаи и обряды

иудеев

1

Комбинированный

Шабат, Рош-ашана,

шофар, Йом-Кипур,

Шавуот, раввин, синагога

Вопросы на стр. 123

Знать основные иудейские праздники.

Характеризовать особенности иудейского

календаря. Иметь представление об иудейской общине и роли в ней раввина, о синагоге

19.12



16

Кто такой Будда. Во что верят буддисты

1

Комбинированный

Нирвана, четыре благородные

истины, карма, сансара, счастливые

и несчастливые перерождения, три драгоценности

буддизма

Вопросы и задания

Знать основные этапы деятельности Будды.

Иметь представление о медитации. Понимать значение просветления Будды в истории буддизма. Понимать суть и нравственное значение основных норм

буддийского вероучения




17

Направления и

Обряды буддизма

1

Комбинированный

Махаяна, бодхисатва,

хинаяна, ваджраяна,

ступа, лама

Вопросы и задания на стр. 142

Знать основные праздники и обряды буддизма.

Характеризовать основные направления буддизма и их

особенности.




18

Повторение и обобщение по теме:

1

Контрольный урок

Письменный опрос

Контрольная работа

Обобщить и систематизировать знания учащихся по основе религиозных культур




Основы светской этики ( 16 часов)

19

Введение.

1

Урок усвоения нового материала

Этика, этикет, светский народ, национальность,

нравственность

Вопросы

Ознакомление с основными общечеловеческими

нормами поведения, правилами, принятыми в

обществе




20

Россия – Родина моя

1

Комбинированный

Родина, народ, раса, Русь, Россия, Российская Федерация, предки

Вопросы и задания на стр. 13

Расширение представлений о Родине, родном крае,

патриотизме




21

Этика и этикет

1

Комбинированный

Этика, этикет,манеры,

мораль, тактичность

Вопросы и задания на стр. 29

Овладение навыками культурного поведения, формирования нравственной культуры учащихся; отработка практических ситуаций проявления этикета в обыденной жизни.




22

Вежливость

1

Комбинированный

Вежливость, тактичность,

скромность, грубость,

уважение

Вопросы и задания на стр. 39

Воспитание вежливого поведения, доброжелательного отношения к окружающим,

потребности не формального соблюдения правил вежливости и этикета




23

Добро и зло

1

Комбинированный

Добро, доброта,

забота, щедрость,

зло

Вопросы и задания на стр. 53

Формирование представлений о

нравственной ответственности человека за содеянное. Воспитание

доброты и милосердия, доброжелательности,

уважения друг к другу и окружающим, стремление

совершать добрые дела




24

Дружба и порядочность

1

Комбинированный

Дружба, бескорыстие,

порядочность, друг,

приятель, товарищ

Вопросы и задания на стр. 68

Формировать нравственные качества личности: умение дружить, беречь дружбу,

дружески общаться в коллективе. Воспитывать

среди учащихся доброжелательность, уважение друг к другу




25

Честность и

порядочность

1

Комбинированный

Честность,

искренность,

репутация,

закон

Вопросы и задания на стр. 81

Формирование умения критически осмысливать

свои поступки, учиться сравнивать, сопоставлять, анализировать




26

Гордость

и гордыня

1

Комбинированный

Гордость, гордыня,

гордец, самоуважение,

тщеславие, скромность

Вопросы и задания на стр. 93

Формирование эмоционально положительной концепции развития личности: «Я могу,

способен, значу»; умение раскрывать авторский

замысел художественного произведения, выявлять

в нем этические понятия гордость и гордыня




27

Обычаи и обряды

Русского народа

1

Комбинированный

Обычай, обряд, венчание, помолвка, икона, молитва,

бракосочетание, Благовещение

Вопросы и задания на стр. 106

Раскрытие межпредметных

связей с литературным чтением, музыкой.

Пробуждение у учащихся интереса к народным

Праздникам




28

Терпение

и труд

1

Комбинированный

Труд, терпение, отдых, лентяй

Вопросы и задания на стр. 117

Реализация межпредметных связей с музыкой, технологией, литературным

чтением




29

Семья

1

Комбинированный

Род, родословие,

семья, фамилия, христианство,

христиане

Вопросы и задания на стр. 130

Формирование

умения соизмерять свои потребности с потребностями членов

семьи. Разыгрывая жизненные ситуации,

усваивать образцы

поведения членов

семьи




30

Семейные традиции

1

Комбинированный

Традиция, семья, любовь, забота

Вопросы и задания на стр. 139

Подводить учеников к мысли о важности сохранения дружеских взаимоотношений

в семье. Продолжить работу по изучению семей классного

коллектива




31

Сердце

матери

1

Комбинированный

Семья, любовь, счастье, забота,

терпение

Вопросы и задания на стр.150

Обучение детей ценить и дорожить великим даром общения. Воспитание у учащихся чуткого, внимательного и

уважительного отношения к своим близким, к маме




32

Правила

твоей

жизни


Комбинированный

Правила,

дисциплина,

вежливость

Вопросы и задания на стр.160

Развитие умения замечать, кому нужна помощь, не дожидаясь подсказки взрослых.




33

Праздники народов

России

1

Комбинированный

Праздники светские

и религиозные,

религия,

христианство, мусульманство,

буддизм, Масленица,

Рождество, Курбан-

байрам, день Сангхи, обряды народов, свобода совести

Вопросы и задания на стр.177

Активизация межпредметных

связей с окружающим миром,

литературным чтением.

Воспитание желания узнавать новое о жизни

разных народов, уважительно относиться к любой религии.




34

Защитники Отечества

1

Комбинированный

Отечество, защитник,

патриотвоин, отчизна

Вопросы и задания на стр.186

Реализация межпредметных

связей с окружающим миром,

музыкой, литературным чтением, изобразительным

искусством











35

Урок обобщения

1