МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
КУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
СОГЛАСОВАНО Заседание Управляющего совета Протокол №__ от _______________ 2013 г. | УТВЕРЖДАЮ: Приказ № ___ от _____________ Директор МОУ СОШ №11 Л.В.Луценко |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет основы религиозных культур и светской этики
Класс 5
МО учителей начальных классов
Учитель О.М. Носова
Срок реализации 2013-2014 г.
ст. Галюгаевская
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) на основе программы А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики» для общеобразовательных учреждений 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2010.
Общая характеристика
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
Основы православной культуры;
Основы исламской культуры;
Основы буддийской культуры;
Основы иудейской культуры;
Основы мировых религиозных культур;
Основы светской этики.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Цель учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.
В соответствии с основными целями учебно-воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях изучение православной культуры направлено на достижение следующего:
В сфере личностной самореализации учащихся:
приобретение знаний о религии как мировоззренческой сфере культуры, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения личности;
содействие формированию картины мира, пониманию жизни человека и общества, адекватным современному уровню познания и культуры;
воспитание качеств гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, соотечественникам и согражданам;
содействие формированию нравственной, эстетической, правовой, экологической культуры учащихся;
формирование ориентации на непреходящие духовно-нравственные ценности российской культуры;
выработка уважения к гуманистическим ценностям в современном российском обществе;удовлетворение социального запроса на получение образования в соответствии с традициями и ценностями национальной культуры;
реализация прав учащихся на свободное мировоззренческое самоопределение при получении образования, свободный выбор взглядов и убеждений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов в обучении;
создание необходимых условий для выработки молодым человеком собственной жизненной позиции.
В сфере социализации учащихся в современном российском обществе:
приобретение учащимися знаний, необходимых для ориентации в современном российском обществе, раскрытие этноконфессиональной структуры российского общества, особенностей культуры и образа жизни основных этноконфессиональных групп населения России;
интеграция в современную российскую национальную и мировую культуру;
выработка уважения к законным правам и свободам человека в российском обществе, навыков защиты своих законных прав и свобод;
развитие понимания взаимосвязи прав и обязанностей личности в семейной и общественной жизни, прав и обязанностей гражданина в гражданском обществе;
формирование навыков социального взаимодействия в современном российском обществе, умений и качеств сотрудничества, партнерства, толерантности, способствующих укреплению социального единства российского общества;
содействие воспитанию гражданина, интегрированного в современное российское общество и нацеленного на его совершенствование, ориентированного на развитие институтов гражданского общества в России и утверждение норм правового государства в Российской Федерации.
В сфере интеграции учащихся в культурное пространство России:
формирование культурологической компетентности учащихся в области знаний о традиционной религиозной культуре России в исторической ретроспективе и в современности;
интеграция личности в историческое пространство национальной культуры, обеспечивающая формирование исторического сознания;
выработка высокого ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию русского и других народов России;
воспитание уважения к предкам, историческому прошлому страны и государства, народов России как основы просвещенного российского патриотизма и гражданственности;
В сфере подготовки учащихся к профессиональной деятельности в обществе:
расширение и углубление социально-гуманитарного образования учащихся в области знаний о традиционной духовной культуре России;
выработка учащимися навыков добросовестного отношения к труду, ответственности и добропорядочности в трудовых отношениях;
подготовка учащихся общеобразовательной школы к получению в дальнейшем среднего и высшего профессионального образования по социально-гуманитарным специальностям и направлениям, включающим знания о православной духовной и материальной культуре - теологии, искусству, филологии, истории, социологии, педагогике, психологии и др.
Основные задачи учебного предмета — осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся на основе:
усвоения ими понятий «священный», «святой», «заветный» («Россия — священная наша держава», «святой долг», «заветные слова»);
привития почтительного отношения к Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну);
ознакомления с важнейшими священными страницами родной истории — Великими Днями Побед, принесшими независимость и славу России (День Победы на Куликовом поле, День Победы в Отечественной войне 1812 года, День Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и другие);
привития почтительного отношения к памятникам Великих Побед, священным местам великих сражений;
ознакомления с именами и подвигами выдающихся правителей Руси (святые князья Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской), национальных героев (Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Ушаков), великих святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский);
ознакомления со всемирно известными памятниками православной культуры России: иконами (Владимирская икона Божией Матери, «Троица» Андрея Рублёва), храмами (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе), монастырями (Троице-Сергиева Лавра);
усвоения основных духовно-нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы;
усвоения основных духовно-нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие;
формирования навыков почтительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших;
воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям;
формирования благожелательного отношения к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения.
Описание места учебного курса в учебном плане.
Модуль «Основы православной культуры» выбран по заявлению родителей (законные представители) учащихся. УМК входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Рабочая программа рассчитана на 34 часа, в неделю – 1 час.
Принципы построения учебного предмета «Основы православной культуры»
Концепция духовно-нравственного воспитания российского школьника, положенная в основу настоящей рабочей программы и самого учебного предмета «Основы православной культуры», кратко может быть выражена словами замечательного русского писателя Василия Андреевича Жуковского: «Образование — это воспитание для доброделания». Эти слова стали основным руководящим принципом и при подготовке учебного пособия.
При построении учебного предмета «Основы православной культуры» учитывались также принципы:научность, доступность, культуросообразность.
1. Научность. Изложение всех исторических сведений учебного предмета «Основы православной культуры» имеет прочное основание в отечественной исторической науке, в источниковедении. Благодаря опоре на исторические источники при освещении событий далёкого прошлого у школьника вырабатывается историзм мышления. Это позволит ему глубже понять величие и трудность пройденного Россией пути, величие Российской державы и родной культуры, а также осознать свою причастность к родной истории и культуре.
2. Доступность. Поскольку данный учебный предмет предназначен для учащихся 4 классов, то в нём содержится минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий), которые школьникам не были бы уже известны из других учебных предметов.
3. Принцип культуросообразности. Учебный предмет «Основы православной культуры» призван показать российскому школьнику взаимосвязь гражданской и церковной истории России. Попытка изолированного их изучения невозможна без нарушения принципов научности и культуросообразности. Этот принцип призван способствовать осознанию школьниками непреходящей ценности культурно-исторического наследия России, осознанию российской культуры как своей родной культуры, а в дальнейшем и осознанию необходимости сбережения этого великого культурно-исторического наследия.
Нравственное воспитание обучающихся в российской школе будет успешным лишь тогда, когда дети будут не просто знать, но трепетно преклоняться перед такими высокими качествами наших предков, как доброта, честность, верность долгу, мужество, бережное отношение к священным местам, почтение к родителям, бескорыстие, жертвенная любовь к Родине.
За последние десятилетия в российской школе накопилось так много проблем в обучении и воспитании, что они, кажется, уже превышают возможности и силы школы и учителей для их исправления. Почему?
«Зло не исправляется злом, а добром, — говорил Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. — Как загрязнённую одежду нельзя чисто вымыть грязной водой, так описаниями порока, столь же нечистыми и смрадными, как он сам, нельзя очистить людей от порока. Укажите на тёмный образ порока, не терзая чувства и не оскорбляя вкуса чрезмерным обнажением его гнусностей, а с другой стороны, изобразите добродетель в её неподдельной истине, в её чистом свете, в её непоколебимой твёрдости, в её небесной красоте — тогда можете надеяться, что пленник порока отвратит от него устыжённый взор, придёт к сознанию достоинства добродетели.»
Поэтому, преподавая современному школьнику основы нравственной культуры, гораздо важнее раскрыть высокое достоинство и нравственную красоту добродетели, нежели увлекаться бичеванием порока. Период обучения ребёнка в школе — это не только время, когда он усваивает материал учебника, но и когда открывает для себя подлинные духовно-нравственные ценности (ценности, которые выше человека и которым он может следовать в своей жизни): любовь к Родине, уважение к старшим, сострадание ближним, благоговение к жизни и другие. В период школьного обучения ребёнок впервые задумывается над мировоззренческими проблемами, ищет ответы на вопросы о смысле жизни, о смысле своего существования. И именно открытие мира духовно-нравственных ценностей позволяет школьнику вырасти в полную меру своих дарований и талантов, делает его по-настоящему свободным и ответственным гражданином своего Отечества.
В процессе изучения основ православной культуры у школьника формируется умение критически оценивать свои поступки, постепенно складывается потребность руководствоваться в своей жизни лучшими примерами, а также появляется готовность следовать высоким этическим нормам поведения дома, на улице, в школе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса.
Личностные результаты:
осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);
развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
Метапредметные результаты
развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.
Предметные результаты
развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;
знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;
умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;
приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;
усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении её духовности и культуры;
приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
формирование потребности в нравственном совершенствовании.
Требования к уровню подготовки учащихся
знать: понятия «священный», «святой», «заветный» («Россия — священная наша держава», «святой долг», «заветные слова»); имена и подвиги выдающихся правителей Руси (святые князья Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской), национальных героев (Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Ушаков), великих святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский); всемирно известные памятники православной культуры России: иконы (Владимирская икона Божией Матери, «Троица» Андрея Рублёва), храмы (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе),Святой Троицы города Челябинска, монастырями (Троице-Сергиева Лавра); священные страницы родной истории
уметь: рассказать о нравственных идеалах в отечественной истории, литературе и культуре; о выдающихся героях, святых людях России и подвижников веры и благочестия; рассказать об основных духовно-нравственных принципах, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы.
понимать: смысловое значение основных духовно-нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие, смысл православных праздников;
узнавать: иконы Троицы, Иисуса Христа, Богородицы, святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского и лики других святых.
проявлять почтительное отношение к Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну); проявлять уважительное отношение: к православным традициям семьи, к родителям, к старшим, к младшим (проявление заботы о них);проявлять дружелюбное отношение к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям; благожелательное отношение к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения
строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
готовить сообщения по выбранным темам
Продемонстрировать знание начальных сведений о православной культуре, отобранных из состава всех содержательных линий, которые могут быть преподаны учащимся начальной школы на уровне, обусловленном их возрастными возможностями.
Содержание учебного курса.
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Россия – наша Родина.
Блок 2. Основы православной культуры. (16 часов)
Блок 3. Основы православной культуры. (12 часов)
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся.
№ | Раздел, тема | дата | Планируемые результаты | Информационно-методическое обеспечение, цифровые и электронные ресурсы |
1 | Россия – наша Родина. | | Знать: - что такое духовный мир человека - что такое культурные традиции и для чего они существуют Развивать умение эстетического восприятия: видеть и слышать красивое.. | Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Презентация. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». |
2 | Культура и религия. | | Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры. |
3 | Человек и Бог в православии. | | Знакомятся с основами духовной традиции православия Объяснить взаимосвязь эстетических и нравственных понятий «любовь – доброта – красота». | Учебное пособие «Основы православной культуры» Презентация. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». |
4 | Православная молитва. | | Знать: - что такое православие; - что значит слово благодать - кто такие святые - о молитве «Отче наш» |
5 | Библия и Евангелие | | Знакомятся с определениями основных понятий православной культуры | Учебное пособие «Основы православной культуры» Презентация. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». |
6 | Проповедь Христа | | Знать: - чему учил Христос, - символику креста. Учатся устанавливать взаимо связь между религиозной (православной) культурной и поведением людей |
7 | Христос и Его Крест. | | Знать: - как Бог стал человеком; - почему Христос не уклонился от от казни; - Символику креста Учатся устанавливать взаимо связь между религиозной (православной) культурной и поведением людей Познакомить с рассказами о предательстве Иуды, о суде и распятии Христа. Дать представление о Великом Посте. | Учебное пособие «Основы православной культуры». Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. |
8 | Пасха. | | Знать: -что воскресенье не только день недели - что такое Пасха -как празднуют Пасху Показать особое значение и познакомить с традициями празднования главного православного праздника – Пасхи. | Учебное пособие «Основы православной культуры» Презентация. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». |
9 | Православное учение о человеке. | | Знать: - чем бог одарил человека; -что такое «образ божий» -Душа, Тело Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры | Учебное пособие «Основы православной культуры» Презентация. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». |
10 | Совесть и раскаяние. | | Знать: -о подсказках совести - как исправлять ошибки Познакомить с историями о помощи святых. | Учебное пособие «Основы православной культуры» Презентация. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». |
11 | Заповеди. | | Знать: - что общего у убийства и воровства - как зависть гасит радость Познакомить с нравственными нормами поведения христиан Познакомить с правилами, данными Богом первым людям. | Учебное пособие «Основы православной культуры». Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Презентация. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». |
12 | Милосердие и сострадание. | | Знать: -чем милосердие отличается от дружбы -кого называют «ближним» - как христианин должен относиться к людям | Учебное пособие «Основы православной культуры». Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Презентация. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». |
13 | Золотое правило этики. | | Знать: -главное правило человеческих отношений - что такое «неосужение» Разработать взаимосвязи этических и эстетических понятий «непослушание – грусть – некрасивое». | «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей. Презентация. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». |
14 | Храм. | | Знакомятся с устройством храмов Знать: - что люди делают в храмах - почему изображают невидимое Познакомить с храмами г.Омска, их историей, убранством, святынями. | «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». |
| Раздел I. Введение в православную духовную традицию. |
15 | Икона | | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений | Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». |
16 | Творческие работы учащихся. | | Учатся излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Работа по созданию проектов | Учебное пособие «Основы православной культуры». Презентация. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». |
17 | Подведение итогов. | | Защита проектов Учатся излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. | Учебное пособие «Основы православной культуры». Презентация. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». |
| Раздел II. Православие в России. |
18 | Как христианство пришло на Русь. | | Учаться излагать свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, обще ства. Излагать свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества Должны знать: - что такое церковь; - что такое крещение | Учебное пособие «Основы православной культуры». Дополнительная литература. Презентация. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». |
19 | Подвиг | | Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. Уметь: объяснять основные термины и понятия, работать с текстом учебника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Учебное пособие «Основы православной культуры». Дополнительная литература. Презентация. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». |
20 | Заповеди блаженств. | | Уметь: работать с текстом учебника, объяснить, что такое христианская этика, заповеди блаженства, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры | Учебное пособие «Основы православной культуры». Дополнительная литература. Презентация. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». |
21 | Зачем творить добро? | | Разработать духовно-нравственные понятия «благочестие», «красота», «грех». Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. Работают с текстом учебника, готовят ответ на вопрос «Как я понимаю выражение «мир в душе», учатся вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную | Учебное пособие «Основы православной культуры». Презентация. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». |
22 | Чудо в жизни христианина | | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Учебное пособие «Основы православной культуры». Презентация. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». |
23 | Православие в Божием суде. | | Учатся объяснять основные термины и понятия, работать с текстом учебника, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры | Учебное пособие «Основы православной культуры». Дополнительная литература. Презентация. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». |
24 | Таинство Причастия | | Знать: как Христос передал себя ученикам, что такое причастие, что такое церковное таинство. Учатся вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную | . Учебное пособие «Основы православной культуры». Дополнительная литература. Презентация. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». |
25 | Монастырь | | Знать: почему люди идут в монахи, отчего отказываются монахи. Учатся объяснять выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры и давать им оценку | Учебное пособие «Основы православной культуры». Дополнительная литература. Презентация. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». |
26 | Отношение христианина к природе. | | Знать: что делает человека выше природы, какую ответственность несет человек за сохранение природы. | Учебное пособие «Основы православной культуры». Дополнительная литература. Презентация. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». |
27 | Христианская семья. | | Учатся работать с текстом учебника, объяснять основные термины и понятия, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, вести диалог, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, рассказать о православных семейных ценностях, подготовить рассуждение на одну из тем: «Семья – это маленький ковчег», «Детей любить тоже непросто» | Учебное пособие «Основы православной культуры». Дополнительная литература. Презентация. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». |
28 | Защита Отечества. | | Раскрытие духовно-нравственных понятий: герой, защитник, слава, православие. | Учебное пособие «Основы православной культуры». Дополнительная литература. Презентация. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». |
29 | Христианин в труде. | | Знать: о первом грехе людей, какой труд напрасен. Учатся объяснять выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры и давать им оценку. | Учебное пособие «Основы православной культуры». Дополнительная литература. Презентация. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». |
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Учебное пособие «Основы православной культуры». Дополнительная литература. Презентация. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». |
31 | Подведение итогов ко второму разделу. | | Самостоятельная работа учащихся, работа в группах, планирование деятельности. | Учебное пособие «Основы православной культуры». Дополнительная литература. Презентация. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». |
32-34 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | | Защита проектов, презентаций Знать: правила составления презентации, требования к оформлению презентации и ее защите. Уметь: подготовить презентацию в соответствии с требованиями, комментировать ее, отвечать на вопросы по содержанию презентации | Учебное пособие «Основы православной культуры». Дополнительная литература. Презентация. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-022138-2 .
Данилюк, А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: книга для родителей / А. Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с.: ил. - ISBN 978-5-09-024076-5.
Кураев, А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2011. - 95 с.: ил.
Интернет ресурсы.
Приложение к программе
№ | Тема | Основное содержание | Задания для совместной работы с родителями |
1 | Россия – наша родина | Богатство России, Патриот, Отечество, Духовный мир, Культурные традиции, | Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Какие книги о России они посоветовали бы тебе прочитать? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чем их заслуги? |
2 | Религия и культура | Культура, религия, христианство, православие | Выяснить у родителей, что они знают о православной культуре |
3 | Бог и человек в православии | Бог, Творец, Мир. Культура, Православная культура | Вместе с родителями подумайте « Что значит быть православным человеком?» |
4 | Православная молитва | Священное писание, Священное предание. Православие, Молитва, Благодать | Выяснить у родителей значение слова «искушать» |
5 | Библия и Евангелие | Библия , Еванглие, Ветхий Завет, Новый Завет, Христианин, Откровение, Притча | Спросить у своих родителей знают ли они какие- нибудь притчи |
6 | Проповедь Христа | Вера, Нагорная Проповедь, | Обсудить с родителями вопрос «Чего именно в мире становиться больше в результате совершённой мести: добра или зла» |
7 | Христос и Его Крест | Воплощение, Голгофа, | Обсудите с родителями вопрос «Почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям» |
8 | Пасха | Русская Пасха, Пасха Христова, Пасхальный гимн, Пасхальное яйцо Спаситель | Выяснить у родителей какие обычаи они соблюдают при празднование Пасхи. Нарисовать или слепить пасхальное яйцо. |
9. | Православное учение в человеке | Душа Тело Болезнь Души | Выяснить: - как Библия рассказывает о происхождении души; - есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть |
10. | Совесть и раскаяние | Раскаяние Совесть Добро, грех, зло, покаяние | Выясни у родителей почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит |
11. | Заповеди. | Заповеди Моисей | подберите синонимы к словосочетанию «Добросердечный человек. -зачем нужно преодолевать зависть Приготовить книжку- малышку «Заповеди» |
12. | Милосердие и сострадание. | Самарянин Милосердие Сострадание Милостыня | Выясните у родителей совершали ли они поступки милосердия Нарисовать дерево добрых дел. |
13. | Золотое правило этики. | Неосуждение | Сформулируйте оформите красочно свои правила вместе с родителями «Как уберечься от осуждения» |
14. | Храм | Икона, благословление, иконостас, алтарь, | По желанию можно посетить храм. расскажи членам семьи и друзьям о православном храме. Подберите вместе изображения храма. Нарисуйте храм. |
15. | Икона | Икона, святые, лик, нимб, | Выясни «Богоматерь – это Бог или человек Узнайте, знают ли ваши родители молитвы и для чего они предназначены |
16. | Творческие работы учащихся. | | Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам |
17. | Подведение итогов | | |
18 | Как христианство пришло на Русь | Церковь Мудрость Крещение Исповеди | Выяснить, как изменилась жизнь киевлян после их крещения. |
19 | Подвиг | Подвиг Жертва Богу Подвижник | Выяснить у родителей совершали ли они подвиги ради кого- то в своей жизни. Подготовить рассказы о подвигах. |
20 | Заповеди блаженств | Этика. Христианская этика. Заповедь. Блаженство. Душевная нищета. Царство Небесное. Миротворец. | Выяснить вместе с родителями, когда христиане бывают счастливы. Подготовить ответ на тему «Как я понимаю выражение «мир в душе». |
21 | Зачем творить добро | Благочестие, печаль, смерть, покаяние. | Познакомьте своих родителей с духовно- нравственными понятиями и вместе объясните слова Христа «Даром приняли – даром давайте». |
22 | Чудо в жизни христианина | Святая Троица, добродетель, вера, | Совместно с родителями определите какие добродетели есть у вас и ваших родителей. подготовить сообщения на тему: «Чудеса Иисуса Христа» |
23 | Православие о божием суде | Божий Суд. Грех. Спасение. Совесть. Быть в ладу со своей душой. | Вместе с родителями перечислите мотивы, поощряющие христи ан к творению добра |
24 | Таинство Причастия | Православные таинства. Крещение. Миропомазание, исповедь (покаяние). Причастие (евхаристия) | |
25 | Монастырь | Святыня. Монастырь. Монах. Призвание. Послушание.Инок | расскажи членам семьи и друзьям о православном монастыре. Подберите вместе изображения монастыря и приготовьте о нём рассказ |
26 | Отношение христианина к природе | Христианское милосердие Символ. Любовь к природе. Экология. Ковчег. | Подготовить сообщение об экологических кризисах или рассказ о домашних питомцах и как вы за ними ухаживаете |
27 | Христианская семья | Семья. Ценности. Любовь. Венчание. Семейные традиции. | Рассказать членам семьи и друзьям о православных семейных ценностях, спросить, какие семейные ценности они считают главными в своей жизни. |
28 | Защита Отечества | Православие, Отечество, защитник, герой | Нарисовать эпизод из жизни защитника нашей Родины. |
29 | Христианин в труде | Добродетели. Страсти. Отношение. Труд. Заповедь труда. | Нарисовать дерево добрых дел. |
30 | Любовь и уважение к Отечеству | Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Многонациональный и многоконфессиональный состав. Великая сила нравственности. | обратившись за помощью к членам семьи, подготовьте сообщение об одной из четырех конфессий (православие, ислам, буддизм, иудаизм). |
31 | Творческие работы учащихся | | Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам |
32-34 | Подведение итогов | | |