Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Бобравская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и обсуждена Рассмотрена и принята
на заседании ШМО нач. классов на заседании педагогического совета
Протокол №1 от 30.08.2017 г. Протокол №1 от 30.08.2017 г.
Руководитель ШМО /Умеренкова Л.Н / Председатель педагогического совета
________ /Скорнякова С.В/
Введена в действие
Приказ №80 от 31.08.2017
Директор Бобравской СОШ
______ /СеврюковаН.Н/
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики
модуль «Основы православной культуры»
в 4классе
Составлена по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту
УМК «Школа России
Разработана на основе примерной программы «Основы религиозных культур и светской этики »
( модуль «Основы православной культуры) автор: А.В.Кураев)
34ч в год ( 1ч в неделю,34 уч.недели)
2017 -2018 уч. год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» (4 кл.)
Модуль « Основы православной культуры»
Пояснительная записка
Планируемые предметные результаты
Статус документа
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль «Основы православной культуры») для учащихся четвёртого класса составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012т года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федерального государственного образовательного Стандарта начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785),
Рабочая программа разработана с учётом авторской программы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и ориентирована на использование учебника «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры», автор Кураева А. В., который включён в федеральный перечень, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки от 31 марта 2014 г. № 253).
Цель: «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Задачи:
знакомство обучающихся с основами православной культуры;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.
Согласно учебному плану общеобразовательного учреждения на изучение курса ОРКСЭ в 4 классе отводится 34 часа(1 час в неделю).
Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже.
К 1-й линии развития относятся следующие из них:
- определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);
- излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;
- знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России;
- устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.
Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:
- строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиции;
- делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;
- договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Требования к результатам обучения учащихся к концу 4-го класса:
Знать/понимать:
-основные понятия религиозных культур;
-историю возникновения религиозных культур;
-историю развития различных религиозных культур в истории России;
-особенности и традиции религий;
-описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.
Уметь:
-описывать различные явления религиозных традиций и культур;
-устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
-излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
-соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
-строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
- участвовать в диалоге: слушать собеседника и излагать своё мнение;
- готовить сообщения по выбранным темам.
2. Содержание учебного предмета
Россия – наша Родина (1ч)
Россия – наша Родина.
Основы православной культуры (28ч) Культура и религия. Человек и Бог в православии. Православная молитва. Библия и Евангелие. Проповедь Христа. Христос и Его крест. Пасха. Православное учение о человеке. Совесть и раскаяние. Заповеди. Милосердие и сострадание. Золотое правило этики. Храм. Икона. Творческие работы учащихся. Творческие работы учащихся. Как христианство пришло на Русь. Подвиг. Заповеди блаженств. Зачем творить добро? Чудо в жизни христианина. Совесть и раскаяние. Отношение христианина к природе. Христианская семья. Христианин в труде.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфесионального народа России.(5ч)
Защита Отечества. Любовь и уважение к Отечеству. Подготовка к проектной работе.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Россия- наша Родина | 1 |
2 | Основы православной культуры | 28 |
3 | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфесионального народа России | 5 |
Итого: 34ч
3.Тематическое поурочное планирование по предмету «Основы православной культуры»
4 класс (34 ч в год; 1 ч в неделю)
№ урока | Тема урока. | Кол-во часов | Дата проведения |
План. | Факт. |
1. | Россия – наша Родина. | 1 | | |
2 | Культура и религия. | 1 | | |
3 | Человек и Бог в православии. | 1 | | |
4 | Православная молитва. | 1 | | |
5 | Библия и Евангелие. | 1 | | |
6 | Проповедь Христа. | 1 | | |
7 | Христос и его крест. | 1 | | |
8 | Пасха. | 1 | | |
9 | Православное учение о человеке. | 1 | | |
10 | Совесть и раскаяние. | 1 | | |
11 | Заповеди. | 1 | | |
12. | Милосердие и сострадание. | 1 | | |
13 | Золотое правило этики. | 1 | | |
14 | Храм Экскурсия в православный храм. | 1 | | |
15 | Икона. | 1 | | |
16 | Творческие работы учащихся. | 1 | | |
17 | Подведение итогов. | 1 | | |
18 | Как христианство пришло на Русь. | 1 | | |
19 | Подвиг. | 1 | | |
20 | Заповеди блаженств. | 1 | | |
21 | Зачем творить добро? | 1 | | |
22 | Чудо в жизни христианина. | 1 | | |
23 | Православие о Божием суде. | 1 | | |
24 | Таинство причастия. | 1 | | |
25 | Монастырь. | 1 | | |
26 | Отношение христианина к природе. | 1 | | |
27 | Христианская семья. | 1 | | |
28 | Защита Отечества. | 1 | | |
29 | Христианин в труде. | 1 | | |
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | | |
31 | Подготовка творческих проектов. | 1 | | |
32 | Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие». | 1 | | |
33 | Выступление учащихся со своими творческими работами: «Моё отношение к миру». | 1 | | |
34 | Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия». | 1 | | |
15