СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по письму и развитию речи для подготовительного класса в школе 8 вида.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Письмо

(2 ч в неделю)

Пояснительная записка.

Рабочая программа по курсу «Письмо и развитие речи» для подготовительного класса школ VIII вида, составлена в соответствии с программой В.В. Воронковой Количество уроков письма и развития речи в 0 классе по данной программе и учебному плану – 66 ч.

Грамматика как школьный учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.

Цель курса:

- формирование у детей умения сотрудничать со взрослыми в различных видах деятельности: в игре, в учебной ситуации, решении бытовых задач;

- развитие умения слушать и понимать учителя, выполнять несложные речевые инструкции, внятно выражать просьбы и желания;

- коррекция недостатков сенсомоторной сферы младших школьников на основе различных упражнений, направленных на развитие слухового, зрительного, тактильного- восприятия, артикуляционной моторики и моторики мелких мышц руки;

- уточнение и расширение представлений школьников в связи с различными практическими действиями на уроке;

- практическое овладение написанием элементов прописных букв, формирование умения правильно различать правописание строчных и заглавных букв;

- знакомство с 6 буквами прописного шрифта, формирование умения слышать звуки и выделять их в начале слова.

Задачи курса:

На занятиях письма решаются задачи подготовки учащихся к овладению зрительным образом букв, а также их начертанием, т.е. развивается и корригируется моторика мелких мышц руки. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки является одной из важных задач дошкольной подготовки детей с ограниченными возможностями в развитии. Для обучения письму важно запомнить образы букв (печатных, прописных, заглавных), отличать данную букву от других, основываясь на признаках сходства и различия. Это трудная аналитико-синтетическая деятельность, в основе которой лежит зрительное восприятие, не может успешно осуществляться, если дети не будут к ней подготовлены. Для решения данной задачи на занятиях могут быть использованы специальные упражнения, которые рекомендуется проводить в виде дидактических игр.

Материал для занятий: дидактические игры, игрушки, мозаика, предметные картинки; счётный материал (цветные палочки, ёлочки, грибочки, яблочки…); природный материал (засушенные листья, цветы, шишки…); геометрические формы ( кубики, брусочки, шарики…); геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги, прямоугольники); полоски бумаги. Используемый для занятий материал должен быть разного цвета (чёрный, синий, зелёный, красный, жёлтый, белый) и размера. Развитие мелкой моторики руки является важным моментом в общей системе. Для детей с отклонениями в развитии эти занятия являются важными, т.к. у ребёнка наблюдается не только отставание развития моторики руки от речевой моторики, но и нарушение моторики, которое требует специальной коррекции.

Перед каждым занятием проводятся специальные упражнения для укрепления и развития мелкой моторики. Предполагается написание каждого элемента в отдельности, соединения из одного и того же элемента, соединения из разных элементов, в изображения которых входят данные элементы.

Задачи коррекционной работы:

- способствовать развитию и совершенствованию мелкой моторики учащихся;

- корригировать и обогащать зрительное восприятие и внимание учащихся;

- формировать пространственную ориентировку на листе бумаги;

- корригировать построение устных связных высказывания;

- воспитывать культуру речевого общения.

 

Требования к знаниям учащихся.

Учащиеся должны уметь.

  • отвечать на вопрос простой фразой;
  • составлять предложения по несложной ситуативной картинке;
  • правильно произносить все поставленные звуки, стараться употреблять их в речи;
  • выделять первый звук в слове, слышать нужный звук,
  • пользоваться тетрадью, правильно держать ручку, владеть орнаментальным рисованием в тетради, писать элементы букв, соблюдая строчки.

 

Учащиеся должны знать.

  • названия предметов их ближайшего окружения и узнавать их среди других предметов и на картинках;
  • названия основных цветов, форму и размер предметов (большой, маленький);
  • названия дней: вчера, сегодня, завтра.

 

 

 

 

Методическое и дидактическое обеспечение

Т.Л. Лещинская. Букварик. Подготовительный класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: ГИЦ Владос.

В.В.Воронкова. Обучение грамоте и правописанию

в 1-4 классах вспомогательной школы. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988.

Э.В. Якубовская, С.В. Комарова. « Ступеньки к грамоте. Пропедевтика обучения чтению и письму альбом 1».- М.: Просвещение, 2004.

Л.В.Зубарева. Коррекция письма на уроках 1-4 классы (практические и тренировочные задания и упражнения) – Волгоград: « Учитель», 2007.

Наглядность: образцы написания элементов букв, животные и растения в картинках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ

               Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки является одной из важных задач дошкольной подготовки умственно отсталых детей.

              Большое значение для развития зрительного восприятия имеют знания изобразительной деятельности, а для развития пространственной ориентировки – занятия конструированием. Для обучения чтению и письму важно запомнить образы букв (печатных, прописных, заглавных), отличать данную букву от других, основываясь на признаках сходства и различия. Эта трудная аналитико-синтетическая деятельность, в основе которой зрительное восприятие, не может успешно осуществляться, если дети не будут к ней подготовлены. Для решения данной задачи на занятиях могут быть использованы специальные упражнения, которые рекомендуется проводить в виде дидактических игр.

              Материал для занятий: дидактические игры, игрушки, мозаика , предметные картинки; счетный материал (цветные палочки, грибочки, яблоки и др.); природный материал (засушенные листья, цветы, желуди, шишки и др.); геометрические формы (кубики, брусочки, шарики, пирамидки); геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги, прямоугольники); полоски бумаги, леготехнологии (ЛЕГО ДУПЛО) для коррекции и развития психомоторики и сенсорных процессов. Используемый для занятий материал должен быть разного цвета (черный, синий, зеленый, красный, желтый, белый) и размер.

             Первые упражнения рекомендуется проводить с игрушками и природным материалом, которые затем заменяются геометрическими формами, геометрическими фигурами, а затем полосками бумаги или счетными палочками.

             Все занятия рекомендуется разделить на несколько этапов, а упражнения выполнять по трем направлениям:

  • по показу («Сделай точно так, как я. Сравни, правильно ли сделал»);
  • по памяти после предварительного анализа («Запомни. Сделай так же. Сравни»);
  • по словесной инструкции (под диктовку).

         Важно к концу каждого этапа добиться большей самостоятельности при выполнении предложенного задания:

  • выделение предметов из групп данных;
  • выделение предметов из группы однородных (не более трех предметов),
  • группировка предметов по основным признакам (цвету, форме, величине);
  • выбор и группировка изображенных на рисунках предметов (листья, желуди, шишки, яблоки, огурцы, помидоры и др.);
  • выбор и группировка геометрических форм;
  • конструирование из данных геометрических форм;
  • выбор и группировка геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг);
  • конструирование из данных геометрических фигур;
  • выбор и группировка по цвету и размеру палочек или полосок бумаги;
  • конструирование из цветных палочек и полосок бумаги;
  • конструирование из усвоенных геометрических форм, фигур, цветных палочек и полосок бумаги по предложенному заданию;
  • свободное конструирование.

 

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ

(ПОДГОТОВКА К ПИСЬМУ)

          Развитие мелкой моторики руки является важным моментом в общей системе подготовки умственно отсталого дошкольника к школе. Эта задача успешно решается на занятиях по физическому воспитанию (игры с мячом, с палкой, лазание по шведской стенке и др.), а также на уроках труда (лепка, вырезание, наклеивание, и др.). Учитывается, что письмо является сложным психофизическим актом, большую роль в котором играет моторика руки, скоор-динированность движений руки и речевой моторики, в подготовительный период необходимо проводить систему специальных занятий по подготовке руки ребенка к письму.

        Для умственно отсталого дошкольника эти занятия являются важными еще и потому, что у него наблюдается не только отставание развития моторики руки от речевой моторики, как у детей с нормальным интеллектуальным развитием, но и нарушение моторики, которые требуют специальной коррекции.

       Следует помнить, что длинные мышцы рук развиваются раньше мелких мышц, поэтому следует строить упражнения в такой последовательности, чтобы вначале было больше задействованы именно длинные мышцы (т. е. задания даются на больших листах бумаги и более крупные.) Постепенно размер заданных упражнений уменьшается до размера сроки.

      Перед каждым занятием проводятся специальные упражнения для укрепления и развития мелкой моторики руки. Упражнения проводятся на вытянутых и на согнутых перед собой руках (ладонях вверх или вниз, одновременно, попеременно):

  • на вытянутых руках ладони вверх, вниз одновременно, попеременно одной и другой рукой;
  • на вытянутых руках или согнутых; пальцы в стороны, вместе, при положении ладоней вверх-вниз;
  • сгибание и разгибание пальцев рук одной руки другой;
  • противопоставление пальцев одной руки пальцам другой;
  • сжимание пальцев в кулачок и разжимание; «крючки»; «щелчки»;
  • специальные упражнения для держания карандаша;
  • правильное держание карандаша и ручки.

    Упражнения для подготовки руки к письму осуществляется в следующей последовательности:

  • обведение по шаблону или трафарету знакомых детям предметов (яблоко, груша, огурец, морковь, помидор или др.); раскрашивание;
  • рисование знакомых предметов и их раскрашивание;
  • обводка, раскрашивание и штриховка геометрических фигур (круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала);
  • рисование геометрических фигур, а на их основе знакомых предметов и раскрашивание: круг-мяч, шар, яблоко, помидор, солнце и др.; квадрат-флажок; треугольник-елочка; овал-морковь, банан; квадрат и треугольник-домик и др.;
  • рисование геометрических фигур по клеткам (по ориентировочным точкам, по тонким линиям- обводка);
  • рисование геометрических фигур по линейке (по ориентировочным точками и линиям);
  • обведение клеток по образцу, по точкам, самостоятельно;
  • составление из обведенных клеток орнаментов, раскрашивание их одним цветом, разным цветом;
  • рисование по линейкам: линии, палочки (прямые, наклонные по ориентирам);                                                                                                         соединение палочек в разных сочетаниях;
  • орнамент из палочек, их сочетаний;
  • орнамент из геометрических фигур.

   Подготовка к написанию букв (элементы букв):

  • наклонные палочки короткие и длинные;
  • палочки с закруглением внизу и вверху (крючки);
  • овал (о);
  • полуовалы;
  • петелька вверху и внизу; элемент буквы (е);
  • палочки с закруглением вверху и внизу (г) и др.

            Предполагается написание каждого элемента в отдельности, соединения из одного и того же элемента соединения из разных элементов, напоминающие образы букв (о, у, в, т, и).

            Написание элементов может сопровождаться рисованием предметов, в изображения которых входят данные элементы.

            В подготовительном классе не предполагается обучение чтению и письму. В то же время, если ко второй половине года отдельные ученики готовы к овладению грамотой, можно сделать попытки обучать их по программе начала 1 класса.

 

 

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу подготовительного класса

           Учащиеся должны знать:

  • названия предметов их ближайшего окружения и узнавать их среди других предметов и на картинках;
  • названия основных цветов, форму и размер предметов (большой маленький);
  • названия дней: вчера, сегодня, завтра;
  • названия частей суток: утро, день, вечер, ночь;
  • свое имя, фамилии., имена и фамилии родителей ближайших родственников;
  • свой адрес, проезд к дому и школе;
  • наизусть 2-3 коротких стихотворения или четверостишия.

           Учащиеся должны уметь:

  • отвечать на вопрос простой фразой;
  • составлять предложение по несложной ситуативной картинке;
  • связано высказываться по несложной сюжетной картинке;
  • правильно произносить все поставленные звуки, стараться употреблять их в речи;
  • выделять первый звук в слове, слышать нужный звук;
  • пользоваться тетрадью, правильно держать ручку, владеть орнаментальным рисованием в тетради, писать элементы букв, соблюдая строчки.