Письмо
(2 ч в неделю)
Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Письмо и развитие речи» для подготовительного класса школ VIII вида, составлена в соответствии с программой В.В. Воронковой Количество уроков письма и развития речи в 0 классе по данной программе и учебному плану – 66 ч.
Грамматика как школьный учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.
Цель курса:
- формирование у детей умения сотрудничать со взрослыми в различных видах деятельности: в игре, в учебной ситуации, решении бытовых задач;
- развитие умения слушать и понимать учителя, выполнять несложные речевые инструкции, внятно выражать просьбы и желания;
- коррекция недостатков сенсомоторной сферы младших школьников на основе различных упражнений, направленных на развитие слухового, зрительного, тактильного- восприятия, артикуляционной моторики и моторики мелких мышц руки;
- уточнение и расширение представлений школьников в связи с различными практическими действиями на уроке;
- практическое овладение написанием элементов прописных букв, формирование умения правильно различать правописание строчных и заглавных букв;
- знакомство с 6 буквами прописного шрифта, формирование умения слышать звуки и выделять их в начале слова.
Задачи курса:
На занятиях письма решаются задачи подготовки учащихся к овладению зрительным образом букв, а также их начертанием, т.е. развивается и корригируется моторика мелких мышц руки. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки является одной из важных задач дошкольной подготовки детей с ограниченными возможностями в развитии. Для обучения письму важно запомнить образы букв (печатных, прописных, заглавных), отличать данную букву от других, основываясь на признаках сходства и различия. Это трудная аналитико-синтетическая деятельность, в основе которой лежит зрительное восприятие, не может успешно осуществляться, если дети не будут к ней подготовлены. Для решения данной задачи на занятиях могут быть использованы специальные упражнения, которые рекомендуется проводить в виде дидактических игр.
Материал для занятий: дидактические игры, игрушки, мозаика, предметные картинки; счётный материал (цветные палочки, ёлочки, грибочки, яблочки…); природный материал (засушенные листья, цветы, шишки…); геометрические формы ( кубики, брусочки, шарики…); геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги, прямоугольники); полоски бумаги. Используемый для занятий материал должен быть разного цвета (чёрный, синий, зелёный, красный, жёлтый, белый) и размера. Развитие мелкой моторики руки является важным моментом в общей системе. Для детей с отклонениями в развитии эти занятия являются важными, т.к. у ребёнка наблюдается не только отставание развития моторики руки от речевой моторики, но и нарушение моторики, которое требует специальной коррекции.
Перед каждым занятием проводятся специальные упражнения для укрепления и развития мелкой моторики. Предполагается написание каждого элемента в отдельности, соединения из одного и того же элемента, соединения из разных элементов, в изображения которых входят данные элементы.
Задачи коррекционной работы:
- способствовать развитию и совершенствованию мелкой моторики учащихся;
- корригировать и обогащать зрительное восприятие и внимание учащихся;
- формировать пространственную ориентировку на листе бумаги;
- корригировать построение устных связных высказывания;
- воспитывать культуру речевого общения.
Требования к знаниям учащихся.
Учащиеся должны уметь.
- отвечать на вопрос простой фразой;
- составлять предложения по несложной ситуативной картинке;
- правильно произносить все поставленные звуки, стараться употреблять их в речи;
- выделять первый звук в слове, слышать нужный звук,
- пользоваться тетрадью, правильно держать ручку, владеть орнаментальным рисованием в тетради, писать элементы букв, соблюдая строчки.
Учащиеся должны знать.
- названия предметов их ближайшего окружения и узнавать их среди других предметов и на картинках;
- названия основных цветов, форму и размер предметов (большой, маленький);
- названия дней: вчера, сегодня, завтра.
Методическое и дидактическое обеспечение
Т.Л. Лещинская. Букварик. Подготовительный класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: ГИЦ Владос.
В.В.Воронкова. Обучение грамоте и правописанию
в 1-4 классах вспомогательной школы. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988.
Э.В. Якубовская, С.В. Комарова. « Ступеньки к грамоте. Пропедевтика обучения чтению и письму альбом 1».- М.: Просвещение, 2004.
Л.В.Зубарева. Коррекция письма на уроках 1-4 классы (практические и тренировочные задания и упражнения) – Волгоград: « Учитель», 2007.
Наглядность: образцы написания элементов букв, животные и растения в картинках.
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки является одной из важных задач дошкольной подготовки умственно отсталых детей.
Большое значение для развития зрительного восприятия имеют знания изобразительной деятельности, а для развития пространственной ориентировки – занятия конструированием. Для обучения чтению и письму важно запомнить образы букв (печатных, прописных, заглавных), отличать данную букву от других, основываясь на признаках сходства и различия. Эта трудная аналитико-синтетическая деятельность, в основе которой зрительное восприятие, не может успешно осуществляться, если дети не будут к ней подготовлены. Для решения данной задачи на занятиях могут быть использованы специальные упражнения, которые рекомендуется проводить в виде дидактических игр.
Материал для занятий: дидактические игры, игрушки, мозаика , предметные картинки; счетный материал (цветные палочки, грибочки, яблоки и др.); природный материал (засушенные листья, цветы, желуди, шишки и др.); геометрические формы (кубики, брусочки, шарики, пирамидки); геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги, прямоугольники); полоски бумаги, леготехнологии (ЛЕГО ДУПЛО) для коррекции и развития психомоторики и сенсорных процессов. Используемый для занятий материал должен быть разного цвета (черный, синий, зеленый, красный, желтый, белый) и размер.
Первые упражнения рекомендуется проводить с игрушками и природным материалом, которые затем заменяются геометрическими формами, геометрическими фигурами, а затем полосками бумаги или счетными палочками.
Все занятия рекомендуется разделить на несколько этапов, а упражнения выполнять по трем направлениям:
- по показу («Сделай точно так, как я. Сравни, правильно ли сделал»);
- по памяти после предварительного анализа («Запомни. Сделай так же. Сравни»);
- по словесной инструкции (под диктовку).
Важно к концу каждого этапа добиться большей самостоятельности при выполнении предложенного задания:
- выделение предметов из групп данных;
- выделение предметов из группы однородных (не более трех предметов),
- группировка предметов по основным признакам (цвету, форме, величине);
- выбор и группировка изображенных на рисунках предметов (листья, желуди, шишки, яблоки, огурцы, помидоры и др.);
- выбор и группировка геометрических форм;
- конструирование из данных геометрических форм;
- выбор и группировка геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг);
- конструирование из данных геометрических фигур;
- выбор и группировка по цвету и размеру палочек или полосок бумаги;
- конструирование из цветных палочек и полосок бумаги;
- конструирование из усвоенных геометрических форм, фигур, цветных палочек и полосок бумаги по предложенному заданию;
- свободное конструирование.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ
(ПОДГОТОВКА К ПИСЬМУ)
Развитие мелкой моторики руки является важным моментом в общей системе подготовки умственно отсталого дошкольника к школе. Эта задача успешно решается на занятиях по физическому воспитанию (игры с мячом, с палкой, лазание по шведской стенке и др.), а также на уроках труда (лепка, вырезание, наклеивание, и др.). Учитывается, что письмо является сложным психофизическим актом, большую роль в котором играет моторика руки, скоор-динированность движений руки и речевой моторики, в подготовительный период необходимо проводить систему специальных занятий по подготовке руки ребенка к письму.
Для умственно отсталого дошкольника эти занятия являются важными еще и потому, что у него наблюдается не только отставание развития моторики руки от речевой моторики, как у детей с нормальным интеллектуальным развитием, но и нарушение моторики, которые требуют специальной коррекции.
Следует помнить, что длинные мышцы рук развиваются раньше мелких мышц, поэтому следует строить упражнения в такой последовательности, чтобы вначале было больше задействованы именно длинные мышцы (т. е. задания даются на больших листах бумаги и более крупные.) Постепенно размер заданных упражнений уменьшается до размера сроки.
Перед каждым занятием проводятся специальные упражнения для укрепления и развития мелкой моторики руки. Упражнения проводятся на вытянутых и на согнутых перед собой руках (ладонях вверх или вниз, одновременно, попеременно):
- на вытянутых руках ладони вверх, вниз одновременно, попеременно одной и другой рукой;
- на вытянутых руках или согнутых; пальцы в стороны, вместе, при положении ладоней вверх-вниз;
- сгибание и разгибание пальцев рук одной руки другой;
- противопоставление пальцев одной руки пальцам другой;
- сжимание пальцев в кулачок и разжимание; «крючки»; «щелчки»;
- специальные упражнения для держания карандаша;
- правильное держание карандаша и ручки.
Упражнения для подготовки руки к письму осуществляется в следующей последовательности:
- обведение по шаблону или трафарету знакомых детям предметов (яблоко, груша, огурец, морковь, помидор или др.); раскрашивание;
- рисование знакомых предметов и их раскрашивание;
- обводка, раскрашивание и штриховка геометрических фигур (круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала);
- рисование геометрических фигур, а на их основе знакомых предметов и раскрашивание: круг-мяч, шар, яблоко, помидор, солнце и др.; квадрат-флажок; треугольник-елочка; овал-морковь, банан; квадрат и треугольник-домик и др.;
- рисование геометрических фигур по клеткам (по ориентировочным точкам, по тонким линиям- обводка);
- рисование геометрических фигур по линейке (по ориентировочным точками и линиям);
- обведение клеток по образцу, по точкам, самостоятельно;
- составление из обведенных клеток орнаментов, раскрашивание их одним цветом, разным цветом;
- рисование по линейкам: линии, палочки (прямые, наклонные по ориентирам); соединение палочек в разных сочетаниях;
- орнамент из палочек, их сочетаний;
- орнамент из геометрических фигур.
Подготовка к написанию букв (элементы букв):
- наклонные палочки короткие и длинные;
- палочки с закруглением внизу и вверху (крючки);
- овал (о);
- полуовалы;
- петелька вверху и внизу; элемент буквы (е);
- палочки с закруглением вверху и внизу (г) и др.
Предполагается написание каждого элемента в отдельности, соединения из одного и того же элемента соединения из разных элементов, напоминающие образы букв (о, у, в, т, и).
Написание элементов может сопровождаться рисованием предметов, в изображения которых входят данные элементы.
В подготовительном классе не предполагается обучение чтению и письму. В то же время, если ко второй половине года отдельные ученики готовы к овладению грамотой, можно сделать попытки обучать их по программе начала 1 класса.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу подготовительного класса
Учащиеся должны знать:
- названия предметов их ближайшего окружения и узнавать их среди других предметов и на картинках;
- названия основных цветов, форму и размер предметов (большой маленький);
- названия дней: вчера, сегодня, завтра;
- названия частей суток: утро, день, вечер, ночь;
- свое имя, фамилии., имена и фамилии родителей ближайших родственников;
- свой адрес, проезд к дому и школе;
- наизусть 2-3 коротких стихотворения или четверостишия.
Учащиеся должны уметь:
- отвечать на вопрос простой фразой;
- составлять предложение по несложной ситуативной картинке;
- связано высказываться по несложной сюжетной картинке;
- правильно произносить все поставленные звуки, стараться употреблять их в речи;
- выделять первый звук в слове, слышать нужный звук;
- пользоваться тетрадью, правильно держать ручку, владеть орнаментальным рисованием в тетради, писать элементы букв, соблюдая строчки.