ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Русский язык» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень) стандарта основного общего образования (2004), программы «Русский язык 10-11 классы» под редакцией Н. Г. Гольцовой.
Цели и задачи,
решаемые при реализации рабочей программы.
Цель данного курса:
осмысление русского (родного языка) как национально-культуного достояния русского народа, как средства основного общения; понимание ценности и значимости совершенного владения родным языком для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе; расширение знаний об устройстве языковой системы;повышение грамотности учащихся, развитие культуры письменной речи; систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику.
Основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:
закрепить и углубить знания, учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;
дать общие сведения о языке в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования;
обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования.
Место учебного предмета «Русский язык»
Преподавание предмета «Русский язык» представляет распределение учебных часов в соответствии с содержанием предметной области «Филология» ФК ГОС среднего (полного) общего образования. Преподавание рассчитано на изучение учебного предмета «Русский язык» в 10 классе в объеме 34 часа (1 час в неделю). Планирование преподавания и структура учебного содержания соответствуют содержанию и структуре УМК «Русский язык» для 10 класса Н. Г. Гольцовой. Рабочая программа предполагает соотношение освоения учащимися теоретического материала и практического применения знаний.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
По окончании 10 класса учащиеся должны: знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной-учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни.
Содержание учебного предмета «Русский язык» 10 класс
Введение. Слово о русском языке – 1 час
Язык как знаковая система и общественное явление. Русский язык как государственный, межнационального общения, рабочий язык ООН. Языки естественные и искусственные. Основные функции языка.
Лексика. Фразеология. Лексикография – 5 часов
Представление о лексическом значении слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка: эпитеты, метафоры, метонимия, сравнение, перифраза. Омонимы. Разновидности омонимов: омофоны, омографы, омоформы. Паронимы. Паронимический ряд. Синонимы, антонимы и их употребление. Происхождение лексики русского языка. Исконно-русская лексика и заимствованная. Старославянизмы и их особая роль в лексической системе языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления: диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
3. Фонетика. Графика. Орфоэпия – 2 часа
Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Чередование звуков.
Основные термины и понятия:
4.Морфемика и словообразование –2 часа
Состав слова. Морфемный анализ слова. Способы словообразования в русском языке: морфологические и неморфологические. Словообразовательный анализ. Формообразование. Основные способы образования грамматических форм в русском языке.
5.Морфология и орфография – 5 часов
Принципы русской орфографии: морфологический, традиционный, фонетический. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц: правописание гласных Ы-И после Ц в различных частях слова. Употребление букв Э, Е и сочетание ЙО в различных морфемах. Правописание звонких и глухих, позиционные чередования. Правописание непроизносимых и двойных согласных на стыке морфем. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки на –З-, -С-. Гласные в приставках, зависящие от ударения. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Условия написания приставок. Правописание гласных И и Ы после приставок. Написание гласного И после приставок _МЕЖ, -СВЕРХ-, после заимствованных приставок (ДЕЗ-, СУБ-, ИН- и т.д.) Употребление Ъ и Ь . Употребление прописных букв. Правила переноса слов.
6.Самостоятельные части речи. 12 часов.
Имя существительное
Определение. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Падежные окончания И-Е у существительных 1,2,3 склонения. Гласные в суффиксах имен существительных: правописание суффиксов –ЕК-, -ИК-, -ЕНК-, ИНК-, -ЕЦ-, -ИЦ-, -ИЧК-, -ЕЧК-, ОНЬК-,-ЕНЬК-, -ЫШК-, -УШК-, -ЮШК-, -ЧИК-, -ЩИК-. Правописание сложных имен существительных: слитное, дефисное.
Части речи. Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Определение. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Особенности образования прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание суффиксов имен прилагательных –К-, -СК-, -ЕВ-, -ИВ-, -ЧИВ-, -ЛИВ-, -ОВ-, -ОВАТ-, -ОВИТ-, -ЕНЬК-, -ОНЬК-. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных: слитное, дефисное.
Части речи. Имя числительное
Определение. Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. Склонение и правописание имен числительных: слитное, раздельное, дефисное. Употребление имен числительных в речи: «один», «оба», собирательных числительных.
Части речи. Местоимение
Местоимение как часть речи. Морфологические особенности местоимений. Правописание местоимений. Особенности функционирования местоимений.
- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
Части речи. Глагол
Глагол как часть речи. Определение. Инфинитив. Категория вида глагола. Переходность – непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения. Категория времени глагола. Спряжение глаголов. Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов: личные окончания, употребление буквы Ь в глагольных формах, правописание суффиксов.
Части речи. Причастие
Причастие как глагольная форма. Определение. Признаки глагола. Признаки прилагательного. Морфологический разбор причастий. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Правописание окончаний и суффиксов причастий. Правописание Н, НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Части речи. Деепричастие
Определение. Признаки глагола. Признаки наречия. Образование деепричастий несовершенного вида. Образование деепричастий совершенного вида. Морфологический разбор деепричастий.
Части речи. Наречие
Наречие как часть речи. Определение. Обстоятельственные и определительные наречия. Образование степеней сравнения наречия. Правописание наречий: гласные на конце наречий, слитное, раздельное, дефисное написание.
Части речи. Слова категории состояния
Слова категории состояния. Омонимичность наречиям и кратким прилагательным. Степени сравнения слов категории состояния. Морфологический разбор наречий.
Служебные части речи –5 часа
Предлог как служебная часть речи. Функции предлога в речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и сложные предлоги. Правописание предлогов: слитное, дефисное, раздельное написание. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Виды союзов по происхождению (производные и непроизводные), по структуре (простые и составные), по синтаксическим функциям (сочинительные и подчинительные). Правописание союзов. Правописание союзов и сходных с ними по звучанию слов других частей речи. Функции частиц в речи. Разряды частиц. Правописание частиц: раздельное написание частиц со словами, дефисное написание частиц со словами. Частицы НЕ и НИ. Употребление частиц НЕ и НИ. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.
Повторение изученного – 2часа.
Информационно-образовательный ресурс
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (см.: Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования);
Федеральный базисный учебный план (см.: Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»)
Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей МКОУ «Вяткинская СОШ», утверждена приказом № 29а от 25.05.2016г.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Г'ольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: программа курса / Н. Г. Гольцова. - М.: Русское слово, 2010.
2. Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы : учеб. для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Профильный уровень. М.: Русское слово, 2009.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Персональный компьютер.
2. Колонки.
3. Мультимедийный проектор.
4. Экран
Урочно-тематическое планирование
№ урока | Тема | К-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1 | Введение. 1ч. Слово о русском языке. Вводный урок. | 1 | Синтаксический разбор, выполнение зрительного диктанта, анализ текста. |
Лексика. Фразеология. Лексикография. 5 ч. |
2 | Основные понятия и основные единицы лексики и фразеология. | 1 | Анализ текста, Составление конспекта по вопросам. |
3 | Слово и его лексическое значение. Однозначность и многозначность. | 1 | Запись лекции, написание выборочного диктанта, работа с учебником. |
4 | Художественно-изобразительные средства языка. | 1 | Запись лекции, выполнение упражнений из учебника. |
5 | Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы и их употребление. | 1 | Анализ текста, составление синонимичных и антонимичных пар. |
6 | Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография. | 1 | Лекция учителя, работа с разными видами лингвистических словарей. Анализ текста. |
Фонетика, графика. Орфоэпия. 2ч. |
7 | Фонетика, графика, (урок-семинар). Гласные звуки. Согласные звуки. | 1 | Написание объяснительного диктанта, работа по карточкам, работа с учебником. |
8 | Орфоэпия. Орфоэпический практикум. Срез по теме «Фонетика, графика, орфоэпия». | 1 | Работа с орфоэпическими словарями. Выполнение теста. |
Морфемика и словообразование. 2ч. |
9 | Основные понятия морфемики. Морфемный разбор слова. | 1 | Синтаксичес кая разминка, морфемный и словообразовательный разбор, работа с учебником. |
10 | Словообразование. Словообразовательный разбор. | 1 | Написание выборочно-распределительного диктанта, синтаксичес кий разбор, с работа учебником, анализ текста. |
Морфология и орфография. 5ч. |
11 | Словообразование и орфография. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. Чередующиеся гласные в корне. Безударные гласные в корне слова, непроверяемые ударением. | 1 | Написание объяснительного диктанта, работа учебником, составление таблицы. |
12 | Правописание гласных после шипящих и ц в окончаниях и суффиксах, в корнях разных частей речи. Гласные и и ы после ц. | 1 | Комментированное письмо. |
13 | Звонкие и глухие согласные. Непроизносимые, непроверяемые согласные. Гласные и согласные в приставках. | 1 | Выполнение упражнений, Написание объяснительного диктанта. |
14 | Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки на з и с. Приставки пре и при. И и ы после приставок. | 1 | Написание объяснительного диктанта, работа по карточкам. |
15 | Правописание ъ и ь знаков. Срез по теме «Морфология и орфография». | 1 | Написание объяснительного диктант. Выполнение теста. |
Самостоятельные части речи. 12ч. |
16 | Имя существительное как часть речи (урок-семинар). Правописание окончаний и суффиксов имён существительных. | 1 | Выполнение синтаксического разбора, составление обобщающей таблицы. |
17 | Правописание сложных существительных. | 1 | Комментированное письмо. Написание графического диктанта. |
18 | Имя прилагательное как часть речи. Морфологические признаки прилагательных. | 1 | Написание объяснительного диктанта, анализ текста. |
19 | Разряды имён прилагательных. Степени сравнения имён прилагательных. | 1 | Написание распредели тельного диктанта. Написание объяснительного диктанта. Работа с учебником. |
20 | Имя числительное как часть речи. Морфологические признаки числ-ых. | 1 | Комментированное письмо. Работа с презентацией. |
21 | Числительные порядковые, количественные, собирательные. | 1 | Работа с учебником, выполнение тестовых заданий Online. |
22 | Местоимение как часть речи. Морфологические признаки местоимений. Разряды местоимений. | 1 | Анализ текста, написание выборочно-распределительного диктанта. |
23 | Глагол как часть речи. Морфологические признаки глагола как час ти речи. Спряжение глагола. | 1 | Комментированное письмо, выполнение графического диктанта. |
24 | Причастие как глагольная форма. Причастия действительные и страдательные. Изменение причастий. | 1 | Написание предупредительного диктанта, составление таблицы, написание выполнение объяснительного диктанта. |
25 | Деепричастие как глагольная форма. Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия. | 1 | Анализ текста, выполнение словообразовательного разбора. |
26 | Наречие как часть речи. Морфологические признаки наречий. Наречия обстоятельственные и определи тельные. | 1 | Комментированное письмо, выполнение морфологического разбора. |
27 | Слова категории состояния. Морфологические особенности слов категории состояния. | 1 | Анализ текста, комментированное письмо. |
28 | Служебные части речи. 5ч. Морфо логические особенности предлогов. Типы пред логов по структуре и значению. | 1 | Повторение теоретического материала (работа с учебником, презентацией). Анализ текста, комментированное письмо. |
29 | Союз как служебная часть речи. Союзные слова. | 1 | Повторение теоретического материала (работа с учебником). Выполнение выборочного диктанта. |
30 | Частицы. Разряды частиц: восклицательные, вопросительные, указательные. | 1 | Повторение теоретического материала, графический диктант, комментированное письмо. |
31 | Частицы. Разряды частиц: усилительные, уточняющие, отрица тельные, формообразующие. | 1 | Повторение теоретического материала (работа с учебником), графический диктант, комментированное письмо. |
32 | Междометие как особый разряд слов; типы междометий по происхождению и структуре. | 1 | Анализ текста, комментированное письмо. |
33 | Повторение (2 ч) и обобщение пройденного по изученным разделам. | 1 | Комментированное выполнение упражнений. |
34 | Проверочный диктант по изученным разделам. | 1 | Написание диктанта. |