СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Домоводство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Домоводство", для учащися 10-12 классов имеющих выраженное нарушение интеллекта.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Домоводство"»



Пояснительная записка


Домоводство - прикладная наука. Знания, приобретенные учащимися при изучении других предметов должны найти применения и практическое воплощение на уроках домоводства.

Данная программа ориентирована на детей и подростков, имеющих выраженные нарушения в интеллектуальном развитии и сложной структурой дефекта. В основу программы положены материалы таких авторов как: И.М. Бгажнокова, Л.В.Гомилка, Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова, Н.М. Платонова, А.М. Щербакова И.Ю. Жуковина, и др.

Цель предмета "Домоводство" - формирование у учащихся знаний, которые помогут им в самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам.

Задачи предмета:

  • формировать навыки ориентирования в общественной жизни

  • научить обучающихся правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и обслуживанием членов семьи;

  • углублять и расширять знания и умения, полученные в ходе трудового обучения;

С целью максимально возможной подготовленности учащихся с выраженным нарушением интеллекта к самообслуживанию необходимо повышать уровень учебной мотивации, совершенствовать опорные трудовые знания и умения (Например, работа с инвентарём и различными приспособлениями), закреплять полезные привычки.

Во время подготовки и проведении уроков учитель обязательно должен учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ученика в установлении объема требований к усвоению учебного материала, определять вариативность практического задания, время его выполнения, правильно выбирать форму общения с ребенком, а также использовать запас знаний ранее приобретенных на других общеобразовательных предметах, таких как устная речь, счет, чтение и т.д.

Программа по предмету «Домоводство» имеет тесные связи с факультативным курсом «Коммуникация и правила социального поведения».

В виду неоднородности состава класса, а также разного уровня овладения практическими умениями и навыками учащихся содержание программы носит ориентировочный характер, поэтому учитель может изменять последовательность изучения тех или иных тем, дополнять или вносить в них необходимые изменения.


Программа рассчитана на 66 часов (2 раза в неделю).

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Всего за год

18 часов

14 часов

18 часов

16 часов

66 часов



Примерное содержание программного материала

№ п/п

Наименование разделов, тем программы

Кол-во часов

1.

Здоровье

8

2.

Личная гигиена

4

4.

Одежда и обувь

6

5.

Уход за одеждой и обувью.

14

6.

Жилище.

18

7.

Питание.

8

8.

Уход за растениями в жилом помещении, в саду и огороде.

6




Требования к уровню подготовки учащихся

12 «а» класс условно можно разделить на 2 подгруппы, в соответствии с особенностями усвоения знаний и умений : учащиеся со средним уровнем подготовленности и с низким уровнем.

1-й уровень (средний):

Егор Г., Евгений С.

Учащиеся этой подгруппы могут:

  • давать устные ответы по изученному ранее материалу;

  • самостоятельно пользоваться инвентарем, спецодеждой;

  • самостоятельно или с небольшой помощью учителя выполнять практические задания с опорой на план или операционные карты.

  • Пользоваться индивидуальными рабочими тетрадями.


2-й уровень (низкий):

Владимир А., Эдуард Г., Антон П.

Учащиеся этой подгруппы выполняют все задания при значительной помощи учителя. В процессе изучения курса предмета они могут:

  • отвечать на вопросы учителя по изученному материалу путём работы с иллюстрацией и наглядным материалом;

  • пользоваться инвентарём, спецодеждой с помощью учителя;

  • выполнять практические задания совместно с учителем;

  • работать в индивидуальных рабочих тетрадях под контролем учителя.


Календарно-тематическое планирование

1 четверть

2 ч в нед. (18 часов)


№ урока

Наименование разделов

и тем

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Примечание

Здоровье

1.

Сохранение здоровья

1

1.09.15


2.

Простудные заболевания и их профилактика

1

1.09.15


3.

Что такое доврачебная помощь?

1

8.09.15


4.

Градусник. Измеряем температуру.

1

8.09.15


5.

Вызов врача на дом. Скорая помощь.

1

15.09.15


6.

Сюжетно-ролевая игра "Вызов врача на дом"

1

15.09.15

Практическое занятие

7.

Лекарственные средства и правила безопасного обращения с ними

1

22.09.15


8.

Собираем домашнюю аптечку.

1

22.09.15


Личная гигиена.

9.

Гигиенический режим. Водные процедуры: утренний душ, вечерняя ванна.

1

29.10.15


10.

Режим смены белья и одежды.

1

29.10.15


11.

Уход за кожей, волосами и ногтями. Виды процедур.

1

6.10.15


12.

Маникюр и бритьё. Инструменты и приспособления. Порядок выполнения.

1

6.10.15

Практическое занятие

Одежда и обувь

13.

Виды одежды и обуви по назначению. Домашняя и рабочая одежда.

1

13.10.15


14.

Выбор одежды в зависимости от случая.

1

13.10.15


15.

Виды одежды по сезону. Назначение верхней одежды.

1

20.10.15


16.

Подбираем одежду и обувь по размеру и погоде.

1

20.10.15


17.

Значение ухода за одеждой и обувью.

1

27.10.15


18.

Тестирование.

1

27.10.15




2 четверть

2 ч в нед.( 14 часов)


№ п/п

Наименование разделов

и тем

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Примечание

Уход за одеждой и обувью.

19.

Виды ухода за одеждой.

1

10.11.15


20.

Повторение. Стирка одежды и её виды. Этапы стирки (машинная и ручная).

1

10.11.15


21.

Подготовка белья к стирке. Чтение ярлыков на одежде. Сортировка белья перед стиркой (по цвету, виду тканей). Подбор средства для стирки белья и одежды.

1

17.11.15


22.

Замачивание белья перед стиркой. Полоскание. Отжим. Сушка. Порядок стирки белья и одежды.

1

17.11.15

Практическая работа.

23.

Машинная стирка белья и одежды. Стиральная машина: внешний вид и назначение. Правила безопасности.

1

24.11.15


24.

Загрузка белья в стиральную машину. Подбор программы и моющего средства. Выгрузка белья.

1

24.11.15

Практическая работа.

25.

Влажно-тепловая обработка тканей – глажение. Приспособления для глажения. Подготовка рабочего места. Правила безопасности при работе с утюгом.

1

1.12.15


26.

Подготовка белья к глажению Чтение ярлыков. Правила и техника глажения.

1

1.12.15

Практическая работа

27.

Повторение. Мелкий ремонт одежды, его виды.

1

8.12.15


28.

Пришивание пуговиц. Правила безопасности при работе с острыми инструментами и приспособленями.

1

8.12.15


29.

Обувь. Виды обуви по назначению, материалу и сезону.

1

15.12.15


30.

Виды ухода за обувью.

1

15.12.15


31.

Повторение. Правила сушки и чистки обуви.

1

22.12.15

Практическая работа.

32.

Сезонное хранение обуви.

1

22.12.15

Опрос. Практическая работа.



3 четверть

2 ч в нед. (18 часов)


№ п/п

Наименование разделов

и тем

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Примечание

Жилище

33.

Гигиена помещения. Освещённость помещения. Температурный режим. Чистота воздуха в помещении.

1

12.01.16


34.

Значение соблюдения санитарно-гигиенических норм жилого помещения.

1

12.01.16

Практическая работа

35.

Виды работ по уборке жилого помещения. Ежедневная уборка квартиры (жилой комнаты).

1

19.01.16


36.

Группировка предметов. Порядок ежедневной уборки. Средства и оборудование для ежедневной уборки.

1

19.01.16


37.

Мытьё полов. Правила уборки полов.

1

26.01.16


38.

Инвентарь и приспособления. Порядок действий при мытье полов.

1

26.01.16

Практическая работа.

39.

Уход за коврами и напольными покрытиями. Чистка ковров. Пылесос. Правила работы и техника безопасности.

1

2.02.16


40.

Сборка пылесоса. Разборка и чистка пылесоса.

1

2.02.16


41.

Чистка санитарно-технического оборудования. Виды сантехники.

1

9.02.16


42.

Виды поверхностей сантехнического оборудования.

1

9.02.16


43.

Чистящие средства, их виды. Правила безопасности.

1

16.02.16


44.

Инвентарь и спецодежда. Порядок действий при чистке сантехнического оборудования. Чистка раковины.

1

16.02.16

Практическая работа.

45.

Уборка кухни. Оборудование кухни, виды поверхностей, мебель.

1

23.02.16


46.

Порядок уборки кухни. Правила безопасности.

1

23.02.16


47.

Мытьё посуды. Виды посуды и кухонной утвари.

1

1.03.16


48.

Порядок мытья посуды. Подбор моющих средств.

1

1.03.16

Практическая работа.

49.

Удаление пыли с различных поверхностей и мебели.

1

15.03.16


50.

Порядок действий при удалении пыли с поверхностей. Инвентарь и приспособления.

1

15.03.16

Практическая работа

51.

Повторение. Уборка жилого помещения.

1

22.03.16


52.

Виды уборки помещений. Порядок действий.

1

22.03.16

Опрос. Практическая работа.


4 четверть

2 ч в нед. (16 часов)

№ п/п

Наименование разделов

и тем

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Примечание

Питание

53.

Правила заваривания чая. Сервировка стола к чаю.

1

5.04.16

Практическая работа.

54.

Приготовление чая.

1

5.04.16


55.

Виды бутербродов. Холодные бутерброды.

1

12.04.16


56.

Приготовление холодных бутербродов.

1

12.04.16


57.

Салат. Виды салатов. Овощной салат, его ингридиенты.

1

19.04.16

Практическая работа.

58.

Приготовление овощного салата.

1

19.04.16


59.

Винегрет.

1

26.04.16


60.

Приготовление винегрета.

1

26.04.16

Практическая работа.

Уход за растениями в жилом помещении, в саду и огороде.

61.

Инвентарь и приспособления для работы в саду и огороде. Уход за ним.

1

3.05.16


62.

Виды работ на пришкольном участке.

1

3.05.16


63.

Декоративные и садовые растения. Уход за зелёными насаждениями.

1

10.05.16


64.

Перекопка и рыхление почвы. Правила обработки земли на участке.

1

10.05.16

Практическая работа.

65.

Виды рассады. Правила высадки рассады в открытый грунт.

1

17.05.16


66.

Высадка рассады в открытый грунт.

1

17.05.16

Практическая работа.




Формы и средства контроля


По итогам окончания каждой четверти, с опорой на индивидуальные особенности проводится либо тестирование учащихся , либо проводится опрос с выполнением практических заданий. В ходе уроков оценивается качество выполнения работ исходя из индивидуальных особенностей учащихся, а также степень оказания помощи учителя ученику.

* Оценка «5» ставится, если работа выполнена без ошибок с достаточной долей активности и самостоятельности.

* Оценка «4» ставится, если в работе имеется небольшое количество ошибок и при этом была оказана незначительная помощь учителя;

Кроме того, хорошая оценка может быть поставлена учащемуся как стимулирующий фактор на втором, низком уровне подготовленности при наличии большего количества ошибок. Здесь могут учитываться состояние и настроение ученика.

* Оценка «3» ставится, если работа выполнена совместно с учителем, либо полностью под его контролем.



Литература

  1. Бгажнокова И. М. Воспитание и обучение детей и подростков (с тяжёлыми и множественными нарушениями развития). – М., 2013.

  2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта (программно-методические материалы). Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. -2013.

  3. Платонова Н.М. Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных)

  4. образовательных учреждениях VIII вида.- М.: Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

  5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (5-9 классы) под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. –Сб. 1

  6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (5-9 классы) под ред. И.М. Бгажноковой. М.: Просвещение. – 2010.


Дополнительная литература

  1. А.Г.Галле, Л.Л.Кочетова, Г.Н.Рубцова Тетрадь по обслуживающему труду (для учащихся коррекционных школ 8 вида). 9 класс. – М.: Аркти. – 2009

  2. Зырянова В.А., Хаминова И.А. Подготовка младшего обслуживающего персонала: учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – Самара: Современные образовательные технологии, 2011.