
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 33
__________________________________________________________
«Рассмотрено на заседании методического объединения» 27/08/16 | «Согласовано с Методическим советом гимназии» 28/08/16 | «Утверждаю» _________/Д.К.Халтаева директор МАОУ «Гимназия №33 г.Улан-Удэ» 29.08.2016г |
Рабочая программа
по ______информатике______
для_11 классов
на 2016/2017 учебный год
Разработчик
программы
Леонтьева О.П.
(первая квалификационная категория)
2016 год
Аннотация
Программа по информатике и ИКТ для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (2004 г.), примерной программы изучения дисциплины, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, в соответствии с действующим в настоящее время базисным учебным планом и авторской программы по информатике для 11 классов Полякова К.Ю. и Еремина Е.А.
Программа основана на УМК, который включает в себя учебник: «Информатика. 11 класс. Базовый и углубленный уровень», кроме учебников, входят:
компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm
электронный задачник-практикум с возможностью автоматической проверки решений задач по программированию: http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666
материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;
методическое пособие для учителя: http://files.lbz.ru/pdf/mpPolyakov10-11fgos.pdf;
комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru);
сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.
Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области информатики, которые не зависят от операционной системы и другого программного обеспечения, применяемого на уроках.
11 классы изучают предмет 4-й год. В старших классах предметная область информатики изучается на более глубоком базовом уровне. Это уже уровень профессионального использования компьютера. Решаются более сложные задачи с помощью расширенного инструментария технологии работы в освоенных на предыдущем уровне обучения программных средах.
Настоящая программа описывает курс информатики, предназначенный для изучения в 11 «А» классе в рамках профильного естественно-математического образования на основе учебника «Информатика и ИКТ (углубленный уровень)». Изучение информатики и ИКТ на профильном уровне позволяет подготовить обучающихся к сдаче ЕГЭ по информатике. Это означает, что её целевая аудитория – школьники старших классов, которые планируют связать свою будущую профессиональную деятельность с информационными технологиями.
Углубленный курс является одним из вариантов развития курса информатики, который изучается в основной школе (8–9 классы). Поэтому, согласно принципу спирали, материал некоторых разделов программы является развитием и продолжением соответствующих разделов курса основной школы. Отличие углубленного курса от базового состоит в том, что более глубоко рассматриваются принципы хранения, передачи и автоматической обработки данных; ставится задача выйти на уровень понимания происходящих процессов, а не только поверхностного знакомства с ними;
Главная цель данного курса информатики и ИКТ:
развивать логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Основные задачи:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования;
обеспечить возможность подготовки учащихся к сдачи ЕГЭ;
подготовить учащихся к жизни в информационном обществе.
Основные разделы
№ | Тема | Количество часов |
11 «А» |
| Техника безопасности. Организация рабочего места | 1 |
| Информация и информационные процессы | 6 |
| Моделирование | 12 |
| Информационные системы. Базы данных | 15 |
| Элементы теории алгоритмов | 5 |
| Алгоритмизация и программирование | 13 |
| Объектно-ориентированное программирование | 11 |
| Компьютерная графика и анимация | 11 |
| 3D-моделирование и анимация | 5 |
| Создание веб-сайтов | 14 |
| Итого по всем разделам: | 94 |
| Повторение | 8 |
| Итого | 102 |
В 11 «А» классе запланировано: практических работ – 56, онлайн-тесты -8.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Виды контроля:
входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;
промежуточный - осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;
проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;
итоговый – осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения.
Формы итогового контроля:
практическая работа
тесты
Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные результаты
сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.
Содержание учебного предмета (углубленный курс)
11 «А» класс (102 часа)
Информация и информационные процессы
Формула Хартли. Информация и вероятность. Формула Шеннона. Передача данных. Скорость передачи данных. Сжатие данных.
Моделирование
Модели и моделирование. Этапы моделирования. Постановка задачи. Разработка модели.
Базы данных
Основные понятия. Многотабличные базы данных. Реляционная модель данных.
Таблицы. Работа с готовой таблицей. Создание таблиц. Связи между таблицами. За-
просы. Конструктор запросов.Формы. Простая форма. Формы с подчинёнными.
Отчёты. Простые отчёты.
Создание веб-сайтов
Веб-сайты и веб-страницы. Текстовые веб-страницы. Простейшая веб-страница. Списки. Гиперссылки. Оформление веб-страниц. Средства языка HTML. Стили. Рисунки в документе.Таблицы. Блоки. Блочная вёрстка. Динамический HTML.
Элементы теории алгоритмов
Сложность вычислений. Уточнение понятие алгоритма. Универсальные исполнители.
Алгоритмизация и программирование
Решето Эратосфена. Длинные числа. Структуры (записи). Структуры (записи). Динамические массивы. Списки. Деревья. Основные понятия. Графы. Основные понятия. Поиск кратчайших путей в графе.
Объектно-ориентированное программирование
Что такое ООП? Создание объектов в программе. Работа в среде быстрой разработки программ.
Модель и представление.
Компьютерная графика и анимация
Основы растровой графики. Ввод цифровых изображений. Кадрирование. Коррекция фотографий.
Работа с областями. Фильтры. Многослойные изображения. Многослойные изображения. Каналы.
Иллюстраций для веб-сайтов. GIF-анимация. Контуры.
3D-моделирование и анимация
Введение в 3D-графику. Проекции. Работа с объектами. Контуры. Материалы и текстуры. Анимация.
Поурочное планирование к учебнику информатики К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина 11 «А» (углублённый курс), по 3 часа в неделю, всего 102 часа.
Используемые сокращения: СР- самостоятельная работа, ПР – практическая работа.
Номер урока | Тема урока | Параграф учебника (номер, название) | Практические работы (номер, название) | Работы компьютерного практикума (источник, номер, название) | Количество часов |
-
| Формула Хартли. Информация и вероятность. Формула Шеннона. | § 1. Количество информации | Задачи на количество информации. | | 1 |
-
| Передача информации. Помехоустойчивые коды. | § 2. Передача информации. § 2. Передача информации. | Информация и вероятность. | | 1 |
-
| Сжатие данных без потерь. Алгоритм Хаффмана. | § 3. Сжатие данных | | Алгоритм RLE. | 1 |
§ 3. Сжатие данных | | Сравнение алгоритмов сжатия. | 1 |
-
| Сжатие информации с потерями. | § 3. Сжатие данных | | Сжатие с потерями. | 1 |
-
| Информация и управление. Системный подход. | § 4. Информация и управление | | | 1 |
-
| Информационное общество. | § 5. Информационное общество | Представление докладов. | | 1 |
-
| Модели и моделирование. | § 6. Модели и моделирование | | Моделирование работы процессора. | 1 |
-
| Системный подход в моделировании. | § 7. Системный подход в моделировании | | | 1 |
-
| Использование графов. | § 7. Системный подход в моделировании | Тест 3 Задачи на графы. | | 1 |
-
| Этапы моделирования. | § 8. Этапы моделирования | | | 1 |
-
| Моделирование движения. Дискретизация. | § 9. Моделирование движения | | | 1 |
-
| Практическая работа: моделирование движения. | § 9. Моделирование движения | | Моделирование движения. | 1 |
-
| Модели ограниченного и неограниченного роста. | § 10. Математические модели в биологии | | Моделирование популяции. | 1 |
-
| Моделирование эпидемии. | § 10. Математические модели в биологии | | Моделирование эпидемии. | 1 |
-
| Модель «хищник-жертва». | § 10. Математические модели в биологии | | Модель «хищник-жертва». | 1 |
-
| Обратная связь. Саморегуляция. | § 10. Математические модели в биологии | | Саморегуляция. | 1 |
-
| Системы массового обслуживания. | § 11. Системы массового обслуживания | | | 1 |
-
| Практическая работа: моделирование работы банка. | § 11. Системы массового обслуживания | | Моделирование работы банка. | 1 |
-
| Информационные системы. | § 12. Информационные системы | | | 1 |
-
| Таблицы. Основные понятия. | § 13. Таблицы | | | 1 |
-
| Модели данных. | § 14. Многотабличные базы данных § 15. Реляционная модель данных | Тест 4 Основные понятия баз данных. | | 1 |
-
| Реляционные базы данных. | § 15. Реляционная модель данных | Реляционные базы данных. | | 1 |
-
| Практическая работа: операции с таблицей. | § 16. Работа с таблицей | | Работа с готовой таблицей. | 1 |
-
| Практическая работа: создание таблицы. | § 17. Создание однотабличной базы данных | | Создание однотабличной базы данных. | 1 |
-
| Запросы. | § 18. Запросы | | Создание запросов. | 1 |
-
| Формы. | § 19. Формы | | Создание формы. | 1 |
-
| Отчеты. | § 20. Отчеты | | Оформление отчета. | 1 |
-
| Многотабличные базы данных. | § 21. Работа с многотабличной базой данных | | Построение таблиц в реляционной БД. | 1 |
-
| Формы с подчиненной формой. | § 21. Работа с многотабличной базой данных | | Создание формы с подчиненной. | 1 |
-
| Запросы к многотабличным базам данных. | § 21. Работа с многотабличной базой данных | | Создание запроса к многотабличной БД. | 1 |
-
| Отчеты с группировкой. | § 21. Работа с многотабличной базой данных | | Создание отчета с группировкой. | 1 |
-
| Нереляционные базы данных. | § 22. Нереляционные базы данных | | Нереляционные БД. | 1 |
-
| Экспертные системы | § 23. Экспертные системы | | Простая экспертная система. | 1 |
-
| Веб-сайты и веб-страницы. | § 24. Веб-сайты и веб-страницы | | | 1 |
-
| Текстовые страницы. | § 25. Текстовые веб-страницы | | | 1 |
-
| Практическая работа: оформление текстовой веб-страницы. | § 25. Текстовые веб-страницы | | Текстовые веб-страницы. | 1 |
-
| Списки. | § 25. Текстовые веб-страницы | | Списки. | 1 |
-
| Гиперссылки. | § 25. Текстовые веб-страницы | | | 1 |
-
| Содержание и оформление. Стили. | § 26. Оформление документа | | | 1 |
-
| Рисунки на веб-страницах. | § 27. Рисунки | | Вставка рисунков в документ. | 1 |
-
| Мультимедиа. | § 28. Мультимедиа | | Вставка звука и видео в документ. | 1 |
-
| Таблицы. | § 29. Таблицы | | | 1 |
-
| Блоки. Блочная верстка. | § 30. Блоки | | | 1 |
-
| XML и XHTML. | § 31. XML и XHTML | | База данных в формате XML. | 1 |
-
| Динамический HTML. | § 32. Динамический HTML | | | 1 |
-
| Размещение веб-сайтов. | § 33. Размещение веб-сайтов | | | 1 |
-
| Практическая работа: использование Javascript. | | Тест 5 Веб-сайты и веб-страницы. | Использование Javascript | |
-
| Уточнение понятие алгоритма. | § 34. Уточнение понятия алгоритма | | Машина Тьюринга. | 1 |
-
| Универсальные исполнители. | § 34. Уточнение понятия алгоритма | | Машина Поста. | 1 |
-
| Алгоритмически неразрешимые задачи. | § 35. Алгоритмически неразрешимые задачи | | Вычислимые функции. | 1 |
-
| Сложность вычислений. | § 36. Сложность вычислений | | | 1 |
-
| Доказательство правильности программ. | § 37. Доказательство правильности программ | | Инвариант цикла. | 1 |
-
| Решето Эратосфена. | § 38. Целочисленные алгоритмы | | Решето Эратосфена. | 1 |
-
| Структуры (записи). | § 39. Структуры (записи) | | Сортировка структур с помощью указателей. | 1 |
-
| Динамические массивы. | § 40. Динамические массивы | | Динамические массивы. | 1 |
-
| Динамические массивы. | § 40. Динамические массивы | | Расширяющиеся динамические массивы. | 1 |
-
| Списки. | § 41. Списки | | | 1 |
-
| Использование модулей. | § 41. Списки | | Модули. | 1 |
-
| Стек. | § 42. Стек, очередь, дек | | Вычисление арифметических выражений. | 1 |
-
| Очередь. Дек. | § 42. Стек, очередь, дек | | | 1 |
-
| Деревья. Основные понятия. | § 43. Деревья | | | 1 |
-
| Хранение двоичного дерева в массиве. | § 43. Деревья | | Хранение двоичного дерева в массиве. | 1 |
-
| Графы. Основные понятия. | § 44. Графы | Тест 6 Графы. | | 1 |
-
| Жадные алгоритмы (задача Прима-Крускала). | § 44. Графы | | | 1 |
-
| Поиск кратчайших путей в графе. | § 44. Графы | | | 1 |
-
| Поиск кратчайших путей в графе. | § 44. Графы | | | 1 |
-
| Динамическое программирование. | § 45. Динамическое программирование | | | 1 |
-
| Что такое ООП? | § 46. Что такое ООП? § 47. Объекты и классы | | | 1 |
-
| Создание объектов в программе. | § 48. Создание объектов в программе | | | 1 |
-
| Скрытие внутреннего устройства. | § 49. Скрытие внутреннего устройства | | | 1 |
-
| Иерархия классов. | § 50. Иерархия классов | | | 1 |
-
| Программы с графическим интерфейсом. | § 51. Программы с графическим интерфейсом § 52. Основы программирования в RAD-средах | | | 1 |
-
| Работа в среде быстрой разработки программ. | § 52. Основы программирования в RAD-средах | | | 1 |
-
| Практическая работа: объекты и их свойства. | § 52. Основы программирования в RAD-средах | | Создание формы в RAD-среде. | 1 |
-
| Практическая работа: использование готовых компонентов. | § 53. Использование компонентов | | Использование компонентов. | 1 |
-
| Модель и представление. | § 55. Модель и представление | | Разработка компонентов. | 1 |
-
| Практическая работа: совершенствование компонентов. | § 54. Разработка компонентов | | | 1 |
-
| Практическая работа: модель и представление. | § 55. Модель и представление | | | 1 |
-
| Основы растровой графики. | § 56. Основы растровой графики | | | 1 |
-
| Ввод цифровых изображений. Кадрирование. | § 57. Ввод изображений | | Ввод и кадрирование изображений. | 1 |
-
| Коррекция фотографий. | § 58. Коррекция фотографий | | Коррекция фотографий. | 1 |
-
| Работа с областями. | § 59. Работа с областями | | Работа с областями. | 1 |
-
| Фильтры. | § 60. Фильтры | | | 1 |
-
| Многослойные изображения. | § 61. Многослойные изображения | | Многослойные изображения. | 1 |
-
| Многослойные изображения. | § 61. Многослойные изображения | | Многослойные изображения. | 1 |
-
| Каналы. | § 62. Каналы | | Каналы | 1 |
-
| Иллюстраций для веб-сайтов. | § 63. Иллюстрации для веб-сайтов | | Иллюстрации для веб-сайтов. | 1 |
-
| GIF-анимация. | § 64. Анимация | | GIF-анимация | 1 |
-
| Контуры. | § 65. Контуры | Тест 7 Растровая графика | Контуры | 1 |
-
| Введение в 3D-графику. Проекции. | § 66. Введение | | Управление сценой. | 1 |
-
| Работа с объектами. | § 67. Работа с объектами | | Работа с объектами. | 1 |
-
| Сеточные модели. Модификаторы. | § 68. Сеточные модели § 69. Модификаторы | | Модификаторы. | 1 |
-
| Контуры. Материалы и текстуры. | § 70. Контуры § 71. Материалы | | Пластина. Материалы. | 1 |
-
| Анимация. | § 73. Анимация | Тест 8 3D-графика | Анимация. | 1 |
-
| Повторение | | | | 8 |
| | | | Итого: | 102 |