Отдел по образованию администрации города Заринска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г. Заринска
Рассмотрена Согласована Утверждена
методическим Заместитель директора Директор
объединением учителей по УВР МБОУ СОШ №2
начальных классов ________/Букина И.В./ ________/Першин И.И/
Протокол № 5 31.08.2016г. Приказ №
От 28.05.2016г. 31.08.2016г.
Рабочая программа
по предмету «Литературное чтение»
образовательная область
«Филология»
Уровень образования - начальное общее образование
2 класс
на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 6.10. 2009г. № 363;
авторской программы, авторы: Л.Ф. Климанова, Бойкина М.В. Сборник рабочих программ. 1 – 4 классы. Москва «Просвещение» 2014.
Составитель:
Юткина Людмила Ивановна
Заринск-2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель изучения предмета «Литературное чтение»
В результате обучения предмета окружающий мир реализуются следующие цели:
-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;
-развитие интереса к чтению и книге;
-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
-обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи
В задачи обучения литературному чтению входит:
-освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге;
![]()
![]()
-овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;
-воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе;
-формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса и рассчитана на 140 часов ( 4 часа в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
У обучающегося будут сформированы следующие умения:
-осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
-испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков, поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями;
-осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов;
-проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике произведения других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей;
-иметь представление о существовании других народов и культур, называть наиболее известные, близкие собственному опыту и представлениям (например, татарскую, коми, чеченскую и др.);
-допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты. Задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации;
-проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации;
-проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор;
-включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей;
-знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного чтения, обосновывать их существование и пользу для ученика. Приводить примеры «высокого» ученичества из прочитанных произведений;
-пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки;
-знать, в чём проявляется ответственность и безответственность поведения;
-понимать, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо заданий на уроках и дома;
-приводить примеры ответственного/безответственного, самостоятельного/ несамостоятельного поведения героя литературного произведения;
-делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности;
-замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для создания художественного образа.
Обучающийся получит возможность научиться*:
-доказывать необходимость использования тех или иных языковых средств для выразительности, яркости, точности и лаконичности описания;
-выписывать лучшие поэтические обороты в «Словарик настроений» или «Словарик образов» (по темам: небо, звёзды, ветер, тучи, река, горы и пр.);
-использовать понравившиеся сравнения, эпитеты и метафоры в своих художественных высказываниях;
-фиксировать свои чувства и эмоции, связанные с чтением поэтических текстов и текстов-описаний в «радуге чувств», объяснять, почему разные чувства обозначены различной цветовой гаммой;
-отслеживать эстетические и нравственные чувства героев прозы, в том числе сказки, делать выводы о том, что идеалы, к которым стремятся герои литературных произведений – это идеалы автора, его ценности, к которым он стремится приобщить читателя;
-различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие;
-предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм;
-строить морально-этическое суждение из 5-6 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения;
-проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других, высказывать собственное мнение без агрессии и раздражения, помня, что более сильным орудием является подтверждение своего мнения аргументами и фактами;
-знать приёмы сохранения зрения и осанки при чтении книги и работы с компьютером;
-пользоваться основными приёмами сбережения зрения и осанки, делать гимнастику для глаз и туловища, следя за своим состоянием усталости;
-предлагать свои способы сохранения зрения и осанки;
-пользоваться изученными приёмами сохранения здоровья в домашних условиях;
-осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
-рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм.
Метапредметные
Регулятивные УУД
-сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
-коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
-коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
-выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;
-фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.
Обучающийся получит возможность научиться*:
-анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Познавательные УУД
-пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
-пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя. Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла. Анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника («Рабочей тетради»). Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5-6 предложений;
-осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, басен И.А. Крылова как часть русской национальной культуры;
-осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция, литературный и научно-познавательный текст, басня, художественные ремёсла и народные промыслы;
-проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Перебирать варианты решения нравственной проблемы, поставленной автором в произведении;
-понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого.
Обучающийся получит возможность научиться*:
-фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.);
-делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план.
Коммуникативные УУД
-строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме;
-оформлять 1-2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
-прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова;
-аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.);
-принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
-вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям. Оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
Обучающийся получит возможность научиться*:
-выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов. Употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описываемых конфликтную ситуацию;
-находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет. Готовить небольшую презентацию (5-6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Предметные
Обучающиеся научатся:
Виды речевой и читательской деятельности
-осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя
-читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
-ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;
-просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению»;
-осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
-распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
-соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста.
Обучающиеся получат возможность научиться*:
-осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
-употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему.
-читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
-понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
-рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
-пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
-осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
-задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
-делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
-находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
-пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Обучающиеся научатся:
Творческая деятельность
-читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора;
-пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
-составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.
Обучающиеся получат возможность научиться*:
-сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой.
-пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.
Обучающиеся научатся:
Литературоведческая пропедевтика
-различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
-находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий.
-использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
Обучающиеся получат возможность научиться*:
-понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм.
-определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами.
-находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
№ п/п | Перечень и название разделов учебного предмета | Кол-во часов | Виды учебной деятельности |
I | Вводный | 1 | В процессе работы над разделом младшим школьникам будут предоставлены возможности для реализации следующих видов деятельности: -учебное сотрудничество; -индивидуальная учебная деятельность; -игровая деятельность; -творческая и проектная деятельность; -исследовательская деятельность; -моделирование; -выполнение тестовых заданий учебника; -оценивание своих достижений; -анализирование информации учебника; -извлечения из различных источников необходимых сведений; -аудирование; -чтение вслух; -чтение про себя; -пересказ |
II | Самое великое чудо на свете | 4 |
III | Устное народное творчество | 15 |
IV | Люблю природу русскую. Осень. | 8 |
V | Русские писатели | 14 |
VI | О братьях наших меньших | 12 |
VII | Из детских журналов | 9 |
VIII | Люблю природу русскую. Зима | 9 |
IX | Писатели детям | 17 |
X | Я и мои друзья | 10 |
XI | Люблю природу русскую. Весна | 9 |
XII | И в шутку и всерьёз | 14 |
XIII | Литература зарубежных стран | 12 |
XIV | Резервные часы | 6 |
| Итого: | 140 |
Содержание тем курса с определением основных видов учебной деятельности
Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч.) | ориентироваться в учебнике; -соотносить иллюстрации с содержанием; -знать и применять систему условных обозначений; -пользоваться словарём в конце учебника |
Самое великое чудо на свете (4) | прогнозировать содержание раздела; -планировать работу с произведением на уроке; -представлять выставку книг; -ориентироваться в пространстве школьной библиотеки; -находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу; -участвовать в коллективном проекте; -работать в паре и группе над высказываниями великих людей о книге и чтении; -готовить выступление на заданную тему; -читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; -находить информацию о старинных книгах из учебника; -сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении; находить книге и чтении; -готовить выступление на заданную тему; -читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; -находить информацию о старинных книгах из учебника; -сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении; находить общее и отличия. |
Устное народное творчество (15ч.) | прогнозировать содержание раздела; -читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; -читать с выражением, опираясь на ритм произведения; -объяснять смысл пословиц; -придумывать рассказ по пословице; -сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы; -находить различия в потешках и прибаутках; -находить слова, придумывать рассказ по пословице; -сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы; -находить различия в потешках и прибаутках; -находить слова, которые помогают представить героя произведений УНТ; -анализировать загадки; -распределять загадки и пословицы по тематическим группам; -соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками; - рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками; -характеризовать героев сказки; -рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки); -соотносить качества с героями сказок; -придумывать свои собственные сказочные сюжеты; -исправлять допущенные ошибки при повторном чтении; -контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения. |
Люблю природу русскую. Осень. (8ч.) | |
Русские писатели (14ч.) | прогнозировать содержание раздела; -читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события и предметы в сказках; -сравнивать авторские и народные произведения; -отличать басню от стихотворения и рассказа; -знать особенности басенного текста; -соотносить пословицы и смысл басенно называть волшебные события и предметы в сказках; -сравнивать авторские и народные произведения; -отличать басню от стихотворения и рассказа; -знать особенности басенного текста; -соотносить пословицы и смысл басенного текста; -характеризовать героев басни с опорой на текст; -наблюдать за жизнью слов в художественном тексте; -определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты); -придумывать собственные эпитеты, создавать на их основе собственные небольшие тексты-описания, тексты-повествования; - находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения; -составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение по сказке; -определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые; -объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте; -слушать звуки, переданные в лирическом тексте; -представлять картины природы; -воспринимать на слух художественные произведения; -соотносить пословицы и смысл прозаического текста; -пересказывать текст подробно, выборочно; -характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое; -планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок; -выбирать книги по авторам и по темам; -пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения; -участвовать в проекте, распределять роли, находить нужную информацию, представлять эту информацию в группе. |
О братьях наших меньших (12ч.) | прогнозировать содержание раздела; -планировать работу с произведением; -выбирать виды деятельности на уроке; -читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; -сравнивать художественный и научно-познавательный тексты; -сравнивать сказки и рассказы о животных; -определять последовательность событий; -составлять план произведения; -пересказывать подробно по плану произведение; видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях; -определять героев произведения, характеризовать их; -выражать своё собственное отношение к героям; -давать нравственную оценку поступкам героев; -планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок; -выбирать книги по темам и по авторам; -пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения; -проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. |
Из детских журналов (9ч.) | прогнозировать содержание раздела; -планировать работу на уроке; -придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов; необычными вопросами из детских журналов; -подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; -читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; -воспринимать на слух прочитанное; -отличать журнал от книги; -ориентироваться в журнале; -находить интересные и нужные статьи в журнале; -находить нужную информацию по заданной теме; -участвовать работе пары и группы; -участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал»; распределять роли; находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой; -создавать собственный журнал устно, описывать его оформление; -придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним; -рисовать иллюстрации для собственного детского журнала -писать (составлять) свои рассказы и стихи для детского журнала; -планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок; -оценивать свои достижения |
Люблю природу русскую. Зима (9ч.) | прогнозировать содержание раздела; -рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника соотносить загадки и отгадки; -читать выразительно, отражая настроение стихотворения; -воспринимать на слух художественный текст; -соотносить пословицы с главной мыслью произведения; -сравнивать произведения разных поэтов на одну тему; - рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения; -подбирать музыкальное сопровождение к текстам; - придумывать свою музыку; -наблюдать за жизнью слов в художественном тексте; -чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть; -понимать особенности были и сказочного текста; -сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков; -использовать слова-антонимы для характеристики героев; -планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок |
Писатели детям (17ч.) | прогнозировать содержание раздела; -читать выразительно, отражая настроение стихотворения -воспринимать на слух художественный текст; -определять смысл произведения; соотносить смысл пословицы с содержанием произведения; -объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; -определять особенности юмористического произведения; -характеризовать героя, используя слова-антонимы; -находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения; -рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; -выразительно читать юмористические эпизоды из произведения; -составлять план произведения; -пересказывать текст подробно на основе плана; пересказывать текст на основе картинного плана, высказывать своё мнение; -планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок; -читать тексты в паре; -организовывать взаимоконтроль; -оценивать |
Я и мои друзья (10ч.) | прогнозировать содержание раздела; -читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; -воспринимать на слух художественное произведение; определять последовательность событий в произведении; -придумывать продолжение рассказа; -соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей -объяснять нравственный смысл рассказов -объяснять и понимать поступки героев -понимать авторское отношение к героям и их поступкам -выразительно читать по ролям -составлять план рассказа; -пересказывать по плану -оценивать свой ответ в соответствии с образцом; -планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок; -составлять короткий рассказ на предложенную тему. |
Люблю природу русскую. Весна (9ч.) | прогнозировать содержание раздела; -читать стихотворения, загадки с выражением; -передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса; наблюдать за жизнью слова; -отгадывать загадки; -соотносить отгадки с загадками; -сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок; -представлять картины весенней природы; -находить слова в стихотворении, которые помогают представить героя; -объяснять отдельные выражения в лирическом наблюдать за жизнью слова; -отгадывать загадки; -соотносить отгадки с загадками; -сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок; -представлять картины весенней природы; -находить слова в стихотворении, которые помогают представить героя; -объяснять отдельные выражения. |
И в шутку и всерьёз (14ч.) | прогнозировать содержание раздела -планировать виды работ с текстом; -читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; -понимать особенности юмористического произведения; -анализировать заголовок произведения; -сравнивать героев произведения; -характеризовать поступки героев, используя слова с противоположными значениями; -восстанавливать последовательность событий на основе вопросов; -пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них; -инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов; - пересказывать весёлые рассказы; -придумывать собственные весёлые истории; -оценивать свой ответ; -планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок |
Литература зарубежных стран (12ч.) | прогнозировать содержание раздела; -выбирать книгу для самостоятельного чтения; -читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; -воспринимать на слух художественное произведение; -сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различия; -объяснять значение незнакомых слов; -определять героев произведений; -сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок; -давать характеристику героев произведения; -придумывать окончание сказок; -сравнивать сюжеты литературных сказок стран -составлять план сказки, определять последовательность событий; -пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказке; -участвовать в проектной деятельности; -создавать свои собственные проекты; -инсценировать литературные сказки зарубежных писателей; -находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках; |
Резервные часы (2) | -составлять списки книг для чтения летом (с учителем); -оценивать свой ответ; -планировать возможный вариант исправления ошибок -выбирать книгу для самостоятельного чтения; -читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; -воспринимать на слух художественное произведение; |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Перечень разделов и тем, последовательность их изучения | Количество часов, необходимое для изучения раздела | Примечания |
I | Вводный урок по курсу литературного чтения | 1 час | |
1.1 | Знакомство с учебником по литературному чтению. | 1 | |
II | Самое великое чудо на свете | 4 часа | |
2.1 | Знакомство с названием раздела. Книги, прочитанные летом | 1 | |
2.2 | Проект «О чём может рассказать школьная библиотека» | 1 | |
2.3 | Старинные и современные книги. Сравнение книг. | 1 | презентация |
2.4 | Высказывания о книгах К.Ушинского, М.Горького, Л.Толстого. Напутствие читателю Р.Сефа | 1 | |
III | Устное народное творчество | 15 часов | |
3.1 | Знакомство с названием раздела. | 1 | |
3.2 | Устное народное творчество. Малые и большие жанры. | 1 | презентация |
3.3 | Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа | 1 | |
3.4 | Русские народные песни | 1 | презентация |
3.5 | Потешки и прибаутки – малые жанры устного народного творчества | 1 | |
3.6 | Считалки и небылицы - малые жанры устного народного творчества | 1 | презентация |
3.7 | Загадки - малые жанры устного народного творчества. | 1 | |
3.8 | Сказки. Русские народные сказки | 1 | презентация |
3.9 | Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» | 1 | э/п |
3.10 | Русская народная сказка «У страха глаза велики» | 1 | э/п |
3.11 | Русская народная сказка «Лиса и тетерев» | | э/п |
3.12 | Русская народная сказка «Лиса и журавль» | 1 | э/п |
3.13 | Русская народная сказка «Каша из топора» | 1 | э/п |
3.14 | Русская народная сказка «Гуси-лебеди». | 1 | э/п |
3.15 | Оценка достижений | 1 | |
IV | Люблю природу русскую. Осень | 8 часов | |
4.1 | Знакомство с названием раздела. Осенние загадки. Образ осени в загадках. | 1 | презентация |
4.2 | Лирическое стихотворение Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной…» | 1 | презентация |
4.3 | Лирические стихотворения К.Бальмонта «Поспевает брусника…», А.Плещеева «Осень наступила…» | 1 | э/п |
4.4 | Лирическое стихотворение А.Фета «Ласточки пропали…» | 1 | презентация |
4.5 | Лирические стихотворения А.Толстого, С.Есенина, В.Брюсова, И.Токмаковой. | 1 | э/п |
4.6 | Сравнение художественного и научно-популярного текстов | 1 | |
4.7 | Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов | 1 | |
4.8 | Оценка достижений | 1 | |
V | Русские писатели | 14 часов | |
5.1 | Знакомство с названием раздела. А.С.Пушкин – великий русский писатель | 1 | презентация |
5.2 | А.С.Пушкин. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса | 1 | э/п |
5.3 | Лирические стихотворения А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима! Крестьянин, торжествуя…» | 1 | э/п |
5.4 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок | 1 | э/п |
5.5 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Картины моря в сказке | 1 | |
5.6 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Характеристика героев произведения | 1 | |
5.7 | И.А.Крылов «Лебедь, Рак и Щука». Структура басни.Сравнение басни и сказки | 1 | презентация |
5.8 | И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей». Характеристика героев басни | 1 | э/п |
5.9 | Л.Н.Толстой. Басня «Старый дед и внучек». Нравственный смысл басни. | 1 | презентация |
5.10 | Л.Н.Толстой. Рассказ «Филипок». Характеристика героев произведения | 1 | э/п |
5.11 | Л.Н.Толстой. Рассказ «Филипок». Подробный пересказ | 1 | |
5.12 | Л.Н.Толстой. Рассказ «Правда всего дороже». Герои произведений | 1 | э/п |
5.13 | Л.Н.Толстой. Рассказ «Котёнок». Характеристика героев произведения | 1 | э/п |
5.14 | Оценка достижений | 1 | |
VI | О братьях наших меньших | 12 часов | |
6.1 | Знакомство с названием раздела. | 1 | |
|
6.2 | Н.И. Сладков «Они и мы». А.Шибаев «Кто кем становится». Заголовок стихотворения | 1 | презентация |
6.3 | Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…». Настроение стихотворения | 1 | э/п |
6.4 | И.Пивоварова «Жила-была собака…». Приёмы сказочного текста в стихотворениии | 1 | презентация |
6.5 | В.Берестов «Кошкин щенок». Заголовок стихотворения. Характер героев | 1 | э/п |
6.6 | М.Пришвин «Ребята и утята». Герои рассказа | 1 | презентация |
6.7 | М.Пришвин «Ребята и утята». Нравственный смысл поступков | 1 | э/п |
6.8 | Е.Чарушин «Страшный рассказ». Составление плана по опорным словам | 1 | э/п |
6.9 | Б. Житков «Храбрый утёнок». Нравственный смысл поступков | 1 | презентация |
6.10 | В. Бианки «Музыкант» Выборочный пересказ | 1 | презентация |
6.11 | В.Бианки «Сова». Характеристика героев | 1 | э/п |
6.12 | Оценка планируемых достижений | 1 | |
VII | Из детских журналов | 9 часов | |
7.1 | Знакомство с названием раздела. Вопросы из детских журналов | 1 | |
7.2 | Д.Хармс «Игра». Ритм стихотворного текста | 1 | презентация |
7.3 | Д.Хармс «Вы знаете? Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с содержанием. | 1 | э/п |
7.4 | Д.Хармс, С.Маршак «Весёлые чижи» | 1 | э/п |
7.5 | Д.Хармс «Что это было?», Н. Гернер, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог».Настроение стихотворения | 1 | э/п |
7.6 | Ю.Владимиров «Чудаки». Соотнесение названия содержанием стихотворения. | 1 | э/п |
7.7 | А.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка». Соотнесение названия содержанием стихотворения. | 1 | э/п |
7.8 | Проект : «Мой любимый детский журнал» | 1 | |
7.9 | Оценка своих достижений. | 1 | |
VIII | Люблю природу русскую. Зима | 9 часов | |
8.1 | Знакомство с названием раздела. Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой | 1 | презентация |
8.2 | Стихи о первом снеге И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Л.Акима. Настроение стихотворения. | 1 | э/п |
8.3 | Лирические стихотворения .И.Тютчева «Чародейкою Зимою…». Авторское отношение к зиме | 1 | презентация |
8.4 | Лирические стихотворения С.А.Есенина «Поёт зима, аукает…», «Берёза» | 1 | э/п |
8.5 | Русская народная сказка «Два Мороза». Главная мысль произведения. | 1 | презентация |
8.6 | Русская народная сказка «Два Мороза». Характеристика героев | 1 | э/п |
8.7 | С.В.Михалков «Новогодняя быль». Особенности данного жанра | 1 | э/п |
8.8 | Весёлые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьевой. | 1 | э/п |
8.9 | Оценка достижений | 1 | |
IX | Писатели детям | 17 часов | |
9.1 | Знакомство с названием раздела. К.И.Чуковский «Путаница». Приём звукописи | 1 | презентация |
9.2 | К.И.Чуковский «Радость». Настроение стихотворения. Рифма | 1 | э/п |
9.3 | К.И.Чуковский «Федорино горе». Авторское отношение к изображаемому | 1 | э/п |
9.4 | К.И.Чуковский «Федорино горе». Чтение по ролям | 1 | э/п |
9.5 | С.Я.Маршак «Кот и лодыри». Герои произведения. Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворении | 1 | презентация |
9.6 | С.В.Михалков «Мой секрет». Заголовок. Содержание произведения | 1 | э/п |
9.7 | С.В.Михалков «Сила воли». Характеристика героя произведения | 1 | презентация |
9.8 | С.В.Михалков «Мой щенок». Деление текста на части | 1 | э/п |
9.9 | А.Л.Барто «Верёвочка». Заголовок стихотворения. Настроение | 1 | презентация |
9.10 | А.Л.Барто «Мы не заметили жука…», «В школу». Звукопись как средство создания образа | 1 | э/п |
9.11 | А.Л.Барто «Вовка – добрая душа». Характеристика героя произведения | 1 | э/п |
9.12 | Н.Н.Носов «Затейники». Герои юмористического произведения | 1 | презентация |
9.13 | Н.Н.Носов «Живая шляпа». Герои юмористического произведения. Авторское отношение к ним | 1 | э/п |
9.14 | Н.Н.Носов «Живая шляпа». Подробный пересказ по плану | 1 | э/п |
9.15 | Н.Н.Носов «На горке». Герои юмористического произведения. | 1 | э/п |
9.16 | Н.Н.Носов «На горке». Подробный пересказ на основе картинного плана | 1 | э/п |
9.17 | Оценка достижений | 1 | |
X | Я и мои друзья | 10 | |
10.1 | Знакомство с названием раздела. В. Берестов. «За игрой». В. Лунин «Я и Вовка» | 1 | презентация |
10.2 | Н.Булгаков «Анна, не грусти!». Смысл названия рассказа | 1 | э/п |
10.3 | Н.Булгаков «Анна, не грусти!». Соотнесение названия рассказа с пословицей | 1 | э/п |
10.4 | Ю.Ермолаев «Два пирожных». Главная мысль рассказа | 1 | э/п |
10.5 | В.Осеева «Волшебное слово». Нравственный смысл поступков | 1 | презентация |
10.6 | В.Осеева «Волшебное слово». План рассказа | 1 | э/п |
10.7 | В.Осеева «Хорошее». Соотнесение названия рассказа с пословицей | 1 | э/п |
10.8 | В.Осеева «Почему?» Прогнозирование текста. | 1 | э/п |
10.9 | В.Осеева «Почему?» Устное составление рассказа на тему | 1 | |
10.10 | Оценка достижений | 1 | |
XI | Люблю природу русскую. Весна | 9 | |
11.1 | Знакомство с названием раздела. Весенние загадки | 1 | презентация |
11.2 | Лирические стихотворения Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится», «Весенние воды». Приём контраста | 1 | э/п |
11.3 | Лирические стихотворения А.Н.Плещеева «Весна», «Сельская песенка». Настроение | 1 | э/п |
11.4 | Лирические стихотворения А.А.Блока «На лугу», С.Я.Маршака «Снег теперь уже не тот…» | 1 | презентация |
11.5 | И.А.Бунин «Матери». Работа над выразительным чтением | 1 | э/п |
11.6 | А.Н.Плещеев «В бурю», Е.А.Благинина «Посидим в тишине». Формулировка вопросов по содержанию. | 1 | презентация |
11.7 | Э.Э.Мошковская «Я маму мою обидел». Настроение стихотворения С. Васильев «Белая берёза». | 1 | э/п |
11.8 | Проект «Создание газеты: 9 мая - День Победы», «Подготовка экскурсии к памятнику славы» | 1 | презентация |
11.9 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Люблю природу русскую! Весна» | 1 | |
XII | И в шутку и всерьёз | 14 | |
12.1 | Знакомство с названием раздела. Б. Заходер «Товарищам детям». Главная мысль произведения | 1 | презентация |
12.2 | Б.В.Заходер «Что красивей всего?» Анализ заголовка. Инсценирование | 1 | э/п |
12.3 | Б.В.Заходер «Песенки Винни-Пуха». Интонация. Ритм | 1 | презентация |
12.4 | Б.В.Заходер «Песенки Винни-Пуха». Интонация. Ритм | 1 | |
12.5 | Э.Н.Успенский «Чебурашка». Составление плана. Пересказ по вопросам | 1 | презентация |
12.6 | Э.Н.Успенский «Чебурашка». Пересказ текста на основе плана | 1 | э/п |
12.7 | Э.Н.Успенский «Если был бы я девчонкой..», «Над нашей квартирой», «Память» | 1 | |
12.8 | В.Д.Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка» | 1 | презентация |
12.9 | И.П.Токмакова «Плим», «В чудной стране». Ритм стихотворения | 1 | |
12.10 | Г.Б.Остер «Будем знакомы». Особое отношение к героям юмористического текста | 1 | |
12.11 | Г.Б.Остер «Будем знакомы». Восстановление последовательности текста по вопросам | 1 | презентация |
12.12 | В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным». Составление плана | 1 | Презентация э/п |
12.13 | В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным». Пересказ на основе вопросов | 1 | |
12.14 | Оценка планируемых достижений | | |
XIII | Литература зарубежных стран | 12 | |
13.1 | Знакомство с названием раздела. Выставка книг | 1 | |
13.2 | Американская народная песенка "Бульдог по кличке Дог " в переводе Л.Яхнина | 1 | э/п |
13.3 | Английские народные песенки в переводе С.Маршака и К.Чуковского. | 1 | э/п |
13.4 | Французская и немецкая народные песенки. Сравнение русских и зарубежных песенок | 1 | |
13.5 | Шарль Перро «Кот в сапогах». Сравнение героев русских и зарубежных сказок | 1 | презентация |
13.6 | Шарль Перро «Кот в сапогах». Выборочный пересказ. Составление вопросов по содержанию сказки | 1 | |
13.7 | Шарль Перро «Красная Шапочка». Творческий пересказ: дополнение содержания сказки | 1 | э/п |
13.8 | Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине». Герои сказки. Составление диалогов | 1 | презентация |
13.9 | Э.Хогарт «Мафин и паук». Подробный пересказ по плану | 1 | э/п |
13.10 | Э.Хогарт «Мафин и паук». Соотнесение смысла сказки с русской пословицей. | 1 | |
13.11 | Проект «Подготовка выставки книг «Мой любимый писатель-сказочник», «Создание справочника «Зарубежные писатели - детям» | 2 | |
13.12 | Оценка достижений | 1 | |
XIV | РЕЗЕРВНЫЕ ЧАСЫ | 5 | |
| Проект «Подготовка списка книг для прочтения летом» | 2 | |
| Выставка и обзор любимых книг | 3 | |
| Итого уроков: | 140 | |
5