СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 6.10. 2009г. № 363;

авторской программы, авторы: Л.Ф. Климанова, Бойкина М.В. Сборник рабочих программ. 1 – 4 классы. Москва «Просвещение» 2014.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 2 класс»

Отдел по образованию администрации города Заринска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г. Заринска



Рассмотрена Согласована Утверждена

методическим Заместитель директора Директор

объединением учителей по УВР МБОУ СОШ №2

начальных классов ________/Букина И.В./ ________/Першин И.И/


Протокол № 5 31.08.2016г. Приказ №

От 28.05.2016г. 31.08.2016г.



Рабочая программа

по предмету «Литературное чтение»

образовательная область

«Филология»

Уровень образования - начальное общее образование

2 класс

на 2016-2017 учебный год


Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 6.10. 2009г. № 363;

авторской программы, авторы: Л.Ф. Климанова, Бойкина М.В. Сборник рабочих программ. 1 – 4 классы. Москва «Просвещение» 2014.




Составитель:


Юткина Людмила Ивановна




Заринск-2016



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА




Цель изучения предмета «Литературное чтение»

В результате обучения предмета окружающий мир реализуются следующие цели:

-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;

-развитие интереса к чтению и книге;

-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

-обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многона­циональной России и других стран.


Задачи

В задачи обучения литературному чтению входит:

-освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге;

-овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;

-воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе;

-формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.



Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса и рассчитана на 140 часов ( 4 часа в неделю).



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные

У обучающегося будут сформированы следующие умения:

-осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

-испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков, поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями;

-осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов;

-проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике произведения других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей;

-иметь представление о существовании других народов и культур, называть наиболее известные, близкие собственному опыту и представлениям (например, татарскую, коми, чеченскую и др.);

-допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты. Задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации;

-проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации;

-проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор;

-включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей;

-знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного чтения, обосновывать их существование и пользу для ученика. Приводить примеры «высокого» ученичества из прочитанных произведений;

-пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки;

-знать, в чём проявляется ответственность и безответственность поведения;

-понимать, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо заданий на уроках и дома;

-приводить примеры ответственного/безответственного, самостоятельного/ несамостоятельного поведения героя литературного произведения;

-делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности;

-замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для создания художественного образа.

Обучающийся получит возможность научиться*:

-доказывать необходимость использования тех или иных языковых средств для выразительности, яркости, точности и лаконичности описания;

-выписывать лучшие поэтические обороты в «Словарик настроений» или «Словарик образов» (по темам: небо, звёзды, ветер, тучи, река, горы и пр.);

-использовать понравившиеся сравнения, эпитеты и метафоры в своих художественных высказываниях;

-фиксировать свои чувства и эмоции, связанные с чтением поэтических текстов и текстов-описаний в «радуге чувств», объяснять, почему разные чувства обозначены различной цветовой гаммой;

-отслеживать эстетические и нравственные чувства героев прозы, в том числе сказки, делать выводы о том, что идеалы, к которым стремятся герои литературных произведений – это идеалы автора, его ценности, к которым он стремится приобщить читателя;

-различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие;

-предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм;

-строить морально-этическое суждение из 5-6 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения;

-проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других, высказывать собственное мнение без агрессии и раздражения, помня, что более сильным орудием является подтверждение своего мнения аргументами и фактами;

-знать приёмы сохранения зрения и осанки при чтении книги и работы с компьютером;

-пользоваться основными приёмами сбережения зрения и осанки, делать гимнастику для глаз и туловища, следя за своим состоянием усталости;

-предлагать свои способы сохранения зрения и осанки;

-пользоваться изученными приёмами сохранения здоровья в домашних условиях;

-осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

-рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм.

Метапредметные

Регулятивные УУД

-сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);

-коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;

-коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;

-выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;

-фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.

Обучающийся получит возможность научиться*:

-анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

Познавательные УУД

-пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;

-пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя. Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла. Анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника («Рабочей тетради»). Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5-6 предложений;

-осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, басен И.А. Крылова как часть русской национальной культуры;

-осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция, литературный и научно-познавательный текст, басня, художественные ремёсла и народные промыслы;

-проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Перебирать варианты решения нравственной проблемы, поставленной автором в произведении;

-понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого.

Обучающийся получит возможность научиться*:

-фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.);

-делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план.

Коммуникативные УУД

-строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме;

-оформлять 1-2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

-прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова;

-аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.);

-принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;

-вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям. Оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;

Обучающийся получит возможность научиться*:

-выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов. Употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описываемых конфликтную ситуацию;

-находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет. Готовить небольшую презентацию (5-6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.


Предметные

Обучающиеся научатся:

Виды речевой и читательской деятельности

-осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя

-читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;

-ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;

-просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению»;

-осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;

-распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;

-соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста.

Обучающиеся получат возможность научиться*:

-осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

-употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему.

-читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

-понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;

-рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм

-пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).

-осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.

-задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

-делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

-находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;

-пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Обучающиеся научатся:

Творческая деятельность

-читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора;

-пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;

-составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.

Обучающиеся получат возможность научиться*:

-сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой.

-пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.


Обучающиеся научатся:

Литературоведческая пропедевтика

-различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;

-находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий.

-использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

Обучающиеся получат возможность научиться*:

-понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм.

-определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами.

-находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).






СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

п/п

Перечень и название разделов учебного предмета


Кол-во часов

Виды учебной деятельности

I

Вводный


1

В процессе работы над разделом младшим школьникам будут предоставлены возможности для реализации следующих видов деятельности:

-учебное сотрудничество;

-индивидуальная учебная деятельность;

-игровая деятельность;

-творческая и проектная деятельность;

-исследовательская деятельность;

-моделирование;

-выполнение тестовых заданий учебника;

-оценивание своих достижений;

-анализирование информации учебника;

-извлечения из различных источников необходимых сведений;

-аудирование;

-чтение вслух;

-чтение про себя;

-пересказ

II

Самое великое чудо на свете


4

III

Устное народное творчество


15

IV

Люблю природу русскую. Осень.


8

V

Русские писатели


14

VI

О братьях наших меньших

12

VII

Из детских журналов

9

VIII

Люблю природу русскую. Зима

9

IX

Писатели детям

17

X

Я и мои друзья

10

XI

Люблю природу русскую. Весна

9

XII

И в шутку и всерьёз

14

XIII

Литература зарубежных стран

12

XIV

Резервные часы

6


Итого:


140












Содержание тем курса с определением основных видов учебной деятельности



Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч.)


ориентироваться в учебнике;

-соотносить иллюстрации с содержанием;

-знать и применять систему условных обозначений;

-пользоваться словарём в конце учебника



Самое великое чудо на свете (4)




















прогнозировать содержание раздела;

-планировать работу с

произведением на уроке;

-представлять выставку книг;

-ориентироваться в пространстве школьной библиотеки;

-находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу;

-участвовать в коллективном проекте;

-работать в паре и группе над высказываниями великих людей о книге и чтении;

-готовить выступление на заданную тему;

-читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

-находить информацию о старинных книгах из учебника;

-сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении; находить

книге и чтении;

-готовить выступление на заданную тему;

-читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

-находить информацию о старинных книгах из учебника;

-сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении; находить общее и отличия.



Устное народное творчество (15ч.)


прогнозировать содержание раздела;

-читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

-читать с выражением, опираясь на ритм произведения;

-объяснять смысл пословиц;

-придумывать рассказ по пословице;

-сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы;

-находить различия в потешках и прибаутках;

-находить слова,

придумывать рассказ по пословице;

-сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы;

-находить различия в потешках и прибаутках;

-находить слова, которые помогают представить героя произведений УНТ;

-анализировать загадки;

-распределять загадки и пословицы по тематическим группам;

-соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками;

- рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками;

-характеризовать героев сказки;

-рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки);

-соотносить качества с героями сказок;

-придумывать свои собственные сказочные сюжеты;

-исправлять допущенные ошибки при повторном чтении;

-контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои

достижения.

Люблю природу русскую. Осень.

(8ч.)




Русские писатели (14ч.)


прогнозировать содержание раздела;

-читать произведения вслух с постепенным переходом на

чтение про себя, называть волшебные события и предметы в сказках;

-сравнивать авторские и народные произведения;

-отличать басню от стихотворения и рассказа;

-знать особенности басенного текста;

-соотносить пословицы и смысл басенно

называть волшебные события и предметы в сказках;

-сравнивать авторские и народные произведения;

-отличать басню от стихотворения и рассказа;

-знать особенности басенного текста;

-соотносить пословицы и смысл басенного текста;

-характеризовать героев басни с опорой на текст;

-наблюдать за жизнью слов в художественном тексте;

-определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты);

-придумывать собственные эпитеты, создавать на их основе собственные небольшие тексты-описания, тексты-повествования;

- находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения;

-составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение по сказке;

-определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые;

-объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте;

-слушать звуки, переданные в лирическом тексте;

-представлять картины природы;

-воспринимать на слух художественные произведения;

-соотносить пословицы и смысл прозаического текста;

-пересказывать текст подробно, выборочно;

-характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое;

-планировать возможный вариант исправления

допущенных ошибок;

-выбирать книги по авторам и по темам;

-пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения;

-участвовать в проекте, распределять роли, находить нужную информацию, представлять эту информацию в группе.




О братьях наших меньших (12ч.)


прогнозировать содержание раздела;

-планировать работу с произведением;

-выбирать виды деятельности на уроке;

-читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя,

воспринимать на слух прочитанное;

-сравнивать художественный и научно-познавательный тексты;

-сравнивать сказки и рассказы о животных;

-определять последовательность событий;

-составлять план произведения;

-пересказывать подробно по плану произведение;

видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях;

-определять героев произведения, характеризовать их;

-выражать своё собственное отношение к героям;

-давать нравственную оценку поступкам героев;

-планировать возможный вариант исправления

допущенных ошибок;

-выбирать книги по темам и по авторам;

-пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения;

-проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.


Из детских журналов (9ч.)


прогнозировать содержание раздела;

-планировать работу на уроке;

-придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов;

необычными вопросами из детских журналов;

-подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью;

-читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

-воспринимать на слух прочитанное;

-отличать журнал от книги;

-ориентироваться в журнале;

-находить интересные и нужные

статьи в журнале;

-находить нужную информацию по заданной теме;

-участвовать работе пары и группы;

-участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал»; распределять роли; находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой;

-создавать собственный журнал

устно, описывать его оформление;

-придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним;

-рисовать иллюстрации для собственного детского журнала

-писать (составлять) свои рассказы и стихи для детского журнала;

-планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок;

-оценивать свои достижения


Люблю природу русскую. Зима (9ч.)


прогнозировать содержание раздела;

-рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника

соотносить загадки и отгадки;

-читать выразительно, отражая настроение стихотворения;

-воспринимать на слух художественный текст;

-соотносить пословицы с главной мыслью произведения;

-сравнивать произведения разных поэтов на одну тему;

- рисовать словесные картины зимней природы с

опорой на текст стихотворения;

-подбирать музыкальное сопровождение к текстам;

- придумывать свою музыку;

-наблюдать за жизнью слов в художественном тексте;

-чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть;

-понимать особенности были и сказочного текста;

-сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков;

-использовать слова-антонимы для характеристики героев;

-планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок




Писатели детям (17ч.)


прогнозировать содержание раздела;

-читать выразительно, отражая настроение стихотворения

-воспринимать на слух художественный текст;

-определять смысл произведения;

соотносить смысл пословицы с содержанием произведения;

-объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря;

-определять особенности юмористического произведения;

-характеризовать героя, используя слова-антонимы;

-находить слова, которые с

помощью звука помогают представить образ героя произведения;

-рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним;

-выразительно читать юмористические эпизоды из произведения;

-составлять план произведения;

-пересказывать текст подробно на основе плана;

пересказывать текст на основе картинного плана, высказывать своё мнение;

-планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок;

-читать тексты в паре;

-организовывать взаимоконтроль;

-оценивать



Я и мои друзья (10ч.)



прогнозировать содержание раздела;

-читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

-воспринимать на слух художественное произведение;

определять последовательность событий в произведении;

-придумывать продолжение рассказа;

-соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей

-объяснять нравственный смысл рассказов

-объяснять и понимать поступки героев

-понимать авторское отношение к героям и их поступкам

-выразительно читать по ролям

-составлять план рассказа;

-пересказывать по плану

-оценивать свой ответ в соответствии с образцом;

-планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок;

-составлять короткий рассказ на предложенную тему.




Люблю природу русскую. Весна (9ч.)



прогнозировать содержание раздела;

-читать стихотворения, загадки с выражением;

-передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса;

наблюдать за жизнью слова;

-отгадывать загадки;

-соотносить отгадки с загадками;

-сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок;

-представлять картины весенней природы;

-находить слова в стихотворении, которые помогают представить героя;

-объяснять отдельные выражения в лирическом наблюдать за жизнью слова;

-отгадывать загадки;

-соотносить отгадки с загадками;

-сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок;

-представлять картины весенней природы;

-находить слова в стихотворении, которые помогают представить героя;

-объяснять отдельные выражения.



И в шутку и всерьёз (14ч.)




прогнозировать содержание раздела

-планировать виды работ с текстом;

-читать

произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя;

-понимать особенности юмористического произведения;

-анализировать заголовок произведения;

-сравнивать героев произведения;

-характеризовать поступки героев, используя слова с

противоположными значениями;

-восстанавливать последовательность событий на основе вопросов;

-пересказывать подробно на

основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них;

-инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов;

- пересказывать весёлые рассказы;

-придумывать собственные весёлые истории;

-оценивать свой ответ;

-планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок




Литература зарубежных стран (12ч.)





прогнозировать содержание раздела;

-выбирать книгу для самостоятельного чтения;

-читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

-воспринимать на слух художественное произведение;

-сравнивать песенки разных народов с

русскими песенками, находить общее и различия;

-объяснять значение незнакомых слов;

-определять героев произведений;

-сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок;

-давать характеристику героев произведения;

-придумывать окончание сказок;

-сравнивать сюжеты литературных сказок

стран

-составлять план сказки, определять последовательность событий;

-пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказке;

-участвовать в проектной деятельности;

-создавать свои собственные проекты;

-инсценировать литературные сказки зарубежных писателей;

-находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках;




Резервные часы

(2)



-составлять списки книг для чтения летом (с учителем);

-оценивать свой ответ;

-планировать возможный вариант исправления ошибок

-выбирать книгу для самостоятельного чтения;

-читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

-воспринимать на слух художественное произведение;







ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Перечень разделов и тем, последовательность их изучения

Количество часов, необходимое для изучения раздела

Примечания

I

Вводный урок по курсу литературного чтения

1 час


1.1

Знакомство с учебником по литературному чтению.

1


II

Самое великое чудо на свете

4 часа


2.1

Знакомство с названием раздела. Книги, прочитанные летом

1


2.2


Проект «О чём может рассказать школьная библиотека»

1


2.3

Старинные и современные книги. Сравнение книг.

1

презентация

2.4

Высказывания о книгах К.Ушинского, М.Горького, Л.Толстого.

Напутствие читателю Р.Сефа

1


III

Устное народное творчество

15 часов


3.1

Знакомство с названием раздела.


1


3.2

Устное народное творчество. Малые и большие жанры.


1

презентация

3.3

Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа

1


3.4

Русские народные песни

1

презентация

3.5

Потешки и прибаутки – малые жанры устного народного творчества

1


3.6

Считалки и небылицы - малые жанры устного народного творчества

1

презентация

3.7

Загадки - малые жанры устного народного творчества.

1


3.8

Сказки. Русские народные сказки

1

презентация

3.9

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»

1

э/п

3.10

Русская народная сказка

«У страха глаза велики»

1

э/п

3.11

Русская народная сказка

«Лиса и тетерев»


э/п

3.12

Русская народная сказка

«Лиса и журавль»

1

э/п

3.13

Русская народная сказка

«Каша из топора»

1

э/п

3.14

Русская народная сказка

«Гуси-лебеди».

1

э/п

3.15



Оценка достижений

1


IV

Люблю природу русскую. Осень

8 часов


4.1

Знакомство с названием раздела. Осенние загадки. Образ осени в загадках.

1

презентация

4.2

Лирическое стихотворение Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

1

презентация

4.3



Лирические стихотворения К.Бальмонта «Поспевает брусника…», А.Плещеева «Осень наступила…»

1

э/п

4.4

Лирическое стихотворение А.Фета «Ласточки пропали…»

1

презентация

4.5

Лирические стихотворения А.Толстого, С.Есенина, В.Брюсова, И.Токмаковой.

1

э/п

4.6

Сравнение художественного и научно-популярного текстов

1


4.7

Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов


1


4.8



Оценка достижений

1


V

Русские писатели

14 часов


5.1

Знакомство с названием раздела.

А.С.Пушкин – великий русский писатель

1

презентация

5.2

А.С.Пушкин. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса

1

э/п

5.3

Лирические стихотворения А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима! Крестьянин, торжествуя…»

1

э/п

5.4

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок

1

э/п

5.5

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Картины моря в сказке

1


5.6



А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Характеристика героев произведения

1


5.7

И.А.Крылов «Лебедь, Рак и Щука». Структура басни.Сравнение басни и сказки

1

презентация

5.8

И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей». Характеристика героев басни

1

э/п

5.9

Л.Н.Толстой. Басня «Старый дед и внучек».

Нравственный смысл басни.

1

презентация

5.10

Л.Н.Толстой. Рассказ «Филипок». Характеристика героев произведения

1

э/п

5.11

Л.Н.Толстой. Рассказ «Филипок». Подробный пересказ

1


5.12

Л.Н.Толстой. Рассказ «Правда всего дороже». Герои произведений

1

э/п

5.13

Л.Н.Толстой. Рассказ «Котёнок». Характеристика героев произведения

1

э/п

5.14

Оценка достижений

1


VI

О братьях наших меньших

12 часов


6.1

Знакомство с названием раздела.


1



6.2

Н.И. Сладков «Они и мы».

А.Шибаев «Кто кем становится». Заголовок стихотворения

1

презентация

6.3

Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…». Настроение стихотворения


1

э/п

6.4

И.Пивоварова «Жила-была собака…». Приёмы сказочного текста в стихотворениии

1

презентация

6.5

В.Берестов «Кошкин щенок». Заголовок стихотворения. Характер героев

1

э/п

6.6

М.Пришвин «Ребята и утята». Герои рассказа

1

презентация

6.7

М.Пришвин «Ребята и утята». Нравственный смысл поступков

1

э/п

6.8

Е.Чарушин «Страшный рассказ».

Составление плана по опорным словам

1

э/п

6.9

Б. Житков «Храбрый утёнок».

Нравственный смысл поступков

1

презентация

6.10

В. Бианки «Музыкант»

Выборочный пересказ

1

презентация

6.11

В.Бианки «Сова».

Характеристика героев

1

э/п

6.12

Оценка планируемых достижений

1


VII

Из детских журналов

9 часов


7.1

Знакомство с названием раздела. Вопросы из детских журналов

1


7.2

Д.Хармс «Игра».

Ритм стихотворного текста

1

презентация

7.3

Д.Хармс «Вы знаете?

Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с содержанием.

1

э/п

7.4

Д.Хармс, С.Маршак «Весёлые чижи»

1

э/п

7.5

Д.Хармс «Что это было?», Н. Гернер, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог».Настроение стихотворения

1

э/п

7.6



Ю.Владимиров «Чудаки».

Соотнесение названия содержанием стихотворения.

1

э/п

7.7


А.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка».

Соотнесение названия содержанием стихотворения.

1

э/п

7.8

Проект : «Мой любимый детский журнал»

1


7.9

Оценка своих достижений.

1


VIII

Люблю природу русскую. Зима

9 часов


8.1

Знакомство с названием раздела. Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой

1

презентация

8.2

Стихи о первом снеге И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Л.Акима. Настроение стихотворения.

1

э/п

8.3

Лирические стихотворения .И.Тютчева «Чародейкою Зимою…». Авторское отношение к зиме

1

презентация

8.4

Лирические стихотворения С.А.Есенина «Поёт зима, аукает…», «Берёза»

1

э/п

8.5

Русская народная сказка

«Два Мороза». Главная мысль произведения.

1

презентация

8.6

Русская народная сказка

«Два Мороза». Характеристика героев

1

э/п

8.7

С.В.Михалков «Новогодняя быль».

Особенности данного жанра

1

э/п

8.8

Весёлые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьевой.

1

э/п

8.9

Оценка достижений

1


IX

Писатели детям

17 часов


9.1

Знакомство с названием раздела. К.И.Чуковский «Путаница». Приём звукописи

1

презентация

9.2

К.И.Чуковский «Радость». Настроение стихотворения. Рифма

1

э/п

9.3

К.И.Чуковский «Федорино горе». Авторское отношение к изображаемому

1

э/п

9.4

К.И.Чуковский «Федорино горе». Чтение по ролям

1

э/п

9.5

С.Я.Маршак «Кот и лодыри». Герои произведения. Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворении

1

презентация

9.6

С.В.Михалков «Мой секрет». Заголовок. Содержание произведения

1

э/п

9.7

С.В.Михалков «Сила воли». Характеристика героя произведения

1

презентация

9.8

С.В.Михалков «Мой щенок». Деление текста на части

1

э/п

9.9

А.Л.Барто «Верёвочка». Заголовок стихотворения. Настроение

1

презентация

9.10

А.Л.Барто «Мы не заметили жука…», «В школу».

Звукопись как средство создания образа

1

э/п

9.11

А.Л.Барто «Вовка – добрая душа».

Характеристика героя произведения

1

э/п

9.12

Н.Н.Носов «Затейники».

Герои юмористического произведения

1

презентация

9.13

Н.Н.Носов «Живая шляпа».

Герои юмористического произведения. Авторское отношение к ним

1

э/п

9.14

Н.Н.Носов «Живая шляпа».

Подробный пересказ по плану

1

э/п

9.15

Н.Н.Носов «На горке».

Герои юмористического произведения.

1

э/п

9.16

Н.Н.Носов «На горке».

Подробный пересказ на основе картинного плана

1

э/п

9.17

Оценка достижений

1


X

Я и мои друзья

10


10.1

Знакомство с названием раздела. В. Берестов. «За игрой». В. Лунин «Я и Вовка»

1

презентация

10.2

Н.Булгаков «Анна, не грусти!».

Смысл названия рассказа

1

э/п

10.3

Н.Булгаков «Анна, не грусти!».

Соотнесение названия рассказа с пословицей

1

э/п

10.4

Ю.Ермолаев «Два пирожных».

Главная мысль рассказа

1

э/п

10.5

В.Осеева «Волшебное слово». Нравственный смысл поступков

1

презентация

10.6

В.Осеева «Волшебное слово». План рассказа

1

э/п

10.7

В.Осеева «Хорошее».

Соотнесение названия рассказа с пословицей

1

э/п

10.8

В.Осеева «Почему?»

Прогнозирование текста.

1

э/п

10.9

В.Осеева «Почему?»

Устное составление рассказа на тему

1


10.10

Оценка достижений

1


XI

Люблю природу русскую. Весна

9


11.1

Знакомство с названием раздела. Весенние загадки

1

презентация

11.2

Лирические стихотворения

Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится», «Весенние воды».

Приём контраста

1

э/п

11.3

Лирические стихотворения

А.Н.Плещеева «Весна», «Сельская песенка». Настроение

1

э/п

11.4

Лирические стихотворения

А.А.Блока «На лугу», С.Я.Маршака «Снег теперь уже не тот…»

1

презентация

11.5

И.А.Бунин «Матери».

Работа над выразительным чтением

1

э/п

11.6

А.Н.Плещеев «В бурю»,

Е.А.Благинина «Посидим в тишине».

Формулировка вопросов по содержанию.

1

презентация

11.7

Э.Э.Мошковская «Я маму мою обидел».

Настроение стихотворения

С. Васильев «Белая берёза».


1

э/п

11.8

Проект «Создание газеты: 9 мая - День Победы», «Подготовка экскурсии к памятнику славы»



1

презентация

11.9

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

«Люблю природу русскую! Весна»

1


XII

И в шутку и всерьёз

14


12.1

Знакомство с названием раздела.

Б. Заходер «Товарищам детям». Главная мысль произведения

1

презентация

12.2

Б.В.Заходер «Что красивей всего?» Анализ заголовка. Инсценирование

1

э/п

12.3

Б.В.Заходер «Песенки Винни-Пуха».

Интонация. Ритм

1

презентация

12.4

Б.В.Заходер «Песенки Винни-Пуха».

Интонация. Ритм

1


12.5

Э.Н.Успенский «Чебурашка».

Составление плана.

Пересказ по вопросам

1

презентация

12.6

Э.Н.Успенский «Чебурашка».

Пересказ текста на основе плана

1

э/п

12.7

Э.Н.Успенский «Если был бы я девчонкой..», «Над нашей квартирой», «Память»

1


12.8

В.Д.Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»


1

презентация

12.9

И.П.Токмакова «Плим», «В чудной стране». Ритм стихотворения

1


12.10

Г.Б.Остер «Будем знакомы».

Особое отношение к героям юмористического текста

1


12.11

Г.Б.Остер «Будем знакомы». Восстановление последовательности текста по вопросам

1

презентация

12.12

В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным».

Составление плана

1

Презентация

э/п

12.13

В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным». Пересказ на основе вопросов

1


12.14

Оценка планируемых достижений



XIII

Литература зарубежных стран

12


13.1

Знакомство с названием раздела. Выставка книг

1


13.2

Американская народная песенка "Бульдог по кличке Дог " в переводе Л.Яхнина

1

э/п

13.3

Английские народные песенки в переводе С.Маршака и К.Чуковского.

1

э/п

13.4

Французская и немецкая народные песенки.

Сравнение русских и зарубежных песенок

1


13.5

Шарль Перро «Кот в сапогах».

Сравнение героев русских и зарубежных сказок


1

презентация

13.6

Шарль Перро «Кот в сапогах».

Выборочный пересказ. Составление вопросов по содержанию сказки

1


13.7

Шарль Перро «Красная Шапочка».

Творческий пересказ: дополнение содержания сказки

1

э/п

13.8

Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине».

Герои сказки. Составление диалогов

1

презентация

13.9

Э.Хогарт «Мафин и паук».

Подробный пересказ по плану

1

э/п

13.10

Э.Хогарт «Мафин и паук».

Соотнесение смысла сказки с русской пословицей.

1


13.11

Проект «Подготовка выставки книг «Мой любимый писатель-сказочник», «Создание справочника «Зарубежные писатели - детям»

2


13.12

Оценка достижений

1


XIV

РЕЗЕРВНЫЕ ЧАСЫ

5



Проект «Подготовка списка книг для прочтения летом»

2



Выставка и обзор любимых книг

3



Итого уроков:

140



































5