СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Музыка" (ФГОС 2-5 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Музыка" составлена на основе примерной программы, включённой в содержательный раздел примерной  адаптированной основной образовательной программы образования в соответсвии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и в соответствии с авторской программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы, Москва, "Просвещение", 2011 год, автор И.А.Буравлёва.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Музыка" (ФГОС 2-5 класс)»


Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Музыка» составлена на основе примерной программы по музыке, включённой в содержательный раздел примерной адаптированной основной образовательной программы образования в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) и в соответствии с авторской программой специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы, Москва, «Просвещение», 2011 год, 5-9 классы, Москва, «Просвещение», 2010 год; автор И.А.Буравлёва.


Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

1. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 19.15.2014 г. №1598 «Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

2.Приказ Министерства образования Российской Федерации от 19.15.2014г. № 1599 «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3.Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.03.2016г. № ВК-452/07).

4.Рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, (разработанные ГБОУ ИРО Краснодарского края и рекомендованные к использованию решением учебно-методического объединения в системе общего образования Краснодарского края – протокол № 2 от 14.04.2016г.)

5.Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253)

6. Учебный план ГБОУ школы-интерната пгт.Ильского на 2016-2017 учебный год.

7. Положение о рабочих программах учебных предметов в ГБОУ школе-интернате пгт. Ильского.


«Музыка» - учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности.


Цель: Приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.


Задачи учебного предмета «Музыка»:

-накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями).

-приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др.

-развитие способностей получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкальной деятельности.

-формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника.

-развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.


Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается композиционностью, игровой направленностью, эмоциональной дополнительностью используемых методов. Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности.


Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа по предмету «Музыка» для I – V классов разработана с учётом особенностей познавательной деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии и способствует их умственному развитию; содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня знаний, который необходим им для социальной адаптации.

Распределение изучаемого материала с I – V класс представлено концентрически с учетом познавательных, возрастных и коммуникативных возможностей учащихся. Материалы разделов «Пение», «Слушание музыки», «Элементы музыкальной грамоты», «Игра на музыкальных инструментах детского оркестра» распределены по урокам на весь учебный год. Частично учебный материал дополнен резервом из раздела «Дополнительный материал».

Посредством музыкальной деятельности дети накапливают свой собственный музыкальный опыт, из которого постепенно формируются и собственные музыкальные потребности детей, расширяется их кругозор, появляется определённый музыкальный вкус. Участие детей с нарушением интеллекта в художественной деятельности даёт им нравственный и эстетический опыт и укрепляет их веру в собственные силы.


Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом образовательного учреждения учебный предмет "Музыка" изучается в 1 классе по 2 часа в неделю, со 2 по 5 класс – по 1 часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 202 часа.


2 класс


3 класс

4 класс

5 класс

Всего

34 ч

34 ч

34ч

34 ч

136 ч


Базовые учебные действия

Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью реализуется в процессе всего школьного обучения.

Задачи:

-формирование мотивационных компонентов учебной деятельности;

-овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

-развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать её результаты в опоре на организационную деятельность педагога.

2 класс

Личностные учебные действия:

-осознание себя, как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением.

– положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию;

Коммуникативные учебные действия:

-вступать в контакт и работать в коллективе;

-использование принятых ритуалов социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-обращаться за помощью и принимать помощь;

-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;

-сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Регулятивные учебные действия:

-входить и выходить из учебного помещения со звонком;

-ориентироваться в пространстве учебного помещения;

-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

-работать с учебными принадлежностями;

-адекватно использовать ритуалы школьного поведения.

Познавательные учебные действия:

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами заместителями.

Предметные учебные действия:

-знать высокие и низкие, долгие и короткие звуки;

-знать музыкальные инструменты и их звучание (орган, арфа, флейта);

-дифференцировать части песни;

-определять разные по характеру музыкальные произведения;

-петь с инструментальным сопровождением и без сопровождения;

-познакомиться с приёмами игры на музыкальных инструментах детского оркестра;

-различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении.

3 класс

Личностные учебные действия:

-осознание себя, как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением.

– положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию;

-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;

Коммуникативные учебные действия:

-вступать в контакт и работать в коллективе;

-использование принятых ритуалов социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-обращаться за помощью и принимать помощь;

-сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

Регулятивные учебные действия:

-адекватно использовать ритуалы школьного поведения;

-ориентироваться в пространстве учебного помещения;

-пользоваться учебной мебелью;

-работать с учебными принадлежностями;

-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

Познавательные учебные действия:

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-устанавливать видо-родовые отношения предметов;

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами заместителями;

Предметные учебные действия:

-иметь представление о музыкальной форме;

-дифференцировать части музыкального произведения;

-выделять мелодию в песне и инструментальном произведении;

-знать музыкальные инструменты и их звучание (виолончель, саксофон, балалайка);

-распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками;

-сохранять правильное формирование гласных и округлое звучание при пении в разных регистрах;

- использовать навыки игры на музыкальных инструментах детского оркестра.

4 класс

Личностные учебные действия:

-осознание себя, как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением.

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

– положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию;

-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;

-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

Коммуникативные учебные действия:

-вступать в контакт и работать в коллективе;

-использование принятых ритуалов социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту;

-сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.

-договариваться и изменять своё поведение в соответствии с объективным мнением большинства конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

-адекватно использовать ритуалы школьного поведения;

-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов.

Познавательные учебные действия:

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-устанавливать видо-родовые отношения предметов;

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами заместителями;

-наблюдать, работать с информацией.

Предметные учебные действия:

-самостоятельно исполнять выученные песни;

-иметь представление о значении динамических оттенков;

-знать музыкальные инструменты и их звучание (домра, гармонь, трещотка, деревянные ложки);

-соблюдать особенности мелодического голосоведения (плавно,отрывисто, скачкообразно);

-петь хором, выполняя требования художественного исполнения;

-отчётливо произносить текст в медленном и умеренном темпе;

-выразительно исполнять песни, контролировать качество пения;

-уверенно использовать навыки игры на музыкальных инструментах детского оркестра.

5 класс

Личностные учебные действия:

-адекватно эмоционально откликаться на произведения музыки и искусства;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

-испытывать чувство гордости за свою страну;

-гордиться школьными успехами и достижениями как собственных, так и своих товарищей;

– положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию;

-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;

-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной ролей.

Коммуникативные учебные действия:

-вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия;

-слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту;

-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

-договариваться и изменять своё поведение в соответствии с объективным мнением большинства конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

-принимать и сохранять цели и задачи типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

-осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность;

Познавательные учебные действия:

-использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями применять начальные сведения о сущности особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета и для решения познавательных и практических задач.

-использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные учебные действия:

-иметь представление о нотной записи, графическом изображении нот на нотном стане;

-знать длительности нот;

-чётко выдерживать ритмический рисунок произведения;

-знать музыкальные инструменты и их звучание;

-соблюдать особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);

-петь хором, выполняя требования художественного исполнения;

-уметь правильно формировать гласные и согласные звуки при пении;

-выразительно исполнять песни, контролировать качество пения;

-уверенно использовать навыки игры на музыкальных инструментах детского оркестра;

-самостоятельно исполнять выученные песни.


Содержание учебного предмета

В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объёме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра.

Основные разделы программы: «Пение», «Слушание музыки», «Элементы музыкальной грамоты», «Игра на музыкальных инструментах детского оркестра».

Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений.

2 класс

Пение

Вокально-хоровая работа

Закрепление навыков певческой установки. Пение в диапазоне До1-До2 с мягкой атакой звука. Формирование вокально-хоровых навыков. Развитие навыков правильного певческого дыхания. Певческое дыхание в песнях разного характера. Работа над интонацией. Работа над дикцией. Выразительное и осмысленное пение выученных песен. Выравнивание звучания на всём диапазоне. Одновременное начало и окончание пения.

Формирование элементарных музыкальных навыков

Развитие слухового внимания при пении в унисон. Развитие слухового внимания и чувства ритма. Постановка артикуляционных звуков. Понимание дирижерских жестов. Развитие артикуляции: правильное произношение гласных и согласных звуков. Ритмический рисунок в песне с сопровождением и без сопровождения.

Слушание музыки

Восприятие музыки

Осмысленное и внимательное слушание музыки. П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков». Л.Боккерини «Менуэт». С.Прокофьев «Марш», Ю.Чичков «Волшебный цветок».

Развитие музыкально-слуховых представлений

Ознакомление с пением хором и соло. Умение различать вступление, проигрыш, запев, припев, окончание в песне. Умение определять разные по характеру музыкальные произведения. Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: (орган, арфа, флейта).

Элементы музыкальной грамоты

Ознакомление с высотой и длительностью звука.

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

Знакомство с ударно-шумовыми инструментами: маракасы, румба, бубен, треугольник, металлофон. Определение сильной доли такта. Приёмы игры на музыкальных инструментах детского оркестра.

3 класс

Пение

Вокально-хоровая работа

Соблюдение при пении правильной певческой установки. Быстрый вдох в отрывистых и подвижных песнях. Правильное распределение дыхания при исполнении напевных песен. Пение с мягкой атакой звука. Чистое интонирование песни. Правильное формирование гласных и чёткое произношение согласных звуков. Работа над выравниванием звучания на всём диапазоне. Умение правильно формировать гласные при пении. Сохранение округлого звучания при пении в разных регистрах; Певческое дыхание в разнохарактерных песнях.

Формирование элементарных музыкальных навыков

Пение с использованием динамических оттенков. Пение с сопровождением и без сопровождения. Пение звукоряда вверх и вниз. Развитие музыкального ритма. Работа над чистотой интонирования. Формирование гласных при пении двух звуков на один слог. Выразительное исполнение выученных песен.

Слушание музыки

Восприятие музыки

Расширение кругозора учащихся. Формирование слушательской культуры. В.Моцарт «Аллегро», П.Чайковский «Вальс цветов».

Развитие музыкально-слуховых представлений

Умение различать мелодию и сопровождение в песне. Знакомство с инструментами и их звучанием: саксофон, виолончель, балалайка. Определение характера и жанра музыкальных произведений. Умение различать части музыкального произведения. Представление о способах исполнения произведения: легато, стаккато. Дж.Бизе «Ария Тореадора» из оперы «Кармен».

Элементы музыкальной грамоты

Представление о форме музыкального произведения. Определение сильной доли такта. Представление о нотной записи.

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

Основные приёмы игры на музыкальных инструментах детского оркестра. Исполнение простейших мелодий на металлофоне.

4 класс

Пение

Вокально-хоровая работа

Работа над кантиленой. Ясное произношение текста в песнях подвижного характера. Слаженное пение хором и сольно. Работа над чистотой унисона. Выразительное исполнение выученных песен. Правильное формирование гласных и согласных звуков при пении. Развитие устойчивости унисона. Работа над артикуляцией. Работа над художественным образом песни. Соблюдение темпа и ритма песни.

Формирование элементарных музыкальных навыков

Развитие умения петь песни без сопровождения. Определение направления мелодии. Особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно). Применение навыков певческого дыхания. Расширение певческого диапазона. Развитие музыкального слуха и чувства ритма.

Слушание музыки

Восприятие музыки

Сказочные сюжеты в музыке. Н.Римский-Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила». Э.Григ «В пещере горного короля. Шествие гномов». Расширение кругозора учащихся. П.Чайковский «Баба Яга» из «Детского альбома».

Развитие музыкально-слуховых представлений

Формирование музыкально-слуховых представлений. Характерные особенности маршей. Народные инструменты: домра, баян, гармонь, деревянные ложки. Звучание и состав народного оркестра. Идейное и художественное содержание патриотических песен. Отличия вокальной и инструментальной музыки.

Элементы музыкальной грамоты

Графическое изображение нот. Использование музыкальной терминологии.

Определение сильной доли по слуху.

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

Основные приёмы игры на музыкальных инструментах детского оркестра. Исполнение простейших мелодий на металлофоне. Ритмический рисунок в шумовом оркестре.

5 класс

Пение

Вокально-хоровая работа

Пение в диапазоне Си-Ре2. Опевание звуков и интервалов. Исполнение одноголосных песен мягким звуком. Ясное произношение текста песен. Чистота интонирования в более сложных песнях. Пение продолжительных фраз на одном дыхании. Твёрдая атака звука, как изобразительный приём. Равномерное распределение дыхания в медленных песнях. Выразительное исполнение выученных песен хором и сольно. Особенности мелодического голосоведения.

Формирование элементарных музыкальных навыков

Развитие навыков певческого дыхания. Развитие навыков пения с разнообразной окраской звука. Умение разбить мелодию на музыкальные фразы. Работа над звуковедением. Пение звукоряда. Самостоятельное исполнение песни. Работа над развитием музыкально-ритмического слуха.

Слушание музыки

Восприятие музыки

Осмысленное прослушивание музыкального произведения. Тематические и патриотические песни. Знакомство с творчеством композиторов: Д.Шостакович, И.Бах, В.Моцарт, С.Прокофьев. А.Пахмутова.

Развитие музыкально-слуховых представлений

Определение жанра и частей музыкальных произведений. Развитие кругозора и музыкального вкуса. Самостоятельное определение музыкальных произведений и их авторов по слуху. Самостоятельное определение звучания музыкальных инструментов по слуху. Состав и звучание симфонического и народного оркестра.

Элементы музыкальной грамоты

Самостоятельное изображение нот на нотном стане. Самостоятельно нахождение нот на нотном стане. Добавочные линейки, скрипичный ключ. Запись нот на линейках и между ними.

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

Исполнение ритмической основы на музыкальных инструментах детского оркестра. Шумовой оркестр и классическая музыка.


Тематическое планирование


2 класс (34ч)


п/п

Разделы программы, темы

Кол-во часов

Основное содержание по темам

Основные виды учебной деятельности



Пение

20




Вокально-хоровая работа


10

Закрепление навыков певческой установки. Пение в диапазоне До1-До2 с мягкой атакой звука. Формирование вокально-хоровых навыков. Развитие навыков правильного певческого дыхания. Певческое дыхание в песнях разного характера. Работа над интонацией. Работа над дикцией. Выразительное и осмысленное пение выученных песен. Выравнивание звучания на всём диапазоне. Одновременное начало и окончание пения.

Уметь соблюдать певческую установку при пении.

Правильно выполнять упражнения для певческого дыхания в разнохарактерных песнях.

Выразительно и осмысленно исполнять выученные песни.

Одновременно начинать и заканчивать пение.

Формирование элементарных музыкальных навыков


10

Развитие слухового внимания при пении в унисон. Развитие слухового внимания и чувства ритма. Постановка артикуляционных звуков. Понимание дирижерских жестов. Развитие артикуляции: правильное произношение гласных и согласных звуков. Ритмический рисунок в песне с сопровождением и без сопровождения.

Быть внимательными при выполнении упражнений и пении в унисон.

Понимать дирижёрские жесты.

Следить за правильностью произношения гласных и согласных звуков.

Удерживать ритмический рисунок песни.

2


Слушание музыки

8









Восприятие музыки


4

Осмысленное и внимательное слушание музыки. П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков». Л.Боккерини «Менуэт». С.Прокофьев «Марш», Ю.Чичков «Волшебный цветок».

Уметь осмысленно и внимательно слушать музыку.

Быть готовым к эстетическому восприятию искусства.



Развитие музыкально-слуховых представлений


4

Ознакомление с пением хором и соло. Умение различать вступление, проигрыш, запев, припев, окончание в песне. Умение определять разные по характеру музыкальные произведения. Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: (орган, арфа, флейта).

Определять звучание хора и солиста.

Определять

разные по характеру музыкальные произведения.

Знать музыкальные инструменты и их звучание.

3

Элементы музыкальной грамоты

2

Ознакомление с высотой и длительностью звука.

Слышать высоту и понимать длительность звука.

4

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

4

Знакомство с ударно-шумовыми инструментами: маракасы, румба, бубен, треугольник, металлофон. Определение сильной доли такта. Приёмы игры на музыкальных инструментах детского оркестра.

Знать ударно-шумовые инструменты.

Определять и исполнять сильную долю такта на музыкальных инструментах детского оркестра.


3 класс (34ч)


п/п

Разделы программы, темы

Кол-во часов

Основное содержание по темам

Основные виды учебной деятельности



Пение

18




Вокально-хоровая работа


10

Соблюдение при пении правильной певческой установки. Быстрый вдох в отрывистых и подвижных песнях. Правильное распределение дыхания при исполнении напевных песен. Пение с мягкой атакой звука. Чистое интонирование песни. Правильное формирование гласных и чёткое произношение согласных звуков. Работа над выравниванием звучания на всём диапазоне. Умение правильно формировать гласные при пении. Сохранение округлого звучания при пении в разных регистрах; Певческое дыхание в разнохарактерных песнях.

Уметь соблюдать певческую установку при пении.

Правильно выполнять упражнения для певческого дыхания в разнохарактерных песнях.

Выразительно и осмысленно исполнять выученные песни.

Одновременно начинать и заканчивать пение.

Формирование элементарных музыкальных навыков


8

Пение с использованием динамических оттенков. Пение с сопровождением и без сопровождения. Пение звукоряда вверх и вниз. Развитие музыкального ритма. Работа над чистотой интонирования. Формирование гласных при пении двух звуков на один слог. Выразительное исполнение выученных песен.

Быть внимательными при выполнении упражнений и пении в унисон.

Понимать дирижёрские жесты.

Следить за правильностью произношения гласных и согласных звуков.

Удерживать ритмический рисунок песни.

2


Слушание музыки

10









Восприятие музыки


4

Расширение кругозора учащихся. Формирование слушательской культуры. В.Моцарт «Аллегро», П.Чайковский «Вальс цветов».




Уметь культурно себя вести при слушании музыки.

Быть готовым к эстетическому восприятию искусства.



Развитие музыкально-слуховых представлений


6

Умение различать мелодию и сопровождение в песне. Знакомство с инструментами и их звучанием: саксофон, виолончель, балалайка. Определение характера и жанра музыкальных произведений. Умение различать части музыкального произведения. Представление о способах исполнения произведения: легато, стаккато. Дж.Бизе «Ария Тореадора» из оперы «Кармен».

Определять звучание хора и солиста.

Определять

разные по характеру музыкальные произведения.

Знать музыкальные инструменты и их звучание.


3

Элементы музыкальной грамоты

3

Представление о форме музыкального произведения. Определение сильной доли такта. Представление о нотной записи.

Слышать высоту и понимать длительность звука.

4

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

3

Основные приёмы игры на музыкальных инструментах детского оркестра. Исполнение простейших мелодий на металлофоне.


Знать ударно-шумовые инструменты.

Определять и исполнять сильную долю такта на музыкальных инструментах детского оркестра.


4класс (34ч)


п/п

Разделы программы, темы

Кол-во часов

Основное содержание по темам

Основные виды учебной деятельности



Пение

18




Вокально-хоровая работа


10

Работа над кантиленой. Ясное произношение текста в песнях подвижного характера. Слаженное пение хором и сольно. Работа над чистотой унисона. Выразительное исполнение выученных песен. Правильное формирование гласных и согласных звуков при пении. Развитие устойчивости унисона. Работа над артикуляцией. Работа над художественным образом песни. Соблюдение темпа и ритма песни.

Уметь правильно произносить текст

в разнохарактерных песнях.

Уметь петь хором и сольно.

Следить за чистотой интонации при пении.

Соблюдать темп и ритм песни.


Формирование элементарных музыкальных навыков


8

Развитие умения петь песни без сопровождения. Определение направления мелодии. Особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно). Применение навыков певческого дыхания. Расширение певческого диапазона. Развитие музыкального слуха и чувства ритма.

Быть внимательными при пении без сопровождения.

Понимать особенности мелодического голосоведения.

Удерживать ритмический рисунок песни.

2


Слушание музыки

10









Восприятие музыки


4

Сказочные сюжеты в музыке. Н.Римский-Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила». Э.Григ «В пещере горного короля. Шествие гномов».

Расширение кругозора учащихся. П.Чайковский «Баба Яга» из «Детского альбома».

Уметь осмысленно и внимательно слушать музыку.

Быть готовым к эстетическому восприятию искусства.




Развитие музыкально-слуховых представлений


6

Формирование музыкально-слуховых представлений. Характерные особенности маршей. Народные инструменты: домра, баян, гармонь, деревянные ложки. Звучание и состав народного оркестра. Идейное и художественное содержание патриотических песен. Отличия вокальной и инструментальной музыки.

Определять по характеру музыкальные произведения.

Знать народные инструменты.

Слышать и понимать идейное содержание маршей, патриотических песен.

Различать вокальные и инструментальные произведения.

3

Элементы музыкальной грамоты

3

Графическое изображение нот. Использование музыкальной терминологии.

Определение сильной доли по слуху.

Знать графическое изображение нот. Уметь высказываться о музыке грамотным языком.

Определять сильную долю по слуху.

4

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

3

Основные приёмы игры на музыкальных инструментах детского оркестра. Исполнение простейших мелодий на металлофоне. Ритмический рисунок в шумовом оркестре.


Знать основные приёмы игры на музыкальных инструментах детского оркестра.

Применять навыки игры на металлофоне.


5 класс (34ч)


п/п

Разделы программы, темы

Кол-во часов

Основное содержание по темам

Основные виды учебной деятельности



Пение

18




Вокально-хоровая работа


10

Пение в диапазоне Си1-Ре2. Опевание звуков и интервалов. Исполнение одноголосных песен мягким звуком. Ясное произношение текста песен. Чистота интонирования в более сложных песнях. Пение продолжительных фраз на одном дыхании. Твёрдая атака звука, как изобразительный приём. Равномерное распределение дыхания в медленных песнях. Выразительное исполнение выученных песен хором и сольно. Особенности мелодического голосоведения.

Петь в диапазоне Си1-Ре 2.

Уметь опевать звуки, интервалы.

Следить за ясным произношением текста песен.

Уметь интонировать в более сложных песнях.

Правильно распределять дыхание в продолжительных фразах и медленных песнях.

Уметь выразительно петь хором и сольно.

Понимать особенности мелодического голосоведения.

Формирование элементарных музыкальных навыков


8

Развитие навыков певческого дыхания. Развитие навыков пения с разнообразной окраской звука. Умение разбить мелодию на музыкальные фразы. Работа над звуковедением. Пение звукоряда. Самостоятельное исполнение песни. Работа над развитием музыкально-ритмического слуха.

Уметь контролировать дыхание при пении с разнообразной окраской звука.

Уметь самостоятельно разбить мелодию на музыкальные фразы.

Уметь выразительно исполнить выученную песню.

Быть внимательными при пении без сопровождения.

2


Слушание музыки

10









Восприятие музыки


4

Осмысленное прослушивание музыкального произведения. Тематические и патриотические песни. Знакомство с творчеством композиторов: Д.Шостакович, И.Бах, В.Моцарт, С.Прокофьев. А.Пахмутова.


Уметь осмысленно и внимательно слушать музыку.

Осознавать идейное содержание тематических и патриотических песен.

Знать фамилии композиторов и их музыкальные произведения.



Развитие музыкально-слуховых представлений


6

Определение жанра и частей музыкальных произведений. Развитие кругозора и музыкального вкуса. Самостоятельное определение музыкальных произведений и их авторов по слуху. Самостоятельное определение звучания музыкальных инструментов по слуху. Состав и звучание симфонического и народного оркестра.

Самостоятельно определять жанр и части музыкальных произведений.

Самостоятельно определять музыкальные произведения и их авторов по слуху.

Знать музыкальные инструменты симфонического и народного оркестра.

3

Элементы музыкальной грамоты

4

Самостоятельное изображение нот на нотном стане. Самостоятельно нахождение нот на нотном стане. Добавочные линейки, скрипичный ключ. Запись нот на линейках и между ними.

Уметь самостоятельно записать ноты и скрипичный ключ на нотном стане.

Уметь высказываться о музыке грамотным языком.

4

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

2

Исполнение ритмической основы на музыкальных инструментах детского оркестра. Шумовой оркестр и классическая музыка.


Знать основные приёмы игры на музыкальных инструментах детского оркестра.

Применять навыки игры под аккомпанемент классических пьес.



Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Печатные пособия

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, «Просвещение» 2013 г. под редакцией В.В.Воронковой.

  2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой; раздел «Музыка» И. А. Буравлева. Москва «Просвещение» 2011 год.

  3. П.И. Чайковский «Детский альбом». Ред. К. Сорокина .1980 г.

Экранно-звуковые пособия

1.Аудиозаписи музыкальных произведений в исполнении детских хоров, народного и симфонического оркестра.

2.Видеозаписи музыкальных фильмов, фрагментов опер и балетов, выступлений творческих коллективов.

Технические средства обучения

1.Мультимедийный комплекс.

2.Музыкальная аппаратура.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1.Набор музыкальных инструментов детского оркестра.

Натуральные объекты

1. Флажки.

2. Ленты.

3.Игрушки зверей.

4.Перчаточные куклы.

Демонстрационные пособия

1. Комплект портретов русских и зарубежных композиторов

2. Дидактический материал «Волшебная шкатулка».

2. Дидактический материал «Музыкальное домино».

3. Ноты.

Музыкальные инструменты

1.Фортепиано.

2.Аккордеон.









СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания МО учителей Заместитель директора по УВР

______________Суворова Т.Н

от _______________ № _____ Ф.И.О. ____________20____года