Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету « Музыка» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, «Просвещение» 2013 г. под редакцией В.В.Воронковой и дополнена материалом из авторской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение» 2011 г. под редакцией И.М.Бгажноковой.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
1. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 19.15.2014 г. №1598 «Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
2.Приказ Министерства образования Российской Федерации от 19.15.2014г. № 1599 «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3.Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.03.2016г. № ВК-452/07).
4.Рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, (разработанные ГБОУ ИРО Краснодарского края и рекомендованные к использованию решением учебно-методического объединения в системе общего образования Краснодарского края – протокол № 2 от 14.04.2016г.)
5.Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253)
6. Учебный план ГБОУ школы-интерната пгт.Ильского на 2016-2017 учебный год.
7. Положение о рабочих программах учебных предметов в ГБОУ школе-интернате пгт. Ильского.
«Музыка» - учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности.
Цель: Приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи учебного предмета «Музыка»:
-накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями).
-приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др.
-развитие способностей получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкальной деятельности.
-формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника.
-развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается композиционностью, игровой направленностью, эмоциональной дополнительностью используемых методов. Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по предмету «Музыка» для I – V классов разработана с учётом особенностей познавательной деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии и способствует их умственному развитию; содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня знаний, который необходим им для социальной адаптации.
Распределение изучаемого материала с I – V класс представлено концентрически с учетом познавательных, возрастных и коммуникативных возможностей учащихся. Материалы разделов «Пение», «Слушание музыки», «Элементы музыкальной грамоты», «Игра на музыкальных инструментах детского оркестра» распределены по урокам на весь учебный год. Частично учебный материал дополнен резервом из раздела «Дополнительный материал».
Посредством музыкальной деятельности дети накапливают свой собственный музыкальный опыт, из которого постепенно формируются и собственные музыкальные потребности детей, расширяется их кругозор, появляется определённый музыкальный вкус. Участие детей с нарушением интеллекта в художественной деятельности даёт им нравственный и эстетический опыт и укрепляет их веру в собственные силы.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом образовательного учреждения на этапе основного общего образования учебный предмет "Музыка" изучается в 1 классе по 2 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 66 ч.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью реализуется в процессе всего школьного обучения.
Задачи:
-формирование мотивационных компонентов учебной деятельности;
-овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
-развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать её результаты в опоре на организационную деятельность педагога.
1 класс
Личностные учебные действия
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
–положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию;
Коммуникативные учебные действия:
-вступление в контакт и работа в коллективе;
-использование принятых ритуалов социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-обращение за помощью и принятие помощи;
-сотрудничество со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Регулятивные учебные действия:
-входить и выходить из учебного помещения со звонком;
-ориентироваться в пространстве учебного помещения;
-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
-адекватно использовать ритуалы школьного поведения.
Познавательные учебные действия:
-выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
-пользоваться знаками, символами, предметами заместителями;
Предметные учебные действия:
-знать музыкальные инструменты и их звучание (труба, барабан, гитара, металлофон);
-различать песню, танец и марш;
-различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание в песне;
-определять разные по содержанию и характеру музыкальные произведения;
-петь с инструментальным сопровождением в диапазоне Ре1-Си1;
-одновременно начинать и заканчивать пение с простейшими элементами динамических оттенков.
Содержание учебного предмета
В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объёме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра.
Основные разделы программы: «Пение», «Слушание музыки», «Элементы музыкальной грамоты», «Игра на музыкальных инструментах детского оркестра».
Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений.
1 класс (66ч)
Пение (35ч)
Вокально-хоровая работа(17)
Обучение певческой установке. Формирование вокально-хоровых навыков. Работа над напевным звучанием в песнях плавного характера. Пение в диапазоне Ре1-Си1. Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива. Активизация внимания к единой правильной интонации. Развитие умения петь лёгким звуком песни подвижного характера. Развитие понимания содержания песни на основе текста и мелодии. Развитие артикуляции: правильное формирование гласных и согласных звуков. Понимание дирижёрских жестов.
Формирование элементарных музыкальных навыков(18)
Формирование навыков певческого дыхания. Развитие навыков пения в унисон. Развитие слухового внимания. Развитие умения слышать вступление в песне. Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях. Умение одновременно начинать и заканчивать пение. Развитие умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы. Отработка навыков экономного выдоха. Развитие понимания содержания песни на основе характера её мелодии. Выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с элементами динамических оттенков.
Слушание музыки (21ч)
Восприятие музыки (9)
Умение спокойно и внимательно прослушивать музыку. Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера. Представление о жанрах: песня, танец, марш. Знакомство с творчеством композитора.
Развитие музыкально-слуховых представлений(12)
Развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению. Развитие умения различать части песни: вступление, запев, припев, проигрыш, окончание в песне. Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: фортепиано, скрипка, баян, гитара, труба. Определение характера и жанра музыкальных произведений. Ознакомление с различными темпами.
Элементы музыкальной грамоты(2)
Ознакомление с высотой и длительностью звука. Ознакомление с динамическими особенностями музыки: громко, тихо.
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра(8)
Знакомство с ударно-шумовыми инструментами: маракасы, румба, бубен, треугольник, металлофон. Развитие навыков игры на музыкальных инструментах. Определение сильной доли такта.
Тематическое планирование
1 класс (66 ч)
№п/п | Разделы программы, темы | Кол-во часов | Основное содержание по темам |
1 | Пение | 35 | |
| Вокально-хоровая работа | 17 | Обучение певческой установке. Формирование вокально-хоровых навыков. Работа над напевным звучанием в песнях плавного характера. Пение в диапазоне Ре1-Си1. Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива. Активизация внимания к единой правильной интонации. Развитие умения петь лёгким звуком песни подвижного характера. Развитие понимания содержания песни на основе текста и мелодии. Развитие артикуляции: правильное формирование гласных и согласных звуков. Понимание дирижёрских жестов. |
Формирование элементарных музыкальных навыков | 18 | Формирование навыков певческого дыхания. Развитие навыков пения в унисон. Развитие слухового внимания. Развитие умения слышать вступление в песне. Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях. Умение одновременно начинать и заканчивать пение. Развитие умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы. Отработка навыков экономного выдоха. Развитие понимания содержания песни на основе характера её мелодии. Выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с элементами динамических оттенков. |
2 | Слушание музыки | 21 | |
| Восприятие музыки | 9 | Умение спокойно и внимательно прослушивать музыку. Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера. Представление о жанрах: песня, танец, марш. Знакомство с творчеством композиторов: И.Бах, П.Чайковский, В.Шаинский. |
Развитие музыкально-слуховых представлений | 12 | Развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению. Развитие умения различать части песни: вступление, запев, припев, проигрыш, окончание в песне. Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: фортепиано, скрипка, баян, гитара, труба. Определение характера и жанра музыкальных произведений. Ознакомление с различными темпами. |
3 | Элементы музыкальной грамоты | 2 | Ознакомление с высотой и длительностью звука. Ознакомление с динамическими особенностями музыки: громко, тихо. |
4 | Игра на музыкальных инструментах детского оркестра | 8 | Знакомство с ударно-шумовыми инструментами: маракасы, румба, бубен, треугольник, металлофон. Развитие навыков игры на музыкальных инструментах. Определение сильной доли такта. |
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Печатные пособия |
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, «Просвещение» 2013 г. под редакцией В.В.Воронковой. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой; раздел «Музыка» И. А. Буравлева. Москва «Просвещение» 2011 год. Т.Юрченко «Эмоциональный опыт ребёнка в познании искусства», метод. пособие, Краснодар 2002г. «Пение. Слушание музыки». Д. Кабалевский . 2003 г. П.И. Чайковский «Детский альбом». Ред. К. Сорокина .1980 г. О.П. Радынова. «Слушаем музыку». М., Просвещение . 1990 г. Ю. Зацарный. «Русские народные песни». Г.Струве «Хоровое сольфеджио» Изд. ЦСДК 1994г. . Н.А.Щербакова «От музыки к движению и речи». Москва 2001г. Т.А.Рокитянская «Воспитание звуком». Ярославль 2002г. «Песенник для малышей» Москва «Музыка» 1986г. Н.Колосова «Здравствуй, музыка!» М.1969г. |
Экранно-звуковые пособия |
1.Аудиозаписи музыкальных произведений в исполнении детских хоров, народного и симфонического оркестра. 2.Видеозаписи музыкальных фильмов, фрагментов опер и балетов, выступлений творческих коллективов. |
Технические средства обучения |
1.Мультимедийный комплекс. 2.Музыкальная аппаратура. |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
1.Набор музыкальных инструментов детского оркестра. |
Натуральные объекты |
1. Флажки. 2. Ленты. 3.Игрушки зверей. 4.Перчаточные куклы. 5.Мячи. 6.Скакалки. |
Демонстрационные пособия |
1. Комплект портретов русских и зарубежных композиторов 2.Иллюстрации картин природы разных времён года. 3. Дидактический материал «Волшебная шкатулка». 4. Дидактический материал «Музыкальное домино». 5. Схема дирижёрских жестов. 6. Нотный стан. 7. Ноты. |
Музыкальные инструменты |
1.Фортепиано. 2.Аккордеон. |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО учителей Заместитель директора по УВР
______________Суворова Т.Н
от _______________ № _____ Ф.И.О. ____________20____года