Муниципальное образование Курьинский район Алтайского края
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Казанцевская средняя общеобразовательная школа»
Курьинского района Алтайского края
РАССМОТРЕНО Школьным МО учителей Гуманитарного цикла протокол № ___ от «____» _____ 2016г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР Егиоя С.Н. «____» ____2016г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ______Морозова Т.А. Приказ № ____ от «___»____2016г . |
Рабочая программа
по предмету
«Обществознание»
9 класс
2016 — 2017 учебный год
Составитель: учитель истории Егиоя С.Н.
высшая квалификационная категория
Казанцево
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе:
федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;
примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию
федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016/2017 учебный год, приказ № 253 Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.14 г.;
базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации (2004);
учебного плана МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа», приказ № 77 от 12.08. 2016 г.;
авторской программы по обществознанию 10-11 класс, А.И.Кравченко, Москва, Русское слово, 2012 г. авторской программы по обществознанию 8-9 класс, А.И.Кравченко, Москва, Русское слово, 2012
положения о Рабочей программе учебных предметов, курсов МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа» приказ № 37 от 07 .04.2016 .;
основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа» приказ № 78 от 13.08.2016 г.;
календарного годового графика, приказ № 76 от 12.08.2016 г.
По календарному годовому графику:
Начало учебного года: 1 сентября 2016 года
Окончание для 10 класса: 31 мая 2017 г.
Количество учебных недель: 35 ч Каникулы: осенние: с 29 октября по 06 ноября 2016 г.
Каникулы зимние: с 29 декабря по 10 января 2017 г.
Каникулы весенние: с 25 марта по 01 апреля 2017 г.
Цели.
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Задачи:
- формирование правовой культуры и гражданской грамотности через изучение норм общественной жизни, законов, ее регулирующих;
- развитие у подростков социальной активности, желания участвовать в преобразованиях окружающей жизни;
- профилактика девиантного поведения подростка посредством формирования твердого убеждения, что прав не существует без обязанностей;
- формирование активной гражданской позиции и сознание приоритета прав личности.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования в 6–9 классах (по 34 часа в год, из расчета 1 час в неделю).
Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 23 учебных часов (или 16%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Используется ДОТ для выполнения программы и дополнительного размещения материалов к урокам в разделе «Портфолио проектов» в системе «Сетевой город».
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компенсаций:
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Учебно-тематическое планирование по курсу « Обществознание 9 класс». 34 ч. 1 час в неделю к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 9 класс». Москва, «Русское слово», 2010
№п\п | раздел | Тема урока | Количество часов на разделы и темы | Количество контрольных работ, практических и лабораторных, диктантов и т.д |
1 | Повторение | | 2 | |
| | Человек и общество. Экономическая сфера. | 1 | |
| | Социальная сфера | 1 | |
2 | Политическая сфера | | 9 | |
| | Власть. | 1 | |
| | Государство. | 1 | |
| | Национальное государственное устройство. | 1 | |
| | Формы правления. Политические режимы. | 2 | |
| | Гражданское общество и правовое государство. | 1 | |
| | Голосование, выборы и референдумы. | 1 | |
| | Политические партии. | 1 | |
| | Обобщающий контроль. «Политическая жизнь современной России» | 1 | |
3 | Человек и его права | | 9 | |
| | Право, его сущность и особенности. | 1 | |
| | Закон и власть | 1 | |
| | Конституция. | 1 | |
| | Право и имущественные отношения | 1 | |
| | Потребитель и его права | 1 | |
| | Правовое регулирование трудовых отношений. | 1 | |
| | Правовые основы брака и семьи. | 1 | |
| | Преступления и наказания. | 1 | |
| | Обобщающий контроль | 1 | |
4 | Духовная сфера | | 8 | |
| | Сущность и строение человеческой культуры. | 1 | |
| | Культурные нормы. | 1 | |
| | Формы культуры. | 1 | |
| | Религия. Мировые религии. | 1 | |
| | Искусство. | 1 | |
| | Образование. | 1 | |
| | Наука. | 1 | |
| | Повторение и обобщение по теме «Духовная сфера» | 1 | |
5 | Итоговое повторение и контроль | | 6 | |
| | Сущность и строение человеческой культуры. | 1 | |
| | Культурные нормы. | 1 | |
| | Формы культуры. | 2 | |
| | Религия. Мировые религии. | 2 | |
| Итого | | 34 | |
Календарно – тематическое планирование по курсу « Обществознание 9 класс». 34 ч.1 час в неделю к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 9 класс». Москва, «Русское слово», 2010
№п\п | Раздел, тема урока | Количество часов | Домашнее задание | Виды и формы учебной деятельности | ИКТ | Дата по плану | Дата фактически |
1. |
Повторение | 2 | | | | | |
1.1. | Человек и общество. Экономическая сфера. | 1 | см. записи в тетр. | повторение | | 06.09. | |
1.2. | Социальная сфера | 1 | см. записи в тетр. | повторение | | 13.09. | |
2. | Политическая сфера | 9 | | | | | |
2.1. | Власть. Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. | 1 | П. 1, стр.5-11 | Изучение нового материала | | 20.09. | |
2.2. | Государство. Государство как главный институт политической власти. Функции государства. | 1 | П. 2, стр.12-19 | Изучение нового материала | | 27.09. | |
2.3. | Национальное государственное устройство. | 1 | П. 3, стр.20-28 | Изучение нового материала | | 04.10. | |
2.4. – 2.5. | Формы правления. Политические режимы. Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. | 2 | П. 4-5, стр.29—38, стр.39-45 | Презентация, изучение нового материала | + | 11.10. 18.10. | |
2.6. | Гражданское общество и правовое государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Гражданские инициативы. | 1 | П.6, стр. 46-54 | Изучение нового материала | | 25.10. | |
2.7. | Голосование, выборы и референдумы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. | 1 | П.7, стр.55-59 | Изучение нового материала | | 08.11. | |
2.8. | Политические партии. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности. Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ. Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах. | 1 | П. 8, стр.60-69 | презентация | + | 15.11. | |
2.9. | Обобщающий контроль. «Политическая жизнь современной России» | 1 | 5-69 стр. | повторение | | | |
3. | Человек и его права | 9 | | | | | |
3.1. | Право, его сущность и особенности. Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. | 1 | П. 9, стр.70-81 | Изучение нового материала | | 22.11. | |
3.2. | Закон и власть. | 1 | П. 10, стр.82-89 | Изучение нового материала | | 29.11. | |
3.3. | Конституция. | 1 | П. 11, стр.90-96 | Презентация, фильм | + | 6.12. | |
3.4. | Право и имущественные отношения. Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину. Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы. | 1 | П. 12, стр.97-101 | Изучение нового материала | | 13.12. | |
3.5. | Потребитель и его права. | 1 | П. 13, стр.102-105 | Изучение нового материала | | 20.12. | |
3.6. | Правовое регулирование трудовых отношений. Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. | 1 | П. 14, стр.106-109 | Изучение нового материала | | 27.12 | |
3.7. | Правовые основы брака и семьи. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. | 1 | П.15, стр.110-116 | презентация | + | 10.01. | |
3.8. | Преступления и наказания. Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство. | 1 | П. 16, стр.117-126 | Изучение нового материала | | 17.01. | |
3.9. | Обобщающий контроль | 1 | | Повторение, тесты | | 24.01. | |
4. | Духовная сфера | 8 | | | | | |
4.1. | Сущность и строение человеческой культуры. | 1 | П. 17. стр.127-135 | Изучение нового материала | | 31.01. | |
4.2. | Культурные нормы. Понятие культурной нормы. Виды культурных норм. Мораль, ее основные ценности, моральный выбор. Санкции в обществе. | 1 | П. 18, стр.136-143 | Изучение нового материала | | 7.02. | |
4.3. | Формы культуры. | 1 | П. 19, стр.144-152 | Изучение нового материала | | 14.02. | |
4.4. | Религия. Мировые религии. Религия: многоплановость понятия. Виды религий. Архаичные и мировые религии. Свобода совести и вероисповедания в России. | 1 | П. 20, стр.153-162 | Изучение нового материала | | 21.02. | |
4.5. | Искусство. | 1 | П. 21, стр.163-172 | презентация | + | 28.02. | |
4.6. | Образование. Образование – важнейший институт общества. История образования. Образование в современной России: а) структура современного образования; б) права и обязанности участников учебного процесса. Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. | 1 | П. 22, стр.173-179 | Изучение нового материала | | 7.03. | |
4.7. | Наука. Наука – самая сложная область интеллектуальной деятельности. Функции науки. Классификация наук. Особенности современной науки. Ее структура. | 1 | П.23. стр.180-187 | Изучение нового материала | | 14.03. | |
4.8. | Повторение и обобщение по теме «Духовная сфера» | 1 | 127-187 стр. | повторение | | 21.03. | |
5 | Итоговое повторение и контроль. | 6 | | | | | |
5.1. | Сущность и строение человеческой культуры. | 1 | 127-135 стр. | повторение | | 4.04. | |
5.2. | Культурные нормы. | 1 | 136-143 стр. | повторение | | 11.04. | |
5.3.-5.4. | Формы культуры. | 2 | 144-152 стр. | повторение | | 18.04. 25.04. | |
5.5-5.6. | Религия. Мировые религии. | 2 | 153-162 стр. | повторение | | 02.05 16.05. | |
Планируемые образовательные результаты обучающихся
Требования к уровню подготовки обучающихся. Должны знать/ понимать:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
тенденции развития общества, важнейших социальных институтов.
Уметь:
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и назначение в жизни общества; проблемы человека в современном обществе;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из оригинальных неадаптированных текстов;
анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах;
Критерии выставления оценок.
Оценка «3» выставляется, если выполнено не менее 2/3 от объема всей работы.
Оценка «4» выставляется, если выполнено не менее 5/6 от объема всей работы.
Оценка «5» ставится за 100% выполнение работы.
Информационный ресурс:
Нормативно – правовое обеспечение образовательного процесса:
* Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (см.: Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.)
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса. Учебно-методический комплект состоит:
Авторские программы:
Авторская программа по обществознанию 8-9 класс, А.И.Кравченко, Москва, Русское слово, 2012
Используемый учебно-методический комплекс:
Учебник: Кравченко А.И., Е.А. Певцовой, Обществознание 9 класс, М., «Русское слово», 2010
Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 9 класс». Москва, «Русское слово», 2005.
Поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 9 класс». Волгоград, Учитель, 2007.
Тесты ЕГЭ по обществознанию 9 - 11 класс, Москва, «Экзамен» ФИПИ, 2011-2013гг,
Литература
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Кравченко А.И. Задачник по обществознанию 8-9 классы, Москва, «Русское слово», 2008 -2009гг.
Кравченко А.И. Тесты по обществознанию 8-9 классы, Москва, «Русское слово», 2008 -2009гг.
Кочетов Н.С. Обществознание. Поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко, Волгоград, «Учитель»,2003г.
Корнева Т.А Внеклассные мероприятия по обществознанию 8-11 классы, Москва, «Глобус»,2008г
Павлов С. Б. Пособие по обществознанию, Москва, «Айрис-пресс» 2009г.
Тесты ЕГЭ по обществознанию 9 - 11 класс, Москва, «Экзамен», 2009-2012гг
Информационно-техническое обеспечение
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Ноутбук
Интернет-ресурсы:
http://www.uznay-prezidenta.ru - Сайт для школьников
http://www.constitution.ru – Конституция Российской Федерации.
http://www.rfdeti.ru – Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка.
http://www.youthrussia.ru – Национальный совет молодёжных и детских объединений России.
http://semyarossii.ru – Семья России.
http://www.detskiedomiki.ru – Забота о детях с особыми нуждами.
http://www.unicef.ru – Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).
http://www.school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http:// www.antropogenez.ru – Проблемы антропогенеза.
http://expert.ru – Актуальные проблемы социально-экономического, политического и культурного развития России и мира.
http://www.scepsis.ru – Научно-просветительский журнал «Скепсис».
http:// www.ug.ru – «Учительская газета».
http:// www.1september.ru – Газета «Первое сентября».
http://ppt.3dn.ru
http://www.powerpoint-ppt.ru
http://www.history.lact.ru
http://mirppt.ucoz.ru
http://prezentacia.ucoz.ru/load/obshh
http://www.temple-of-science.ru
http://www.pptx.ru/obshhestvoznanie/page/7
http://arhiva.net.ru
http://powerpoint.net.ru/presents/obzestvo/page/3
http://www.proshkolu.ru/user/KLW/file/567379
http://allppt.ucoz.ru/load/prezentacii_power_point/obshhestvoznanie/29-2-2
http://www.openclass.ru/node/25795
Лист корректировки программы
№ | Тема урока | Причины корректировки | Способ корректировки |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
№1 Политика Тема: «Политическая сфера».
А1 Что является функцией исполнительной власти?
1) создание законов 2) разработка государственного бюджета
3) осуществление правосудия 4) разработка предвыборных программ
А2 Что является характерной чертой тоталитарного политического режима?
1) концентрация власти в руках выборных органов
2) наличие единой идеологии, насаждаемой государством
3) свободные от цензуры средства массовой информации
4) развитое гражданское общество
А 3. Верны ли следующие суждения о политической партии?
А. В политическую партию обязательно входят представители одной социальной группы, класса.
Б. Политическая партия объединяет приверженцев близких идейных позиций.
1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны
А 4. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике – это
1) политический режим 2) форма правления
3) форма административного устройства
4) государственный суверенитет
А 5. К отличительным признакам правового государства относится
1) наличие армии и полиции 2) разделение и независимость ветвей власти
3) деятельность по поддержанию общественного порядка 4) суверенитет государства
А 6.Конституция РФ была принята
1) Федеральным Собранием 2) думским комитетом
3) Государственным Советом 4) всенародным референдумом
А 7 Функцией государства является
1) разделение властей 2) суверенитет 3) поддержание общественного порядка
4) наличие государственного аппарата
А 8. Отличительным признаком тоталитарного режима является
1) монополия на власть одной политической партии
2) обязанность граждан подчиняться законам
3) невмешательство государства в дела гражданского общества
4) осуществление выборов в органы государственной власти на альтернативной основе
А 9 Верны ли суждения о государстве?
А В любом государстве существует верховенство права.
Б. В правовом государстве гражданин и власть ответственны друг перед другом
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны
А 10. Любое государство характеризуется
1) верховенством права 2) наличием аппарата управления
3) политическим плюрализмом 4) соблюдением прав человека
А 11. Одной из ведущих черт демократического режима является
1) наличие одной партии, сросшейся с государством
2) стремление государства регламентировать все стороны жизни общества и частную жизнь граждан
3) гарантированность прав и свобод человека законами государства
4) наличие органов судопроизводства
А 12.Верховная власть в государстве N . передается по наследству. Какая дополнительная позволит сделать вывод о том, что государство N. Является абсолютной монархией?
1) монарх утверждает главу кабинета министров
2) парламент утверждает ежегодную сумму, выделяемую на содержание двора
3) власть монарха не имеет законодательных ограничений
4) монарх является верховным главнокомандующим
А 13. Какая из названных функций является внешней функцией современного государства?
1) обеспечение участия граждан в управлении делами общества
2) организация воспитания подрастающего поколения в духе демократических ценностей
3) обеспечение законности и правопорядка
4) отстаивание государственных интересов на международной арене.
А 14. Объединением нескольких суверенных государств, созданным для решения общих проблем, является
1) федерация 2) конфедерация 3) унитарное государство 4) республика
А 15. Демократический режим характеризуется
1) господством исполнительной власти 2) защитой прав и свобод граждан
3) командно-административными методами управления 4) господством одной обязательной идеологии
А 16. Необходимым элементом какого политического режима является наличие независимой судебной ветви власти?
1) авторитарного 2) тоталитарного 3) теократического 4) демократического
А 17.К внешней функции государства относится функция
1) культурная 2) дипломатическая 3) политическая 4) экономическая
А 18. Подписывает и обнародует федеральные законы РФ
1) Президент РФ 2) Председатель Правительства РФ
3) Председатель Совета Федерации РФ 4) Председатель Государственной Думы
А 19. При характеристике человека как гражданина указывают на его
1) семейное положение 2) профессию 3) партийность 4) права и обязанности
А 20. Кто является источником власти в демократической стране
1) народ 2) передовой общественный класс
3) представители крупного бизнеса 4) интеллектуальная элита общества
№2. Человек и его права 1. Права человека - это:
а) исключительная льгота, предоставляемая кому-либо в отличие от других;
б) узаконенная возможность что-то делать, удовлетворять свои потребности;
в) отсутствие каких-либо ограничений.
2. В зависимости от чего человек обладает всеми правами и свободами?
А) от национальности, расы;
Б) пола;
В) религии;
Г) от богатства;
Д) политических убеждений;
Е) ни от чего, (все должны обладать равными правами).
3. Герои известной серии «Бременские музыканты» поют:
«Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы…»
Почему люди ценят свободу выше богатства?
А) её ценят те, кто не был богат;
Б) так считают только романтики;
В) это неотъемлемое право человека.
4. В каких международных документах закреплены права ребенка?
А) «Декларация прав ребенка" (1959г.);
Б) «Всеобщая декларация прав человека" (1948г.);
В) «Конвенция о правах ребенка" (1989г.)
5. Ребенком считается любое лицо:
А) не достигшее 18 лет;
Б) не достигшее 16 лет;
В) не достигшее 14 лет.
6. Права человека связаны с:
А) гражданством;
Б) фактом рождения;
В) общей правоспособностью.
7. Укажите универсальные международные документы в области прав человека.
А) Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод;
Б) Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах;
В) Конституция РФ.
8. Право избирать и быть избранным в федеральные, региональные органы власти и органы местного самоуправления относится к системе:
А) гражданских;
Б) политических;
В) социальных;
Г) экономических;
Д) культурных.
9. Субъектом социально-экономических прав является:
А) человек;
Б) гражданин;
В) иностранец;
Г) лицо с двойным гражданством.
10. Экономические права, опосредующие активность человека-это права:
А) в сфере власти отношений;
Б) производственно- хозяйственной сфере общества;
В) духовно-культурной сфере.
11. Социально-экономические права предусмотрены:
А) Гражданским кодексом;
Б) Законом о предпринимательской деятельности;
В) Трудовым кодексом;
Г) Уголовным кодексом.
12. Высшей ценностью в России согласно ее Конституции является:
А) Российское государство;
Б) ее территория;
В) человек, его права и свободы.
13. Конституция РФ закрепляет:
А) право на труд;
Б) обязанность трудиться;
В) свободу труда;
Г) право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
14. Гражданство Российской Федерации:
А) неразрывная связь лица с Российским государством, выражающая в совокупности их взаимных прав и обязанностей;
Б) устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупность их взаимных прав и обязанностей.
15. Конституционные обязанности человека и гражданина:
А) платить налоги;
Б) трудиться;
В) нести воинскую службу.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
9 КЛАСС
ВАРИАНТ 1
А1. Правовая связь человека с государством называется
1) Гражданство
2) Моральные нормы
3) Политические организации
4) Конституция.
А2. Сферу имущественных отношений и личных неимущественных отношений регулирует:
1) Конституционное право
2) Трудовое право
3) Гражданское право
4) Административное право.
А3. Наличие в России Государственной Думы, Правительства РФ и Верховного Суда является:
1) Верховенством закона
2) Разделением властей
3) Гарантом Конституции
4) Средством борьбы с коррупцией.
А4. Какой из перечисленных видов собственности может быть только федеральной:
1) Школы и детские сады
2) Природные парки и территориальные воды
3) Фабрики и заводы
4) Научные учреждения и музеи.
А5. Конституция Российской Федерации была принята:
1) На выборах 5 декабря 1994 г.,
2) Президентом РФ 7 октября 1999 г.,
3) На заседании Государственной Думы 12 декабря 2000 г.,
4) На референдуме 12 декабря 1993 г.
А6. Какая из названных функций является внешней функцией современного государства?
1) обеспечение народовластия, гарантированного участия граждан в управлении делами общества
2) организация воспитания подрастающего поколения в духе приверженности демократическим ценностям
3) обеспечение законности и правопорядка
4) отстаивание государственных интересов на международной арене
А7. Согласно российским законам, признается брак
1) фактический
2) заключенный в органах записи актов гражданского состояния
3) церковный, освященный процедурой венчания в храме
4) заверенный нотариусом
А8. Понятия «форма правления», «форма государственного устройства», «авторитаризм» характеризуют сферу общества
1) экономическую
2) социальную
3) политическую
4) духовную
А9. Василий учится на 5-м курсе университета, он готовится к сдаче государственных экзаменов и защите диплома. На какой ступени образования находится Василий?
1) полное (среднее) образование
2) среднее профессиональное образование
3) высшее профессиональное образование
4) дополнительное образование
А10. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет
1) Государственная Дума
2) Правительство РФ
3) Совет Федерации
4) Общественная палата
А11. Отличительным признаком политической партии является
1) объединение людей с общими интересами
2) создание разветвленной организации
3) право законодательной инициативы
4) стремление участвовать в осуществлении политической власти
А12. В нашей стране подписывает и обнародует законы
1) глава правительства
2) Президент
3) Председатель Совета Федерации
4) Генеральный прокурор
А13. На остановке общественного транспорта подростки нецензурно выражались. Какое правонарушение они совершили?
1) гражданский проступок
2) дисциплинарный проступок
3) административный проступок
4) уголовное преступление
А14. Что относится к полномочиям Президента Российской Федерации?
1) определение основных направлений внутренней политики
2) разработка и принятие законов
3) управление федеральной собственностью
4) разработка и исполнение бюджета РФ
А15. Гражданка продает свою квартиру дальней родственнице. Куда гражданкам необходимо обратиться, что бы заверить договор купли-продажи?
1) в юридическую консультацию
2) к мировому судье
3) к нотариусу
4) к адвокату
А16.Палатой Федерального Собрания в России является
1) Совет безопасности
2) Общественная палата
3) Совет Федерации
4) Верховный Суд
А17. К основным обязанностям граждан РФ не относится
1) защита Отечества
2) уплата налогов
3) сохранение исторического и культурного наследия
4) защита семьи, материнства, детства
Часть 2
В1. В приведенном списке указаны черты сходства науки и искусства и отличия науки от искусства. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
1) является областью духовной культуры
2) использует художественные образы
3) требует точности и обоснованности утверждений
4) создает духовные ценности
ЧЕРТЫ СХОДСТВА | ЧЕРТЫ ОТЛИЧИЯ |
| |
В2. Один из указанных ниже документов при приеме на работу не обязателен. Какой именно?
1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность
2) трудовая книжка (кроме поступающих впервые или по совместительству)
3) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования
4) военный билет для военнообязанных
5) справка с места жительства о составе семьи
В3. Установите соответствие между типами политических режимов и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры.
В4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «формы государственного правления».
1) конфедерация
2) конституционная монархия
3) республика,
4) абсолютная монархия
5) ограниченная монархия.
Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда.
Ответ:_____________
В5. Ниже приведён ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «духовная культура».
1) ценности
2) творчество
3) искусство
4) фабрика
Найдите и выпишите номер понятия, выпадающего из этого ряда.
Ответ: _______________
Часть 3
Прочитайте текст и выполните задания.
В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую единственной формой участия в политике является избирательный процесс. Выборы в демократических странах охватывают все уровни государственности от центрального до местного. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в отдельной области; определить степень доверия избирателей к той или иной партии, ее лидерам. Они позволяют избирателям сделать осознанный выбор в пользу той программы дальнейшего развития страны, который в наибольшей степени отвечает их интересам.
В рамках предвыборной кампании важно обеспечить равенство возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Для этого во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании. Другой принцип касается организации предвыборных дискуссий: кандидаты обязуются не допускать фальсификаций, оскорблений своих оппонентов. И, наконец, государственный аппарат в этот период должен сохранять нейтралитет, не вмешиваться в ход избирательной кампании.
В законах многих стран указаны требования к кандидатам на выборную государственную должность. Они чаще всего включают минимальный возрастной ценз, ценз оседлости, профессиональную пригодность для искомой должности.
В настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право. Вместе с тем в ряде государств голосование не только право, но и обязанность. За ее невыполнение предусмотрено наказание, чаще всего это — штраф.
По кн. К.С.Гаджиева «Политология». М., 2002. С. 245-247.
С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
С2. В чем, по мысли автора текста, состоит значение всеобщих выборов в современных условиях? Укажите три позиции.
С3. Какие три принципа проведения предвыборной кампании выделяет автор?
Критерии выставления оценок.
Оценка «3» выставляется, если выполнено не менее 2/3 от объема всей работы.
Оценка «4» выставляется, если выполнено не менее 5/6 от объема всей работы.
Оценка «5» ставится за 100% выполнение работы.
29