СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «Письмо и развитие речи» для специальных (коррекционных) классов VIII вида

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности уащихся. Она способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Письмо и развитие речи» для специальных (коррекционных) классов VIII вида»

Пояснительная записка

Обучению письму и развитию речи в коррекционной школе VIII вида уделяет­ся большое внимание. От того, как ученики овладеют навыками письма, связной устной и письменной речью, во многом зависит успешность всего педагогического процесса, обеспечение социальной адаптации выпускников.

Общая характеристика курса «Письмо и развитие речи»

Программа для 6 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида определяет содержание предмета, последовательность его прохождения.

Программа учитывает особенности познавательной деятельнос­ти умственно отсталых детей, направлена на разностороннее раз­витие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержат материал, помогаю­щий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Содержание обучения имеет прак­тическую направленность. В программе принцип коррекционной направленности обуче­ния является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом.

Обучение умственно отсталых учащихся носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характе­ра и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.

В процессе изучения грамматики и правописания у школьни­ков развивается устная и письменная речь, формируются практи­чески значимые орфографические и пунктуационные навыки, вос­питывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамма­тики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Каждый урок должен быть по­строен с учетом программных требований, общих психофизических особенностей, характерных для детей с лёгкой степенью умственной отсталости, а также индиви­дуальных особенностей каждого ребенка. Основным принципом такого подхода является установка на коррекцию тех или иных недостатков детей с максимальным использованием их возможно­стей. Так, обучение письму должно способствовать развитию целенаправленного наблюдения за языковыми фактами, умение анализировать, сравнивать и обобщать слова по их звуко-буквенным структурам и значениям. Наряду с этим коррекционная работа, проводимая на уроках письма, должна формировать у учащихся умение самостоятельно планировать предложенные задания и контролировать себя в ходе выполнения работы.

Письмо и развитие речи, как учебный предмет, призван оказывать исключительно большое влияние на воспитание детей с лёгкой степенью умственной отсталости, на их адаптацию в современном обществе, что определяет актуальность и практическую значимость предлагаемой программы. Учебный материал способствует развитию речи, обогащает словарный запас школьников, способствует коррекции высших психических функций.

Цель программы:

- приобретение практических навыков устной и письменной речи.

Задачи программы:

-формирование основных орфографических и пунктуационных навыков;

-приобретение ряда грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса;

-совершенствование графических навыков;

-развитие и коррекция речи и других познавательных процессов;

-воспитание интереса к родному языку.

Основные блоки программы:

Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.

В 6 классах продолжается работа по звукобуквенному ана­лизу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

С 6 класса продолжается систематическое изучение элемен­тарного курса грамматики и правописания

Основными темами яв­ляются состав слова и части речи.

  1. «Повторение»

Учащиеся повторяют материал, пройденный в 5 классе

  1. «Звуки и буквы».

Учащиеся приобретают сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.
      Школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.

  1. «Состав слова».

Изучение состава слова, словообразующей роли значимых ча­стей слова направлено на обогащение и активизацию словаря уча­щихся. В процессе упражнений формируются навыки правописа­ния (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по про­изношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.

  1. «Части речи».

Части речи изучаются в том объеме, который необходим уча­щимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навы­ков грамотного письма. Здесь изучаются такие части речи как существительное и прилагательное.

  1. «Предложение»

Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в про­цессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и слож­ного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Основной формой организации процесса обучения письму и развитию речи является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Каждый урок письма оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

Основными методами являются:

-словесные методы:

- рассказ, используется при объяснении нового материала, дети получают полную информацию о новых незнакомых понятиях;

- беседа, используется при выяснении уровня знаний учащихся;

- объяснение, используется для раскрытия причинно – следственных связей; словесные методы способствуют развитию и коррекции активного словаря, логического мышления школьников и позволяют передать больший объем информации в короткие сроки.

-наглядные методы (демонстрация и показ наглядных пособий)

- наглядные методы развивают зрительную память школьников, способствуют более полному восприятию информации. Применение наглядных методов развивает активность, интерес учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости к изучаемому материалу.

При реализации данной программы необходимо учитывать индивидуальные психофизические особенности школьников с нарушением интеллекта. Учебный материал должен преподноситься дозировано, в доступной занимательной форме.

Данная рабочая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,

5-9 классы ,2010г, под редакцией Воронковой В.В., с использованием учебника для 6 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида авторов Н.Г.Галунчиковой, Э.В. Якубовской (М.: Просвещение, 2010г- 270с.) и рассчитана на один год обучения детей с лёгкой степенью умственной отсталости.

Программой предусмотрены занятия 4 часа в неделю (всего 140 часов в год).

Учащиеся должны уметь:

правильно обозначать звуки буквами на письме;

  • подбирать группы родственных слов ( несложные случаи);

  • проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путём подбора родственных слов;

  • разбирать слово по составу;

  • выделять имя существительное и имя прилагательное как части речи;

  • строить простое распространённое предложение с однородными членами;

  • связно высказываться устно и письменно (по плану);

  • пользоваться словарём.

  • писать под диктовку текст с предварительным разбором изученных орфограмм;(45-50 слов)

Учащиеся должны знать:

  • способы проверки написания гласных и согласных в корне слова.





Тематический план



№ п/п

Перечень тем

Количество

часов

1.

Повторение

5

2.

Звуки и буквы

6

3.

Состав слова

16

4.

Имя существительное

23

5.

Имя прилагательное

54

6.

Предложение

26

7.

Повторение пройденного за год

15


Итого

140




Для контроля над освоением программного материала используются в основном тематические и итоговые контрольные работы.

Контрольные работы состоят из контрольного тестирования и контрольного диктанта.

Критерии оценок.

Знания и умения учащихся по письму и развитию речи оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.

1.Оценка устных ответов.

Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний и навыков учащихся специальной (коррекционной) школы.

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5»,но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами; нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; при работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь.

Оценка «1» за устные ответы не ставится.

2.Оценка письменных работ.

Основные виды контрольных работ в 5-9 классах – диктанты.

Для грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам.

Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся коррекционной школы. Контрольные диктанты должны содержать по 2-3 орфограммы на каждое правило. Примерный объем текстов контрольных работ в 6 классе составляет 60-75 слов. Учету подлежат все слова, включая предлоги, союзы, частицы.

Дети, которые занимаются с логопедом. Не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

Оценка «5» ставится за работу без ошибок.

Оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.

Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.

Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.

Оценка «1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».

В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на одно правило соответствует одной пунктуационной ошибке. Ошибки не на пройденные правила правописания также не учитываются.

За одну ошибку в диктанте считается:

- повторение ошибок в одном и том же слове. Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается.

- две негрубые ошибки; не дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении

Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать для каждого ученика. Специфическими для них являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, не дописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

3.При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами.

Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.

Оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.

4.Изложения и сочинения.

Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего характера. С классом должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные слова записать на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю. В 5 классе для изложений рекомендуются тексты объемом в 50-60 слов. Изложения дети пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя.

При проверке изложений и сочинений выводится одна оценка.

Оценка «5» ставится ученику за правильное, полное последовательное изложение авторского текста, без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается 1-2 орфографические ошибки.

Оценка «4» ставится за изложение, написанное без искажений авторского текста, с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного текста; без ошибок в построении предложений; допускается 3-4 орфографические ошибки.

Оценка «3» ставится за изложение, написанное с отступлениями от авторского текста, с 2-3 ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с 5-6 орфографическими ошибками.

Оценка «2» ставится за изложение, в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не справился с написанием изложения или сочинения.

Допущенные немногочисленные исправления не учитываются при оценке изложения или сочинения.

Содержание программы

1 блок- Повторение

Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Однородные члены пред­ложения. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.

2 блок- Звуки и буквы

Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правопи­сание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Слова с разделительным ь. Двойные и непроизносимые согласные.

3 блок-Состав слова.

Однокоренные слова. Корень, приставка, суффикс и окончание. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделитель­ный ъ.

4 блок- Части речи

Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.

5 блок- Имя существительное.

Значение имени существительного и его основные грамматические признаки: род, число, падеж.

Правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа.

Склонение имен существительных во множественном числе. Пра­вописание падежных окончаний. Правописание родительного падежа существительных женского и среднего рода с основой на шипящий.

Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе.

6 блок- Имя прилагательное.

Понятие об имени прилагательном. Зна­чение имени прилагательного в речи.

Умение различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу существительного и согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.

7 блок-Предложение

Простое предложение. Простые предложения с однородными членами.

Главные и второстепенные члены предложения в качестве од­нородных. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, с со­юзами а, но. Знаки препинания при однородных членах.

Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но. Знаки препинания перед союзами.

Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.
























урока


Т е м а

у р о к а

Слова для

словарной

работы


Коррекционная

цель урока


Виды работ по

развитию речи

Повторение – 5 ч.

1.

Предложение. Главные и

Второстепенные члены

предложения.


Развивать память и умение, анализировать предложение, выделяя главные и второ-степенные члены предложения.

Мини – сочинение на тему

«Как я провел лето».

2.

Предложения распространённые

и нераспространённые.

хозяин

Работать над умением различать предложения распространённые и нераспространённые.

Работа с деформированным текстом

3.

Однородные члены предложения.


Отрабатывать умение находить в тексте однородные члены предложения, отличать их от неоднородных.

Составление предложений с однородными членами.

4.

Перечисления без союзов и с одиночным союзом «и». Знаки препинания при них.

фанера

Формировать навык правильного чтения предложений с однородными членами и умение на слух определять однородные члены в предложении.

Составление рассказа «Отлёт птиц» с опорой на вопросы.

5.

Творческое списывание текста «Край, в котором я живу».


Активизировать словарный запас учащихся, учить их лаконично и точно излагать свои мысли на письме.

Дополнение текста подходящими по смыслу однородными членами

Фонетика (звуки и буквы) – 6 ч.

6.

Звуки и буквы. Алфавит.

гербарий

Работать над разложением целого слова на части (слоги, буквы).

Работа с многозначными словами.

7.

Звуки гласные и согласные.


Учить анализировать звуковой состав слова.

Работа со словами в прямом и переносном значении

8.

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.


Активизировать мыслительную и творческую деятельность уч-ся.

Составление и запись сказки «Снегурочка».

9.

Слова с разделительным мягким знаком (Ь).

Распределительный диктант.


Развивать фонематический слух учащихся: учить различать звуки, близкие по звучанию.

Замена выражений одним словом с тем же значением.

10.

Двойные и непроизносимые согласные.

телеграмма

Отрабатывать умение подбирать проверочные слова, развивать память учащихся.

Запись рассказа по памяти.

11.

Диагностический контрольный диктант




Проверить сформированность орфографических и пунктуационных навыков у учащихся; установить у них уровень развития высших психических функций.


Состав слова – 16 ч.

12.

Однокоренные слова. Корень.


Работать над умением подбирать однокоренные слова, выделять корень.

Составление устного рас-сказа о словах по плану.

13.

Приставка, суффикс, окончание.

мужчина женщина

Формировать навык анализа слова по составу.

Образование слов по данным схемам

14.

Практические упражнения в разборе слов по составу.

семена

Развивать умение анализировать слово по составу, руководствуясь устной или письменной инструкцией.

Составление цепочки однокоренных слов.

15.

Правописание безударных гласных в корне слова.


Отрабатывать умение находить в ряду однокоренных слов проверочные.

Работа над прямым и переносным значением

16.

Правописание звонких и глухих согласных в корне.


Отрабатывать умение подбирать проверочные слова.

Замена слов противопо-ложными по значению

17.

Практические упражнения в правописании глухих и звонких согласных в корне слов.

сейчас

теперь

Тренировать орфографическ. зоркость при написании слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Составление предложений со словарными словами.

18.

Непроверяемые гласные и согласные в корне.

Распределительный диктант.


Учить на слух различать слова с различными орфограммами в корне.

Запись текста в форме открытого письма.

19.

Повторительно – обобщающий урок по теме «Орфограммы в корне слова».


Работать над умением обобщать. Сравнивать, делать выводы.

Распространение предложений, составление рассказа «Осеннее утро».

20.

21.

Изложение

«С чего начинается Родина?»


Развивать произвольную память уч-ся, работать над полнотой запоминания текста.

Озаглавливание текста, деление его на часта по заданному плану. Пересказ.

22.

Приставки и предлог. Правописание приставок.

середина

Формировать навык дифференциации приставок и предлогов.

Составление предложений

23.

Разделительный твёрдый знак (Ъ) после приставок.

Выборочный диктант.


Развивать умение на слух определять слова с разделительным Ъ после приставок.

Образование слов с помощью приставок

24.

Правописание приставок с О и А, приставки ПЕРЕ-.

договор

Учить дифференцировать слова с приставками.

Замена слов родствен-ными с приставками. Деление текста на части

25.

Единообразное написание приставок на согласный вне зависимости от произношения.

(В-, С-, НАД-, ПОД-, ОТ-, ОБ-)


Тренировать умение видеть в слове приставки и правильно их писать.

Составление предложений из данных вразбивку слов

26.

Правописание приставок.

(урок - обобщение)

выкройка

Учить обобщать, сопоставлять, делать выводы, доказывать своё мнение.

Завершение рассказа по данным вопросам.

27.

Повторительно – обобщающий урок по теме «Состав слова». Тест.


Развивать память учащихся, умение сопоставлять, выбирать из данных ответов правильный.

Работа с объявлением.


Имя существительное – 23ч.

28.

Части речи

богатство

Формировать умение дифференцировать части речи по вопросам и значениям.

Образование однокорен-ных слов разных частей речи от данных слов.

29.

Имя существительное – как часть речи. Выборочный диктант.


Развивать наблюдательность: учить находить имена существительные в тексте.

Замена слов близкими по смыслу.

30.

Имена существительные собственные.


Активизировать память учащихся, системати-зировать их знания об именах собственных.

Замена словосочетания одним словом – сущ.

31.

П/у в определении рода имён сущ. Правописание существительных с шипящей на конце.


Учить работать по инструкции (алгоритму).

Формировать навык написания существительных с шипящей на конце.

Составление, запись сказ-ки по данным иллюстра-циям, опорным словам

32.

Склонение имён существительных в ед.числе. 1, 2 и 3-е склонение имён существительных.

смородина

Развивать умение дифференцировать имена существительные 1, 2 и 3-го скл., определяя их род и выделяя окончания.

Составление и запись ответов на вопросы.


33.

Правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа.


Учить словесному отчёту о деятельности, отрабатывать навык проверки безударных окончаний ударными.

Подбор частей рассказа к данным иллюстрациям


34.

П/у в правописании падежных окончаний имён сущ. ед. числа.

медаль

солдат

Учить применять на практике изученное правило.

Работа с деформирован-ным текстом.

35.

Контрольный диктант


Проверить степень сформированности орфо-графических и пунктуационных навыков у учащихся.


36.

Работа над ошибками. Повторительно – обобщающий урок по теме «Правописание окончаний имён существительных единственного числа».


Корригировать индивидуальные пробелы в знаниях учащихся.

Составление предложений из данных вразбивку слов


37.

Множественное число имён существительных.

директор

инженер

Формировать навык дифференциации имён существительных единственного и множественного числа (по значению).

Работа со словами – антонимами.

38.

Склонение имён существит. во множественном числе.


Работать над пониманием смыслового правила.

Распространение предло-жений однородн.членами

39.

Правописание окончаний имён сущ. множественного числа в И.п и В.п.


Развивать умение различать именительный и винительный падежи (выявляя, каким членом предложения является существительное).

Составление предложений с данными словами (в И.п. и В.п.)

40.

Окончания имён существитель-ных множественного числа в Д.п.


Тренировать произвольную память учащихся путём записи текста по памяти.

Заучивание стих. и запись его по памяти

41.

Окончания имён существитель-ных множественного числа в творительном падеже.


Отрабатывать умение различать падежи по вопросам.

Составление предло-жений с именами сущ. в Т.п. множ. числа.

42.

Окончания имён существитель-ного множественного числа родительного падежа.


Формировать правильную монологическую речь учащихся.

Образование форм Р.п. мн. числа от данных имён существительных.

43.

Окончания имён существитель-ного множественного числа в П.п.


Закреплять навык определения падежей имён существительных.

Замена словосочетаний близкими по смыслу словами

44.

Правописание существительных Р.п. женского и среднего рода с основой на шипящий.


Учить различать формы слов с шипящей на конце.

45.

46.

Сочинение

«Село моё родное»


Активизировать речь учащихся, расширять кругозор школьников.

Составление плана текста. Пересказ.

47.

Практические упражнения в правописании имён сущ. Мн. числа Р.п. с основой на шипящий.

кефир

печенье


Развивать умение дифференцировать формы слов с шипящей на конце.


Замена слов и словосоче-таний близкими по смыс-лу сущ. в Р.п. мн.ч. с шипящей на конце.

48.

Знакомство с именами существи-тельными, употребляемыми только в ед. или мн.числе.

сметана

шоколад

Формировать умение различать существительные, которые не изменяются по числам и правильно употреблять их в речи.

Вставка имён сущ. мн.числа в выражения из сказок

49

П/у в употреблении имён сущест-вительных, не изменяющихся по числам.


Учить применять на практике изученные правила.

Составление предложе-ний с сущ-ми только ед. или мн. числа

50.

Повторительно – обобщающий урок по теме «Имена существительные во мн. числе».

перрон

Корригировать индивидуальные пробелы в знаниях учащихся. Обобщить и систематизи-ровать знания учащихся по пройденным темам.

Составление предложений со словарными словами.

Имя прилагательное - 54 часа

51.

Понятие об имени прилагатель-ном. Значение прилагательного в речи.

командир

Работать над умением находить в тексте слова – прилагательные по вопросам и значению.

Образование прилагат. от существит. при помощи суффикса –Н-

52.

Контрольный диктант.


Проверить степень сформированности орфографических и пунктуационных навыков


53.

Изменение имён прилагательных по родам. Работа над ошибками.


Учить дифференцировать имена прилагательные мужск., женск и среднего рода по роду имён существительных, к которым они относятся.

Работа над значением прилаг. (прямое и переносное).

54.

Окончания имён прилагательных мужского рода.

океан

Отрабатывать навык постановки вопросов к именам прилагательным.

Составление и запись рассказа «Как изменилась природа зимой»

55.

Окончания имён прилагательных женского и среднего рода.

Словарный диктант.

шоссе

Формировать навык дифференциации имён прилагательных по родам с опорой на вопросы и окончания.

Завершение предложений подходящими по смыслу словосочетаниями.

56.

П/у в написании родовых окончаний имён прилагательных.

Предупредительный диктант.


Корригировать индивидуальные пробелы в знаниях учащихся.

Составление и запись связного рассказа о баснях И.А. Крылова.

57.

Изменение имён прилагательных по числам. Окончания прилагательных множественного числа.


Развивать умение согласовывать прилагательные с существительными, к которым они относятся, устранять речевые ошибки, связанные с неправильным согласованием.

Замена словосочетаний близкими по смыслу существительными.


58.

Согласование имени существительного и прилагательного в роде и числе.


Устранять речевые ошибки, связанные с согласованием имён прилагательных с существительными.

Запись словосочетаний сущ. + прилаг.


59.

Практические упражнения в согласовании прил. с сущ.


Формировать навык в нахождении устранении речевых ошибок в согласовании прил. и сущ.

Составление и запись

описания картины

60.

Дифференциация окончаний –ЕЕ у прилагательных среднего рода единственного числа и –ИЕ у прилагательных множественного числа.

сосед

Учить различать формы среднего рода единственного числа и множественного числа прилагательных в соответствии с вопросами «какое?» и «какие?».

Составление и запись полных ответов на вопросы.

61.

Диагностический контрольный диктант



Проверить сформированность орфографических и пунктуационных навыков учащихся; определить состояние высших психических функций: внимания и памяти.


62.

Работа над ошибками. Практические упражнения в правописании родовых окончаний имён прилагательных.

Объяснительный диктант.


Развивать умение определять окончания по вопросу.

Работа с деформированным текстом.


63.

Повторительно – обобщающий урок. Написание родовых окон-чаний и окончаний мн. числа имён прилагательных.


Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы самостоятельно.

Замена прилагательных противоположными по смыслу.


64.

Склонение имён прилагат. в единственном числе мужского и среднего рода.


Работать над умением находить в тексте словосочетания существительных с прилагат.

Составление словосочетаний

сущ. + прилаг.

65.

Согласование имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа с именами существительными.


Отрабатывать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.

Запись стихотворения по памяти.


66.

Составление заметки в стенгазету «Человек, которым можно гордиться».


Активизировать мыслительную и творческую деятельность учащихся.

Запись текста в форме открытого письма.

67.

Именительный и винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.

экватор

Формировать умение различать именительный и винительный падежи имён прилагательных по падежам существительных.

Подбор прилагательных, подходящих по смыслу к данным существительным.

68.

Правописание безударных окончаний прилагательных среднего рода после шипящих.

Словарный диктант.


Развивать умение определять средний род в соответствии с вопросом и правильно писать окончания –ЕЕ, - ОЕ после шипящих.

Замена прилагательных противоположными по смыслу.


69.

Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.


Отрабатывать умение склонять прил. вместе с сущ., определять окончания прил.по вопросам, падеж – по падежу существительных.

Работа с деформированными предложениями.


70.

Правописание окончаний имен прил. мужского и среднего рода в родительном падеже.

прекрасный

Развивать навык постановки вопросов от существительного к прилагательному.

Составление предложе-ний с данными словосо-четаниями сущ. + прилаг. в Р.п.

71.

Практические упражнения в написании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в Р.п.

Самостоятельная работа.


Добиваться чёткости упрочившихся знаний путём самостоятельной работы учащихся.

Распространение предложений подходящими по смыслу прилагательными.


72.

Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.


Развивать навык склонения прилагательных вместе с существительными, правильно ставить вопросы и писать окончания прилагательных.

Работа с устойчивыми словосочетаниями.


73.

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в Д.п.

календарь

Формировать навык правильного написания окончаний прилагательных в дательном падеже путём правильной постановки вопроса.

Составление словосо-четаний сущ. + прилаг. в дательном падеже.

74.

Практические упражнения в правописании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. Зрительный диктант.


Развивать самостоятельность, внимание и зрительную память.

Работа с открыткой.


75.

Творительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.


Отрабатывать умение определять род и падеж прилагательных по роду и падежу существительных.

Согласование прилага-тельных с сущ. в творительном падеже.

76.

Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном падеже.

Слуховой диктант.

интересный

Корригировать индивидуальные пробелы в знаниях учащихся.

Изменение предложений.

(упр.251, с.115)

77.

Предложный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.


Работать над умением определять предложный падеж прилагательных по падежу существительного.

Работать с пословицами.


78.

Практические упражнения в правописании окончаний имен прил. мужского и среднего рода в предложном падеже.

апельсин

мандарин

Отрабатывать умение находить в тексте существительные, к которым относятся прилагательные, ставить вопросы и правильно писать окончания прилагательных.

Составления предложений из данных вразбивку слов.


79.

Дифференциация окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.

Распределительный диктант.


Учить сравнивать, сопоставлять и различать творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

Вставка прилагательных в нужном падеже.


80.

Упражнения в правописании падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа.Тест.

агроном

Совершенствовать навык правописания окончаний имен прилагательных; проверить уровень усвоения материала.

Распространение предложений подходящими по смыслу прилагательными.


81

82

Изложение

«Шербакуль вчера и сегодня».


Развивать умение делить целое на части по плану, запоминать текст со всеми деталями.

Деление текста на части. Пересказ.

83.

Склонение имен прилагательных женского рода.


Работать над умением находить в тексте словосочетания существительных с прилаг.

Работа с образными средствами языка.

84.

Родительный, дательный и предложный падежи имён прилагательных женского рода.

добыча

Добиваться чёткости в понимании смысла изучаемого правила.

Составление словосочетаний

сущ. + прилаг. в Р., Д. и П. падежах.

85.

Правописание безударных окончаний имён прилагательных в родительном, дательном и предложном падежах.


Отрабатывать умение находить в тексте имена существительные, с которыми согласуются имена прилагательные и ставить вопросы от существительного к прилагательному.

Составление и запись полных ответов на вопросы.


86.

Творительный падеж имён прилагательных женского рода.


Развивать умение определять падеж прилагательного по падежу существительного.

Работа с прилагатель-ными противополож-ными по смыслу.

87.

Правописание безударных окончаний имен прилагательных женского рода в Т.п

антенна

Совершенствовать навык определения окончаний имён прилагательных по вопросу.

Замена существительных однокоренными прилагательными.

88.

Практические упражнения в правописании окончаний имён прил. женского рода в Т.п.

Самостоятельная работа.


Добиваться чёткости упрочившихся знаний путём самостоятельной работы учащихся.

Составление предложений из данных вразбивку слов.


89.

Винительный падеж имен прилагательных женского рода.


Работать над умением склонять имена прилагательных вместе с существительными.

Учить различать И. и В. падеж по окончаниям прилагательных.

Замена слов и выражений однокоренными или близкими по значению прил.

90.

Правописание безударных окончаний имён прилагательных женского рода единственного числа в винительном падеже.


Развивать логическое мышление путем составления целого из частей.

Составление и запись предложений с данными выражениями.


91.

Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода.

Зрительный диктант.


Формировать навык дифференциации В. и Т. падежей имён прилагательных, путём постановки вопросов.

Развивать орфографическую зоркость.

Работа со значением имён прилагательных (прямым и переносным).


92.

Практические упражнения в правописании падежных окончаний имён прилагательных женского рода единственного числа в винительном и творительном падежах.

Объяснительный диктант.

конфета

Отрабатывать навык склонения прилагательных вместе с существительными, определения падежа прилагательного по падежу существительного.

Подбор подходящих по смыслу прилагательных - аллофонов.


93.

Контрольное списывание.

«Край сибирский»


Выявить уровень сформированности орфографических навыков по пройденным темам, развивать орфографическую зоркость.


94.

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Правописание падежных окончаний имён прилагательных ж. р. ед. ч.»

Работа над ошибками.

сервиз

Учить обобщать, делать самостоятельные выводы, работать по алгоритму.

Выбор верных слов – прилагательных из двух близких по значению.


95.

Склонение имён прилагательных во множественном числе.


Учить склонять имена прилагательные мн. числа вместе с существительными, согласовывать их в падеже.

Работа с фразеологическими оборотами, подбор к ним толкований.

96.

Р.п. иП.п. имён прилагательных множественного числа.


Отрабатывать навык выделения в предложении словосочетаний сущ. с прил.

Составление словосочетаний с данными прилагательными.

98.

Дифференциация дательного и творительного падежей имен прилагательных во множественном числе.

космонавт

Формировать навык определять падеж прилагательных на слух.

Развивать произвольную память.

Запись стихотворения по памяти.



99.

Практические упражнения в определении падежей имён прилагательных во мн. числе.


Отрабатывать умение определять падеж прилагательных по падежам существительных, к которым они относятся.

Работа со сравнениями.


100.

Повторительно – обобщающий урок. Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

Предупредительный диктант.


Развивать умение применять изученный материал при выполнении различных практических упражнений.

Составление предложений по картинкам.

101.


Контрольный диктант



Проверить сформированность орфографии-ческих навыков учащихся; выявить уровень развития у них высших психических функций.


102.


Повторительные упражнения.

Работа над ошибками.


Активизировать память учащихся, умение пользоваться полученными знаниями на практике.

Составление рассказа «Приход весны».

103.

104.


Сочинение

«Все профессии нужны»


Формировать умение чётко, правильно и лаконично излагать свои мысли на письме.

Составленье рассказа о профессиях на основе статей из «Нашей газеты».


Предложение - 21 час.

105.

Простое предложение.


Развивать умение ставить вопросы к словам в предложении, выделять главные члены предл.

Деление сплошного текста на предложения.

106.

Простое предложение с однородными членами.

балкон

Отрабатывать умение находить в предложении однородные члены.

Составление предложений по данным схемам.

107.

Главные и второстепенные члены предл. в качестве однородных.

пожалуйста

Развивать внимание, наблюдательность.

108.

Упражнения в определении однородных членов предложения.


Формировать умение группировать и классифицировать.

Замена словосочетаний одн. членами предл.


109.

Перечисление без союзов.


Работать над умением ребят видеть в тексте однородные члены предложения.

Отрабатывать навык выразительного чтения предложений с однородными членами.

Составление полных ответов на вопросы с использованием однородных членов предложения.

110.

Перечисление с союзами А. НО.

Объяснительный диктант.


Активизировать внимание и память учащихся.

Подбор подходящих по смыслу однородных членов предложения.

111.

Перечисление с одиночным союзом «И».


Отрабатывать умение применять полученные знания на практике.

Работа с деформированным текстом.

112.

Знаки препинания при однородных членах предложения.

материя

вытачка

Развивать умение сравнивать, анализировать.

Работа с пословицами.


113.

Практические упражнения в пос-тановке знаков препинания при однородных членах предложения.

Творческий диктант.


Активизировать словарный запас учащихся; учить дополнять предложения подходящими по смыслу однородными членами.

Распространение предложений однородными членами.

114.

Сложное предложение.


Работать над умением школьников сравнивать, анализировать, делать выводы.

Составление сложных предложений из 2-х простых.

115.

Дифференциация простых и сложных предложений.

Распределительный диктант.

фонтан

Учить различать простые и сложные предложения по наличию в них главных членов.

Составление сложных предложений по опорным словам.

116.

Сложные предложения с союзами И, А, НО и без союзов.

оборона

солдат

Учить различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения с союзами И, А, НО.

Составление сложных предложений с данными союзами.

117.

Практические упражнения в постановке знаков препинания в сложных предложениях.


Работать над умением рассуждать, применять изученное правило при выполнении различных упражнений.

Дописывание сложных предложений, подбор подходящей 2-й части.

118.

Обращение. Практическое употребление обращения.


Работать над пониманием смысла правила, учить выделять обращение в предложении.

Работа с выражениями из сказок.

119.

П/у в нахождении обращений в предложениях.



Отрабатывать умение правильно читать предложения с обращениями.

Составление предложе-ний с обращениями.


120.

Знаки препинания при обращении.

Предупредительный диктант.


Развивать целенаправленное внимание учащихся, корригировать индивидуальные пробелы в знаниях учащихся.

Вставка обращений, подходящих по смыслу.


121.

Повторительно – обобщающий урок.Знаки препинания в простом и сложном предложении.


Активизировать память учащихся, отрабатывать умение обобщать, сравнивать. делать выводы.

Составление предложений из данных вразбивку слов.

122.

Контрольный диктант



Проверить сформированность орфографических и пунктуационных навыков учащихся, выявить уровень развития у них высших психических функций.


123.

Повторительно – обобщающий урок. Предложение.

Работа над ошибками.


Развивать умение обобщать, анализировать, самостоятельно делать выводы и уметь доказывать свою точку зрения.

Учить работать над ошибками.

Составление и запись ответов на вопросы.


124.

125.


Сочинение


«Моя семья».


Развивать связную речь учащихся, учить излагать свои мысли на письме.

Составление рассказа о семье, о семейных традициях на основе вопросов и данного плана.




Повторение - 15 часов.

126.

Звуки и буквы.

повторение

Развивать фонематический слух и умение анализировать звукобуквенный состав слова.


127.

Состав слова.

Тест.


Работать над разложением целого слова на части.

Составление слов по данным схемам.

128.

Имя существительное. Грамматические признаки существительных.

изученных

Активизировать память учащихся, развивать умение анализировать слова существительные.

Замена повторяющихся слов синонимами.


129.

Правописание безударных гласных и согласных в корне слов.


Совершенствовать навык подбора однокоренных (проверочных) слов.

Работа с деформирован-ным текстом.

130.

Имя прилагательное. Грамматические признаки.

Предупредительный диктант.

за

год

Расширять словарный запас учащихся введением в него качественных имён прилагательных. Корригировать индивидуальные пробелы в знаниях учащихся.


Подбор прилагательных по смыслу и в рифму.


131.

Правописание окончаний имён прилагательных.

Диктант «Проверяю себя».


словарных

Тренировать умение находить в тексте имена существительные, от которых зависят прилагательные и ставить вопросы.

Дописывание рассказа по данному началу и опорным словам.

132.

133.

Административно – диагности-ческий контрольный диктант за учебный год.

слов.

Проверить сформированность орфографических и пунктуационных навыков и выявить уровень развития внимания и памяти учащихся.


134.

Творческое списывание

«Герои - земляки».


Активизировать словарный запас учащихся, развивать умение работать самостоятельно.

Распространение текста подходящими по смыслу именами прилагательными.

135.

136.

Простое предложение


Отрабатывать умение анализировать предложение.

Составление предложений по данным схемам.

137.

138.

Сложное предложение.


Развивать умение дифференцировать простые и сложные предложения.

139.140.

Повторительные упражнения в постановке знаков препинания в простом и сложном предлож.


Тренировать внимание и память учащихся.

Объединение простых предложений в сложное, где это возможно.



















Календарно-тематическое планирование

урока


Т е м а

у р о к а

Слова для

словарной

работы


Коррекционная

цель урока


Виды работ по

развитию речи

1.

Предложение



Развивать память и умение, анализировать предложение, выделяя главные и второ-степенные члены предложения.

Мини – сочинение на тему

«Как я провел лето».

2.

Главные члены предложения.


Нахождение членов предложения в предложениях текстов

3.

Главные члены предложения.


4.

Второстепенные члены предложения.


5.

Второстепенные члены предложения.


6.

Предложения распространённые

и нераспространённые.

хозяин

Работать над умением различать предложения распространённые и нераспространённые.

Работа с деформированным текстом

7.

Предложения распространённые

и нераспространённые.


8.

Предложения распространённые

и нераспространённые.


9.

Однородные члены предложения.


Отрабатывать умение находить в тексте однородные члены предложения, отличать их от неоднородных.

Составление предложений с однородными членами.

10.

Однородные члены предложения.


11.

Однородные члены предложения.


12.

Однородные члены предложения.


13.

Перечисления без союзов

фанера

Формировать навык правильного чтения предложений с однородными членами и умение на слух определять однородные члены в предложении.

Составление рассказа «Отлёт птиц» с опорой на вопросы.

14.

Перечисления без союзов


15.

Перечисления с одиночным союзом «и». Знаки препинания при них.


16.

Перечисления с одиночным союзом «и». Знаки препинания при них.


17.

Перечисления без союзов и с одиночным союзом «и». Знаки препинания при них.




18.

Перечисления без союзов и с одиночным союзом «и». Знаки препинания при них.




19.

Творческое списывание текста «Край, в котором я живу».


Активизировать словарный запас учащихся, учить их лаконично и точно излагать свои мысли на письме.

Дополнение текста подходящими по смыслу однородными членами

20.

Анализ творческого списывания




21.

Звуки и буквы.

гербарий

Работать над разложением целого слова на части (слоги, буквы).

Работа с многозначными словами.

22.

Звуки и буквы.


23.

Алфавит.


24.

Звуки гласные


25.

Звуки гласные


26.

Звуки согласные звонкие и глухие


Учить анализировать звуковой состав слова.

Работа со словами в прямом и переносном значении

27.

Звуки согласные звонкие и глухие


28.

Звуки согласные твёрдые и мягкие


29.

Звуки согласные твёрдые и мягкие


30.

Звуки согласные сонорные


31.

Звуки согласные парные и непарные


32.

Правописание безударных гласных


Активизировать мыслительную и творческую деятельность уч-ся.

Составление и запись сказки «Снегурочка».

33.

Правописание безударных гласных


34.

Правописание безударных гласных


35.

Правописание безударных гласных


36.

Правописание звонких и глухих согласных.


37.

Правописание звонких и глухих согласных.


38.

Правописание звонких и глухих согласных.


39.

Слова с разделительным мягким знаком


40.

Слова с разделительным мягким знаком Распределительный диктант.


41.

Двойные и непроизносимые согласные.



Развивать фонематический слух учащихся: учить различать звуки, близкие по звучанию.

Отрабатывать умение подбирать проверочные слова, развивать память учащихся.

Замена выражений одним словом с тем же значением.

42.

Двойные и непроизносимые согласные.


телеграмма

Запись рассказа по памяти.


43.

Двойные и непроизносимые согласные.

Предупредительный диктант.



44.

Диагностический контрольный диктант




Проверить сформированность орфографических и пунктуационных навыков у учащихся; установить у них уровень развития высших психических функций.


45.

Анализ диагностического контрольного диктанта


46.

Однокоренные слова. Корень.


Работать над умением подбирать однокоренные слова, выделять корень.

Составление устного рассказа о словах по данному плану.

47.


48.

Приставка, суффикс, окончание.

мужчина женщина

Формировать навык анализа слова по составу.

Образование слов по данным схемам

49.

50.

Практические упражнения в разборе слов по составу.

семена

Развивать умение анализировать слово по составу, руководствуясь устной или письменной инструкцией.

Составление цепочки однокоренных слов.

51.

Правописание безударных гласных в корне слова.


Отрабатывать умение находить в ряду однокоренных слов проверочные.

Работа над прямым и переносным значением слов.

52.


53.

Правописание звонких и глухих согласных в корне.


Отрабатывать умение подбирать проверочные слова.

Замена слов противопо-ложными по значению

54.


55.

Практические упражнения в правописании глухих и звонких согласных в корне слов.

сейчас

теперь

Тренировать орфографическ. зоркость при написании слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Составление предложений со словарными словами.

56.


57.

Непроверяемые гласные и согласные в корне.

Распределительный диктант.


Учить на слух различать слова с различными орфограммами в корне.

Запись текста в форме открытого письма.

58.


59.

Повторительно – обобщающий урок по теме «Орфограммы в корне слова».


Работать над умением обобщать. Сравнивать, делать выводы.

Распространение предложений, составление рассказа «Осеннее утро».

60.

61.

Изложение

«С чего начинается Родина?»


Развивать произвольную память уч-ся, работать над полнотой запоминания текста.

Озаглавливание текста, деление его на часта по заданному плану. Пересказ.

62.

Приставки и предлог. Правописание приставок.

середина

Формировать навык дифференциации приставок и предлогов.

Составление предложений

63.


64.

Разделительный твёрдый знак после приставок. Выборочный диктант.


Развивать умение на слух определять слова с разделительным Ъ после приставок.

Образование слов с помощью приставок

65.


66.

Правописание приставок с О и А, приставки ПЕРЕ-.

договор

Учить дифференцировать слова с приставками.

Замена слов родственными с приставками. Деление текста на части

67.


68.

Единообразное написание приставок на согласный вне зависимости от произношения.

(В-, С-, НАД-, ПОД-, ОТ-, ОБ-)


Тренировать умение видеть в слове приставки и правильно их писать.

Составление предложений из данных вразбивку слов

69.


70.

Правописание приставок.

(урок - обобщение)

выкройка

Учить обобщать, сопоставлять, делать выводы, доказывать своё мнение.

Завершение рассказа по данным вопросам.

71.

Повторительно – обобщающий урок по теме «Состав слова». Тест.


Развивать память учащихся, умение сопоставлять, выбирать из данных ответов правильный.

Работа с объявлением.


72.

Части речи

богатство

Формировать умение дифференцировать части речи по вопросам и значениям.

Образование однокоренных слов разных частей речи от данных слов.

73.

Имя существительное – как часть речи. Выборочный диктант.


Развивать наблюдательность: учить находить имена существительные в тексте.

Замена слов близкими по смыслу.

74.

75.

Имена существительные собственные.


Активизировать память учащихся, систематизировать их знания об именах собственных.

Замена словосочетания одним словом – существительным

76.


77.

Практические упражнения в определении рода имён сущ.


Учить работать по инструкции (алгоритму).

Формировать навык написания существительных с шипящей на конце.

Составление и запись сказки по данным иллюстрациям, опорным словам, словосочетаниям

78.

Правописание существительных с шипящей на конце.


79.


80.

Склонение имён существительных в ед.числе. 1, 2 и 3-е склонение имён существительных.

смородина

Развивать умение дифференцировать имена существительные 1, 2 и 3-го скл., определяя их род и выделяя окончания.

Составление и запись ответов на вопросы.


81.

Правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа.


Учить словесному отчёту о деятельности, отрабатывать навык проверки безударных окончаний ударными.

Подбор частей рассказа к данным иллюстрациям


82.


83.

Практические упражнения в правописании падежных окончаний имён сущ. единственного числа. Словарный диктант.


медаль

солдат

Учить применять на практике изученное правило.

Работа с деформированным текстом.


84.

Контрольный диктант за 1-ю четверть.


Проверить степень сформированности орфо-графических и пунктуационных навыков у учащихся.


85.

Работа над ошибками.


Корригировать индивидуальные пробелы в знаниях учащихся.

Составление предложений из данных вразбивку слов

86.

Повторительно – обобщающий урок по теме «Правописание окончаний имён существительных единственного числа».




87.

Множественное число имён существительных.

директор

инженер

Формировать навык дифференциации имён существительных единственного и множественного числа (по значению).

Работа со словами – антонимами.

88.

Склонение имён существит. во множественном числе.



Работать над пониманием смыслового правила.

Распространение предложений однородными членами

89.


90.

Правописание окончаний имён сущ. множественного числа в именительном и винительном падежах.


Развивать умение различать именительный и винительный падежи (выявляя, каким членом предложения является существительное).

Составление предложений с данными словами (в И.п. и В.п.)

91.

Окончания имён существительных множественного числа в Д.п..


Тренировать произвольную память учащихся путём записи текста по памяти.

Заучивание стихотворения и запись его по памяти


92.

Окончания имён существительных множественного числа в творительном падеже.


Отрабатывать умение различать падежи по вопросам.

Составление предложений с именами существит. в Т.п. множественного числа.

93.

Окончания имён существительного множественного числа родительного падежа.


Формировать правильную монологическую речь учащихся.

Образование форм родительного падежа множеств. числа от данных имён существительных.

94.

Окончания имён существительного множественного числа в П.п..


Закреплять навык определения падежей имён существительных.


95.

Правописание существительных родительного падежа женского и среднего рода с основой на шипящий.



Учить различать формы слов с шипящей на конце.

Замена словосочетаний близкими по смыслу словами

96.


97. 98.

Сочинение

«Село моё родное»


Активизировать речь учащихся, расширять кругозор школьников.

Составление плана текста. Пересказ.

99.

Практические упражнения в правописании имён сущ. мн. числа Р.п. с основой на шипящий.


Развивать умение дифференцировать формы слов с шипящей на конце.


Замена слов и словосочетаний близкими по смыслу сущ. в родит. падеже множ. числа с шипящей на конце.

100.

Знакомство с именами сущест-вительными, употребляемыми только в единственном или множественном числе.

кефир

печенье

сметана

шоколад

Формировать умение различать существительные, которые не изменяются по числам и правильно употреблять их в речи.

Вставка имён существительных множественного числа в выражения из сказок

101.

Практические упражнения в употреблении имён существительных, не изменяющихся по числам.


Учить применять на практике изученные правила.

Составление предложений с сущ-ми только ед. или мн. числа

102.


103.

Повторительно – обобщающий урок по теме «Имена существительные во множественном числе».

перрон

Корригировать индивидуальные пробелы в знаниях учащихся. Обобщить и систематизировать знания учащихся по пройденным темам.

Составление предложений со словарными словами.

104.

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»


Проверить степень сформированности орфографических и пунктуационных навыков


105.

Анализ контрольного диктанта




106. 107.

Понятие об имени прилагательном. Значение прилагательного в речи.

командир

Работать над умением находить в тексте слова – прилагательные по вопросам и значению.

Образование прилагат. от существит. при помощи суффикса –Н-

108.

Контрольный диктант.


Проверить степень сформированности орфографических и пунктуационных навыков


109.

Изменение имён прилагательных по родам. Работа над ошибками.


Учить дифференцировать имена прилагательные мужск., женск и среднего рода по роду имён существительных, к которым они относятся.

Работа над значением прилаг. (прямое и переносное).


110.

Окончания имён прилагательных мужского рода.

океан

Отрабатывать навык постановки вопросов к именам прилагательным.

Составление рассказа «Как изменилась природа зимой»

111.

Окончания имён прилагательных женского и среднего рода.

Словарный диктант.

шоссе

Формировать навык дифференциации имён прилагательных по родам с опорой на вопросы и окончания.

Завершение предложений подходящими по смыслу словосочетаниями.

112.

Практические упражнения в написании родовых окончаний имён прилагательных.


Корригировать индивидуальные пробелы в знаниях учащихся.

Составление и запись связного рассказа о баснях И.А. Крылова.

113.

Изменение имён прилагательных по числам. Окончания прилагательных множественного числа.


Развивать умение согласовывать прилагательные с существительными, к которым они относятся, устранять речевые ошибки, связанные с неправильным согласованием.

Замена словосочетаний близкими по смыслу существительными.


114.115.

Согласование имени существительного и прилагательного в роде и числе.


Устранять речевые ошибки, связанные с согласованием имён прилагательных с существительными.

Запись словосочетаний сущ. + прилаг.


116.

Практические упражнения в согласовании прил. с сущ.


Формировать навык в нахождении устранении речевых ошибок в согласовании прил. и сущ.

Составление и запись

описания картины

117.

Дифференциация окончаний –ЕЕ у прилагательных среднего рода единственного числа и –ИЕ у прилагательных множественного числа.

сосед

Учить различать формы среднего рода единственного числа и множественного числа прилагательных в соответствии с вопросами «какое?» и «какие?».

Составление и запись полных ответов на вопросы.

118.

Диагностический контрольный диктант



Проверить сформированность орфографических и пунктуационных навыков учащихся


119.

Работа над ошибками. Практические упражнения в правописании родовых окончаний имён прилагательных


Развивать умение определять окончания по вопросу.

Работа с деформированным текстом


120.

Повторительно – обобщающий урок. Написание родовых окончаний и окончаний мн. числа имён прилагательных.


Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы самостоятельно.

Замена прилагательных противоположными по смыслу.


121.

Склонение имён прилагат. в единственном числе мужского и среднего рода.


Работать над умением находить в тексте словосочетания существительных с прилагат.

Составление словосочетаний

сущ. + прилаг.

122.

Согласование имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа с именами существительными.


Отрабатывать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.

Запись стихотворения по памяти.


123.

Составление заметки в стенгазету «Человек, которым можно гордиться».


Активизировать мыслительную и творческую деятельность учащихся.

Запись текста в форме открытого письма.

124.

Именительный и винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.

экватор

Формировать умение различать И.п. и В. п. имён прилагательных по падежам существительных.

Подбор прилагательных, подходящих по смыслу к данным существительным.

125.

Правописание безударных окончаний прилагательных среднего рода после шипящих. Словарный диктант.


Развивать умение определять средний род в соответствии с вопросом и правильно писать окончания –ЕЕ, - ОЕ после шипящих.

Замена прилагательных противоположными по смыслу.

126.

Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.


Отрабатывать умение склонять прил. вместе с сущ., определять окончания прил.по вопросам, падеж – по падежу существительных.

Работа с деформированными предложениями.


127.

Правописание окончаний имен прил. мужского и среднего рода в родительном падеже.

прекрасный

Развивать навык постановки вопросов от существительного к прилагательному.

Составление предложений с данными словосочетаниями

Сущ. + прилаг. в Р.п.

128.

Практические упражнения в написании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.


Добиваться чёткости упрочившихся знаний путём самостоятельной работы учащихся.

Распространение предложений подходящими по смыслу прилагательными.

129.

Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.


Развивать навык склонения прилагательных вместе с существительными, правильно ставить вопросы и писать окончания прилагательных.

Работа с устойчивыми словосочетаниями.


130.

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

календарь

Формировать навык правильного написания окончаний прилагательных в дательном падеже путём правильной постановки вопроса.

Составление словосочетаний

сущ. + прилаг. в дательном падеже.

131.

Практические упражнения в правописании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.


Развивать самостоятельность, внимание и зрительную память.

Работа с открыткой.


132.

Творительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.


Отрабатывать умение определять род и падеж прилагательных по роду и падежу существительных.

Согласование прилагательных с существительными в Т.п.

133.

Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном падеже.

Слуховой диктант.

интересный

Корригировать индивидуальные пробелы в знаниях учащихся.

Изменение предложений.

(упр.251, с.115)

134.

Предложный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.


Работать над умением определять предложный падеж прилагательных по падежу существительного.

Работать с пословицами.


135.

Практические упражнения в правописании окончаний имен прил. мужского и среднего рода в предложном падеже.

апельсин

мандарин

Отрабатывать умение находить в тексте существительные, к которым относятся прилагательные, ставить вопросы и правильно писать окончания прилагательных.

Составления предложений из данных вразбивку слов.


136.

Дифференциация окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. Распределительный диктант.


Учить сравнивать, сопоставлять и различать творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

Вставка прилагательных в нужном падеже.


137.


Упражнения в правописании падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Тест.

агроном

Совершенствовать навык правописания окончаний имен прилагательных; проверить уровень усвоения материала.

Распространение предложений подходящими по смыслу прилагательными.

138. 139.

Изложение



Развивать умение делить целое на части по плану, запоминать текст со всеми деталями.

Деление текста на части. Пересказ.

140.

Склонение имен прилагательных женского рода.


Работать над умением находить в тексте словосочетания существительных с прилагательными.

Работа с образными средствами языка.


141.

Родительный, дательный и предложный падежи имён прилагательных женского рода.

добыча

Добиваться чёткости в понимании смысла изучаемого правила.

Составление словосочетаний

сущ. + прилаг. в Р., Д. и П. падежах.

142.

Правописание безударных окончаний имён прилагательных в родительном, дательном и предложном падежах.


Отрабатывать умение находить в тексте имена существительные, с которыми согласуются имена прилагательные и ставить вопросы от существительного к прилагательному.

Составление и запись полных ответов на вопросы.


143.

Творительный падеж имён прилагательных женского рода.


Развивать умение определять падеж прилагательного по падежу существ.

Работа с прил. Противопо-ложными по смыслу.

144.

Правописание безударных окончаний имен прилагательных женского рода в Т.п

антенна

Совершенствовать навык определения окончаний имён прилагательных по вопросу.

Замена существительных однокоренными прилагательными.

145.

Практические упражнения в правописании окончаний имён прил. женского рода в Т.п.


Добиваться чёткости упрочившихся знаний путём самостоятельной работы учащихся.

Составление предложений из данных вразбивку слов.


146.

Винительный падеж имен прилагательных женского рода.


Учить различать И. и В. падеж по окончаниям прилагательных.

Замена слов и выражений однокоренными или близкими по значению прил.

147.

Правописание безударных окончаний имён прилагательных женского рода единственного числа в винительном падеже.


Развивать логическое мышление путем составления целого из частей.

Составление и запись предложений с данными выражениями.


148.

Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода.

Зрительный диктант.


Формировать навык дифференциации В. и Т. падежей имён прилагательных, путём постановки вопросов.

Развивать орфографическую зоркость.

Работа со значением имён прилагательных (прямым и переносным).


149.

Практические упражнения в правописании падежных окончаний имён прилагательных женского рода единственного числа в винительном и творительном падежах.

Объяснительный диктант.

конфета

Отрабатывать навык склонения прилагательных вместе с существительными, определения падежа прилагательного по падежу существительного.

Подбор подходящих по смыслу прилагательных - аллофонов.


150.

Контрольное списывание.

«Край сибирский»


Выявить уровень сформированности орфографических навыков по пройденным темам, развивать орфографическую зоркость.


151.

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода единственного числа»


сервиз

Учить обобщать, делать самостоятельные выводы, работать по алгоритму.

Выбор верных слов – прилагательных из двух близких по значению.


152.

Склонение имён прилагательных во множественном числе.


Учить склонять имена прилагательные мн. числа вместе с существительными, согласовывать их в падеже.

Работа с фразеологичес-кими оборотами, подбор к ним толкований.

153.

Р.п. иП.п. имён прилагательных множественного числа.


Отрабатывать навык выделения в предложении словосочетаний сущ. с прил.

Составление словосочетаний с данными прилагательными.

154.

Дифференциация дательного и творительного падежей имен прилагательных во множественном числе.

космонавт

Формировать навык определять падеж прилагательных на слух.

Развивать произвольную память.

Запись стихотворения по памяти.



155.

Практические упражнения в определении падежей имён прилагательных во мн. числе.


Отрабатывать умение определять падеж прилагательных по падежам существительных, к которым они относятся.

Работа со сравнениями.


156.

Повторительно – обобщающий урок. Правописание падежных окончаний имён прилагательных.


Развивать умение применять изученный материал при выполнении различных практических упражнений.

Составление предложений по картинкам.

157.

Контрольный диктант



Проверить сформированность орфографии-ческих навыков учащихся; выявить уровень развития у них высших психических функций.


158.

Повторительные упражнения.

Работа над ошибками.


Активизировать память учащихся, умение пользоваться полученными знаниями на практике.

Составление рассказа «Приход весны».

159.

Сочинение

«Все профессии нужны»


Формировать умение чётко, правильно и лаконично излагать свои мысли на письме.

Составленье рассказа о профессиях на основе статей из «Нашей газеты».



Простое предложение.


Развивать умение ставить вопросы к словам в предложении, выделять главные члены предложения.

Деление сплошного текста на предложения.


Простое предложение с однородными членами.

балкон

Отрабатывать умение находить в предложении однородные члены.

Составление предложений по данным схемам.


Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных.

пожалуйста

Развивать внимание, наблюдательность.

Составление и запись полных ответов на вопросы.



Упражнения в определении однородных членов предложения.


Формировать умение группировать и классифицировать.

Замена словосочетаний однородными членами предложения.

109.

Перечисление без союзов.


Работать над умением ребят видеть в тексте однородные члены предложения.

Отрабатывать навык выразительного чтения предложений с однородными членами.

Составление полных ответов на вопросы с использованием однородных членов предложения.

110.

Перечисление с союзами А. НО.

Объяснительный диктант.


Активизировать внимание и память учащихся.

Подбор подходящих по смыслу однородных членов предложения.

111.

Перечисление с одиночным союзом «И».


Отрабатывать умение применять полученные знания на практике.

Работа с деформирован-ным текстом.

112.

Знаки препинания при однородных членах предложения.

материя

вытачка

Развивать умение сравнивать, анализировать.

Работа с пословицами.


113.

Практические упражнения в постановке знаков препинания при однородных членах предложения.

Творческий диктант.


Активизировать словарный запас учащихся; учить дополнять предложения подходящими по смыслу однородными членами.

Распространение предложений однородными членами.

114.

Сложное предложение.


Работать над умением школьников сравнивать, анализировать, делать выводы.

Составление сложных предложений из 2-х простых.

115.

Дифференциация простых и сложных предложений.

Распределительный диктант.

фонтан

Учить различать простые и сложные предложения по наличию в них главных членов.

Составление сложных предложений по опорным словам.

116.

Сложные предложения с союзами И, А, НО и без союзов.

оборона

солдат

Учить различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения с союзами И, А, НО.

Составление сложных пред-

ложений с данными союзами.

117.

Практические упражнения в постановке знаков препинания в сложных предложениях.


Работать над умением рассуждать, применять изученное правило при выполнении различных упражнений.

Дописывание сложных предложений, подбор подходящей 2-й части.

118.

Обращение. Практическое употребление обращения.


Работать над пониманием смысла правила, учить выделять обращение в предложении.

Работа с выражениями из сказок.

119.

Практические упражнения в нахождении обращений в предложениях.



Отрабатывать умение правильно читать предложения с обращениями.

Составление предложений с обращениями.


120.

Знаки препинания при обращении.

Предупредительный диктант.


Развивать целенаправленное внимание учащихся, корригировать индивидуальные пробелы в знаниях учащихся.

Вставка обращений, подходящих по смыслу.


121.

Повторительно – обобщающий урок.Знаки препинания в простом и сложном предложении.


Активизировать память учащихся, отрабатывать умение обобщать, сравнивать. делать выводы.

Составление предложений из данных вразбивку слов.

122.

Контрольный диктант



Проверить сформированность орфографических и пунктуационных навыков учащихся, выявить уровень развития у них высших психических функций.


123.

Повторительно – обобщающий урок. Предложение.

Работа над ошибками.


Развивать умение обобщать, анализировать, самостоятельно делать выводы и уметь доказывать свою точку зрения.

Учить работать над ошибками.

Составление и запись ответов на вопросы.


124.

125.


Сочинение


«Моя семья».


Развивать связную речь учащихся, учить излагать свои мысли на письме.

Составление рассказа о семье, о семейных традициях на основе вопросов и данного плана.




Повторение - 11 часов.

126.

Звуки и буквы.

повторение

Развивать фонематический слух и умение анализировать звукобуквенный состав слова.


127.

Состав слова.

Тест.


Работать над разложением целого слова на части.

Составление слов по данным схемам.

128.

Имя существительное. Грамматические признаки существительных.

изученных

Активизировать память учащихся, развивать умение анализировать слова существительные.

Замена повторяющихся слов синонимами.


129.

Правописание безударных гласных и согласных в корне слов.


Совершенствовать навык подбора однокоренных (проверочных) слов.

Работа с деформирован-ным текстом.

130.

Имя прилагательное. Грамматические признаки.

Предупредительный диктант.

за

год

Расширять словарный запас учащихся введе-нием в него качественных имён прилагатель-ных. Корригировать индивидуальные пробелы в знаниях учащихся.

Подбор прилагательных по смыслу и в рифму.


131.- 132.

Правописание окончаний имён прилагательных.

Диктант «Проверяю себя».


словарных

Тренировать умение находить в тексте имена существительные, от которых зависят прилагательные и ставить вопросы.

Дописывание рассказа по данному началу и опорным словам.

133.

Административно– диагностический контрольный диктант за учебный год.

слов.

Проверить сформированность орфографических и пунктуационных навыков и выявить уровень развития внимания и памяти учащихся.


134.

Творческое списывание

«Герои - земляки».


Активизировать словарный запас учащихся, развивать умение работать самостоятельно.

Распространение текста подходящими по смыслу именами прилагательными.

135.- 136.

Простое предложение


Отрабатывать умение анализировать предложение.

Составление предложений по данным схемам.

137. – 138.

Сложное предложение.


Развивать умение дифференцировать простые и сложные предложения.

139. - 140.

Повторительные упражнения в постановке знаков препинания в простом и сложном предложениях.


Тренировать внимание и память учащихся.

Объединение простых предложений в сложное, где это возможно.



VI.Методическая литература

  1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. VIII вида. 5 – 9 классы\ под ред. В.В.Воронковой \Сборник 1 .- М.: ВЛАДОС, 2010

  2. Рабочие тетради по русскому языку 5 – 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида \ Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская.- М.: Просвещение, 2004 г. ( №1 (Состав слова), №2 (Имя существительное), №3(Имя прилагательное), №4 (Глагол)

  3. Русский язык и чтение. 5 -7 класс: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения \ М.Е.Прокопьенко . –Волгоград: Учитель, 2009 . – серия «Коррекционное обучение»

  4. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе: Учеб.пособие для студентов дефектологов \Аксенова А.К . – М.: Просвещение, 1994

Словари:

  1. Словарь русского языка \ под ред. С.И.Ожегова.- М., 2009