Понимание простых предложений.
Умение употреблять отдельные звуки, звукоподражания, звуковые комплексы в соответствии с коммуникативной ситуацией.
Понимание простых по звучанию слов: «мама», «папа», «дядя» и др.
Понимание существительных: имена членов семьи, педагогов, учащихся класса
Понимание существительных: объекты, явления .
Понимание простых предложений (бытовые и учебные инструкции).
Умение употреблять простые по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.), собственное имя, называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса), называние (употребление) слов, обозначающих предмет.
Коммуникация: дети, взрослые, смотреть, говорить, здороваться, прощаться, просить помощи, слушать, ждать, показывать, спрашивать, вежливость, здравствуй, до свидания, привет, пока, спасибо, пожалуйста, да, нет.
Графомоторные навыки: точка, линия, прямая линия, кривая линия, обводить, закрашивать, штриховать.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Рабочая программа построена по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности учеников. Особенностью данной программы является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Программно-методический материал представлен тремя разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации» и «Развитие графомоторных навыков». Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному.
1. реагирование на присутствие одного или нескольких людей.
2. реагирование на контакт со взрослым.
1. установление зрительного контакта
2. реагирование на собственное имя
3. использование мимики адекватной ситуации
4. привлечение к себе внимания различными средствами • мимика и жесты • пиктограмма • слово
5. ответ ребенком на приветствие собеседника при помощи • мимики и жестов (привет здравствуй доброе утро и т.п.)
6. использование согласованных движений рук, глаз и тела при общении (например, похлопать по плечу другого человека, посмотреть ему в глаза, сказать «дай ножницы» при выражении просьбы)
1. поддержание зрительного контакта
2. выражение своих желаний при помощи • мимики и жестов • пиктограмм • слова • коротких предложений
3. выражение просьбы о помощи с использованием • мимики и жестов • пиктограмм • слова • коротких предложений
4. выражение согласия или несогласия, используя : жесты (кивок головы, да, нет), жест рукой (да, нет) • пиктограммы ( слова, да, нет)
5. выражение благодарности • жест (кивок головой) • пиктограмма • слово «спасибо» • короткое предложение
1. поддержание зрительного контакта
2. прощание с собеседником, используя • мимику и жесты ( пока, до свидания)
1. Понимание простых по звучанию слов: «мама», «папа», «дядя» и др.
2. Понимание существительных: имена членов семьи, педагогов, учащихся класса
3. Понимание существительных: объекты, явления
Экспрессивная речь.
1. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
2. Употребление простых слов (мама, папа, дядя, тётя и т.д.)
3. Употребление своего имени
6. Употребление простых предложений типа «Я хочу пить».
1. Рисование на нелинованной бумаге линий в различном направлении.
2. Рисование вертикальных линий разной длины.
3. Рисование горизонтальных линий.
4. Закрашивание контурных изображений предметов
5. Обведение по трафарету простых предметов
№ | Тема урока | Дата | Ожидаемый результат | Кол-во часов | словарь |
1 четверть(8 недель) 25 часов | | |
1 | Знакомство | | Первичное знакомство с учителем, установление эмоционального доверительного контакта | 1 | учитель |
2 | Моё имя. Введение пиктограмм. | | Восприятие речевого обращения к себе как приятного. Внимание к речевому обращению и реагирование на него (изменяет поведение, поворачивает лицо и т.д.). Реагирование на собственное имя, | 1 | Имя, я. |
3 | Понимание речевых сигналов. | | Реагирование на имя. | 1 | Имя, я,это … |
4 | Моя семья. Члены семьи. Мама и папа. Введение пиктограмм. | | Узнавание, различение имен членов семьи, называние, обращение | 2 | Мама,папа. |
5 | Моя семья. Члены семьи. Бабушка, дедушка. | | Узнавание, различение имен членов семьи, называние, обращение | 2 | Бабушка,дедушка. |
6 | Моя семья. Члены семьи. Брат,сестра | | Узнавание, различение имен членов семьи, называние, обращение | 2 | Брат,сестра. |
7 | Пиктограммы. | | Знакомство с пиктограммами как средством невербального общения с окружающими(фото-пиктограммы) | 3 | |
8 | Подготовка руки к письму. | | Рисование на нелинованной бумаге линий в различном направлении. | 2 | Линия,дождик,нитки |
9 | Развитие слухового внимания. | | Различать неречевые звуки, определять источник звука, соотносить предмет, продуцирующий звук с картинкой | 2 | Стук, звон, шуршание, гудение, жужжание |
10 | Школьные принадлежности. | | Показывать и называть школьные принадлежности, соотносить с изображением. | 2 | Карандаш, ручка, альбом, тетрадь, бумага, картон, пластилин, ластик, краски,и др. |
11 | Слушание сказок. | | Слушать сказки, рассказывать сказки с использованием картинок и пиктограмм | 3 | Сказка, герой, имя |
12 | Развитие зрительного восприятия (конструирование) | | Конструировать по образцу или методом наложения на образец из счетных палочек и полосок бумаги | 2 | Счетные палочки, полоски, верх, низ, лево, право |
13 | Повторение и закрепление изученного | | Повторение базовых понятий (моя семья, имена, клички, окружающие люди). Штриховка и конструирование | 2 | Повторение слов и понятий ранее усвоенных |
| Итого | | | 25 ч | |
№ | Тема урока | Дата | Ожидаемый результат | Кол-во часов | словарь |
2 четверть (8 недель) 23 часа | | |
1 | Повторение пройденного в 1 четверти | | Повторить плохо усвоенные темы | 1 | |
2 | Использование мимики | | Понимание мимики на смайлах, показ мимики на лице | 4 | смайлик |
3 | Мимика плюс жесты | | Понимание мимики на смайлах, показ мимики на лице и выражение эмоций с помощью жестов | 3 | улыбка |
4 | Пиктограммы-фотографии | | Использование в невербальном общении реальных изображений (родители, предметы,действия) | 4 | фотография |
5 | Ответ на приветствие | | Уметь отвечать на приветствие с помощью жестов и речи | 2 | здравствуйте |
6 | Использование согласованных движений рук ,глаз и тела при общении | | Умение смотреть в лицо во время диалога, поворачиваться к собеседнику | 3 | Да,нет,кивок |
7 | Поддержание контакта | | Умение удерживать внимание на собеседнике более продолжительное время, отвечать, спрашивать, проявлять интерес | 3 | собеседник |
8 | Просьба о помощи | | Умение выражать свои потребности через просьбы используя различные коммуникационные приемы-жесты,речь,пиктограммы | 2 | |
9 | Графомоторные навыки | | Умение обводить по трафарету и штриховать геометрические фигуры и др . формы | 1 | |
| Итого 2 четверть | | | 23 часа | |
№ | Тема урока | Дата | Ожидаемый результат | Кол-во часов | словарь |
3 четверть (9 недель) 29 часов | | |
1 | Повторение пройденного за 1 полугодие | | Повторить самые сложно усвоенные темы | 2 | штриховка |
2 | Выражение согласия или несогласия | | Умение выражать согласие или несогласие с помощью жестов,речи или пиктограмм | 1 | Да,нет |
3 | Графо моторные навыки | | Умение обводить по трафарету и штриховать геометрические фигуры и др . формы | 2 | трафарет |
4 | Выражение благодарности | | Умение благодарить, выражать благодарность вежливыми словами,доступными средствами-жестами,пиктограммами | 3 | кивок |
5 | Завершение контакта | | Умение правильно завершать контакт, прощаться, при прощании использовать доступные средства коммуникации | 2 | До свидания,пока |
6 | Прощание с собеседником | | Уметь прощаться, при прощании использовать доступные средства коммуникации | 3 | Приходите еще |
7 | Импрессивная речь. Понимание простых слов. | | Понимание слов и отношений между ними, обогащение пассивного словаря | 4 | Дай,на,положи,принеси |
8 | Понимание существительных- имена членов семьи | | Называние доступным способом имен членов семьи, использование фото-пиктограмм | 3 | Мама Юля,папа Андрей и т.д. |
9 | Понимание существительных -имена педагогов | | Называние доступным способом имен учителя и воспитателя, использование фото-пиктограмм | 3 | Любовь Геннадьевна Валентина Михайловна |
10 | Понимание существительных – имена учащихся класса | | Называние доступным способом имен одноклассников, использование фото-пиктограмм | 3 | Саша,Кирилл и т.д. |
11 | Повторение пройденного за 3 четверть | | Повторить пройденное в 3 четверти | 3 | |
| Итого 3 четверть | | | 29 ч | |
№ | Тема урока | Дата | Ожидаемый результат | Кол-во часов | словарь |
4 четверть (8 недель) 22 часа | | |
1 | Повторение и закрепление ранее изученного | | Повторить сложные для уч-ся темы | 1 | |
2 | Импрессивная речь: понимание существительных (объекты, явления) | | Понимание слов и отношений между ними, обогащение пассивного словаря | 4 | Слова-предметы |
3 | Понимание простых предложений | | Умение составлять рассказ по картинке из 2-4 предложений, доступными коммуникационным способами | 3 | слово |
4 | Графомоторные навыки | | Графические минутки, повторение за учителем, понимание инструкций | 2 | Графический диктант |
5 | Подготовка руки к письму | | Умение манипулировать руками | 3 | шнуровка |
6 | Экспрессивная речь. Употребление звуков, звукоподражаний. | | Умение использовать собственную речь в общении, при отсутствии речевого опыта использовать звукоподражания для привлечения внимания собеседника | 2 | Речь, я говорю |
7 | Экспрессивная речь. Употребление простых слов. | | Умение использовать собственную речь в общении, при отсутствии речевого опыта использовать звукоподражания для привлечения внимания собеседника | 3 | Скажи, закричи |
8 | Экспрессивная речь. Имя | | Умение использовать собственную речь в общении, называть свое имя | 2 | имя |
9 | Экспрессивная речь. Употребление имен членов семьи, педагогов, одноклассников | | Называние доступным способом имен учителя и воспитателя, использование фото-пиктограмм | 2 | |
| Итого | | | 22 часа | |