СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Рисование.Лепка.Ручное творчество" 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа ориентированна на учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития, составлена на основе программно-методиченских материалов под ред. И.М.Бгажноковой.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Рисование.Лепка.Ручное творчество" 9 класс»

Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Рисование, лепка, ручное творчество» для 9 класса направлена на развитие творческих способностей и имеет важное коррекционно-развивающее значение, в том числе, необходимостью таких детей в разнообразие видов доступной деятельности.

Ручной труд, так же, как игровая деятельность, (конструктивная и трудовая, обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное использование как средства коррекции в процессе обучения учащихся с выраженной умственной отсталостью может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Таким образом, в процессе обучения учащихся с ОВЗ ручному труду на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие, воспитательные. Это закономерно, поскольку школьники с выраженными нарушениями интеллектуального развития обладают ограниченными возможностями овладения как знаниями о ручном труде, так и соответствующими умениями и навыками, связанными с участием в нем. Вместе с тем, имеющиеся возможности развивать необходимо, так как спонтанно или при несоответствующих педагогических условиях воспитания в предшествующий школе период учащиеся с выраженной умственной отсталостью не овладевают навыками деятельности. Они не проявляют желание рисовать, лепить, недостаточно знают соответствующие предметы и материалы (карандаши, фломастеры, кисточки, пластилин, глина, краски) и не умеют ими пользоваться. Побужденные к деятельности взрослым, они хаотично, однообразно, без проявления эмоций, непродолжительное время действуют с карандашом (фломастером), не используют пространство листа бумаги для передачи изображения, не могут самостоятельно рисовать красками. Действия учащихся лишены целенаправленности и игрового замысла. Выполненные работы не ассоциируются ими с предметами и явлениями окружающей действительности, часто они не могут узнать в изображении реальные предметы явления. Недоразвитие психических процессов, которые составляют основу ручной деятельности (познавательной активности, восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, речи), предметной, игровой, конструктивной деятельности, а также ограниченный жизненный опыт, несформированность представлений об объектах и явлениях окружающего мира обусловливают трудности учащихся с выраженными нарушениями интеллекта в овладении предметным изображением.

Уроки лепки, рисования, ручного творчества, при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности учащегося, воспитанию у него положительных навыков и привычек. В процессе проведения урока создаются условия, которые дают возможность каждому школьнику работать в своем темпе, проявлять максимальную степень самостоятельности при выполнении задания. Для учащихся, входящих в слабую подгруппу, необходима большая помощь учителя. Она состоит не только в дополнительной демонстрации и объяснении, но и зачастую в регулярном совместном выполнении всей работы или ее отдельных элементов. Индивидуальный подход должен органично сочетаться с фронтальной работой. В зависимости от возможностей детей по мере обучения можно замедлять и увеличивать темп прохождения материала. Положительное влияние на ход уроков оказывает введение игровых и сюрпризных моментов, участие игровых персонажей, которые будут поддерживать интерес к предлагаемой деятельности, ориентировать их на выполнение заданий, вести их в течение всего урока. Кроме того хорошо использовать художественное слово - стихи, потешки, загадки. Одним из важных элементов, для создания особого эмоционального настроя является использование музыки .



Программа рассчитана на 68 часов, 2 раза в неделю



Цель:

Формирование трудовых умений и навыков, эмоционально-положительного отношения к лепке, рисованию, ручному творчеству, развитие эстетического вкуса, творческих способностей.

Реализовать данную цель можно через решение задач:

  1. образовательных – формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка ; навыков рисования с натуры , по памяти , по представлению , декоративного рисования и умения применять их в учебной , трудовой и общественно полезной деятельности

  2. коррекционных – развитие всех познавательных процессов ( память , мышление , внимание , воображение , речь ), мелкой моторики рук

  3. воспитательных – формирование личностных качеств : художественный вкус , аккуратность , терпение , настойчивость , усидчивость ; патриотическое и эстетическое воспитание



Методы обучения :

  1. словесные – рассказ , беседа

  2. наглядные – демонстрация иллюстративной и натуральной наглядности , готовых рисунков ( схем ), педагогическое рисование

  3. практические – практические работы , выходы на природу

Формы организации учебного процесса:

  1. урок

  2. беседа

  3. практические работы

Для проведения уроков используются : иллюстративный материал , репродукции картин , предметы декоративно-прикладного искусства , муляжи , ИКТ , ТСО.

Место предмета в учебном плане.

9 класс – 2 часа в неделю , 68 часов в год



Содержание программы:

1.

Рисование с натуры.

«Дерево осенью», цифры (по шаблону), буквы (по шаблону), геометрические фигуры (по трафарету)

2.

Декоративное рисование.

«Пушистые снежинки», «Узор из геометрических фигур в квадрате», «Украсим шапочку», «Цветы маме»

3

Рисование на темы:

«Ветка рябины», «Снеговик», «Шары на ёлку»,

«Салют», «Букет маме».

4

Работа с бумагой:

Виды и свойства бумаги. Сгибание листа бумаги по намеченной линии, пополам. Т/б при работе с клеем.

Аппликации из готовых форм: « Солнышко», « Салют»,

«Цветы».

Аппликация из салфеток: «Овечка», «Снеговик», «Ёлка»,

«Радуга».

5

Работа с ножницами: Т/Б при работе с ножницами. Разрезание листа бумаги по намеченной линии. Вырезание полосок.

6

Работа с пластилином:

Свойства пластилина. Т/б при работе с пластилином.

Лепка по образцу овощей и фруктов. Пластилинография

« Радуга», « Зонтики», «Ёлка», «Открытка маме».



Требования к уровню подготовки учащихся:

Достаточный уровень:

Учащиеся должны под контролем учителя:

Знать/понимать

Уметь

Знать правила техники безопасности;

Знать инструменты и материалы, используемые в процессе лепки, рисования.

Узнавать изображённые предметы; называть их.

Организовать своё рабочее место;,

Уметь ориентироваться на листе бумаги,

Уметь выполнять работы с использованием трафаретов и шаблонов;

Уметь сравнивать работы с изображением.

Уметь выделять в предметах цвет, форму, величину.



Средний уровень:

С частичной помощью учителя:

Знать/понимать

Уметь

Понимать правила т/б;

Знать инструменты и материалы, применяемые на уроках, с помощью учителя;

Узнавать свои работы с помощью учителя;

Владеть некоторыми приёмами лепки и рисования с помощью учителя;

Ориентироваться на листе бумаги; с помощью учителя;

Уметь выделять в предметах цвет, форму, величину с помощью учителя;

Уметь выполнять работы с использованием трафаретов с помощью учителя;

Сравнивать работы с изображением с помощью учителя.



Низкий уровень:

-уметь выполнять работы с помощью учителя



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Час

Дата

1

Беседа об искусстве, где работает художник. Техника безопасности.

1

01.09.2015

2

Пропедевтика. Работа с трафаретом. Карандаш.

1

02.09.2015

3

Проведение линий прямых и волнистых

1

08.09.2015

4

Узор из прямых линий (декоративное рисование)

1

09.09.2015

5

Какого цвета осень? Трафареты листиков. Рисунок.

1

15.09.2015

6

Листики осенние (акварель).

1

16.09.2015

7

Геометрический орнамент в круге. Деление круга на 4 части.

1

22.09.2015

8

Узор. Цветок в круге (акварель).

1

23.09.2015

9

Натюрморт «яблоки» с натуры.

1

29.09.2015

10

Натюрморт «фрукты на столе» (акварель)

1

30.09.2015

11

Симметричный узор по трафарету («вазочка»)

1

06.10.2015

12

Рисунок вазы с цветами.

1

07.10.2015

13

Любимая сказка. Игра-лото «сказка»

1

13.10.2015

14

Рисуем сказку «колобок»

1

14.10.2015

15

Пейзаж. Заливка неба.

1

20.10.2015

16

Деревья осенью (акварель).

1

21.10.2015

17

Рисунок с натуры «цветок в кашпо».

1

27.10.2015

18

Продолжение рисунка «цветок в кашпо» (акварель)

1

28.10.2015

19

Построение рисунка по точкам.

1

10.11.2015

20

Практическая работа (рисунок по точкам)

1

11.11.2015

21

Дорожные знаки.

1

17.11.2015

22

Композиция «внимание, дорога!»

1

18.11.2015

23

Предметы быта. Коническая форма.

1

24.11.2015

24

Предметы быта. Трафарет.

1

25.11.2015

25

Композиция «за чашкой чая»

1

01.12.2015

26

Сложные по форме предметы быта.

1

02.12.2015

27

Новогодние карнавальные очки. Построение рисунка.

1

08.12.2015

28

Новогодние карнавальные очки. Аппликация.

1

09.12.2015

29

Новогодняя елка в лесу.

1

15.12.2015

30

Лес зимой (рисунок)

1

16.12.2015

31

Лес зимой (гуашь)

1

22.12.2015

32

Новогодние игрушки на елке.

1

23.12.2015

33

Поделки новогодних игрушек.

1

12.01.2016

34

Работа с трафаретами «цветы»

1

13.01.2016

35

Поздравительные рисунки.

1

19.01.2016

36

Практическая работа (рисунок ко дню рождения школы)

1

20.01.2016

37

Рисунок с натуры. Пропорция.

1

26.01.2016

38

Орнамент. Построения.

1

27.01.2016

39

Декоративное рисование.

1

02.02.2016

40

Аппликация из цветной бумаги

1

03.02.2016

41

Предметы цилиндрической формы.

1

09.02.2016

42

Предметы быта (цилиндрической формы)

1

10.02.2016

43

Декоративный узор из растительных элементов.

1

16.02.2016

44

Декоративный узор в квадрате.

1

17.02.2016

45

Предметы прямоугольной формы.

1

24.02.2016

46

Предметы быта (прямоугольной формы)

1

01.03.2016

47

Построение пятиконечной звезды.

1

02.03.2016

48

Объемная пятиконечная звезда.

1

09.03.2016

49

Аппликация «звезда»

1

15.03.2016

50

Цветы и пропорции.

1

16.03.2016

51

Поздравительные открытки к 8 марта.

1

22.03.2016

52

Коллективная работа «панно 8 марта»

1

23.03.2016

53

Трафареты «рыбки». Пропорции.

1

05.04.2016

54

Рыбки в аквариуме (рисунок)

1

06.04.2016

55

Аппликация «рыбки» (коллективная работа)

1

12.04.2016

56

Предметы овальной формы. Яйцо.

1

13.04.2016

57

Корзина с яйцами, раскраска, орнамент.

1

19.04.2016

58

Пасха, орнамент. Беседа.

1

20.04.2016

59

Спутник в космосе (тематическое рисование)

1

26.04.2016

60

Моя любимая игрушка. Беседа и рисунок.

1

27.04.2016

61

Игрушка (раскраска). Иллюстрации из книг «игрушки»

1

03.05.2016

62

Птички. Построение формы, размер. Беседа.

1

04.05.2016

63

Птицы- наши друзья, композиция.

1

10.05.2016

64

День победы. Флажки, звезды, трафареты.

1

11.05.2016

65

Бабочки- трафареты, симметрия в рисунке.

1

17.05.2016

66

Композиция «скоро лета»

1

18.05.2016

67

Весенние цветы (гуашь)

1

24.05.2016

68

Итоговое занятие.

1

25.05.2016



Формы и средства контроля:

Учебные опросы проводятся по итогам окончания четверти с опорой на индивидуальные особенности ребёнка. Задания выполняются с помощью учителя.

Критерии оценки:

Оценка 5 ставится, если ученик:

- умеет организовывать свое рабочее место, правильно держать кисть и карандаш;

- имеет представления о материалах используемых в процессе изобразительной деятельности и их свойствах(карандаши, краски, кисти, бумага);

- владеет некоторыми приемами рисования цветными карандашами и красками: закрашивание контура предмета, примакивание, рисование толстой и тонкой линии, тонирование листа бумаги.

- умеет выделять в предметах и их изображениях цвет, форму и величину, осуществляя выбор по образцу и по названию с помощью учителя;

- умеет ориентироваться на плоскости листа бумаги и в предложенной для рисования геометрической форме;

- умеет выполнять работы с использованием трафаретов и шаблонов с небольшой помощью учителя;



Оценка 4 ставится, если ученик:

- умеет организовывать свое рабочее место, правильно держать кисть и карандаш;

- имеет представления о материалах используемых в процессе изобразительной деятельности и их свойствах(карандаши, краски, кисти, бумага);

- владеет некоторыми приемами рисования цветными карандашами и красками: закрашивание контура предмета, примакивание, рисование толстой и тонкой линии, тонирование листа бумаги с помощью учителя.

- умеет выделять в предметах и их изображениях цвет, форму и величину, осуществляя выбор по образцу и по названию с помощью учителя;

- умеет ориентироваться на плоскости листа бумаги и в предложенной для рисования геометрической форме с помощью учителя;

- умеет выполнять работы с использованием трафаретов и шаблонов с помощью учителя;



Оценка 3 ставится, если ученик:

- умеет организовывать свое рабочее место, правильно держать кисть и карандаш с помощью;

- владеет некоторыми приемами рисования цветными карандашами и красками с помощью учителя;

- умеет ориентироваться на плоскости листа бумаги с помощью учителя;

- умеет выполнять работы с использованием трафаретов с помощью учителя;



Учебно-методические средства обучения:

Основная литература:

- И.М. Бгажнокова. Воспитание и обучение детей и подростков (с тяжелыми и множественными нарушениями развития).- М., Владос, 2005.

Дополнительная литература:

- Геронимус Т.М. Урок труда. Справочник маленького мастера.

Комплект учебников-тетрадей по трудовому обучению.- М.,Арт-пресс, 2008.



Раздаточный материал:

- наборы цветных карандашей;

- краски;

- наборы цветного картона;

- бумага

-пластилин

-кисти

-ножницы