СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Ручной труд"4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена с учетом физического, умственного и нравственного развития младших школьников с нарушением интеллекта.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Ручной труд"4 класс»



Государственное казенное общеобразовательное учреждение Калужской области «Калужская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Гармония»









«Рассмотрено»

на заседании МО  

Протокол № ___________

от « ____»  ________2017г.

Руководитель МО

Карпова О.М.________

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

Хотеева Н.С.___________

« ____»____________2017г.

«Утверждаю»

Директор ГКОУКО

«Калужская школа «Гармония»

Филоненко О.В.____________

приказ

от «____»______________2017г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Ручной труд»

для 4 класса

на 2017-2018 учебный год









Разработала программу

Соболева Е.В.

учитель начальных классов







Калуга 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Занимательный труд» для 4 класса составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основе

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа (ПрАООП) на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа ГКОУКО «Калужская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Гармония»;

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2010г.).

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой (Москва:"Просвещение", 2011 года).

 
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. С учетом состава класса и возможностей усвоения ими учебного материала по труду (у большинства учащихся нарушен процесс формирования программы деятельности, что вызывает затруднения при ориентировке в задании и планировании, проявляются сложности в осуществлении общетрудовых   умений при выполнении нового изделия, в усвоении технических и технологических знаний) были отобраны  наиболее доступные для выполнения работы.

Цель программы обучения: 

- развитие самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий;

- подготовка учащихся к профессионально - трудовому обучению.


Задачи программы обучения:

  • выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;

  • воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских;

  • обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.

  • коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся с учётом их возрастных особенностей;

  • формирование знаний о различных материалах и умения выбирать способы обработки, в зависимости от свойств материалов;

  • воспитание у детей любви и привычки к разнообразным видам труда.

       Первая из указанных задач является главной для эффективного осуществления предстоящей профессиональной подготовки. Она решается совместной работой учителей, ведущих уроки в данном классе, воспитателя, психолога и медицинского персонала в школе.

Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:    

  • ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);      

  • предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);  

  • контролировать свою работу (определять правильность действий и   результатов, оценивать качество готовых изделий).



Содержание образовательной программы.


Первое полугодие.

Работа с природными материалами.

Практические работы. Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.

Изготовление сувениров. Аппликация из соломы на плотной бумаге.

Стилизованные фигуры человечков из пучков соломы с использованием материалоотходов.

Выполнение панно из засушенных листьев на плотной бумаге.

Работа без клея - выполнение композиции из тополиного пуха на бархатной бумаге.

Технические сведения. Свойства материалов, используемых при выполнении поделок: цвет, форма, величина. Способы соединения материала с основой. Клеящие составы: БФ, ПВА. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Способы заготовки соломы для использования ее в аппликации. Закрепление засушенных листьев с целью выполнения из них деталей аппликации (композиции). Использование эскиза и разметки мелом бархатной бумаги при работе с тополиным пухом.


Техническое моделирование.

Изделие. Вертушка.

Технические сведения. Анализ образца изделия. Прием получения квадрата из прямоугольника путем складывания по диагонали.

Практические работы. Самостоятельное получение квадрата. Проведение внутри квадрата двух линий соединяющих противоположные углы (диагональ). Сборка вертушки. Монтаж изделия на чертежной кнопке (отрезок пластмассовой трубочке 2-3 мм.длиной, затее собранная вертушка и опять отрезок трубочки); вкалывание кнопки в глухой конец карандаша.


Работа с бумагой.

Изделие. Поздравительная открытка ко Дню учителя.

Технические сведения. Выполнение плоскостной аппликации.

Практические работы. Подбор цветной бумаги к избранному изображению. Раскрой детали аппликации по шаблону. Сборка композиции аппликации на четвертой части альбомного листа.


Плетёные изделия.

Изделие. Браслет из бересты (полосок бумаги из нарезанных открыток).

Технические сведения. Различные виды народных украшений из бересты. Анализ конструкции изделия. Способы крепления сложенных в четверо деталей. Соединение цепочки в кольцо.

Практические работы. Работа по заготовленным учителем деталям. Сборка браслета с опорой на предметную - инструкционную карту с помощью учителя. Соединение плетеной цепочки в кольцо, склеивание, сушка под скрепкой.


Работа с пластилином и глиной.

Практические работы. Лепка игрушек по типу изделий дымковских мастеров.

Лепка посуды из жгутиков. Лепка посуды при помощи стеков.

Раскрашивание посуды и других изделий из глины.

Сервировка стола - коллективная работа.

Технические сведения. Название материала. Свойства глины. Подготовка глины к работе: замачивание и замешивание, определение ее готовности. Применение глины для изготовления игрушек и посуды. Понятия о народных промыслах. Отделочные работы на изделиях из глины - нанесение орнамента стекой, окраска, роспись. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке.

Приемы работы. Лепка посуды из жгутов и способом вдавливания и расплющивания стенок изделия пальцами. Обработка изделий стекой. Нанесение рисунка с помощью стеки и печатки. Окраска изделий из глины.


Техническое моделирование.

Изделие. Простейшая модель парашюта из квадратного листа бумаги.

Технические сведения. Назначение и история парашюта. Принцип действия. Детали парашюта.

Практические работы. Складывание купола, прокалывание отверстия для устойчивости при спуске. Привязывание строп, закрепление груза. Спускание парашюта с различной высоты.


Работа с текстильными материалами.

Изделие. Сервировочная салфетка с бахромой и вышивкой по линии мережки.

Технические сведения. Приемы продергивания бахромы. Порядок выполнения шва «вперёд иголку».

Практические работы. Выдергивание ниток для получения бахромы. Выполнение шва «вперед иголку» по линии мережки, продёрнутой учителем. Использование мерочки для контроля ширины бахромы. Самостоятельное вдевание двойной нити в иглу. Прокладывание двух разноцветных строчек отделочных стежков.


Работа с бумагой.

Изделие. Разборная елочка

Технические сведения. Свойства бумаги изменять форму при сгибании и сохранять ее. Приемы сгибания бумаги: используя край стола, по ребру фальцлинейки. Выполнение конуса из заготовки круглой формы.

Практические работы. Анализ образца. Обсуждение конструкции изделия (карандаш вставлен в пустую деревянную катушку, на карандаш последовательно надеты конусные детали с завитыми ветками). Выполнение конусов из заготовок деталей круглой формы. Надрезание и завивание веток сборка елочки на основу.


Комбинированные работы.

Изделие. Новогодний сувенир «Веточка ели на подставке» (подставка - зубчатый круг, вырезанный из открытки, оклеенной с обратной стороны серебряной металлизированной бумагой). В центре наклеен за кромку небольшой кружок с двумя прорезями в которые вставлена веточка ели.

Технические сведения. Свойства разных сортов бумаги. Прием вырезания зубчиков по окружности. Порядок склеивания зубчатого круга из открытки и подложки из серебряной бумаги. Разметка малого круга по шаблону методом сложения детали в двое. Наклейка малого круга по кромке

Практические работы. Вырезание зубчиков на заготовке круга. Наклеивание подложки из серебряной бумаги. Высушивание. Вырезание зубчиков на подложке. Разметка малого круга. Наклеивание малого круга по кромке.


Работа с бумагой и картоном.

Практические работы. Заготовка бумажных трубочек.

Подготовка елочных украшений - сборка сложных конструкций из трубочек на нитку, проволоку (самолет, фонарик). Выполнение карнавальных масок и полумасок.

Технические сведения. Понятие о различных по назначению группах одежды. Карнавальные костюмы.

Приемы работы. Использование шаблона для получения деталей сложной формы. Применение шила для выполнения отверстий в деталях. Крепление деталей на прочную нитку. Использование оправки для изготовления трубочек. Обработка конца трубочки для закрепления на подставке. Оклеивание масок цветной бумагой, отделка их блестками и т.п. Крепление резинки, завязок.


Второе полугодие.


Работа с тканью

Практические работы. Экскурсия в швейную мастерскую.Выполнение образца прямого стежка на ткани. Выполнение образца косого стежка на ткани. Закрепление нитки в начале и конце работы. Изготовление простейших салфеток, захваток.

Технические сведения. Понятия о ткани. Изделия, выполняемые из ткани. Способы соединения срезов ткани. Правила безопасной работы с иглой.

Приемы работы. Приемы отмеривания нитки, способы вдевания нитки в иголку. Закрепление нитки в начале работы. Закрепление нитки в конце работы. Прямой стежок “вперед иголку”. Косой обметочный и соединительный стежок.


Работа с бумагой и картоном.

Практические работы. Изготовление игрушек с элементами движения.

Выполнение мебели из спичечных коробков, обклеенных бархатной бумагой. Сборка макетов гостиной, спальни - коллективная работа.

Изготовление знаков дорожного движения. Заготовка бумажных трубочек.

Технические сведения. Места крепления деталей в зависимости от направления движения в «движущихся» игрушках.

Понятие об интерьере жилища.

Правила дорожного движения. Значение дорожных знаков.

Приемы работы. Использование шаблона для получения деталей сложной формы. Применение шила для выполнения отверстий в деталях. Крепление деталей на прочную нитку. Использование оправки для изготовления трубочек. Обработка конца трубочки для закрепления на подставке.


Комбинированные работы

Изделие. Бумажные цветы.

Технические сведения. Приемы отрезания проволоки. Правила использования кусачек. Приемы правки проволочной заготовки. Материалы для выполнения работы крепированная бумага, проволока, узкая лента для завязывания букета, клей ПВА. Деталь для изготовления цветка полоска бумаги: 5х20 см.

Практические работы. Нарезание деталей для бумажных цветов из полосок шириной 5 см., заготовленных учителем. Отмеривание полосок по линейке и прикладывание иже отрезанных деталей. Заготовка полосок бумаги для сплетения стебельков. Формирование заготовки в цветок. Связывание проволокой основания цветка, оклеивание места связки и далее – всего стебля. Изготовление упаковочной ленточки, подбор обрезков бархатной бумаги, вырезание 4 фигурок (сердечек) по шаблону, склеивание их попарно на концах ленточки.


Работа с тканью

Изделие. Игольница в форме сердечка.

Технические сведения. Приемы выворачивания изделия из двух деталей.

Практические работы. Работа с готовыми деталями. Наклеивание отделочной детали на основную. Соединение деталей при помощи шва «вперед иголку» с одновременным закрепление петли из тесьмы. Выворачивание заготовки через оставленное отверстие. Набивание игольницы ватой (синтепоном, мелким лоскутом, обрезками ватины). Зашивание отверстия потайными стежками.

Изделия из папье-маше.

Практические работы. Выполнение головок к куклам кукольного театра.

Технические сведения. Назначение изделий из папье-маше. Технология выполнения изделий из папье-маше.

Приемы работы. Заготовка оправки из бумаги и пластилина. Последовательное оклеивание оправки. Сушка, разрезание заготовки. Склеивание, окрашивание головки.

Работа с тканью.

Практические работы. Соединение кроя деталей платьев для кукол кукольного театра прямыми или косыми обметочными стежками. Разыгрывание сказки.

Технические сведения. Способы соединения срезов ткани. Количество деталей в изделиях. Название срезов. Понятие о театре. Использование ремесел в оформлении театрального представления. Инструменты и приспособления, применяемые при шитье. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Подбор деталей для платья. Скрепление деталей булавками. Соединение деталей мелким прямым стежком. Сборка куклы. Подготовка декораций из различных материалов.

Работа с нитками.

Практические работы. Вязание крючком. Выполнение образцов. Вязание салфетки. Вязание спицами. Выполнение шарфика.

Технические сведения. Вязание - один из древнейших видов ремесла. Инструменты для вязания. Особенности ниток,используемых для вязания.

Приемы работы. Вязание крючком цепочки, столбиков без накида, столбиков с накидом, длинных петель, по кругу. Вязание спицами лицевых и изнаночных петель.


Содержание учебного предмета.


Наименование раздела

Кол-во часов


1.


Работа с природными материалами


4


2.


Техническое моделирование


4


3.


Работа с бумагой


9


4.


Плетёные изделия


2


5.


Работа с текстильными материалами


14


6.


Комбинированные работы


15


7.


Работа с бумагой и картоном


8


8.


Работа с тканью


4


9.


Изделия из папье-маше.


8


График проведения экскурсий


Практическая часть

Тема

Экскурсия в природу.

Сбор природного материала.

Экскурсия в швейную мастерскую.

Познакомиться с профессией швеи.

Экскурсия в столярную мастерскую.

Познакомиться с профессией столяра.


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ


При оценке итоговых результатов освоения программы по занимательному ручному труду должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.

Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая со­путствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формиро­вания знаний и умений учащихся, формируемых на уроках русского языка. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недос­татки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.

Знания и умения, учащихся по трудовому обучению оцениваются по результатам выполнения практических заданий.

«Оценка 5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами (учитывается умение выбрать инструмент в соответствии с используемым материалом, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока).

«Оценка 4» - выставляется с учетом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия.

«Оценка 3» - выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушения конструкции изделия.


Требования к уровню подготовки учащихся


I уровень

Учащиеся должны знать:

  • названия и технологические свойства материалов, используемых для изготовления поделок;

  • названия и назначение инструментов, указанных в программе, правила безопасной работы с ними.


Учащиеся должны уметь:

  • анализировать образец, указывая количество и форму деталей, а также особенности их соединения;

  • планировать предстоящую работу с опорой на образец изделия, исходные детали и предметную инструкционную карту;

  • составлять эскиз и пользоваться им при самостоятельной работе;

  • сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец и грамотно выражать результаты сравнения в устном высказывании;

  • определять форму заготовки по объёмному образцу несложной конструкции;

  • осуществлять поэтапный и итоговый контроль качества в сравнении с образцом;

  • готовить отчёт о выполненной работе, включив в него: название изделия и материалов, из которых оно выполнено; его назначение и т.д.;

  • описывать последовательность операций по изготовлению изделия;

  • оценивать сложности работы.


II уровень

Учащиеся должны знать:

  • называть основные свойства материалов;

  • называть и знать назначение инструментов, указанных в программе; правила безопасной работы с инструментами;

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать образец, определяя форму деталей и их количество;

  • организовывать свою работу по устной инструкции учителя;

  • ориентироваться в предметной инструкционной карте;

  • выбирать и называть операции последовательного выполнения изделия по элементам предметной инструкционной карты;

  • составлять простейший эскиз, композицию макета и деталь аппликации по образцу;

  • готовить простейший отчет о выполненной работе (называть изделие и материалы, из которых оно выполнено, определять назначение изделия)

  • описывать последовательность операций по изготовлению изделия.









Календарно-тематическое планирование


За год – 68 часов.

В неделю – 2 часа.

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

план.

факт.


Техническое моделирование




1

День знаний.

1

01.09


2

Изделие «Вертушка»

2

07.09

08.09


3

Изделие «Парашют»

2

14.09

15.09



Плетёные изделия




4

Изделие «Браслет из бересты» (полосок бумаги из нарезанных открыток.

1

21.09


5

Изделие «Браслет из бересты».

1

22.09



Работа с бумагой




6

Складывание простых форм из треугольников.

1

28.09


7

Изготовление поздравительной открытки ко Дню учителя.

1

29.09


8

Складывание простых форм из квадратов.

2

05.10

06.10



Работа с текстильным материалом.




9

Разделение пасмы ниток мулине. Наматывание ниток на картонную основу.

1

12.10


10

Выполнение прямого и обратного стежка на бумаге и ткани.

1

13.10


11

Выполнение шва вперёд иголку на бумаге и ткани.

1

19.10


12

Обучение выдёргиванию ниток для получения бахромы.

1

20.10


13

Обучение продёргиванию мережки.

2

26.10

27.10


14

Выполнение сервировочной салфетки с бахромой и вышивкой по линии мережки.


4

09.11

10.11

16.11

17.11


15

Кукла-перчатка. Изготовление выкройки. Т.б. при работе с ножницами.

1

23.11



16

Сшивание деталей швом ручная строчка.

1

24.11


17

Отделка куклы (приклеивание деталей лица, закрепление причёски, банта).

1

30.11



Работа с бумагой.




18

Разборная ёлочка. Выполнение заготовок. Т.б. при работе с циркулем, ножницами.

2

01.12

07.12



19

Сборка ёлочки.

1


08.12


20

Новогодний сувенир. Веточка ёлки на подставке.

2

14.12

15.12



Папье-маше




21

Фигурка Деда Мороза. Изготовление из пластилина.

1

21.12


22.

Оклеивание фигурки бумагой.

1

22.12


23

Окраска, отделка дополнительными деталями.

1

28.12


24

Фигурка Снегурочки. Изготовление из пластилина.

1

29.12


25

Оклеивание фигурки бумагой.

1

11.01


26

Окраска, отделка дополнительными деталями.

1

12.01


27

Составление композиции «Зима»

2

18.01

19.01



Работа с тканью




28

Аппликация из ткани «Сердечко»

1

25.01


29

Игольница в виде сердечка.

3

26.01

01.02

02.02



Работа с природным материалом.




30


Плоская композиция из разглаженной соломки

4

08.02

09.02

15.02

16.02



Комбинированные работы




31

Изготовление праздничной открытки к 23 февраля.

1

22.02


32

Изготовление подарочной открытки к 8 марта.

2

01.03

02.03


33

Бумажные цветы

2

15.03

16.03


34


Сувенир, выполненный давлением по способу чеканки (толстая фольга).

2

22.03

23.03


35

Работа и тонкой фольгой. Изделие «Веточка»

1


05.04


36

Изделие «Паук»

1

06.04




37



Игрушка « Ракета»



3

11.04

12.04

19.04




38



Игрушка «Цыплёнок»



3

20.0426.04

27.04



Работа с бумагой и картоном.




39

Изготовление поздравительной открытки ко Дню Победы.

2

03.0504.05



40

Изготовление коробки. Разметка развёртки, склеивание. Оклеивание полоской бумаги.

2

10.05

11.05


41

Выполнение сюжетной композиции по сказке «Теремок».

2

17.05

18.05


42

Экскурсия в столярную мастерскую.

1

24.05



43

Экскурсия в швейную мастерскую.

1

25.05





ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ




1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида 0-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой, 3-е издание, исправленное, М: «Просвещение», 2011г.- 240с.

2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2010г.).

3. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционных школ  VIII вида. Учебное пособие. Т.С.Жидкина. М.: Академия, 2005.

4. А. Кикбуш. Поделки из природных материалов, М: «РОСМЕН», 2007.

5. Л. А. Кузнецова. Технология. Ручной труд. 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида. Санкт-Петербург: филиал издательства «Просвещение», 2014г. - 112с.

6. Л.А.Кузнецова. Методические рекомендации. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и родителей. М.: Просвещение, 2011.