Пояснительная записка
Программа по счёту подчинена основной задаче—выработке социально значимых умений и навыков у учащихся с умеренной и тяжёлой степенью нарушений интеллекта.
В связи с выраженным недоразвитием познавательной деятельности у данной категории учащихся формирование элементарных математических представлений вызывает большие трудности. Обучение счёту организуется на практической наглядной основе и деятельностном подходе и тесно связано с другими учебными дисциплинами: чтением, письмом, домоводством, основами трудовой деятельности (хозяйственно-бытовом и ручным трудом). Изучаемый материал постоянно повторяется в различных предметно-практических и игровых ситуациях.
Цель программы:
формирование элементарных математических представлений.
Задачи программы:
* Повторение пройденного в 10 классе материала, что позволит постепенно и целенаправленно углублять умения и навыки и на их основе расширять осознанные способы математической деятельности.
* Повторение устной и письменной нумерации в пределах 1000.
* Развитие навыков устного счёта десятками и сотнями в пределах 1000.
* Развитие навыков счёта от заданного числа до заданного.
* Развитие навыков счёта группами по 2, по 5, по 10 в пределах 100.
* Знакомство с обыкновенной дробью и её числовым выражением.
* Закрепление навыка решения примеров с использованием калькулятора.
*Формирование навыка составления задач по практическим действиям и решения задач на нахождение суммы и разности в одно действие; записи действия задачи с именованными числами и кратким ответом.
*Формирование навыка практических действий с мерами стоимости – рубль. Металлические деньги – монеты достоинством 1рубль, 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей, бумажные деньги – купюры достоинством 50 рублей, 100 рублей, 500 рублей, 1000 рублей. Узнавание и распознавание монет и купюр. Замена и размен монет и купюр.
*Закрепление временных представлений: меры времени - год: 12 месяцев, названия месяцев, неделя, сутки: утро, день, вечер, ночь; час, минута.
* Формирование следующих представлений с помощью сравнения:
-пространственных;
-количественных;
-временных;
*Формирование и закрепление у учащихся социально-бытовых навыков, связанных с использованием элементарных математических представлений.
*Развитие навыков работы с измерительным инструментом - линейкой *Знакомство с мерами объёма в быту, единицами измерения объёма литром.
Производить практические упражнения в измерении объёма жидкости с помощью разных бытовых ёмкостей.
* Формирование умения набирать сумму в пределах 1000 рублей монетами 10, 5 рублей, купюрами по 100, 500 рублей.
*Формирование умения пользоваться денежными средствами при оплате покупок до 1000 рублей.
Программа рассчитана на 100 часа в год, 3 часа в неделю
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего за год |
27 часов | 21 час | 28 часов | 24 часа | 100 часов |
Примерное содержание программного материала
№ п/п | Наименование разделов, тем программы |
1. | Нумерация в пределах 1000 |
2. | Меры стоимости. |
3. | Меры времени. |
4. | Меры ёмкости. |
5. | Обыкновенные дроби |
6. | Меры длины. |
7. | Меры массы. |
8. | Элементарный геометрический материал. |
9. | Повторение. |
Требования к уровню подготовки учащихся
11 «а» класс условно можно разделить на 2 подгруппы: учащиеся со средним уровнем подготовленности и с низким уровнем.
1 уровень (средний):
Учащиеся под контролем учителя должны:
- знать и выполнять устную и письменную нумерацию в пределах 1000;
- уметь считать десятками, сотнями в пределах 1000;
- выполнять письменные вычисления без перехода через разряд в пределах 1000;
- уметь пользоваться калькулятором при решении примеров и задач;
- записывать примеры в тетради;
- записывать условие и решение задачи в тетради по образцу и под контролем учителя;
- узнавать и распознавать монеты 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей, купюры 50, 100, 500, 1000 рублей, разменивать и заменять монеты и купюры (с помощью учителя);
- уметь определять время по часам с точностью до одного часа, до получаса,
- знать и называть времена года и 12 месяцев времён года, названия дней недели, время суток – утро, день, вечер, ночь;
- знать и называть прямые и ломаные линии, уметь построить их с помощью линейки (под контролем учителя);
- знать и называть геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, осуществлять их построение с помощью учителя.
- знать и называть меры объёма – литр, уметь производить практические измерения объёма жидкости с помощью разных бытовых емкостей.
2 уровень (низкий)
Учащиеся второй группы пытаются:
- осуществлять действия на элементарном числовом уровне в пределах первого десятка совместно с педагогом;
- узнавать цифры первого десятка и соотносить их с количеством предметов совместно с учителем;
- писать цифры по трафаретам, с помощью учителя (с фиксацией направления движения руки);
- узнавать и распознавать монеты 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей совместно с учителем;
- узнавать и различать геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник, прямоугольник совместно с учителем;
- узнавать приборы для измерения времени, показывать (по возможности) заданные цифры на циферблате;
- узнавать бытовые ёмкости для измерения объёма жидкости, показывать (по возможности).
Все задания выполняются с помощью или совместно с педагогом.
Календарно-тематическое планирование
1 четверть
3 ч в нед. ( 27 часов )
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание |
1. | Повторение. Нумерация в пределах 1000. | 1 | | |
2. | Арифметические действия в пределах 1000. | 1 | | |
3. | Проверочная работа по материалам предыдущего учебного года. | 1 | | |
4. | Меры стоимости. | 1 | | |
5. | Меры стоимости. Соотношение мер стоимости. | 1 | | |
6. | Сложение и вычитание мер стоимости. Работа с купюрами, монетами. | 1 | | |
7. | Сложение и вычитание мер стоимости. Работа с купюрами, монетами. | 1 | | |
8. | Решение задач. Работа с чеками. | 1 | | |
9. | Меры времени. | 1 | | |
10. | Соотношение мер времени. | 1 | | |
11. | Преобразование мер времени. | 1 | | |
12. | Меры времени. Работа с календарем. | 1 | | |
13. | Меры времени. Работа с календарем. | 1 | | |
14. | Сложение и вычитание мер времени. | 1 | | |
15. | Меры времени. Работа с часами. | 1 | | |
16. | Меры времени. Работа с часами. | 1 | | |
17. | Меры времени. Работа с часами. | 1 | | |
18. | Меры длины. Соотношение мер длины. | 1 | | |
19. | Преобразование мер длины. | 1 | | |
20. | Сложение и вычитание мер длины. | 1 | | |
21. | Сложение и вычитание мер длины. | 1 | | |
22. | Работа с линейкой. | 1 | | |
23. | Четвертная проверочная работа. | 1 | | |
24. | Повторение. Работа над ошибками. | 1 | | |
25. | Обобщающий урок. | 1 | | |
26. | Окружность и круг. Построение. | 1 | | |
27. | Многоугольники. Построение и измерение. | 1 | | |
2 четверть
3 ч в нед.( 21 час)
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание |
| | | | |
28, 29. | Повторение. Меры времени. | 2 | | |
30, 31. | Обыкновенные дроби. Получение долей. | 2 | | |
32, 33. | Сравнение долей. | 2 | | |
34, 35. | Образование дроби. Её запись. | 2 | | |
36. | Чтение обыкновенных дробей. | 1 | | |
37, 38. | Сравнение дробей. | 2 | | |
39, 40, | Сложение и вычитание обыкновенных дробей, несложные случаи. | 2 | | |
41. | Проверочная работа. | 1 | | |
42, 43. | Меры ёмкости. Литр. | 2 | | |
44, 45. | Меры ёмкости. ½ литра. | 2 | | |
46, 47. | Работа с мерной посудой | 2 | | |
48. | Элементарный геометрический материал. Треугольник. Построение. | 1 | | |
3четверть
3 ч в нед. (28 часов)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание |
| | | | |
49, 50. | Меры длины. Сантиметр. Работа с линейкой. | 2 | | |
51, 52. | Меры длины. Метр. Работа с метровой линейкой. | 2 | | |
53. | Соотношение мер длины. | 1 | | |
54. | Преобразование мер длины. | 1 | | |
55, 56. | Сложение и вычитание мер длины. | 2 | | |
57. | Элементарный геометрический материал. Квадрат и прямоугольник, построение и измерение. | 1 | | |
58, 59, 60. | Меры массы. Грамм. Килограмм. | 3 | | |
61. | Меры массы. ½ килограмма | 1 | | |
62, 63. | Соотношение мер массы. | 2 | | |
64, 65. | Преобразование мер массы. | 2 | | |
66, 67. | Сложение и вычитание мер массы. | 2 | | |
68, 69. | Соотношение масса – стоимость. | 2 | | |
70, 71. | Соотношение масса – ёмкость. | 2 | | |
72, 73. | Решение простых задач на нахождение остатка и суммы. | 2 | | |
74. | Четвертная проверочная работа. | 1 | | |
75. | Работа над ошибками. | 1 | | |
76. | Обобщающий урок | 1 | | |
4 четверть
3 ч в нед. (24 часа)
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание |
77, 78, 79. | Повторение. Арифметические действия в пределах 1000. Работа с калькулятором. | 3 | | |
80, 81. | Меры стоимости. Купюры и монеты. Размен. | 2 | | |
82, 83, 84. | Решение простых задач на нахождение остатка и суммы. | 3 | | |
85. | Работа с чеками. | 1 | | |
86, 87. | Меры времени. Работа с календарём. | 2 | | |
88, 89. | Меры времени. Работа с часами. | 2 | | |
90, 91, 92. | Меры длины. Работа с линейкой. | 3 | | |
93. | Элементарный геометрический материал. Прямая. Ломаная. Кривая. | 1 | | |
94, 95. | Меры ёмкости. Работа с мерной посудой. | 2 | | |
96, 97. | Меры массы. | 2 | | |
98. | Годовая контрольная работа. | 1 | | |
99. | Работа над ошибками. | 1 | | |
100. | Обобщающий урок. | 1 | | |
Формы и средства контроля
Проверка знаний, умений, навыков необходима для выявления уровня и особенностей познавательной деятельности учащихся.
Нами используются следующие виды контроля: текущий, периодический, итоговый. Это: наблюдения, устный опрос, выполнение практических заданий.
Знания оцениваются по пятибалльной системе в соответствии с двумя уровнями подготовки учащихся.
оценка «5» ставится, если все устные и практические задания выполнены практически самостоятельно и без ошибок.
Оценка «4» ставится, если при выполнении задания допускаются 3-4 ошибки и требуется небольшая помощь учителя.
Оценка «3» ставится, учащимся с системным недоразвитием речи при умеренной и тяжёлой умственной отсталости.
Литература
Бгажнокова И. М. Воспитание и обучение детей и подростков ( с тяжёлыми и множественными нарушениями развития). – М., 2005.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Под ред. Л. Б. Баряевой, И. М. Бгажноковой, Д. И. Бойковой, А. П. Зарин. – Псков, 1999.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (5-9 классы) под ред. И.М. Бгажноковой. М.: Просвещение. – 2010.
Социальная реабилитация инвалидов с умственной отсталостью: обучение основным социальным навыкам/ под ред. Кравченко Р.И. – К., 2007