Пояснительная записка
Учебный предмет «Живой мир» является одним из разделов естествознания.
Как и многие другие программные материалы коррекционно-развивающей среды для учащихся с осложнёнными формами психического недоразвития, материал по предмету «Живой мир» планируется по концентрическому принципу: при неоднократном повторении изученного материала постепенно расширять и углублять новые элементы.
«Живой мир» как образовательный предмет тесно связан с предметами: природоведение, устная речь, чтение и факультативным курсом коммуникация и правила социального поведения.
Основная цель программы – повторение и обобщение элементарных сведений об окружающем мире и человеке.
Задачами программы являются:
* развитие стремления к познанию окружающего мира и себя самого;
* коррекция познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы;
* активизация словаря учащихся, уточнение и расширение пассивного словаря учащихся.
* формирование умения обобщать и характеризовать предметы по их основным свойствам (при повторении разделов касающихся растительного и животного мира);
* формирование умения воспринимать информацию, предоставляемую учителем;
* умение соотносить реальные объекты и явления живой природы с их изображением на картинках и схемах;
* умение устанавливать предметно-следственные связи и зависимости при ответах на вопросы учителя;
* воспитание любви и уважение к живой природе, бережное отношение к растениям, животным, к своему здоровью;
* расширение опыта поведения в природной и социальной среде.
В курс предмета включены ежедневные наблюдения за погодой, ведение календаря погоды, практические работы по темам, экскурсии в школьный двор и парк.
Программа рассчитана на 70 часов в год (2 раза в неделю).
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего за год |
18 часов | 14 часов | 22 часа | 16 часов | 70 часов |
Примерное содержание программного материала
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов |
1. | Природа, как среда обитания человека. | 13 |
2. | Растительный мир. | 17 |
3. | Животный мир. | 20 |
4. | Человек и его здоровье. | 20 |
В курс предмета включены ежедневные наблюдения за погодой, ведение календаря природы, практические работы по темам, экскурсии в школьный двор и парк.
Требования к уровню подготовки учащихся
Класс условно можно разделить на 2 подгруппы - учащиеся с достаточным и с низким уровнем подготовленности .
1 уровень (достаточный):
На занятиях по предмету Живой мир учащиеся с этим уровнем подготовки должны:
отвечать на заданный вопрос в устной форме при незначительной помощи учителя;
знать отличительные признаки живой и неживой природы;
знать приметы погоды, понимать их разнообразие, особенности;
понимать закономерность сменяемости времён года, объяснять их с помощью педагога;
уметь самостоятельно вести календарь природы;
соотносить изучаемый материал о многообразии растительного и животного мира с собственным опытом под руководством учителя;
знать элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, объяснять их;
знать и применять на практике основные правила по охране природы.
иметь элементарные представления о строении тела человека, его внутренних органах ;
знать распространенные заболевания и элементарные правила их предупреждения;
знать правила ухода за больным;
соблюдать режим дня, знать и применять на практике правила личной гигиены ;
2-й уровень (низкий):
Учащиеся этой подгруппы могут:
понять заданный вопрос и с помощью педагога показать ответ на него;
понимать и узнавать отличительные признаки времён года, с помощью учителя вести календарь погоды;
осознавать основные свойства воды и воздуха, с помощью учителя показывать и участвовать в практических занятиях;
соотносить изучаемый материал о многообразии растительного и животного мира с собственным опытом под руководством учителя;
узнавать и показывать (по возможности) части тела человека;
знать и показывать (по возможности) основные режимные моменты дня;
выполнять основные правила личной гигиены под контролем учителя ( в домашних условиях родителей)
знать и называть (по возможности) правила профилактики простудных заболеваний;
знать и показывать (по возможности) правила ухода за больным;
Учащиеся этой подгруппы все задания выполняют с помощью или при участии педагога.
Формы и средства контроля
Проверка знаний, умений, навыков необходима для выявления уровня и особенностей познавательной деятельности учащихся. Кроме того, проверка знаний выполняет: обучающую, воспитывающую, диагностико-практическую, оценочную функции.
Используются следующие виды контроля: текущий, периодический, итоговый. Это: наблюдения, устный опрос, опрос с заданиями в форме заполнения «Памяток» и «Правил». Без контроля за качеством усвоения материала учитель не может вносить коррективы в процесс обучения и не может решать образовательные задачи.
Устные опросы по своему содержанию могут быть либо однородными: только опросы, либо опросы с заданием; либо комбинированными – это зависит от цели работы, состава класса и объёма проверяемого материала.
Оценка «5» ставится, если на вопросы учителя учащийся ответил самостоятельно или с незначительной помощью учителя.
Оценка «4» ставится, если при опросе учитель 2-3 раза исправлял ученика или помогал ему выполнить задание.
Нельзя забывать о стимулирующем факторе оценок, особенно, при работе со слабой подгруппой учащихся.
Оценка «3» ставится, выполнение задания проводится совместно с учителем.
Календарно-тематическое планирование
1 четверть
2 ч в нед. (18 часов)
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание |
Природа как среда обитания человека. |
1. | Природа. Живая и неживая природа. | 1 | | |
2. | Связь живой и неживой природы. | 1 | | |
3. | Воздух и его значение для живых существ. | 1 | | |
4. | Почва. | 1 | | |
5. | Вода и её значение для всего живого. | 1 | | |
6. | Свойства воды. | 1 | | |
7. | Растения. Многообразие мира растений. | 1 | | |
8. | Значение растений для человека и их охрана. | 1 | | |
9. | Животные. Разнообразие животного мира. | 1 | | |
10. | Животные дикой природы. | 1 | | |
11. | Животные рядом с человеком. | 1 | | |
12. | Животные в жизни человека. Охрана животных. | 1 | | |
13. | Как и для чего сохранять природу? | 1 | | |
Растительный мир |
14, 15. | Органы растения. Их назначение. | 2 | | |
16. | Питание растений. | 1 | | |
17. | Дыхание растений. | 1 | | |
18. | Размножение растений. | 1 | | |
2 четверть
2 ч в нед. (14 часов)
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание |
19. | Растение – целостный организм. | 1 | | |
20. | Сельскохозяйственные растения. | 1 | | |
21. | Пшеница, рожь, ячмень, кукуруза и овёс - зерновые культуры. | 1 | | |
22. | Использование зерновых культур в сельском хозяйстве. | 1 | | |
23. | Растения огорода (овощи). | 1 | | |
24. | Лук и чеснок. | 1 | | |
25. | Картофель. Внешний вид и особенности выращивания. | 1 | | |
26. | Томат. Баклажан и перец. | 1 | | |
27, 28. | Растения сада. Плодовые деревья и кустарники. | 2 | | |
29. | Декоративные растения. | 1 | | |
30, 31. | Растения леса. | 2 | | |
32. | Грибы. Особенности строения. Съедобные и несъедобные. | 1 | | |
3 четверть
2 ч в нед. (22 часа)
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание |
Животный мир. |
33. | Животные. Какие они? | 1 | | |
34. | Насекомые. | 1 | | |
35. | Насекомые-паразиты и "полезные" насекомые. | 1 | | |
36. | Рыбы. Особенности строения. | 1 | | |
37,38. | Морские и речные рыбы. Значение рыболовства для человека. | 2 | | |
39. | Птицы. Внешний вид и среда обитания. | 1 | | |
40. | Дикие птицы. | 1 | | |
41. | Птицы, обитающие рядом с человеком. | 1 | | |
42. | Домашние птицы. Птицеводство и его значение. | 1 | | |
43. | Звери (млекопитающие). | 1 | | |
44. | Размножение и питание млекопитающих. | 1 | | |
45. | Хищники и травоядные. | 1 | | |
46. | Домашние животные. | 1 | | |
47. | Сельскохозяйственные животные. | 1 | | |
48. | Сельскохозяйственные животные. | 1 | | |
49. | Охрана животных. | 1 | | |
50. | Животные нашего края. | 1 | | |
Человек и его здоровье. |
51. | Место человека в живой природе. | 1 | | |
52. | Тело человека. Внешний обзор. | 1 | | |
53. | Клетка. Ткани. | 1 | | |
54. | Органы и системы органов. | 1 | | |
4 четверть
2 ч в нед.( 16 часа)
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание |
55. | Опора и движение. | 1 | | |
56. | Скелет человека. Общий обзор. | 1 | | |
57. | Мышцы. Их значение. | 1 | | |
58. | Польза физической нагрузки для здоровья человека. | 1 | | |
59. | Сердце, сосуды и кровь. | 1 | | |
60. | Кровотечения и ранения. Первая помощь. | 1 | | |
61. | Дыхание человека. Органы дыхания. | 1 | | |
62. | Пищеварение. Органы пищеварения. | 1 | | |
63. | Правильное питание - залог здоровья! Профилактика заболеваний органов пищеварения. | 1 | | |
64. | Выделение. | 1 | | |
65. | Кожа человека. | 1 | | |
66. | Первая помощь при порезах, ожогах и ссадинах. | 1 | | |
67. | Нервная система человека. Её значение. | 1 | | |
68. | Зачем нужен режим дня. | 1 | | |
69. | Органы чувств. | 1 | | |
70. | Здоровье человека. Обобщение по разделу "Человек" | 1 | | |
Литература
Бгажнокова И. М. Воспитание и обучение детей и подростков ( с тяжёлыми и множественными нарушениями развития). – М., 2005.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта (программно-методические материалы). Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. -2013.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (5-9 классы) под ред. И.М. Бгажноковой. М.: Просвещение. – 2010.