СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по природоведению, 5 класс (2017-18 гг.).

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

===================================================================

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по природоведению, 5 класс (2017-18 гг.).»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»




УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «СОШ № 9»

_______________ / Гафурова Л.Н./

приказ от 31 августа 2017 г. № ___










Рабочая программа

учебного предмета «Природоведение»

(базовый уровень)

для 5-Б специального (коррекционного) класса VII вида





















Составитель

Поликарпова Елена Евгеньевна,

учитель географии

высшей квалификационной категории

















г. Воскресенск

2017 год

Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» для 5 специального (коррекционного) класса составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:

  • Базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида, утвержденный приказом Министерства образования от 10.04.2002 г. №29/2065-П;

  • Адаптированной образовательной программой МОУ «СОШ №9» на 2017-2018 учебный год;

  • Авторской программой: А.А. Плешаков, Н.И. Сонин - Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2010, стр. 4.

Данная программа разработана и адаптирована с учетом основных направлений психологической и коррекционной помощи детям с задержкой психического развития.

Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук.

Программа реализуется следующим учебно-методическим комплектом:

  • Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс, Москва – Дрофа, 2017.

  • Плешаков А.А., Сонин Н.И. Естествознание. Рабочая тетрадь. 5 кл. – М.: Дрофа, 2017.

  • Multimedia – поддержка предмета: Природоведение, 5 класс: мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. – М.: Дрофа, 2009. (CD-ROM)

В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ №9» на изучение учебного предмета «Природоведение» в 5 специальном (коррекционном) классе VII вида классе отводится 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).

На основании примерных программ МО РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по природоведению, в 5 классе реализуется базисный уровень.



Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Природоведение»

В результате изучения природоведения на базовом уровне ученик должен

знать / понимать:

  • естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);

  • многообразие тел, веществ и явлений природы и простейшие их классификации; отдельные методы изучения природы;

  • как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);

  • строение живой клетки (главные части);

  • царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

  • беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);

  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

  • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

  • как человек появился на Земле (на уровне представлений);

  • как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3–5 великих путешественников-первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);

  • изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

  • важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

уметь:

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

  • измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.





























Основное содержание учебного предмета

68 часов (2ч/н)

Тема 1. Изучение природы (5 часов) Изучение природы человеком. Природоведение – комплекс наук о природе. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Великие естествоиспытатели.

Практикум:

  • Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

  • Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты. [Поиск информации в сети Internet и справочниках на компакт-дисках].

Демонстрации:

  • Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.

  • Примеры использования компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов.

  • Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.

  • Портреты великих ученых-естествоиспытателей.

  • Плакат: Науки о природе.

Тема 2. Вселенная (15 часов)

Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.

Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия XIV–XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику. Роль Д. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.

Солнечная система, её состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда. Галактика. Световой год. Многообразие галактик.

Демонстрации:

  • Карта звездного неба.

  • Модель Солнечной системы.

  • Глобус.

  • Мир в картинках: Космос (фотографии)

  • Плакаты: Малые небесные тела. Строение Вселенной. Мир звезд. Солнечная система.


Тема 3. Земля (18 часов)

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза – научное предположение.

Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джинс, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.

Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Климат. Влияние климата, погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Гидросфера, её части. Водяной пар в воздухе. Солёность воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды.

Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, её вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете. Уникальность планеты Земля.

Демонстрации:

  • Глобус.

  • Физическая карта полушарий.

  • Плакаты: Гипотеза о возникновении Солнечной системы. Вода на планете. Строение земли. Строение атмосферы. Круговорот воды.

  • Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т.п.)


Тема 4. Жизнь на Земле (16 часов)

Развитие жизни на Земле, животные прошлого: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Методы изучения клеток.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины

– степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес. Растения различных природных зон.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Демонстрации:

  • Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, [использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений] и т.п.).

  • Мир в картинках: Животные жарких стран (рис.). Животные жарких стран (фото). Морские обитатели. Арктика и Антарктика. Деревья. Кустарники. Животные моря (фото). Животный мир Австралии. Животный мир Африки. Природно-климатические зоны Земли (+карта)

  • Плакаты: Среда обитания. Редкие и исчезающие виды животных. Редкие и исчезающие виды растений арктическая пустыня. ПЗ: тундра. ПЗ: смешанный лес. ПЗ: степь. ПЗ: пустыня. Животный мир леса. Дубрава. Обитатели Африки. Обитатели Австралии.


Тема 5. Человек на Земле (13 часов)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Жизнь наших предков.

Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели далеких земель.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Жизнь под угрозой.

Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием.

Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

Здоровье человека и безопасность жизни.

Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

Демонстрации

  • Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Резерв - 1 час

Учебный процесс по изучению географии организуется в классно - урочной системе. Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом основного содержания курса.

Формы организации образовательного процесса:

  • Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

  • Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

  • Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.

  • Самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретенных знаний, выполнение индивидуальных заданий творческого характера.

Основные виды деятельности: слушание объяснений учителя; работа с текстом учебника и статистическими данными; работа с научно-популярной литературой; практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды; объяснение наблюдаемых явлений; сравнительная характеристика объектов; просмотр учебных фильмов и видеофрагментов; работа с Интернет-ресурсами; выполнение тестовых заданий, подготовка сообщений, докладов.

Учебно-тематический план


Название темы

Количество часов

Тема 1. Изучение природы

5

Тема 2. Вселенная

15

Тема 3. Земля

18

Тема 4. Жизнь на Земле

16

Тема 5. Человек на Земле

13

ИТОГО

67 + 1ч резерв


Резервное время используется для повторительно – обобщающих уроков, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, проведения экскурсий, компенсирует потерю уроков в каникулярное и праздничное время.

В программу внесены следующие изменения (по отношению к авторской программе):


п/п

Название темы

Кол-во часов по программе

Кол-во часов по рабочей программе

Причины изменения

1.

Тема 1. Изучение природы

3

5

в связи с практической направленностью обучения.

2.

Тема 2. Вселенная

14

15

в связи с более полным изучением темы «Галактики».

3.

Тема 4. Жизнь на Земле

14

16

в связи с более полным изучением темы «Природные зоны».

4.

Тема 5. Человек на Земле

16

13

в связи с легкостью усвоения материала.

Календарно - тематический план

учебного предмета «Природоведение» для 5 «Б»

специального (коррекционного) класса (VII вида)

на 2017 - 2018 учебный год.



68 уроков (2 ч/н)


Номера уроков

по поряд

ку

урока

в разделе, теме


Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Д/З


Тема 1. Изучение природы (5 уроков)

1

1

Природоведение – комплекс наук о природе.

01.09-08.09


Записи в тетради, рассмотреть весь учебник

2

2

Науки о природе.


6-11, с.14 в.1

3

3

Методы изучения природы.

11.09-15.09


15-17

4

4

Оборудование для научных исследований.


18-19

5

5

Великие естествоиспытатели.

18.09-22.09


21-22, тест с. 14-15

Тема 2. Вселенная (15 уроков)

6

1

Что такое Вселенная? Как древние люди представляли себе Вселенную.

18.09-22.09


24-25

7

2

Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

25.09-29.09


26-28

сообщение об Аристотеле и Птолемее

8

3

Н. Коперник, его модель Вселенной.


29-30

9

4

Д. Бруно и Г. Галилей, их роль в развитии и пропаганде идей Н. Коперника.

02.10-06.10


30-33

10

5

Солнечная система, её состав. Планеты земной группы.


34-35

11

6

Планета Земля и ее соседи.

09.10-11.10


36-38

12

7

Планеты-гиганты и маленький Плутон.


39-42

13

8

Небесные тела: астероиды и кометы.

16.10-20.10


43-44

14

9

Метеоры и метеориты.


45-46

15

10

Солнце - ближайшая к нам звезда.

23.10-27.10


48-49

16

11

Многообразие звезд.


49-50

17

12

Созвездия.

30.10-03.11


50-51

18

13

Галактики. Световой год.


записи в тетради

19

14

Далекие миры. Многообразие галактик.

06.11-10.11


51, сочинение

20

15

Обобщение: Что мы узнали о Вселенной.


52, тест с. 29-33

Тема 3. Земля (18 уроков)

21

1

Представления людей о возникновении Земли.

13.11-17.11


54-55

22

2

Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

13.11-17.11


56-58

23

3

Внутреннее строение Земли.

27.11-01.12


60

24

4

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.


61-62

25

5

Вещества и явления в окружающем мире.

04.12-08.12


64-71

26

6

Природные явления: Землетрясения.


72

27

7

Природные явления: Вулканы и гейзеры.

11.12-15.12


73-74

28

8

Обобщение: Строение Земли. Природные явления.


75-76

к/к

29

9

Суша планеты. Материки, острова.

18.12-22.12


78-79

к/к

30

10

Характеристика природных условий материков.


80-81

31

11

Особенности материков планеты Земля.

25.12-29.12


к/к, с. 84 в. 1-9

32

12

Атмосфера Земли.


85-86

33

13

Погода. Климат.

09.01-12.01


86-87

34

14

Ураганы. Смерчи.


88-89

35

15

Гидросфера Земли, ее части. Мировой океан.

15.01-19.01


91

36

16

Воды суши.


93

37

17

Планета Земля как среда обитания живых организмов.

22.01-26.01


97-98

38

18

Уникальность планеты Земля.


99-100, тест с. 52-57

Тема 4. Жизнь на Земле (16 уроков)

39

1

Развитие жизни на Земле.

29.01-02.02


102

40

2

Животные прошлого.


103-104

41

3

Живые клетки. Методы их изучения.

05.02-09.02


107-108

42

4

Большой мир маленькой клетки.


110

43

5

Разнообразие живого на Земле.

12.02-21.02


113

44

6

Одноклеточные организмы.


114

45

7

Многоклеточные организмы. Грибы. Растения.

26.02-02.03


114

46

8

Беспозвоночные и позвоночные животные.


115-116

47

9

Среда обитания организмов: наземно-воздушная среда, приспособленность организмов к ней.

05.03-09.03


118-120

48

10

Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в почве.


121

49

11

Жизнь на разных материках.

12.03-16.03


123-125

50

12

Природные зоны Земли.


129-130, сообщения

51

13

Природные зоны Земли.

19.03-23.03


131, сообщения

52

14

Растения различных природных зон.


доклады о животных моря

53

15

Жизнь в морях и океанах.

26.03-30.03


135-137

54

16

Обобщение: Жизнь на Земле.


139, тест с. 77-81

Тема 5. Человек на Земле (13 уроков)

55

1

Происхождение человека. Древние предки человека.

02.04-06.04


142-143

56

2

Первые люди. Жизнь наших предков.


144-147

57

3

Обобщение: Происхождение человека.

16.04-20.04


148

58

4

История географических открытий. Открытие Америки.


149-150

59

5

Открытие Австралии и Антарктиды.

23.04-27.04


150-151

60

6

Великие путешественники – первооткрыватели новых земель.


152-153, доклады

61

7

Как человек изменил Землю.

30.04-04.05


155-157

62

8

Три «подарка» человека самому себе и своей планете.


157-158

63

9

Жизнь под угрозой.

07.05-11.05


160-161, рисунок

64

10

Опустынивание и его причины. Защита Земли от опустынивания.


163-165

65

11

Здоровье человека и безопасность жизни.

14.05-18.05


166-169

66

12

Обобщение: Человек на Земле.


173, тест с. 98-103

67

13

Оболочки Земли.

21.05-25.05


Повт. термины

68

1

Резерв времени.



Итого

часов

В том числе:


уроков повторения

контрольных работ

практичес-ких работ



по прог рамме

68

7

0

0



выполнено








СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР _____ /Андреева М.М./

__ августа 2017 г.


СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению

протокол № 1 от __ августа 2017 г.

Руководитель ШМО ______ / Содонова О.А./