Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
| УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ № 9» _______________ / Гафурова Л.Н./ приказ от 31 августа 2017 г. № ___ |
Рабочая программа
учебного предмета «Природоведение»
(базовый уровень)
для 5-Б специального (коррекционного) класса VII вида
Составитель
Поликарпова Елена Евгеньевна,
учитель географии
высшей квалификационной категории
г. Воскресенск
2017 год
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» для 5 специального (коррекционного) класса составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
Базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида, утвержденный приказом Министерства образования от 10.04.2002 г. №29/2065-П;
Адаптированной образовательной программой МОУ «СОШ №9» на 2017-2018 учебный год;
Авторской программой: А.А. Плешаков, Н.И. Сонин - Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2010, стр. 4.
Данная программа разработана и адаптирована с учетом основных направлений психологической и коррекционной помощи детям с задержкой психического развития.
Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук.
Программа реализуется следующим учебно-методическим комплектом:
Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс, Москва – Дрофа, 2017.
Плешаков А.А., Сонин Н.И. Естествознание. Рабочая тетрадь. 5 кл. – М.: Дрофа, 2017.
Multimedia – поддержка предмета: Природоведение, 5 класс: мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. – М.: Дрофа, 2009. (CD-ROM)
В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ №9» на изучение учебного предмета «Природоведение» в 5 специальном (коррекционном) классе VII вида классе отводится 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).
На основании примерных программ МО РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по природоведению, в 5 классе реализуется базисный уровень.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Природоведение»
В результате изучения природоведения на базовом уровне ученик должен
знать / понимать:
естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);
многообразие тел, веществ и явлений природы и простейшие их классификации; отдельные методы изучения природы;
как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);
строение живой клетки (главные части);
царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);
среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
как человек появился на Земле (на уровне представлений);
как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3–5 великих путешественников-первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);
изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.
уметь:
узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;
приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
находить значение указанных терминов в справочной литературе;
кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Основное содержание учебного предмета
68 часов (2ч/н)
Тема 1. Изучение природы (5 часов) Изучение природы человеком. Природоведение – комплекс наук о природе. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Великие естествоиспытатели.
Практикум:
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты. [Поиск информации в сети Internet и справочниках на компакт-дисках].
Демонстрации:
Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.
Примеры использования компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов.
Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.
Портреты великих ученых-естествоиспытателей.
Плакат: Науки о природе.
Тема 2. Вселенная (15 часов)
Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.
Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия XIV–XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику. Роль Д. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.
Солнечная система, её состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда. Галактика. Световой год. Многообразие галактик.
Демонстрации:
Карта звездного неба.
Модель Солнечной системы.
Глобус.
Мир в картинках: Космос (фотографии)
Плакаты: Малые небесные тела. Строение Вселенной. Мир звезд. Солнечная система.
Тема 3. Земля (18 часов)
Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза – научное предположение.
Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джинс, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.
Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.
Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Климат. Влияние климата, погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.
Гидросфера, её части. Водяной пар в воздухе. Солёность воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды.
Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, её вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете. Уникальность планеты Земля.
Демонстрации:
Глобус.
Физическая карта полушарий.
Плакаты: Гипотеза о возникновении Солнечной системы. Вода на планете. Строение земли. Строение атмосферы. Круговорот воды.
Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т.п.)
Тема 4. Жизнь на Земле (16 часов)
Развитие жизни на Земле, животные прошлого: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.
Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Методы изучения клеток.
Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.
Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).
Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины
– степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес. Растения различных природных зон.
Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Демонстрации:
Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, [использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений] и т.п.).
Мир в картинках: Животные жарких стран (рис.). Животные жарких стран (фото). Морские обитатели. Арктика и Антарктика. Деревья. Кустарники. Животные моря (фото). Животный мир Австралии. Животный мир Африки. Природно-климатические зоны Земли (+карта)
Плакаты: Среда обитания. Редкие и исчезающие виды животных. Редкие и исчезающие виды растений арктическая пустыня. ПЗ: тундра. ПЗ: смешанный лес. ПЗ: степь. ПЗ: пустыня. Животный мир леса. Дубрава. Обитатели Африки. Обитатели Австралии.
Тема 5. Человек на Земле (13 часов)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Жизнь наших предков.
Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели далеких земель.
Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.
Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Жизнь под угрозой.
Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием.
Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.
Здоровье человека и безопасность жизни.
Взаимосвязь здоровья и образа жизни.
Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
Демонстрации
Резерв - 1 час
Учебный процесс по изучению географии организуется в классно - урочной системе. Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом основного содержания курса.
Формы организации образовательного процесса:
Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.
Самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретенных знаний, выполнение индивидуальных заданий творческого характера.
Основные виды деятельности: слушание объяснений учителя; работа с текстом учебника и статистическими данными; работа с научно-популярной литературой; практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды; объяснение наблюдаемых явлений; сравнительная характеристика объектов; просмотр учебных фильмов и видеофрагментов; работа с Интернет-ресурсами; выполнение тестовых заданий, подготовка сообщений, докладов.
Учебно-тематический план
Название темы | Количество часов |
Тема 1. Изучение природы | 5 |
Тема 2. Вселенная | 15 |
Тема 3. Земля | 18 |
Тема 4. Жизнь на Земле | 16 |
Тема 5. Человек на Земле | 13 |
ИТОГО | 67 + 1ч резерв |
Резервное время используется для повторительно – обобщающих уроков, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, проведения экскурсий, компенсирует потерю уроков в каникулярное и праздничное время.
В программу внесены следующие изменения (по отношению к авторской программе):
№ п/п | Название темы | Кол-во часов по программе | Кол-во часов по рабочей программе | Причины изменения |
1. | Тема 1. Изучение природы | 3 | 5 | в связи с практической направленностью обучения. |
2. | Тема 2. Вселенная | 14 | 15 | в связи с более полным изучением темы «Галактики». |
3. | Тема 4. Жизнь на Земле | 14 | 16 | в связи с более полным изучением темы «Природные зоны». |
4. | Тема 5. Человек на Земле | 16 | 13 | в связи с легкостью усвоения материала. |
Календарно - тематический план
учебного предмета «Природоведение» для 5 «Б»
специального (коррекционного) класса (VII вида)
на 2017 - 2018 учебный год.
68 уроков (2 ч/н)
Номера уроков по поряд ку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала | Д/З |
Тема 1. Изучение природы (5 уроков) |
1 | 1 | Природоведение – комплекс наук о природе. | 01.09-08.09 | | Записи в тетради, рассмотреть весь учебник |
2 | 2 | Науки о природе. | | 6-11, с.14 в.1 |
3 | 3 | Методы изучения природы. | 11.09-15.09 | | 15-17 |
4 | 4 | Оборудование для научных исследований. | | 18-19 |
5 | 5 | Великие естествоиспытатели. | 18.09-22.09 | | 21-22, тест с. 14-15 |
Тема 2. Вселенная (15 уроков) |
6 | 1 | Что такое Вселенная? Как древние люди представляли себе Вселенную. | 18.09-22.09 | | 24-25 |
7 | 2 | Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею. | 25.09-29.09 | | 26-28 сообщение об Аристотеле и Птолемее |
8 | 3 | Н. Коперник, его модель Вселенной. | | 29-30 |
9 | 4 | Д. Бруно и Г. Галилей, их роль в развитии и пропаганде идей Н. Коперника. | 02.10-06.10 | | 30-33 |
10 | 5 | Солнечная система, её состав. Планеты земной группы. | | 34-35 |
11 | 6 | Планета Земля и ее соседи. | 09.10-11.10 | | 36-38 |
12 | 7 | Планеты-гиганты и маленький Плутон. | | 39-42 |
13 | 8 | Небесные тела: астероиды и кометы. | 16.10-20.10 | | 43-44 |
14 | 9 | Метеоры и метеориты. | | 45-46 |
15 | 10 | Солнце - ближайшая к нам звезда. | 23.10-27.10 | | 48-49 |
16 | 11 | Многообразие звезд. | | 49-50 |
17 | 12 | Созвездия. | 30.10-03.11 | | 50-51 |
18 | 13 | Галактики. Световой год. | | записи в тетради |
19 | 14 | Далекие миры. Многообразие галактик. | 06.11-10.11 | | 51, сочинение |
20 | 15 | Обобщение: Что мы узнали о Вселенной. | | 52, тест с. 29-33 |
Тема 3. Земля (18 уроков) |
21 | 1 | Представления людей о возникновении Земли. | 13.11-17.11 | | 54-55 |
22 | 2 | Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы. | 13.11-17.11 | | 56-58 |
23 | 3 | Внутреннее строение Земли. | 27.11-01.12 | | 60 |
24 | 4 | Горные породы, минералы, полезные ископаемые. | | 61-62 |
25 | 5 | Вещества и явления в окружающем мире. | 04.12-08.12 | | 64-71 |
26 | 6 | Природные явления: Землетрясения. | | 72 |
27 | 7 | Природные явления: Вулканы и гейзеры. | 11.12-15.12 | | 73-74 |
28 | 8 | Обобщение: Строение Земли. Природные явления. | | 75-76 к/к |
29 | 9 | Суша планеты. Материки, острова. | 18.12-22.12 | | 78-79 к/к |
30 | 10 | Характеристика природных условий материков. | | 80-81 |
31 | 11 | Особенности материков планеты Земля. | 25.12-29.12 | | к/к, с. 84 в. 1-9 |
32 | 12 | Атмосфера Земли. | | 85-86 |
33 | 13 | Погода. Климат. | 09.01-12.01 | | 86-87 |
34 | 14 | Ураганы. Смерчи. | | 88-89 |
35 | 15 | Гидросфера Земли, ее части. Мировой океан. | 15.01-19.01 | | 91 |
36 | 16 | Воды суши. | | 93 |
37 | 17 | Планета Земля как среда обитания живых организмов. | 22.01-26.01 | | 97-98 |
38 | 18 | Уникальность планеты Земля. | | 99-100, тест с. 52-57 |
Тема 4. Жизнь на Земле (16 уроков) |
39 | 1 | Развитие жизни на Земле. | 29.01-02.02 | | 102 |
40 | 2 | Животные прошлого. | | 103-104 |
41 | 3 | Живые клетки. Методы их изучения. | 05.02-09.02 | | 107-108 |
42 | 4 | Большой мир маленькой клетки. | | 110 |
43 | 5 | Разнообразие живого на Земле. | 12.02-21.02 | | 113 |
44 | 6 | Одноклеточные организмы. | | 114 |
45 | 7 | Многоклеточные организмы. Грибы. Растения. | 26.02-02.03 | | 114 |
46 | 8 | Беспозвоночные и позвоночные животные. | | 115-116 |
47 | 9 | Среда обитания организмов: наземно-воздушная среда, приспособленность организмов к ней. | 05.03-09.03 | | 118-120 |
48 | 10 | Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в почве. | | 121 |
49 | 11 | Жизнь на разных материках. | 12.03-16.03 | | 123-125 |
50 | 12 | Природные зоны Земли. | | 129-130, сообщения |
51 | 13 | Природные зоны Земли. | 19.03-23.03 | | 131, сообщения |
52 | 14 | Растения различных природных зон. | | доклады о животных моря |
53 | 15 | Жизнь в морях и океанах. | 26.03-30.03 | | 135-137 |
54 | 16 | Обобщение: Жизнь на Земле. | | 139, тест с. 77-81 |
Тема 5. Человек на Земле (13 уроков) |
55 | 1 | Происхождение человека. Древние предки человека. | 02.04-06.04 | | 142-143 |
56 | 2 | Первые люди. Жизнь наших предков. | | 144-147 |
57 | 3 | Обобщение: Происхождение человека. | 16.04-20.04 | | 148 |
58 | 4 | История географических открытий. Открытие Америки. | | 149-150 |
59 | 5 | Открытие Австралии и Антарктиды. | 23.04-27.04 | | 150-151 |
60 | 6 | Великие путешественники – первооткрыватели новых земель. | | 152-153, доклады |
61 | 7 | Как человек изменил Землю. | 30.04-04.05 | | 155-157 |
62 | 8 | Три «подарка» человека самому себе и своей планете. | | 157-158 |
63 | 9 | Жизнь под угрозой. | 07.05-11.05 | | 160-161, рисунок |
64 | 10 | Опустынивание и его причины. Защита Земли от опустынивания. | | 163-165 |
65 | 11 | Здоровье человека и безопасность жизни. | 14.05-18.05 | | 166-169 |
66 | 12 | Обобщение: Человек на Земле. | | 173, тест с. 98-103 |
67 | 13 | Оболочки Земли. | 21.05-25.05 | | Повт. термины |
68 | 1 | Резерв времени. | | |
Итого | часов | В том числе: | |
уроков повторения | контрольных работ | практичес-ких работ | | |
по прог рамме | 68 | 7 | 0 | 0 | | |
выполнено | | | | | | |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР _____ /Андреева М.М./
__ августа 2017 г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению
протокол № 1 от __ августа 2017 г.
Руководитель ШМО ______ / Содонова О.А./