Протокол № от «___»____2017 _______Григорьева Н.М. школа-инернат для обучающихся с ОВЗ
№___от «____» __________2017 г.
Содержание.
Пояснительная записка…………………………………………………………………………. ..3
Основные требования к знаниям и умениям учащихся ………………………………………. 7
- Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию» от 31 марта 2014 г. №253;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015г. №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- Положение №72 «О разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов в МКОУ «Белоомутская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»;
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012г., рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.
Для достижения поставленных целей изучения природоведения в коррекционной школе необходимо решение следующих практических задач:
- формирование элементарных сведений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях, о жизни растений и животных, о здоровье человека
- установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимость природных явлений
- экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе.
Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе, чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты.
Рабочая программа по природоведению в 5 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся и способствует их умственному развитию.
Единая концепция специального Федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ является основой структуры данной образовательной программы.
Неоднородность состава детей и максимальный диапазон различий в требуемом уровне и содержании образования обусловливает важность разработки дифференцированного стандарта, включающего такой набор вариантов, который даст возможность обеспечить на практике максимальный охват детей с ОВЗ; гарантировать им удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей. Все обучающиеся 5 класса нуждаются в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.
Труд на пришкольном участке.
Что такое природоведение. Зачем нужно изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью.
Небесные тела: планеты, звёзды. Солнце - раскалённое небесное тело (звезда). Солнце - источник тепла и света на земле. Солнечная система. Планеты солнечной системы. Современные исследования космоса. Спутники. Освоение космоса людьми. Первый полёт в космос.
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: водная, твёрдая, воздушная. Воздух. Состав воздуха. Значение воздуха для жизни на Земле. Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги. Поверхность суши. Горы. Почва (охрана почвы). Свойства почвы. Полезные ископаемые. Полезные ископаемые: нефть, каменный уголь, газ, торф (внешний вид, свойства, значение, способы добычи). Вода. Свойства воды. Вода в природе. Воды суши: ручьи, реки. Воды суши: озёра, болота, пруды. Сезонные изменения. Моря и океаны. Использование и охрана воды. Обозначение морей и океанов на карте.
Разнообразие растительного мира. Дикорастущие и культурные растения. Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоёма). Части растения. Деревья, кустарники, травы. Лиственные деревья (дикорастущие и культурные, внешний вид, сезонные изменения). Берёза, осина, липа, клён, яблоня, груша. Хвойные деревья (внешний вид). Сосна, ель, лиственница. Дикорастущие и культурные кустарники. Орешник, дикорастущая малина, боярышник, сирень, жасмин, смородина, крыжовник. Травы (сезонные изменения, среда обитания, дикорастущие и культурные). Одуванчик, подорожник, ромашка, укроп, петрушка. Декоративные растения (цветы и кустарники, внешний вид). Астра, анютины глазки, пион, флоксы, гвоздики, роза, сирень, боярышник, жасмин, барбарис. Лекарственные растения (декоративные и культурные, использование, правила сбора). Календула, шиповник, ромашка, малина, алоэ, герань. Комнатные растения (внешний вид, правила ухода). Герань, бегония, фиалка, кактус. Охрана растений (значение растений для человека, правила по охране растений). Заповедники и Красная книга (лесной ландыш, купальница европейская, колокольчик, кувшинка).
Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоёмов. Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие). Насекомые. Среда обитания. Строение насекомого. Роль насекомых в природе. Охрана насекомых. Жуки, кузнечик, божья коровка, пчела, шмель, бабочка, стрекоза. Рыбы. Среда обитания, разновидности рыб по среде их обитания. Сельдь, сёмга, треска, горбуша, камбала, минтай, щука, сом, карп, карась, окунь, лещ. Строение тела рыб. Образ жизни рыб. Охрана рыб. Птицы. Среда обитания. Строение тела птиц. Образ жизни. Значение птиц в природе и жизни человека. Дикие и домашние птицы (страус, павлин, лебедь, орёл, гусь, утка, индюк). Звери (млекопитающие). Разнообразие млекопитающих животных (мыши, кошки, собаки, лошадь, волки, лисы, тигры, львы, медведь, лоси, олени, коровы, кенгуру, жираф). Среда обитания. Общие признаки млекопитающих животных, обитающих на суше. Различие млекопитающих животных по способу питания. Охрана. Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Уход за животными в живом уголке и дома (морская свинка, хомяк, черепаха). Певчие птицы. Птицы живого уголка (канарейка, волнистый попугай). Правила ухода и содержания. Аквариумные рыбки (гуппи, вуалехвост, телескоп, меченосец). Правила ухода и содержания. Собаки. Разновидность пород (служебные, охотничьи, декоративные). Правила ухода и содержания.
Домашние кошки. Разновидность пород кошек (длинношёрстные и короткошёрстные). Правила ухода и содержания. Охрана животных. Заповедники, заказники и Красная книга.
Как устроен наш организм. Строение тела человека (голова, шея, грудь, спина, живот, ягодицы, руки, ноги). Скелет. Строение организма человека. Внутренние органы человека (головной мозг, пищевод, сердце, лёгкие, печень, почки, желудок, кишечник. Органы чувств и их функции. Как работает (функционирует) наш организм. Внутренние органы и их функции (лёгкие, сердце, почки, желудок). Системы органов (пищеварительная система, дыхательная система, кровеносная система, выделительная система, нервная система). Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т. д.). Осанка (гигиена, костно-мышечная система). Органы чувств (правила гигиены).Здоровое (правильное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины. Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены. Оказание первой медицинской помощи. Помощь при ушибах, порезах ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.
Россия – Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты. Население и народы России. Городское и сельское население. Москва – столица России. Санкт-Петербург.
Города России (многообразие). Нижний Новгород, Казань, Волгоград. Города России. Новосибирск, Владивосток.
Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль – Залесский, Ростов.
Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир.
Разнообразие растительного мира России.
Разнообразие животного мира России.
Охрана природы. Заповедники. Заказники.
Наш город (село, деревня). Достопримечательности. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия.
- называть конкретные предметы и явления в окружающей обстановке, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи: между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком);
- связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;
- приводить примеры некоторых представителей растений и животных леса, луга, поля, сада;
- соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.
- обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;
- где располагается наша страна в мире; где находится ее столица; каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки,
- основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.
Всего часов - 68 часов. Количество часов в неделю – 2 часа.
Природоведение. 5 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/Т.М. Лифанова, Е.Н.Соломина, М.: «Просвещение», 2016
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Реализация обязательного образовательного уровня | Дидактическое обеспечение. наглядные пособия, учебник и т.д. | Межпред метные связи |
план | факт |
Первая четверть -16ч Введение-1 ч. |
1 | 6.09.17 | | Что такое природоведение. | 1 | Познакомить с предметом природоведение | Учебник, раб., тетрадь, инд. карт., презентация | Русский язык |
Вселенная-4ч. |
2 | 7.09.17 | | Небесные тела: планеты, звезды | 1 | Познакомить с планетами | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация | Биология |
3 | 13.09.17 | | Солнце. Солнечная система. | 1 | Дать представление о планетах. | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация | История |
4 | 14.09.17 | | Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. | 1 | Дать представление об исследование космоса. | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация | Экология |
5 | 20.09.17 | | Первый полет в космос. Современные и исследование. | 1 | Дать представление об исследовании космоса и первом полете в космос. | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация, географ., карта | География |
Наш дом- Земля |
6 | 21.09.17 | | Планета Земля. | 1 | Познакомить обучающихся с соотношением воды и суши на Земле | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация, географ., карта | Биология |
7 | 27.09.17 | | Воздух | 1 | Познакомить из какой смеси состоит воздух. | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация, географ., карта | География |
8 | 28.09.17 | | Значение воздуха для жизни на Земле. | 1 | Познакомить обучающихся с значением воздуха. | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация, географ., карта | Математика |
9 | 4.10.17 | | Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги. | 1 | Сформировать понятие равнины, холмы, овраги. | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация, географ., карта | Экология |
10 | 5.10.17 | | Поверхность суши. Горы | 1 | Сформировать понятие горы. | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация, географ., карта | Биология |
11 | 11.10.17 | | Почва | 1 | Познакомить обучающихся с разнообразием почвы. | Учебник, раб. тетрадь, инд. карт., презентация, географ. карта | География |
12 | 12.10.17 | | Полезные ископаемые | 1 | Познакомить обучающихся с полезными ископаемыми | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация, географ., карта | Экология |
13 | 18.10.17 | | Полезные ископаемые: нефть, каменный уголь, газ, торф. | 1 | Углубить знания учащихся о полезных ископаемых. | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация, географ., карта | География |
14 | 19.10.17 | | Свойства воды | 1 | Познакомить с свойствами воды | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация, географ., карта | География |
15 | 26.10.17 | | Вода в природе | 1 | Дать представление о воде. | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация, географ., карта | Биология |
16 | 27.10.17 | | Воды суши: ручьи, реки | 1 | Дать представление о воде. | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация, географ., карта | Биология |
Вторая четверть -15ч. |
17 | 8.11.17 | | Воды суши: озера, болота, пруды. Сезонные изменения | 1 | Дать представление о воде. | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация, географ., карта | География |
18 | 9.11.17 | | Моря и океаны. Использование и охрана воды | 1 | Выявить характерные черты | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация, географ., карта | География |
Растительный мир Земли -12ч. |
19 | 15.11 | | Разнообразие растительного мира | 1 | Знакомство учащихся с разнообразием растений | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация, географ., карта | Биология |
20 | 16.11 | | Среда обитания растений | 1 | Дать обучающимся представление о среде обитания растений. | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация, географ., карта | Биология |
21 | 22.11.17 | | Части растения | 1 | Знакомство учащихся с разнообразием растений | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация, географ., карта | Биология |
22 | 23.11.17 | | Деревья, кустарники, травы | 1 | Дать обучающимся представление о деревьях, кустарниках, травах. | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация, географ., карта | Биология |
23 | 29.11.17 | | Лиственные деревья | 1 | Формирование знаний у учащихся о лиственных растениях | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация, географ., карта | Биология |
24 | 30.11.17 | | Хвойные деревья | 1 | Формирование знаний у учащихся о хвойных растениях | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация, географ., карта | Биология |
25 | 6.12.17 | | Дикорастущие и культурные кустарники | 1 | Формирование знаний у учащихся о внешнем строении кустарников. | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация, географ., карта | Биология |
26 | 7.12.17 | | Травы. Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка. | 1 | Формирование знаний у учащихся о травянистых растениях | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация, географ., карта | Биология |
27 | 13.12.17 | | Декоративные растения. Астра, пион, флокс, гвоздика | 1 | Дать обучающимся представления о разнообразии декоративных растений. | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация, географ., карта | Биология |
28 | 14.12.17 | | Лекарственные растения | 1 | Формирование знаний у учащихся о лекарственных растениях и правилах сбора. | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация, географ., карта | Биология |
29 | 20.12.17 | | Комнатные растения | 1 | Формирование знаний у учащихся о комнатных растениях | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация, географ., карта | Биология |
30 | 21.12.17 | | Охрана растений | 1 | Формирование знаний у учащихся о растениях красной книги | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация, географ., карта | Биология |
Животный мир Земли – 15ч. |
31 | 27.12.17 | | Разнообразие животного мира | 1 | Дать обучающимся представления о разнообразии животных | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация, географ., карта | Биология |
Третья четверть -21ч. |
32 | 11.01.17 | | Среда обитания животных. Животные суши и водоёмов. | 1 | Дать обучающимся представление о среде обитания животных | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация, географ., карта | Биология |
33 | 17.01.17 | | Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери | 1 | Знакомство учащихся с многообразием животного мира, местом обитания | Учебник, раб. тетрадь, инд. карт., презентация | Биология |
34 | 18.01.17 | | Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. | 1 | Дать обучающимся представления о разнообразии насекомых | Учебник, раб., тетрадь, инд.. карт., презентация | Биология |
35 | 24.01.17 | | Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. | 1 | Знакомство учащихся с многообразием рыб | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация | Биология |
36 | 25.01.17 | | Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. | 1 | Дать обучающимся представления о разнообразии птиц. | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация | Биология |
37 | 31.01.17 | | Звери. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. | 1 | Формирование знаний учащихся о многообразии млекопитающих | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация | Биология |
38 | 1.02.17 | | Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и в деревне | 1 | Дать обучающимся представления о домашних животных. | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация | Биология |
39 | 7.02.17 | | Уход за животными в живом уголке | 1 | Формировании знаний учащихся о домашних питомцах | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация | Биология |
40 | 8.02.17 | | Певчие птицы. Птицы живого уголка. | 1 | Формировании знаний учащихся о домашних питомцах | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация | Биология |
41 | 14.02.17 | | Аквариумные рыбки | 1 | Формировании знаний учащихся о домашних питомцах | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация | Биология |
42 | 15.02.17 | | Собаки | 1 | Формировании знаний учащихся о домашних питомцах | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация | Биология |
43 | 21.02.17 | | Домашние кошки | 1 | Формировании знаний учащихся о домашних питомцах | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация | Биология |
44 | 22.02.17 | | Охрана животных. Заповедники и заказники. | 1 | Знакомство учащихся с заповедниками и заказниками России | Учебник, раб. тетрадь, инд. карт., презентация | Биология |
45 | 28.02.17 | | Красная книга | 1 | Знакомство учащихся с особо охраняемыми животными России | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация | Биология |
Человек -9ч. |
46 | 1.03.17 | | Как устроен наш организм | 1 | Дать обучающимся представление о строении своего тела | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация | Медицина |
47 | 7.03.17 | | Как работает наш организм | 1 | Дать обучающимся представление о строении и функционировании внутренних органов | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация | Медицина |
48 | 8.03.17 | | Здоровье человека | 1 | Дать обучающимся представление о здоровом образе жизни | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация | Медицина |
49 | 14.03.17 | | Осанка | 1 | Изучить скелет туловища. Изучить осанку и здоровье человека | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация | Медицина |
50 | 15.03.17 | | Органы чувств | 1 | Изучить знание органов чувств | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация | Медицина |
51 | 21.03.17 | | Здоровое питание | 1 | Изучить гигиену и нормы питания | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация | Медицина |
52 | 22.03.17 | | Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены. | 1 | Изучить значение дыхания. | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация | Медицина |
Четвертая четверть -16ч. |
53 | 4.04.17 | | Оказание первой медицинской помощи | 1 | Познакомиться с первой помощью при растяжении связок, вывихах, суставов | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация | Медицина |
54 | 5.04.17 | | Экскурсия в школьный медицинский кабинет | 1 | Познакомить обучающихся с работой медицинского кабинета школы | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация | Медицина |
Есть на Земле страна Россия -12ч |
55 | 11.04.17 | | Россия - Родина моя. | 1 | Познакомить обучающихся с Российской Федерацией, с ее местоположением. | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация, географ., карта | География |
56 | 12.04.17 | | Население России. Городское и сельское население. Народы России. | 1 | Дать представление о России, как многонациональном государстве | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация, географ., карта | География |
57 | 18.04.17 | | Москва – столица России | 1 | Познакомить обучающихся со столицей нашей Родины. | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация, географ., карта | География |
58 | 19.04.17 | | Санкт-Петербург | 1 | Познакомить обучающихся со второй столицей нашей Родины. | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация, географ., карта | География |
59 | 25.04.17 | | Города России. Нижний Новгород, Казань, Волгоград | 1 | Познакомить обучающихся с городами России | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация, географ., карта | География |
60 | 26.04.17 | | Города России. Новосибирск, Владивосток | 1 | Познакомить обучающихся с городами России | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация, географ., карта | География |
61 | 2.05.17 | | Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов | 1 | Познакомить обучающихся с городами России | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация, географ., карта | География |
62 | 3.05.17 | | Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир. | 1 | Познакомить обучающихся с городами России | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация, географ., карта | География |
63 | 10.05.17 | | Растительный мир России | 1 | Познакомить обучающихся с Разнообразием растительного мира России. | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация, географ., карта | География |
64 | 16.05.17 | | Животный мир России | 1 | Познакомить обучающихся с Разнообразием животного мира России. | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация, географ., карта | География |
65 | 17.05.17 | | Охрана природы. Заповедники и заказники | 1 | Знакомство учащихся с заповедниками и заказниками округа. | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация, географ., карта | Биология |
66 | 23.05.17 | | Наш город | 1 | Знакомство учащихся с достопримечательностями поселка | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация, географ., карта | География |
Труд на пришкольном участке 2часа. |
67 | 24.05.17 | | Посадка растений | 1 | Учить готовить почву к посадке | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация | Трудовое обучение |
68 | 30.05.17 | | Уход за растениями | 1 | Учить посадке растений | Учебник, раб., тетрадь, инд., карт., презентация | Трудовое обучение |
Природоведение. 5 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, М.: «Просвещение», 2016
Природоведение. /О. А. Хлебосолова, Е. И. Хлебосолов, М.: «Владос», 2006г.
Зеленый дом./А. А. Плешаков, М.: «Просвещение», 2004г.
Тестовые задания по природоведению./ Е.Г. Каткова, М.: Интеллект – центр», 2007г.