М
инистерство общего и профессионального образования Свердловской области
ГАПОУ СО
«ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА»
Программа профессионального модуля
ПМ.03 «ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМ ПРОФЕССИЯМ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЯМ СЛУЖАЩИХ»
(18511 Слесарь по ремонту автомобилей)
для специальности
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
2
015
Программа рассмотрена и одобрена цикловой комиссией специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта Председатель цикловой комиссии ________________ Н.С. Сысолятин Протокол № _____ от «___»_____________2015г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по НМИР ____________________Т.К. Пермякова | Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УВР ГАПОУ СО «ЕКТС» ________________ А.М. Шанин «____» ____________ 2015 г. |
Разработчик: Сысолятин Н.С., преподаватель дисциплин профессионального цикла ГАПОУ СО «Екатеринбургский колледж транспортного строительства»
Экспертиза программы профессионального модуля ПМ.03 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» пройдена.
Эксперты:
Заведующий отделением
____________________Е.В. Дудель
Методист дневного отделения
____________________А.В. Антонова
«___»_______________2015г.
Программа профессионального модуля содержит следующие разделы:
паспорт программы профессионального модуля;
результат освоения профессионального модуля;
структура и содержание профессионального модуля;
условия реализации программы профессионального модуля;
контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля.
1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.03 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих или служащих»
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 3.1 Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.
ПК 3.2 Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
ПК 3.3 Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
ПК 3.4 Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.
а также развитие общих компетенций, предусмотренных для ППССЗ в целом.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля — требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
– разборки и сборки агрегатов и узлов автомобиля;
– технического контроля эксплуатируемого транспорта;
– осуществления технического обслуживания и ремонта автомобилей;
уметь:
– разрабатывать и осуществлять технологический процесс технического обслуживания и ремонта автотранспорта;
– осуществлять технический контроль автотранспорта;
– оценивать эффективность производственной деятельности;
– осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации для решения профессиональных задач;
– анализировать и оценивать состояние охраны труда на производственном участке;
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
производственная практика —468часов (13 недель)
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 3.1 | Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы. |
ПК 3.2 | Выполнять работы по различным видам технического обслуживания |
ПК 3.3 | Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности |
ПК 3.4 | Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оцени-вать их эффективность и качество |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4 | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, професси-онального и личностного развития |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7 | Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организо-вывать и контролировать их работу с принятием на себя ответст-венности за результат выполнения заданий |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личност-ного развития, заниматься самообразованием, осознанно планиро-вать повышение квалификации |
ОК 9 | Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятель-ности |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Код профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля* | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов), ч | Практика, ч |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка студента | Самостоятельная работа студента | учебная | производственная (по профилю специальности) |
всего | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия | в т.ч. курсовая работа (проект) | всего | в т.ч. курсовая работа (проект) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 3.1–3.4 | Раздел 1. Обеспечение работ по разборке и сборке агрегатов и узлов автомобиля | 468 | | | | | | | 468 |
| Всего | 468 | | | | | | | 468 |
Примечания: * — раздел профессионального модуля — часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практики. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний;
3.2. Содержание обучения профессиональному модулю
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Ознакомление с предприятием | Ознакомление с предприятием, с правилами внутреннего распорядка и режимом работы. Ознакомление с программой практики. Ознакомление с рабочими местами, оборудованием. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа: Общий инструктаж по технике безопасности на предприятии. Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте. | 6 | 4 |
Работы на рабочих местах на постах диагностики, контрольно-технического пункта, участках ежедневного обслуживания | Оснащение поста диагностики. Измеряемые параметры, приемы замера их и сравнение с нормативными. Оформление технической документации. Техника безопасности. Практическая работа: Диагностирование параметров (по % содержанию СО и СН, по давлению масла в системе смазки, по расходу топлива, эффективности торможения, мощности). Диагностика трансмиссии, тормозной системы. | 60 | 4 |
Работа на рабочих местах на постах ТО-1 | Выполнение работ по техническому обслуживанию ТО - 1 и сопутствующему ремонту. Оснащение поста ТО - 1. Сопутствующий ремонт. Оформление документации. Техника безопасности. Практическая работа: Контрольно - диагностические, регулировочные, крепежные, электротехнические, смазочно - очистительные работы на автомобилях в объеме регламентных работ ТО - 1 | 72 | 4 |
Работа на рабочих местах на постах ТО-2 | Выполнение работ по техническому обслуживанию ТО - 2 и сопутствующему ремонту. Оснащение поста ТО - 2. Сопутствующий ремонт. Оформление документации. Техника безопасности. Практическая работа: Контрольно - диагностические, регулировочные, крепежные, электротехнические, смазочно - очистительные работы на автомобилях в объеме регламентных работ ТО - 2. Замена неисправных узлов и механизмов. Составление заявок на запасные части и материалы, получение, учет их расходов. | 102 | 4 |
Работа на посту текущего ремонта автомобилей | Оборудование рабочих мест. Работы, выполняемые на постах текущего ремонта. Ведение технической документации. Техника безопасности. Практическая работа: Замена узлов и механизмов. Составление заявок на запасные части и материалы, получение, учет их расходов. | 120 | 4 |
Работа на рабочих местах производственных подразделений и участков | Оснащение рабочих мест в цехах, отделениях и участках. Перечень и назначение отделений и участков, их связь со складом и постами ТО и ТР. Технология выполнения работ. Техника безопасности. Практическая работа: Ремонт мостов, коробок передач, сцепления, двигателя, элементов топливной системы, агрегатов, камер и шин, аккумуляторные работы. | 102 | 4 |
Обобщение материалов дневника-отчета практики | Требования к оформлению отчетной документации в соответствии с требованиями ЕСКД и Стандарта предприятия. | 6 | 4 |
Всего: | 468 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Программа производственной практики реализуется на предприятиях, в организациях, оснащение которых соответствует требованиям программы практики.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов
Основные источники:
1. Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
2. Беднарский В.В. Организация капитального ремонта автомобилей: Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
3. Вахламов В.К., Шатров М.Г., Юрчевский А.А. Автомобили: Теория и конструкция автомобиля и двигателя: Учебник для студентов СПО. М.: Академия, 2005.
4. Власов В.М., Жанказиев С.В. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. М.: ОИЦ «Академия», 2003.
5. Геленов А.А., Сочевко Т.И., Спиркин В.Г. Автомобильные эксплуатационные материалы. М.: ОИЦ «Академия», 2010.
6. Карагодин В.И., Митрохин Н.Н. Ремонт автомобилей и двигателей.: Учебник. М.: Мастерство, 2001.
7. Петросов В.В. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студентов СПО. М.: Академия, 2010.
8. Чумаченко Ю.Т. Автослесарь: Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
Дополнительные источники:
1. Виноградов В.М., Храмцов О.В. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Основные и вспомогательные процессы. Лабораторный практикум. М.: ОИЦ «Академия», 2010.
2. Геленов А.А., Соченко Т.И., Спиркин В.Г. Контроль качества автомобильных эксплаутационных материалов: Практикум. М.: ОИЦ «Академия», 2010.
3. Стуканов В.А. Основы теории автомобильных двигателей и автомобиля: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2008.
4. Туревский И.С. Техническое обслуживание автомобилей: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.
5. Туревский И.С., Соков В.Б., Калинин Ю.Н. Электрооборудование автомобилей: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2008.
6. Чумаченко Ю.Т. Материаловедение для автомехаников. Ростов н/Д.: Феникс, 2003.
Средства массовой информации и интернет-ресурсы:
1. «За рулем» (газета). Форма доступа: www.zr.ru
2. «АвтоМИР» (еженедельный автомобильный журнал). Форма доступа: http://auto.ru.msn.com/avtomir/
3. «Тюнинг автомобилей» (журнал). Форма доступа www.tuningauto.ru
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса Организация образовательного процесса по профессиональному модулю осуществляется в соответствии с ФГОС СПО по специальности, с рабочим учебным планом, программой профессионального модуля, с требованиями к результатам освоения профессионального модуля: компетенциям, практическому опыту и умениям
Освоение модуля ведется после изучения общепрофессиональных дисциплин: «Инженерная графика», «Техническая механика», «Электротехника и электроника», «Материаловедение», «Метрология, стандартизация и сертификация», «Правила безопасности дорожного движения», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Охрана труда», «Безопасность жизнедеятельности». А также после изучения междисциплинарных курсов: МДК 01.01 «Устройство автомобиля» и МДК 01.02 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Профессиональный модуль считается освоенным при условии получения положительной оценки на экзамене квалификационном.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля
Контроль и оценка результатов освоения практики осуществляется руководителем практики в процессе выполнения студентом основных видов работ. В конце практики проводится итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта.
Итоговая оценка рассчитывается по трем показателям (из аттестацитонного листа дневника-отчета по практике):
итоговая оценка | = | Ср.балл п.4.1. + Ср. балл п.4.2. + Ср. балл п.4.3. |
3 |
ср. балл п. 4.1 – Средний балл оценки качества выполнения работ
ср. балл п.4.2 – Средний балл оценки работы студента на практике
ср. балл п.4.3. – Средний балл оценки дневника-отчета по практике
Полученный результат округляется с точностью до целых по правилам округления, применяемых в математике.
Виды и объем работ, выполненных студентом во время практики | Коды результатов освоения практики | Оценка качества выполнения работ. (Качество выполнения работ оценивается по 5-балльной шкале, в соответствии с технологией и (или) требованиями организации, в которой проходила практика) 5-качество высокое 4-качество среднее 3-качество низкое 2-качество отсутствует |
ПК | ОК | ПОУ |
Ознакомление с предприятием | ПК 3.4 | ОК 1, ОК 4 – ОК 6 | У 3, У 5 | 5 |
Работы на рабочих местах на постах диагностики, контрольно-технического пункта, участках ежедневного обслуживания | ПК 3.1- ПК 3.4 | ОК 1 – ОК 7 ОК 9 | ПО 1 – ПО 3 У 1 – У 5 | 4 |
Работа на рабочих местах на постах ТО-1 | ПК 3.1- ПК 3.4 | ОК 1 – ОК 7 ОК 9 | ПО 1 – ПО 3 У 1 – У 5 | 5 |
Работа на рабочих местах на постах ТО-2 | ПК 3.1- ПК 3.4 | ОК 1 – ОК 7 ОК 9 | ПО 1 – ПО 3 У 1 – У 5 | 5 |
Работа на посту текущего ремонта автомобилей | ПК 3.1- ПК 3.4 | ОК 1 – ОК 7 ОК 9 | ПО 1 – ПО 3 У 1 – У 5 | 4 |
Работа на рабочих местах производственных подразделений и участков | ПК 3.1- ПК 3.4 | ОК 1 – ОК 7 ОК 9 | ПО 1 – ПО 3 У 1 – У 5 | 5 |
Обобщение материалов дневника-отчета практики | ПК 3.4 | ОК 1 ОК 4 ОК 8 | У 2 – У 5 ПО 1 ПО 2 | 4 |
Средний балл: 4,5 (5+4+5+5+4+5+4)/7
4.1 ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ СТУДЕНТА НА ПРАКТИКЕ
Показатели | Граничные критерии оценки | Оценка показателей по 5-бальной шкале |
отлично | неудовлетворительно |
Отношение к работе | Ответственно относится к выполнению полученного задания, не допускал опозданий и пропусков, все материналы предоставлен | Регулярные опоздания и пропуски. Отношение к работе крайне безответственное, материалы практик к указанному сроку не предоставлены | 5 |
Взаимоотношения и эффективность работы как члена бригады | Коммуникабелен, быстро адаптируется к выполнению различных ролей в бригаде | Отношения с коллегами напряженные, указания бригадира не выполняет, любую работу порученную как члену бригады пытается переложить на других | 4 |
Использование инструментов, приспособлений | Грамотно работает с инструментами, соблюдает все правила и приёмы работы, техники безопасности | Не способен самостоятельно использовать инструменты и приспособления | 5 |
Выполнение необходимых вычислений и использование стандартных алгоритмов и форм | Чётко заполняет журналы измерений и без затруднений выполняет вычисления. | Не способен использовать даже простейшие арифметические действия для получения конкретного результата. Большое число ошибок в вычислениях, требуется доскональная проверка результатов | 3 |
Умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач | Без дополнительных пояснений (указаний) использует знания и умения, полученные при изучении смежных дисциплин | Не способен использовать знания из разделов смежных дисциплин при решении задач | 5 |
Средний балл: 4,4 (5+4+5+3+5)/5
4.2 ОЦЕНКА ДНЕВНИКА-ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ
Показатели | Граничные критерии оценки | Оценка показателей по 5-бальной шкале |
отлично | неудовлетворительно |
Оформление работы | Все материалы оформлены аккуратно согласно инструкциям | Работа оформлена в высшей степени небрежно | 5 |
Умение отвечать на вопросы, пользоваться профессиональной и общей лексикой при сдаче (защите), выбрать рациональные способы выполнения работ | Грамотно отвечает на поставленные вопросы, используя профессиональную лексику. Может обосновать свою точку зрения по проблеме | Показывает незнание при ответе на вопросы, низкий интеллект, узкий кругозор, ограниченный словарный запас. Чётко выраженная неуверенность в ответах и действиях | 3 |
Оформление графических, аудио-, фото-, видео-, материалов, наглядные образцы изделий, подтверждающие практический опыт, полученный на практике. | Все материалы оформлены аккуратно согласно инструкциям | Материалы отсутствуют. Работа оформлена в высшей степени небрежно | 5 |
Средний балл: 4,3 (5+3+5)/3
Итоговая оценка по практике:
4.5 + 4.4 + 4.3 | = 4,4 ≈ 4 |
3