СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 5 класса адаптивной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа сосотоит из пояснительной записки, календарно-тематического планирования, требований к уровню знаний обучающихся, раскрывает содержание программного материала

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 5 класса адаптивной школы»

Пояснительная записка

к рабочей программе по подготовке младшего обслуживающего персонала

5 класса


Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» от 29.12.2012 г. за № 273.

В 5 классе основой для реализации учебного плана является программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 класс (сборник № 2), Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2013 год под редакцией В.В. Воронковой «Подготовка младшего обслуживающего персонала», учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология»/А.Г. Галле, Е.Ю. Головинской. – Самара: Современные образовательные технологии, 2013 г.

Целью обучения по профилю «Подготовка младшего обслуживающего персонала» является формирование у учащихся необходимого объема профессиональных знаний, выработка общетрудовых умений и навыков, необходимых для обслуживания себя и близких, ведения домашнего хозяйства, а также подготовка учащихся к профессиям обслуживающего труда. Одной из основных задач является социальная адаптация и интеграция учащихся, практическая подготовка их к самостоятельной жизни и труду.

Программа предназначена для учащихся, кто в силу глубины и особенностей структуры своих дефектов не может заниматься производительным трудом и овладеть профессией столяра, слесаря, швеи и подобными профессиями по уровню сложности. Программа предусматривает дифференцированный подход к обучению. Практическое обучение осуществляется в школе, на пришкольной территории.

На изучение предмета отводится 6 часа в неделю, в год _______ ч.

Количество часов по четвертям распределяется следующим образом:

I ч. - _____ часов, II ч. - _____часов, III ч. -_____часов, IV ч. – _____часов.

В третью четверть введен раздел «Изонить» (за счет сокращения учебных часов раздела «Уборка пришкольной территории от снега и льда»), основой методического сопровождения по данной теме является программа факультатива «Изонить» (рецензия БОУ ДПО «ИРООО», 2008 год).






Календарно – тематическое планирование



п/п


Наименование раздела, темы

Количество часов


Сроки


Примечание

Вводное занятие – 4 ч

1

Беседа о труде и рабочих профессиях

1



2

Правила поведения в кабинете труда

1



3

Рабочее место и правилами ухода за ним

1



4

Основные виды практических работ

1



Уборка пришкольной территории –12 ч

5

Правила безопасности при уборке школьной территории

1



6

Хозинвентарь: устройство, назначение

1



7

Приемы работы хозинвентарем

1



8

Подготовка хозинвентаря к хранению

1



9

Безопасное пользование хозинвентарем

1



10

Спецодежда: виды, назначение

1



11


Подметание дорожек с твердым покрытием

1



12

Сбор и переноска мусора

1



13, 14

Уборка газонов

2



15

Уборка спортплощадки

1



16

Очистка уборочного инвентаря, хранение

1



Работа с бумагой – 12 ч

17

Правила работы с бумагой, ножницами, клеем

1



18

Бумага, виды (писчая, цветная), назначение

1



19

Аппликация «Жилая комната» (детали аппликации: окно, шкаф, диван и др.)

1



20

Измерительная линейка. Разметка деталей

1



21

Работа с измерительной линейкой

1



22

Клей: назначение, свойства

1



23

Ножницы канцелярские: устройство, пользование

1



24

Вырезание и наклеивание деталей

1



25

Рисование элементов мебели

1



26

Аппликация «Школа» (школьное здание, цветник, ограда, деревья, дорожки)

1



27

Разметка деталей по длине

1



28

Вырезание и наклеивание деталей

1



Работа с тканью– 16 ч

29

Правила безопасности при работе с тканью

1



30

Ткань: применение, виды, названия видов ткани

1



31

Лицевая и изнаночная стороны ткани

1



32

Долевые и поперечные срезы ткани

1



33

Салфетка для протирки мебели

1



34

Построение прямых углов

1



35

Выполнение чертежа салфетки

1



36

Вырезание выкройки, проверка выкройки измерением, сложением сторон

1



37

Определение лицевой и изнаночной стороны ткани

1



38

Закрепление выкройки Выкраивание салфетки

1



39

Требования к выполнению шва вподгибку с закрытым срезом

1



40

Подготовка кроя к пошиву

1



41

Выполнение швов

1



42

Подгиб угла, обработка косыми стежками

1



43

Электроутюг: назначение, устройство

1



44

Утюжка салфетки

1



Самостоятельная работа – 4 ч

45-48

Аппликация «Жилая комната»

4



Вводное занятие – 1 ч

49

Правила поведения в кабинете труда

1



Работа с картоном и бумагой–17 ч

50

Правила работы с картоном и бумагой

1



51

Картон: применение и свойства

1



52

Макет комнаты из картона и бумаги

1



53, 54

Нож для рицевания картона: приемы работы

2



55, 56

Изготовление макета комнаты из тонкого картона

2



57, 58

Изготовление шаблонов заданной ширины

2



59, 60

Разметка деталей из бумаги по линейке и шаблонам

2



61, 62

Раскрашивание пола акварелью

2



63

Обои: назначение, виды

1



64

Оклеивание стен макета обоями

1



65

Изготовление мебели из цветной бумаги

1



66

Приклеивание мебели

1



Ежедневная уборка полов в школе –14 ч

67

Ежедневная уборка пола

1



68

Пол: виды (дощатый крашеный, покрытый линолеумом)

1



69

Средства для мытья полов с различным покрытием

1



70

Средства, противопоказанные при мытье полов

1



71

Рабочая одежда: хранение, уход (халат, косынка)

1



72


73

Уборочный инвентарь: назначение, пользование

Подготовка инвентаря к хранению

1


1



74

Подготовка к уборке полов

1



75

Уборка дощатого крашеного пола

1



76

Уборка пола, покрытого линолеумом

1



77

Уборка плиточного пола

1



78

Протирка пола шваброй

1



79

Обработка уборочного инвентаря после работы

1



80

Укладывание уборочного инвентаря для хранения

1



Работа с тканью– 14 часов

81

Правила безопасности при работе с тканью

1



82

Швейная машина: назначение, устройство

1



83

Правила безопасности при выполнении швов

1



84

Машинный шов: виды, способы выполнения (вподгибку с закрытым срезом, стачной)

1



85, 86

Работа на швейной машине

2



87

Косые и петельные стежки

1



88

Пошив мешочка для хранения работы (из готового кроя)

1



89

Отделочные стежки

1



90

Обработка мешочка отделочными стежками

1



91

Стачивание боковых срезов

1



92, 93

Обработка верхнего среза

2



94

Утюжка мешочка

1



Самостоятельная работа – 2 ч

95, 96

Мытье пола с различным покрытием

2



Вводное занятие –1 ч

97

Правила поведения на уроках труда

1



Уборка пришкольной территории от снега и льда – 7 ч

98

Правила безопасности при уборке территории

1



99

Асфальтовое и бетонное покрытия: свойства

1



101


Инструменты для уборки: движок, скребок, лом

1



102


Приемы уборки, не нарушающие покрытие

1



103

Зависимость твердости льда от температуры

1



104

Правила работы на проезжей части дороги

1



Работа с картоном и бумагой – 17 ч

105

Правила работы с картоном и бумагой

1



106

Угольник чертежный: назначение, применение

1



107

Работа с чертежным угольником

1



108

Прямоугольная коробка из картона

1



109, 110

Разметка развертки коробки

2



111, 112

Вырезание развертки и клапанов

2



113

Рицевание линий сгиба

1



114, 115

Складывание коробки, приклеивание клапанов

2



116


Способы получения геометрического орнамента

1



117

Разметка сложенной полосы по шаблону

1



118

Вырезание узора ножницами

1



119, 120

Приклеивание орнамента

2



121

Проверка работы

1



Изонить – 19 ч

122

Как и когда возникло искусство изонити.

1



123

Знакомство с техникой изонити: угол, окружность

1



124, 125

Построение угла, разметка угла

2



126, 127

Заполнение угла по схеме

2



128, 129

Построение и разметка окружности

2



130, 131

Заполнение окружности по схеме, образцу

2



132

Заполнение треугольника

1



133

Заполнение четырехугольника

1



134

Заполнение овала

1



135

Составление геометрического узора

1



136, 137

Разметка узора

2



138-140

Оформление прямоугольной коробки

3



Работа с тканью – 13 ч

141

Правила безопасной работы с тканью

1



142

Виды пуговиц

1



143, 144

Способы пришивания пуговиц

2



145

Нитки для пришивания

1



146

Определение места крепления пуговицы

1



147, 148, 149

Пришивание пуговицы со сквозными отверстиями

3



150

Образование «ножки»

1



151

Закрепление нитки узелком, стежками

1



152, 153

Изготовление вешалки на белье, одежде

2



Самостоятельная работа – 4 ч

154-157

Изготовление коробочки из картона (без отделки, с отделкой по усмотрению ученика)

4



Вводное занятие – 1 ч

158

Правила безопасного поведения на уроках труда, в кабинете труда.

1



Уход за комнатными растениями – 13 ч

159

Комнатные растения: названия

1



159

Требования к размещению растений.

1



160

Светолюбивые и теневыносливые растения

1



161

Полив цветов. Требования к воде

1



162

Периодичность и приемы полива цветов

1



163

Подготовка воды для полива

1



164

Приспособления для опрыскивания

1



165, 166

Опрыскивание и полив растений

2



167

Чистка и промывка поддонов

1



168

Обтирание цветочных горшков

1



169

Правила обрезки растений

1



170

Обрезка и сбор сухих листьев

1



Работа на участке – 11 часов

171

Правила работы на участке

1



172, 173

Подготовка почвы для посадок

2



174

Разница в обработке почв (песчаных и глинистых)

1



175

Сельхозинвентарь: виды, назначение

1



176, 177

Сгребание мусора с клумб и дорожек

2



178, 179

Рыхление почвы граблями

2



180, 181

Рыхление междурядий на посадках

2



Обработка краевым швом вподгибку с закрытым срезом

однодетального изделия из ткани – 19 ч

182

Правила работы иглой, ножницами

1



183

Носовой и головной платок квадратной формы

1



184

Названия тканей для платков

1



185

Шов вподгибку с закрытым срезом (способ выполнения, применение)

1



186, 187

Выполнение шва на образцах

2



188, 189

Заметывание первого и второго подгиба

2



190

Швейная машина с ручным приводом (названия, назначение деталей механизмов)

1



191

Организация рабочего места

1



192

Правила работы на швейной машине

1



193

Подготовка машины к шитью

1



194, 195, 196, 197

Обработка срезов на машине (швом вподгибку с закрытым срезом)

4



198

Закрепление строчки вручную

1



199, 200

Обработка углов косыми стежками

2



Самостоятельная работа – 4 ч

201-204

Изготовление салфетки-прихватки (из двух слоев ткани с обработкой краев косым обметочным стежком по образцу готового изделия)

4










Содержание программы

1. Вводное занятие.

Техника безопасности и правила поведения на уроках труда.

2. Уборка пришкольной территории:

- подметание дорожек с твердым покрытием, сгребание, переноска мусора;

- уборка газонов;

- уборка спортплощадки и других участков пришкольной территории;

- очистка уборочного инвентаря и установка на место хранения.

3. Работа с бумагой:

- бумага: виды, назначение;

- измерительная линейка: устройство, назначение, правила пользования;

- клей: назначение, свойства;

- ножницы канцелярские: устройство, безопасное пользование;

- изделия: аппликации «Жилая комната», «Школа»;

- разметка деталей, вырезание и наклеивание деталей.

4. Работа с тканью:

- ткань: применение, виды, названия, лицевая и изнаночная стороны, долевые и поперечные срезы;

- требования к выполнению шва вподгибку с закрытым срезом;

- электроутюг: назначение, устройство, пользование, правила безопасности при обращении;

- изделие: салфетка для протирки мебели, обработанная швом вподгибку с закрытым срезом;

- утюжка изделия.

5. Работа с картоном и бумагой:

- картон: применение и свойства;

- обои;

- нож для рицевания картона: приемы работы, безопасное пользование;

- изготовление шаблонов заданной ширины, разметка деталей из бумаги;

- раскрашивание пола, оклеивание стен обоями, приклеивание аппликаций.

6. Ежедневная уборка полов в школе:

- пол: виды, средства для мытья;

- рабочая одежда: хранение, уход;

- уборочный инвентарь: назначение, пользование, хранение;

- подготовка к сухой и влажной уборке пола, протирка пола шваброй, прополаскивание тряпки;

-обработка уборочного инвентаря после работы, укладывание на хранение.

7. Уборка пришкольной территории от снега и льда:

- асфальтовые и бетонные покрытия: основные свойства, инструменты для уборки;

- движок, скребок, лом: назначение, рабочие позы, приемы уборки, безопасное обращение с инструментами;

- правила безопасной работы на проезжей части дороги;

- расчистка дорожек от снега.

8. Уход за комнатными растениями:

- комнатные растения, названия, светолюбивые и теневыносливые растения;

- полив цветов: требования к температуре и качеству воды, периодичность, приемы;

- обрезка и сбор сухих листьев, чистка и промывка поддонов, обтирание цветочных горшков;

- опрыскивание и полив растений.

9. Работа на участке:

- пришкольный участок: подготовка почвы для посадок;

- разница в обработке почв;

- сельхозинвентарь: виды, назначение, техника безопасности при работе;

- сгребание мусора с клумб и дорожек;

- рыхление почвы граблями, рыхление междурядий на посадках.

10. Обработка изделий из ткани:

- изделие: носовой платок квадратной формы, ткани для платков;

- заметывание первого и второго подгиба платка;

- обработка срезов на машине швом вподгибку с закрытым срезом;

- обработка углов на платке косыми стежками вручную;

- утюжка изделия.











Требования к уровню подготовки учащихся

  1. Учащиеся должны знать:

  2. - последовательность уборки пришкольной территории в разное время года;

  3. - правила санитарии по уходу за полом с различным покрытием;

  4. - правила личной гигиены;

  5. - устройство и назначение хозинвентаря, швейной машинки, утюга;

  6. - правила обращения с моющими, дезинфицирующими средствами;

  7. - виды бумаги и их применение;

  8. - правила ухода за комнатными растениями;

  9. -правила безопасной работы иглой и ножницами, утюгом;

  10. -виды ручных стежков;

  11. -последовательность пришивания пуговиц;

  12. -способы мелкого ремонта одежды;

  13. -правила работы на швейной машине с ручным приводом.

  14. Учащиеся должны уметь:

  15. - убирать пришкольную территорию в разное время года;

  16. - выполнять ежедневную уборку помещений с различными видами половых покрытий;

  17. - ухаживать за комнатными растениями;

  18. - выполнять простейший ремонт белья и одежды;

  19. - пользоваться линейкой, угольником, выполнять простейшие геометрические построения, выполнять аппликацию по шаблону и образцу;

  20. - пользоваться утюгом;

  21. - выполнять простейшие операции на швейной машине (под контролем учителя).











Учебно-методическое обеспечение рабочей программы


  1. учебная литература:

- учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология»/А.Г. Галле, Е.Ю. Головинской. – Самара: Современные образовательные технологии, 2013 г.;

- дидактический материал по главным темам курса;


2) научно-методическая литература:

- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5 – 9 кл./Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос» («Подготовка младшего обслуживающего персонала»);

- Субчиве В.П. Социально-бытовая ориентировка. Методическое пособие: 5-9 классы. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2013 г.;

- Крупская Ю.В., Кизеева Н.И., Сазонова Л.В., Симоненко В.Д. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы./Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: «Вентана – Граф», 1997;

- интернет-ресурсы.



12