СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по профориентации в 9 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В  настоящее  время  социально-экономическое  состояние  общества  обуславливает 

развитие  рыночных  отношений  не  только  в  сфере  экономики,  но  и  в  сфере  труда  и 

занятости.   Различные   предприятия   трудоустраивают   молодежь   осторожно,   и   часто 

молодые  люди  оказываются  невостребованными  на  рынке  труда.  Для  того  чтобы  не 

оказаться в подобной ситуации молодой человек должен ориентироваться в ситуации на 

рынке труда, быть конкретно способным и гибким в принятии разного рода решений. И здесь  главное   –   не  растеряться,  сориентироваться     и  сделать   правильный    выбор, соответствующий  интересам,  способностям,  возможностям,  ценностным  установкам,  и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный  выбор –  это  начало  пути  к  успеху,  к  самореализации,  к  психологическому  и материальному благополучию в будущем.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по профориентации в 9 классе.»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

/Котова Т.С./

Протокол № ___ от

«____»__________2016 г.


Рассмотрено на заседании педагогического совета


Протокол № ___ от

«____»__________2016 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 1 с. Кривополянье

/ Щептев Ю.М./

Приказ № ___ от

«___»___________2016г.














Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 села Кривополянье

Чаплыгинского муниципального района Липецкой области.


Рабочая программа

по профориентации для 9 класса

на 2016 – 2017 учебный год.
















Учитель: Гончарова Е. Б.





Пояснительная записка

Рабочая программа по профориентации в 9 классе составлена на основе следующих документов:

  • Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

  • Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

  • Приказ УОиН Липецкой области от 15.04.2016 г. № 386 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2016/2017 учебный год».

  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования 2016-2017 учебный год утвержден приказом Минобрнауки № 253 от 31 марта 2014 года.

  • О примерном положении о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования» от 26.10.2009 г. № 3499.


На изучение профориентации в 9 классе отводится 1 час в неделю, итого 34 часа. Тематическое и поурочное планирование представлены в материалах и составлены на основании учебника Богатырёв А.Н., Очинин О.П., Самородский П.С. и др. /Под ред. Симоненко В.Д. Технология 9 класс, Вентана – Граф. Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников, учебных и учебно-методических пособий рекомендованных Министерством образования РФ.

В настоящее время социально-экономическое состояние общества обуславливает

развитие рыночных отношений не только в сфере экономики, но и в сфере труда и

занятости. Различные предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто

молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда. Для того чтобы не

оказаться в подобной ситуации молодой человек должен ориентироваться в ситуации на

рынке труда, быть конкретно способным и гибким в принятии разного рода решений. И

здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор,

соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и,

наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно

сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и

материальному благополучию в будущем.

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает четко

продуманный выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных

возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к

социокультурным и профессионально-производственным условиям. Поэтому при

проведении занятий важно не только выявить индивидуальные психологические качества

личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний,

ценностно-нравственной ориентации. Трудовая деятельность представляет собой

важнейшую сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие

потенциальных возможностей и способностей индивида.

Учащиеся 9 класса целенаправленно задумываются о предстоящем выборе профессии, учебного заведения. Поэтому на данном этапе целесообразно проводить непосредственно профориентационную работу. Важно учитывать, что, во-первых, в юношеском возрасте некоторые профессионально важные качества находятся в скрытом состоянии, так как нет условий для их проявления. Во- вторых, для подростка характерны недостаточный уровень самосознания, неустойчивость эмоционального состояния, неадекватная самооценка. В-третьих, недостаток жизненного опыта (скудные знания о мире профессий и рынке труда, правилах и ошибках в выборе профессии).

В ходе занятий изучаются следующие компоненты профессиональной

пригодности: мотивы (интересы, склонности, потребности); способности; личностные

особенности.

В результате прохождения учащимися 9 класса данного курса занятий расширяется

сфера самосознания через изучение своих личностных особенностей; развиваются навыки

и умения для организации конструктивного взаимодействия с окружающими их людьми.

Также у учащихся 9 класса расширяется сфера самосознания через изучение личных

профессиональных склонностей и интересов, повышается осведомленность о мире

профессий и особенностях профессионального труда; сформировывается первичный

выбор профессии, а возможно и окончательный.


Поэтому главной целью образовательной программы по профориентации

является предупреждение трудностей профессионального самоопределения .

Цель работы с учащимися 9 класса: создание условий для профессионального

самоопределения учащихся.

Задачи программы:

активизировать постановку и принятие проблемы профессионального

самоопределения;

научить осознавать жизненные ценности и смысл профессиональной деятельности;

содействовать в определении профессиональных интересов и склонностей;

содействовать в построении идеального и адекватного образа профессии;

активизировать самопознание;

содействовать в построении адекватного «Я»;

развивать умения выделять профессионально важные качества профессий;

активизировать размышления о соответствии собственных качеств и требований

профессии;

развивать умение принимать решения.


Учащиеся должны знать:

  • значение профессионального самоопределения, требования к составлению личностного, профессионального плана;

  • понятие о профессиях и профессиональной деятельности;

  • правила выбора профессии;

  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии.

Учащиеся должны уметь:

  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

  • составлять личный, профессиональный план и мобильно изменять его;

  • использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности, навыки самопрезентации и уверенного поведения;

  • анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах в условиях современного рынка;

  • классифицировать профессии, разделять понятия, относящиеся к профориентологической науке (“профессия”, “специальность” и др.);

  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Принципиально важная роль отведена в тематическом плане участию школьников в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, развитии умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.











































Перечень учебно-методического обеспечения

      Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8—9 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. С. Н. Чистяковой и др.— М.,2012.
      Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой и др. — М., 2012

      Дидактические материалы к курсу «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой — М., 2012.

Богатырёв А.Н., Очинин О.П., Самородский П.С. и др. /Под ред. Симоненко В.Д. Технология 9 класс, Вентана – Граф, 2008.






































Содержание тем учебного курса.

Профессиональное самоопределение(17 ч).

Основы профессионального самоопределения. Профессиограмма и психограмма профессии. Классификация профессий. Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение. Профессиональные интересы, склонности и способности. Типичные ошибки при выборе профессии. Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении. Психические процессы, важные для профессионального самоопределения. Эмоциональное состояние личности. Волевые качества личности. Мотивы и ценностные ориентации самоопределения. Профессиональная пригодность. Здоровье и выбор профессии. Профессиональная проба. Мой профессиональный выбор.

Знать: классификацию профессий, формулу профессии, типы профессий, типы темпераментов, психические процессы.

Уметь: формировать «Я – концепцию».

Творческий проект.

Технология основных сфер профессиональной деятельности(17 ч).

Труд как потребность человеческой жизни. Совершенствование человека в труде. Профессионализм. Многообразие мира профессионального труда. Профессия и карьера.

Технологии индустриального производства. Технологии агропромышленного производства. Профессиональная деятельность в легкой и пищевой промышленности. Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании. Арттехнологии. Универсальные перспективные технологии. Профессиональная деятельность в социальной сфере. Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности. Технология управленческой деятельности.

Знать: различные виды профессиональной деятельности.

Уметь: давать определения перечислять разновидности и основные свойства профессиональной деятельности.

Творческий проект.
























Учебно – тематический план.

№п/п

Наименование темы

Количество часов

1

Профессиональное самоопределение.

17

2

Технология основных сфер профессиональной деятельности

17

Всего


34















































Приложение к рабочей программе.

Календарно – тематический план.

№п/п

Наименование темы

Дата проведения

Примечание

План

Факт

Профессиональное самоопределение(17 ч).

1

Основы профессионального самоопределения.




2

Профессиограмма и психограмма профессии.




3

Классификация профессий.




4

Классификация профессий.




5

Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение.




6

Профессиональные интересы, склонности и способности.




7

Типичные ошибки при выборе профессии.




8

Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении.




9

Психические процессы, важные для профессионального самоопределения.




10

Эмоциональное состояние личности.




11

Волевые качества личности.




12

Мотивы и ценностные ориентации самоопределения.




13

Профессиональная пригодность.




14

Здоровье и выбор профессии.




15

Профессиональная проба.




16

Мой профессиональный выбор.




17

Творческий проект.




Технология основных сфер профессиональной деятельности(17 ч).

18

Труд как потребность человеческой жизни.




19

Совершенствование человека в труде. Профессионализм.




20

Многообразие мира профессионального труда.




21

Профессия и карьера.




22

Технологии индустриального производства.




23

Технологии индустриального производства.




24

Технологии индустриального производства.




25

Технологии агропромышленного производства.




26

Технологии агропромышленного производства.




27

Профессиональная деятельность в легкой и пищевой промышленности.




28

Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании.




29

Арттехнологии.




30

Универсальные перспективные технологии.




31

Профессиональная деятельность в социальной сфере.




32

Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности.




33

Технология управленческой деятельности.




34

Творческий проект.