СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по проекту "Смута"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по проекту позволяет учащимся более углеблённо изучит данный исторический период. Установить причины Смутного времени, главные события, последствия, итоги.   

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по проекту "Смута"»


Пояснительная записка к проекту «Смута»


Нормативной базой для составления данной рабочей программы являются:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»,

  • Рекомендациями Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 №МД-1552/03 по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС;

  • Рабочая программа проекта составлена учителем истории первой категории Е.Н. Тюриным.


На изучение исторического периода и создание данного проекта в 7 классе отводится 17 часов. Проект предусматривает изучение проблематики указанной темы в объёме 1 час в две недели в течение 1 учебного года.

Цели и задачи данного проекта.


1. Раскрыть суть Смутного времени и установить его причины;

2. Установить основные события Смуты;

3. Раскрыть роль русского народа в изгнании из страны иноземных захватчиков и ликвидации Смуты;

4. Проанализировать последствия Смуты;

5. Воспитывать через изучение этого периода у учащихся чувства гордости, патриотизма за своё Отечество;

6. Подобрать и изучить литературу по данной теме.


Метапредметные и предметные результаты.


Результатом проектной деятельности в школе является развитие у обучающихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

К важнейшим личностным результатам относятся следующие (в т.ч. убеждения и качества):

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции;

  • правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы;

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей общества;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты проектной деятельности в школе выражаются в следующих качествах:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.


Предметные результаты проектной деятельности учащихся включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути различных народов и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира.



Требования к уровню подготовки учащихся:

знать:

- причины и суть Смутного времени;

- основные события того периода и соотносить их с деятельностью конкретных исторических лиц;

- основные события и последствия Смуты.

уметь:

- соотносить исторические события, процессы с периодом, эпохой;

- анализировать, сравнивать и обобщать исторические факты;

- давать оценку значения событий и деятельности людей в истории;

- работать с различными источниками исторических знаний, историческими документами, общественно-политической литературой, периодической печатью;

- сопоставлять и критически анализировать информацию разных источников, обосновывать своё отношение к изложенным в них оценкам;

- составлять план и конспект, готовить доклад и реферат; собирать историческую информацию;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;



Обучающийся сможет решать следующие жизненно - практические задачи:

  • самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;

  • реализовывать право на свободный выбор.


В ходе проектной деятельности у учащихся должны сформироваться следующие умения и навыки:

  • умение в связной монологической речи, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации, давать развернутые ответы на вопросы;

  • умение сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходства и различия;

  • умение давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;

  • умение спорить и отстаивать свои взгляды;

  • умение под руководством учителя и с его помощью анализировать исторический источник;

  • умение оперировать историческими датами;

  • умение оперировать историческими терминами и понятиями;

  • умение читать историческую карту, определять местоположение историко-культурных объектов.


Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Основные методы работы:

- анализ исторической литературы и исторических источников;

- эвристическая беседа;

- лекция;

- дискуссия (дебаты);
- сюжетно – ролевая игра («Суд»);

- подготовка и обсуждение сообщений учащихся;

- «мозговой штурм» и др.


Система оценки достижений учащихся

Чтобы оценить проектную деятельность учащихся, важно не только уделять внимание развернутым ответам, в которых проявляется готовность связно, образно излагать факты, но и формировать собственное отношение к оценке персонажей и фактов. Проект позволяет использовать новые, но уже достаточно популярные формы проверки знаний - тесты, решение исторических задач, а также деформированные тексты, тексты с ошибками и т. д.

По окончании проекта учащиеся должны:

  • отличать произведения искусства различных видов и жанров;

  • самостоятельно давать оценку произведениям искусства;

  • показать на конкретных примерах место и роль древнерусской культуры в мировой культуре;

  • составлять краткий конспект урока и лекций;

  • пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать и пересказывать её;

  • определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории, их оценку.


Учебно-тематическое планирование


Название темы

Кол-во часов

1.

Введение в проектную деятельность.

1

2.

Причины и суть Смутного времени.

1

3.

Царствование Лжедмитрия I.

1

4.

Боярский заговор и воцарение Василия Шуйского.

2

5.

Выступление Ивана Болотникова.

1

6.

Авантюра Лжедмитрия II.

2

7.

Вторжение войск Польши и Швеции.

2

8.

«Семибоярщина» и Первое народное ополчение.

2

9.

Второе народное ополчение и освобождение Москвы.

2

10.

Земский собор 1613 года и последствия Смуты.

2

11.

Итоговые занятия.

1


Всего часов:

17




Календарно-тематическое планирование


№п/п

Дата проведения


Тема урока.


Элементы содержания


Требования к уровню подготовки.

Домашнее задание.

1


Введение в проектную деятельность.

Беседа с учителем.

Осознание поставленных задач и списка литературы.

конспектирование.

2.


Причины и суть Смутного времени.

Смута.

Раскрыть причины Смутного времени и объяснить его суть.

Самостоятельная работа.

3.


Царствование Лжедмитрия I.

Лжедмитрий I – Гришка Отрепьев, Марина Мнишек.

Охарактеризовать политику Лжедмитрия I и раскрыть причины свержения его с престола.

Самостоятельная работа.

4.


Боярский заговор и воцарение Василия Шуйского.

Василий Шуйский, митрополит Гермоген.

Раскрыть причины боярского заговора и особенности появления на престоле В. Шуйского.

Самостоятельная работа.

5.


Выступление Ивана Болотникова.

Иван Болотников, князь Телятевский.

Раскрыть причины, ход выступления И. Болотникова.

Самостоятельная работа.

6.


Авантюра Лжедмитрия II.

Лжедмитрий II – «тушинский вор», Иван Заруцкий. «Тушинские перелёты».

М. Скопин – Шуйский.

Описать историю появления Лжедмитрия II; объяснить, причины перелома в настроении народа к тушинцам.

Самостоятельная работа.

7.


Вторжение войск Польши и Швеции.

Польский король Сигизмунд III, польский гетман Жолкевский, смоленский воевода М. Шеин, Д. Шуйский.

Раскрыть причины и роль участия Польши и Швеции во внутренних делах России.

Самостоятельная работа.

8.


«Семибоярщина» и Первое народное ополчение.

Польский королевич Владислав, Ф.И. Мстиславский, «Семибоярщина». П. Ляпунов, Д. Трубецкой.

Раскрыть, причины свержения В. Шуйского. Охарактеризовать политику Боярской думы и состояние государственности.

Самостоятельная работа.

9.


Второе народное ополчение и освобождение Москвы.

Нижегородский староста – Кузьма Минин, князь Д. Пожарский. Тушинский патриарх – Филарет.

Описать создание Второго народного ополчения и освобождение Москвы. Показать заслуги русского народа в изгнании из страны иноземных захватчиков и ликвидации Смуты.

Самостоятельная работа.

10.


Земский собор 1613 года и последствия Смуты.

Костромской крестьянин И. Сусанин, М. Романов.

Раскрыть роль Земского собора 1613г. в восстановлении государственности и началом окончания Смутного времени.

Самостоятельная работа.

11.


Итоговые занятия.

Основные события, имена, понятия изученного исторического периода.

Презентация  работ (рефератов) учащихся.

Самостоятельная работа.








Содержание проекта.

Введение в проектную деятельность (1 час)

Тема 1. Причины и суть Смутного времени. (1 час).

Тема 2. Царствование Лжедмитрия I. (1 час).

Тема 3. Боярский заговор и воцарение Василия Шуйского. (2 часа)

Тема 4. Выступление Ивана Болотникова. (1 час).

Тема 5. Авантюра Лжедмитрия II. (2 часа).

Тема 6. Вторжение войск Польши и Швеции. (2 часа).

Тема 7. «Семибоярщина» и Первое народное ополчение. (2 часа).

Тема 8. Второе народное ополчение и освобождение Москвы. (2 часа).

Тема 9. Земский собор 1613 года и последствия Смуты. (2 часа).



Перечень учебно-методического обеспечения

Методическая литература для учителя:

1. Методическое пособие для учителя по истории России. А. А. Данилов и др. - М.: Просвещение, 2012.

2. Атлас Россия и мир. «Дрофа» 2012.

3. УМК «CorDis» 2004



Литература для учащихся:

  1. Бушуев С., Миронов Г. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. IX-XVI вв. — М., 1991.

  2. Горский А. А. Русь: От славянского расселения до Московского царства. — М., 2004.

  3. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). — М., 2001.

  4. Древняя русская летопись в переложении С. М. Соловьева для детей. — М., 1996.

  5. Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под ред. Е. А. Мельниковой. — М., 1999.


Интернет ресурсы:

  • Сайт Российской государственной библиотеки http://www.rgdb.ru

  • Сообщество взаимопомощи учителей «Мы вместе» www.pedsovet.su

  • Методическая копилка, информационные технологии в школе. www.uroki.ru

  • Учебно-методический портал http://www.uchmet.ru