СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по проекту "Смутное время"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа позволяет учащимся более углублённо изучить данный исторический период. Установить причины Смутного времени, основных действующих лиц, последствия и итоги, роль народа в указанных событиях. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по проекту "Смутное время"»


Пояснительная записка к проекту «Смутное время»


Нормативной базой для составления данной рабочей программы являются:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»,

  • Рекомендациями Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 №МД-1552/03 по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС;

  • Рабочая программа проекта составлена учителем истории первой категории Е.Н. Тюриным.


На изучение исторического периода и создание данного проекта в 7 классе отводится 17 часов. Проект предусматривает изучение проблематики указанной темы в объёме 1 час в две недели в течение 1 учебного года.

Цели и задачи данного проекта.


1. Раскрыть суть Смутного времени и установить его причины;

2. Установить основные события Смуты;

3. Раскрыть роль русского народа в изгнании из страны иноземных захватчиков и ликвидации Смуты;

4. Проанализировать последствия Смуты;

5. Воспитывать через изучение этого периода у учащихся чувства гордости, патриотизма за своё Отечество;

6. Подобрать и изучить литературу по данной теме.


Метапредметные и предметные результаты.


Результатом проектной деятельности в школе является развитие у обучающихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

К важнейшим личностным результатам относятся следующие (в т.ч. убеждения и качества):

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции;

  • правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы;

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей общества;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты проектной деятельности в школе выражаются в следующих качествах:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.


Предметные результаты проектной деятельности учащихся включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути различных народов и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира.



Требования к уровню подготовки учащихся:

знать:

- причины и суть Смутного времени;

- основные события того периода и соотносить их с деятельностью конкретных исторических лиц;

- основные события и последствия Смуты.

уметь:

- соотносить исторические события, процессы с периодом, эпохой;

- анализировать, сравнивать и обобщать исторические факты;

- давать оценку значения событий и деятельности людей в истории;

- работать с различными источниками исторических знаний, историческими документами, общественно-политической литературой, периодической печатью;

- сопоставлять и критически анализировать информацию разных источников, обосновывать своё отношение к изложенным в них оценкам;

- составлять план и конспект, готовить доклад и реферат; собирать историческую информацию;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;



Обучающийся сможет решать следующие жизненно - практические задачи:

  • самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;

  • реализовывать право на свободный выбор.


В ходе проектной деятельности у учащихся должны сформироваться следующие умения и навыки:

  • умение в связной монологической речи, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации, давать развернутые ответы на вопросы;

  • умение сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходства и различия;

  • умение давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;

  • умение спорить и отстаивать свои взгляды;

  • умение под руководством учителя и с его помощью анализировать исторический источник;

  • умение оперировать историческими датами;

  • умение оперировать историческими терминами и понятиями;

  • умение читать историческую карту, определять местоположение историко-культурных объектов.


Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Основные методы работы:

- анализ исторической литературы и исторических источников;

- эвристическая беседа;

- лекция;

- дискуссия (дебаты);
- сюжетно – ролевая игра («Суд»);

- подготовка и обсуждение сообщений учащихся;

- «мозговой штурм» и др.


Система оценки достижений учащихся

Чтобы оценить проектную деятельность учащихся, важно не только уделять внимание развернутым ответам, в которых проявляется готовность связно, образно излагать факты, но и формировать собственное отношение к оценке персонажей и фактов. Проект позволяет использовать новые, но уже достаточно популярные формы проверки знаний - тесты, решение исторических задач, а также деформированные тексты, тексты с ошибками и т. д.

По окончании проекта учащиеся должны:

  • отличать произведения искусства различных видов и жанров;

  • самостоятельно давать оценку произведениям искусства;

  • показать на конкретных примерах место и роль древнерусской культуры в мировой культуре;

  • составлять краткий конспект урока и лекций;

  • пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать и пересказывать её;

  • определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории, их оценку.


Учебно-тематическое планирование


Название темы

Кол-во часов

1.

Введение в проектную деятельность.

1

2.

Причины и суть Смутного времени.

1

3.

Царствование Лжедмитрия I.

1

4.

Боярский заговор и воцарение Василия Шуйского.

2

5.

Выступление Ивана Болотникова.

1

6.

Авантюра Лжедмитрия II.

2

7.

Вторжение войск Польши и Швеции.

2

8.

«Семибоярщина» и Первое народное ополчение.

2

9.

Второе народное ополчение и освобождение Москвы.

2

10.

Земский собор 1613 года и последствия Смуты.

2

11.

Итоговые занятия.

1


Всего часов:

17




Календарно-тематическое планирование


№п/п

Дата проведения


Тема урока.


Элементы содержания


Требования к уровню подготовки.

Домашнее задание.

1


Введение в проектную деятельность.

Беседа с учителем.

Осознание поставленных задач и списка литературы.

конспектирование.

2.


Причины и суть Смутного времени.

Смута.

Раскрыть причины Смутного времени и объяснить его суть.

Самостоятельная работа.

3.


Царствование Лжедмитрия I.

Лжедмитрий I – Гришка Отрепьев, Марина Мнишек.

Охарактеризовать политику Лжедмитрия I и раскрыть причины свержения его с престола.

Самостоятельная работа.

4.


Боярский заговор и воцарение Василия Шуйского.

Василий Шуйский, митрополит Гермоген.

Раскрыть причины боярского заговора и особенности появления на престоле В. Шуйского.

Самостоятельная работа.

5.


Выступление Ивана Болотникова.

Иван Болотников, князь Телятевский.

Раскрыть причины, ход выступления И. Болотникова.

Самостоятельная работа.

6.


Авантюра Лжедмитрия II.

Лжедмитрий II – «тушинский вор», Иван Заруцкий. «Тушинские перелёты».

М. Скопин – Шуйский.

Описать историю появления Лжедмитрия II; объяснить, причины перелома в настроении народа к тушинцам.

Самостоятельная работа.

7.


Вторжение войск Польши и Швеции.

Польский король Сигизмунд III, польский гетман Жолкевский, смоленский воевода М. Шеин, Д. Шуйский.

Раскрыть причины и роль участия Польши и Швеции во внутренних делах России.

Самостоятельная работа.

8.


«Семибоярщина» и Первое народное ополчение.

Польский королевич Владислав, Ф.И. Мстиславский, «Семибоярщина». П. Ляпунов, Д. Трубецкой.

Раскрыть, причины свержения В. Шуйского. Охарактеризовать политику Боярской думы и состояние государственности.

Самостоятельная работа.

9.


Второе народное ополчение и освобождение Москвы.

Нижегородский староста – Кузьма Минин, князь Д. Пожарский. Тушинский патриарх – Филарет.

Описать создание Второго народного ополчения и освобождение Москвы. Показать заслуги русского народа в изгнании из страны иноземных захватчиков и ликвидации Смуты.

Самостоятельная работа.

10.


Земский собор 1613 года и последствия Смуты.

Костромской крестьянин И. Сусанин, М. Романов.

Раскрыть роль Земского собора 1613г. в восстановлении государственности и началом окончания Смутного времени.

Самостоятельная работа.

11.


Итоговые занятия.

Основные события, имена, понятия изученного исторического периода.

Презентация  работ (рефератов) учащихся.

Самостоятельная работа.








Содержание проекта.

Введение в проектную деятельность (1 час)

Тема 1. Причины и суть Смутного времени. (1 час).

Тема 2. Царствование Лжедмитрия I. (1 час).

Тема 3. Боярский заговор и воцарение Василия Шуйского. (2 часа)

Тема 4. Выступление Ивана Болотникова. (1 час).

Тема 5. Авантюра Лжедмитрия II. (2 часа).

Тема 6. Вторжение войск Польши и Швеции. (2 часа).

Тема 7. «Семибоярщина» и Первое народное ополчение. (2 часа).

Тема 8. Второе народное ополчение и освобождение Москвы. (2 часа).

Тема 9. Земский собор 1613 года и последствия Смуты. (2 часа).



Перечень учебно-методического обеспечения

Методическая литература для учителя:

1. Методическое пособие для учителя по истории России. А. А. Данилов и др. - М.: Просвещение, 2012.

2. Атлас Россия и мир. «Дрофа» 2012.

3. УМК «CorDis» 2004



Литература для учащихся:

  1. Бушуев С., Миронов Г. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. IX-XVI вв. — М., 1991.

  2. Горский А. А. Русь: От славянского расселения до Московского царства. — М., 2004.

  3. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). — М., 2001.

  4. Древняя русская летопись в переложении С. М. Соловьева для детей. — М., 1996.

  5. Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под ред. Е. А. Мельниковой. — М., 1999.


Интернет ресурсы:

  • Сайт Российской государственной библиотеки http://www.rgdb.ru

  • Сообщество взаимопомощи учителей «Мы вместе» www.pedsovet.su

  • Методическая копилка, информационные технологии в школе. www.uroki.ru

  • Учебно-методический портал http://www.uchmet.ru