г.о. Коломна Московской области
«Утверждаю».
«_____»_____________20__г.
2016-2017 уч. год
Рабочая программа по развитию речи для учащихся 4 класса (II вид) составлена с учетом Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида: 1 и 2 отделения; 2-е издание / К.Г. Коровин и др.-М.: Просвещение, 2006
формирование, коррекция и совершенствование навыков самостоятельной связной речи в устной и письменной форме.
Развитие речи нацелено на формирование и обогащение словарного запаса, работу над пониманием и употреблением в речи предложений различных структур, обучение построению связных речевых высказываний с соблюдением лексической, грамматической и композиционной правильности.
Первоначальное развитие восприятия и понимания речи обеспечивает не только ранее включение ученика в ситуацию словесного общения, но и сознательное овладение лексикой и средствами грамматического оформления речи. Специфика курса «Развитие речи» состоит в том, что он подготавливает определенный лексический материал для формирования грамматического строя речи, знакомит учащихся со значением словосочетаний, грамматическая структура которых будет потом усваиваться ими практически. На уроках развития речи учащиеся в устной и письменной форме закрепляют, уточняют те навыки построения предложений, которые они пробрели, практически овладевая грамматическим строем языка.
Весь учебный материал в программе по развитию речи распределен по основным направлениям: повторение изученного материала; организация речевой диалогической практики; развитие практических речевых навыков и формирование наглядно-словесных обобщений.
Согласно учебному плану школы на изучение предмета «развитие речи» в 4 классе отводится 105 часа из расчета 3 часа в неделю (35 учебные недели).
День Знаний. « Здравствуй школа». Составление рассказа по рисунку «Нерадивый ученик».
Составление предложений о летнем отдыхе. Описание предмета по форме, величине, цвету, вкусу. Составление предложений о явлениях природы.
Экскурсия в библиотеку. Сюжетно-ролевая игра « В библиотеке». Употребление в речи существительных, обозначающих профессии людей. Экскурсия в магазин. Сюжетно-ролевая игра «Магазин» . Экскурсия в аптеку. Сюжетно-ролевая игра «У врача»
Составление предложений по теме « Осень пришла». Подготовка к написанию сочинения «Осень в парке». Сочинение по теме «Осень в парке».
Составление предложений по теме «Вот пришли морозы, и зима настала». Подготовка к изложению « Зима злится». Изложение « Зима злится». Составление предложений по теме «Жизнь зверей и птиц зимой». Подготовка к описанию синицы. Описание синицы по плану.
Работа с текстом «Ёлка». Описание ели и сосны. Работа с текстом «Новогодняя история». Подготовка к изложению по теме «Новогодняя история». Изложение « Новогодняя история». Составление предложений по теме « Весёлые каникулы». Работа с текстом «Лиса Патрикеевна». Подготовка к изложению « Лиса Патрикеевна». Изложение по теме « Лиса Патрикеевна».
Составление предложений на тему «Выходной день». Подготовка к описанию комнаты по плану. Описание комнаты по плану.
Описание весны. Составление предложений из слов. Составление рассказа по картинке и словарю. « Снегурочка». Работа с текстом « Берегите птиц» по вопросам. Составление рассказа по вопросам и опорным словам. Сюжетно-ролевая игра «Прогулка на катере». Работа с текстом «Всё ярче светит солнце». Составление рассказа « Весна в лесу». Составление плана к рассказу.
Работа с текстом « Первый в космосе». Работа над текстом « Театр». Работа с текстом «Музей». Подготовка к написанию сочинения по картине В.А. Серова «Мика Морозов». Сочинение по картине В.А. Серова «Мика Морозов». Работа с вопросами к тексту « На выставке собак». Подготовка к изложению «Кто хозяин». Изложение « Кто хозяин». «Выполняй правила дорожного движения» и плану. Составление рассказа о книге по плану и вопросам. Работа с вопросами по тексту « Олимпийские игры»
Работа по тексту «В саду». Описание рисунка по плану «На реке».
Составление предложений по теме «Моя мама». Составление предложений по теме « Моя семья». Сюжетно-ролевая игра «День рождения» (встреча гостей). Подготовка к описанию друга. Описание друга.
Составление рассказа по плану и рисунку «Детская площадка». Работа над текстом «Добрые слова».
Зикеев А.Г. Русский язык. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (1и 2 части), М., Владос. 2014 г
Материально-техническое обеспечение программы.
– мультимедийные пособия (презентации по темам).
№ п/п | Тема урока/раздела | Кол-во часов | Тип урока | Вид контроля | Дом. задание | Дата | Словарь |
по плану | по факту |
1. | День Знаний. « Здравствуй школа» | 1 | Урок усвоения новых знаний. | | | 01.09 | | Школа, школьники, учитель, праздник, настроение. |
2. | Части речи. Существительное. Род существительных | 1 | Урок усвоения новых знаний. | | с.5, упр2, дополни словосочетания. | 05.09 | | Каникулы, отдых, река, отдыхал, купался, загорал, |
3. | Описание предмета по форме, величине, цвету, вкусу. Склонение существительных | 1 | Комбинированный урок. | | с.8, упр.2, заполнить таблицу. | 06.09 | | Форма, величина, цвет, вкус. |
4 | Контрольное списывание | 1 | Урок контроля | К/с | | 08.09 | | |
5. 6. | Составление предложений о явлениях природы. .экскурсия в осенний лес Составление предложений о явлениях природы. | 2 | Урок усвоения новых знаний. Урок закрепления знаний. | | Выучить словарь. Стр 14 упр 30 Стр 14 упр 28 | 12.09 13.09 | | Туча, молния, гром, ветер, радуга, дождик. |
7 | Экскурсия в библиотеку | 1 | экскурсия | | выучить словарь по теме, составит предл. | 15.09 | | Библиотека, библиотекарь, полки, книги, картотека, формуляр, подпись |
8. | Сюжетно-ролевая игра « В библиотеке» Употребление в речи существительных, обозначающих профессии людей | 1 | 1Комбинированный урок. | | повторить словарь , стр. 15 упр 31 | 19.09 | | Библиотека, библиотекарь, полки, книги, картотека, формуляр, подпись Профессия, музыкант, врач, художник, учитель, повар, парикмахер, сапожник, портной, швея. |
9. | Контрольная работа №1 | | Урок контроля. | Контрольная работа | Не задано | 20.09 | | |
10. 11. | Составление предложений по теме « Осень пришла». | 2 | Комбинированный урок. Урок закрепления знаний. | | Стр 32 упр1 Стр 32 упр 8. | 22.09 26.09 | | Ранняя, поздняя, приметы. |
12. 13. | Подготовка к написанию изложения «Осень в парке» Изложение по теме «Осень в парке». | 1 1 | Урок усвоения новых знаний Урок контроля. | Изложение | с.35упр.13.дописать предложения. Не задано | 27.09 | | Природа, живая, неживая, парк. Осенний парк, изменения природы. |
14. | Работа над ошибками. | 1 | Урок закрепления знаний. | | с.36упр.20, ответить на вопросы. | | | |
15 | Экскурсия в магазин | 1 | экскурсия | | Выучить словарь в тетради. | | | Магазин, продавец, касса, кассир, товар, продукты |
16. | Составление рассказа по рисунку «Нерадивый ученик». | 1 | Урок контроля. | Составление рассказа | С. 38упр.10, отв. На вопросы. | | | Рассеянный, ленивый, небрежный, неаккуратный, нерадивый. |
17. 18. | Сюжетно-ролевая игра «Магазин» | 2 | Урок усвоения новых знаний. Урок- игра | | Выучить словарь в тетради. С. 35 упр.2 | | | Магазин, продавец, касса, кассир, консультант, товар, продукты. |
19. 20. | Составление рассказа по плану и рисунку «Детская площадка». | 2 | Урок усвоения новых знаний. Урок контроля | Составление рассказа | С. 44 упр.5 Повторить словарь. | | | Площадка, грабли, лопата, молоток, краска, дружная работа. Взрослые. |
21. | Подготовка к описанию друга. | 1 | Комбинированный урок. | | С. 50 упр. 4 Выучить словарь в тетради. | | | Рост, фигура, походка, лицо, волосы, глаза. одежда, привычки. |
22 | Описание друга | 1 | Урок контроля | Описание | Не задано | | | Рост, фигура, походка, лицо, волосы, глаза. одежда, привычки. |
23 | Работа над ошибками | 1 | Урок закрепления знаний. | | С. 50 упр1, ответить на вопросы. | | | Рост, фигура, походка, лицо, волосы, глаза. одежда, привычки. |
24. 25. 26. | Составление предложений по теме «Вот пришли морозы, и зима настала». | 3 | Комбинированный урок. Урок усвоения новых знаний. Урок закрепления знаний | | С. 52 упр3, составить предложения. Выучить словарь, Ответить на вопросы. С. 51. | | | Зима, мороз, хлопья снега, река скована льдом, серебристый иней, |
27. | Обобщение изученного. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | | С. 48. Упр.6 Повторить словарь. | | | Зима, мороз, хлопья снега, река скована льдом, иней |
28. | Подготовка к изложению «Зима злится». | 1 | Комбинированный урок.. | | С. 56. Упр. 7. | | | Старуха зима, запорошила снегом, тёплые шубы. |
29 | Изложение « Зима злится». | 1 | Урок контроля. | Изложение | Не задано | | | План, пункты плана, абзац, красная строка. |
30 | Работа над ошибками. | 1 | Урок закрепления знаний. | | С. 56 упр.2, ответить на вопросы. | | | Старуха зима, запорошила снегом, тёплые шубы. |
31 | Составление предложений по теме «Жизнь зверей и птиц зимой». | 1 | Комбинированный урок. | | С.57упр.3 Выучить словарь. | | | Перелётные птицы, зимующие птицы, нора, дупло, берлога. |
32 33 | Подготовка к описанию синицы. | 2 | Урок усвоения новых знаний. Урок закрепления знаний | | С.58.упр5,6 Выучить словарь в тетради. | | | Синица, грудка, спинка, головка, щёчки, крылышки. |
34 | Описание синицы по плану. | 1 | Урок контроля. | описание | Не задано. | | | План, опиши синицу. |
35 | Работа над ошибками | 1 | Урок закрепления знаний | | С.57.упр.5 | | | Сорока, грудка, спинка, головка, щёчки, крылышки. |
36. | Работа с текстом «Лиса Патрикеевна». | 1 | Урок усвоения новых знаний. | | С.59. Ответить на вопросы. | | | Кумушка- лиса, рыльце, макушка, принаряжена, кладовая, разбойница. |
37. | Подготовка к изложению «Лиса Патрикеевна». | 1 | Комбинированный урок. | | С.59.упр.составить предложения по вопросам. | | | Опиши лису по плану. |
38. | Изложение по теме « Лиса Патрикеевна». | 1 | Урок контроля. | изложение | НЕ задано. | | | План, пункты плана, абзац, красная строка. |
39 | Работа над ошибками. | 1 | Урок закрепления знаний. | | Ответить на вопросы. | | | Кумушка- лиса, рыльце, макушка, принаряжена, кладовая, разбойница. |
40. | Работа с текстом «Ёлка». | 1 | Урок усвоения новых знаний. | | С. 63. упр.6 | | | Новый год, ёлка, наряд, свежесть. |
41. | Описание ели и сосны. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | описание | С. 65.упр.1 Выучить словарь. | | | Ель, сосна, хвоинки, хвойные растения. |
42. 43. | Сюжетно-ролевая игра «День рождения» (встреча гостей) | 2 | 1Урок усвоения новых знаний. 2Урок-игра | | С.64. Выучить словарь. Составить предложения. | | | День рождения, гости, подарки,угощать, встречать, поздравляю, поведение |
44 | Контрольная работа № 2 | 1 | Урок контроля. | Контрольная работа | Не задано | | | |
45. | Обобщение пройденного. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | | С.66. Ответить на вопросы. | | | Отдых, каникулы, каникулы продолжаются..., каникулы начнутся… |
46. 47. | Составление предложений по теме « Весёлые каникулы». | 2 | Урок усвоения новых знаний. Урок закрепления знаний | | С.67.упр.4 С.70.упр.6 | | | Каникулы начались, каникулы кончились, я в каникулы..., зимние каникулы. |
48. 49. | Работа с текстом «Новогодняя история». | 2 | Урок усвоения новых знаний. Урок закрепления знаний | | С.73упр5. С.74.упр | | | Санки- самоходки, гармошка- самопляска, дудка- самогудка, барабан- самобей, балалайка- заиграйка, ступа, откуда ни возьмись. |
50. | Подготовка к изложению по теме «Новогодняя история». | 1 | Урок закрепления знаний. | | С.73-74, ответить на вопросы. Выучить словарь. | | | Составьте план, назовите пункты плана, перескажите сказку по плану. |
51. | Составление рассказа « Новогодняя история». | 1 | Урок контроля. | Составление рассказа | Не задано. | | | План, пункты плана, абзац, красная строка. |
52. | Работа над ошибками. | 1 | Урок закрепления знаний. | | С. 75.упр.2 | | | |
53. 54. 55 | Работа над текстом «Добрые слова». | 3 | 1.Урок усвоения новых знаний. 2-3Уроки закрепления знаний. | | С. 75упр.6. Ответить на вопросы. С.80. упр4 | | | Добрые слова, вежливый человек, извините, простите, пожалуйста, здравствуйте. |
56. | Составление предложений на тему «Выходной день». | 1 | Комбинированный урок. | | С.81.упр2. Продолжить предложения. | | | Выходной день, взрослые, суббота, воскресенье. |
57 | Подготовка к описанию комнаты по плану. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | | С.82.упр.1. Выучить словарь. | | | комната, квартира, обои, занавески, ковёр, книжный шкаф, диван, окно, подоконник. |
58. | Описание комнаты по плану. | 1 | Урок контроля | Описание | Не задано. | | | Моя комната, квартира, обои, занавески, ковёр, книжный шкаф, диван, окно, подоконник. |
59 | Работа над ошибками | 1 | Урок закрепления знаний | | С. 85.упр.7 | | | Моя комната, квартира, обои, занавески, ковёр, книжный шкаф, диван, окно, подоконник. |
60 | Экскурсия в аптеку | 1 | Экскурсия | | Выучить словарь. | | | Аптека, больной, лекарство, врач, рецепт, головная боль, поликлиника |
61 | Сюжетно-ролевая игра «У врача» | 1 | 1. Урок-игра Урок закрепления знаний | | Выучить словарь, составить предложения. | | | Аптека, больной, лекарство, врач, рецепт, головная боль, поликлиника, жалоба, градусник, таблетки, капли. медсестра |
62 | Контрольная работа №3 | 1 | Урок контроля | Контрольная работа | Не задано | | | |
63 64. | Составление предложений по теме «Моя мама». | 2 | Урок усвоения новых знаний. Урок закрепления знаний | | С.88.упр.4 С.90.упр5. | | | Моя семья, мама, брат, сестрёнка. |
65. | Составление предложений по теме « Моя семья» | 1 | Урок усвоения новых знаний. | | С.92.упр.6 Выучить словарь. | | | Моя семья, мама, бабушка, дедушка, папа, сын, дочь. |
66. | Описание весны. Работа над письменной речью | 1 | Урок закрепления знаний. | | С.98.упр.4, продолжить предложения. | | | Дополни предложения, как называется рассказ. |
67. | Составление предложений из слов. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | | С.100. упр16 | | | Составь предложения из слов. |
68. | Составление рассказа по картинке и словарю. «Снегурочка» | 1 | Урок контроля | Составление рассказа | С.101. упр.9. Ответить на вопросы. | | | Сказка, снегурочка, старик со старухой, растаяла. |
69. 70. | Работа с текстом « Берегите птиц» по вопросам. | 2 | Комбинированный урок. . | | С.105.упр3. С.108.упр2 Выучить словарь. | | | Скворцы прилетели, скворечник, ответь на вопросы. |
71. 72. | Составление рассказа по вопросам и опорным словам. | 2 | Комбинированный урок. Урок закрепления знаний. | | С.109.упр.18. Составить предложения. С.109. упр.10. | | | Составь рассказ по вопросам и словам. |
73 74 75 | Сюжетно-ролевая игра «Прогулка на катере» | 3 | 1.Комбинированный урок. 2-3. Урок-игра | | С.110.упр7 С.111.упр3 Выучить словарь. | | | Морской вокзал, катер, билеты, билетная касса, кассир, капитан, матросы, каюта, палуба, иллюминатор |
76. 77. | Работа с текстом «Всё ярче светит солнце». | 2 | Урок усвоения новых знаний. Урок закрепления знаний. | | С.117упр.9 Ответить на вопросы. | | | Заросли, осинник, березняк, усеяны, бурые чешуйки. |
78. | Составление рассказа « Весна в лесу». | 1 | Урок контроля. | Составление рассказа | Не задано. | | | Чистый, свежий, клейкие листочки, серёжки. |
79 | Работа над ошибками | 1 | Урок закрепления знаний. | | С.118.упр.11 | | | Чистый, свежий, клейкие листочки, серёжки. |
80. 81. | Составление плана к рассказу. | 2 | Урок усвоения новых знаний. Урок закрепления знаний. | | С.119.упр.8 С.120.упр13 Составить план. | | | Озаглавить текст, план, пункт плана. |
82. 83 | Работа с текстом « Первый в космосе». | 2 | Урок усвоения новых знаний. Урок закрепления знаний. | | С.126.упр.5 С.127.упр.9 Выучить словарь. | | | Космос, космический корабль, космонавт, ракета, полёт, скафандр. |
84 85. 86. | Работа над текстом «Театр». | 3 | Урок усвоения новых знаний. Урок закрепления знаний. Урок закрепления знаний. | | С.130.упр.8 С.134.упр.2 С.137.упр.6 | | | Театр, кукольный театр, костюмы, актёры, спектакль. |
87. 88. | Работа с текстом « Музей». | 2 | Урок усвоения новых знаний. Урок закрепления знаний. | | С.140.упр.10. С.144.упр.13. Выучить словарь. | | | Музей, краеведческий, исторический, военный, театральный. |
89 | Подготовка к написанию сочинения по картине В.А. Серова «Мика Морозов» | 1 | Урок закрепления знаний. | | С.147.упр.2 Выучить слова, ответить на вопросы. | | | Портрет, Мика Морозов, взгляд, одет, Валентин Серов художник, внешний вид, характер |
90 | Изложение по картине В.А. Серова «Мика Морозов» | 1 | Урок контроля | Изложение | Не задано. | | | Портрет, Мика Морозов, взгляд, одет, Валентин Серов художник, внешний вид, характер |
91. | Работа над ошибками Работа с вопросами к тексту « На выставке собак». | 1 | Урок усвоения новых знаний. | | С.146.упр.6 Ответить на вопросы. | | | Породы собак, овчарка, лайка, водолаз, борзая, гончая, колли, пожарные собаки, санитарные, собаки- поводыри, пограничные, сторожевые, собаки водолазы. |
92. | Подготовка к изложению «Кто хозяин». | 1 | Урок усвоения новых знаний. | | С.152упр.3 Выучить словарь. | | | Собака, спор, ссора, на помощь. |
93. | Изложение « Кто хозяин». | 1 | Урок контроля. | Изложение | Не задано. | | | План, пункт плана, абзац, красная строка. |
94 | Работа над ошибками | 1 | Урок закрепления знаний. | | С.153.упр.9 Ответить на вопросы. | | | Собака, спор, ссора, на помощь. |
95. | Составление рассказа по вопросам «Выполняй правила дорожного движения» и плану. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | | С.154. упр.10. Составить предложения по плану. | | | Светофор, пешеходный переход, зебра, правила дорожного движения. |
96. | Контрольное списывание | 1 | Урок контроля | К/с | Не задано. | | | Библиотека, библиотекарь, книги, книжный шкаф. |
97. | Составление рассказа о книге по плану и вопросам. | 1 | Урок закрепления знаний. | | С.160.упр.9 Составить предл-я по плану. | | | Название книги, автор , тема, страница. |
98 | Работа с вопросами по тексту «Олимпийские игры» | 1 | Урок усвоения новых знаний. | | С.163. упр.12 Выучить словарь. | | | Олимпийские игры, олимпийский флаг, Олимпиада. |
99 | Контрольная работа № 4 | 1 | Урок контроля | Контрольная работа | Не задано | | | Цветок, стебель, бутон, пушные пионы |
100 | Описание рисунка по плану «На реке». | 1 | Урок усвоения новых знаний. | | С.173.упр.9 Ответить на вопросы по плану. | | | Летние каникулы, играть в мяч, купаться, ловить рыбу, берег. |
101 | Закрепление пройденного. | 1 | Урок закрепления знаний. | | Повторить словарь с.171. | | | Плавать, ездить на велосипеде, мастерить модели |
102 103 104 105 | Обобщение изученного. | 4 | Урок обобщения и систематизации знаний. | | 1-3 Задание по карточкам Не задано. | | | Шиповник, лилии, кувшинки, ноготки. одуванчики |
Согласовано.
от 29.08.2016г. № ___
Согласовано.
Зам. директора по УВР
Казаркина Т.А.
_________2016г.