СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для учащегося 4 класса надомного обучения с умеренной умственной отсталостью

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»

Пояснительная записка

Адаптированная основная общеобразовательная программа по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» разработана в соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации (далее – РФ) от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Республики Татарстан (далее – РТ) от 22.07.2013 №68-ЗРТ, Законом РФ от 25.10.1991 №1807-1 (ред. от 12.03.2014) «О языках народов РФ», Законом РТ от 08.07.1992г. №1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан», согласно СанПиНу 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ОВЗ», порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утверждённому приказом МОиН РФ от 30.08.2013г. №1015, на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы» под редакцией И.М. Бгажноковой Москва: Просвещение 2011 г.; адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - АООП) ГБОУ «Казанская школа №76», Устава ГБОУ «Казанская школа №76».

      Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших глубоко умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых школьников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
      У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
      Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
            Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
      Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
      Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
      На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
      Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

      Обогащение и уточнение словаря. Называние и характеристика предметов и явлений по их основным свойствам. Сравнение предметов, классификация предметов, установление элементарных зависимостей. Активное участие в беседе.
      Описание предметов, явлений природы с использованием слов, усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам и действиям; сравнение предметов и явлений между собой и с другими предметами и явлениями.
      Дополнение высказываний собеседников на основе материала личных наблюдений и прочитанного.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам

      Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Ведение сезонного календаря природы и труда.
      Экскурсии по главной улице города, села, деревни, в школьные мастерские, магазины, огород, сад, парк или лес, к цветочной клумбе, в зоопарк, на животноводческую ферму, звероферму, птицеферму (исходя из местных условий).
      Практические работы по уходу за одеждой, обувью, за комнатными растениями, по выращиванию цветковых растений из семян.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

      Учащиеся должны уметь:
      называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
      активно участвовать в беседе;
      связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений;
      выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;
      соблюдать правила личной гигиены;
      соблюдать правила дорожного движения.
      Учащиеся должны знать:
      названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;
      правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.

                Учащиеся должны уметь:

Называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;

Активно участвовать в беседе;

Связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений;

Выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном участке, по уборке урожая;

Соблюдать правила личной гигиены;

Соблюдать правила дорожного движения.

Учащиеся должны знать:

Названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;

Правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.

Расчасовка:1ч. в неделю

Всего 34 часа.

1 четверть- 8 часов.

2 четверть- 7 часов.

3 четверть- 11 часов.

4 четверть- 8 часов. Календарно-тематическое планирование по предмету

«Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» 4 класс (ГУО)

п\п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип

урока.

Вид деятельности

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся (результат)

Вид

контроля

Домашнее

задание

Дата

проведения


1 четверть

8






план

факт

1


Введение.

Летние каникулы. Осенняя экскурсия



1



Комбинированный


Летние каникулы. Осенняя экскурсия. Рассматривание деревьев, сравнение и различия.

Знать: названия летних месяцев и осенних месяцев

Уметь: отвечать на вопросы, различать времена года



Индивидуальный

Составь по плану рассказ



2


Труд людей осенью


1

Объяснение нового материала

Труд людей осенью. Работа в садах, огородах. полевые работы. Уборка урожая.

Знать: порядок выполнения работ

Уметь: отвечать на вопросы


Индивидуальный

Составь по плану рассказ



3


Овощи: картофель, капуста.

1

Объяснение нового материала

Работа в садах, огородах, полевые работы. Уборка урожая.: картофеля, капусты. Различие овощей

Знать: порядок выполнения работ сбор картофеля, капусты,

Уметь: различать, отвечать на вопросы


Индивидуальный

Составь предложение,подобрав подходящее по смыслу действие



4


Овощи: свекла, горох.

1


Объяснение нового материала

Работа в садах, огородах, полевые работы. Уборка урожая.: свеклы, гороха Различие овощей

Знать: порядок выполнения работ сбор свеклы, гороха

Уметь: различать, отвечать на вопросы


Индивидуальный

Составь по плану рассказ



5


Ягоды: малина, земляника


1


Объяснение нового материала


Ягоды: малина, земляника .Время воспевания ягод их сбор. Рассмотрение рисунков, сравнение

Знать: порядок выполнения работ сбора малины, земляники

Уметь: различать, отвечать на вопросы


Индивидуальный

Составь предложение,подобрав подходящее по смыслу действие



6


Осень: Дорога в школу


1


Комбинированный

Осень: Дорога в школу. Форма одежды осень, как изменилась после лета. Сравнение по иллюстрации

Знать: время года-осень, предметы школьной формы

Уметь: правильно одевать школьную форму


Индивидуальный

Составь по плану рассказ





7

Лиственные деревья. Растения в природе и их значения в жизни человека




1



Объяснение нового материала

Лиственные деревья. Растения в природе и их значения в жизни человека.

Иллюстрации, рассказ

Знать: время года-осень,

Уметь: различать, отвечать на вопросы




Индивидуальный

Составь по плану рассказ




8

Бахчевые культуры: арбуз, дыни


1

Объяснение нового материала

Бахчевые культуры: арбуз, дыни. Сравнение по иллюстрации

Знать: время года-лето, осень,

Уметь: различать, отвечать на вопросы


Индивидуальный

Составь по плану рассказ




2 четверть

7









1


Сезонные изменения в природе



1


Объяснение нового материала

Сезонные изменения в природе. Сравнение по иллюстрации, рассказ.

Знать: время года, осадки, явления природы-снег, лёд, молния, дождь

Уметь: различать, отвечать на вопросы



Индивидуальный

Составь по плану рассказ




2

Транспорт: наземный, воздушный, водный. Правила дорожного движения.

1


Объяснение нового материала

Транспорт: наземный, воздушный, водный. Правила дорожного движения.

Сравнение по иллюстрации, рассказ.

Знать: виды наземный, воздушный, водный, правила дорожного движения.

Уметь: различать, отвечать на вопросы



Индивидуальный

Составь предложение, подобрав подходящее по смыслу действие




3

Сезонные изменения в природе. Декабрь-первый месяц зимы.



1


Объяснение нового материала

Сезонные изменения в природе. Декабрь-первый месяц зимы. Сравнение по иллюстрации, рассказ

Знать: время года, осадки, явления природы-снег, лёд, гололёд, мороз.

Уметь: различать, отвечать на вопросы



Индивидуальный

Составь предложение, подобрав подходящее по смыслу действие




4


Посуда. Виды

посуды.

1


Объяснение нового материала

Посуда. Виды посуды-кухонная, чайная, столовая.

Сравнение по иллюстрации, рассказ

Знать: виды посуды- кухонная, чайная, столовая

Уметь: различать, отвечать на вопросы



Индивидуальный

Составь предложение, подобрав подходящее по смыслу действие




5


Одежда. Сезонная

одежда.

1


Объяснение нового материала

Одежда. Сезонная

одежда. Сравнение по иллюстрации, рассказ

Знать: виды одежды-рабочая, школьная

Уметь: различать, отвечать на вопросы

Индивидуальный

Составь по плану рассказ




6


Обувь и уход за ней. Виды обуви


1


Объяснение нового материала

Обувь и уход за ней. Виды обуви. Сравнение по иллюстрации, рассказ.

Знать: виды обуви летняя, осенняя

Уметь: различать, отвечать на вопросы

Индивидуальный

Составь предложение

,подобрав подходящее по смыслу действие




7

Зимние забавы детей. Проверь себя! Итоги.

1


Урок обобщения

Обобщение по теме. Зимние забавы-катание на санках, лыжах. Иллюстрации, рассказ

Знать: время года, осадки, явления природы; снег, лёд, гололёд, мороз,.

Уметь: рассказывать, отвечать на вопросы

Индивидуальный

Составь по плану рассказ




3 четверть

11









1

Сезонные изменения в природе.


1


Объяснение нового материала

Сезонные изменения в природе. Сравнение по иллюстрации, рассказ

Знать: время года, осадки, явления природы-снег, лёд, молния, дождь

Уметь: различать, отвечать на вопросы

Индивидуальный

Составь по плану рассказ




2

Зимующие птицы: синица. Перелетные птицы: грач, скворец.


1


Объяснение нового материала

Зимующие птицы: синица. Перелетные птицы: грач, скворец. Сравнение по иллюстрации, рассказ

Знать: названия птиц

Уметь: различать синица, грач, скворец

Индивидуальный

Составь предложение,подобрав подходящее по смыслу действие





3



Человек и природа



1



Объяснение нового материала

Человек и природа. Иллюстрации, рассказ

Знать: время года, осадки, явления природы-снег, лёд, молния, дождь

Уметь: различать, отвечать на вопросы

Индивидуальный

Составь предложение,подобрав подходящее по смыслу действие




4

Домашние птицы: курица, утка.

1


Объяснение нового материала

Домашние птицы: курица, утка. Сравнение по иллюстрации, рассказ

Знать: названия домашних птиц

Уметь: отличать курицу от утки

Индивидуальный

Составь по плану рассказ




5

Сезонны изменения в природе. Январь. Февраль.



1


Объяснение нового материала

Сезонны изменения в природе. Январь. Февраль. Сравнение по иллюстрации, рассказ

Знать: время года, осадки, явления природы-снег, лёд, молния, дождь

Уметь: различать, отвечать на вопросы

Индивидуальный

Составь предложение,подобрав подходящее по смыслу действие




6

Труд людей города и села зимой.



1


Объяснение нового материала

Труд людей города и села зимой. Сравнение по иллюстрации, рассказ

Знать: порядок выполнения работ в городе и в селе

Уметь: отвечать на вопросы



Индивидуальный

Составь по плану рассказ




7

Домашние животные: коза, овца



1


Объяснение нового материала

Домашние животные: коза, овца. Ииллюстрации, рассказ

Знать: названия домашних животных-козы, овцы

Уметь: различать домашних животных-козы, овцы



Индивидуальный

Составь предложение,подобрав подходящее по смыслу действие




8

Дикие животные: ёж, медведь.



1


Объяснение нового материала

Дикие животные: ёж, медведь. Сравнение по иллюстрации, рассказ

Знать: названия диких животных: ёж, медведь, волк, лиса

Уметь: различать диких животных ежа, медведя



Индивидуальный

Составь по плану рассказ




9

Растения и животные весной.


1


Объяснение нового материала

Растения и животные весной. Сравнение по иллюстрации, рассказ

Знать: названия диких животных: ёж, медведь, волк, лиса; растений

Уметь: различать животных , растения


Индивидуальный

Составь по плану рассказ




10-11

Март- весенний месяц. Проверь себя! Итоги третьей четверти.



2



Урок обобщения

Март- весенний месяц. Итоги третьей четверти. Сравнение по иллюстрации, рассказ

Знать: время года, осадки, явления природы; снег, лёд, гололёд, сосульки

Уметь: рассказывать, отвечать на вопросы


Индивидуальный

Составь предложение,подобрав подходящее по смыслу действие




4 четверть

8









1

Природа весной.


1


Объяснение нового материала

Природа весной

Сравнение по иллюстрации, рассказ

Знать: названия весенних месяцев

Уметь: отвечать на вопросы, различать времена года


Индивидуальный

Составь по плану рассказ




2

Комнатные растения: герань, традесканция.


1


Объяснение нового материала

Комнатные растения: герань, традесканция.

Сравнение по иллюстрации, рассказ

Знать: комнатные растения: герань, традесканция.

Уметь: различать, отвечать на вопросы


Индивидуальный

Составь по плану рассказ




3

Насекомые: муравей, муха.


1


Объяснение нового материала


Насекомые: муравей, муха, комар, бабочка. Иллюстрации, рассказ, сравнение.

Знать: названия насекомых, их внешний вид.

Уметь: различать насекомых: муравья, муху


Индивидуальный

Составь по плану рассказ





4

Разнообразие животного мира. Охрана животных. Местные заповедники и зоопарки.




1



Объяснение нового материала

Разнообразие животного мира. Охрана животных. Местные заповедники и зоопарки. Сравнение по иллюстрации, рассказ

Знать: названия диких и домашних животных

Уметь: различать, отвечать на вопросы




Индивидуальный

Составь по плану рассказ





5


Экология воздуха и охрана окружающей среды.



1



Объяснение нового материала

Экология воздуха и охрана окружающей среды.

Сравнение по иллюстрации, рассказ

Знать: чистый воздух-важное значение для жизни человека

Уметь: отвечать на вопросы



Индивидуальный

Составь по плану рассказ




6

Сезонные изменения весной


1


Объяснение нового материала

Сезонные изменения весной

Сравнение по иллюстрации, рассказ

Знать: время года, осадки, явления природы-молния, гром, град, дождь

Уметь: различать, отвечать на вопросы



Индивидуальный

Составь по плану рассказ





7

Мой организм и органы чувств: глаза и уши, уход за ними. Нос, язык, зубы.


1


Объяснение нового материал

Мой организм и органы чувств: глаза и уши, уход за ними. Нос, язык, зубы.

Сравнение по иллюстрации, рассказ

Знать: органы чувств: глаза и уши, нос, язык, зубы

Уметь: ухаживать за ними



Индивидуальный

Составь предложение,подобрав подходящее по смыслу действие




8

Проверь себя! Итоги.

1


Урок обобщения

Повторение изученного за год. Иллюстрации.

Знать: времена года, названия диких и домашних животных, названия растений и насекомых, изученных за год

Уметь: показывать на иллюстрациях, различать.


Индивидуальный

Составь по плану рассказ