Адаптированная основная общеобразовательная программа по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» разработана в соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации (далее – РФ) от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Республики Татарстан (далее – РТ) от 22.07.2013 №68-ЗРТ, Законом РФ от 25.10.1991 №1807-1 (ред. от 12.03.2014) «О языках народов РФ», Законом РТ от 08.07.1992г. №1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан», согласно СанПиНу 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ОВЗ», порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утверждённому приказом МОиН РФ от 30.08.2013г. №1015, на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы» под редакцией И.М. Бгажноковой Москва: Просвещение 2011 г.; адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - АООП) ГБОУ «Казанская школа №76», Устава ГБОУ «Казанская школа №76».
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших глубоко умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых школьников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
Обогащение и уточнение словаря. Называние и характеристика предметов и явлений по их основным свойствам. Сравнение предметов, классификация предметов, установление элементарных зависимостей. Активное участие в беседе.
Описание предметов, явлений природы с использованием слов, усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам и действиям; сравнение предметов и явлений между собой и с другими предметами и явлениями.
Дополнение высказываний собеседников на основе материала личных наблюдений и прочитанного.
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Ведение сезонного календаря природы и труда.
Экскурсии по главной улице города, села, деревни, в школьные мастерские, магазины, огород, сад, парк или лес, к цветочной клумбе, в зоопарк, на животноводческую ферму, звероферму, птицеферму (исходя из местных условий).
Практические работы по уходу за одеждой, обувью, за комнатными растениями, по выращиванию цветковых растений из семян.
Называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
Выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном участке, по уборке урожая;
Соблюдать правила дорожного движения.
Правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.
Расчасовка:1ч. в неделю
Всего 34 часа.
1 четверть- 8 часов.
2 четверть- 7 часов.
3 четверть- 11 часов.
4 четверть- 8 часов. Календарно-тематическое планирование по предмету
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока. Вид деятельности | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся (результат) | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения |
| 1 четверть | 8 | | | | | | план | факт |
1 | Введение. Летние каникулы. Осенняя экскурсия | 1 | Комбинированный | Летние каникулы. Осенняя экскурсия. Рассматривание деревьев, сравнение и различия. | Знать: названия летних месяцев и осенних месяцев Уметь: отвечать на вопросы, различать времена года | Индивидуальный | Составь по плану рассказ | | |
2 | Труд людей осенью | 1 | Объяснение нового материала | Труд людей осенью. Работа в садах, огородах. полевые работы. Уборка урожая. | Знать: порядок выполнения работ Уметь: отвечать на вопросы | Индивидуальный | Составь по плану рассказ | | |
3 | Овощи: картофель, капуста. | 1 | Объяснение нового материала | Работа в садах, огородах, полевые работы. Уборка урожая.: картофеля, капусты. Различие овощей | Знать: порядок выполнения работ сбор картофеля, капусты, Уметь: различать, отвечать на вопросы | Индивидуальный | Составь предложение,подобрав подходящее по смыслу действие | | |
4 | Овощи: свекла, горох. | 1 | Объяснение нового материала | Работа в садах, огородах, полевые работы. Уборка урожая.: свеклы, гороха Различие овощей | Знать: порядок выполнения работ сбор свеклы, гороха Уметь: различать, отвечать на вопросы | Индивидуальный | Составь по плану рассказ | | |
5 | Ягоды: малина, земляника | 1 | Объяснение нового материала | Ягоды: малина, земляника .Время воспевания ягод их сбор. Рассмотрение рисунков, сравнение | Знать: порядок выполнения работ сбора малины, земляники Уметь: различать, отвечать на вопросы | Индивидуальный | Составь предложение,подобрав подходящее по смыслу действие | | |
6 | Осень: Дорога в школу | 1 | Комбинированный | Осень: Дорога в школу. Форма одежды осень, как изменилась после лета. Сравнение по иллюстрации | Знать: время года-осень, предметы школьной формы Уметь: правильно одевать школьную форму | Индивидуальный | Составь по плану рассказ | | |
7 | Лиственные деревья. Растения в природе и их значения в жизни человека | 1 | Объяснение нового материала | Лиственные деревья. Растения в природе и их значения в жизни человека. Иллюстрации, рассказ | Знать: время года-осень, Уметь: различать, отвечать на вопросы | Индивидуальный | Составь по плану рассказ | | |
8 | Бахчевые культуры: арбуз, дыни | 1 | Объяснение нового материала | Бахчевые культуры: арбуз, дыни. Сравнение по иллюстрации | Знать: время года-лето, осень, Уметь: различать, отвечать на вопросы | Индивидуальный | Составь по плану рассказ | | |
| 2 четверть | 7 | | | | | | | |
1 | Сезонные изменения в природе | 1 | Объяснение нового материала | Сезонные изменения в природе. Сравнение по иллюстрации, рассказ. | Знать: время года, осадки, явления природы-снег, лёд, молния, дождь Уметь: различать, отвечать на вопросы | Индивидуальный | Составь по плану рассказ | | |
2 | Транспорт: наземный, воздушный, водный. Правила дорожного движения. | 1 | Объяснение нового материала | Транспорт: наземный, воздушный, водный. Правила дорожного движения. Сравнение по иллюстрации, рассказ. | Знать: виды наземный, воздушный, водный, правила дорожного движения. Уметь: различать, отвечать на вопросы | Индивидуальный | Составь предложение, подобрав подходящее по смыслу действие | | |
3 | Сезонные изменения в природе. Декабрь-первый месяц зимы. | 1 | Объяснение нового материала | Сезонные изменения в природе. Декабрь-первый месяц зимы. Сравнение по иллюстрации, рассказ | Знать: время года, осадки, явления природы-снег, лёд, гололёд, мороз. Уметь: различать, отвечать на вопросы | Индивидуальный | Составь предложение, подобрав подходящее по смыслу действие | | |
4 | Посуда. Виды посуды. | 1 | Объяснение нового материала | Посуда. Виды посуды-кухонная, чайная, столовая. Сравнение по иллюстрации, рассказ | Знать: виды посуды- кухонная, чайная, столовая Уметь: различать, отвечать на вопросы | Индивидуальный | Составь предложение, подобрав подходящее по смыслу действие | | |
5 | Одежда. Сезонная одежда. | 1 | Объяснение нового материала | Одежда. Сезонная одежда. Сравнение по иллюстрации, рассказ | Знать: виды одежды-рабочая, школьная Уметь: различать, отвечать на вопросы | Индивидуальный | Составь по плану рассказ | | |
6 | Обувь и уход за ней. Виды обуви | 1 | Объяснение нового материала | Обувь и уход за ней. Виды обуви. Сравнение по иллюстрации, рассказ. | Знать: виды обуви летняя, осенняя Уметь: различать, отвечать на вопросы | Индивидуальный | Составь предложение ,подобрав подходящее по смыслу действие | | |
7 | Зимние забавы детей. Проверь себя! Итоги. | 1 | Урок обобщения | Обобщение по теме. Зимние забавы-катание на санках, лыжах. Иллюстрации, рассказ | Знать: время года, осадки, явления природы; снег, лёд, гололёд, мороз,. Уметь: рассказывать, отвечать на вопросы | Индивидуальный | Составь по плану рассказ | | |
| 3 четверть | 11 | | | | | | | |
1 | Сезонные изменения в природе. | 1 | Объяснение нового материала | Сезонные изменения в природе. Сравнение по иллюстрации, рассказ | Знать: время года, осадки, явления природы-снег, лёд, молния, дождь Уметь: различать, отвечать на вопросы | Индивидуальный | Составь по плану рассказ | | |
2 | Зимующие птицы: синица. Перелетные птицы: грач, скворец. | 1 | Объяснение нового материала | Зимующие птицы: синица. Перелетные птицы: грач, скворец. Сравнение по иллюстрации, рассказ | Знать: названия птиц Уметь: различать синица, грач, скворец | Индивидуальный | Составь предложение,подобрав подходящее по смыслу действие | | |
3 | Человек и природа | 1 | Объяснение нового материала | Человек и природа. Иллюстрации, рассказ | Знать: время года, осадки, явления природы-снег, лёд, молния, дождь Уметь: различать, отвечать на вопросы | Индивидуальный | Составь предложение,подобрав подходящее по смыслу действие | | |
4 | Домашние птицы: курица, утка. | 1 | Объяснение нового материала | Домашние птицы: курица, утка. Сравнение по иллюстрации, рассказ | Знать: названия домашних птиц Уметь: отличать курицу от утки | Индивидуальный | Составь по плану рассказ | | |
5 | Сезонны изменения в природе. Январь. Февраль. | 1 | Объяснение нового материала | Сезонны изменения в природе. Январь. Февраль. Сравнение по иллюстрации, рассказ | Знать: время года, осадки, явления природы-снег, лёд, молния, дождь Уметь: различать, отвечать на вопросы | Индивидуальный | Составь предложение,подобрав подходящее по смыслу действие | | |
6 | Труд людей города и села зимой. | 1 | Объяснение нового материала | Труд людей города и села зимой. Сравнение по иллюстрации, рассказ | Знать: порядок выполнения работ в городе и в селе Уметь: отвечать на вопросы | Индивидуальный | Составь по плану рассказ | | |
7 | Домашние животные: коза, овца | 1 | Объяснение нового материала | Домашние животные: коза, овца. Ииллюстрации, рассказ | Знать: названия домашних животных-козы, овцы Уметь: различать домашних животных-козы, овцы | Индивидуальный | Составь предложение,подобрав подходящее по смыслу действие | | |
8 | Дикие животные: ёж, медведь. | 1 | Объяснение нового материала | Дикие животные: ёж, медведь. Сравнение по иллюстрации, рассказ | Знать: названия диких животных: ёж, медведь, волк, лиса Уметь: различать диких животных ежа, медведя | Индивидуальный | Составь по плану рассказ | | |
9 | Растения и животные весной. | 1 | Объяснение нового материала | Растения и животные весной. Сравнение по иллюстрации, рассказ | Знать: названия диких животных: ёж, медведь, волк, лиса; растений Уметь: различать животных , растения | Индивидуальный | Составь по плану рассказ | | |
10-11 | Март- весенний месяц. Проверь себя! Итоги третьей четверти. | 2 | Урок обобщения | Март- весенний месяц. Итоги третьей четверти. Сравнение по иллюстрации, рассказ | Знать: время года, осадки, явления природы; снег, лёд, гололёд, сосульки Уметь: рассказывать, отвечать на вопросы | Индивидуальный | Составь предложение,подобрав подходящее по смыслу действие | | |
| 4 четверть | 8 | | | | | | | |
1 | Природа весной. | 1 | Объяснение нового материала | Природа весной Сравнение по иллюстрации, рассказ | Знать: названия весенних месяцев Уметь: отвечать на вопросы, различать времена года | Индивидуальный | Составь по плану рассказ | | |
2 | Комнатные растения: герань, традесканция. | 1 | Объяснение нового материала | Комнатные растения: герань, традесканция. Сравнение по иллюстрации, рассказ | Знать: комнатные растения: герань, традесканция. Уметь: различать, отвечать на вопросы | Индивидуальный | Составь по плану рассказ | | |
3 | Насекомые: муравей, муха. | 1 | Объяснение нового материала | Насекомые: муравей, муха, комар, бабочка. Иллюстрации, рассказ, сравнение. | Знать: названия насекомых, их внешний вид. Уметь: различать насекомых: муравья, муху | Индивидуальный | Составь по плану рассказ | | |
4 | Разнообразие животного мира. Охрана животных. Местные заповедники и зоопарки. | 1 | Объяснение нового материала | Разнообразие животного мира. Охрана животных. Местные заповедники и зоопарки. Сравнение по иллюстрации, рассказ | Знать: названия диких и домашних животных Уметь: различать, отвечать на вопросы | Индивидуальный | Составь по плану рассказ | | |
5 | Экология воздуха и охрана окружающей среды. | 1 | Объяснение нового материала | Экология воздуха и охрана окружающей среды. Сравнение по иллюстрации, рассказ | Знать: чистый воздух-важное значение для жизни человека Уметь: отвечать на вопросы | Индивидуальный | Составь по плану рассказ | | |
6 | Сезонные изменения весной | 1 | Объяснение нового материала | Сезонные изменения весной Сравнение по иллюстрации, рассказ | Знать: время года, осадки, явления природы-молния, гром, град, дождь Уметь: различать, отвечать на вопросы | Индивидуальный | Составь по плану рассказ | | |
7 | Мой организм и органы чувств: глаза и уши, уход за ними. Нос, язык, зубы. | 1 | Объяснение нового материал | Мой организм и органы чувств: глаза и уши, уход за ними. Нос, язык, зубы. Сравнение по иллюстрации, рассказ | Знать: органы чувств: глаза и уши, нос, язык, зубы Уметь: ухаживать за ними | Индивидуальный | Составь предложение,подобрав подходящее по смыслу действие | | |
8 | Проверь себя! Итоги. | 1 | Урок обобщения | Повторение изученного за год. Иллюстрации. | Знать: времена года, названия диких и домашних животных, названия растений и насекомых, изученных за год Уметь: показывать на иллюстрациях, различать. | Индивидуальный | Составь по плану рассказ | | |